Гениальность и помешательство

Сноски

1.    Период одной полной манвантары, состоящей из семи циклов.

2.    Абсолютно теургический, масонский и оккультный термин. Используя его, Павел обнаруживает себя как посвященного, имеющего право посвящать других...















































     Содержание



     I.   Сходство  гениальных  людей  с   помешанными   в  физиологическом

           отношении.


            II.  Гениальные люди, страдавшие умопомешательством: Гаррингтон, Болиан,

         Кодацци,  Ампер,  Кент,  Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Ленау, Шехени (Szйcheni),  

         Шопенгауэр.

  

  IV.  Специальные особенности гениальных людей, страдавших  в то же время и помешательством.

    

   V.  Исключительные особенности гениальных людей.

    

  VI.  Заключение

  





I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР



     В высшей степени печальна  наша  обязанность --  с  помощью неумолимого анализа разрушать и уничтожать одну за другой те светлые,  радужные иллюзии, которыми  обманывает  и  возвеличивает  себя  человек в  своем  высокомерном ничтожестве; тем более  печальна, что взамен этих приятных заблуждений, этих кумиров,  так  долго  служивших  предметом  обожания,  мы  ничего  не  можем

предложить  ему, кроме  холодной  улыбки сострадания.  Но  служитель  истины должен  неизбежным образом  подчиняться ее  законам.  Так,  в  силу  роковой необходимости он  приходит  к убеждению, что любовь есть, в сущности, не что иное,  как  взаимное  влечение  тычинок  и пестиков...  а мысли  --  простое движение  молекул. Даже гениальность --  эта  единственная державная власть, принадлежащая человеку, пред которой не краснея можно преклонить колена,  -- даже  ее  многие  психиатры  поставили  на  одном уровне  с  наклонностью  к преступлениям,  даже  в  ней  они  видят  только  одну  из  тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну  из разновидностей  сумасшествия. И заметьте, что подобную профанацию, подобное кощунство позволяют себе не одни лишь врачи и не исключительно только в наше скептическое время.

  Еще  Аристотель, этот великий  родоначальник  и учитель всех философов, заметил,  что  под влиянием  приливов  крови к  голове  "многие  индивидуумы делаются  поэтами, пророками  или прорицателями и что Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершено утратил эту способность".

   Он же говорит в другом месте: "Замечено, что знаменитые поэты, политики и художники были частью меланхолики  и помешанные, частью -- мизантропы, как Беллерофонт.  Даже  и в  настоящее  время  мы  видим то же самое в  Сократе, Эмпедокле,  Платоне  и других, и  всего  сильнее в  поэтах. Люди с холодной, изобильной кровью (букв. желчь) бывают робки и ограниченны, а люди с горячей

кровью -- -подвижны, остроумны и болтливы".

  Платон утверждает, что  "бред  совсем  не  есть  болезнь, а,  напротив, величайшее  из  благ, даруемых нам богами; под влиянием  бреда дельфийские и додонские прорицательницы оказали тысячи услуг гражданам Греции, тогда как в обыкновенном состоянии они приносили мало пользы  или же  совсем оказывались бесполезными. Много раз случалось, что когда боги посылали народам эпидемии, то кто-нибудь из смертных впадал  в священный  бред и,  делаясь под влиянием его пророком, указывал лекарство  против  этих болезней.  Особый род  бреда, возбуждаемого   музами,  вызывает  в  простой  и  непорочной  душе  человека способность выражать  в  прекрасной  поэтической  форме подвиги героев,  что содействует просвещению будущих поколений".

Демокрит даже  прямо  говорил, что не считает истинным поэтом человека, находящегося в здравом уме. Excludit sanos, Helicone poetas.


       Вследствие  подобных взглядов  на  безумие древние народы  относились к помешанным   с  большим  почтением,  считая  их  вдохновленными  свыше,  что подтверждается, кроме  исторических фактов,  еще и  тем,  что слова mania -- по-гречески, navi  и  mesugan -- по-еврейски, а  nigrata  --  по-санскритски означают и сумасшествие, и пророчество.

       Феликс  Платер утверждает, что  знал  многих людей, которые,  отличаясь замечательным талантом в разных искусствах, в то  же время были помешанными. Помешательство их выражалось нелепой страстью  к похвалам, а также странными и  неприличными  поступками.  Между  прочим,   Платер  встретил  при   дворе пользовавшихся  большой   славой   архитектора,  скульптора   и   музыканта, несомненно  сумасшедших. Еще более  выдающиеся  факты  собраны Ф.  Газони  в

        Италии,  в  "Больнице   для   неизлечимых   душевнобольных".  Сочинение  его переведено  (на  итальянский язык) Лонгоалем в 1620 году. Из более близких к нам  писателей   Паскаль  постоянно  говорил,  что  величайшая  гениальность граничит   с  полнейшим  сумасшествием,  и  впоследствии  доказал   это   на собственном  примере. То  же самое подтвердил и Гекарт (Hecart) относительно

своих  товарищей,  ученых и в  то же время помешанных,  подобно  ему самому. Наблюдения свои  он  издал  в 1823 году  под  названием:  "Стултициана,  или Краткая  библиография сумасшедших,  находящихся  в  Валенсъене, составленная помешанным". Тем же предметом  занимались Дельньер,  страстный библиограф, в своей  интересной "Histoire littйraire des fous",  1860 года, Форг – в прекрасном  очерке, помещенном в  Revue de Paris, 1826 го'да, и  неизвестный автор в "Очерках Бедлама" (Sketches in Bedlam. Лондон, 1873).

За  последнее  время  Лелю -- в  Dйmon  de  Socrate, 1856  года, и BAmulet de Pascal, 1846 года, Верга -- в  Lipemania del  Tasso, 1850 года, и Ломброзо  в Pazzia  di Cardano,  1856 года, доказали,  что многие гениальные люди,  например   Свифт,  Лютер,   Кардано,  Бругам   и   другие,   страдали

умопомешательством, галлюцинациями или были мономанами в продолжение долгого времени.  Моро,  с особенной любовью  останавливающийся  на  фактах наименее правдоподобных, в своем последнем сочинении Psychologia morbide и  Шиллинг в своих  Psychiatrische  Briefe,  1863  года,  пытались  доказать  при  помощи тщательных, хотя и не всегда строго научных исследований, что гений есть, во всяком  случае, нечто  вроде  нервной ненормальности, нередко переходящей  в

настоящее сумасшествие. Подобные же выводы, приблизительно, сделаны  Гагеном в  его статье  "О  сродстве  между  гениальностью  и  безумием"  (Veber  die Verwandschaft  Gйnies  und  Irresein, Berlin.  1877)  и  отчасти  также Юргеном Мейером (Jurgen Meyer) в его прекрасной монографии "Гений и талант".

      Оба эти  ученые, пытавшиеся более точно установить физиологию  гения, пришли путем самого тщательного анализа фактов к тем же заключениям, какие высказал более ста лет тому назад, скорее на основании опыта, чем строгих наблюдений, один итальянский иезуит, Беттинелли,.в своей, теперь уже совершенно забытой, книге Dell'entusiasmo nelle belle arti. Милан, 1769.



II. СХОДСТВО ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ С ПОМЕШАННЫМИ В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ



        Как ни жесток и печален такого рода  парадокс,  но, рассматривая его  с научной  точки  зрения,  мы найдем,  что в некоторых  отношениях  он  вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.

Многие из великих мыслителей подвержены, подобно помешанным, судорожным сокращениям  мускулов и отличаются резкими, так называемыми  "хореическими", телодвижениями. Так, о Ленау и Монтескье рассказывают, что на полу у столов, где   они  занимались,  можно   было  заметить   углубления  от  постоянного подергивания  их ног.  Бюффон,  погруженный  в  свои  размышления,  забрался однажды  на  колокольню   и   спустился   оттуда   по   веревке   совершенно бессознательно, как  будто  в  припадке сомнамбулизма. Сантейль,  Кребильон, Ломбардини  имели  странную  мимику,  похожую на  гримасы. Наполеон  страдал постоянным подергиванием правого плеча и  губ, а во время припадков гнева -- также и икр. "Я, вероятно, был очень рассержен, -- сознавался он сам однажды после горячего спора с Лоу, -- потому что чувствовал дрожание моих икр, чего со мной давно  уже не случалось". Петр  Великий  был подвержен подергиваниям лицевых мускулов, ужасно искажавших его лицо.

"Лицо Кардуччи,  -- говорит Мантегацца, -- по временам напоминает собою ураган:  из  глаз  его сыплются  молнии,  а  дрожание  мускулов  походит  на землетрясение".

Ампер не мог иначе говорить, как ходя и шевеля всеми членами. Известно, что обычный состав мочи и в особенности содержание в  ней  мочевины  заметно изменяется  после  маниакальных приступов.  То  же самое  замечается и после усиленных  умственных занятий. Уже много лет тому назад Гольдинг Берд сделал наблюдение, что у одного английского проповедника, всю неделю проводившего в праздности   и   только  по  воскресеньям  с  большим  жаром  произносившего проповеди,  именно в этот день  значительно  увеличивалось в моче содержание фосфорнокислых  солей,  тогда  как в  другие дни  оно  было крайне ничтожно.

       Впоследствии Смит многими  наблюдениями  подтвердил тот факт, что при всяком умственном напряжении  увеличивается количество мочевины в моче,  и  в  этом отношении  аналогия  между  гениальностью   и  сумасшествием  представляется несомненной.

На основании такого  ненормального  изобилия мочевины  или,  скорее, на основании  этого  нового подтверждения  закона о  равновесии между  силой  и материей, управляющего всем миром живых существ, можно вывести еще и другие, более изумительные  аналогии: например,  седина и облысение, худоба тела,  а также  плохая   мускульная   и  половая   деятельность,   свойственные  всем

помешанным, очень часто  встречаются и у великих  мыслителей. Цезарь  боялся бледных и худых Кассиев. Д'Аламбер, Фенелон, Наполеон были в  молодости худы как  скелеты. О  Вольтере  Сегюр  пишет:  "Худоба доказывает,  как  много он работает; изможденное  и согбенное  тело  его  служит  только  легкой, почти прозрачной оболочкой, сквозь которую как  будто  видишь душу и  гений  этого

человека".

Бледность  всегда  считалась принадлежностью и даже, украшением великих людей. Кроме того,  мыслителям наравне с помешанными свойственны: постоянное переполнение  мозга кровью (гиперемия),  сильный  жар в  голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга  и слабая чувствительность к голоду и холоду.

О гениальных людях, точно  так  же, как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина  и   члена  общества.  Микеланджело  постоянно  твердил,  что  его искусство заменяет ему жену. Гете, Гейне, Байрон,  Челлини, Наполеон, Ньютон хотя и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее.

       Нередки  случаи,  когда вследствие  тех же  причин, которые  так  часто вызывают сумасшествие, т.е. вследствие болезней  и повреждений головы, самые обыкновенные  люди  превращаются  в   гениальных.  Вико  в  детстве  упал  с высочайшей лестницы и раздробил себе правую  теменную кость. Гратри, вначале плохой  певец,  сделался  знаменитым артистом  после  сильного ушиба  головы

бревном. Мабиль-он, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нем  вследствие полученной им раны в  голову.

       Галль,  сообщивший  этот  факт, знал одного датчанина-полуидиота, умственные способности  которого сделались  блестящими после  того,  как  он,  13  лет, свалился с лестницы головою вниз*. Несколько лет  тому назад один  кретин из Савойи, укушенный  бешеной собакой, сделался совершенно разумным человеком в последние дни своей жизни. Доктор Галле знал ограниченных людей,  умственные способности  которых   необыкновенно  развились  вследствие  болезней  мозга.


     [Покойный  митрополит  Московский  Макарий,  отличавшийся  замечательно

светлым  умом, был до того болезненным и тупым  ребенком,  что совершенно не

мог  учиться. Но в семинарии кто-то из товарищей,  во время игры, прошиб ему

голову  камнем, и после того  способности  Макария сделались  блестящими,  а

здоровье совершенно поправилось.]


"Очень  может  быть, что моя  болезнь (болезнь спинного  мозга) придала моим  последним произведениям какой-то  ненормальный оттенок", --  говорит с удивительной прозорливостью Гейне  в  одном из  своих писем. Нужно, впрочем, прибавить,  что болезнь отразилась таким образом не только на его  последних произведениях, и  он сам сознавал это. Еще за несколько месяцев до  усиления cвоей болезни  Гейне писал о себе (Correspondace inйdite. Paris, 1877): "Мое умственное возбуждение есть скорее результат болезни, чем  гениальности -- чтоб  хотя немного утишить мои страдания, я сочинял стихи.  В эти ужасные ночи, обезумев от боли,  бедная голова моя мечется  из стороны в  сторону  и

заставляет  звенеть  с  жестокой веселостью бубенчики изношенного  дурацкого колпака".

      Биша  и  фон дер  Кольк  заметили,  что  у людей с искривленной шеей ум бывает  живее,  чем у  людей  обыкновенных.  У  Конолли  был  один  больной, умственные способности  которого возбуждались во время операций  над ним,  и несколько таких больных,  которые проявляли  особенную даровитость в  первые периоды  чахотки  и подагры.  Всем  известно, каким остроумием  и  хитростью отличаются горбатые; Рокитанский пытался даже  объяснить это тем, что  у них аорта, дав  сосуды, идущие к голове, делает  изгиб,  вследствие чего является расширение объема сердца и увеличение артериального давления в черепе.

     Этой  зависимостью  гения  от патологических  изменений  отчасти  можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом, в том отношении, что она является чем-то бессознательным и  проявляется совершенно неожиданно.

      Юрген  Мейер   говорит,  что  талантливый   человек  действует   строго обдуманно; он  знает, как и почему он пришел  к известной теории, тогда  как гению   это   совершенно   неизвестно:   всякая   творческая    деятельность бессознательна.

Гайдн  приписывал  таинственному  дару,  ниспосланному свыше,  создание своей  знаменитой  оратории  "Сотворение  мира".  "Когда  работа  моя  плохо подвигалась вперед,  --  говорил он,  -- я,  с  четками в руках, удалялся  в молельню, прочитывал Богородицу -- и вдохновение снова возвращалось ко мне".

Итальянская поэтесса Милли  во  время создания, почти невольного, своих чудных стихотворений волнуется,  кричит,  поет,  бегает взад и вперед  и как будто находится в припадке эпилепсии.

 Те  из гениальных людей, которые  наблюдали за собою, говорят, что  под влиянием   вдохновения    они    испытывают   какое-то   невыразимо-приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в  их уме и брызжут сами собою, точно искры из горящей головни.

 Наполеон говорил, что исход битв  зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно остававшейся бездеятельной;  при наступлении  благоприятного момента  она  вспыхивает,  подобно искре, и  в  результате  является  победа (Моро).

 Бауэр  говорит,  что  лучшие  стихотворения Ку  были  продиктованы им в состоянии, близком к умопомешательству. В те минуты, когда с уст его слетали эти чудные строфы, он был не способен рассуждать даже о самых простых вещах.

 Фосколо  сознается  в  своем  Epistolario,  лучшем  произведении  этого великого ума, что  творческая способность  писателя  обусловливается  особым родом умственного возбуждения (лихорадки), которое нельзя  вызвать по своему произволу.


  "Я  пишу свои  письма, --  говорит он, -- не для  отечест-ва  и не ради славы, но для того внутреннего наслаждения, какое доставляет нам  упражнение наших способностей".

  Беттинелли называет  поэтическое творчество сном с  открытыми  глазами, без  потери  сознания,  и это, пожалуй,  справедливо, так как  многие  поэты диктовали свои стихи в состоянии, похожем на, сон.

          Гете  тоже  говорит,  что  для  поэта   необходимо  известное  мозговое раздражение  и  что он сам сочинял многие из своих песен, находясь  как бы в припадке сомнамбулизма.

   Клопшток сознается, что,  когда он писал свою  поэму, вдохновение часто являлось к нему во время сна.

   Во сне Вольтер задумал одну из  песен Генриады, Сарди-ни -- теорию игры на  флажолете, а Секендорф  -- свою прелестную песню  о  Фантазии. Ньютон  и Кардано во сне разрешали математические задачи.

  Муратори во сне составил пентаметр на латинском языке  много лет спустя после того,  как перестал писать стихи.  Говорят,  что во время сна Лафонтен сочинил басню "Два голубя", а Кондильяк закончил лекцию, начатую накануне.

  "Кубла" Кольриджа и "Фантазия" Гольде были сочинены во сне.

  Моцарт  сознавался,  что  музыкальные  идеи являются  у  него невольно, подобно сновидениям, а Гофман часто говорил своим  друзьям: "Я работаю, сидя за фортепьяно с закрытыми глазами,  и  воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны".

  Лагранж замечал  у  себя  неправильное  биение пульса, когда  писал,  у Альфьери же в это время темнело в глазах.

  Ламартин часто говорил: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

  Альфьери, называвший себя барометром -- до такой степени изменялись его творческие способности смотря по времени года, -- с наступлением сентября не мог противиться  овладевавшему  им невольному побуждению, до  того сильному, что он  должен был  уступить  и написал  шесть  комедий. На одном  из  своих сонетов он собственноручно сделал  такую надпись: "Случайный. Я не хотел его писать".  Это преобладание  бессознательного в  творчестве гениальных  людей замечено было еще в древности.

  Сократ  первый  указал на то,  что  поэты создают свои  произведения не вследствие  старания  или  искусства,  но  благодаря  некоторому  природному инстинкту. Таким  же образом прорицатели говорят прекрасные вещи, совершенно не сознавая этого.

  "Все гениальные произведения, --  говорит Вольтер  в письме к Дидро, -- созданы  инстинктивно. Философы  целого  мира вместе не  могли  бы  написать Армиды Кино или басни "Мор зверей", которую Лафонтен диктовал, даже не  зная хорошенько,  что  из нее  выйдет. Корнель написал трагедию  "Гораций" так же инстинктивно, как птица вьет гнездо".

  Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как  и необдуманные поступки  помешанных. Этой  же  бессознательностью  объясняется непоколебимость  убеждений  в людях,  усвоивших себе  фанатически  известные убеждения.  Но  как   только  прошел  момент  экстаза,   возбуждения,  гений

превращается  в  обыкновенного  человека  или  падает  еще   ниже,  так  как отсутствие  равномерности  (равновесия) есть  один  из признаков  гениальной натуры.  Дизраэли отлично выразил это, когда сказал, что у лучших английских поэтов,  Шекспира  и  Драйдена,  можно  встретить  и  самые плохие  стихи. О живописце  Тинторетто  говорили, что он бывает  то  выше  Карраччи, то  ниже Тинторетто.

  Овидио  вполне  правильно  объясняет неодинаковость  слога Тассо его же собственным признанием, что, когда исчезало вдохновение, он  путался в своих сочинениях, не узнавал их и не в состоянии был оценить их достоинства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты