Стресс аккультурации как предмет психосоциальной работы

2.Объект исследования:

Подростки Муниципального специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня».

3.Предмет исследования:

Стресс аккультурации как показатель дефицита культурного и психического потенциалов. 

4.Задачи исследования:

―      провести социально-психологическую диагностику и исследовать уровень развития культурного и психологического потенциалов.

―      подготовить аналитические заключения о психокультурном статусе личности респондентов.

―      разработать коррекционно-воспитательную программу, направленную на абилитацию (или реабилитацию) адаптивных способностей развивающейся личности.

―      провести апробацию коррекционно-воспитательной  программы.

Методы эмпирического исследования:

1.     Анализ документов.

Цель: получение информации об условиях развития клиентов.

2.     Наблюдение.

Цель: фиксация особенностей  поведения клиентов.

3.     Эксперимент:

а) констатирующий.

Цель: выявление уровня сформированности свойства или параметра у респондента; это разовый срез состояния объекта.

б) формирующий.

Цель: направлен на изучение динамики психологического свойства или явления в процессе активного воздействия исследователя на объект.

в) контролирующий.

Цель: выявление степени эффективности формирующего эксперимента.

4. Тестирование:

    1) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла 16PF.

    2) Тест школьной тревожности Филипса.

    3) Опросник социально-психологической адаптированности (СПА).

    4) Восьмицветовой тест Люшера.

    5) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)

А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.

5.База исследования:

Базой практики является Муниципальное специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня», группы № 9 «Старшая Стационар».

Основной целью центра является создание условий для реализации прав детей на жизнь и воспитание.

Задачи центра включают в себя временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; содействие в их дальнейшем устройстве; разработка методических рекомендаций по организации деятельности муниципальных специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.




2.2. Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить особенности  личности подростков.

Методы эмпирического исследования:

1.     Анализ документов.

Цель: получение информации об условиях развития клиентов.

Список респондентов:


Есауленко Вадим. Возраст 14 лет. В «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня» попала 21.06.02г. Условия оформления в центр – оставлена без попечения родителей.


Комер Евгения. Возраст 13  лет. В «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня» попала 26.08.03г. Условия, при которых оформлена в центр –  отсутствие родителей и опекуна.


Попов Антон. Возраст 14 лет. В «Центр помощи детям оставшимся без попечения родителей «Берегиня» 16.11.02г. Условия – социально опасное положение.


2.     Тестирование.

Использовались следующие методики:

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла 16PF.

Целью использования данной методики является определить нормативное или дефицитарное развитие личности подростка.


Тест школьной тревожности Филлипса.

Цель использования данной методики заключается в том, чтобы через оценку уровня тревожности диагностировать дефект социализации, который определяется дефицитом адаптивных потенциалов.


Опросник социально-психологической адаптированности (СПА).

Целью использования данной методики является определить уровень целостности личности, а также определить наличие качеств адаптированной личности.


Восьмицветовой тест Люшера.

Целью использования данной методики является выявление эмоционально-характерологического базиса личности подростка и ее актуального состояния.


Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.

Целью использования данной методики является выявление адаптивных способностей личности подростка, ее нервно-психической устойчивости и моральной нормативности.

Общие аналитические заключения по каждому респонденту представлены в Приложении 1.


Заключение 1.

Респондент: Вадим Е.

Личностный профиль представлен в Приложении 2. Рис.1,2.

 

 

 

Общее аналитическое заключение.

Анализ результатов респондента показал, что личность имеет дефект социализации, а также дефицит адаптивных способностей, можем говорить о высоком уровне психоэмоционального напряжения. Также личность имеет дефект когнитивного, аффективного и акционального компонента «я-концепции». Можем говорить о наличии дефицита рефлексивных навыков и дефицита эмоционально-волевой регуляции. Личность имеет дефицит субъективных и ролевых навыков, неадекватный уровень самооценки и низкий уровень социальной толерантности. Также можем говорить о дефиците социального интеллекта и социальной компетентности, дефицитарном развитии психокультурной зрелости. Личность имеет высокий уровень тревоги, а также отсутствие тенденции к самоактуализации. Психокультурная деформация ярко не выражена, однако можем предполагать наличие конформистской деформации личности подростка.


КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:

1.        развитие адаптивного потенциала,

2.        развитие Я-концепции,

3.        развитие когнитивного компонента Я-концепции,

4.        развитие акционального  компонента:

5.        развитие социального интеллекта;

6.        развитие социальной компетенции;

7.        развитие социокультурной зрелости;

8.        развитие психокультурной зрелости

9.        развитие внутреннего локуса контроля,

10.    развитие субъектности.


Заключение 2.

Респондент: Евгения К.

Личностный профиль представлен в Приложении 2. Рис.3,4

 

Общее аналитическое заключение.

 Анализ результатов респондента показал, что у респондента выявлен дефект социализации, проявляющийся  в дефиците адаптивного потенциала, также выявлено дефицитарное развитии Я-концепции (когнитивный компонент),  Я-концепция не конгруэнтна. Дефицитарное   развитие социального интеллекта, дефицит социальной компетенции, дефицит психокультурной зрелости, дефицит социокультурной зрелости свидетельствуют о нарушениях в акциональном компоненте Я-концепции.  Узкий ролевой диапазон, низкий уровень психоволевой регуляции, дефицит внешнего локус контроль, отсутствие знания социальных ролей, дефицит поведенческой регуляции, низкий уровень рефлексии, можно сказать о деструктивной тревожности, низкий уровень тенденции к самоактуализации. 


КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:

1.        развитие адаптивного потенциала,

2.        развитие Я-концепции,

3.        развитие когнитивного компонента Я-концепции,

4.        развитие аффективного компонента Я-концепции,

5.        развитие акционального  компонента:

6.        развитие социального интеллекта;

7.        развитие социальной компетенции;

8.        развитие социокультурной зрелости;

9.        развитие психокультурной зрелости

10.    развитие внутреннего локуса контроля,

11.    развитие субъектности,

12.    снижение уровня тревоги  до полезного,

13.    развитие самоактуализации.


Заключение 3.

Респондент: Антон П.

Личностный профиль личности представлен в Приложении 2. Рис.5,6.

 

Общее аналитическое заключение

Анализ результатов респондента показал, что личность имеет дефект социализации, а также дефицит адаптивных способностей, можем говорить о высоком уровне психоэмоционального напряжения. Также личность имеет дефект когнитивного, аффективного и акционального компонента «я-концепции». Можем говорить о наличии дефицита рефлексивных навыков и дефицита эмоционально-волевой регуляции. Личность имеет дефицит субъективных и ролевых навыков, неадекватный уровень самооценки и низкий уровень социальной толерантности. Также можем говорить о дефиците социального интеллекта и социальной компетентности, дефицитарном развитии психокультурной зрелости. Личность имеет высокий уровень тревоги, а также отсутствие тенденции к самоактуализации. Психокультурная деформация ярко не выражена, однако можем предполагать наличие конформистской деформации личности подростка.

КОРРЕКЦИОННЫЕ МИШЕНИ:

1.           развитие адаптивного потенциала,

2.           развитие Я-концепции,

3.           развитие когнитивного компонента Я-концепции,

4.           развитие акционального  компонента:

5.           развитие социального интеллекта;

6.           развитие социальной компетенции;

7.           развитие социокультурной зрелости;

8.           развитие психокультурной зрелости

9.           развитие субъектности.

10.       расширение диапозона социальных ролей.

2.3. Описание результатов формирующего эксперимента

Цель данной программы: снизить давление стресса аккультурации на развивающеюся личность подростка.

Логическая схема занятий и технологический алгоритм проведения занятий приведены в Приложении

Анализ процесса апробации программы представлен в рефлексивном блоке.

Рефлексивный блок


Занятие №1

Целью данного занятия являлось знакомство с группой. Цель была достигнута. Форма работы была выбрана адекватно. Реакция группы являлась адекватной, что способствовало установлению аттракции. Предложений по организации работы нет.

 

Занятие №2 

 Цель данного занятия была достигнута частично. Группа достигла определенного уровня сплоченности. Уровень включенности участников был недостаточно высоким из-за общего эмоционального разбалансирования. Выбранная форма данного занятия была адекватной.


 Занятие №3

Цель данного занятия была достигнута, но не до конца. Возникли проблемы при упражнениях связанных с рефлексивным блоком. Данная фора работы адекватна. Уровень включенности участников был достаточно высок. Предложений по организации работы нет.

Занятие №4

Цель данного занятия была достигнута частично. В качестве эмоциональной реакции клиентов необходимо отметить адекватную готовность Евгении к работе. Уровень включенности клиентов был недостаточно высок. Выбранная форма работы адекватна. Предложения по организации работы нет.


Занятие №5

Цель занятия была недостигнута, из за низкого уровня мотивации занимающихся в группе. Возможно, не продумана организация занятия, вследствие чего не удалось установить общую аттракцию. В качестве предложений  необходимо отметить более продолжительный курс разминки.


Занятие № 6

Цель занятия была достигнута не полностью. Диагностика ролевого диапазона дала положительные результат. Включенность участников была достаточно высока. Даная форма работы является адекватной. Предложений по организации занятия нет.

 

Занятие №7

Цель данного занятия была достигнута частично. Данная форма организации занятия является адекватной. Уровень включенности участников достаточно высок. Предложений по организации занятия нет.





Занятие №8

Цель данного занятия была достигнута не полностью, занятие прошло достаточно эффективно. Общая включенность группы была достаточно высока. Выбранная фора была достаточно адекватной.


Занятие №9

Цель данного занятия была достигнута частично. Реакция участников группы была достаточно адекватна. Данная форма занятий является адекватной. Предложений по организации занятия нет.


Занятие №10

Цель данного занятия была достигнута не полностью. Данная форма занятий является адекватной. Реакция участников была адекватной. Предложений по работе нет. 


Занятие №11

Цель занятия была достигнута частично. Уровень включенности клиентов был достаточно высоким. Реакция клиентов и форма, выбранная  для занятия, была адекватна. Предложений по организации работы нет.


Занятие №12

Цель данного занятия была достигнута, но не до конца. Появилась тенденция к развитию рефлексии.  Уровень включенности клиентов был достаточно высоким. Предложений по содержанию занятия нет.

Занятие №13 

Цель данного занятия была достигнута частично. Включенность участников была достаточно высока. Реакция была достаточно адекватна. Предложений по содержанию занятия нет.


Занятие №14

Цель занятия была достигнута не полностью. Появилась тенденция к развитию социальной компетенции по пункту «знание социальных норм». Выбранная форма работы является адекватной. Включенность участников клиента была достаточно высока.


Занятие №15

Цель данного занятия была достигнута, но не полностью. Появилась тенденция к формированию психоволевой регуляции. Высокий уровень включенности участников группы. Данная форма работы является адекватной. Предложений по организации занятий нет.


Занятие №16

Цель занятия достигнута частично. Данная форма работы является адекватной. Высокий уровень включенности участников группы, реакция группы является адекватной. Предложений по организации занятий нет.


Занятие №17

Цель данного занятия была достигнута не полностью. Адекватная форма проведения занятия, адекватная реакция группы определила высокий уровень включенности участников группы. Предложений по содержанию работы нет.   


Занятие № 18

Цель данного занятия была достигнута частично. Высокий уровень включенности группы, адекватная форма проведения занятия. Предложений по организации работы нет.


Занятие №19

Цель данного занятия была достигнута, но только частично. Появилась тенденция к формированию навыков социальной пластичности и навыкам выхода из трудных жизненных ситуаций. Выбранная форма работы является адекватной. Высокий уровень включенности участников группы. Предложений по организации работы нет.


Занятие №20 

Цель занятия была достигнута, но не полностью. Данная форма работы является адекватной. Высокий уровень включенности участников группы. Предложений по организации работы нет.


Занятие № 21

Цель данного занятия была достигнута частично. Реакция участников группы была достаточно адекватна. Данная форма занятий является адекватной. Предложений по организации занятия нет.





Занятие №22

Цель данного занятия была достигнута. Уровень включенности клиентов был достаточно высоким. Реакция клиентов и форма, выбранная  для занятия, была адекватна. Предложений по организации работы нет.


Занятие №23

Цель занятия была достигнута частично. Реакция участников группы была достаточно адекватна. Данная форма занятий является адекватной. Предложений по организации занятия нет.


            Занятие №24

Цель занятия была достигнута. Появилась тенденция к развитию я-зеркального я – функционального. Уровень включенности клиентов был достаточно высоким. Реакция клиентов и форма, выбранная  для занятия, была адекватна. Предложений по организации работы нет.


            Занятие №25

Цель заключительного занятия также была достигнута частично. Общая включенность группы была достаточно высока. Выбранная фора была достаточно адекватной.

2.4. Контролирующий эксперимент

Цель: определение эффективности коррекционно-образовательной программы.


Заключение 1.

Респондент: Вадим Е.

     Анализ вторичных диагностических данных многофакторного личностного опросника Р.Кеттелла, а также теста школьной тревожности Филлипса, опросника социально-психологической адаптированности, восьмицветового теста Люшера, многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» показал на наличие тенденции к снижению уровня тревожности (факторы О=7, Q4=4, С=4; наличие основного цвета (1) на первом месте). Это  в свою очередь повлияло на отношение респондента к процессу социального взаимодействия: можем говорить о наличии динамики развития социального интеллекта (А=3, F=7, C=4, N=7; шкала «переживание социального стресса» - 63%). Также можем говорить о наличии тенденции к развитию нормативного уровня социальной компетентности (L=5; шкала «страх ситуации проверки знаний» - 72%). Также наблюдается динамика развития субъективных и ролевых навыков (С=4).

Наблюдаются изменения в системе актуальных потенциалов личности респондента:

Потенциал поведенческой регуляции: изменения в способности личности регулировать свое взаимодействие с социальной средой (С=4, О=7,Q3=4), в основе которых лежит появление тенденции к формированию адекватного уровня самооценки личности (L=5; шкала «страх самовыражения» - 63%), а также формирование адекватного уровня эмоционально-волевой регуляции (С=4, N=5, Q3=4, I=6, M=6; шкала «фрустрация потребности в достижении успеха» - 60%).

Потенциал коммуникативной компетентности: тенденция к формированию знаний и умений личности устанавливать социально приемлемые контакты обусловлена наличием динамики развития социального интеллекта (А=6).

Потенциал нормативной регуляции: формирование способности личности использовать моральные нормы, принятые в обществе в процессе своего социального функционирования (G=5).

Изменения в системе потенциалов личности респондента повлияли на динамику развития адаптивного потенциала личности (шкала «общая тревожность в школе» - 65%; шкала «Адаптивные способности» - 32%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты