Гениальность и помешательство

     [Подобно Гофману, Крейслер поглощен  какими-то  сумасбродными идеалами,

вечно враждует с действительностью и кончает сумасшествием.]


То же  самое говорит  Бодлер и о рассказах По: "Темой для  них он  брал всегда  исключительные  случаи  в  жизни  человека,  например  галлюцинации, сначала  смутные,   неопределенные,  но  мало-

помалу   принимающие  характер несомненных  фактов: нелепые понятия, овладевшие  умом и сообщившие мышлению свою   дикую  логику;  припадки   истерии,  совершенно   поработившие  волю, противоречия между настроением и рассудком, доходящие до того, что страдание выражается смехом".

Паскаль,  утверждавший,  что  христианство  уничтожает личность,  не  в состоянии  был написать своей автобиографии вследствие своей преувеличенной, болезненной скромности; однако он описал свои галлюцинации в "Амулете"', а в "Мыслях" выразил чисто  субъективные  взгляды и убеждения,  несмотря  на все старание быть объективным...  Так,  он, конечно,  намекает на  самого  себя, когда говорит, что "великая гениальность близко граничит  с  сумасшествием и умопомешательство  до  такой  степени   распространено   между  людьми,  что замешавшийся  среди них  здравомыслящий  человек представлял бы  своего рода ненормальное явление".  Или  два  следующих его изречения:  "Болезни  всегда извращают  наши суждения и чувства,  не только  серьезные, оказывающие более заметное  действие, но и самые ничтожные, влияющие  лишь  в слабой степени".

       "Хотя у  гениальных  людей голова  находится  выше, чем у  простых смертных, однако ноги у них ниже, поэтому те и другие находятся на одном уровне: гении так же  ищут точки  опоры на земной коре,  как и все мы, не исключая детей и даже бессловесных животных".

Галлер,  тщательно  записывавший  в  дневнике  свой  религиозный  бред, признавался в том, что он  по  временам считает  себя  "глупым, сумасшедшим, гонимым Богом и не возбуждающим в людях ничего,  кроме насмешек и презрения" и что ему не раз случалось менять свои убеждения в течение суток.

Свифт  подробно,  день  за  днем,  описывал  свою  жизнь  в  сочинении, озаглавленном "Письма  к  очень  молоденькой  леди",  и  указывает  на  свое умопомешательство  в  таких  весьма  недвусмысленных выражениях:  "От  всего человеческого  тела  поднимаются  испарения, идущие  к  мозгу:  если  они не слишком обильны,  человек остается здравомыслящим; если же их слишком много, то они вызывают в  нем экзальтацию и превращают его в философа, политика или основателя   новой   религии,  т.е.   в  помешанного.   Поэтому   я   нахожу несправедливым  заключать всех сумасшедших  в Бедлам. Следовало бы назначить комиссию, которая  сортировала бы их для  того,  чтобы эти гении, изнывающие теперь в больнице, могли быть полезны  обществу: например тех,  кто страдает эротическим  помешательством,  следовало  бы  помещать  в  дома  терпимости, бешеных  --  отдавать  в  солдаты  и  пр.  Я  сам принадлежу  также  к числу помешанных: фантазия у меня часто разыгрывается до такой степени, что  разум уже  не  в  состоянии  сдерживать  ее; вот  почему друзья мои оставляют меня одного  лишь  в  том  случае,  если  я  обещаю  им  дать  своим мыслям  иное

направление".

Летцман,  выбросившийся  потом  из  окна,  написал  знаменитый "Дневникмеланхолика",  а Майлат изобразил  свои страдания  в романе  "Самоубийца"  и вслед затем  утопился  вместе со своей  сестрой, которой был  посвящен  этот роман. Тассо очень верно описывал свое умопомешательство в письме  к герцогу Урбино в приведенной выше октаве.  Впрочем,  он, еще  и не будучи  маньяком, высказывал  о себе  такого рода  странные суждения. "Я  не  отрицаю  в  себе сумасшествия, -- писал он, -- но утешаю  себя тем, что оно вызвано пьянством и любовью, так как действительно я пью жестоко"... и т.д.

Вообще очень многие беллетристы  избирали душевнобольных героями  своих произведений  или  занимались  подробным  анализом  ненормальных  проявлений психической  деятельности.  Барбара  написал  роман  "Поврежденные".  Бустон описал  свои  галлюцинации. Алликс,  не будучи медиком,  сочинил  трактат  о лечении  сумасшедших.  Ленау,  за 12 лет до полного развития  своей душевной болезни, предчувствовал,  что будет страдать  ею, и описывал ее припадки. Во всех   его   поэмах   постоянно    звучат   страдальческие   ноты   мрачного умопомешательства,  о  чем  можно  судить  уже по заглавиям  его  лирических произведений:    "К    меланхолику",   "К    ипохондрику",    "Сумасшедший", "Душевнобольные", "Сила сновидений", "Луна меланхолика" и пр.

Вряд ли даже в самых мрачных местах произведений Ортиса  найдутся такие потрясающие картины мучительного состояния самоубийц, как в этом отрывке  из поэмы  "Душевнобольные": "У меня в сердце зияет глубокая рана, и я безмолвно буду  переносить свои страдания до самой смерти -- жизнь моя уходит с каждым часом. Только одна женщина могла бы облегчить мои муки, только на ее груди я мог найти отраду.  Но эта женщина покоится  в могиле... О, мать моя! Сжалься над моими  страданиями! Если твоя любовь бодрствует  надо мною и после твоей смерти,  если ты еще в  состоянии заботиться о твоем сыне...  о,  помоги мне поскорее расстаться  с этой жизнью!  Я  так  жажду смерти! Постарайся, чтобы твой  измученный  страданиями  сын  избавился  наконец   от  них", 

В  "Силе сновидений",  как  мы  уже говорили, с  потрясающей правдивостью  изображены галлюцинации, сопровождающие первые приступы той  формы помешательства,  при которой всегда развивается страсть к  самоубийству; читатель  как  бы слышит бессвязный,   отрывочный  лепет,  переходящий   затем  в   бред  и  служащий предвестником наступления паралича. Вот отрывок из этого сочинения: "Видение было  до того ужасно, дико,  страшно,  что  хотелось  бы  считать его только сном...  но  я продолжал плакать и чувствовал биение своего сердца, а  когда проснулся, то увидел,  что простыня  и подушка моя  смочены слезами... Может быть, я  во сне схватил простыню и  вытер ею лицо?.. Не знаю... Пока я спал, враги мои пировали здесь... Теперь эти дикари удалились, их нет, но следы их посещения  я нахожу в моих  слезах. Они убежали и оставили на  столе  вино".

Впрочем, еще гораздо раньше, в Albigesi, Ленау высказывал свой взгляд на сны как на  что-то  ужасное.  "Страшной мощью  обладают  иногда  сновидения,  -- говорит  он,  -- они волнуют,  мучат,  потрясают,  грозят и, если  спящий не проснется вовремя... в одно мгновение ока превращают его в труп".


     12) Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом  строении их  устной и  письменной  речи,  в нелогических  выводах,  в нелепых противоречиях и в уродливой фантастичности. Разве Сократ, гениальный мыслитель,  предугадавший христианскую мораль и  еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда  руководствовался в своих поступках голосом  и указаниями своего  воображаемого гения или  даже  просто  чиханием?  А  что  сказать  о Кардано,  о  том  самом,  который  предупредил  Ньютона  в  открытии законов тяготения, затем в своей книге "De Subtilitate" сам приписывал галлюцинациям дикие выходки бесноватых и  прорицания некоторых  монахов-отшельников и в то же время объяснял участием какого-то Духа не  только  свои научные открытия, но  даже  треск  доски  у  письменного  стола и дрожание пера в своих руках!

Далее,  чему,  кроме  помешательства,  можно   приписать   его   собственное признание, что он  несколько раз бывал одержим  бесом, и написанную им книгу "О  сновидениях",  несомненно  свидетельствующую  о  ненормальном  состоянии умственных способностей ее автора?  Сначала  он  высказывает в  ней довольно верные  наблюдения  . относительно  того, что  сильные  физические страдания оказывают  менее энергичное  влияние на  сновидения,  чем  легкие, --  факт, подтвержденный в последнее время психиатрами, заметившими, что у сумасшедших особенно развивается  способность видеть сны; далее  он указывает на то, что во   сне,  точно  на  театральной  сцене,   в  короткий  промежуток  времени развивается целая  масса событий, и делает совершенно  верное замечание, что предметом  сновидений  бывают  случаи или аналогичные обычным представлениям человека,  или же  совершенно противоположные им.  Но  после стольких  чисто гениальных  черт  Кардано вдруг  начинает  развивать  самую  нелепую  теорию сновидений, высказывает взгляды,  как будто  заимствованные у невежественных простолюдинов,  вроде  того, например, что сны всегда  служат предсказаниями относительно  будущего,  более  или  менее  отдаленного, а  потом  с  полным убеждением составляет курьезнейший словарь снов, -- совершенное  подобие тех "снотолкователей",   которыми  утешается  в   часы  досуга   простой  народ, эксплуатируемый разными невеждами. В этом чисто патологическом  произведении все, что  человек видит или слышит во сне, приведено в известное соотношение с  явлениями действительной жизни и на каждый случай дано особое толкование.

Так, приснившийся отец означает встречу с сыном, мужем или начальником; ноги служат символом фундамента рабочих; лошадь означает бегство, богатство, жену и  т.д.  Чаще  всего  аналогия обусловливается  не понятиями  (например, что общего  между  врачом  и  башмачником,  а между тем  видеть  во  сне первого предвещает свидание со вторым, и наоборот!),  а  просто даже созвучием слов: напр.  Orior  (рождаться) и Morior (умирать)  должны означать одно  и то же, потому  что "una  tantum litera  cum differantur,  vicissim, unum  in  alium transit"*.   Об  одном  господине,  страдавшем  каменной  болезнью,  Кардано говорит,  что  когда  ему  снились  кушанья, то  это  предвещало  облегчение болезни; если же вещества несъедобные, то -- усиление страданий, и объясняет это  тем,  что  "cibos enim  ас dolores  degustare  diclmus", т. е. Вкусовое ощущение может  смягчить  ощущение боли,  как  будто природа  в  самом  деле занимается игрою слов на латинском языке! Когда подумаешь, что такие абсурды высказывал  врач,  пользовавшийся  известностью  и сделавший  немало  важных научных   открытий,  то   невольно  проникаешься  состраданием   к   бедному человеческому разуму!




     ["Они различаются только на одну  букву и потому близко подходят одно к

другому".]


А Ньютон,  великий Ньютон, взвесивший все миры во вселенной посредством одного  только вычисления,  разве  не находился  в  состоянии невменяемости, когда  вздумал  сочинять толкования на Апокалипсис  или когда писал Бентлею: "Закон тяготения отлично объясняет  удлиненную орбиту комет; что же касается почти круговой  орбиты  планет,  то  нет  никакой  возможности  уяснить себе удлинение ее в одну  сторону,  и  потому  она могла  быть произведена только самим   Богом".   Араго   совершенно   справедливо   находит  такой   способ доказательства научных истин по меньшей мере странным!

И однако же в своем сочинении "Оптика" Ньютон сам  восстает против  тех исследователей, которые,  по  примеру  последователей  Аристотеля, допускают существование в материи каких-то таинственных свойств и через это без всякой пользы   для   науки  задерживают   изыскания  исследователей   природы.   И действительно, только  сто лет спустя Лаплас нашел верное решение задачи, не дававшейся  Ньютону,  и  тем наглядно  доказал  нелогичность  сделанного  им предположения.

Ампер  был  глубоко убежден  в  том,  что ему удалось найти  квадратуру круга.

Паскаль,  изучавший  некогда  законы  теории вероятностей,  верил,  что прикосновение  к  реликвиям излечивает слезную  фистулу,  и заявил об этом в одном из своих сочинений. Вследствие своей мании ко всему первобытному Руссо дошел наконец до того, что видел идеал человека в дикаре и считал безвредным все естественные произведения, приятные для глаз и вкуса, так что мышьяк, по его  мнению,  должен  был  считаться  совершенно  неядовитым.   Жизнь  Руссо представляет  целый  ряд  противоречий  и  непоследовательностей:  он  любил деревенские  поля,  а  жил  преимущественно  в  городе;  написал  трактат  о воспитании,  а своих  или почти своих детей отдавал в  воспитательный дом; с разумным  скептицизмом  относился к  религиям и  прибегал  к  гаданию, чтобы узнать будущее; писал самому Богу  и  письма клал  под  алтари церквей,  как будто  предполагая, что именно  там  и есть  исключительное  местопребывание Божества!

Бодлер, находивший высокое в искусственности, сравнивал ее с  "румянами и белилами, придающими  особую  прелесть красавице",  и  конечно  в припадке настоящего   бреда   описал   свой   геологический   пейзаж,   без  воды   и растительности. "Все в нем сурово, гладко, блестяще, -- говорит  он,  -- все холодно  и  мрачно;  и  посреди  этого  вечного  безмолвия  сапфир  лежал  в золотоносной жиле, точно  античное зеркало в  золотой  оправе". Он же считал латинский  язык  времен упадка Рима  своим идеалом,  как единственный  язык, хорошо выражающий страсть, и до  того обожал кошек, что даже посвятил им три оды.

Гайм   назвал  философию   Шопенгауэра   "чрезвычайно   живым   и  умно рассказанным   сновидением",    а    характер    его    --    олицетворением непоследовательности.  Вальт  Витман,   без  сомнения,  был  в  ненормальном состоянии, когда писал, что одинаково  относится к обвиняемым и обвинителям, к судьям  и  преступникам;  когда  в  своих поэмах  высказывал, что  считает добродетельной только одну женщину... куртизанку, а также когда выражал свои материалистические воззрения на местопребывание души... "

Ленау в  своей  "Луне  меланхолика"  приписывает самые ужасные свойства этому безобидному спутнику земли.  Наперекор всем поэтам,  он  называет луну "холодной, лишенной  воздуха и воды" и уподобляет ее "могильщику планет". По его мнению, "она серебристой нитью опутывает спящих и уводит их  к смерти, а своим лучом очаровывает сомнамбул и дает указания ворам". Кроме того, Ленау, в молодости не  раз писавший, что "мистицизм есть признак сумасшествия", сам очень часто являлся мистиком, особенно в своих последних песнях.

В  Коране  нет  ни  одной  главы,  которая  не  противоречила  бы  всем остальным, -- даже  в одной и той же  суре  высказываются мысли, исключающие одна другую.

О  Свифте  Аддисон  сказал,  что  он  является  настоящим помешанным  в некоторых  из  своих  произведений,  не  говоря  уже  о   его   ненормальном пристрастии  к  абсурдам;  так,  например,  когда он  описывает  математика, заставляющего ученика своего глотать задачи, или экономиста, дистиллирующего экскременты, или  когда делает предложение  народу  питаться мясом маленьких детей.

Относительно великих писателей-алкоголиков  я заметил,  что у них  есть свой  особый стиль,  характерным отличием  которого служит холодный эротизм, обилие  резкостей  и  неровность   тона   вследствие  полной  разнузданности фантазии, слишком уж быстро переходящей от самой мрачной

меланхолии к  самой неприличной  веселости.  Кроме  того,  они обнаруживают  большую  склонность описывать сумасшедших, пьяниц и  самые мрачные  сцены смерти. Бодлер пишет о По: "Он любит выставлять  свои фигуры  на зеленоватом или синеватом фоне при фосфорическом свете гниющих веществ,  под  шум оргий  и  завываний бури;  он описывает смешное и ужасное из любви к тому и другому".

О самом Бодлере  можно сказать, что  у него тоже  заметно пристрастие к подобным сюжетам и к описанию действий алкоголя и опия.

      Несчастный Прага, умерший вследствие хронического отравления алкоголем, часто воспевал вино, пьяниц и пр.

Живописец Стен,  страдавший запоем, постоянно рисовал пьяниц. У Гофмана рисунки  переходили  обыкновенно  в   карикатуры,  повести   --  в  описание неестественных эксцентричностей, а музыкальные композиции -- в какофонию.

       Мюссе  прибегал  к  вычурным  уподоблениям,  как, например, в  описании мадридских красавиц:


     "Sous un col de eigne

     Un sein vierge et dorй comme la jeune vigne".


     (Под лебединой шеей девственная золотистая грудь,

     точно молодая виноградная лоза.)


Мюрже воспевал женщин с зелеными губами  и желтыми щеками,  хотя у него это  было,   вероятно,  следствием  своего  рода   дальтонизма,   вызванного пьянством, что, как мы видели, особенно резко выражается у живописцев.

     13)  Почти  все  поврежденные гении придавали  большое  значение  своим сновидениям,  которые у них  отличались  такой  живостью  и определенностью, какой никогда  не имеют сны здоровых людей. Это особенно  заметно у Кардано, Ле-нау, Тассо, Сократа и Паскаля.

     14) Многие из них обладали чрезвычайно большим черепом, но неправильной формы;  кроме того, у них, как  и у сумасшедших, вскрытие часто обнаруживало серьезные повреждения нервных центров. У Паскаля мозговое вещество оказалось тверже нормального и нагноение в левой  доле. При вскрытии черепа Руссо была констатирована   водянка   желудочков.  Череп  Вилльмена  представлял  такое ненормальное  устройство (крайне удлиненный, сплющенный  спереди,  с сильным развитием  лобных пазух),  что когда  я увидел его  в первый раз в парижском институте, то невольно  обратил  на него внимание  и сказал своему спутнику, что человек с такой головой  непременно должен страдать душевной болезнью. У Байрона,   Фосколо  и  вообще   у   гениальных,  но   отличавшихся  большими странностями людей  замечено преждевременное отвердение черепных швов. Шуман умер от воспаления мозговой оболочки (менингита) и атрофии мозга.

     15) Но самым выдающимся  признаком ненормальности  рассматриваемых нами гениев служит, как мне кажется,  крайне преувеличенное  проявление тех  двух перемежающихся  состояний  --   экстаза  и  атонии,  возбуждения  и   упадка умственных сил,  которые  до известной степени заметны почти у  всех великих мыслителей,  даже у  совершенно здоровых,  и  составляют,  в сущности, чисто физиологическое явление. Но здесь оно принимало уже патологический характер, вследствие  чего  "поврежденные"  гении  истолковывали его  вкривь  и вкось, приписывая  то  благодетельному,  то  враждебному  влиянию посторонних, чаще всего сверхъестественных сил. Руссо  так  описывает себя в состоянии атонии: "Ленивый, приходящий в ужас  от всякого труда ум и желчный, раздражительный, живо  чувствующий каждую неприятность  темперамент, -- казалось  бы, что две такие противоположности не могут совместиться в одном субъекте,  а между тем они составляют основу моего  характера". При  таком  мрачном взгляде на свои способности период возбуждения, подъем духа казался  Руссо чем-то чуждым его собственной  природе, подобно  тому как люди невежественные всегда объясняют посторонним  влиянием  каждое  изменение своего  я.  Тассо  даже анализирует свойство своего вдохновителя --  духа, демона  или гения. "Это не может быть дьявол,  --  говорит он,  -- потому  что  он  не  внушает мне  отвращения  к священным предметам; но это также и не простой смертный, так как он вызывает у  меня идеи, прежде  никогда не приходившие  мне  в  голову".  Дух  сообщал Кардано  сведения о невозможном  мире, давал советы и вдохновлял  его; точно так же дух помог Тартини написать сонату, а Магомету диктовал целые страницы Корана.  Ван Гельмонт  уверял,  что  дух являлся ему во всех важных  случаях жизни  и один раз, в 1633 году, он увидел даже свою собственную душу в форме блестящего кристалла. Скульптор Блэк  часто  удалялся 

на  берег моря, чтобы вести   там  беседы  с  Моисеем,  Гомером,  Виргилием  и  Мильтоном,  своими старинными знакомыми, итак описывал их внешность: "Это тени, величественные, суровые,  но светлые и ростом гораздо выше  обыкновенных  людей". Сократу во всех  его делах тоже помогал  гений,  которого он считал  для себя  полезнее десяти  тысяч   учителей   и  часто   пользовался  его   указаниями,   чтобы предупреждать  друзей  своих,  как  им  следует  поступить в том или  другом случае.  Палестрина пытался выразить в своих  композициях те  песни, которые пел ему невидимый ангел.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты