"СЭЗ" в мире.

 низаций н фирм.                                     

    Оплата труда советских рабочих и специалистов осу-

 ществляется в рублях, а  иностранного персонала  - в

 соответствующей валюте на основании трудовых согла-

 шеиий. Очевидно, будет предусмотрено, что в свободных

 экономических .зонах не будет ограничений заработной

 платы советскому персоналу. Часть заработной  платы

 при этом целесообразно переводить на специальный счет

 в валютных рублях в банке экономической зоны и вы-

 плачивать затем в виде именных чеков.               

    Иностранному персоналу необходимо гарантировать

 перевод их доходов за рубеж, в том числе конверсию

 части доходов, полученных в советских рублях в сво-

 бодно конвертируемую валюту по рыночному курсу.     

    Специализация зоны совместно предприниматель-

 ства определяется при ее создании и отражается в тех-

 нико-экономическом обосновании. В дальнейшем она

 функционирует  по  собственным  программам  развития с

 расчетом на расширение специализации, если это оп-    

 равдано, и территории.                                

    Ориентация деятельности зоны на решение общего-    

 сударственных и региональных задач достигается в ос-

 новном экономическими методами.                       

    Согласно советской концепции создания зон совмест-

 ного предпринимательства в них допускается хозяйст-

 венная деятельность, основанная на всех современных

 видах собственности. При этом иностранные предприя-

 тия и их представительства являются собственностью их

 владельцев, совместные предприятия - собственностью

 партнеров, советские  предприятия  -  государственной .

 собственностью, а кооперативы  -  собственностью пай-

 щиков.                                                

    В зонах совместного предпринимательства в СССР     

 будет поощряться перевод всех видов предприятий в     

 акционерные общества.                                 

    Главными функциями администрации экономических     

 зон независимо от их статуса являются:               

    регистрация предприятий, организаций и фирм;       

    контроль за соблюдением правил, установленных для

 свободной зоны;                                       

    взимание платежей с иностранных национальных     

 вкладчиков капитала;                                  

    оказание инвесторам необходимых услуг,  включая     

 маркетинговые.                                        

    Основной задачей администрации таких зон должно    

 быть обеспечение в рамках принятого законодательства

 благоприятных условий для инвесторов и для деятель-

 ности всех зональных предприятий.                     

    Деятельностью расположенных на территории таких    

 зон советских предприятий местной промышленности      

 будет управлять зональная администрация. При органи-

 зации свободной зоны в их состав могут быть переданы

 также предприятия союзного и республиканского под-    

 чинения.                                              

    Заводы и фабрики, относящиеся к базовым отраслям

 экономики СССР, будут курироваться союзными или рес-

 лубликанскими органами. Все предприятия могут быть    

 сданы в аренду их трудовым коллективам.               

    Расположенные в пределах экономической зоны кол-

 хозы с их согласия могут быть преобразованы либо в    

 государственные агропромышленные предприятия мест-    

 ного подчинения, либо сохраняют свой кооперативный    

 статус.  В  последнем  случае  администрация  свободной

 зоны  устанавливает  им  объем и  номенклатуру государ-

 ственных  закупок  в размере  до 50%  урожая. Остальной

 своей продукцией колхозы распоряжаются сами.         

    Администрация  экономической  зоны   управляет  раз-

 личными  объектами  инфраструктуры  -  местной  торгов-

 лей,  транспортом,  сетью связи,  объектами здравоохра-

 нения, водоснабжения, гостиничным фондом и т. п.     

    Объекты  энергоснабжения,  транспорта  и  связи вне-

 зонального значения, учебные заведения  и научно-иссле-

 довательские  учреждения  будут  управляться соответст-

 вующими   союзными   или    республиканскими   органами

 или администрацией свободной зоны по договору с ними.

    Администрация   свободной   зоны   может   принимать

 участие  в  расширении  и  модернизации  объектов союз-

 ного  и  республиканского подчинения,  что предполагает

 получение  соответствующей  доли  прибыли от  их хозяй-

 ственной деятельности.                               

    А теперь остановимся на льготах,  которые предусмот-

 рены  советской  концепцией зон  совместного предприни-

 мательства  как  для  иностранных,  так  и  для местных

 инвесторов. В принципе они мало  чем отличаются  от ми-

 ровой практики. Такими льготами являются:            

    освобождение  импорта  и  экспорта   свободной  зоны

 от таможенного обложения и нетарифных ограничений;

    снижение  или  пересчет  таможенных  пошлин  при вы-

 возе  продукции  из  экономической  зоны  на внутренний

 рынок СССР;                                          

    скидки с налогов и арендной платы;                

    обеспечение  производства  фондами  централизованно-

 го материально-технического снабжения;               

    возможность  гарантированного   обеспечения  рабочей

 силой, упрощение ее найма и увольнения;              

    обеспеченность инфраструктурными услугами;        

    самостоятельное определение сроков амортизации;

    применение  цен свободного  рынка при  сбыте продук-

 ции внутри свободной зоны;                           

    право  на участие  советских и  иностранных инвесто-

 ров в управлении экономической зоной.                

    Однако  советская  концепция  зон  совместного пред-

 принимательства  предусматривает  и  льготы,  распрост-

 раняемые только на иностранных вкладчиков капиталла.    

    Прежде  всего  это освобождение  иностранных парт-

 неров  от  налогов  лри переводе прибылей, полученных

 в свободной зоне,  за границу,  дополнительные гарантни

 по  защите  их  капиталовложений  и  меры но  охране про-

 мышленной собственности;                             

    В  экономических  зонах  ка  территории  СССР  будет

 упрощен режим допуска и поселения иностранцев,       

    Кроме  того,  иностранным  партнерам   будут  предо-

 ставлены  гарантии  сбита-  на внутреннем  рынке Совет-

 ского  Союза продукции,  произведенной в  счет государ-

 ственных  заказов  а  также  свобода  выбора  источников

 финансирования своих операций  в свободной  зоне, вклю-

 чая привлечение средств мирового денежного рынка.    

    Э  целях  привлечения  зарубежных  инвесторов Совет-

 ское  правительство  разрешило   осуществлять  конверсню

 части  прыбыли,  не  покрываемой  валютной  самоокупае-

 мостью, в  иностранную валюту  по рыночному  курсу бан-

 ка экономической зоны.                               

    Естественно,  что  все  эти  льготы  и стимулирующие

 меры  будут  использоваться в  той или  иной комбииации

 в  зависимости  от вида  свободной зоны.  Конкретные же

 рамки  и  размер  льгот  должны определяться  на основе

 технико-экономических  расчетов  в диапазоне  между ми-

 нимальнымн   народнохазяйственными   потерями   (м  не-

 дополучения средств в бюджет, от снижения цен и  т. и.)

 и  максимальным  эффектом  от  привлечения  иностранно-

 го капитала в данной форме.                          

    В  мировой  практике  таможенный  контроль  на внеш-

 них  и  внутренних  границах свободных  зон осуществля-

 ется государством. Такая же практика  будет и  в Совет-

 ском Союзе.                                          

    Продукция,  поступающая  в  зону  совместного  пред-

 принимательства из-за  границы, в  том числе  для пере-

 работки,  сборки  и  последующего  реэкспорта, освобож-

 дается от таможенного обложения.                     

    При  поставке  предприятиям  нашей  страны  или  по-

 требителям готовой  продукции, произведенной  с исполь-

 зованием  импортных  материалов  и  узлов  и  ввезенных

 в  зону  совместного  предпринимательства  беспошлинно,

 целесообразно  стоимость  импортного  компонент  обла-

 гать пошлиной.                                       

    Для  целенаправленного  регулировании притока  в та-

 кие зоны тех  или иных  видов товаров,  возможно, будет

 предусмотрен  специальный  налог   по  дифференцирован-

 ным ставкам.                                         

    Уровень налогов, сроки освобождения от них  и поря-

 док  их  взымания  будут устанавливаться  Советским го-

 сударством  в  соответствующем  нормативном  акте,  ре-

 гулирующем  деятельность  каждой  свободной  зоны.  Го-

 сударство  также  будет определять  порядок финансовой

 инспекции  работы  предприятий  экономической   зоны  и

 их ревизии через аудиторские (независимые) службы.

    Ключевыми  вопросами  в деятельности  зон совмест-

 ного  предпринимательства  являются  система  ценообра-

 зования и тесно связанный с нею валютный механизм.    

    В частности, предполагается, что  все цены  на внут-

 ризональную  продукцию  будут определяться  на договор-

 ной основа. При импорте, а  также при  поставке товаров

 из  свободной  зоны на  внешний рынок  намечено исполь-

 зовать мировые цены,                                 

    Транснациональные  корпорации,  если  таковые будут

 функционировать  в  этих  зонах, очевидно,  будут приме-

 нять внутрифирменные (трансфертные) цены.            

    При. снятии ограничений на уровни  цен в  зонах сов-

 местного  предпринимательства  валютный   механизм  при

 расчетах  зональных  предприятий  с  внезональными  бу-

 дет  существенно  отличаться  от общепринятого  в нашей

 стране. Вместе с  тем предусматривается,  что розничные

 цены  на  товары,  приобретаемые  в  свободной экономи-

 ческой зоне на советские рубли,  должны соответствовать

 ценам, действующим на территории СССР.               

    Расчеты  по  сделкам  хозяйственных  резидентов сво-

 бодной  зоны  с  другими советскими  предприятиями осу-

 ществляются:                                         

    в  рамках госзаказов  и реализации  фондов -  в руб-

 лях по оптовым ценам;                                

    по хозяйственным  договорам -  в рублях  по договор-

 ным ценам.                                           

    Советские  хозяйственные  организации,  располагаю-

 щие средствами  на счетах  зонального банка  за постав-

 ку  в  свободную  зону продукции,  имеют преимуществен-

 ное  право  на  закупку  производимых здесь  товаров. С

 разрешения   такого   банка расчеты   по  внутрисоюзным

 хоздоговорным  сделкам  могут   частично  производиться

 в иностранной валюте.                                

    В   экономическом   общении   предприятий  свободных

 зон  с  советскими  партнерами могут  быть использованы

 мировые  цены  и  конвертируемая  валюта.  Таким расче-

 там  способствует  полученное  советскими предприятиями

 и  организациями    право   самостоятельного  выхода на

 внешние рынки. При этом, согласно концепции создания

 зон, расположенные там предприятия должны рассмат-

 риваться как иностранные, а связи с ними приравни-

 ваться к операциям по экспорту и импорту.           

    Валютный механизм свободных зон призван обеспе-

 чивать не только приток иностранного "капитала, но и

 нормальное функционирование и взаимодействие их как

 с советской экономикой, так и с мировым рынком. Ва-

 лютный режим обычно определяется для каждой зоны -

 в отдельности исходя из ее целевого назначения.     

    Согласно советской концепции внутрихозяйственный

 оборот в зонах совместного предпринимательства будет

 осуществляться преимущественно в рублях. Однако сво-

 бодная зона может иметь и собственную валюту или ва-

 люту единую для нескольких зон.                     

    Идея введения особого валютного рубля в качестве

 главного элемента денежной системы свободных эконо-

 мических зон обусловлена необходимостью ликвидиро-

 вать узкие места в совместном предпринимательстве с

 иностранным капиталом, в частности ограничения, свя-

 занные с требованием валютной самоокупаемости пред-

 приятий.                                            

    Вместе с тем администрация свободной зоны может

 разрешать использование валюты для арендной платы,

 регистрационных сборов, Налогов и иных платежей в ее

 адрес, а также платежей в отдельных звеньях торговой

 сети и сферы обслуживания.                          

    Все хозяйственные резиденты свободной зоны дол-

 жны держать свою валюту на счетах и вести расчеты

 в ней через зональный банк. В его функции входят так-

 же проведение операций по закупке и продаже иност-

 ранной валюты по официальному курсу и ее аукцион-

 ные продажи по рыночному курсу рубля.               

    В  аукционах могут участвовать только  предприя-

 тия и организации, находящиеся в экономической зоне.

 Зональный банк несет ответственность за поддержание

 равновесия платежного баланса и денежного обраще-

 ния в свободной зоне и подчиняется лишь Совету на-

 родных депутатов.                                   

    Аукционерами банка, но без контрольного  пакета

 акций могут быть Внешэкономбанк и другие советские

 банки, а в пределах до 20~о акций  -  и иностранные

 банки.                                              

    Структура управления свободными экономическими

 зонами будет определяться  их видом,  размерами терри-

 тории  и количеством  населения, проживающего  там. Ь

 этом  отношении  наиболее  сложной  представляется за-

 дача  формирования  структуры  управления  комплексно-

 ми зонами,  размеры которых  могут совпадать  с терри-

 ториально-административными   районами  СССР.   В  со-

 ветской  концепции зон  совместного предпринимательст-

 ва в общих чертах разработана система  управления ими.

                                                    

    В  соответствии  о  этой концепцией  высшим органом

 власти в свободной зоне является местный  Совет народ-

 ных депутатов, а  в крупных  наряду с  центральным мо-

 гут действовать  и районные  Советы. В  случае необхо-

 димости, при образовании  экономической .  зоны прово-

 дится  редемаркация   существующего  административного

 деления.                                            

    Исполнительные  функции  управления  свободной  зо-

 ной  выполняет  администрация,  формируемая    Советом

 народных депутатов и  подотчетная ему.  В   ее состав,

 кроме  советских граждан,  могут входить   иностранные

 специалисты,  в  том  числе  рекомендованные  деловыми

 кругами данной зоны.                                

                                                    

    Обязательно  участие  в  администрации представите-

 ля республики или региона,  на территории  которых на-

 ходится  свободная зона.   Возглавляет   администрацию

 генеральный  администратор  зоны,  назначаемый Советом

 народных депутатов.                                 

    При  администрации  создаются  Консультативный  со-

 вет и Хозяйственный трест.                          

    Консультативный  совет  состоит  из представителей

 центральных  экономических  органов  страны  и заинте-

 ресованных  министерств  и  ведомств, а  также деловых

 кругов  свободной  зоны. Указанный  совет представляет

 администрации свое мнение по проблемам  развития сво-

 бодной зоны и содействует  ее контактам  с перечислен-

 ными  органами.  Этот  совет  может приглашать  в свой

 аппарат  профессиональных  консультантов  по  управле-

 нию, в том числе и зарубежных.                     

    Среди  главных  функций,   выполняемых  Хозяйствен-

 ным трестом, отметим такие.                         

    Трест  должен принимать  на свой  баланс государст-

 венные  промышленные  предприятия  и   другие  объекты

 зонального  подчинения  и  организовывать  их деятель-

 ность. Кроме того, он может приобретать  паи владения

(акции)  в. других  предприятиях экономической  зоны и

 принимать участке в их управлении.                   

    Он   осуществляет также   заключение  хозяйственных

 договоров  от  имени юны  совместного предпринаматель-

 ства, выкупает в  служит необходимости  часть продукции

 предприятий, организует государственные  закупки сель-

 сельскохозяйственной  продукции  у  колхозов,  находящихся

 на территории свободной зоны.                         

    В функции треста  входит и  участие в  расширении и

 поддержании  на  коммерческой основе  объектов, внезо-

 нального подчинения, обеспечение освоения   капитало-

 вложений,  имеющих  важное  значение для  всей свобод-

 ной зоны.                                            

    Хозяйственный  трест имеет  статус производственно-

 го объединения и  при необходимости  наделяется основ-

 ными  и  оборотными  средствами  из  бюджета свободной

 зоны  с  правом перепрофилироваться,  реорганизации или

 закрытия находящихся здесь предприятий.              

                                                     

    Для  руководства  группами  однотипных  предприятий

 в его составе могут организовываться  хозрасчетные фир-

 мы, создаваться хозрасчетные  внешнеэкономические объ-

 единения, действующие самостоятельно.                

                                                     

    Трест  для  осуществления  поставленных  перед  ним

 задач имеет право  привлекать советские  и иностранные

 заемные  средства,  выпускать  акции  и  облигации для

 размещения их в  СССР и  за рубежом,  вкладывать сред-

 ства в инвестиционные, торговые, кредитные и иные опе-

 рации не только в нашей стране, но и за границей.    

                                                     

    Хозяйственный трест может создаваться как акцио-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты