Гениальность и помешательство

"Для меня легче, если черви будут есть  мое тело, -- говорил он, -- чем если профессора станут грызть мою философию".

Чувства привязанности  были ему совершенно  незнакомы: он решился  даже оскорбить  свою мать, обвинив  ее  в  неверности к  памяти  мужа, и  на этом основании признал  ничтожество  всех женщин,  у которых "волос долог, но  ум короток". Несмотря на  то,  он отрицал  моногамию  и превозносил  тетрагамию (четвероженство), находя в ней только  одно неудобство...  возможность иметь четырех тещ.

То  же  бессердечие  заставляло его с  презрением относиться  к чувству патриотизма,  которое  он  называл  "страстью  слепцов  и  самой  слепой  из страстей", и  в народных восстаниях сочувствовать не народу, а солдатам, его усмирителям.  Этих последних, а также свою собаку, он по духовному завещанию сделал даже наследниками своего состояния.

Исключительной и постоянной  заботой его было собственное я, которое он старался возвеличить всеми способами, видя в себе не только основателя новой философской системы, но и вообще необыкновенного  человека.  В  сотне  писем упоминает  он  с удивительным  самодовольством  о  своих  фотографических  и писанных масляными красками  портретах и говорит даже об одном из последних:

"Я  приобрел  его  затем,  чтобы  устроить для  него  род  часовни, как  для священного изображения".

Николай Гоголь, долгое время занимавшийся  онанизмом, написал несколько превосходных  комедий после того, как  испытал полнейшую неудачу в страстной любви;  затем,  едва  только  познакомившись  с  Пушкиным,  пристрастился  к повествовательному роду поэзии и начал писать повести; наконец, под влиянием московской  школы писать телей он сделался первоклассным сатириком и в своем произведении "Мертвые души"  с  таким  остроумием  изобразил  дурные стороны русской  бюрократии,  что публика сразу поняла необходимость  положить конец этому чиновничьему  произволу, от которого страдают не только жертвы его, но и сами палачи.

В это время Гоголь был  на вершине своей славы, поклонники называли его за  написанную им  повесть из жизни казаков "Тарас Бульба" русским  Гомером, само правительство ухаживало за  ним,  --  как вдруг его стала мучить мысль, что  слишком уж  мрачными красками  изображенное  им положение родины  может вызвать  революцию,  а  так-как революция  никогда не останется  в  разумных границах и,  раз начавшись, уничтожит все основы общества -- религию, семью, --  то, следовательно,  он  окажется  виновником  такого бедствия. Эта мысль овладела  им  с такою же  силою,  с  какою  раньше он отдавался  то любви  к женщинам,   то  увлечению  сначала  драматическим  родом  литературы,  потом повествовательным  и,  наконец,   сатирическим.   Теперь   же  он   сделался противником западного либерализма, но, видя, что противоядие не привлекает к нему сердца читателей в  такой степени,  как привлекал прежде яд, совершенно перестал писать, заперся у себя дома и проводил время  в молитве, прося всех святых  вымолить  ему  у Бога прощение  его революционных  грехов.  Он  даже совершил путешествие в Иерусалим и вернулся оттуда значительно спокойнее, но вот в Европе вспыхнула революция 1848 года -- и упреки совести возобновились у Гоголя  с новой силой. Его начали  мучить представления о том, что в  мире восторжествует  нигилизм,  стремящийся  к  уничтожению  общества, религии  и семьи. Обезумевший от ужаса, потрясенный до глубины души, Гоголь ищет теперь спасения  в "Святой  Руси", которая  должна  уничтожить  языческий  Запад  и основать на  его развалинах панславистскую православную империю. В 1852 году великого писателя  нашли мертвым  от  истощения сил или, скорее,  от сухотки спинного мозга  на полу возле образов,  перед которыми он до  этого молился, преклонив колени.

Если после стольких примеров, взятых из современной нам жизни и в среде различных наций, найдутся люди,  еще  сомневающиеся в том, что  гениальность может  проявляться одновременно  с умопомешательством, то  они докажут  этим только или свою слепоту, или свое упрямство.

    


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНИАЛЬНЫХ  ЛЮДЕЙ, СТРАДАВШИХ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВОМ



Если мы теперь  проследим  "с  холодным вниманием" жизнь и произведения тех великих, но душевнобольных гениев, имена которых превознесены в  истории различных народов, то скоро убедимся, что  они во многом отличались от своих собратьев по  гениальности,  ни  разу  не  впадавших  в  умопомешательство в течение своей славной жизни.

     1) Прежде всего следует заметить, что у этих  поврежденных гениев почти совсем  нет  характера,  того цельного,  настоящего  характера,  никогда  не изменяющегося  по  прихоти  ветра,  который  составляет  удел  лишь немногих избранных гениев,  вроде  Кавура, Данте, Спинозы  и Колумба.  Так, например, Тассо  постоянно бранил высокопоставленных лиц, а сам  всю жизнь пресмыкался перед ними и жил  при  дворе.  Кардано  сам обвинял себя во лжи, злословии и страсти  к игре.  Руссо, щеголявший  своими  возвышенными чувствами, выказал полную  неблагодарность  к  осыпавшей  его  благодеяниями женщине, бросал на произвол судьбы своих  детей,  часто клеветал на  других и на самого  себя и трижды сделался вероотступником, отрекшись сначала от  католицизма, потом от протестантства и, наконец, -- что всего хуже -- от религии философов.

Свифт, будучи духовным лицом, издевается над религией и пишет  циничную поэму о любовных похождениях Страфона и Хлои; считаясь демагогом, предлагает простолюдинам  отдавать  своих  детей  на убой для приготовления из  их мяса лакомых блюд аристократам и, несмотря на свою гордость, доходившую до бреда, охотно  проводит  время  в  тавернах  среди  подонков  общества.  Ленау,  до фанатизма увлекавшийся учением Савонаролы,  является  циническим скептиком в своих  "Aibigesi"  и, сознаваясь в этой непоследовательности, сам же смеется над ним.

Шопенгауэр  восставал против женщин  и в  то же  время  был  их горячим поклонником; проповедовал  блаженство небытия,  нирваны,  а  себе предсказал более  ста  лет жизни;  требовал 


справедливости к себе  и радовался,  когда Молешотт подвергся преследованиям.

     2)  Здоровый  гениальный человек  сознает свою силу,  знает себе цену и потому не  унижается до полного равенства со всеми; но зато у него не бывает и тени того болезненного тщеславия, той чудовищной гордости, которая снедает психически ненормальных гениев и делает их способными на всякие абсурды.

Тассо  и Кардано часто намекали  на то, что  их вдохновляет сам Бог,  а Магомет  высказывал  это  открыто, вследствие  чего  малейшую критику  своих мнений они считали чуть не преступлением. Кардано писал о себе: "Природа моя выше  обыкновенной  человеческой  субстанции и  приближается  к  бессмертным духам".  О  Ньютоне  говорили,  что  он  способен  был  убить  каждого,  кто критиковал его произведения. Руссо полагал, что  не только все люди, но даже все стихии в  заговоре  против него. Может быть,  именно гордость заставляла этих злополучных  гениев избегать общения с людьми.  Свифт, издевавшийся над министрами  в своих катирах, писал одной герцогине, изъявившей желание с ним познакомиться,  что  чем  выше положение лиц, его окружающих,  тем более они должны унижаться перед ним. Ленау унаследовал  от матери гордость патриция и во время бреда воображал  себя королем Венгрии. Везелий, потерявший рассудок на 39-м  году жизни, сначала  собирался устроить  банк и сам фабриковал  для него билеты, но потом вообразил себя Богом и даже свои сочинения печатал под заглавием "Opera Dei Vezelii" ("Произведения Бога Везелия").

Шопенгауэр  не  раз  упоминает  в  своих  письмах  о чьем-то  намерении поставить его портрет в особо устроенной часовне, точно святую икону.

     3) Некоторые  из  этих  несчастных обнаруживали неестественное, слишком раннее  развитие  гениальных  способностей.  Так,   например,  Тассо   начал говорить,  когда ему было только 6 месяцев,  а в  7  лет  уже знал латинский язык.  Ленау,   будучи   ребенком,   импровизировал  потрясавшие  слушателей проповеди  и прекрасно играл на флейте  и на скрипке.  Восьмилетнему Кардано являлся  гений и вдохновлял его. Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком. Паскаль  в   10   лет  придумал  теорию  акустики,  основываясь  на  звуках, производимых тарелками,  когда их расставляют на  столе, а в  15 лет написал знаменитый   трактат  о  конических  сечениях.   Четырехлетний  Галлер   уже проповедовал, и с 5 лет со страстью читал книги.

     4) Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а Руссо --  кофе;  Тассо был известный пьяница, подобно современным поэтам: Клейсту, Жерар де  Нервалю, Мюссе, Мюрже, Майлату, Прага, Ро-вани и  оригинальнейшему китайскому поэту  Ло Тай Ке,  даже получившему название "поэта-пьяницы", так как  он  почерпал  свое  вдохновение  только  в алкоголе  и умер  вследствие злоупотребления им. Асне писал не иначе, как со стаканом вина перед собою, и допился до белой горячки, которая свела его в могилу. Ленау в последние годы жизни тоже употреблял  слишком много вина, кофе и табаку.  Бодлер прибегал к опьянению опием, вином  и табаком. Кардано  сам сознавался в злоупотреблении спиртными напитками, а Свифт был ревностным посетителем  лондонских  таверн.

По, Ленау, Соути и Гофман страдали запоем.

     5) Почти  у всех этих великих людей были какие-нибудь  ненормальности в отправлениях половой  системы. Тассо  вел чрезвычайно развратную жизнь до 38 лет, а потом совершенно целомудренную. Кардано,  напротив,  смолоду  страдал бессилием, но в 35 лет начал развратничать.

Паскаль в молодости давал  полную волю  своей чувственности,  но  потом считал  безнравственным  даже  поцелуй матери.  Руссо  страдал гипоспадией и сперматореей.  Ньютон  и Карл XII, как  говорят, никогда  не приносили жертв Венере Афродите. Ленау писал о себе: "У меня есть печальная уверенность, что я неспособен к супружеской жизни".

     6)  Они  не  чувствовали потребности  работать  спокойно в  тиши своего кабинета, а, напротив, как будто  не  могли усидеть на одном  месте и должны были путешествовать постоянно. Ленау переезжает из Вены в Штокерау, оттуда в Гмунден  и, наконец, эмигрирует  в  Америку.  "Я  чувствую необходимость как можно чаще переменять  место жительства, -- пишет  он, -- это  мне  освежает кровь".

Тассо странствовал постоянно; из Феррары он отправлялся то в Урбино, то в Мантую, Неаполь,  Париж,  Бергамо,  Рим  или Турин. По приводил в отчаяние репортеров тем, что переезжал то и дело из Бостона в Нью-Йорк, из Ричмонда в Филадельфию, Балтимор и пр.

Руссо, Кардано  и Челлини жили то  в Турине, то в Болонье, то в Париже, то во Флоренции или в Риме. "Перемена места составляет для меня потребность, --  говорил Руссо, --  весною и летом  я  не  могу пробыть  в одной и той же местности более двух или трех  дней, а если  мне нельзя уехать, то я делаюсь болен".

     7) Не менее  часто  меняли  они также  свои  профессий и специальности, точно мощный гений их не  мог  удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в  ней  выразиться*.  Свифт кроме  сатир, писал еще о  мануфактурах в Ирландии,  занимался  теологией,  политикой и  составил  исторический  очерк царствования  королевы Анны. Кардано был в одно и то  же  время математиком,

врачом,  теологом  и беллетристом.  Руссо брался за всевозможные  профессии. Гофман служил в судебном ведомстве, рисовал  карикатуры, занимался  музыкой, был  драматургом  и  писал  романы.  Тассо,  а  также  впоследствии   Гоголь перепробовал  все роды  поэзии  эпической,  драматической  и  дидактической; первый  писал еще статьи по истории, философии и политике. Ампер,  с детства владевший и  кистью и  смычком,  был в то же время лингвистом, натуралистом, физиком  и  метафизиком. Ньютон и Паскаль в  периоды умопомрачения оставляли свою специальность  (физику) и занимались теологией. Галлер писал  о поэзии, теологии,   ботанике,   практической   медицине,  физиологии,   нумизматике, восточных  языках,  патологической  анатомии  и  хирургии   и   даже  изучал математику   под   руководством   Бернулли.   Ленау   занимался   медициной, земледелием,  юридическими  науками,  поэзией  и  теологией.  Вальт  Витман, современный  англо-американский  поэт,  несомненно,  принадлежащий  к  числу помешанных  гениев,  был  типографщиком,  учителем,  солдатом,  плотником  и некоторое  время  даже чиновником -- занятие, совсем уже  не подходящее  для поэта. Американец же По занимался физикой и математикой.


     [Из45 сумасшедших писателей, цитируемых Филомнестом,

15 человек занимались поэзией,

12 - теологией,

5 - писали пророчества,

3 - автобиографии,

2 - занимались математикой,

2 - психиатрией,

2 - политикой.


Причина   преобладания  поэтического  творчества   указана  нами  выше; напомним,  кстати,  что маттоиды отдают,  напротив,  предпочтение  теологии, философии и др. отвлеченным наукам.]


     8) Подобные  сильные,  увлекающиеся умы являются  настоящими  пионерами науки;  они  страстно предаются  ей  и  с  жадностью  берутся  за разрешение труднейших  вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненно возбужденной  энергии; в  каждой  науке  они умеют уловить новые  выдающиеся черты и на  основании их  строят нелепые  иногда выводы, отчасти приближаясь таким  образом  к  рассмотренному уже  нами типу  поэтов и  художников  дома умалишенных,  характерную  особенность  которых  составляет  оригинальность, доведенная до абсурда. Так,  Ампер всегда брался в  математике за разрешение труднейших  задач, "отыскивал пропасти", по выражению Араго. Руссо в  "Devin du  Village"  ("Деревенский  колдун")  пытался  создать  "музыку  будущего", воплощенную потом в своих композициях другим гениальным безумцем -- Шуманом.

       Свифт говорил  обыкновенно, что чувствует себя  в хорошем настроении  только тогда, когда ему приходится рассуждать о самых трудных и наиболее чуждых его специальности  вопросах.  И  действительно,  читая его письмо "О  прислуге", можно  подумать, что оно написано  именно слугой, а уж  никак  не теологом и публицистом. Точно так же  в  "Исповеди  вора" он до того правдиво изобразил похождения  одного  из  них,  что  товарищи  его  сочли  нужным сознаться  в сделанных ими преступлениях, думая, что глава их шайки выдал все свои тайны.

А  когда Свифт вздумал прикинуться католиком, то своими  проповедями обманул даже римских инквизиторов, этих завзятых мошенников.

Вальт  Витман создал  свое особое стихосложение  без рифмы  и  размера, которое англосаксонцы считают "поэзией будущего". В настоящем же она кажется нелепой и странной при всей своей оригинальности.

       Произведения По, по  словам одного  из  его поклонников (Бодлера),  как будто   и  созданы  лишь   с  целью  доказать,  что  странность   составляет существенную часть прекрасного; они собраны им под общим заглавием "Арабески и гротески"  на  том  основании,  что  в  них  нет человеческих  типов,  они составляют  как бы внечеловеческий род литературных  произведений.  Напомним здесь  кстати,  что  сумасшедшие  артисты  тоже  обнаруживают  склонность  к арабескам, но только у них в арабески


входят и человеческие лица.

       Сам   Бодлер   тоже  придумал  немало  курьезов,  например   поклонение искусственной  красоте,  поэтические  аналогии для  различных  ароматических веществ, и создал так называемые поэмы в прозе.

     9) У всех этих поврежденных гениев есть свой особый стиль -- страстный, трепещущий,  колоритный,  отличающий  их  от  других  здоровых  писателей  и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается только под влиянием психоза. Предположение это  подтверждается и собственным признанием таких  гениев,  что  все  они  по  окончании  экстаза не  способны не только сочинять,  но даже  мыслить.  Тассо  говорит  в  одном  из своих  писем:  "Я несчастлив и недоволен всегда, но в особенности,  когда  сочиняю".  "Мысли у меня родятся с трудом, -- сознавался Руссо, --  развитие  их идет  медленно, туго, и я могу быть красноречивым только в минуты страсти". Живые, пламенные вступления к статьям Кардано, столь не похожие  на обычный крайне монотонный язык его сочинений, наглядно подтверждают громадную  разницу в  мышлении его при начале  и в конце экстаза. Галлер, один из  наиболее  счастливых поэтов, говорил,  что   вся  сущность   поэтического  искусства  заключается  в  его трудности. Восемнадцатое из своих "Провинциальных писем" Паскаль переделывал тринадцать раз.

Может быть,  именно это сходство  в  натуре  и в  стиле влекло Свифта и Руссо к произведениям Тассо, а Галлеру, суровому Галлеру, внушало симпатию к фантастическим и в высшей степени безнравственным сочинениям  Свифта. По той же причине Ампер  восторгался  странностями  Руссо,  а  Бодлер подражал  По, сочинения которого даже перевел на французский язык, и боготворил Гофмана.

     10) Почти  все  они  глубоко страдали  от религиозных сомнений, которые невольно представлялись  их  уму,  между тем  как  робкая совесть  и больное сердце заставляли  считать  такие сомнения преступлениями.  Тассо, например, мучился от одного только опасения, что он еретик.  Ампер часто говорил,  что сомнения -- самая ужасная пытка для человека. Галлер писал в своем дневнике: "Боже мой! пошли мне хотя одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этой  веры -- вот в чем  мое  преступление". Ленау жаловался  в последние  годы  своей жизни: "В  те  часы,  когда  у  меня особенно  сильно развивается  болезнь  сердца,  мысль  о  Боге  оставляет  меня".  По  мнению критиков,  он   воплотил   мучившие   его  сомнения  в  герое  своей   поэмы "Савонарола".

     11) Затем все психически больные гении без исключения чрезвычайно много занимаются  своим  собственным  я  и с намерением  выставляют  на  вид  свое ненормальное состояние, как будто стараясь  этим признанием  оправдать  свои нелепые поступки.

Очень  естественно,   что  при  своем  громадном  уме  и  замечательной наблюдательности  они наконец  убеждались в своей  ненормальности  и глубоко страдали  от  этого. Все люди охотно говорят  о себе, но  в  особенности  -- помешанные,  которые в  этом  случае  делаются  положительно  красноречивыми (подобный пример мы увидим  в  приложении  -- автобиография помешанного); но какой   же  силы  должно   достигать   это  красноречие,  когда   к  безумию присоединяется  гениальность! Жгучие, пламенные страницы  выливаются у таких писателей, едва  только они  заговорят г своих  страданиях;  настоящие перлы френопатической поэзии выходят  иногда из-под их пера,  но зачастую  крупная личность  злополучного  автора выставляется при  этом в далеко  не  выгодном свете.  Кардано  написал, кроме своей автобиографии, несколько поэм, сюжетом которых служат его несчастия, и  статью "О сновидениях", почти исключительно наполненную  только  описаниями  виденных  им  снов  и представлявшихся  ему галлюцинаций. Поэмы Витмана -- не что иное,  как его  собственная биография, изложенная стихами, что он и сам подтвердил отчасти, сказав: "Тема для гимна взята  маленькая,  но она  же  и самая  большая...  я  сам".  В  этом  гимне описывается ребенок, которому достаточно было увидеть что-нибудь --  облако, овцу, камень, пьяных,  стариков,  чтобы тотчас  же вообразить и  себя самого облаком,  камнем  и  пр.  Этот  ребенок и  есть сам  Витман.  Руссо  в своей "Исповеди", "Диалогах" и "Rкveries", как Мюссе в "Признаниях", а Гофман в своем "Крейслере"*, в сущности только описывали самих себя и свое безумие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты