Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы


Заключение 2.

Респондент: Евгения К.

     Анализ вторичных диагностических данных многофакторного личностного опросника Р.Кеттелла, а также теста школьной тревожности Филлипса, опросника социально-психологической адаптированности, восьмицветового теста Люшера, многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» показал на наличие тенденции к снижению уровня тревожности (факторы.  О=5, Q4=6, С=4; наличие основного цвета (2) на первом месте). Это  в свою очередь повлияло на отношение респондента к процессу социального взаимодействия: можем говорить о наличии динамики развития социального интеллекта (А=4, F=4, C=6, N=3; шкала «переживание социального стресса» - 60%). Также можем говорить о наличии тенденции к развитию нормативного уровня социальной компетентности (L=4; шкала «страх ситуации проверки знаний» - 77%). Также наблюдается динамика развития субъективных и ролевых навыков (С=6).

Наблюдаются изменения в системе актуальных потенциалов личности респондента:

Потенциал поведенческой регуляции: изменения в способности личности регулировать свое взаимодействие с социальной средой (С=6, О=5,Q3=6), в основе которых лежит появление тенденции к формированию адекватного уровня самооценки личности (L=4; шкала «страх самовыражения» - 68%), а также формирование адекватного уровня эмоционально-волевой регуляции (С=6, N=3, Q3=6, I=5, M=6; шкала «фрустрация потребности в достижении успеха» - 53%).

Потенциал коммуникативной компетентности: тенденция к формированию знаний и умений личности устанавливать социально приемлемые контакты обусловлена наличием динамики развития социального интеллекта (А=4).

Потенциал нормативной регуляции: формирование способности личности использовать моральные нормы принятые в обществе в процессе своего социального функционирования (G=7).

Изменения в системе потенциалов личности респондента повлияли на динамику развития адаптивного потенциала личности (шкала «общая тревожность в школе» - 60%; шкала «Адаптивные способности» - 39%).



Заключение 3.

Респондент: Антон П.

     Анализ вторичных диагностических данных многофакторного личностного опросника Р.Кеттелла, а также теста школьной тревожности Филлипса, опросника социально-психологической адаптированности, восьмицветового теста Люшера, многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» показал на наличие тенденции к снижению уровня тревожности (факторы О=6, Q4=6, С=6; наличие основного цвета (3) на первом месте). Это  в свою очередь повлияло на отношение респондента к процессу социального взаимодействия: можем говорить о наличии динамики развития социального интеллекта (А=7, F=4, C=6, N=7; шкала «переживание социального стресса» - 52%). Также можем говорить о наличии тенденции к развитию нормативного уровня социальной компетентности (L=4; шкала «страх ситуации проверки знаний» - 16%). Также наблюдается динамика развития субъективных и ролевых навыков (С=6).

Наблюдаются изменения в системе актуальных потенциалов личности респондента:

Потенциал поведенческой регуляции: изменения в способности личности регулировать свое взаимодействие с социальной средой (С=6, О=6,Q3=7), в основе которых лежит появление тенденции к формированию адекватного уровня самооценки личности (L=4; шкала «страх самовыражения» - 62%), а также формирование адекватного уровня эмоционально-волевой регуляции (С=6, N=7, Q3=7, I=5, M=5; шкала «фрустрация потребности в достижении успеха» - 30%).

Потенциал коммуникативной компетентности: тенденция к формированию знаний и умений личности устанавливать социально приемлемые контакты обусловлена наличием динамики развития социального интеллекта (А=7).

Потенциал нормативной регуляции: формирование способности личности использовать моральные нормы принятые в обществе в процессе своего социального функционирования (G=10).

Изменения в системе потенциалов личности респондента повлияли на динамику развития адаптивного потенциала личности (шкала «общая тревожность в школе» - 10%; шкала «Адаптивные способности» - 52%).




 

 

Вывод ко второй главе.

 

Во второй главе нашего исследования мы разработали коррекционно-образовательную программу, направленную на успешное преодоление стресса аккультурации у развивающейся личности в процессе социализации. Так же было проведено два диагностических исследования задачей первого исследования является выявление актуальных потенциалов и особенностей личности. Задачей второго исследования является выявление эффективности разработанной коррекционно-образовательной программы.

В констатирующем эксперименте были выявлены следующие нарушения социального функционирования личности: дефект социализации, высокий уровень тревоги, нарушения в «я-концепции», дефицит адаптивного потенциала.

По результатам вторичного диагностического исследования наблюдается тенденция к развитию целостной «я-концепции», тенденция  развитию когнитивного, аффективного, акционального компонента «я-концепции», повышение уровня адаптивного потенциала, тенденция к формированию полезного уровня тревоги, а также к развитию психокультурного потенциала личности.

Таким образом, можем говорить об эффективности коррекционно - образовательной программы   как социальной технологии развития личности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашем исследовании мы рассмотрели основные теоритичекие подходы к проблеме стресса аккультурации, феномен стресса аккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности, особенности развития стресса аккультурации в подростковый период развития личности. Также был проведен анализ методов  работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики.

Результатом анализа стало четкое понимание необходимости длительной работы, направленной на решение данной проблемы. В качестве личного вклада в эту деятельность была разработана коррекционно-образовательная программа, основанная на  результатах констатирующего и формирующего эксперимента. Также данная программа была апробирована на базе Муниципального специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центра помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня» группы №9 «Старшая Стационар».

Последующий контролирующий эксперимент подтвердил эффективность нашей программы, направленной на преодоление процесса стресса аккультурации развивающейся личности в процессе вторичной социализации.

 Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в том, что разработанную и проверенную методику, описанную в этой работе можно использовать в различных  сферах социальной работы. Основываясь на данной методике работники данной сферы могут организовывать эффективную работу  подростками подверженными влиянию стресса аккультурации, а также со взрослыми людьми  находящимися в состоянии смены культурных норм и ценностей.




 

Литература

1.     Абрамова Г.С. Практическая психология. – Е.: Деловая книга 1999 – 512с.


2.     Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003 – 270с.


3.     Батаршев А.В. Тестирование – основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2001. – 240с.


4.     Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологичесое консультивирование. – М., 1990. – 354с.


5.     Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. –  М.: МГУ, 1976. – 142с.


6.     Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского М., 1973. – 288с.


7.     Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160с.


8.     Ионин Л.Г. Социология культуры. –  М.: ЛОГОС, 1996. – 149с.


9.     Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. –  М.: Наука, 1983. –  368с.


10. Кьеррол З. Психотерапия подростков. – СПб.: Питер, 2002. – 80с.


11. Лесли Рай. Упражнения схемы стратегии. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.


12. Нэнси Стимсон. Подготовка и представление тренинговых материалов. – СПб.: Питер,2002. – 160с.


13. Психологически программы развития личности в подростковый и старший школьный возраст. Под ред. И.В. Дубровиной. – Е.: Деловая книга, 1998. – 144с.


14. Психология: Учебник./Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998. – 354с.


15. Райс Ф.  Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 624с.


16. Роджерс К. О групповой психотерапии/Пер. с англ., М., 1993. – 127с.


17. Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Виктимогенный механизм социализации развивающейся личности в педагогическом общении. – Н-ск, 2001 – 85с.


18. Руденский Е.В. Дефицитарная деформация личности подростка как критерий виктимности. – Н-ск.: Издательство НГПУ, 1999. – 44с.


19. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности, Н-ск.: ИПЛ, 1997. – 205с.


20. Руденский Е.В. Культурогенетическая концепция социально- педагогической виктимологией личности подростка,  Н-ск.: Издательство НГПУ, 2000. – 148с


21. Руденский Е.В. Социально-ситуативные факторы риска формирования дефекта социализации развивающейся личности в интерактивной системе образования. – Н-ск.: Сиб Пси, 2002. – 44с.


22. Технологии социальной работы/Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой, М.: ИНФРА-М. 2003. – 400с.


23. Словарь социального педагога и социального работника/Под    ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – 2-е изд. – Мн.: БелЭн, 2003. – 256с.


24. Фирсов М.В. Шапир Б.Ю.  Психология социальной работы. Содержание и методы  психосоциальной практики, М.: 2002.  – 192с.


25. Эмоциональный стресс./Под ред.Л.Леви, Л.: Медицина ,1970. – 328с.
















Приложение 1

Аналитическое заключение по многофакторному тесту Р. Кеттела       респондента Вадима Е.

Анализ результатов респондента показал, что:

I Характеристика концептуального компонента:

1.        Наличием нарушений в когнитивном компоненте (я-функциональное) по фактору Е (7), что говорит об отсутствии субъектных и ролевых навыков, а также о стремлении к доминированию.

2.        Наличием дефекта в аффективном компоненте «я-концепции» (личность имеет завышенную самооценку), низкий уровень социальной толерантности по фактору L (9).

3.   Диагностика акционального компонента:

3.1.По фактору А (4) можем говорить о дефицитарном развитии социального интеллекта по пункту «просоциальная направленность».

3.2.Можно говорить об отсутствии социального интеллекта по пункту «ожидание самоэффективности при решении межличностных проблем» при низких показателях по фактору. С (4), также можем говорить о наличии низкого уровня фрустрационной  толерантности, что свидетельствует  о возможном  формировании алекситимии, можем говорить о потере личностью способности к управлению собственными эмоциями.

3.3.По фактору N (8), можем говорить о дефицитарном развитии  социального интеллекта по пункту «эмпатический интерес и ценностное отношение к себе и другим».

3.4.Комбинация факторов L (9) и. О (9) говорит о наличии полезного уровня тревоги, о дефиците социальной компетентности по пункту «умение забывать блокирующие чувства».

3.5.Исходя из комбинации факторов. С (4), N (8), Q3 (9), I (6), M (6) можем говорить о дефицитарном развитии психокультурной зрелости.

3.6.Комбинация факторов B (2), E (7), G (9), Q2 (3) говорит о дефицитарном развитии социокультурной зрелости.

3.7.По факторам H (5), N (8) можем говорить о несформированных рефлексивных навыках.

II Диагностика интрасубъективного компонента:

Комбинация факторов. С (4), O (9), Q2 (3) можем говорить о дефицитарном развитии интрасубъектных качеств.

III Исходя из комбинации факторов E (7), F (5), O (9), A (4), Q2 (3), G (9) можем говорить о дефиците интерсубъектных качеств.

IV Дефицит социально-функциональной компетентности по фактору L (9), личность не осознает свою причастность к событиям своей жизни; не сформирована социально-функциональная автономность по факторам E (7), Q2 (3), личность не имеет ответственную независимость; дефицит социально-нормированной ценностной ориентации по фактору G (9); не сформировано когнитивно-аффективная саморегуляция по факторам C (4), Q4 (5), отсутствие осознания личностью собственных чувств и неумение управлять ими; несформирована персональная идентичность по факторам L (9), H (5), личность не имеет возможности самостоятельно оценивать свои достоинства; не сформирована социальная идентичность по факторам L (9), A (4), личность не осознает свою целостность с социальной действительностью; дефицит  межличностной чувствительности по фактору N (8), A (4), личность не имеет возможности адекватно интерпретировать действия людей и свои реакции на эти действия; не сформирована познавательная активность по факторам B (2), C (4), O (9), личность не стремится к приобретению знаний  об окружающей действительности; отсутствует тенденция к самоактуализации.

Вывод: анализ результатов респондента показал, что личность имеет дефицит субъектных навыков; дефект в аффективном компоненте «я-концепции»; дефицит социального интеллекта по пунктам «просоциальная направленность», «ожидание самоэффективности при решении межличностных проблем», «эмпатический интерес и ценностное отношение к себе и другим»; дефицит социальной компетентности; дефицитарное развитие рефлексивных навыков, а также отсутствие тенденции к самоактуализации.

Потенциалы:

1.     дефицит потенциала нормативной регуляции по фактору G (9);

2.     не сформирован потенциал коммуникативной компетенции по факторам A (4), H (5);

3.     сформирован потенциал поведенческой регуляции по факторам С (4), О (9), Q3 (9).

КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:

1.     развитие субъективных навыков;

2.     развитие ролевых навыков.

3.     формировани адекватной самооценки.

4.     развитие социального интеллекта.

5.     развитие социальной компетенции.

6.     развитие рефлексивных навыков.

7.     развитие тенденции к самоактуализации.


Аналитическое заключение по тесту Филипса.

По I шкале «общая тревожность в школе» показатель 30% - это высокий показатель можно сказать о дефиците адаптационных способностей, которые формируется в интерактивном процессе семьи.

По II шкале «переживание социального стресса» – 63% можно сказать о высоком уровне тревожности можно предположить дефицит коммуникативных навыков.

По III шкале «фрустрация потребности в достижении успеха» показатель 69% - говорит о дефиците поведенческой регуляции.

По IV шкале «страх самовыражения» - 66%  высокие показатели говорят о нарушении в аффективном компоненте Я-концепции. Высокий уровень тревожности.

По V шкале «страх ситуации проверки знаний»-66% высокий показатель говорить дефиците ценностных ориентаций, о  дефиците мотиваций к учению, о дефиците  социальной компетенции.

По VI шкале «страх несоответствия ожиданиям окружающих» 40% - низкий показатель можно говорить о дефиците ценностных ориентаций, нарушение в аффективном компоненте Я-концепции.

По VII шкале «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» – 60% можно сказать о высоком уровне тревоги. Клиент физически сопротивляется со стрессом.

По VIII шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями»- 50% можно предположить развитый социальный интеллект и наличие коммуникативных навыков.

ВЫВОД: анализ результатов респондента показал, что у клиента дефицит коммуникативных навыков, дефицит поведенческой регуляции, дефицит в аффективном компоненте Я-концепции, дефицит ценностных ориентаций, дефицит мотиваций к учению, дефицит социальной компетенции, дефицит рефлексии.

КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:

1.     развитие рефлексии,

2.     развитие аффективного компонента Я-концепции,

3.     развитие социального интеллекта,

4.     развитие социальной компетенции,

5.     развитие коммуникативных навыков,

6.     развитие способностей к преодолению социальных барьеров.

       

 

Аналитическое заключение по результатом социальной диагностики по восьмицветному тесту Люшера.

 

Выборка 7 3 5 2 1 0 6 4

        + + * * = = - -


+7+3    Импульсивность, стремление к доминированию.

*5*2 Наличие социальной желательности. Дефицит социального интеллекта.

=1=0     Дефицит социальной компетентности и социального интеллекта.

-6-4    Наличие фрустрации. Эскапизм.

Вывод: анализ результатов респондента показал, что у респондента дефицит социального интеллекта, высокий уровень тревоги, нарушение в аффективном компоненте Я-концепции.

КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:

1.     развитие социального интеллекта;

2.     развитие социальной компетентности;

3.     снижение уровня тревоги;

4.     развитие аффективного компонента Я-концепции.


Аналитическое заключение по многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

Анализ результатов респондента показал, что по шкале «Адаптивные способности» респондент имеет 28%, что говорит о наличии адаптивных способностей, но дефицитарном их развитии. Личность не способна полноценно адаптироваться к социальным условиям окружающей среды. По шкале «Нервно-психическая устойчивость» 39%, что говорит о нарушении эмоционально-волевой регуляции. По шкале «Коммуникативные особенности» респондент имеет 31%, что говорит о дефиците социального интеллекта.

Вывод: анализ результатов респондента показал, что личность имеет дефицитарное развитие адаптивных навыков, нарушение эмоционально-волевой регуляции, а также дефицит социального интеллекта.

КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:

1.     развитие социального интеллекта.

2.     развитие эмоционально-волевой регуляции.

3.     развитие адаптивных навыков.


Аналитическое заключение по многофакторному тесту Р. Кеттела

 Респондента Евгения К.

  Анализ результатов респондента показал по фактору

I Характеристика концептуального компонента.

1. Анализ результатов респондента показал по фактору Е. (7), это свидетельствует об отсутствии нарушений по пункту Я-концепции,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты