"СЭЗ" в мире.

"СЭЗ" в мире.




















КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

на тему

 

“СЭЗ В РОССИИ”









РЭА им. Г. В. Плеханова

Анисимов Михаил

2-ой курс факультетаБиДА.

 


















Содержание работы:

1.  Введение.

2.  Исторический аспект формирования СЭЗ.

3.  Современная концепция создания экономич. зон.

4.  Зоны совместного предпринимательства в СНГ.

5.  Заключение.

















































ВВЕДЕНИЕ                                            

                                                    

      Одной из  составных частей  перестройки народного

 хозяйства  СССР  является  радикальная   реформа  дея-

 тельности  внешнеэкономического  комплекса.  Кроме су-

 щественного  повышения  его  вклада в  экономическое и

 социальное   развитие  страны,   реформа  одновременно

 предусматривает  формирование  в Советском  Союзе эко-

 номики открытого типа, что  предполагает не  только ее

 тесную взаимосвязь с мировой экономикой,  но и  их со-

 стязательность.                                     

      Концепция  перестройки  внешнеэкономических  свя-

 зей исходит из того,  что в  современном взаимозависи-

 мом  мире  советская  экономика является  частью миро-

 вой и  не может  успешно развиваться  в отрыве  от по-

 следней.  Поэтому  стратегия  экономического  развития

 нашей  страны  должна  разрабатываться  с  ориентацией

 на  мировой  уровень.  Это  подразумевает существенное

 усиление  влияния  внешнеэкономических связей  на тем-

 пы, пропорции и характер экономического роста  в стра-

 не, внутреннее  ценообразование и  региональное разви-

 тие;                                               

      Внешнеэкономические связи, таким  образом, должны

 стать  самостоятельным  источником  увеличения  нацио-

 нального дохода  Советского Союза,  постоянной состав-

 ляющей.  при  выборе путей  решения народнохозяйствен-

 ных задач.                                          

      В концепции перестройки  внешнеэкономических свя-

 зей  СССР  учтена  необходимость  изменения  отношений

 между  формами  собственности,  существующими   ~  на-

 шей стране  и в  государствах Запада.  Оставаясь Соци-

 альными антиподами, они тем не  менее образуют  в точ-

 ках  соприкосновения  своеобразные  гибридные  формы в

 виде  собственности  совместных  предприятии  в СССР,

 инвестиционных активов  советских организаций  как за

 границей, так и на территории страны.                

    Новые  формы  внешнеэкономических   связей  (совме-

 стное  предпринимательство  на  территории  СССР, сво-

 бодные  экономические  зоны,  зарубежное  инвестирова-

 ние и т. д.) призваны способствовйть  усилению исполь-

 зования  в  нашей экономике  прогрессивной зарубежной

 технологии и управленческого опыта,  развитию экспорт-

 ного  сектора  страны  и  расширению  финансовой  базы

 модернизации народного хозяйства.                    

                                                     

    В свою очередь,  советские капиталовложения  за ру-

 бежом и  в свободных  экономических зонах  на террито-

 рии  СССР  позволяют  создать там  инфраструктуру, не-

 обходимую  для  увеличения советского  экспорта (преж-

 де  всего  машинотехнического),  а  также  собственную

 производственную  базу  для стабильного  снабжения на-

 шей страны различными товарами.                      

                                                      

    Существенно  и то,  что новые  формы внешнеэкономи-

 ческих связей предусматривают еще и решение такой за-

 дачи,  как  вывести  Советский Союз  на статус  уже не

 только  международного  торговца,  но  и международно-

 го инвестора.                                        

                                                     

    Принципиально вам но, что курс  на создание  в СССР

 открытой  экономики проводится  не только  через цент-

 рализованные планово-стратегические решения.  Он опи-

 рается  на  непосредственный  выход  на  прежний  рынок

 всех  заинтересованных советских  предприятий, объеди-

 нений  и  производственных  кооперативов,  превращение

 внешнеэкономических  операций в  органическую состав-

 ную часть их хозяйственной деятельности,             

                                                     

    Долгое время у нас бытовало представление, что уча-

 стие  иностранного  капитала в  процессе общественного

 производства  противоречит  самой  природе   планового

 хозяйства. Однако в  конце 80-х  годов в  нашей стране

 был  принят  ряд  нормативных  актов,  санкционирующих

 создание совместных  предприятий с  участием капитали-

 стических фирм и компаний.                           

                                                     

    Это  способствовало  тому,  что в  Советском Союзе

 процесс их.  формирования приобрел  лавинообразный ха-

 рактер: если к  середине 1987  г. насчитывалось   лишь

 семь совместных  предприятий, то  к началу 1988  г. -

 около 30. К концу же 1989 г. их  было уже  более 1000.

 Б  1990  г.,  по  данным  Министерства  финансов СССР,

 ежемесячно  регистрируется  80  - 100  совместных пред-

 приятий.                                             

    Такой  количественный  рост. совместных предприятий

 в  СССР не  мог не  привести к  определенным качествен-

 ным сдвигам,  а именно  к объединению  совместных пред-

 приятий  в  специальных  экономических   зонах,  подобно

 тому как это происходило в ряде стран мира.          

    Следует, однако,  отметить, что  в нашей  стране мн-

 ровой опыт создания  свободных экономических  зон, или,

 как принято называть их  в советской  экономической ли-

 тературе, зон совместного  предпринимательства,, приме-

 ним  лишь  частично.  Если  в  зарубежной  практике по-

 добные  зоны  обычно  являются  небольшими  территори-

 альными  анклавами,  почти  не связанными  с националь-

 ным  рынком,  то  в  СССР  они мыслятся  как органичная

 часть  советской  экономики,  как  средство  решения не

 столько  внешнеэкономических,  сколько  общехозяйствен-

 ных задач.                                           

    Вот  почему, по  мнению автора,  так актуален  в на-

 стоящее  время  анализ  практики  (в  том  числе  труд-

 ностей  и  проблем)  создания  и  функционирования сво-

 бодных  экономических  зон  не  только в  нашей стране.

 но и за рубежом,                                     

                                                     

 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ                     

      СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН                          

                                                     

    Стремительное  увеличение  числа   свободных  эконо-

 мических зон - одно из наиболее характерных явле-

 ний, получивших интенсивное развитие в мировой эко-

 номике за истекшую четверть века.                    

    Все свободные экономические зоны (беспошлинные    

 таможенные территории, промышленно-торговые и тех-

 нико-внедренческие зоны и т. п.) объединяет беспошлин-

 ный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, опре-

 деленная обособленность в хозяйственном, торговом, ва-

 лютно-финансовом отношениях от остальной террито-    

 рии принимающей страны, активное взаимодействие с    

 иностранным капиталом, а также тесная связь с миро-

 вым рынком.                                          

    В конвенции Киото (май 1973 г.) было приведено та-

 кое определение понятия <свободная экономическая зо-

 на - это часть территории  одного государства,  на ко-

 горой  ввезенные  товары  обычно  рассматриваются  как

 товары,  находящиеся  за  пределами  таможенной терри-

 тории  по  отношению к  праву импорта  и соответствую-

 щнм  налогам  и  не  подвергающиеся  обычному таможен-

 ному кентролю.                                       

                                                     

    Наибольшее  распространение   свободные  экономиче-

 ские  зоны  получили в  развивающихся странах.  Если к

 1981 г. в указанных государствах  было создано  96 та-

 ких вон, то к началу 1990 г. - уже около 300.  Еще не-

 сколько  десятков  свободных  экономических  зон нахо-

 дится в стадии формирования.                         

                                                     

    Общая  занятость  в свободных  экономических зонах,

 созданных  в развивающихся  странах, достигает  2 млн.

 человек; Ожидается, что к середине 90-х годов этот по-

 казатель превысит 3 млн.                             

                                                     

    Выручка  от  экспорта  из  свободных  экономических

 зон в настоящее время составляет 13 - 15  млрд. долл.,

 а к 1995 г., по оценкам экспертов Центра ООН по транс-

 национальным  корпорациям,  она  может  достигнуть  25

 млрд долл.                                           

    Свободные  экономические  зоны существуют  почти во

 всех  промышленно  развитых  странах. Причем  в Соеди-

 ненных  Штатах  Америки  их  численность  самая  боль-

 шая - около  200. Помимо  старейшей и  крупнейшей сво-

 бодной  экономической  зоны  в Нью-Йорке,  онн органи-

 зованы  в  Бостоне, Чикаго,  Кливленде, Сан-Франциско,

 Сиэтле и в других городах.                           

    Общий  объем   ежегодно  поступающих   в  американ-

 ские  свободные  экономические зоны  товаров увеличил-

 ся со 100 млн. долл. в 70-е годы до 2 . млрд.  к концу

 80-х  годов.  Стоимость ежегодно  отгружаемых товаров,

 часть  которых  подвергалась  переработке, оценивалась

 к началу 1990 г. в 4 млрд. долл.                     

                                                     

    Первоначально  свободной  экономической  зоной счи-

 талась особая территория крупного морского  порта, же-

 лезнодорожного  узла,  аэропорта или  примыкающего к

 ним  района),  выделенная  из   таможенной  территории

 страны для свободного ы  беспошлинного ввоза  и вывоза

 иностранных товаров.                                 

                                                     

    Такие  зоны  сохранились  и до  настоящего времени.

 В них товары хранятся.  на складах  неограниченный или

 ограниченный  срок,  расфасовывающая, пересортировыва-

 ются  и  перерабатываются,  а  затем  поставляются  на

 .внутренний  рынок  данной  страны  с   уплатой  пошлины

 или вывозятся беспошлинно за границу.                 

    Использование   подобных   экономических   зон  позво-

 ляет  поставщикам  отложить  реализацию  товаров  до по-

 вышения  на  них спроса  и соответственно  цен, демонст-

 рировать   продукцию   потенциальным   оптовым   покупа-

 телям,  дорабатывать  ее  в  целях  уплаты  в дальнейшем

 меньшей пошлины.                                       

    исторически   таким  зонам   предшествовало  создание

 <свободных  портов>,  иными  словами,   территорий  бес-

 пошлинного  складирования  товаров  на   период  поиска

 покупателей.  Первоначально  <свободные   порты>  созда-

 вались для развития местного  рынка, а  затем и  для со-

 действия   расширению  международной   торговли.  Напом-

 ним, статус <свободных портов> имели Генуя (с  1595 г.).

 Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.),  а в  России -

 Одесса (с  1817 г,),  Владивосток (с  1862 г.)  и Батуми

 (с 1878 г.).                                          

    По  мере  монополизации  рынка  и   усиления  протек-

 ционистской  политики  государств    <свободные   порты>

 стали  упраздняться,  а  на их  территориях и  .в других

 торговых  центрах  начали  создаваться  свободные эконо-

 мические  зоны,  где  все  большее  значение приобретала

 переработка товара.                                   

    Основателями  такого  типа   свободных  экономических

 зон были англичане  П. Халл  и С.  Хоув, а  также амери-

 канец  С.  Бутлер,  которые пришли  к выводу,  что госу-

 дарственное  вмешательство  при  различного   рода  кри-

 зисных  ситуациях  не  в состоянии  предотвратить эконо-

 мический   упадок   крупных  промышленных   центров.  По

 их  мнению,  не  спасали  положения  и  традиционные ме-

 ры  экономического  и  политического воздействия  на хо-

 зяйственную деятельность этих территорий.             

    Предпринимателям,   желающим    заниматься   бизнесом

 в  районах,  находящихся  в  тяжелом  экономическом  по-

 ложении,  предоставлялся  ряд  льгот   по  налогообложе-

 нию,    менее  жестко  регламентировалась и  их деятель-

 ность. Кроме того,  бизнесмены могли  осуществлять здесь

 некоторые  операции,   которые  обычно   не  разрешаются

 нормативами   местного  законодательства   (например,  в

 области банковских и страховых операций).             

    В пределах  таких зон,  скажем, банки  могли свобод-

 но   моделировать  с   любыми  валютами   и  поддерживать

 деловые  отношения  с  клиентами,  проживающими  вне зо-

 ны. Следовательно, здесь не надо  было устанавливать

 контроль  за  валютным  обменом,  движением  капиталов

 и т; д.                                             

    В  течение  длительного времени  свободным экономи-

 ческим  зонам  была  присуща  преимущественно  коммер-

 ческая деятельность.  В экономических   зонах   товары

 складировались  и  подвергались  лишь  тем  операциям,

 которые  были  направлены на  обеспечение доброкачест-

 венного  хранения  или  же  на улучшение  общего вида

 или  внешнего  оформления,  что позволяло  повысить их

 качество.                                           

    И только в начале 60-х  годов была  разрешена обра-

 ботка: товаров в свободных экономических  зонах. Обыч-

 но  при  этом осуществлялись  операции, так  или иначе

 увеличивающие прибавочную стоимость товара.         

                                                    

    Следовательно,  из  собирающих  центров  и  пунктов

 распределения  свободные  экономические зоны  все чаще

 становятся местом  обработки и  трансформации товаров.

 При  этом  действуют льготные  условия их  экспорта из

 упомянутых зон.                                     

                                                    

    Отметим,  что  повышение прибавочной  стоимости то-

 вара при  отсутствии таможенных  и других  пошлин ста-

 новится отличительной чертой экономических  зон, кото-

 рые были созданы в Соединенных Штатах Америки.      

                                                     

    Еще  один  этап  развития  свободных  экономических

 зон начался в  80-е годы  благодаря ряду  мер, направ-

 ленных на.  преодоление застоя  в отдельных   отраслях

 промышленности,  банковского  и  страхового  дела. Ха-

 рактерной  чертой этого  этапа можно  считать усиление

 экономического  развития  отдельных  регионов, находя-

 щихся в кризисном состоянии.  Так, путем  создания не-

 больших  экономических  зон  были выведены  из кризиса

 ряд департаментов  Франции и  около 25  районов Вели-

 кобритании.                                         

                                                    

    Другими   важными   тенденциями   указанного  этапа

 развития свободных  экономических зон  являются льгот-

 ные  условия  деятельности  предприятий, расположенных

 в этих зонах,  по налогообложению,  и дебюрократизация

 их управления.                                      

                                                    

    В  практике  экономических  зон  в  настоящее время

 применяется широкая  гамма льгот  и стимулов  для ино-

 странных вкладчиков капитала.  Как правило,  они зави-

 сят от специфических условий каждой  экономической зо-

 ны.  Обычно,  кроме  отмены  таможенных  пошлин, преду-

 сматриваются следующие льготы:                       

    отмена  какого-либо  налогообложения  в  счет  права

 на  экспорт,  освобождение  от  других  налогов, прежде

 всего  на  недвижимое имущество,  а также  местных (об-

 ластных) налогов, имеющихся в ряде стран;            

    отмена  налогов  на  доход  иностранного  персонала,

 работающего в свободной экономической зоне;-         

    полная  или  частичная  отмена  налогов  на  прибыль

 зональных  предприятий  на  определенный  срок и  в за-

 висимости от ряда условий.                           

    Например,  в  Южной  Корее   предприятия,  созданные

 в свободной экономической зоне, в первые пять  лет пол-

 ностью освобождаются  от налогов,  а в  последующие три

 года налоги им снижаются на 50%.                   

    В  Шри  Ланке  полная  отмена  налогообложений длит-

 ся от  двух до  десяти лет  в зависимости  от специфики

 функционирования   предприятий    экономической   зоны,

 при  этом  учитывается  число  занятых  на предприятии,

 приток  конвертируемой  валюты,   применяемая  техноло-

 гия и т. д.                                          

    Создание  свободных   экономических  зон   в  разных

 странах  в  настоящее  время   предполагает  достижение

 таких целей:                                         

    обеспечение  более  полной  занятости  рабочей  силы

 как непосредственно в экономической зоне,  так и  за ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты