"СЭЗ" в мире.

 ными туристами.                                       

    С  этой  целью  власти  Новгорода  заключили  ряд до-

 говоров  и  контрактов  с  иностранными  фирмами.  В ча-

 стности,  с  польскими   фирмами  <Будимекс>   и  <ПКЗ>,

 которые  принимали  участие  в  реставрации исторических

 памятников Кракова, Риги и Таллинна.                  

    Кроме  того,  достигнута договоренность  о восстанов-

 лении  исторических  зданий  Новгородского  кремля. Под-

 писаны  протоколы  о  намерениях   по  восстановительным

 работам  в  Новгородской области  с предприятиями  и ор-

 ганизациями  Болгарии,  Югославии, а  также с  рядом за-

 иадноевропейских фирм,                                

    Производственные  консорциумы  в этой  свободной зо-

 не  будут  решать  задачи  развития  здесь промышленно-

 сти  на  базе  высокоэффективных  технологий,  создания

 совместных  предприятий,  а  также   увеличения  произ-

 водства  продовольствия,  современных товаров  й услуг.

 Предполагается,  что  онн  будут участвовать  в освоении

 нетрадиционных  энергоресурсов,  в жилищном  и социаль-

 но-культурном  строительстве,  оздоровлении  экологиче-

 ской обстановки в регионе.                           

    Весьма примечательно  и то,  что в  концепции откры-

 того  сектора  экономики Новгорода  предусмотрены опро-

 бация  хозяйственного  механизма,  ориентированного  на

 потребителя,  создание   современной   инфраструктуры,

 расширение экспортного  потенциала региона,  в распоря-

 жении  которого  предусматривается   оставлять  до 707о

 заработанной валюты.                                 

    Консорциум  <Шедевры  искусства>  будет иметь  в ос-

 новном   экспортную   направленность.  Производственная

 база  консорциума  будет  находиться в  Новгороде. Пла-

 нируется  создать  совместно  с  зарубежными  фирмами и

 при  помощи   иностранного  капитала   мощную  полигра-

 фическую  базу,  которая  позволит  выпускать красочные

 альбомы  и  буклеты, голограммы  произведений искусст-

 ва,  а  также  видеофильмы о  музеях, причем  не только

 новгородских, но и Третьяковской галереи,  Русского му-

 зея и других.                                         

    На   базе   новгородского   объединения  <Комплекс>,

 производящего  электронную  продукцию,  будет    создан

 третий  консорциум  <Видео>.  В отличие  от консорциума

 <Шедевры    искусства>  он  будет  поставлять продукцию

 исключительно  на  внутренний  рынок  Советского Союза.

 В  частности, планируется  наладить выпуск  бытовой ра-

 диоэлектроники   -   магнитофонов,  телевизоров, видео-

 магнитофонов.                                        

    Достигнута  договоренность  с  южнокорейскими, япон-

 скими  и западноевропейскими  фирмами о  поставках зто-

 му  объединению  комплектующих  деталей  и   узлов  для

 бытовой.  электронной  техники.  В  объединении  <Комп-

 лекс>  будет  производиться  лишь сборка  конечной про-

 дукции.                                              

    В  этой  же  отрасли  промышленности  будут  созданы

 совместные  предприятия  с  привлечением  фирм  Швейца-

 рии и Германии.                                      

    С    переходом на  региональный хозрасчет   появится

  возможность получать большую прибыль, которую мож-    

  но будет расходовать на соцнальное обустройство обла-

  сти. И все же следует отметить ,что идея создания сво-

  бодной зовы в Новгороде воспринимается населением     

  далеко не единодушно.                                 

     Например,  представители  городской  группы  объеди-

  ненного фронта трудящихся Новгорода считают, что     

  создание экономической зоны будет иметь такие послед-

  ствия:                                                 

     <Город и область будут наводнены спекулянтами и    

  проститутками. Новгородские предприятия  в  составе

  консорциума потеряют самостоятельность и будут уп-    

  равляться по командам из штаб-квартир транснациональ-

  ных корпораций.                                       

     В случае структурного кризиса   Новгородская об-

  ласть станет районом социальных потрясений. По срав-

  нению с иностранцами новгородцы окажутся в положе-    

  нии людей <второго сорта>, обострится неравенство, бу-

  дут подавляться патриотические чувства>.              

     Конечно, зоны совместного предпринимательства  -

  не единственное и, безусловно, не самое главное средст-

  во лечения советской экономики. Однако, как считает

  автор, для Новгородской области это одно из эффектив-

  ных средств привлечения иностранного капитала, полу-

  чения доступа к передовым технологиям, включения хо-

  зяйства региона в мировое разделение труда.           

     0 поддержке проекта экономической зоны свидетель-

  ствуют и результаты опроса общественного мнения, про-

  веденного в мае 1990 г. в Новгородской области специа-

  лнзированной лабораторией Московского университета.

  Сторонников идеи создания зоны совместного предпри-

  нимательства в Новгороде почти в два раза больше,     

  чем противников,                                      

     По мнению первых, зона могла бы способствовать     

  решению проблемы трудоустройства на основе исполь-    

  зования высокоэффективных технологий и экологически

  чистого бизнеса - туризма. Этот вывод представляется

  весьма важным, ибо 77% опрошенных высказывают бес-

  покойство по по поводу загрязненности окружающей среды

  в регионе.                                            

     Рабочая группа по подготовке технико-экономическо-

  го обоснования проекта Новгородской экономической зо-

  ны, созданная решением облисполкома, уже приступи-    

  ла  к  практическому  осуществлению  этой  идеи. Форми-

 рование  этой зоны  будет проводиться  по территориаль-

 но-хозяйственному   принципу,   иными   словами,  любые

 организации,  предприятия,  колхозы  и  банки  города и

 области могут участвовать в ее формировании.         

    Совместное  предпринимательство  здесь стимулирует-

 гя освобождением на ближайшие  пять -  семь лет  от на-

 логов  на  прибыли  и пошлин  на ввозимые  и вывозимые

 товары.  В Новгороде  уже созданы  и действуют  на этих

 принципах три совместных предприятия.                

    Так,  советско-финское <РВС  - Чудово>  возводит фа-

 нерную  фабрику,  которая  должна  вступить  в  строй в

 конце 1990  г. Советско-австрийское  предприятие <Бере-

 ета>  строит  комфортабельную    гостиницу  Ь областном

 центре, а советско-итало-югославское  предприятие <Вол-

 тек>  реконструирует  кирпичный  завод  ц  Новгороде и

 реставрирует Иверский монастырь на Валдае.           

    О  серьезности  намерений по  созданию    свободной

 экономической  зоны в  Новгороде свидетельствует  и от-

 крытая там в конце 1989 г. таможня.                   

    Создание  свободной  экономической  зоны  на дальне-

 восточном побережье Тихого  океана связывается  с даль-

 нейшем  развитием  порта Находка.  В городе  создан ко-

 митет  по   внешнеэкономическим  связям   и  ассоциация

 развития свободной зоны.                             

    Местные   власти   финансировали   разработку  груп-

 пой  московских  ученых концепции   зоны  совместного

 предпринимательства  в.  Находке,   которая  определила

 структуру  этой зоны  и ее  специализацию. Подготовлено

 и  социально-экономическое   обоснование  эффективности

 этой зоны, которое внесено  на рассмотрение  Совета Ми-

 нистров СССР.                                        

    Город,  расположенный  на  берегу  большой  и удобной

 бухты,  имеет  относительно   развитую  инфраструктуру,

 крупный узел перевалки  грузов из  государств Азиатско-

 Тихоокеанского  региона  в  Европу  и  обратно  и самый

 глубоководный в стране порт Восточный.              

    Накоплен  и  определенный  опыт  международного  со-

 трудничества:  успешно  действует,  например, советско-

 американская  компания  по  добыче   морских  ресурсов,

 развивается международный туризм.                    

    Получил  реальный шанс  стать территорией,  где воз-

 можно  создание  подобной  хозяйственной  структуры,  и

 другой  дальневосточный  район  страны  -  Сахалин.  По

 концепции,  разработанной  в  Московском  институте на-

 родного хозяйства  имени Плеханова,   создание   здесь

 свободной  зоны  предусматривает  развитие   экономики

 этого региона на основе рыночных отношений.          

   Как  считает  один  из  авторов  концепции,  бывший

 проректор Плехановского  института В.  Федоров, эконо-

 мика  Сахалинской области  в силу  своих экономических

 и  географических особенностей  наиболее приспособлена

 для перехода к рынку. Здесь  можно быстро  создать ры-

 ночный  механизм, сохраняя  на какое-то  время прежние

 структуры.                                           

   Отметим,  что  В.  Федоров  -  специалист  в области

 взаимодействия  национальной  и  мировой  экономики  -

 был  затем  избран  населением острова  народным депу-

 татом  РСФСР,  а на  первой сессии  областного Совета

 нового созыва он стал председателем исполкома.       

                                                     

   Создание  свободной  экономической  зоны  на Сахали-

 не предусматривает прежде всего незамедлительное осво-

 бождение  местных  предприятий  от   подчинения  мини-

 стерствам.  Здесь  будут организованы  акционерные об-

 щества,  фондовые  биржи,  целый  <букет>  конкурирую-

 щих между собой коммерческих банков.                 

                                                     

   Предполагается  введение  различных  форм  собствен-

 ности, в том числе и  частной, продажа  земли крестья-

 нам, реформа ценообразования и т. д.                 

   Примерно  такие  же  цели  преследует  проект созда-

 ния  зоны  свободного  предпринимательства в  Одессе и

 прилегающих к ней  районах. Муниципалитет  этого чер-

 номорского  города-порта утвердил  координационный со-

 вет  и  дирекцию  смешанного  предприятия  <Одесса фри

 таун>  (<свободный  город  Одесса>),   которые  начнут

 практическое воплощение  в жизнь  проекта, разработан-

 ного учеными Академии наук Украины.                  

   В состав  Большой Одессы,  как известно,  входят три

 черноморских  порта,  несколько  городов  и населенных

 пунктов, пригодных и  весьма привлекательных  для раз-

 вития  совместного  предпринимательства.  Прежде всего

 намечается  развивать  строительную   индустрию, пред-

 приятия по выпуску  товаров массового  спроса, создать

 заводы  по  переработке сельскохозяйственной   продук-

 ции.                                                 

   Предполагается,  что  финансирование  проекта  будет

 осуществляться  главным  образом  за  счет привлечения

 капитала  иностранных  банков,  компаний  и   фирм,  и

 средств  населения  путем выпуска и продажи  акций не

 только в этом регионе, но и по всей стране.           

                                                     

    Кредиторам,  принимающим  участие  в  создании этой

 зоны  будут  предоставлены  условия  наибольшего  благо-

 приятствования  в  сфере  торговли,  услуг,  организации

 совместных предприятий и т.п. Кроме  того, приоретет

 по размещению капиталла в зоне  будет уставлен  м тем

 предпринимателям,  которые  предложат   варианты  орга-

 низации  совместных  производств  на  оснюве  передовой

 и экологически чистой технологии.                   

                                                     

    Генеральный директор  Одесса <фри  таун> В..Дерга-

 чев считает, что при создании такой зоны Одессе необ-

 ходимо  предоставить  статус  <открытого  города>.  Под

 этим  подразумевается  возможность  самостоятельно ре-

 шать   многие  вопросы   внешнеэкономнческой  деятель-

 ности,  на  льготных  условиях размещать  ввозимый капи-

 тал, полностью перейти  на рыночные  отношения. Это,

 комично, не значит, что в Одессе будет  отменен Тамо-

 женный режим, а  вот право  создавать вместе  с зару-

 бежными  бизнесменами фирмы  и компании  без согласо-

 вания с вышестоящими органами  у города  должно быть.

                                                    

    Изменения в системе управления и, значит,  в орга-

 низации производства, а также в характере  работы се-

 ветских  и зарубежных  специалистов в  свободных эко-

 нонических  зонах  должны  привести к  исключению ад-

 министративно-командных  форм  и  методов  управления

 хозяйственной жизнью на этих территориях. И  все же,

 как считает автор, в самой идее создания зон совмест-

 ного предпринимательства на  территории    Советского

 Союза есть Известное противоречие.                  

    Чтобы решить здесь комплекс задач,  свободные эко-

 номические  зоны   должны  иметь   характер  анклавов.

 Только при этом  условии можно  воплотить эксперимен-

 ты по  совершенствованию механизма  управления народ-

 ным хозяйством с тем, чтобы не только привлечь иност-

 ранных  участников,  но и  в максимальной  степени ра-

 скрыть  потенциальные  возможности   советских  пред-

 приятий в освоении  и расширении  производства конку-

 рентоспособной продукции.                           

                                                    

    По мнению  автора, не  будет особых  сложностей во

 взаимодействии  совместных н  кооперативных предприя-

 тий, находящихся в  экономических зонах,  чего нельзя

 сказать  о  предприятиях,  являвшихся гос.

 собственностью  особенно  о  тех  предприятиях,  которые

 изначально оказались в этих зонах.                       

    Например,  современный  порт  <Восточный>  в  свобод-

 ной   зоне   Находка  или   Светлогорский  целлюлозно-бу-

 мажный   комбинат,   который   войдет  в   Выборгскую  зко-

 номическую зону, или в  проект <Имсвета>,  стоившие Со-

 ветскому   гос-ву  десятки   миллиардов  инвалютных

 рублей, приобретут весьма неопределенный статус.      

    Па  мнению  некоторых  советских   экономистов,  такие

 государственные   предприятия,   оказавшись   в  свободных

 зонах  должны  быть  взяты  в  аренду их  коллективами с

 условием,  что после  завершения выплаты  арендной пла-

 ты  в установленный  договорам срок  предприятие станет

 собственностью   самого   коллектива  и   превратится  в

 объект кооперативной собственности.                     

    Не  исключается  и  вариант  продажи  государственно-

 го  предприятия его  коллективу или  другой организации.

 Причем  среди  них  могут  быть  как кооперативы  и кон-

 церны, так и иностранные компании и фирмы.            

    Наконец,  существует  еще  один  вариант  -  создание

 на  базе   государственного  предприятия   совместно  с

 иностранным  капиталом  предприятия  того  же  или  близ-

 кого профиля.                                         

    Передача   государственных   предприятий   в   аренду

 позволит  обеспечить им  большую автономность  и неза-

 висимость,  подобную  той,  что  имеют  в  настоящее время

 совместные  и  кооперативные  предприятия.   Именно  эта

 новая  ферма  самостоятельности  станет  основой взаимо-

 отношений   советских   государственных   предприятий  в

 свободной зоне и  органов управления  как вне  зоны, так

 и внутри ее.                                         

                                                      

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                          

                                                      

    Идея  свободных  экономических  зон  не  является для

 нашей  страны  неожиданной.  Уже  давно   многие  совет-

 ские ученые считали, что  уровень техники  .и технологии

 в  большинстве  отраслей  народного  хозяйства    весьма

 низок, и как один  из путей  выхода из  создавшегося по-

 ложения предлагали создание анклавных территорий.    

    Несмотря  на  существующие  различия  в   мнениях  по

 решению  ряда  конкретных  вопросов  организации свобод-

 ных  экономических  зон,  определился  и  общий  подход.

 Их  создание  должно  быть  активно  использовано  для

 решения  не  только  внешнеэкономических,   но  прежде

 всего  общехозяйственных задач  страны, способствовать

 насыщению  внутреннего  рынка  СССР  современными  ви-

 дами  промышленной  продукции,  служить   своего  рода

 <полигоном> для  отработки новых  методов хозяйствова-

 ния в целях их  последующего использования  в экономи-

 ке Советского Союза.                                

    Создавая  зоны совместного  предпринимательства, мы

 должны  понимать,  что  привлечение  западного капита-

 ла требует определенных льготных  условий хозяйствова-

 ния. Значимость и  качество льгот  являются определяю-

 щими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций.

    Вот почему  в свободных  зонах, как  правило уста-

 навливается  льготный  режим   экономической  деятель-

 ности  для  национальных, совместных,  кооперативных и

 иностранных  предприятий,  формируется  -  специфичный

 для каждой такой зоны валютный механизм.            

    По  сравнению  с  совместными  предприятиями эконо-

 мические  зоны  являются  более  перспективным вариан-

 том  эффективного  привлечения  иностранного  капитала

 и поиска форм взаимодействия советской и  мировой эко-

 номики.                                             

    Огромный  рынок  сбыта  в  СССР  -  главный  притя-

 гательный  фактор  для иностранного  капитала. Сдержи-

 вающим   же   фактором   выступает  неконвертируемость

 рубля.                                              

    При решении  этой проблемы  рынок СССР  будет весь-

 ма  притягательным  для  деловых  кругов  Запада. Пока

 же  основное  направление капиталовложений  можно ожи-

 дать не столько в  производство конечной   продукции,

 сколько  в  совершенствование  соответствующей техники

 и технологий.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты