"СЭЗ" в мире.

 нерное общество, однако при этом администрация сво-

 бодной зоны должна  иметь не  менее 51%  пакета акций.

                                                     

    Использование   для   активизации  внешнеэкономиче-

 ских связей  СССР зон  свободного предпринимательства,

 по  существу,  означает  дифференцированное  включение

 в  процессы  международного  разделения  труда отдель-

 ных  регионов  страны.   Экспортно-импортные  операции

 более <открытых>  территорий будут  осуществляться бы-

 стрее, чем в среднем по стране.                      

    С  одной  стороны,  это  может привести  к усилению

 межрегиональных  различий  в  уровне  социально-эконо-

 мического  развития, И  очевидно, этого  полностью избе-

 жать нельзя.                                          

    С  другой стороны,   неодинаковое  по интенсивности

  и по формам участие регионов во внешнезкономических

  связях всегда было характерно для нашей страны.     

     В частности, это проявляется в том, что экспортная

  ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих

  нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио-

  нов, прямой товарообмен более развит в приграничных

  районах, а совместные предприятия тяготеют к круп-

  ным городам и т. д.                                 

     Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял-

  ся стихийно. Образование зон совместного предприни-

  мателъства  позволит  в  определенной  мере управлять

  им, способствуя постепенному формированию рацио-    

  нальной территориальной организации внешнеэкономи-

  ческой деятельности в пределах СССР.                

     Отметим, что советская концепция  экономических

  зон разработана на период до завершения общеэконо-

  мической реформы в стране и введения конвертируемо-

  го рубля. После накопления определенного практическо-

  го Опыта по формированию зон совместного предприни-

  мательства можно будет приступить к разработке комп-

  лексной программы их создания, которая должна пре-

  дусматривать систематизацию этого процесса в целях

  постепенного распространения влияния свободных зон

  на более крупные регионы и отрасли народного хозяй-

  ства.                                               

     В последующий период механизм действия свобод-

  ных экономических зон на территории СССР будет      

  трансформироватъся.                                 

                                                     

  ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР         

                                                     

     На   международном   семинаре   <Зоны   совместного

  предпринимательства в  странах с  центрально планируе-

  мой  экономикой>,  который  проходил  в Москве  в сен-

  тябре  1989  г.,  и  был  организован  центром  ООН по

  транснациональным  корпорациям;  было  объявлено,  что

  в  Советском  Союзе в  порядке эксперимента  начиная с

  1990 г, будет  формироваться несколько  свободных эко-

  номических зон.                                     

     Первые  зоны  совместного  предпринимательства  на-

  мечено создать в Находке,  Новгороде и  Выборге. Пред-

  ставители еще около 60 городов  и регионов  страны на-

  правили  свои  предложения  в  Совет Министров  СССР о

 создании  подобных  зон.  Среди  них Сахалин,  Одесса и

 даже  один  из  городов-спутников  Москвы   (ориентиро-

 вочно Зеленоград).                                    

    Во  всех  технико-зкономических  обоснованиях созда-

 ния  экономических  зон  на территории  Советского Сою-

 за  отмечается  необходимость  на первом  этапе вводить

 индивидуальные  юридические  акты  для  каждой  из этих

 зон  и  только  после  приобретения  достаточного опыта

 целесообразно  установить  всесоюзное  правовое регули-

 рование.                                               

    Общей  точкой  зрения  специалистов  является  и то,

 что  планируемые  зоны  совместного  предпринимательст-

 ва  не  должны  быть  ориентированы только  на экспорт,

 как  большинство свободных  вон в  мире, а  должны быть

 тесно связаны с  советской экономикой  и способствовать

 ее  развитию. Лишь  в этом  случае свободные  зоны смо-

 гут  с  привлечением иностранного   капитала  не только

 создавать  высокие  технологии,  но  и  осуществлять их

 передачу  другим  отраслям  экономики,  а  также прода-

 жу  произведенных  в таких  зонах товаров  на советском

 рынке.                                                

    Стратегия  развития  зон   совместного  предпринима-

  тельства  позволяет  найти в  них самое  различное при-

  менение иностранного капитала, поскольку в экспери-

  менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так,

  в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы-

  сокотехнологичных производств, выпускающих продук-

  цию  для внутреннего  рынка СССР  и экспорта,  что бу-

 дет способствовать ускоренному развитию регионов.     

    Функциональные  зоны  будут  создаваться для освое-

 ния  новой  техники, для  хранения, перевалки  и подра-

 ботки  внешнеторговых  грузов,  а также  для туристиче-

 ских,  транзитных  и  других  нужд.  Надо  отметить, что

 создание такого типа зон позволит нашей стране  без ка-

 ких-либо  ограничений  максимально  использовать  миро-

 вой опыт ведения хозяйства.                           

    Во-первых,  в  пределах  небольшой  территории стра-

 ны  устанавливается  особый   режим,  предусматривающий

 не  только  производство  конкурентоспособной   продук-

 ции, но и ее реализацию на мировом рынке.             

    Во-вторых,  в  таких  зонах формируется  свой валют-

 ный  режим,  вводятся льготные  нормы по  переводу при-

 былей и Другие преференции.                           

    Все, что будет идти  на- благо  региональному разви-

 тию,  легко может  быть  перенесено  на  более крупные

 территории и  даже на  всю экономику  Советского Союза-

 за.                                                 

    Вместе с тем  при создании  свободных экономические

 зон  возникают  определенные  социальные  проблемы,  в

 частности,  для  населения,  проживающего в  них. Так,

 по  мнению  некоторых  советских людей,  создание сво-

 бодных зон в нашей стране не  что иное,  как распрода-

 жа территории Советского  Союза и,  следовательно, по-

 теря суверенитета над ними. На  самом деле  речь идет

 лишь  о  том,  чтобы с  помощью свободных  зон решить

 часть экономических проблем страны.                 

    Одним  из  важных  элементов  системы  взаимодейст-

 вия советских  предприятий, расположенных  в экономи-

 ческой  зоне, является  возможность улучшить  свое фи-

 нансовое  положение  благодаря  получению дополнитель-

 ной валюты  либо за  счет производства  экспортной или

 импортозамещающей  продукции  и  оказания  услуг  дру-

 гим предприятиям свободной зоны.                    

    Характеризуя    финансовую основу  деятельности со-

 ветских предприятий  в свободных   зонах,  в концепции

 рассматриваются два ее варианта.                    

    Первый  вариант  -  это использование  для расчетов

 какой-либо  конвертируемой  валюты  (например,  амери-

 канского доллара). Второй вариант - это  введение осо-

 бой советской валюты.                               

    Хотя первый вариант  предпочтительнее с  точки зре-

 ния  упрощения  интеграции  свободных  зон  в  мировую

 экономику,  тем не  менее второй  вариант обеспечивает

 более  действенный  контроль за  финансовыми операция-

 ми.                                                 

    Кроме  того,  в  зависимости от  масштабов хозяйст-

 венной деятельности  в экономических  зонах появляется

 реальная  возможность  хотя  бы  частично использовать

 новую  конвертируемую,  но  советскую  валюту  для ук-

 репления  денежного  оборота  страны за  счет размеще-

 ния этих денег и на внутреннем рынке.               

    Важное  преимущество,  которое  могут  получить со-

 ветские  предприятия,  расположенные  в  свободных зо-

 нах, это  быстрота формирования  кооперационных связей

 с  поставщиками,  субпоставщиками, посредниками  и по-

 требителями в других странах. Экономическая  зона дол-

 жна будет обеспечить для  этого все  необходимое: ком-

 муникации, связь, транспорт, склады и т..д          

    Характерно, что заинтересованное отношение к со-

 зданию зон прежде всего проявили совместные предирия-

 тия и организации. Основывается. оно на том, что их со-

 здание будет способствовать решив тех органиэааион-

 но-экономических проблем, которые уже длительное      

 время негативно влияют на развитие народного хозяй-

 ства. Главные из них - это нерацнональиая структура

 народного хозяйства, недостаточно высокий технический

 и технологический уровень производства и качества вы-

 пускаемой продукции, а также неразвитость внутренне-

 го рынка.                                             

    Кроме того, представители заинтересованных совет-

 ских предприятий рассматривают свободные экономиче-

 ские зоны на территории СССР как необходимую хо-      

 зяйственную школу, окончив которую они смогут актив-

 но действовать в сфере международного бизнеса.        

    Ни для кого не секрет, что самостоятельный выход

 советских предприятий на мировой рынок требует спе-    

 циальных знаний и опыта, которых у советских пред-    

 принимателей еще недостаточно. Поэтому для них со-    

 здание свободных зон - один из наиболее эффектив-     

 ных способов быстрого проникновения на мировой ры-    

 нок.                                                   

    Советские предприятия рассчитывают на крупные     

 иностранные инвестиции, в том числе и в виде произ-

 водственного капитала в совместные предприятия, созда-

 ваемые в экономических зонах. Этот капитал, по мне-

 нию деловых кругов СССР, должен стать основой созда-

 ния производственных мощностей, базирующихся на вы-

 сокоэффективной технике и технологиях.               

    Однако, как показывает анализ функционирования     

 свободных экономических зон, советским предприятиям

 не следует сразу ожидать использования иностранными

 компаниями наиболее прогрессивных технологий. Пер-    

 вое и основное препятствие к этому, как  считают экспер-

 ты  ООН,  -  ограничения  КОКОМ  на   зкспорт  наукаем-

 кой продукции. Второе препятствие - действие факто-

 ра административного риска. Иными словами, отсутст-

 вие уверенности у западных партнеров в политике Со-

 ветсиого государства в этой новой для нас сфере между-

 народных экономических отношений.                       

    Вот почему наиболее приемлемой в первоначальный    

 период функционирования свободных экономических зон

 основой  для  привлечения  иностранного  капитала  пред-

 ставляется использование.  советских научно-технических

 и  технологических  разработок  как  ключевого элемента

 будущих совместных предприятий.                       

    Именно  такую  цель  намечено реализовать  при созда-

 нии  зоны  совместного предпринимательства в  районе го-

 рода  Выборга,  где  планируется  сформировать  около 20

 совместных  предприятий,  которые  будут  выпускать  кон-

 конкурентоспособную  продукцию  на  базе   советской  техно-

 логии.  Й  Эту  зону  также  войдут свыше  50 совместных

 предприятий   уже   действующих   в   Ленинградской  об-

 ласти.                                                

    В  Выборгской  свободной  зоне  расположены   5  горо-

 дов и  30 селений,  где проживает  более 200  тыс. жите-

 лей,  занятых  в  основном  обработкой  древесины, судо-

 строением  и  сельским хозяйством.  Многим из  них пред-

 стоит  освоить  новые  профессии, чтобы  заполнить рабо-

 чие  места  на  формируемых здесь  совместных предприя-

 тиях наукоемкого профиля.                             

    Предпосылки  для   апробирования  в   свободной  зоне

 Выборга  новей  хозяйственной  модели  уже  имеются. Это

 прежде  всего  совместная  с  финскими  фирмами эксплуа-

 тация   Саймеиского   канала,   соединяющего  внутренние

 озера  Финляндии  с  Балтийским  морем. Кроме  того, уже

 начата  реализация двусторонних  соглашений с  этой стра-

 ной,  предусматривающих  строительство   и  модернизацию

 целлюлозно-бумажных     предприятий     на    территории

 СССР.                                                 

    Специализация   Выборгской  зоны   совместного  пред-

 принимательства    связывается  с  научно-производствен-

 ной  сферой.   Иностранным  партнерам   предлагается  на

 основе  советской  и  зарубежной  технологий   совместно

 производить   алмазную  пленку   (перспективный  элемент

 для  компьютеров  пятого  поколения),  оригинальные об-

 разцы  лазерной техники  и оптической  электроники, био-

 технологическую продукцию и т. п.                     

    Уже  согласовано  более  40  протоколов  о намерениях

 по  созданию  таких  предприятий  с фирмами  и компания-

 ми стран Западной Европы, Америки и Азии.             

    Предполагается,  что  создание  Выборгской  свободной

 зоны начнется в 1991 г.                               

    Проект   создания   промышленного   парка   <Имсвето>

 появился  в результате  сотрудничества советских  и фин-

 сккх  ученым.  По  их  мнению,  промышленный  парк, соз-

 данный в районе советского города Светогорска  и финско-

 го  Иматра  (все  тот  же  район  Выборга).,  может стать

 ключевым   пунктом  формирования   свободной  экономиче-

 ской зоны в этом регионе.

    Для  реализации  указанного  проекта  уже  организо-

 вано  совместное  советско-финское  предприятие  <Имсве-

 то лтд>.                                              

    Близость  двух  городов  .(расстояние   между  Свето-

 горском  и  Иматрой  составляет  7 км)  создает хорошие

 предпосылки  для  формирования  здесь   единой  интегри-

 рованной  экономической  зоны.  К  тому же  существуют и

 тесные  экономические  связи,  обусловленные  строитель-

 ством  ц  последующей  эксплуатацией  Светогорского цел-

 люлозно-бумажного  комбината,  которые  привели  к  фор-

 мированию  весьма   близких  инфраструктур   двух  горо-

 дов.                                                  

    Создание  промышленного  парка  <Имсвето>  будет спо-

 собствовать  формированию  нового   узла  социально-эко-

 номического  развития  Выборгского  района  и Ленинград-

 ской  области  без  нарушения   сложившихся  администра-

 тивных,  социальных  и  экономических   связей  региона.

 Возможность   же   использования  имеющихся   у  финской

 стороны  телекоммуникационных  видов  сообщения  с  дру-

 гими  западными  странами  может   служить  дополнитель-

 ным  средством  развития   внешнеэкономической  деятель-

 ности всей Выборгской экономической зоны.              

    Таким  образом,  реализация  проекта  <Имсвето> пред-

 полагает  создание  комплексной  зоны,  которая   станет

 особенно  привлекательной  для  всех  тех  предприятий и

 организаций,    производственно-административная    дея-

 тельность которых требует  постоянных контактов  с ино-

 странными  партнерами.  К  тому  же  особый  пограничный

 и  таможенный  контроль,  который  здесь предполагается,

 существенно  облегчит  и  непосредственные  контакты де-

 ловых людей разных стран.                             

    Ответственность  за  реализацию   этого проекта  воз-

 ложена.   на  совместное   советско-финское  предприятие

 <Имсвето  лтд>,  уставной  фонд  которого  составляет 10

 млн.  финских  марок, или  1,5 млн.  руб.-Советская доля

 в этом капитале - 49%.                                

    Развитие  этой  зоны  предполагается  осуществлять за

 счет  выпуска  акций  и  кредитов советских  и иностран-

 ных  банков,  а  также использования  собственного капи-

 тала  <Имсвето  лтд>.  После   завершения  организацион-

 ного периода в начале 1990 г, это предприятие  уже при-

 ступило к инвестиционной деятельности, а к 1994  г. пла-

 нируется  закончить  основной  цикл  строительных  работ

 в промышленном парке.                                 

    Началась  реализация  проекта  создания     свободной

 экономической  зоны  и  в  Новгородской  области. Подго-

 товлена  документация  и  выработана  концепция  так на-

 зываемого  открытого  сектора  экономики  Новгорода.  Ее

 разработали  ученые  Академии  народного  хозяйства  при

 Совете  Министров  СССР,  работники   областного  испол-

 нительного  комитета  Совета  народных депутатов  и спе-

 циалисты различных организаций.                       

    Они  предложили   три  направления     специализации

 Новгородской экономической зоны:                      

    развитие   иностранного   и   отечественного  туризма

 (включая научный и спортивный);                       

    изготовление  и реализацию  видеокассет, видеодисков,

 голограмм  и  альбомов  по   изобразительному  (отечест-

 венному и зарубежному) искусству;                     

    массовое  производство,  продажу,  прокат  и  фирмен-

 ное  обслуживание  видеотехники  и  другой  бытовой  ра-

 диоэлектроники.                                       

    В  связи  с  этим  планируется создание  трех консор-

 циумов:  туристско-транспортного  <Русь>  и  двух произ-

 водственных - <Шедевры искусства> и <Видео>.          

    Деятельность   консорциума   <Русь>   предусматривает

 развитие  туризма в  Новгородской области.  Согласно ут-

 вержденным  планам  близ  города  будет   построен  меж-

 дународный  аэропорт,  способный  принимать   самые  со-

 временные   авиалайнеры.   Будут   отреставрированы  па-

 мятники  старинной  архитектуры,   монастыри,  Новгород-

 ский  кремль,  что в  значительной мере  позволит расши-

 рить  сеть объектов,  посещаемых советскими  и иностран-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты