"СЭЗ" в мире.

 органы  США  создали  там  в  1981  г.  свою свободную

 банковскую  зону. Они  разрешили, подобно  многим дру-

 гим  <оффшор-центрам>,  местным  и   иностранным  бан-

 кам  открывать  в  Нью-Йорке  международные банковские

 учреждения,  которым  предоставлены  большая  свобода

 в  осуществлении  транснационального бизнеса  и льгот-

 ный налоговый режим.                                 

    Одна из главных целей создания  таких зон  в у разви-

 тых  капиталистических  странах -  переориентация меж-

 дународных операций своих  банков, основной  объем ко-

 торых  совершается  через  <оффшор-центры>   в  других

 странах.                                            

    Чрезвычайно    жесткие    нормативы,   регулирующие

 страховые  операции,  способствовали  созданию свобод-

 ных  страховых  зон.  Примером  может  служить лондон-

 ская  компания  <Ллойд>  по  вопросам  страхования ри-

 сков особого типа (не входящих  в разряд  хищений, по-

 жаров, гражданской ответственности и т.  д.). Деятель-

 ность  компании  <Ллойд> по  покрытию этих  рисков, по

 существу,  содействовала  превращению  ее  в монополи-

 ста по страхованию нетрадиционных рисков.           

    По  прототипу  лондонской  свободной  страховой зо-

 ны  в  80-х годах  подобные зоны  были созданы  в Нью-

 Йорке.  Правда,  там ассоциации  по контролю  в защиту

 потребителя  ограничили  льготный режим,  допустив его

 лишь  для особых  типов риска  (например, анулирование

 контрактов лизинга), а также  для тех  страховых конт-

 рактов,  в  которых  годовые премии  превышают 100000

 долл.                                               

    Как  видим,  создание свободных  экономических зон

 получило на  Западе большое-  развитие, Во  многом их

 развитие зависит от того, что  такая зона  может дать

 национальной экономике  в конкретных  условиях хозяй-

 ствования и в данной экономической ситуации.       

                                                    

 СОВЕТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ                        

 ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН                                   

                                                    

    Постановление Совета Министров .РСФСР <О даль-

 нейшем развитии внешнеэкономической деятельности го-

 сударственных, кооперативных и иных общественных    

 предприятий, объединений и организаций>, принятое в

 марте 1989 г., явилось основой для создания в поряд-

 ке эксперимента на территории Советского Союза не-

 скольких свободных экономических зон (у нас они по-

 лучили название <зоны совместного предприниматель-

 ства>).                                             

    При помощи экспертов ООН была разработана спе-

 циальная концепция, учитывающая сложившийся в стра-

 не подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их

 функционирования и конъюнктуру международного рын-

 ка.                                                 

    По мнению советских специалистов, создаваемые зо-

 ны будут способствовать активизации инициативы ино-

 странных фирм в производстве товаров, услуг, в тор-

 говле, а также в других видах деятельности на терри-

 тории СССР.                                         

    В таких зонах могут быть организованы производст-

 во и сборка различных видов продукции на  основе при-

 менения иностранного оборудования, технологий и ма-

 териалов с использованием местной электроэнергии,

 сырья и рабочей силы.                               

    Напомним, что в зарубежной практике свободные    

 экономические зоны являются, как правило, небольши-

 ми территориальными анклавами с особо благоприят-

 ным режимом для деятельности иностранного капита-

 ла, слабо связанные с национальным рынком и ориенти-

 рованные на экспорт. Однако  в свете  перестройки со-

 ветской экономики такая ориентация свободных эконо-

 мических зон  должна быть  существенно скорректирова-

  на, а их деятельность подчинена не столько решению

  внешнеэкономических, сколько общехозяйственных за-

  дач страны.                                        

     В разработанной советской концепции создания сво-

  бодных экономических зон они, сохраняя в целесообраз-

  ных пределах экспортную ориентацию, призваны в то

  же время <работать> прежде всего на внутренний ры-

  нок СССР, способствуя насыщению его передовой тех-

  нологией и высококачественными товарами.           

     Кроме того, зоны совместного предпринимательства

  лолжны быть для страны центрами освоения и распро-

  странения зарубежного управленческого опыта, полиго-

  нами проверки новых форм хозяйствования.           

     Соответственно такие зоны' должны создаваться и

  функционировать в экономике СССР как ее неотъемле-

  мая составная часть, предусматривать благоприятный

  режим деятельности не только для иностранных вклад-

  чиков капитала, но и для советских предприятий.    

     Они могут формироватъся как в приграничных, так

  и глубинных районах страны и занимать значительную

  территорию. При этом необходимо обеспечивать поли-

  тические интересы  и экономическую  безопасность Со-

  ветекого Союза.                                    

     Следовательно, при разработке общих целей и задач

  формирования зон совместного предпринимательства в

  Советском Союзе исходили из того, что данная форма

  внешнеэкономической деятельности должна использо-

  ваться прежде всего в интересах развития экономики

  страны и служить своеобразным <шлюзом> между ней

  и внешним рынком.                                  

     Среди основных задач решение которых возможно

  с помощью создания свободных экономических зон на

  территории Советского Союза, можно выделить следую-

  щие.                                               

     Прежде всего это совершенствование отраслевой

 структуры  производства и  ускорение социально-эконо-

 мического развития территории, где расположены эко-

  номические зоны. Последнее весьма актуально для ма-

  лоосвоенных регионов страны.                       

     Предусматривается также постепенное включение

  экономики зон совместного предпринимательства или ее

  отдельных производств в хозяйственную структуру со-

  ответствувщих регионов. При этом будут апробировать-

  ся различные варианты внедрения новых  форм хозяйст-

 вования, приспособленных к условиям мирового рынка.

    В  экономических  зонах  намечено   активно  внедрять

 в   произ-во   отечественные  и   зарубежные  научно-

 технические  разработки  и  изобретения  с  последующим

 их  использованием в  других отраслях  народного хозяй--

 ства, а также и на внешнем рынке.                     

    Благодаря   более   интенсивному  включению   СССР  в

 систему   международных   экономических   связей   буде-

 развиваться  экспортная  база и,  значит, увеличиваться

 наши валютные поступления.                            

    Хозяйственные  потребности  страны,  а  также интере-

 сы  самого  эксперимента  подсказывают  целесообразность

 создания  в  СССР   сразу  нескольких   вариантов  таких

 зон.  По  своим  целям  свободные  экономические  зоны в

 нашей стране могут быть: (~~ )                        

    комплексные (производственного назначения);        

    внешнеторговые  (свободные  таможенные  зоны   и  по-

 сты, включая зоны экспортного  производства, транспорт-

 ные зоны);                                            

    функциональные,   или   отраслевые   (технологические

 парки и технополисы, туристические,  страховые, банков-

 ские зоны).                                           

    Перечисленные   варианты   экономических   зон  могут

 выполнять   различные  народнохозяйственные   и  внешне-

 экономические функции.                                

    С  точки  зрения  решения перспективных  задач разви-

 тия  экономики  и  внешнеэкономических  связей   СССР  и

 отдельных   регионов  наибольший   интерес  представляют

 комплексные  экономические  зоны,  в которых  будут соз-

 даны  новые  производства,  выпускающие   продукцию  как

 для  внутреннего  рынка, так  и для  экспорта, поскольку

 они  будут  функционировать  на  основе  механизма, наи-

 более приближенного к условиям мирового рынка.        

    Отметим,  что  создание  экономических   зон  внешне-

 торговой  направленности  не  требует ни  крупных перво-

 начальных  инвестиций,   ни  длительных   сроков  форми-

 рования,  ни   сложного  механизма   функционирования  и

 взаимодействия  с  экономикой  нашей страны.  В большин-

 стве  случаев  -  это  таможенный   анклав,  позволяющий

 существенно   повысить  прибыльность   внешнеторговых  и

 сопутствующих им операций.                             

    Такие  экономические  зоны  практически   не  взаимо-

 действуют с  предприятиями вне  ее территории,  хотя при

 активном  развитии  здесь  экспортных  производств мож-

 по   предусмотреть   специальные  таможенный   и  налого-

 вый   механизмы,   -ориентирующие  эти   производства  на

 увеличение   <местного   компонента  в   продукции  зоны

 благодаря   интенсификации   кооперативных    связей   с

 советскими внезональными предприятиями.               

     Внешнеторговые   экономические   зоны    в   ровном

 предназначаются   для   обеспечения   дополнительных  ва-

 лютных   поступлений   за  счет   создания  консигнацион-

 ных   (накопительных)   складов,   сдачи   помещений  Для

 выставок,  перевалки  и  подработки транзитных  грузов и

 Т. П.                                                  

     В   вариантах   функциональных   (отраслевых)  эконо-

 мических  зон  предусмотрено  прежде всего  создание тех-

 нологических    парков  и  технополисов  для  освоения  и

 производства  новой  техники.  Они  будут  способствовать

 активизации   международного    сотрудничества   благода-

 ря  разработке  новых  наукоемких    видов    продукции и

 расширению их экспорта.                                

     При  создании  технополисов  используется   в  первую

 очередь   механизм   стимулирования   привлечения  техно-

 логических   ресурсов,  включая   интеллектуальные.  Дея-

 тельность  технополисов  в  основном должна  быть направ-

 лена  на  облегчение  выхода  их  основной   продукции  -

 научных  идей  на  стадии   внедрения  -   на  внутренний

 рынок  СССР,   а  идей,   обеспечивающих  технологические

 прорывы, - и на внешний рынок.                         

     Таким  образом,  все  варианты зон  совместного пред-

 принимательства  в  нашей стране  служат  дополнитель-

 ным  каналом связи экономики  Советского  Союза  с внеш-

 ним рынком.                                            

     'Каким  же  видится  порядок  создания  и  статус зон

 совместного  предпринимательства  на   территории  Совет-

 ского Союза?                                           

     Исходить  нужно  из того,  что основные  элементы хо-

 зяйственного   механизма   свободных   экономических  зон

 должны  быть  едиными  для   всей  территории   страны  и

 кодифицироваться  в  специальном   законодательстве.  Од-

 нако такого законодательства пока нет.                 

     На  первом  этапе  эксперимента принято  решение вво-

 дить  индивидуальные  юридические  акты  для  каждой соз-

 даваемой  экономической   зоны.  Только   после  приобре-

 тения  достаточного  опыта  целесообразно   ввести  общее

 всесоюзное правовое регулирование.                     

     В   последующем   каждая    свободная   экономическая

 зона будет создаваться на основе специального решения

 Совета Министров СССР с учетом специфики ее дея-    

 тельности и региональной политики страны.           

   Зоны совместного предпринимательства в Советском

 Союзе создаются- и будут  создаваться по инициативе

 край-, облисполкомов, союзных республик, центральных

 экономических органов СССР, а также зарубежных. ком-

 паний при их поддержке соответствующими советскими

 организациями.                                      

   Предложения о создании свободных .экономических

 зон вносятся в Совет Министров СССР вместе с техни-

 ко-экономическим обоснованием, предварительно прора-

 ботанным с заинтересованными министерствами и ве-

 домствами и потенциальными инвесторами. Технико-эко-

 номические обоснования должны пройти экспертизу в

 Госплане СССР и Министерстве внешних экономических

 связей.                                             

   Как правило, территория, выбираемая для экономи-

 ческой зоны, должна быть достаточно обширной, обес-

 печена необходимой инфраструктурой, трудовыми ре-

 сурсами и местными стройматериалами. Весъма жела-

 тельны ее всесторонние связи со многими отраслями

 народного хозяйства. Создание таких зон требует под-

 держки местных органов власти и местного населения.

   Зоны совместного предпринимательства в нашей       

 стране являются хозяйственными, а не политическими

 образованиями, поэтому их границы определяются эко-

 номической целесообразностью. При этом, конечно, тер-

 ритория таких зон остается частью территории СССР.

   В свободных экономических зонах действует союз-

 ное и соответствующее республиканское законодатель-

 ство, причем их корректировка может касаться только

 хозяйственных и социальных вопросов, что и фиксиру-

 ется в постановлении правительства о создании эконо-

 мической зоны. Государственную власть в зоне свобод-

 ного предпринимательства осуществляют местные Сове-

 ты народных депутатов.                              

   Зоны совместного предпринимательства в хозяйст-

 венном отношении являются территориями союзного     

 подчинения. Интересы республик или регионов, на тер-

 ритории которых они расположены, должны находить _

 воплощение благодаря их представительству в руково-

 дящих органах экономических зон.                    

   Специфика деятельности в таких зонах не позволит

 использовать   здесь   республиканский.   хозрасчет,  посколь-

 ку  в   рамках  народного   хоз-ва  СССР   указанные  зоны

 действуют как автономные хозрасчетные единицы.

Отношения с го. планом и бюджетом определяются для

экономической зоны в целом.

Свободная экономическая зона функционирует как терри-

тория, открытаядля всех  видов внешнеэкономической дея-

тельности , в рамках которой создан особенно

 благоприятный   режим   для   совместного   предпринима--

 тельства и иностранных инвестиций.                    

    Платежный баланс таких зон  стремится на  основе ва-

 лютной  самоокупаемаости.  Государства  а  также  респу -

 лика  или  регионы,  где  расположена  эконом. зона,

обязаны оказывать содействие ее функционированию.

 Однако они не несут ответственности по ее хозяйствен-

 ным обязательствам, и наоборот.                       

    Следовательно, в интересах сохранения  необходи-

 мой степени независимости зон: совместного предприни-

 мательства от внезонального. механизма и системы уп-

 равления здесь применяется принцип анклавности, ко-

 торый обеспечивается как. административными, так и    

 экономическими мерами.                                 

    Предпочтение при этих отдается последим, посколь-

 ку при формировании экономических зон создаются       

 предпосылки для постепенного распространения на эко-

 номику окружающего региона. наиболее эффективных      

 элементов рыночного механизма, используемых в сво-    

 бодной. зоне. Вместе с тем создание анклава ни в коей

 мере не предполагает установления юридической экстер-

 риториальности зоны.                                  

    Создание и функционирование свободных зон требу-

 юг решения ряда специфических социальных вопросов.

    Во-первых, способов привлечения рабочей силы, оп-

 ределения уровня заработной платы и той валюты, в     

 которой она выплачивается.                            

    Во-вторых, порядка образования фондов социально-

 го развития и страхования, организации медицинского

 обслуживания и отдыха персонала.                       

    0беспечение свободных экономических зон трудовы-

 ми ресурсами целесообразно. осуществлять на контракт-

 вой основе. Форму контрактов разрабатывают админи-    

 страция такой зоны и расположенные здесь предприя-    

 тия, организации и фирмы.                             

    Зоны совместного предпринимательства удовлетво-    

рают свои потребности в рабочей силе главным обра-

  зом за счет привлечения местного населения, повыше-

  ния его квалификации и освоении новых форм труда.

  Но это не исключает привлечения и внезональной рабо-

  чей силы на основе контрактации из других  районов

  СССР, что особенно важно при формировании таких зон

  в районах с дефицитом рабочей силы (например, на     

  Дальнем Востоке).                                    

     Кроме того, предусмотрено направление советских

  рабочих и специалистов на предприятия, расположенные

  в экономич. зоне, для стажировки и освоения новой

  техники, организации труда и форм хозяйствования. Для

  этих же целей в таких зонах целесообразно организо-

  вывать специальные курсы и школы бизнеса. По мере    

  необходимости будет также привлекаться иностранный

  персенал.                                            

 Администрация экономической зоны самостоятельно

 или через свои хозяйственные органы будет регулиро-

 вать приток рабочей силы.                           

    В свободных зонах, создаваемых в СССР, организа-

 ции трудовых отношений для советской части персона-

 ла не должна противоречить законодательству страны.

 Многие вопросы, касающиеся трудовых отношений и со-

 циальных условий работы, могут решаться по догово-

 ренности между администрацией экономический зоны и

 руководством расположенных здесь предприятий, орга-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты