Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра социальной работы
Ануфриева Елизавета Юрьевна
СТРЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
(аттестационная работа)
Аттестационная работа Научный руководитель:
Допущена к защите Руденский Е.В.
«……»…………………….2004г. Научный консультант:
аттестационная работа защищена Руденская Ю.Е.
«……»…………………….2004г.
Председатель ГАК
_________________
Члены ГАК
__________________
__________________
__________________
НОВОСИБИРСК
2004
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методологические основы стресса аккультурации развивающейся личности подростка……………………………………………..…….7
1.1. Феномен стресса аккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности……………………………………………………………7
1.2. Особенности стресса аккультурации в подростковый период развития личности……………………………………………………………………………..….15 1.3. Анализ методов работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики…………………………………………………………………………….20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….…22
Глава 2. Разработка программы направленная на успешное преодоление стресса аккультурации развивающейся личности подростка в практике психосоциальной работы…………………………………………………………………………..24
2.1. Описание структуры эмпирического исследования……………….…...…....24
2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3.Описание результатов формирующего эксперимента……………………….31
2.4. Контрольный эксперимент: анализ вторичной диагностики…………….…37
Выводы по главе 2……………………………………………………………….....41
Заключение……………………………………………………………………..…...42
Литература………………………………………………………………………......43
Приложения………………………………………………………………………....46
Введение
Социальная работа является относительно новым направлением в сфере психологической помощи личности. Социальная работа, по определению Е.И. Холостовой, - особый вид деятельности, способствующий восстановлению или улучшению способностей людей, их качества жизни [14, 27с.].
В связи с расплывчатостью данного определения Е.И. Холостова далее разводит понятия профессиональная социальная работа и непрофессиональная, что на наш взгляд еще более усугубляет проблему предметной дифференциации социальной работы.
Отсутствие четких теоретических и методологических границ приводит современных специалистов в области социальной сферы к бездумному копированию технологий, методов и концепций в целом. Не меньшая путаница возникает при попытках выделения предмета социальной работы. При этом в качестве глобальной цели социальной работы выступает преобразование социальной действительности, создание максимальных условий для полноценной жизнедеятельности человека, содействие его социализации.
Теоретики социальной работы предлагают путь реализации данной цели – оказание содействия человеку в культурном, социальном и психологическом развитии [15, 163с.]. Однако как оказать это содействие специалисты умалчивают.
Таким образом, можно говорить о реально существующем противоречии: активная реализация практических программ психологической помощи в рамках социальной работы и отсутствие четкой методологической ориентации, что приводит к выполнению специалистами в области социальной работы функций психологов, психотерапевтов и консультантов.
Вслед за шведскими исследователями (Б.Ленннеер-Аксельтон и И.Тюлефорс) мы предлагаем рассматривать социальную работу как часть психосоциальной практики. Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы клиента здесь выступают в единстве социального и психологического контекста.
Таким образом, именно интеграция психологического и социального позволяет разграничить сферу социальной работы от смежных гуманитарных практик. И это позволяет реализовать цель психосоциального подхода – восстановить утраченное равновесие между внутренней психической жизнью личности клиента и межличностными отношениями влияющие на его деятельность.
Данное состояние динамического равновесия между психодинамикой личности и социодинамикой общества подробно описано в работах Е.В. Руденского и обозначается как процесс адаптивного функционирования личности [11, 54с.]. Способность к адаптивному социальному функционированию не присуща личности с рождения, а формируется в течение онтогенеза. Причем каждый этап онтогенеза представлен специфической возрастной задачей, которая дает возможность развивающейся личности приобрести новое социальное качество.
Формирование новообразований связано с включением развивающейся личности в новое интерактивное пространство, которое обладает культурной уникальной ситуацией. Культура выступает в качества совокупности отношений, которые сложились между людьми, нормы их поведения, ценности и установки.
Задача социального работника как специалиста в области психосоциальной помощи способствовать культурогенезу личности. Концепция культурогенетического развития личности основана на изучении интерактивного культурогенеза, который обеспечивает развитие психокультурного потенциала.
Психокультурный потенциал – это системное образование, включающее подсистему психологических механизмов и подсистему психологических техник осознанной регуляции этими механизмами, обеспечивающие полноценное социальное функционирование [11, 57с.].
Таким образом, культурогенез обеспечивает условия для интериоризации личностью ценностных ориентиров культуры общества. Неспособность развивающейся личности к изменению психологических техник регуляции социального функционирования связано с дефектом интерактивного культурогенеза. В работах Е.В. Руденского данное состояние рассматривается как стресс аккультурации.
Стресс аккультурации связан с дефицитом психологических и культурных потенциалов личности, которые препятствуют адекватному социальному функционированию в рамках определенной социокультурной системы.
Исходя из этого, мы сформулировали гипотезу нашего исследования: абилитация психологических и культурных потенциалов развивающейся личности будет способствовать ее выходу из стресса аккультурации (т.е. личность приобретет способность к адекватному социальному функционированию).
Цель исследования: выявление путей преодоления стресса аккультурации у развивающейся личности в рамках психосоциальной работы.
Задачи исследования:
1. рассмотреть феноменологию стресса аккультурации как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности;
2. анализ особенностей стресса аккультурации в подростковом периоде развития личности;
3. анализ методов работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики;
4. проведение констатирующего эксперимента;
5. разработка и апробация коррекционно-воспитательной программы абилитации психологических и культурных потенциалов развивающейся личности подростка;
6. исследование изменений в личности подростков экспериментальной группы по итогам проведенной программы (контрольный эксперимент);
7. анализ результатов эффективности разработанной программы абилитации.
Объект исследования: стресс аккультурации развивающейся личности подростка.
Предмет исследования: социальное качество развивающейся личности подростка, которое определяется уровнем развития психологических и культурных потенциалов.
Теоретическая база исследования:
1. культурогенетическая концепция социально-педагогической виктимологии, разработанная Е.В. Руденский;
2. исследования психологии личности подростка: А.В.Петров, Н.Ю. Максимова, Е.М. Борисова, В.Г.Степанов, Р.Т. Байярт, Л.Анн.
3. исследования в области интерактивной психологии: Э. Гоффман, Дж. Мид, Г. Блюмер.
4. культурно-генетическая теория развития личности Л.С. Выготского.
В качестве методов исследования мы использовали:
o теоретические методы (анализ психологической, социально-психологической литературы, материалов и публикаций периодической психологической печати, изучение психологического опыта по проблеме исследования);
o эмпирические методы (наблюдение, изучение документов, беседы, психологическая диагностика уровня развития личности, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент).
База эмпирического исследования – комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня».
Глава 1. Теоретические и методологические основы стресса аккультурации развивающейся личности.
1.1.Феномен стресса аккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности.
Исследования социологов, социальных психологов, культурологов и специалистов в области психологии развития личности, осуществленные в течение последних пяти лет в России убедительно доказывают наличие несоответствия уровня развития культурного потенциала личности кульутрно-психологической ориентации общественных процессов. Это несоответствие обусловило массовую манифестацию дефицитарной деформации личности, одной из модальностей которой является психокультурная деформация личности. Особенно яркие дебюты манифестации психокультурной деформации личности отмечены в среде учащийся молодежи «кризисного возраста» - подростков. Здесь одновременно с ростом агрессивной делинквентности, различных форм социальной девиации, жесткой агрессивности и деструкции межличностных отношений, резко выросли аддиктивные формы поведения на фоне прогрессирующей экзистенциональной фрустрации и ноогенного невроза [11,63с.].
Психологические и социальные утраты, которые понесли люди нашей страны и стран СНГ в результате рецидивирующей модернизации социокультурной системы общества, выдвигают проблему психологии дефицитарной деформации личности в ряд наиболее актуальных и социально значимых проблем развития и практического приложения психологии.
Психологическое исследование дефицитарной деформации личности подростка и дефицита психокультурного потенциала представляет интерес для психологии развития, акмеологии, возрастной и педагогической психологии, психологии юридической и политической.
Дефицит психокультурного потенциала личности – это реальное нарушение психологического механизма рефлексии и психологической техники переживания [11, 69с.].
Данный дефицит определяет невозможность для личности подростка конструктивно разрешить трудную ситуацию; осознание этой невозможности трансформирует трудную ситуацию в кризисную. В результате возникает деструктивное напряжение в виде эмоционального дискомфорта, тревоги и т. д. Аккумуляция этого напряжения создаёт интрапсихический фактор риска деформации: возникает сильное поле эмоционального напряжения, деформирующее нестабильные Я – системы подростка.
Дефицит потенциалов создает угрозу полноценному социальному функционированию и деформации личности подростка под воздействием бинарного стресса - одновременно под воздействием стресса находятся и интрасубъективность личности подростка (стресс аккультурации) и интерсубъективность (социальный стресс общества).
Такая ситуация определяется в психологии как экстраординарная ситуация развития личности.
Динамика распространения экзистенциональной фрустрации и ноогенного невроза оценивается весьма часто с биогенетической позиции, игнорируя практически культурогенные факторы. Хотя в работах психоаналитиков социально-психологической ориентации, и прежде всего К. Хорни, Э. Эриксона, Э. Берна, неврозы и фрустрации обосновываются как следствия нарушенного культурогенеза личности. Впервые необходимость в таком развитии научного знания о природе социальной дефектности личности была высказана Л. С. Выгодским.
Материалы исследования, проведенного в городе Новосибирске в 1995-2000 годах, показывают наличие в среде подростков социальной дефектности развития, имеющей культурогенетическое основание. Таким культурогенетическим основанием кризисной психологии развития подростка является нарушенный интерактивный культурогенез личности – механизм, ориентированный на формирование интрасубъектного социального качества личности – его психокультурного потенциала в форме психологических техник осознанной регуляции механизмами социального функционирования личности, обеспечивающих её интеграцию в обществе [11, 116с.].
Культурогенез личности подростка – это системный интегрированный процесс освоения ценностей культуры как главных регуляторов развития личности как субъекта [11,124с.].
Основу культурогенеза составляет культурация. Культурация есть интериоризация ценностей культуры.
Это означает: уровень культурогенеза личности определяется тем, какие ценности культуры определяют его культурацию.
Нарушенный культурогенез личности, или культурная дефективность личности, возникает при условии:
A. нарушения интрапсихического культурогенеза - психологическая деформация личности;
B. нарушения интерпсихического культурогенеза - социально – психологическая деформация личности;
C. нарушения интерактивного культурогенеза – социально – педагогическая деформация личности.
Таким образом, психологическую деформацию развивающейся личности подростка формирует система взаимосвязанных дефицитов, а именно:
- дефицит интерсубъектных потенциалов личности;
- дефицит интрасубъектного потенциала личности;
- дефицит идентификации;
- интерактивный дефицит.
Отмеченные дефициты образуют «квадра – синдром психологической деформации развивающейся личности подростка». Дефициты, в итоге своей интеграции блокируют трансформацию как результирующий психологический механизм развития личности и формируют кризис самоактуализации личности. Стагнация трансформации разрушает динамическое равновесие в системе «Личность и общество» [11, 110 с.].
Характер жизнедеятельности для многих людей в России все более и более приобретает качество критической ситуации.
Критическая ситуация жизнедеятельности личности, которая сложилась в настоящий момент в России, актуализировала проблемы, связанные с дефицитарной деформацией личности. И, прежде всего, проблемы психокультурной деформации личности, так, как это обстоятельство определяет качественные характеристики переживания и преодоления критической ситуации своей жизнедеятельности в современных условиях.
К числу наиболее значимых для личности проблем относятся проблема идентификации, проблема адаптации, проблема самоактуализации и социального функционирования. Их разрешение в условиях, когда личность имеет психокультурную деформацию развития, весьма затруднительно для реализации задачи полноценного социального функционирования личности. Экспериментальные исследования 4752 подростков в возрасте 12-17 лет (по классификации Д.И.Фельдштейна) показали, что Дефицитарная деформация личности подростка как особое состояние её развития определяется следующими признаками:
1. субъективной неудовлетворенностью. Субъективная неудовлетворенность является следствием фрустрации основных социогенных потребностей личности, определяющих её социокультурное развитие.
2. утрата идентичности. Хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности зачастую даже в направлении деперсонализации, и к формированию неадекватной самооценки.
3. дезинтеграция индивидуальной «Я-системы» как следствие конфликтного функционирования интрасубъектных и интерсубъетных компонентов.
4. утрата психокультурной аавтономности (независимости). Формирование мультикультурной системы общественной жизни, интенсивное проникновение инокультурных компонентов в Я- систему личности и не готовность личности к их интеграции определили формирование психокультурного конформизма.
5. неадекватное восприятие реальности (действительности). Широкое распространение самых разнообразных форм экзистенциональной фрустрации и настроения социального писсемизма являются реальным подтверждением факта неадекватного восприятия дей ствительности. Пораждаемое этим явлением состояние социального дискомфорта и социальной изолоированности личности, чаще всего становятся причинами психологического порядка, которые приводят личность к аддиктивной зависимости от наркотиков или алкоголя.
6. неадекватное самопознание, само переживание и самооценка. Само переживание акцентировано в депрессивном измерении или в повышенной тревожности, что приводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания, а иногда, наоборот, к сверх компенсации.
7. снижение толерантности к фрустрации. Ттолерантность бывает сниженной, что, несомненно, связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности, с ослабленной автономией, недостатком само доверия и с недооценкой себя.
8. нарушенная резистентность по отношению к стрессу. Пониженная устойчивость к нагрузкам обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенной мере нарушают целостность" личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности. патогенная и деструктивная социальная адаптация. Она проявляется в формах поведения, связанных с риском для жизни личности или обращение к образу жизни характерному для социальных инфантилов и социофобов.
9. агрессивно компенсирующие самоутверждение. Агрессивно - компенсирующее самоутверждение выражается в росте конфликтности социокультурных интеракций личности, в конфронтации в жизненно значимых для неё сферах.