Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы

Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра социальной работы


Ануфриева Елизавета Юрьевна

СТРЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

 (аттестационная работа)



Аттестационная работа                                      Научный руководитель:

Допущена к защите                                                           Руденский Е.В.

«……»…………………….2004г.                         Научный консультант:

аттестационная работа защищена                                   Руденская Ю.Е. 

«……»…………………….2004г.

                                                                                               Председатель ГАК

                                                                                              _________________

                                                                                                Члены ГАК

                                                                                            __________________

                                                                                            __________________

                                                                                            __________________






НОВОСИБИРСК

2004



                                             Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические и методологические основы стресса аккультурации развивающейся личности подростка……………………………………………..…….7

1.1. Феномен стресса аккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности……………………………………………………………7

1.2. Особенности стресса аккультурации в подростковый период развития личности……………………………………………………………………………..….15 1.3. Анализ методов  работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики…………………………………………………………………………….20

Выводы по главе 1……………………………………………………………….…22

Глава 2. Разработка программы направленная на успешное преодоление стресса аккультурации развивающейся личности подростка в практике психосоциальной работы…………………………………………………………………………..24

2.1. Описание структуры эмпирического исследования……………….…...…....24

2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………………….26

2.3.Описание результатов формирующего эксперимента……………………….31

2.4. Контрольный эксперимент: анализ вторичной диагностики…………….…37

Выводы по главе 2……………………………………………………………….....41

Заключение……………………………………………………………………..…...42

Литература………………………………………………………………………......43

Приложения………………………………………………………………………....46






Введение

Социальная работа является относительно новым направлением в сфере психологической помощи личности. Социальная работа, по определению Е.И. Холостовой, - особый вид деятельности, способствующий восстановлению или улучшению способностей людей, их качества жизни [14, 27с.].

В связи с расплывчатостью данного определения Е.И. Холостова далее разводит понятия профессиональная социальная работа и непрофессиональная, что на наш взгляд еще более усугубляет проблему предметной дифференциации социальной работы.

Отсутствие четких теоретических и методологических границ приводит современных специалистов в области социальной сферы к бездумному копированию технологий, методов и концепций в целом. Не меньшая путаница возникает при попытках выделения предмета социальной работы.  При этом в качестве глобальной цели социальной работы выступает преобразование социальной действительности, создание максимальных условий для полноценной жизнедеятельности человека, содействие его социализации.

Теоретики социальной работы предлагают путь реализации данной цели – оказание содействия человеку в культурном, социальном и психологическом развитии [15, 163с.]. Однако как оказать это содействие специалисты умалчивают.

Таким образом, можно говорить о реально существующем противоречии:  активная реализация практических программ психологической помощи в рамках социальной работы и отсутствие четкой методологической ориентации, что приводит к выполнению специалистами в области социальной работы функций психологов, психотерапевтов и консультантов.

            Вслед за шведскими исследователями (Б.Ленннеер-Аксельтон и И.Тюлефорс) мы предлагаем рассматривать социальную работу как часть психосоциальной практики. Работа по оказанию психосоциальной помощи  является  в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы клиента здесь выступают в единстве социального и психологического контекста.

  Таким образом, именно интеграция психологического и социального позволяет разграничить сферу социальной работы от смежных гуманитарных практик. И это позволяет реализовать цель психосоциального подходавосстановить утраченное равновесие между внутренней психической  жизнью личности клиента и межличностными отношениями влияющие на его деятельность.

          Данное состояние динамического равновесия между психодинамикой личности и социодинамикой общества подробно описано в работах Е.В. Руденского и обозначается как процесс адаптивного функционирования личности [11, 54с.]. Способность к адаптивному социальному функционированию не присуща личности с рождения, а формируется в течение онтогенеза. Причем каждый этап онтогенеза представлен специфической возрастной задачей, которая дает возможность развивающейся личности приобрести новое социальное качество.

          Формирование новообразований связано с включением развивающейся личности в новое интерактивное пространство, которое обладает культурной уникальной ситуацией. Культура  выступает в качества совокупности отношений, которые сложились между людьми, нормы их поведения, ценности и установки.

          Задача социального работника как специалиста в области психосоциальной помощи  способствовать культурогенезу личности. Концепция культурогенетического развития личности  основана на изучении интерактивного культурогенеза, который обеспечивает развитие психокультурного потенциала.

          Психокультурный потенциал – это  системное образование, включающее подсистему психологических механизмов и подсистему психологических техник осознанной регуляции этими механизмами, обеспечивающие полноценное социальное функционирование [11, 57с.]. 

Таким образом, культурогенез обеспечивает условия для интериоризации личностью ценностных ориентиров культуры общества. Неспособность развивающейся личности к изменению психологических техник регуляции социального функционирования связано с дефектом интерактивного культурогенеза. В работах Е.В. Руденского данное состояние рассматривается как стресс аккультурации.

          Стресс аккультурации связан с дефицитом психологических и культурных потенциалов личности, которые препятствуют адекватному социальному функционированию в рамках определенной социокультурной системы.

          Исходя из этого, мы сформулировали гипотезу нашего исследования: абилитация психологических  и  культурных потенциалов развивающейся личности будет способствовать ее  выходу из стресса аккультурации (т.е. личность приобретет способность к адекватному социальному функционированию).

          Цель исследования:  выявление путей  преодоления стресса аккультурации у развивающейся личности в рамках психосоциальной работы.

Задачи исследования:

1.     рассмотреть феноменологию стресса аккультурации как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности;

2.     анализ особенностей стресса аккультурации в подростковом периоде развития личности;

3.     анализ методов  работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики;

4.     проведение констатирующего эксперимента;

5.     разработка и апробация коррекционно-воспитательной программы абилитации психологических и культурных потенциалов развивающейся личности подростка;

6.     исследование изменений в личности подростков экспериментальной группы по итогам проведенной программы (контрольный эксперимент);

7.     анализ результатов эффективности разработанной программы абилитации.

Объект исследования:  стресс аккультурации развивающейся личности подростка.

Предмет исследования: социальное качество развивающейся личности подростка, которое определяется уровнем развития психологических и культурных потенциалов.

Теоретическая база исследования:

1.     культурогенетическая  концепция социально-педагогической виктимологии, разработанная Е.В. Руденский;

2.     исследования психологии личности подростка: А.В.Петров, Н.Ю. Максимова, Е.М. Борисова, В.Г.Степанов, Р.Т. Байярт, Л.Анн.

3.     исследования в области интерактивной психологии: Э. Гоффман,  Дж. Мид, Г. Блюмер.

4.     культурно-генетическая теория развития личности Л.С. Выготского.

          В качестве методов исследования мы использовали:

o       теоретические методы (анализ психологической, социально-психологической литературы, материалов и  публикаций периодической психологической печати,  изучение психологического опыта по проблеме исследования);

o       эмпирические методы (наблюдение, изучение документов, беседы, психологическая диагностика уровня развития личности, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент).

База эмпирического исследования – комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня».


 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические основы стресса аккультурации развивающейся личности.

 

1.1.Феномен стресса аккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности.

 

Исследования социологов, социальных психологов, культурологов и специалистов в области психологии развития личности, осуществленные в течение последних пяти лет   в России убедительно доказывают наличие несоответствия уровня развития культурного потенциала личности  кульутрно-психологической ориентации общественных процессов. Это несоответствие  обусловило  массовую манифестацию  дефицитарной деформации личности, одной из модальностей которой является психокультурная деформация личности.   Особенно яркие дебюты  манифестации психокультурной деформации личности отмечены в среде учащийся молодежи «кризисного возраста» - подростков. Здесь одновременно с ростом агрессивной делинквентности, различных форм социальной девиации, жесткой агрессивности и деструкции межличностных отношений, резко выросли аддиктивные формы поведения  на фоне прогрессирующей экзистенциональной фрустрации и ноогенного невроза [11,63с.].

   Психологические и социальные утраты, которые понесли люди нашей страны и стран СНГ в результате рецидивирующей модернизации социокультурной системы общества, выдвигают проблему психологии дефицитарной деформации личности в ряд наиболее актуальных и социально значимых проблем развития и практического приложения психологии.

    Психологическое исследование дефицитарной деформации личности подростка и дефицита психокультурного потенциала представляет интерес для психологии развития, акмеологии, возрастной и педагогической психологии, психологии юридической и политической.   

           Дефицит психокультурного потенциала личности – это реальное нарушение психологического механизма рефлексии и психологической техники переживания [11, 69с.].

  Данный дефицит определяет невозможность для личности подростка конструктивно разрешить трудную ситуацию; осознание этой невозможности трансформирует трудную ситуацию в кризисную. В результате возникает деструктивное напряжение в виде эмоционального дискомфорта, тревоги и т. д.  Аккумуляция этого напряжения создаёт интрапсихический фактор риска деформации: возникает сильное поле эмоционального напряжения, деформирующее нестабильные  Я – системы подростка.

Дефицит потенциалов создает угрозу полноценному социальному функционированию и деформации личности подростка под воздействием бинарного стресса -  одновременно под воздействием стресса находятся и интрасубъективность личности подростка (стресс аккультурации) и интерсубъективность (социальный стресс общества).

 Такая ситуация определяется в психологии как  экстраординарная ситуация развития личности.

Динамика распространения экзистенциональной фрустрации и ноогенного невроза оценивается весьма часто с биогенетической позиции, игнорируя практически культурогенные факторы. Хотя в работах психоаналитиков социально-психологической ориентации, и прежде всего К. Хорни, Э. Эриксона, Э. Берна, неврозы и фрустрации обосновываются как следствия нарушенного культурогенеза личности. Впервые  необходимость в таком развитии научного знания о природе социальной дефектности личности была высказана Л. С. Выгодским.

Материалы  исследования, проведенного в городе Новосибирске в 1995-2000 годах, показывают  наличие в среде подростков  социальной дефектности развития,  имеющей культурогенетическое основание. Таким  культурогенетическим основанием  кризисной психологии развития подростка является  нарушенный  интерактивный культурогенез личности – механизм, ориентированный на формирование интрасубъектного социального качества личности – его психокультурного потенциала в форме психологических техник осознанной регуляции механизмами социального функционирования личности, обеспечивающих её интеграцию в обществе [11, 116с.].

Культурогенез личности подростка – это системный интегрированный процесс освоения ценностей культуры как главных регуляторов развития личности как субъекта [11,124с.].

Основу культурогенеза составляет культурация.  Культурация есть интериоризация ценностей культуры.

Это означает: уровень культурогенеза личности определяется тем, какие ценности культуры определяют его культурацию.

Нарушенный культурогенез личности, или культурная дефективность личности, возникает при условии:

A.   нарушения интрапсихического культурогенеза - психологическая деформация личности;

B.    нарушения интерпсихического культурогенеза - социально – психологическая деформация личности;

C.   нарушения интерактивного культурогенеза – социально – педагогическая деформация личности.

Таким образом, психологическую деформацию развивающейся личности подростка формирует система взаимосвязанных дефицитов, а именно:

- дефицит интерсубъектных потенциалов личности;

- дефицит интрасубъектного потенциала личности;

- дефицит идентификации;

- интерактивный дефицит.

Отмеченные дефициты образуют «квадра – синдром психологической деформации развивающейся личности подростка». Дефициты, в итоге своей интеграции блокируют трансформацию как результирующий психологический механизм развития личности и формируют кризис самоактуализации личности. Стагнация трансформации разрушает динамическое равновесие в системе «Личность и общество» [11, 110 с.].  

Характер жизнедеятельности  для многих людей в России все более и более приобретает  качество критической ситуации.

Критическая ситуация жизнедеятельности  личности, которая сложилась в настоящий момент в России, актуализировала проблемы, связанные с  дефицитарной деформацией личности. И, прежде всего, проблемы психокультурной деформации личности, так, как это обстоятельство определяет качественные характеристики  переживания и преодоления критической ситуации своей жизнедеятельности в современных условиях. 

К числу наиболее значимых для личности проблем относятся проблема идентификации, проблема адаптации, проблема самоактуализации  и социального функционирования. Их разрешение в условиях, когда личность имеет психокультурную деформацию развития, весьма затруднительно для  реализации задачи полноценного социального функционирования личности. Экспериментальные исследования 4752 подростков в возрасте 12-17 лет (по классификации Д.И.Фельдштейна) показали, что  Дефицитарная деформация личности подростка  как особое состояние её развития определяется следующими признаками:

1.     субъективной неудовлетворенностью. Субъективная неудовлетворенность  является следствием фрустрации основных социогенных потребностей личности, определяющих её социокультурное развитие.

2.     утрата идентичности. Хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности зачастую даже в направлении деперсонализации, и к формированию неадекватной самооценки.

3.     дезинтеграция индивидуальной  «Я-системы» как следствие конфликтного функционирования  интрасубъектных и интерсубъетных компонентов.

4.     утрата психокультурной аавтономности (независимости). Формирование мультикультурной системы общественной жизни, интенсивное проникновение инокультурных компонентов в Я- систему личности и не готовность личности к их интеграции определили формирование психокультурного конформизма.

5.     неадекватное  восприятие реальности (действительности). Широкое распространение самых разнообразных форм экзистенциональной фрустрации и настроения социального писсемизма являются реальным подтверждением факта неадекватного восприятия дей        ствительности. Пораждаемое этим явлением состояние социального дискомфорта и социальной изолоированности личности, чаще всего становятся причинами психологического порядка, которые приводят личность к аддиктивной зависимости от наркотиков или алкоголя.

6.     неадекватное самопознание, само переживание и самооценка. Само переживание акцентировано в депрессивном измерении или в повышенной тревожности, что приводит к формиро­ванию комплекса неполноценности в процессе самопозна­ния, а иногда, наоборот, к сверх компенсации.

7.     снижение толерантности к фрустрации.   Ттолерантность бывает сниженной, что, несомненно, связано с уже упоминавшейся понижен­ной целостностью личности, с ослабленной автономией, недостатком само доверия и с недооценкой себя.

8.     нарушенная резистентность по отношению к стрессу.  Пониженная устойчивость к нагрузкам обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенной мере нарушают целостность" личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности.  патогенная и деструктивная социальная адаптация.   Она проявляется в формах поведения, связанных с риском  для жизни личности или обращение к образу жизни характерному для социальных инфантилов и социофобов.

9.     агрессивно компенсирующие самоутверждение.  Агрессивно - компенсирующее самоутверждение выражается в росте конфликтности социокультурных интеракций личности, в конфронтации в жизненно значимых для неё сферах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты