Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района
p align="left">Иной позиции придерживаются Э.Г. Тучкова и М.Л. Захаров. Ими подразделяются виды социального обслуживания на «наиболее значимые», «сквозные» и «незначимые» [8, с. 494]. К первым относятся: реабилитация, образование и обеспечение занятости инвалидов; протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами; социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях; социальное обслуживание детей. «Сквозным» видом социального обслуживания ими называется материальная помощь.

Представляется, что предлагаемая авторами классификация видов социального обслуживания не совсем удачна, во-первых, поскольку в семантическом понимании «реабилитация» означает «восстановление», то выделяемая ими в качестве самостоятельного вида социального обслуживания «протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов транспортными средствами» на самом деле не является таковой (поскольку эта помощь оказывается с целью реабилитации инвалидов) и потому должна относиться к реабилитационному виду обслуживания.

Во-вторых, такой вид социального обслуживания, как обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, не включает в себя социальное обслуживание в полустационарных учреждениях. Между тем этот вид обслуживания существенно отличается от стационарного, от обслуживания на дому и особо выделяется законодателем. В-третьих, авторы не указывают критериев, по которым они подразделяют социальное обслуживание на виды, и потому сложно проследить логическую связь и целесообразность именно такой классификации. В связи с изложенным представляется, что существующее в современной России социальное обслуживание нуждается в более четкой организационно-правовой классификации. Такую классификацию можно проводить по различным основаниям: по видам социального обслуживания; по субъектам, которым предоставляется обслуживание; по субъектам, предоставляющим обслуживание; по источникам приобретения прав па обслуживание; по условиям предоставления социальных услуг; по форме предоставления социальных услуг; по объему предоставляемых услуг.

Рассмотрим виды социального обслуживания согласно Федеральному закону поподробнее [3, с. 12].

Социальное обслуживание на дому (статья 9) осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях (статья 10) социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Предоставление временного приюта (статья 11). Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время (статья 12) предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации (статья 13) по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги (статья 14). Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. При этом социальной услугой (в прямом смысле этого слова) можно признать лишь такую из них, которая предоставляется бесплатно или на условиях частичной оплаты.

В этом суть ее названия -- «социальная услуга». На это обстоятельство указывает Е. Е. Мачульская [15, с. 64].. По ее мнению, бесплатность услуг в области социального обеспечения для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государственных программ или перечней либо за плату на возмездно-неэквивалентной основе, является одним из отличительных их признаков.

Аналогичный подход к этому вопросу проявляет и А.Л. Благодир. По ее мнению, «отличие социальной услуги заключается в том, что она предоставляется определенной категории граждан (пожилым, инвалидам, детям) для удовлетворения их специфических потребностей (например, в предоставлении средств передвижения, профессиональной реабилитации) бесплатно или на условиях частичной оплаты за счет средств общества, а не за счет собственных доходов [19, с. 21].

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб (статья 16).

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

– гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

– гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

– несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» существенно дополняет и конкретизирует наши представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в Законе предмет его определяется таким образом: «Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах». Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг [14, с. 379].

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

2 апреля 2004 года Правительством Российской Федерации был внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации» по вопросу оплаты стационарного обслуживания».

Целью законопроекта является более детальное законодательное регулирование стационарного обслуживания лиц, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Поправки, вносимые в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», четко определяет содержание социального обслуживания в стационарных условиях, которые включает в себя не только оказание социальных услуг, но и предоставление жилых помещений, оборудования, инвентаря, питания, а также осуществление других мероприятий для создания соответствующих возрасту и состоянию здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов условий жизнедеятельности. При этом устанавливается, что порядок оплаты, как социальных услуг, так и стационарного обслуживания, определяется Правительством Российской Федерации. В Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» вносятся изменения, касающиеся оплаты стационарного обслуживания. Изменяются основания для предоставления бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг. В действующем законодательстве критерием предоставления указанных услуг является размер пенсии с учетом надбавок. Рассматриваемый законопроект закрепляет в качестве критерия предоставления социальных услуг не размер пенсии с надбавками, а среднедушевой доход граждан - получателей таких услуг. Это позволит учитывать все доходы граждан пожилого возраста и инвалидов, желающих получать социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, при определении условий их оказания. Кроме того, на законодательном уровне устанавливается, что оплата стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, включающая оплату затрат на содержание предоставляемых жилых помещений, приобретение продуктов питания ми мягкого инвентаря, производится на основании договора, заключаемого между гражданами и стационарными учреждениями. Порядок заключения договора определяется Правительством Российской Федерации. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, согласно законопроекту, не может превышать 75% от назначенной гражданам пенсии [20, с. 12].

Таким образом, исходя из смысла действующего законодательства, «социальное обслуживание» представляет собой установленную в законе деятельность специальных организаций по предоставлению различного рода социальных услуг бесплатно или безэквивалентно в соответствии с установленными государственными стандартами по социальной адаптации и реабилитации для лиц, находящихся по не зависящем от них обстоятельствам в ситуации, нарушающей их жизнедеятельность и которую они не могут преодолеть самостоятельно (или с помощью лиц, обязанных по закону их содержать).

1.3 Особенности организации социального обслуживания сельского населения

Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей для оздоровления экономики и общества в целом. Социально-демографическая ситуация в сельской местности всегда отличалась своими особенностями. В свое время в Программе КПСС была поставлена задача ликвидации существенных различий между городом и селом, но решить ее по понятным причинам не удалось. В настоящее время изменение социально-демографической ситуации в сельской местности характеризуется рядом тенденций.

Специфическими особенностями села являются: характер расселения (рассредоточенность, преобладание частного, односемейного жилищного фонда); социально-демографическая структура населения, более низкий уровень жизни, уровень образования и квалификации; более значительная роль исторических, культурных, сословных, национальных традиций; специфика форм человеческого общения (зачастую все жители знают друг друга); более низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры поселений; характер местной экономики: земля как основной природный ресурс, значительная роль личных хозяйств в производстве продукции, сезонный характер занятости, высокая зависимость от природно-климатических условий; худшая транспортная доступность и обеспеченность современными средствами связи.

В России около 142 тысяч сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 человек (таких около 34 тысяч) до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 года, проживает 38,7 миллион человек. Кроме того, имеется более 3 тысячи населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов Российской Федерации и территорий внутри одного субъекта Российской Федерации.

Сельские поселения образуются, как правило, в непосредственной близости от сферы трудовой деятельности работников сельского хозяйства - продуктивных земельных угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование и развитие сельских населенных пунктов оказывает комплекс природно-климатических условий, наиболее благоприятных в южной части европейской территории страны. Основными задачами муниципального управления в сельской местности являются: поддержка сельскохозяйственного производства и агропереработки; регулирование землепользования, планировки и застройки поселений; содержание и развитие инженерной инфраструктуры поселений и сферы обслуживания (улучшение обеспечения населения соответствующими услугами); содержание и развитие социальной сферы поселений (улучшение возможностей получения образования, медицинской помощи, пользования учреждениями культуры, занятиями физкультурой и сортом, социальной поддержки отдельных граждан); организация самоуправления, вовлечение активной части сельских жителей в процесс муниципального управления [21, с. 466] .

Для решения задачи обеспечения населения соответствующими услугами сначала следует выявить наиболее острые проблемы в этой сфере.

Важнейшим условием эффективности сельской социальной инфраструктуры является комплексное размещение ее объектов на территории сельских муниципальных образований, особенностями, функционирования которых является относительная ограниченность возможностей жителей потреблять социальные услуги за пределами муниципального образования, сезонная неравномерность производственной нагрузки на работника, большой удельный вес пожилых людей в составе населения и относительно невысокий уровень доходов сельских жителей.

Внимание правительств к «крестьянскому вопросу» [23, с. 89] диктуется громадной значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в экономику, культуру, духовную жизнь страны, его исторической ролью в социальных преобразованиях как развитых, так и развивающихся стран. Вместе с тем во многих странах сельским сектором продолжают пренебрегать. Имеющиеся ресурсы используют для инвестиций в промышленность, поддержания государственных служб, улучшения городской инфраструктуры и условий жизни в городах. Сельскому населению во многих странах все труднее становится уйти от проблем бедности. Медленно идет процесс интеграции крестьянства в национальные и мировые сообщества. Неадекватным его социальному статусу остается отношение правительств к удовлетворению базовых потребностей сельских жителей, проживающих в сложных социально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизни сельского населения, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людей в городских условиях. При этом со стороны правительственных кругов проявляется определенная недальновидность, так как очевидно, что включение сельского социума в приоритеты экономической и социальной политики может стать одной из главных стратегических магистралей выведения таких стран, как, например, Россия, из кризиса. Именно сельскому социуму должен быть отдан приоритет в развитии социальной работы в силу его специфики, которая может стать основой дальнейшего развития социальной работы как профессии, если рассматривать сельских жителей как одну из категорий социально перспективного контингента любой страны.

Уровень, качество и устойчивость жизни являются главными факторами, определяющими социально-психологический климат в социуме.

Сегодня преобладающая часть дохода крестьянина поступает от ведения личного подсобного хозяйства. Поэтому необходимо постоянно, ежедневно помогать частному, личному подворью в решении насущных повседневных проблем - информационных, материальных, помогать заботой ветеринаров, зоотехнической и агрономической служб, обеспечением полноценными кормами, а также централизованным сбором и реализацией молока, мяса, зерна, овощей…

Доктор экономических наук М. Сергеев считает, что состояние сельского хозяйства сегодня - критическое. Он считает, что село не может гордиться ни одной цифрой, ни одним показателем развития сельского хозяйства. По его мнению, большую тревогу вызывают закупочные цены, по которым сельчане сдают зерно, мясо, молоко. Закупочные цены на следующий год должны быть известны уже в октябре-ноябре, чтобы составить бизнес-план будущего года. А у нас закупочные цены объявляют тогда, когда селяне зерно уже сдали по низкой цене. Еще одной проблемой он считает то, что люди, которые за последние десять лет сколотили нечестным путем крупные состояния, сегодня совершают захват земель. Многие селяне, у которых на руках нет свидетельства о собственности на землю, даже не знают, что руководители уже составили договор и отдали их земли. К сожалению, продолжаются негативные процессы и в социальной сфере села: ликвидируются детские сады, пустеют школы, дряхлеют и рушатся клубы, редко где сохранились библиотеки. У селян нет денег на оплату газа, на оплату электроэнергии, даже на то, чтобы собрать детей в школу… Волнуют и тревожат проблемы сельских учителей, врачей, студентов, пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, сирот. О них надо по-настоящему заботиться, ежедневно, а не только по случаю знаменательных дат. Экономить на медицине, на образовании, на культуре, на детях, на пожилых людях - значит, экономить на будущем.

Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни - величина переменная, свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняя продолжительность жизни является обобщенным критерием, определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты