Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района
p align="left">Рисунок 1 -Анализ сотрудников Центра по уровню образования

Территория Нижнекамского района составляет 1670 кв. км, радиус обслуживания по району - более 80 км. Из 67 сел и деревень района 42 охвачено предоставлением социальных услуг.

Из общего количества пенсионеров 336 человек нуждаются в постороннем уходе. В соответствии с рисунком 2, тремя отделениями обслуживания на дому в I полугодие 2006 года обслужено 227 человек, из них: участников ВОВ - 19 человек; инвалидов ВОВ - 5 человек; тружеников тыла - 49 человек; инвалидов общего заболевания - 97 человек.

Рисунок 2 - Обслуженные на дому в 1 полугодие 2007 года

Обслуживание пожилых граждан на дому является наиболее востребованной формой социального обслуживания. По своему статусу клиенты выделяются в три группы: одинокие - 70% обслуживаемых, одиноко проживающие - 20% и проживающие совместно с близкими родственниками - 10%. Исследование контингента обслуживаемых дало возможность «нарисовать» обобщенный портрет клиента надомной службы: в основном это одинокий пожилой человек в возрасте старше 70 лет и возможно имеющий II группу инвалидности. Деятельность отделений обслуживания на дому направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде обитания и поддержание на высоком уровне их социального, психологического и физического статуса. Социально-бытовые услуги на дому рассматриваются в учреждении как альтернатива помещения пожилого человека в интернатное учреждение. Оказание социальных услуг способствует адаптации к изменившимся функциональным возможностям пожилого человека. Процедура обслуживания включает спектр основных мероприятий: знакомство с клиентом; изучение бытовых условий, в которых проживает клиент; выяснение качества отношений с соседями, друзьями, товарищами по бывшей работе, представителями общественных организаций; разработка мер по поддержке и развитию социальных нужных клиенту услуг, предусмотренных нормативно-правовыми документами. Реализация данных направлений на практике, способствует повышению самочувствия и оптимизма граждан пожилого возраста. При приеме на обслуживание учитывается индивидуальная степень нуждаемости в социальных услугах с учетом функционального состояния и социальных показаний, которой будет соответствовать определенный перечень социальных услуг. Совместно с органами местного самоуправления, участковыми больницами, Советами ветеранов Центр выявляет нуждающихся в социальном обслуживании.

Объем выполняемых социальным работником функций на селе достаточно широк: в различных ситуациях он вынужден брать на себя отдельные обязанности врача, юриста, психолога и все чаще выступает в роли консультанта, информатора по другим интересующим граждан вопросам. Особое внимание уделяется малым населенным пунктам, где работники являются единственным связующим звеном с внешним миром. Таким образом, в Нижнекамском муниципальном районе реализуется технология по организации мобильной помощи гражданам, проживающим в трудно доступных районах, представляющая собой бригадный метод обслуживания. В 2005-2006 годах опробована технология однодневных заездов в реабилитационное отделение Центра «Милосердие» города Нижнекамска в стационарное отделение Краснокадкинской участковой больницы, целью которой является - снижение времени адаптации одиноких пенсионеров к новым условиям проживания и преодоление страха перед необходимостью определения в дома-интернаты, на социальные койки и в другие государственные полустационарные и стационарные учреждения социального обслуживания. Одной из новаторских форм поддержки одиноких пожилых людей и улучшения условий проживания явилась идея открытия социальных квартир в одном из сел Нижнекамского района. За проживающими в социальных квартирах гражданами установлен уход медицинской сестры и социального работника. В 2003 году в Центре введена такая форма обслуживания, как патронаж. Решением комиссии патронаж устанавливается над одинокими пенсионерами, которые отказываются от помощи посторонних лиц в силу своих религиозных убеждений, свойств характера, возрастных изменений. Как правило, это пенсионеры старше 80 лет, страдающие хроническими заболеваниями. Как показывает опыт социального патронажа социально-психологической воздействие социального работника способно вызвать позитивное изменение в психике людей и далее в их жизни и поведении, а также жизненной ситуации клиента.

Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому особо необходимы в сельской местности, где остро не хватает учреждений здравоохранения и крайне ограничены возможности оказания медицинских услуг, тем более в домашних условиях. В структуре Центра работает 2 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому и в работы этих отделений характерен тесный контакт с территориальными медицинскими учреждениями. Широкое распространение в специализированных отделениях получила организация для тяжелобольных стационарного лечения на дому под строгим наблюдением медицинских работников отделения и лечащих врачей районных участковых больниц. Важно, что в процессе лечения при необходимости на дому организуются консультации специалистов-медиков. Регулярно обновляются домашние аптечки обслуживаемых за счет средств спонсоров и Центра. Следует признать, что у сельского жителя гораздо больше проблем и трудностей, а возможностей их решения - на много порядков меньше. Пытаясь как-то смягчить эту ситуацию в Нижнекамском муниципальном районе при участковой больнице деревни Красная Кадка открыты социальные койки на 30 мест. Основная идея организации социальных коек - облегчить боль и страдания как физические так и душевные. Даже если больного нельзя вылечить, это не значит, что для него нельзя ничего сделать. За пенсионерами, находящимися на социальных койках закреплены палатные медицинские сестры, санитарки и социальный работник Центра. Оформление на социальные койки производится на основании личного заявления, заключается трехсторонний договор между главным врачом ЦРБ, Управлением социальной защиты и пенсионером. По этому пенсионер ежемесячно вносит плату в размере 50% от своей пенсии. Эти средства расходуются на дополнительное питание, улучшение условий проживания. Целый день пенсионеры, проживающие на социальных койках, находятся под присмотром социального работника, который бывает рядом с ними, помогает в решении проблем бытового характера, оказывает психологическую помощь. Также социальный работник обеспечивает приготовление и доставку пищи для тяжелобольных, помогает поддерживать личную гигиену. Социальный работник Центра оказывает содействие в поддержании контактов обслуживаемых с родными, близкими, оказывает помощь в получении установленных действующим законодательством льгот.

Основной категорией граждан, проживающих на социальных койках, являются одинокие пенсионеры, инвалиды, проживающие в домах без удобств, а также беженцы из числа пенсионеров. В зимний период количество желающих попасть на социальные койки значительно возрастает, так как в большинстве дома у одиноких пенсионеров не газифицированы, отапливаются дровами, а на покупку дров нет средств.

С 01. 11. 2003 года в Нижнекамском муниципальном районе введен порядок и условия предоставления социальных услуг на платной основе. За I полугодие 2006 года за оказание гарантированных и дополнительных услуг собрано 99213,98 тыс. рублей, тогда как за такой же период 2005 года - 72525,54 тыс. рублей.

Не менее важной формой является срочное социальное обслуживание, которое носит характер неотложной разовой помощи остронуждающимся в социальной поддержке. На данный вид обслуживания имеется устойчивый спрос. Отделением срочного обслуживания оказывается материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в виде денежных средств, продуктов питания, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, а также топливом.

Отделением срочного социального обслуживания оказывается материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в виде денежных средств, продуктов питания, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, а также топливом.

В работе Центра социального обслуживания активное участие принимают школьники района, которые участвуют во всех мероприятиях. Дети готовят концертные программы, разносят пригласительные билеты, продуктовые наборы к таким мероприятиям как День победы, День пожилых людей, Декада инвалидов и прочие. Оказание «тимуровской» помощи престарелым гражданам и инвалидам носит периодический характер. Школьники сельских и поселковых школ под руководством педагогов оказывают разовую помощь ко Дню Победы, Дню пожилых людей, Дню единства и согласия.

В ходе написания дипломной работы нами было проведено социологическое исследование по определению удовлетворенности пожилых людей села организацией социального обслуживания, эффективности социальных услуг, их роли в жизни пенсионеров.

Исследование проводилось в сельских поселениях Нижнекамского муниципального района. В районе существуют довольно крупные села, где проживает немало молодежи. В основном села газифицированы, созданы возможности для проведения водопровода в дом, но обращает на себя внимание плохое состояние дорог к сельским поселениям.

В соответствии с рисунком 3, большая часть опрошенных нами пожилых жителей сел имеет доход от 2000 до 3000 рублей (35%).

Рисунок 3 - Уровень дохода опрошенных пожилых жителей сел Нижнекамского муниципального района

Можно дополнить сведения о материальном благополучии сельчан данными об источниках доходов. У всех опрошенных главным источником дохода является пенсия и социальные выплаты. Дополнительных доходов у пенсионеров, по их словам, нет. Оказалось, что 9% опрошенных живут очень бедно, их размер пенсии не превышает 1000 рублей. В опрошенных селах большинство престарелых являются инвалидами той или иной группы (39%) и одиноко проживающими (21%). В соответствии с рисунком 4, надо отметить, что доля одиноких пожилых людей тоже немаленькая (9%), то есть 30% пожилых людей живут одни и вынуждены сами заботиться о себе.

Рисунок 4 - Показатели социального положения сельских пожилых граждан

В основу исследования уровня жизни пожилых сельчан, мы положили анализ их самооценки. В целом, удовлетворены своей жизнью 70% респондентов, 30% считают, что их жизнь складывается более-менее. На вопрос «От чего зависит Ваше благополучие?» в соответствии с рисунком 5, 43% опрошенных ответили, что от них самих. Большинство респондентов надеются на помощь государства - 51%. Интересно то, что ни один респондент не считает, что их благополучие зависит от родственников. Наоборот 6% больше верят живущим рядом людям. В эту категорию людей мы включили соседей, социальных и медицинских работников.

Рисунок 5 - Показатели зависимости пожилых людей от кого-либо

Все наши респонденты пользуются социальными услугами той или иной формы. Большинство из них нуждаются в социальном обслуживании на дому - 70%. Но есть и такие и их немало (21%), обслуживаемые в стационарной форме. Мы опросили престарелых, проживающих на социальных койках Краснокадкинской больницы. Многие пенсионеры получают пенсию ниже прожиточного минимума, бесплатными услугами пользуются лишь 8% опрошенных. В основном (64%) респонденты пользуются услугами частичной оплаты. Несмотря на то, что 28% пожилых людей получают услуги платно, они довольны уже тем, что кто-то о них заботится. Это можно объяснить тем, что престарелые, особенно, одинокие и одинокопроживающие не могут обходиться без помощи социального работника. Люди, которые пользуются платными услугами, в основном, нуждаются в мытье полов, покупке и доставке продуктов, уборке жилых помещений (76%). Также 9% престарелых нуждаются в санитарно-гигиенических услугах, сюда входят стрижка ногтей, причесывание, купание и другие. Обратим внимание на то, как отреагировали респонденты на вопрос «Удовлетворяют ли Вас тарифы на платные услуги?». 72% ответили - да, 18% - нет. Здесь мы хотим отметить, что на вопросы пенсионеры отвечали очень настороженно. В их ответах не было уверенности, и они старались отвечать на вопросы только с положительной стороны. В ходе социологического анализа мы определяли удовлетворенность сельских жителей качеством услуг, предоставляемых им Центром социального обслуживания населения в соответствии с оценками: очень высокое, высокое, среднее, низкое, очень низкое. В результате пожилые дали высокую оценку качеству таких услуг как покупка и доставка продуктов питания (40%), сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная доставка (47%), вынос ведра с мусором (61%), оказание помощи в уборке жилых помещений (71%), оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг (43%). Очень низко оценили помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение (23%). По их словам, получение путевки очень сложный процесс, хотя бы уже по той причине, что для этого необходимо несколько раз съездить в город. Анализируя ответ на данный вопрос можно отметить, что пожилые деревенские граждане очень осторожны в своих оценках, побаиваются, не стало бы им еще хуже. Хотя многие из них не знают имени главы муниципального района, деятельность его оценивают положительно (62%), а 37% респондентов главой района считают главу своего сельского поселения.

Как мы и предполагали, самый наболевший вопрос на сегодняшний день среди пожилых жителей - это обеспечение лекарственными средствами. 29% ответили, что обеспечение лекарственными средствами осуществляется очень плохо. 11% дали удовлетворенную оценку. Престарелые люди считают, что для улучшения этой сферы деятельности органы власти ничего не предпринимают. Многие престарелые жители сел благодарны уже за то, что у нас в районе существует Центр социального обслуживания. Они пожелали, чтобы прибавили зарплату социальным работникам. «Мы без них никто!» - говорили наши респонденты. Также некоторые пожилые отметили нуждаемость в благотворительной помощи одиноким престарелым людям. Проживающие на социальных койках мечтают о более разнообразном меню.

Таким образом, на наш взгляд, удовлетворенность пожилых жителей села организацией социального обслуживания зависит от тех условий, которые созданы для людей местной власти от уровня их притязаний. Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. В связи с этим, главной задачей Центра социального обслуживания, является поддержание активного образа жизни старшего поколения, оказание им разносторонней социально-бытовой и психологической помощи, обеспечения участия в посильной трудовой деятельности.

2.3 Проблемы организации социального обслуживания сельского населения в современной России

Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики [29, ст. 9]. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку. Смысл и пафос такой обязанности государства основывается на весьма простом, но ко многому обязывающем положении: всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ. В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

За период с 2003 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Российской Федерации претерпели определенные изменения. Показательно, что общая численность пожилых людей с 2004 года снижается (2003 год - 30,5 млн. человек, 2004 год - 30,58 млн. человек, 2005 год - 30,44 млн. человек, 2006 год - 30,18 млн. человек), однако продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше (2003 год - 1,24 млн. человек, 2004 год - 1,31 млн. человек, 2005 год - 1,34 млн. человек, 2006 год - 1,39 млн. человек).

Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 90-х годов различие составляло 8-9 лет, к 2003 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет.

Большинство пожилых людей проживает в городах (21,3 млн. человек). Старение населения сильнее выражено у сельских жителей: в 2005 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23,2 процента, среди жителей городов - 19,9 процента. В период до 2007 года процесс старения временно стабилизируется. Доля лиц пожилого возраста составляет 20,6 процента общей численности населения страны.

В дальнейшем, в период до 2016 года, ожидается, что процесс демографического старения населения Российской Федерации отразится на возрастной структуре населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 год - 22 процента, 2014 год - 23,8 процента, 2016 год - 24,8 процента). При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения России в долгосрочной перспективе сохранится.

Во всех возрастных группах растет смертность сельского трудоспособного населения. Особенно это характерно для молодых групп населения обоих полов - в возрасте 30-34 лет. Преждевременная смертность населения остается самой острой демографической проблемой на селе. Низкое качество жизни в сельской местности, невозможность получения качественного профессионального образования на селе и невостребованность селом молодых специалистов являются основными причинами оттока молодежи.

Доходы и уровень жизни сельского населения крайне низки. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. (75,6%) сельских жителей. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. В январе 2003 г. зарплата в сельском хозяйстве составила 1631 руб., или 35% к среднероссийскому уровню. Далеко не решены проблемы занятости и безработицы на селе. Общая безработица на селе в 1 полугодии 2003 г. составляла 10,6%, регистрируемая - 3,9%. Уровень общей безработицы в 7 регионах России был выше 20%. Г. Карелова чрезвычайно актуальной считает и тему социального обслуживания пожилых сельских жителей [30, с. 14]. Из 145, 2 млн. россиян на селе проживает 38,9 млн. чел. Около 9,2 млн. человек составляют лица пенсионного возраста. Женщины составляют 64% сельских жителей пенсионного возраста. В возрастах старше 80 лет находится около 1 млн. чел. Средняя пенсия сельского жителя в среднем на 20% ниже, чем у горожанина. Многие сельские жительницы - вдовы военных лет или вдовы рано умерших супругов, материальная обеспеченность которых более низкая, а состояние здоровья внушает тревогу. Пожилые люди на селе в основном живут в ветхом жилье, часто практически без удобств. Они часто не пользуются положенными социальными льготами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты