пределами;
привлечение инвестиций, особенно в свободно кон-
вертируемой валюте;
организация в экономических зонах таких произ-
водств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущем-
ляя при этом уже существующие местные предприятия,
действующие на внутреннем рынке.
Кроме того, многие страны, создающие свободные
экономические зоны, считают, что они будут способст-
вовать развитию отсталых в экономическом отношении
районов, модернизации технологий, получению новых
ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих
новым методам труда, а также использованию собствен-
ных сырьевых ресурсов для производства экспортной
продукции.
Классическим примером этого может служить <воль-
ная гавань> Манаус в бразильской Амазонии, где ино-
странные предприятия, работающие на экспорт, обяза-
ны включать в производство оптовых изделий по край-
ней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в дан-
ной местности.
Кстати, с этой первоначально экспортной промыш-
ленной зоной произошла интересная трансформация:
постепенно она превратилась в чисто импортную зону.
Теперь вся продукция, поступающая в <вольную га-
вань>, поглощается бразильским рынком.
Имеются и другие примеры, но несколько менее ра-
дикального перехода с обработки экспортных товаров
на импортные, Такие тенденции характерны для свобод-
ных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и
для ряда других стран.
Однако в указанной трансформации прослеживаются
и негативные моменты. Главный из них тот, что ино-
странные компании, действующие в свободных зонах
некоторых государств, стремятся использовать их для
сбыта некачественных товаров, которые не имеют спро-
са на рынках других стран.
Таким образом, создание свободной экономической
зоны в любой стране предусматривает прежде всего
ускоренное развитие той или иной территории. Разви-
тие таких зон позволяет правительствам принимающих
стран смягчать кризисные ситуации в национальной эко-
номике и преодолевать трудности в государственных ка-
питаловложениях в регионе.
Важным моментом с точки зрения создания свобод-
ных экономических зон является роль различных госу-
дарственных и муниципальных органов управления. В
большинстве стран, как развитых, так и развивавщих-
ся, экономические зоны учреждаются решением цент-
ральных правительственных органов, министерствами
планирования или финансов. Эти органы имеют необ-
ходимый опыт в сфере управления крупными проектами,
а также весьма компетентны в области внешнеэкономи-
ческих свяэей. Однако имеется достаточно много приме-
ров, когда экономические зоны создаются и управляют-
ся местными муниципальными властями.
Среди <классических> свободных экономических зон,
наиболее распространенных в настоящее время, можно
отметить следующие."
беспошлинные зоны, расположенные на основных пе-
рекрестках международных транспортных систем;
зкспортные промышленные зоны, ориентированные
главным образом на внешнюю торговлю;
парки технологического развития, которые создают-
ся на основе существующего в принимающей стране на-
учно-техиического потенциала, но с участием иностран-
ного капитала и с использованием .прогрессивного обо-
рудования, ноу-хау, а также зарубежного управленче-
ского, коммерческого или маркетингового опыта;
зоны _ страховых и банковских услуг, способствую-
щие укреплению этой исключительно важной сферы эко-
номики;
импортно-промышленные зоны и зоны по замещению
импорта, которые призваны обеспечить принимающую
страну современными товарами, а местные . предприя-
тия - передовой технологией.
На практике в <чистом виде> перечисленные эконо-
мические зоны встречаются редко. Обычно для каждой
из них присуще сочетание характерных тенденций ука-
занных свободных экономических зон. К примеру, мало-
вероятно, чтобы парки технологического развития не
оказывали таких ключевых услуг, как банковские опе-
рации, страхование или торговля.
Подавляющее большинство предприятий в существу-
ющих ныне свободных экономических зонах - это пред-
приятия легкой промышленности, нуждающиеся в отно-
сительно скромных капиталовложениях. Они произво-
дят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортив-
ный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продо-
вольствие, напитки.
Однако учредители некоторых свободных зон пошли
по другому пути и стали способствовать развитию пред-
приятий тяжелой промышленности. Например, в
экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго дре-
обладает переработка нефти и нефтехимическая про-
мышленность. В Грне предприятия свободной экономи-
ческой зоны занимаются переработкой добываемых там
бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зо-
нах Объединенных Арабских Эмиратов действует це-
лый ряд химических, нефтехимических и автомобиль-
ных компаний.
Создание предприятий тяжелой промышленности в
свободных зонах указанных стран, конечно, связано с
их природными ресурсами, В Ганв - это бокситы, в
Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных Араб-
ских Эмиратах - нефть и природный газ.
И все же- следует отметить, что политика прави-
тельств указанных трех стран была направлена не столь-
ко на развитие тяжелой промышленности в своих эконо-
мических зонах, сколько на создание экспортных про-
мышленных зон на основе уже существующих предприя-
тий тяжелой промышленности. Это прежде. всего отно-
сится к первым двум странам.
Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то
здесь произошла закономерная эволюция: появление
предприятий, связанных с добычей и переработкой неф-
ти и газа сопровождалось созданием предприятий тяже-
лой промышленности в несмежных отраслях, в частно-
сти в машиностроении.
Одна из характерных черт промышленного разви-
тия .большинства свободных экономических зон заклю-
чается в том, что находящиеся там компании, как пра-
вило, стремятся к минимальному использованию мест-
ных ресурсов.
Слабые обратные связи этих компаний с предприя-
тиями принимающей страны объясняются закрытым ха-
рактером экономических зон, профилем действующих
там предприятий и относительно неразвитым потенциа-
лом национальных поставщиков. И в этом смысле прак-
тика указанных выше государств является исключе-
нием.
В то же время многие иностранные компании, дей-
ствующие в развивающихся странах, весьма охотно ис-
пользуют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты,
произведенные на их основе (сталь, алюминий, основ-
ные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из
них создали крупную перерабатывающую промышлен-
ность на основе местного сырья - хорошо развитые и
организованные предприятия, которые Действуют в при-
нимающих странах в течение многих десятилетий, т. е.
до создания первых свободных экономических зон.
Вот почему такие компании не испытывают потреб-
иости в использовании возможностей недавно создан-
ных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще
один фактор: перерабатывающие предприятия, исполь-
зующие местное сырье, как правило, находятся недале-
ко от его источников (будь то шахта, нефтяная сква-
жина или гидроэлектростанция), в то время как экспорт-
но-промышленные зоны обычно формируются вблизи
крупных населенных пунктов или промышленных цент-
ров.
Помимо того, экономические зоны создаются учре-
дителями для быстрого решения проблем промышленно-
го развития какой-либо территории. Отсюда примитив-
ные производственные помещения, похожие на времян-
ки, и незначительные затраты на оборудование иност-
ранных инвесторов.
Компании, занимающиеся переработкой сырьевых
ресурсов, как правило, являются относительно крупны-
ми и действуют на основе долгосрочных договоров, пла-
нируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим
они отличаются от обычного завода по сборке электрон-
ных изделий или специализированной компании по по-
шиву одежды в свободной экономической зоне.
Обычно считается, что свободные экономические зо-
ны способствуют прямым иностранным инвестициям от-
носительно крупных и имеющих хорошую репутацию
компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт,
мощные транснациональные корпорации не очень нуж-
даются в привилегиях и возможностях свободных зон.
Они могут успешно функционировать в обычных ус-
ловиях практически любой страны. И если условия ка-
кого-либо государства слишком неблагоприятны, то пре-
имущества, предлагаемые свободными экономическими
зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их
стратегию международного развития.
Это одна из основных причин того, что в большин-
стве стран инвесторами в свободных зонах являютея
не крупные, хорошо известные транснационадьные кор-
порации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на
рынок иностранных инвестиций в первый раз.
Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маври-
кий, намеренно привлекающих в свои экономические
зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что
средние или мелкие фирмы промышленно развитых го-
сударств или стран, недавно вставших на путь индуст-
риального развития, с пользой для дела дополняют дея-
тельность крупных компаний.
Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроме-
няющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить на-
сущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учи-
тывая стремление многих государств как можно быст-
рее привлень иностранных инвесторов, такие компании
оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем
крупные транснациональные корпорации, которые дей-
ствуют гораздо медленнее.
Создание и функционирование; свободных экюмоииче-
ских зон часто отклоняющихся от первоначальных проек-
тов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий
было предусмотренно создание первой экспортно-промыш-
ленной зоны, то предполагалось, что удельный вес про-
дукции предприятий электронной .промышленности бу-
дет равен 30 предприятии текстильной промышленно-
сти - 25, металлообрабатывавших предприятий - 15,
предприятий по обработке сырья - 10~4.
Однако уже к середине 8(Н годов на текстильные
предприятия и предприятия но пошиву одежды прихо-
доилось 87 занятого в экономической зоне населения,
на предприятия по производству мебели и изделий из
дерева - .2,5 и на предприятия, выпускающие ювелир-
ные изделия, - 2%.
Предприятия электронной промышленности, которые
активно развивались в первые годы, затем почти исчез-
ли (за исключением тех, которые выпускали часы).
Такая эволюция, присущая в той или иной степени
практически всем свободным экономическим зонам, во
многом зависит от характера деятельности предприни-
мателей-пионеров. Если первые инвесторы были пред-
ставлены электронными компаниями, то и последующие
будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем
самым, как правило, созданию в экономической зоне
электронной монокультуры>.
Такая же тенденция характерна и для других отрас-
лей промышленности. В экспортно-промышленной зоне
Шри Ланки, например, на долю производства текстиля
и одежды приходится около 90% занятых, в Домини-
канской Республике - более 60, в Египте - 54.
Причина такого положения объясняется динамикой,
присущей развитию .самих экономических зон, отсутст-
вием контроля со стороны государственных органов по
отношению к иностранным инвестициям также сла-
бым взаимодействиям зональных предприятий, нацио-
нальных и иностранных кампаний.
В процессе развития некоторые свободные экономи-
ческие зоны стали специализироваться исключительно
на банковских и страховых. операциях. Они получили
название 6анковских. франковых зон.
В Люксембурге, например, активно действуют круп-
ные западногерманские банки, которые благодаря име-
ющимся в этой стране льготам <обходят> государотвен-
ный закон по созданию обязательных денежных резер-
вов.
Наиболее известные банковские франковые зоны бы-
ли созданы ы Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле,
а также на многочисленных островах в Карибском мо-
ре (на Багамах, Бермудах и т. д.).
Совокупный объем кредитных операций иностранных
банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по
самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял бо-
лее 200 млрд. далл., что равнялоеь 13% общей, суммы
международных кредитных активов в капиталистическом
мире.
Такие финансовые центры, расположенные в разви-
вающихся странах, часто еще называют <оффшор-цент-
рами>, а <оффшор-сделкой> - ту или иную операцию
между иностранным (по отношению к месту ее совер-
шения) кредитором и заемщиком.
Член совета управляющих Федеральной резервной
системы США Г. Уоллик определяет <оффшор-центр>
как географическую точку, где кредитные средства за-
имствуются у нерезидентов и предоставляются другим
нерезидентам через посредничество банков или иных фи-
нансовых институтов. Преобладание именно таких опе-
раций характерно для банковских франковых зон Ка-
рибского региона.
Следует отметить, что такие центры расположены не
только в развивающихся странах, но и в промышленно
развитых государствах. В отношении последних также
нередко используется термин <оффшор>, поскольку этот
банковский бизнес представляет собой вненациональную
банковскую деятельность на базе валютных кредитных
ресурсов в международных финансовых центрах, и преж-
де всего в Лондоне.
В свободных банковских зонах существуют очень
благоприятные условия для проведения кредитно-финан-
совых операций (чрезвычайно льготный режим налого-
обложения банков, а в некоторых зонах фактически пол-
ное отсутствие такового), что усиливает их привлека-
тельность для иностранных кредитных институтов и
международных капиталов. Именно поэтому их часто
называют <налоговыми убежищами>, или <фискальны-
ми оазисами>..
Успешная деятельность свободных банковских зон в
развивающихся странах весьма ощутимо влияет на фи-
нансовые интересы Соединенных Штатов Америки и
других капиталистических государств. Так, по оценке
американских экспертов, служба внутренних доходов
США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в ре-
зультате совершения американскими банками операций
не на своей территории.
Общая утечка капиталов из США на банковские сче-
ха только в карибской экономической зоне составила к
середине 80-х годов почти 80 млрд. долл.
Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке,
который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на
международном рынке капиталов, правительственные