нерное общество, однако при этом администрация сво-
бодной зоны должна иметь не менее 51% пакета акций.
Использование для активизации внешнеэкономиче-
ских связей СССР зон свободного предпринимательства,
по существу, означает дифференцированное включение
в процессы международного разделения труда отдель-
ных регионов страны. Экспортно-импортные операции
более <открытых> территорий будут осуществляться бы-
стрее, чем в среднем по стране.
С одной стороны, это может привести к усилению
межрегиональных различий в уровне социально-эконо-
мического развития, И очевидно, этого полностью избе-
жать нельзя.
С другой стороны, неодинаковое по интенсивности
и по формам участие регионов во внешнезкономических
связях всегда было характерно для нашей страны.
В частности, это проявляется в том, что экспортная
ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих
нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио-
нов, прямой товарообмен более развит в приграничных
районах, а совместные предприятия тяготеют к круп-
ным городам и т. д.
Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял-
ся стихийно. Образование зон совместного предприни-
мателъства позволит в определенной мере управлять
им, способствуя постепенному формированию рацио-
нальной территориальной организации внешнеэкономи-
ческой деятельности в пределах СССР.
Отметим, что советская концепция экономических
зон разработана на период до завершения общеэконо-
мической реформы в стране и введения конвертируемо-
го рубля. После накопления определенного практическо-
го Опыта по формированию зон совместного предприни-
мательства можно будет приступить к разработке комп-
лексной программы их создания, которая должна пре-
дусматривать систематизацию этого процесса в целях
постепенного распространения влияния свободных зон
на более крупные регионы и отрасли народного хозяй-
ства.
В последующий период механизм действия свобод-
ных экономических зон на территории СССР будет
трансформироватъся.
ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР
На международном семинаре <Зоны совместного
предпринимательства в странах с центрально планируе-
мой экономикой>, который проходил в Москве в сен-
тябре 1989 г., и был организован центром ООН по
транснациональным корпорациям; было объявлено, что
в Советском Союзе в порядке эксперимента начиная с
1990 г, будет формироваться несколько свободных эко-
номических зон.
Первые зоны совместного предпринимательства на-
мечено создать в Находке, Новгороде и Выборге. Пред-
ставители еще около 60 городов и регионов страны на-
правили свои предложения в Совет Министров СССР о
создании подобных зон. Среди них Сахалин, Одесса и
даже один из городов-спутников Москвы (ориентиро-
вочно Зеленоград).
Во всех технико-зкономических обоснованиях созда-
ния экономических зон на территории Советского Сою-
за отмечается необходимость на первом этапе вводить
индивидуальные юридические акты для каждой из этих
зон и только после приобретения достаточного опыта
целесообразно установить всесоюзное правовое регули-
рование.
Общей точкой зрения специалистов является и то,
что планируемые зоны совместного предпринимательст-
ва не должны быть ориентированы только на экспорт,
как большинство свободных вон в мире, а должны быть
тесно связаны с советской экономикой и способствовать
ее развитию. Лишь в этом случае свободные зоны смо-
гут с привлечением иностранного капитала не только
создавать высокие технологии, но и осуществлять их
передачу другим отраслям экономики, а также прода-
жу произведенных в таких зонах товаров на советском
рынке.
Стратегия развития зон совместного предпринима-
тельства позволяет найти в них самое различное при-
менение иностранного капитала, поскольку в экспери-
менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так,
в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы-
сокотехнологичных производств, выпускающих продук-
цию для внутреннего рынка СССР и экспорта, что бу-
дет способствовать ускоренному развитию регионов.
Функциональные зоны будут создаваться для освое-
ния новой техники, для хранения, перевалки и подра-
ботки внешнеторговых грузов, а также для туристиче-
ских, транзитных и других нужд. Надо отметить, что
создание такого типа зон позволит нашей стране без ка-
ких-либо ограничений максимально использовать миро-
вой опыт ведения хозяйства.
Во-первых, в пределах небольшой территории стра-
ны устанавливается особый режим, предусматривающий
не только производство конкурентоспособной продук-
ции, но и ее реализацию на мировом рынке.
Во-вторых, в таких зонах формируется свой валют-
ный режим, вводятся льготные нормы по переводу при-
былей и Другие преференции.
Все, что будет идти на- благо региональному разви-
тию, легко может быть перенесено на более крупные
территории и даже на всю экономику Советского Союза-
за.
Вместе с тем при создании свободных экономические
зон возникают определенные социальные проблемы, в
частности, для населения, проживающего в них. Так,
по мнению некоторых советских людей, создание сво-
бодных зон в нашей стране не что иное, как распрода-
жа территории Советского Союза и, следовательно, по-
теря суверенитета над ними. На самом деле речь идет
лишь о том, чтобы с помощью свободных зон решить
часть экономических проблем страны.
Одним из важных элементов системы взаимодейст-
вия советских предприятий, расположенных в экономи-
ческой зоне, является возможность улучшить свое фи-
нансовое положение благодаря получению дополнитель-
ной валюты либо за счет производства экспортной или
импортозамещающей продукции и оказания услуг дру-
гим предприятиям свободной зоны.
Характеризуя финансовую основу деятельности со-
ветских предприятий в свободных зонах, в концепции
рассматриваются два ее варианта.
Первый вариант - это использование для расчетов
какой-либо конвертируемой валюты (например, амери-
канского доллара). Второй вариант - это введение осо-
бой советской валюты.
Хотя первый вариант предпочтительнее с точки зре-
ния упрощения интеграции свободных зон в мировую
экономику, тем не менее второй вариант обеспечивает
более действенный контроль за финансовыми операция-
ми.
Кроме того, в зависимости от масштабов хозяйст-
венной деятельности в экономических зонах появляется
реальная возможность хотя бы частично использовать
новую конвертируемую, но советскую валюту для ук-
репления денежного оборота страны за счет размеще-
ния этих денег и на внутреннем рынке.
Важное преимущество, которое могут получить со-
ветские предприятия, расположенные в свободных зо-
нах, это быстрота формирования кооперационных связей
с поставщиками, субпоставщиками, посредниками и по-
требителями в других странах. Экономическая зона дол-
жна будет обеспечить для этого все необходимое: ком-
муникации, связь, транспорт, склады и т..д
Характерно, что заинтересованное отношение к со-
зданию зон прежде всего проявили совместные предирия-
тия и организации. Основывается. оно на том, что их со-
здание будет способствовать решив тех органиэааион-
но-экономических проблем, которые уже длительное
время негативно влияют на развитие народного хозяй-
ства. Главные из них - это нерацнональиая структура
народного хозяйства, недостаточно высокий технический
и технологический уровень производства и качества вы-
пускаемой продукции, а также неразвитость внутренне-
го рынка.
Кроме того, представители заинтересованных совет-
ских предприятий рассматривают свободные экономиче-
ские зоны на территории СССР как необходимую хо-
зяйственную школу, окончив которую они смогут актив-
но действовать в сфере международного бизнеса.
Ни для кого не секрет, что самостоятельный выход
советских предприятий на мировой рынок требует спе-
циальных знаний и опыта, которых у советских пред-
принимателей еще недостаточно. Поэтому для них со-
здание свободных зон - один из наиболее эффектив-
ных способов быстрого проникновения на мировой ры-
нок.
Советские предприятия рассчитывают на крупные
иностранные инвестиции, в том числе и в виде произ-
водственного капитала в совместные предприятия, созда-
ваемые в экономических зонах. Этот капитал, по мне-
нию деловых кругов СССР, должен стать основой созда-
ния производственных мощностей, базирующихся на вы-
сокоэффективной технике и технологиях.
Однако, как показывает анализ функционирования
свободных экономических зон, советским предприятиям
не следует сразу ожидать использования иностранными
компаниями наиболее прогрессивных технологий. Пер-
вое и основное препятствие к этому, как считают экспер-
ты ООН, - ограничения КОКОМ на зкспорт наукаем-
кой продукции. Второе препятствие - действие факто-
ра административного риска. Иными словами, отсутст-
вие уверенности у западных партнеров в политике Со-
ветсиого государства в этой новой для нас сфере между-
народных экономических отношений.
Вот почему наиболее приемлемой в первоначальный
период функционирования свободных экономических зон
основой для привлечения иностранного капитала пред-
ставляется использование. советских научно-технических
и технологических разработок как ключевого элемента
будущих совместных предприятий.
Именно такую цель намечено реализовать при созда-
нии зоны совместного предпринимательства в районе го-
рода Выборга, где планируется сформировать около 20
совместных предприятий, которые будут выпускать кон-
конкурентоспособную продукцию на базе советской техно-
логии. Й Эту зону также войдут свыше 50 совместных
предприятий уже действующих в Ленинградской об-
ласти.
В Выборгской свободной зоне расположены 5 горо-
дов и 30 селений, где проживает более 200 тыс. жите-
лей, занятых в основном обработкой древесины, судо-
строением и сельским хозяйством. Многим из них пред-
стоит освоить новые профессии, чтобы заполнить рабо-
чие места на формируемых здесь совместных предприя-
тиях наукоемкого профиля.
Предпосылки для апробирования в свободной зоне
Выборга новей хозяйственной модели уже имеются. Это
прежде всего совместная с финскими фирмами эксплуа-
тация Саймеиского канала, соединяющего внутренние
озера Финляндии с Балтийским морем. Кроме того, уже
начата реализация двусторонних соглашений с этой стра-
ной, предусматривающих строительство и модернизацию
целлюлозно-бумажных предприятий на территории
СССР.
Специализация Выборгской зоны совместного пред-
принимательства связывается с научно-производствен-
ной сферой. Иностранным партнерам предлагается на
основе советской и зарубежной технологий совместно
производить алмазную пленку (перспективный элемент
для компьютеров пятого поколения), оригинальные об-
разцы лазерной техники и оптической электроники, био-
технологическую продукцию и т. п.
Уже согласовано более 40 протоколов о намерениях
по созданию таких предприятий с фирмами и компания-
ми стран Западной Европы, Америки и Азии.
Предполагается, что создание Выборгской свободной
зоны начнется в 1991 г.
Проект создания промышленного парка <Имсвето>
появился в результате сотрудничества советских и фин-
сккх ученым. По их мнению, промышленный парк, соз-
данный в районе советского города Светогорска и финско-
го Иматра (все тот же район Выборга)., может стать
ключевым пунктом формирования свободной экономиче-
ской зоны в этом регионе.
Для реализации указанного проекта уже организо-
вано совместное советско-финское предприятие <Имсве-
то лтд>.
Близость двух городов .(расстояние между Свето-
горском и Иматрой составляет 7 км) создает хорошие
предпосылки для формирования здесь единой интегри-
рованной экономической зоны. К тому же существуют и
тесные экономические связи, обусловленные строитель-
ством ц последующей эксплуатацией Светогорского цел-
люлозно-бумажного комбината, которые привели к фор-
мированию весьма близких инфраструктур двух горо-
дов.
Создание промышленного парка <Имсвето> будет спо-
собствовать формированию нового узла социально-эко-
номического развития Выборгского района и Ленинград-
ской области без нарушения сложившихся администра-
тивных, социальных и экономических связей региона.
Возможность же использования имеющихся у финской
стороны телекоммуникационных видов сообщения с дру-
гими западными странами может служить дополнитель-
ным средством развития внешнеэкономической деятель-
ности всей Выборгской экономической зоны.
Таким образом, реализация проекта <Имсвето> пред-
полагает создание комплексной зоны, которая станет
особенно привлекательной для всех тех предприятий и
организаций, производственно-административная дея-
тельность которых требует постоянных контактов с ино-
странными партнерами. К тому же особый пограничный
и таможенный контроль, который здесь предполагается,
существенно облегчит и непосредственные контакты де-
ловых людей разных стран.
Ответственность за реализацию этого проекта воз-
ложена. на совместное советско-финское предприятие
<Имсвето лтд>, уставной фонд которого составляет 10
млн. финских марок, или 1,5 млн. руб.-Советская доля
в этом капитале - 49%.
Развитие этой зоны предполагается осуществлять за
счет выпуска акций и кредитов советских и иностран-
ных банков, а также использования собственного капи-
тала <Имсвето лтд>. После завершения организацион-
ного периода в начале 1990 г, это предприятие уже при-
ступило к инвестиционной деятельности, а к 1994 г. пла-
нируется закончить основной цикл строительных работ
в промышленном парке.
Началась реализация проекта создания свободной
экономической зоны и в Новгородской области. Подго-
товлена документация и выработана концепция так на-
зываемого открытого сектора экономики Новгорода. Ее
разработали ученые Академии народного хозяйства при
Совете Министров СССР, работники областного испол-
нительного комитета Совета народных депутатов и спе-
циалисты различных организаций.
Они предложили три направления специализации
Новгородской экономической зоны:
развитие иностранного и отечественного туризма
(включая научный и спортивный);
изготовление и реализацию видеокассет, видеодисков,
голограмм и альбомов по изобразительному (отечест-
венному и зарубежному) искусству;
массовое производство, продажу, прокат и фирмен-
ное обслуживание видеотехники и другой бытовой ра-
диоэлектроники.
В связи с этим планируется создание трех консор-
циумов: туристско-транспортного <Русь> и двух произ-
водственных - <Шедевры искусства> и <Видео>.
Деятельность консорциума <Русь> предусматривает
развитие туризма в Новгородской области. Согласно ут-
вержденным планам близ города будет построен меж-
дународный аэропорт, способный принимать самые со-
временные авиалайнеры. Будут отреставрированы па-
мятники старинной архитектуры, монастыри, Новгород-
ский кремль, что в значительной мере позволит расши-
рить сеть объектов, посещаемых советскими и иностран-