Заключение 2.
Респондент: Евгения К.
Анализ вторичных диагностических данных многофакторного личностного опросника Р.Кеттелла, а также теста школьной тревожности Филлипса, опросника социально-психологической адаптированности, восьмицветового теста Люшера, многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» показал на наличие тенденции к снижению уровня тревожности (факторы. О=5, Q4=6, С=4; наличие основного цвета (2) на первом месте). Это в свою очередь повлияло на отношение респондента к процессу социального взаимодействия: можем говорить о наличии динамики развития социального интеллекта (А=4, F=4, C=6, N=3; шкала «переживание социального стресса» - 60%). Также можем говорить о наличии тенденции к развитию нормативного уровня социальной компетентности (L=4; шкала «страх ситуации проверки знаний» - 77%). Также наблюдается динамика развития субъективных и ролевых навыков (С=6).
Наблюдаются изменения в системе актуальных потенциалов личности респондента:
Потенциал поведенческой регуляции: изменения в способности личности регулировать свое взаимодействие с социальной средой (С=6, О=5,Q3=6), в основе которых лежит появление тенденции к формированию адекватного уровня самооценки личности (L=4; шкала «страх самовыражения» - 68%), а также формирование адекватного уровня эмоционально-волевой регуляции (С=6, N=3, Q3=6, I=5, M=6; шкала «фрустрация потребности в достижении успеха» - 53%).
Потенциал коммуникативной компетентности: тенденция к формированию знаний и умений личности устанавливать социально приемлемые контакты обусловлена наличием динамики развития социального интеллекта (А=4).
Потенциал нормативной регуляции: формирование способности личности использовать моральные нормы принятые в обществе в процессе своего социального функционирования (G=7).
Изменения в системе потенциалов личности респондента повлияли на динамику развития адаптивного потенциала личности (шкала «общая тревожность в школе» - 60%; шкала «Адаптивные способности» - 39%).
Заключение 3.
Респондент: Антон П.
Анализ вторичных диагностических данных многофакторного личностного опросника Р.Кеттелла, а также теста школьной тревожности Филлипса, опросника социально-психологической адаптированности, восьмицветового теста Люшера, многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» показал на наличие тенденции к снижению уровня тревожности (факторы О=6, Q4=6, С=6; наличие основного цвета (3) на первом месте). Это в свою очередь повлияло на отношение респондента к процессу социального взаимодействия: можем говорить о наличии динамики развития социального интеллекта (А=7, F=4, C=6, N=7; шкала «переживание социального стресса» - 52%). Также можем говорить о наличии тенденции к развитию нормативного уровня социальной компетентности (L=4; шкала «страх ситуации проверки знаний» - 16%). Также наблюдается динамика развития субъективных и ролевых навыков (С=6).
Наблюдаются изменения в системе актуальных потенциалов личности респондента:
Потенциал поведенческой регуляции: изменения в способности личности регулировать свое взаимодействие с социальной средой (С=6, О=6,Q3=7), в основе которых лежит появление тенденции к формированию адекватного уровня самооценки личности (L=4; шкала «страх самовыражения» - 62%), а также формирование адекватного уровня эмоционально-волевой регуляции (С=6, N=7, Q3=7, I=5, M=5; шкала «фрустрация потребности в достижении успеха» - 30%).
Потенциал коммуникативной компетентности: тенденция к формированию знаний и умений личности устанавливать социально приемлемые контакты обусловлена наличием динамики развития социального интеллекта (А=7).
Потенциал нормативной регуляции: формирование способности личности использовать моральные нормы принятые в обществе в процессе своего социального функционирования (G=10).
Изменения в системе потенциалов личности респондента повлияли на динамику развития адаптивного потенциала личности (шкала «общая тревожность в школе» - 10%; шкала «Адаптивные способности» - 52%).
Вывод ко второй главе.
Во второй главе нашего исследования мы разработали коррекционно-образовательную программу, направленную на успешное преодоление стресса аккультурации у развивающейся личности в процессе социализации. Так же было проведено два диагностических исследования задачей первого исследования является выявление актуальных потенциалов и особенностей личности. Задачей второго исследования является выявление эффективности разработанной коррекционно-образовательной программы.
В констатирующем эксперименте были выявлены следующие нарушения социального функционирования личности: дефект социализации, высокий уровень тревоги, нарушения в «я-концепции», дефицит адаптивного потенциала.
По результатам вторичного диагностического исследования наблюдается тенденция к развитию целостной «я-концепции», тенденция развитию когнитивного, аффективного, акционального компонента «я-концепции», повышение уровня адаптивного потенциала, тенденция к формированию полезного уровня тревоги, а также к развитию психокультурного потенциала личности.
Таким образом, можем говорить об эффективности коррекционно - образовательной программы как социальной технологии развития личности.
Заключение
В нашем исследовании мы рассмотрели основные теоритичекие подходы к проблеме стресса аккультурации, феномен стресса аккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности, особенности развития стресса аккультурации в подростковый период развития личности. Также был проведен анализ методов работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики.
Результатом анализа стало четкое понимание необходимости длительной работы, направленной на решение данной проблемы. В качестве личного вклада в эту деятельность была разработана коррекционно-образовательная программа, основанная на результатах констатирующего и формирующего эксперимента. Также данная программа была апробирована на базе Муниципального специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центра помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня» группы №9 «Старшая Стационар».
Последующий контролирующий эксперимент подтвердил эффективность нашей программы, направленной на преодоление процесса стресса аккультурации развивающейся личности в процессе вторичной социализации.
Практическая значимость и новизна нашей работы заключается в том, что разработанную и проверенную методику, описанную в этой работе можно использовать в различных сферах социальной работы. Основываясь на данной методике работники данной сферы могут организовывать эффективную работу подростками подверженными влиянию стресса аккультурации, а также со взрослыми людьми находящимися в состоянии смены культурных норм и ценностей.
Литература
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Е.: Деловая книга 1999 – 512с.
2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003 – 270с.
3. Батаршев А.В. Тестирование – основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2001. – 240с.
4. Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологичесое консультивирование. – М., 1990. – 354с.
5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976. – 142с.
6. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В.Петровского М., 1973. – 288с.
7. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160с.
8. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: ЛОГОС, 1996. – 149с.
9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 368с.
10. Кьеррол З. Психотерапия подростков. – СПб.: Питер, 2002. – 80с.
11. Лесли Рай. Упражнения схемы стратегии. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.
12. Нэнси Стимсон. Подготовка и представление тренинговых материалов. – СПб.: Питер,2002. – 160с.
13. Психологически программы развития личности в подростковый и старший школьный возраст. Под ред. И.В. Дубровиной. – Е.: Деловая книга, 1998. – 144с.
14. Психология: Учебник./Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998. – 354с.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 624с.
16. Роджерс К. О групповой психотерапии/Пер. с англ., М., 1993. – 127с.
17. Руденский Е.В., Руденская Ю.Е. Виктимогенный механизм социализации развивающейся личности в педагогическом общении. – Н-ск, 2001 – 85с.
18. Руденский Е.В. Дефицитарная деформация личности подростка как критерий виктимности. – Н-ск.: Издательство НГПУ, 1999. – 44с.
19. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности, Н-ск.: ИПЛ, 1997. – 205с.
20. Руденский Е.В. Культурогенетическая концепция социально- педагогической виктимологией личности подростка, Н-ск.: Издательство НГПУ, 2000. – 148с
21. Руденский Е.В. Социально-ситуативные факторы риска формирования дефекта социализации развивающейся личности в интерактивной системе образования. – Н-ск.: Сиб Пси, 2002. – 44с.
22. Технологии социальной работы/Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой, М.: ИНФРА-М. 2003. – 400с.
23. Словарь социального педагога и социального работника/Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – 2-е изд. – Мн.: БелЭн, 2003. – 256с.
24. Фирсов М.В. Шапир Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики, М.: 2002. – 192с.
25. Эмоциональный стресс./Под ред.Л.Леви, Л.: Медицина ,1970. – 328с.
Приложение 1
Аналитическое заключение по многофакторному тесту Р. Кеттела респондента Вадима Е.
Анализ результатов респондента показал, что:
I Характеристика концептуального компонента:
1. Наличием нарушений в когнитивном компоненте (я-функциональное) по фактору Е (7), что говорит об отсутствии субъектных и ролевых навыков, а также о стремлении к доминированию.
2. Наличием дефекта в аффективном компоненте «я-концепции» (личность имеет завышенную самооценку), низкий уровень социальной толерантности по фактору L (9).
3. Диагностика акционального компонента:
3.1.По фактору А (4) можем говорить о дефицитарном развитии социального интеллекта по пункту «просоциальная направленность».
3.2.Можно говорить об отсутствии социального интеллекта по пункту «ожидание самоэффективности при решении межличностных проблем» при низких показателях по фактору. С (4), также можем говорить о наличии низкого уровня фрустрационной толерантности, что свидетельствует о возможном формировании алекситимии, можем говорить о потере личностью способности к управлению собственными эмоциями.
3.3.По фактору N (8), можем говорить о дефицитарном развитии социального интеллекта по пункту «эмпатический интерес и ценностное отношение к себе и другим».
3.4.Комбинация факторов L (9) и. О (9) говорит о наличии полезного уровня тревоги, о дефиците социальной компетентности по пункту «умение забывать блокирующие чувства».
3.5.Исходя из комбинации факторов. С (4), N (8), Q3 (9), I (6), M (6) можем говорить о дефицитарном развитии психокультурной зрелости.
3.6.Комбинация факторов B (2), E (7), G (9), Q2 (3) говорит о дефицитарном развитии социокультурной зрелости.
3.7.По факторам H (5), N (8) можем говорить о несформированных рефлексивных навыках.
II Диагностика интрасубъективного компонента:
Комбинация факторов. С (4), O (9), Q2 (3) можем говорить о дефицитарном развитии интрасубъектных качеств.
III Исходя из комбинации факторов E (7), F (5), O (9), A (4), Q2 (3), G (9) можем говорить о дефиците интерсубъектных качеств.
IV Дефицит социально-функциональной компетентности по фактору L (9), личность не осознает свою причастность к событиям своей жизни; не сформирована социально-функциональная автономность по факторам E (7), Q2 (3), личность не имеет ответственную независимость; дефицит социально-нормированной ценностной ориентации по фактору G (9); не сформировано когнитивно-аффективная саморегуляция по факторам C (4), Q4 (5), отсутствие осознания личностью собственных чувств и неумение управлять ими; несформирована персональная идентичность по факторам L (9), H (5), личность не имеет возможности самостоятельно оценивать свои достоинства; не сформирована социальная идентичность по факторам L (9), A (4), личность не осознает свою целостность с социальной действительностью; дефицит межличностной чувствительности по фактору N (8), A (4), личность не имеет возможности адекватно интерпретировать действия людей и свои реакции на эти действия; не сформирована познавательная активность по факторам B (2), C (4), O (9), личность не стремится к приобретению знаний об окружающей действительности; отсутствует тенденция к самоактуализации.
Вывод: анализ результатов респондента показал, что личность имеет дефицит субъектных навыков; дефект в аффективном компоненте «я-концепции»; дефицит социального интеллекта по пунктам «просоциальная направленность», «ожидание самоэффективности при решении межличностных проблем», «эмпатический интерес и ценностное отношение к себе и другим»; дефицит социальной компетентности; дефицитарное развитие рефлексивных навыков, а также отсутствие тенденции к самоактуализации.
Потенциалы:
1. дефицит потенциала нормативной регуляции по фактору G (9);
2. не сформирован потенциал коммуникативной компетенции по факторам A (4), H (5);
3. сформирован потенциал поведенческой регуляции по факторам С (4), О (9), Q3 (9).
КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:
1. развитие субъективных навыков;
2. развитие ролевых навыков.
3. формировани адекватной самооценки.
4. развитие социального интеллекта.
5. развитие социальной компетенции.
6. развитие рефлексивных навыков.
7. развитие тенденции к самоактуализации.
Аналитическое заключение по тесту Филипса.
По I шкале «общая тревожность в школе» показатель 30% - это высокий показатель можно сказать о дефиците адаптационных способностей, которые формируется в интерактивном процессе семьи.
По II шкале «переживание социального стресса» – 63% можно сказать о высоком уровне тревожности можно предположить дефицит коммуникативных навыков.
По III шкале «фрустрация потребности в достижении успеха» показатель 69% - говорит о дефиците поведенческой регуляции.
По IV шкале «страх самовыражения» - 66% высокие показатели говорят о нарушении в аффективном компоненте Я-концепции. Высокий уровень тревожности.
По V шкале «страх ситуации проверки знаний»-66% высокий показатель говорить дефиците ценностных ориентаций, о дефиците мотиваций к учению, о дефиците социальной компетенции.
По VI шкале «страх несоответствия ожиданиям окружающих» 40% - низкий показатель можно говорить о дефиците ценностных ориентаций, нарушение в аффективном компоненте Я-концепции.
По VII шкале «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» – 60% можно сказать о высоком уровне тревоги. Клиент физически сопротивляется со стрессом.
По VIII шкале «проблемы и страхи в отношениях с учителями»- 50% можно предположить развитый социальный интеллект и наличие коммуникативных навыков.
ВЫВОД: анализ результатов респондента показал, что у клиента дефицит коммуникативных навыков, дефицит поведенческой регуляции, дефицит в аффективном компоненте Я-концепции, дефицит ценностных ориентаций, дефицит мотиваций к учению, дефицит социальной компетенции, дефицит рефлексии.
КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:
1. развитие рефлексии,
2. развитие аффективного компонента Я-концепции,
3. развитие социального интеллекта,
4. развитие социальной компетенции,
5. развитие коммуникативных навыков,
6. развитие способностей к преодолению социальных барьеров.
Аналитическое заключение по результатом социальной диагностики по восьмицветному тесту Люшера.
Выборка 7 3 5 2 1 0 6 4
+ + * * = = - -
+7+3 Импульсивность, стремление к доминированию.
*5*2 Наличие социальной желательности. Дефицит социального интеллекта.
=1=0 Дефицит социальной компетентности и социального интеллекта.
-6-4 Наличие фрустрации. Эскапизм.
Вывод: анализ результатов респондента показал, что у респондента дефицит социального интеллекта, высокий уровень тревоги, нарушение в аффективном компоненте Я-концепции.
КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:
1. развитие социального интеллекта;
2. развитие социальной компетентности;
3. снижение уровня тревоги;
4. развитие аффективного компонента Я-концепции.
Аналитическое заключение по многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.
Анализ результатов респондента показал, что по шкале «Адаптивные способности» респондент имеет 28%, что говорит о наличии адаптивных способностей, но дефицитарном их развитии. Личность не способна полноценно адаптироваться к социальным условиям окружающей среды. По шкале «Нервно-психическая устойчивость» 39%, что говорит о нарушении эмоционально-волевой регуляции. По шкале «Коммуникативные особенности» респондент имеет 31%, что говорит о дефиците социального интеллекта.
Вывод: анализ результатов респондента показал, что личность имеет дефицитарное развитие адаптивных навыков, нарушение эмоционально-волевой регуляции, а также дефицит социального интеллекта.
КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:
1. развитие социального интеллекта.
2. развитие эмоционально-волевой регуляции.
3. развитие адаптивных навыков.
Аналитическое заключение по многофакторному тесту Р. Кеттела
Респондента Евгения К.
Анализ результатов респондента показал по фактору
I Характеристика концептуального компонента.
1. Анализ результатов респондента показал по фактору Е. (7), это свидетельствует об отсутствии нарушений по пункту Я-концепции,