Гениальность и помешательство

Когда Ланьи лежал в глубоком обмороке и самые сильные средства не могли возбудить в нем сознания, кто-то вздумал спросить у него, сколько будет 12 в квадрате, и он тотчас же ответил: 144.

       Себуйа,  арабский  грамматик,  умер  с  горя оттого, что с его  мнением относительно какого-то  грамматического  правила не  соглашался халиф  Гаруналь-Рашид.

Следует еще  заметить,  что среди  гениальных  или  скорее ученых людей часто  встречаются  те  узкие  специалисты,  которых  Вахдакоф  (Wachdakoff) называет   монотипичными   субъектами;  они  всю   жизнь   занимаются  одним каким-нибудь  выводом, сначала занимающим  их мозг и  затем уже охватывающим его  всецело: так,  Бекман в продолжение целой жизни изучал патологию почек,

Фреснер --  луну, Мейер  -- муравьев,  что представляет  огромное сходство с мономанами.

Вследствие такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности  как великих  людей, так и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чем бы то ни было.  И это понятно: источник  истинных и ложных представлений лежит  у  них  глубже и  развит  сильнее, нежели у  людей  обыкновенных, для которых мнения составляют  только  условную  форму, род одежды,  меняемой по прихоти  моды  или  по требованию  обстоятельств.  Отсюда  следует,  с одной стороны, что не  должно никому  верить  безусловно, даже  великим людям, а с другой стороны, что моральное лечение мало приносит пользы помешанным.

       Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служит причиною  тех   странных  поступков,   вследствие   временной  анестезии*  и анальгезии**, которые свойственны великим гениям наравне с помешанными. Так, о Ньютоне  рассказывают,  что однажды он  стал набивать себе трубку  пальцем своей  племянницы и  что,  когда  ему случалось  уходить  из  комнаты, чтобы принести  какую-нибудь  вещь,  он  всегда возвращался,  не  захватив  ее.  О Тюшереле говорят, что один раз он забыл даже, как его зовут.


     *[Потеря осязательной чувствительности.]

     **[Потеря болевой чувствительности.]



Бетховен и Ньютон,  принявшись --  один за  музыкальные  композиции,  а другой за  решение задач, до  такой  степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали.

Джиоия  в припадке творчества написал целую главу на доске  письменного стола вместо бумаги.

Аббат Беккария,  занятый  своими  опытами,  во  время  служения  обедни произнес, забывшись: "Ite,  experientia facta est"  ("A все-таки  опыт  есть факт").

Дидро,  нанимая извозчиков,  забывал  отпускать  их,  и ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно  простаивали у его дома; он же часто забывал  месяцы, дни, часы, даже тех лиц, с кем начинал разговаривать, и, точно в припадке сомнамбулизма, произносил целые монологи перед ними.

      Подобным  же образом объясняется, почему великие гении не  могут иногда усвоить понятий, доступных  самым дюжинным умам, и в то же время высказывают такие  смелые  идеи, которые  большинству кажутся нелепыми. Дело в  том, что большей впечатлительности  соответствует и  большая  ограниченность мышления (concetto).  Ум,  находящийся под влиянием экстаза, не  воспринимает слишком простых  и  легких положений,  не соответствующих его  мощной энергии.  Так, Монж, делавший  самые  сложные  дифференциальные  вычисления, затруднялся  в извлечении квадратного корня, хотя эту задачу легко решил бы всякий ученик.

Гаген  считает  оригинальность  именно  тем  качеством,  которое  резко отличает  гений от  таланта. Точно  так  же Юрген Мейер  говорит:  "Фантазия талантливого  человека  воспроизводит  уже   найденное,  фантазия  гения  -- совершенно   новое.  Первая  делает  открытия  и  подтверждает   их,  вторая изобретает и создает. Талантливый человек -- это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам труд-нодостижимой; гений попадает в цель, которой даже и не видно для нас. Оригинальность -- в натуре гения".

      Беттинелли   считает    оригинальность    и    грандиозность   главными отличительными  признаками гения.  "Потому-то,  --  говорит  он, -- поэты  и назывались прежде trovadori" (изобретатели).

      Гений обладает способностью  угадывать то, что ему не  вполне известно: например,  Гете подробно описал Италию, еще не видавши ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над  общим уровнем, и благодаря тому, что гений,  поглощенный   высшими   соображениями,   отличается   от   толпы   в сверхпоступках  или  даже,  подобно   сумасшедшим  (но  в  противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, -- гениальные натуры  встречают  презрение со  стороны  большинства,  которое,  не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только разноречие сделанных ими выводов  с общепризнанными и  странности в  их  поведении.  Еще не так давно публика  освистала "Севильского цирюльника" Россини и "Фиделио" Бетховена, а в наше время той же участи подверглись Бойто (Мефистофель) и Вагнер. Сколько академиков с улыбкой сострадания отнеслись к бедному Марцоло, который открыл совершенно  новую область филологии;  Ббльяи (Bolyai),  открывшего четвертое измерение   и   написавшего   антиевклидову  геометрию,  называли  геометром сумасшедших и  сравнивали с мельником, который вздумал бы перемалывать камни для получения муки. Наконец,  всем  известно, каким недоверием были  некогда встречены  Фултон, Колумб, Папин,  а в наше время Пиатти,  Прага  и  Шлиман, который отыскал  Илион  там, где  его и  не  подозревали,  и,  показав  свое

открытие ученым академикам, заставил умолкнуть их насмешки над собой.

      Кстати,  самые  жестокие  преследования  гениальным  людям   приходится испытывать  именно  от  ученых академиков,  которые  в  борьбе против гения, обусловливаемой  тщеславием, пускают в ход свою  "ученость", а также обаяние их авторитета,  по преимуществу признаваемого за ними как  дюжинными людьми, так  и  правящими  классами,  тоже по большей  части  состоящими из дюжинных людей.

      Есть страны,  где  уровень образования  очень  низок и  где  поэтому  с презрением относятся  не только к гениальным, но даже к талантливым людям. В Италии   есть   два   университетских  города,  из   которых   всевозможными преследованиями  заставили  удалиться людей, составлявших единственную славу этих  городов.  Но  оригинальность, хотя  почти  всегда  бесцельная, нередко замечается  также в  поступках  людей  помешанных,  в  особенности  же в  их сочинениях,  которые  только  вследствие  этого   получают   иногда  оттенок гениальности, как, например, попытка Бернарда, находившегося в флорентийской больнице  для  умалишенных  в 1529  году, доказать,  что  обезьяны  обладают способностью  членораздельной  речи  (linguaggio).  Между прочим, гениальные люди отличаются  наравне с помешанными  и наклонностью к  беспорядочности, и полным


неведением практической жизни, которая кажется им  такой ничтожной  в сравнении с их мечтами.

       Оригинальностью   же    обусловливается    склонность    гениальных   и душевнобольных  людей  придумывать  новые, непонятные для  других слова  или придавать известным словам  особый смысл и значение, что мы  находим у Вико, Карраро, Альфьери, Марцоло и Данте.


     [В 1861 году в Италии было 645 человек неграмотных на 1000  католиков и

только 58 -- на тысячу евреев.]


       Следует  еще  заметить,  что  почти  все  гениальные   люди  еврейского происхождения  обнаруживали большую склонность к  созданию  новых  систем, к изменению  социального  строя  общества; в политических  науках они являлись революционерами,  в  теологии  --  основателями  новых вероучений,  так  что евреям, в сущности, обязаны если не своим происхождением, то по крайней мере своим  развитием,  с  одной  стороны, нигилизм  и социализм, а  с  другой -- христианство  и  мозаизм, точно  так  же как  в торговле  они  первые  ввели векселя,   в  философии  --  позитивизм,   а  в  литературе  --  неогуморизм (neo-umorismo).  И в  то же время именно среди евреев встречаются вчетверо и даже  впятеро  больше помешанных, чем среди  их  сограждан, принадлежащих  к другим национальностям.

Известный  ученый Серви  вычислил,  что  в  Италии  в  1869  году  один сумасшедший  приходился  на 391 еврея, т.е. почти вчетверо больше, чем среди католиков. То же самое подтвердил в 1869 году Верга, по вычислениям которого процент помешанных между евреями оказался еще значительнее. Так, среди католиков приходится 1 сумасшедший на1775 человек - - - протестантов1725 человек - - - евреев384 человек

      Тиггес (Tigges), изучивший более 3100 душевнобольных,  говорит  в своей статистике  помешательства в  Вестфалии,  что  оно распространяется среди ее населения в такой пропорции:

     От 1 до 8 на 7 000 жителеймеждуевреями

"1" 11" 14 000""католиками

"1" 13" 14 000""лютеранами

     Наконец, для 1871 года Майр нашел число помешанных:

     В Пруссии 8,7 на 40 000 христиан и 14,1 на 10000 евреев

     В Баварии 9,8- - -25,2

     Во всей Германии 8,6- - -16,1


       Как видите,  это  --  поразительно  большая  пропорция,  особенно  если принять  во внимание, что хотя  в еврейском населении и много стариков, чаще всего подвергающихся  помешательству от старости,  но зато чрезвычайно  мало алкоголиков.

       Такая роковая привилегия еврейской расы  осталась, однако, незамеченной со стороны антисемитов, составляющих язву  современной Германии. Если бы они обратили внимание  на этот  факт, то, конечно, не стали бы так негодовать на успехи,  делаемые  несчастной  еврейской  расой,  и  поняли  бы,  как дорого приходится евреям  расплачиваться за  свое  умственное превосходство  даже в наше время,  не говоря  уже  о бедствиях, испытанных ими в прошлом. Впрочем, вряд  ли евреи были  более несчастливы, чем теперь,  когда они  подвергаются преследованиям именно за то, что составляет их славу.

Значение  расы  в развитии гениальности, а также и помешательства видно из того, что как то, так и другое почти совершенно не зависит от воспитания, тогда как наследственность оказывает на них громадное влияние.

"Посредством  воспитания можно заставить плясать  медведей,  -- говорит Гельвеции, -- но нельзя выработать гениального человека".

Несомненно,   что   помешательство  лишь  в  редких   случаях  является следствием дурного  воспитания,  тогда  как  влияние наследственности в этом случае  так велико, что доходит до 88  на 100 по вычислениям Тиггеса и до 85 на 100 по вычислениям Гольджи. Что же касается  гениальности,  то  Гальтон и Рибо (De l'Hйrйditй, 1878) считают ее всего чаще  результатом наследственных способностей, особенно в музыкальном искусстве, дающем  такой громадный  процент   помешанных.   Так,   среди  музыкантов   замечательными дарованиями отличались сыновья Палестрины, Бенды, Дюссека, Гиллера, Моцарта, Эйхгорна; семейство Бахов дало 8 поколений музыкантов, из которых 57 человек пользовались известностью.

       Между поэтами можно указать на Эсхила, у которого два сына и племянник были  также поэты; 

Свифта  -- племянника  Драйдена;  Лукана  --  племянника Сенеки,  Тассо  --  сына Бернарда; Ариосто, брат и  племянник  которого были поэты;  Аристофана  с  двумя  сыновьями,  тоже писавшими  комедии;  Корнеля, Расина,   Софокла,  Кольриджа,  сыновья  и   племянники   которых   обладали поэтическим талантом.

Из  натуралистов  составили себе  известность члены  семейств: Дарвина, Эйлера, Декандоля, Гука, Гершеля, Жюсье, Жоффруа, Сент-Илера. Сыновья самого Аристотеля  (отец которого  был ученый-медик),  Никомах и Каллисфен, а также племянники его известны своей ученостью.  

Все они составили себе имя в той или другой отрасли  естественных наук. Еще в 1829 году  один из Бернулли был известен как химик, а в 1863 году умер другой  член  той  же  семьи  -- Христофор  Бернулли,  занимавший  должность профессора естественных наук в Базеле.

Гальтон, часто  смешивающий талантливость  с гениальностью (недостаток, от  которого и  я  не всегда  мог  отделаться), говорит в  своем  прекрасном исследовании,  что  шансы родственников  знаменитых  людей,  сделавшихся или имеющих сделаться выдающимися, относятся как 15,5:100 -- для отцов; 13,5:100 - для братьев; 24:100 -- для сыновей. Или же, если придать этим, равно как и остальным, отношениям более удобную форму, мы получим следующие результаты.

В  первой степени родства:  шансы  отца -- 1:6; шансы каждого брата  -- 1:7; каждого сына --  1:4. Во второй  степени:  шансы каждого деда  -- 1:25, каждого  дяди  -- 1:40, каждого внука  --  1:29.  В  третьей степени:  шансы каждого члена приблизительно 1:200,  за  исключением двоюродных братьев, для которых -- 1:100.

       Это значит,  что из  шести случаев  в  одном отец  знаменитого человека есть, вероятно,  и сам  человек  выдающийся,  в  одном  случае из семи  брат знаменитого  человека также  отличается  выдающимися  способностями, в одном случае из четырех сын наследует выдающиеся над общим уровнем свойства отца и т.д.

Впрочем, цифры  эти, в свою очередь, сильно изменяются, смотря по тому, применяем  ли мы их к гениальным артистам,  дипломатам, воинам и пр. Тем  не менее даже  эти громадные цифры  не могут  дать  нам  новых  доказательств в пользу  полной   аналогии   между  влиянием   наследственности  на  развитие гениальности   и   помешательства,   потому  что  последнее  проявляется,  к сожалению, с гораздо большей силой и напряженностью, чем первое (как 48:80).

Далее,  хотя закон, выведенный Гальтоном, вполне верен относительно судей  и государственных людей, но зато под него совсем не подходят артисты и  поэты, у  которых влияние  наследственности  с  чрезвычайной  силой  отражается  на братьях, сыновьях и в  особенности на племянниках, тогда как в дедах и дядях оно менее заметно. Вообще это влияние сказывается в передаче  помешательства вдвое  сильнее  и напряженнее, чем в  передаче  гениальных  способностей,  и притом почти  в одинаковой степени  для  обоих полов,  тогда  как у  гениев наследственные черты  переходят к потомкам мужского пола  в  пропорции 70:30 сравнительно с потомками  женского пола. Далее, большинство гениальных людей не передают  своих качеств  потомкам еще и потому, что остаются бездетными*, вследствие вырождения,  подобно  тому  как мы  видим это в аристократических семействах**.


     [*  Шопенгауэр,   Декарт,  Лейбниц,  Мальбранш,  Конт,  Кант,  Спиноза,

Микеланджело,  Ньютон,  Фосколо,   Альфьери,  Лассаль,   Гоголь,  Лермонтов,

Тургенев  остались  холостыми,  а  из  женатых  многие  великие  люди   были

несчастливы в супружестве, например Сократ, Шекспир, Данте,  Байрон, Пушкин,

Мароцло.]

     [** Гальтон сам указывает на то, что  из числа 31 пэра, возведенного  в

это  достоинство  в конце  царствования Георга  IV, 12 фамилий  прекратились

совершенно,  и  преимущественно  те,  члены  которых   женились  на  знатных

наследницах.  Из 487  семейств, причисленных к бернской буржуазии, с 1583 по

1654  год,  к 1783 году  остались в живых только  168;  точно так же из  112

членов Общинного Совета в  1615 году остались  58.  При виде гранда Испании,

говорит Рибо, можно с  уверенностью сказать, что видишь перед собою выродка.

Почти  все  французское,  а  также  итальянское  дворянство сделалось теперь

слепым  орудием духовенства, что составляет не последнюю причину непрочности

итальянских учреждений.  А  в числе  правителей (королей)  Европы  как  мало

таких,  которые  походили  бы  на  своих  знаменитых  когда-то   предков   и

наследовали бы от  них что-нибудь кроме  трона да  обаяния некогда  славного имени!]



Наконец, за  немногими исключениями, вроде фамилий  Дарвина,  Бернулли, Кассини,  Сент-Илера  и Гершеля,  какую  ничтожную часть своих  дарований  и талантов передавали  обыкновенно  гениальные  люди  своим потомкам и как еще преувеличивались эти дарования, благодаря обаянию имени славного предка. Что значит, например, Тицианелло в сравнении с Тицианом, какой-нибудь Никомах -- с Аристотелем,  Гораций Ариосто -- с его дядей, великим поэтом, или скромный профессор Христофор Бернулли рядом с его знаменитым предком Якобом Бернулли!

      Помешательство,  напротив,  всего  чаще передается по  наследству  все, целиком...  Мало  того,  оно  как  будто  даже  усиливается  с  каждым новым поколением.  Случаи  наследственного  умопомешательства  у  всех  сыновей  и племянников  --  нередко  в  той  самой форме,  как  у  отца  или  дяди,  -- встречаются  на  каждом  шагу. Так,  например, все  потомки одного  знатного гамбуржца,  причисляемого  к  великим  военным  гениям,  сходили  с  ума  по достижении ими 40-летнего возраста; наконец в живых остался только один член этой  несчастной  семьи,  состоявший  на  государственной  службе,  и  сенат запретил ему жениться. В 40 лет он тоже  помешался. Рибо рассказывает, что в Коннектикутскую больницу для умалишенных последовательно поступали 11 членов одной и той же семьи.

Затем  вот  еще  история  семьи  одного  часовщика,  сошедшего  с   ума вследствие  ужасов  революции  1789  года и  потом  выздоровевшего:  сам  он отравился, дочь  его помешалась и окончательно сошла с ума, один брат вонзил себе нож в живот, другой начал пить и умер от белой горячки, третий перестал принимать  пищу и умер  от истощения;  у  здоровой сестры его один  сын  был помешанный  и эпилептик,  другой не брал  груди,  двое  маленьких умерли  от воспаления  мозга  и дочь,  тоже  страдавшая  умопомешательством, отказалась принимать пищу.

       Наконец,   самое  неоспоримое  доказательство  в  пользу  нашей  теории представляет прилагаемое родословное дерево  семьи  Берти давшей несравненно большее число  помешанных,  чем семья  знаменитого  Тициана  дала гениальных живописцев.

Из  этой  любопытной  генеалогической  таблицы  видно   что  в  четырех поколениях из 80 потомков одного помешанного меланхолика  10 человек сошли с ума и почти все страдали той  же  самой формой психического  расстройства -- меланхолией, а 19  человек --  нервными болезнями, следовательно, 36%. Кроме того,  мы  замечаем,   что  болезнь  все  более  развивалась  в  последующих поколениях, захватывая самый нежный возраст и проявляясь с особенной силой в мужской линии, где помешательство явилось уже в первом поколении, тогда  как в  женской линии --  только в 3-м и в пропорции  едва лишь 1:4. В 1-м  и 4-м колене помешанных и нервозных много во всех семьях  во 2-м колене, напротив, преобладают  здоровые  члены,  которые  встречаются и  в  3-м, а  затем  уже страшная болезнь охватывает все большее число жертв,  имеющих ту или  другую форму  душевных  страданий.  Вряд  ли  у  гениальных  людей  найдется  семья настолько  же плодовитая и  в такой же степени испытавшая на  себе  роковое, прогрессивно возрастающее влияние наследственности.

Но  есть случаи, когда это влияние проявляется еще с большею силою, что особенно заметно по отношению к  алкоголикам (помешанным от  пьянства). Так, например, от одного родоначальника  пьяницы Макса Юке произошли в течение 75 лет  200  человек  воров  и  убийц,  280  несчастных,  страдавших  слепотой, идиотизмом,  чахоткой, 90 проституток  и 300 детей, преждевременно  умерших, так что вся эта  семья стоила  государству,  считая убытки и расходы,  более миллиона долларов.

       И это далеко  не  единичный  факт.  Напротив, в современных медицинских исследованиях можно встретить примеры еще более поразительные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты