Социально-психологические особенности переживания и понимания школьниками кинокартин стиля "фэнтези" на примере фильма "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф"

·  7 и менее – низкий.

Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

·  70 и более – высокий;

·  40-69 – средний;

·  39 и менее – низкий.

Таким образом, следует сделать вывод, что для группы испытуемых показатели эмоционального интеллекта довольно высоки. Наиболее высоким оказался показатель по шкале «Распознавание эмоций других людей». Однако все показатели не выходят за пределы средних. Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта составляет для группы в среднем 59,9. Это довольно высокий показатель.

Следует сделать вывод, что общий уровень эмоционального интеллекта группы оказывает на восприятие кинофильма следующее действие. По шкале «Эмпатия» (способность к сочувствию) показатель довольно высок. Эта шкала по результата явно больше выражена у девочек. Тем не менее, «Распознавание эмоций других людей» присуще в исследуемой группе как мальчикам, так и девочкам. Довольно стойкие показатели по шкале «Управление своими эмоциями». Это свидетельствует о высоком уровне осознанности и управлении чувствами при просмотре. Данная шкала определяет влияние на выбор наиболее значимых эмоциональных эпизодов фильма.

Самый низкий средний показатель по шкале «Эмоциональная осведомленность». Он свидетельствует о некоторой неспособности к объективному оцениванию эмоциональных моментов. Это оказывает влияние на восприятие школьниками дополнительных сюжетных линий повествования.

Довольно высок показатель по шкале «Самомотивация». Он определяет понимание и осознание, а также оценку себя самого при соотнесении своих собственных качеств с качествами героев.

Таким образом, следует сделать вывод, что уровень эмоционального интеллекта оказывает существенное влияние на восприятие испытуемыми произведения киноискусства.


Заключение


В заключение нашей работы подведем итоги проведенного исследования.

В ходе проведения исследования влияния персонажей кинофильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» на анализ ценностных ориентаций детей 9-11 классов на было выяснено, что не всегда структура мотивации либо Я-концепция киноперсонажа вызывает стойкие ассоциации с собой у школьников 9-11 классов.

Следует отметить несколько особенностей. Во-первых, весьма значительная часть зрителей-подростков, вне зависимости от признания или опровержения актуальности фильма, затрудняется аргументировать свою позицию по отношению к фильму.

Во-вторых, целый ряд проблем, затронутых в фильме (таких, например, как борьба добра со злом, самопожертвование) используются зрителями как для обоснования его актуальности, так и, напротив, не актуальности. Таким образом, актуальность либо неактуальность фильма определяется в зависимости от ценностной жизненной позиции («сейчас стало лучше» или, наоборот, «сейчас стало хуже»).

Так, некоторые гипотезы исследования подтвердились, некоторые были опровергнуты. В частности, выяснено, что влияние фактора «решительность-нерешительность» вызывает структурное изменение восприятия личностных ценностей в подавляющем большинстве у мальчиков, а у девочек – «отзывчивость-равнодушие». Э
тот факт определяется гендерным признаком и структурой личности зрителей-подростков.

Отметим также, что 41,3% из тех респондентов, кто считает фильм актуальным, затруднился обосновать свое мнение. Высказывания же респондентов, выделяющих в фильме ту или иную актуальную для нашего времени проблематику (борьба сил добра со злом, стремление к самосовершенствованию), суммарно составляют 38,2%. Выделяется также группа респондентов, апеллирующих при обосновании актуальности фильма к таким моральным категориям, как гуманность, справедливость, совесть, честь, преданность, честность, вера в человека.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что восприятие фильма как актуального предполагает ориентацию на ценностную проблематизацию нравственно-этических оснований и, напротив, восприятие его как неактуального связано с дистанцированием зрителя от ценностных оснований, характеризующих основное содержание фильма. Причем подобное дистанцирование связывается и с негативной оценкой фильма в целом.

Понимание общего замысла фильма, постижение режиссерской сверхзадачи невозможно без «вчувствования» в мир его персонажей, зрительского сопереживания героям. Подобно тому как актер, работая над ролью, проникает в суть характера своего героя, стремясь к постижению сверхзадачи автора, так и зритель, сопереживая персонажам художественного произведения, идентифицируя себя с ними, подходит к проникновению в смысловое содержание произведения.

Подходя к результатам факторного анализа, проведенного по факторам мотивации персонажей фильма, следует отметить, что в данном случае наиболее нагруженными факторами оказались «нонконформизм – конформизм», «самоутверждение – самоотдача», «переживание моральных норм – желание вызвать симпатию».

Таким образом, становится понятной структура влияния персонажей фильма на ценностные ориентации детей 9-11 классов. В результате исследования гипотезы 1, 2, 3 и 4 подтвердились.


Список использованной литературы


1. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб.: ДНК, 2001.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

3. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. – СПб.: Алетейя, 2002

4. Бакиров А. Базовые пресуппозиции – весело о важном или С чего начинается НЛП - М.: Наука, 2004.– 511 с

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.– М.:Искусство, 1986.– 445 с.

6. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Ред. сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-ИМ, 2003.– С. 333–393.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности.– М.: Мысль, 1988.–301 с.

8. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977

9. Выготский Л.С. Психология искусства.– Ростов н/Д: Феникс, 1998.– 480 с.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2.– М.: Педагогика, 1982.– С. 5–361.

11. Гендерная психология – Под ред. И. С. Клециной. – СПб: Питер, 2009 – 496 с.

12. Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии.– 1988.– № 5.– С. 123–131.

13. Грязева-Добшинская В. Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы. М.: Академический проект, 2002.

14. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика.– М.: Гардарики, 2005.– 472 с.

15. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк.– М.: Наука, 1974.– 388 с.

16. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.– М.: Наука, 1977.– 333 с.

17. Жинкин Н.И. О языке кино и о типологии искусства // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2010. Т.49.

18. Жинкин Н.И. Изучение зрителя и проблема построения учебной фильмы // Учебное кино, 1934. Сб.6. с.14-25.

19. Жинкин Н.И. Язык - речь – творчество

20. Жинкин Н.И. Изучение детского отношения к кинематографической картине // Педология, 1930, 2. с.506-518.

21. Знаков В. В. Понимание произведения искусства // Психология искусства. В трех томах. Самара: Изд. Самарский гос. пед. универ. Т. 1. 2003. С. 29-33

22. Знаков В. В. Понимание художественной правды // Творчество в искусстве - Искусство в творчестве. М.: Изд. "Наука - Смысл", 2000. С. 274- 289

23. Зинченко В. П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно)историческая психология. 2006. 4. С. 3-21

24. Иванов В.М. Психология искусства, а также об искусстве и психологии // Аллахвердов В.М. Психология искусства.– СПб.: ДНК, 2001.– С. 106–153.

25. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.– СПб.: Речь, 2004.– 70 c.

26. Кучис Е. В. Методы исследования эффекта Холла. – М.: Наука, 2008 г. – 328 с.

27. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М., 1998.

28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.– М.: Изд-во МГУ, 1981.– 584 с.

29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.– 352 с.

30. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства.– М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.– 111 с.

31. Лефевр В. Алгебра совести.– М: КОГИТО‑ЦЕНТР, 2003.– 426 с.

32. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики.– Таллинн: Изд‑во «Ээсти Раамат», 1973.– 137 с.

33. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве.– СПб.: Искусство – СПб, 1998.– С. 14–285.

34. Маркина, О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р.Быкова "Чучело" / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Вопросы психологии. 2008. 5. С.44-53

35. Маркина, О.С. Программа социально-психологического исследования решения моральных дилемм в подростковом возрасте с использованием средств художественного кинематографа / О.С. Маркина // Мир студенческой и молодежной науки: приоритетные национальные проекты - инновации - молодежь. Сборник работ молодых ученых и специалистов / под ред. Ю.С. Пивоварова. М.: ИНИОН РАН. 2007. С. 103-125

36. Маркина, О.С. Фильм Ролана Быкова "Чучело": между солидарностью и конформизмом / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Информация, время, творчество. Тезисы докладов Международной конференции "Новые методы в исследовании художественного творчества" и Международного симпозиума "Информационный подход к исследованию культуры и искусства" / под. ред. В.М. Петрова, А.В. Харуто. М.: Государственный институт искусствознания. 2007. С. 152-156

37. Маркина, О.С. "Я" подростка в пространстве киноперсонажей (анализ особенностей восприятия художественного фильма Р. Быкова "Чучело" / О.С. Маркина // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. Ростов-на-Дону. 2007 . Том II. С. 329-330

38. Маркина, О.С. "Я" в пространстве киноперсонажей фильма "Чучело": особенности мотивационной атрибуции / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Вестник практической психологии образования. 2007. 3. С.49-59

39. Маркина, О.С. Герой и антигерой: к вопросу о понимании мотивационной структуры поведения киноперсонажа (по материалам восприятия фильма Р. Быкова "Чучело" / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXII / под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2009. С.215-255

40. Маркина, О.С. Влияние опыта переживания "школьной травли" на понимание подростками фильма Р. Быкова "Чучело" / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Вестник практической психологии образования. 2009. 1. С.33-42.

41. Маркина, О.С. Мотивационная структура поведения персонажа (по материалам восприятия фильма Ролана Быкова "Чучело" / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Экспериментальная психология. 2009. 2. С. 61-83

42. Маркина, О.С. Понимание современными подростками сюжетно-событийной композиции фильма Р.Быкова "Чучело" / В.С. Собкин, О.С. Маркина // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2010. С. 149-190

43. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - М: Речь, 2003 – 480 с.

44. Петренко В. Ф. , Сапсолева О. Н. : Психосемантический анализ художественного фильма "Сибирский цирюльник" 05'1

45. Петренко В.Ф. Художественные конструкты произведений искусства и массовых коммуникаций. Язык средств массовой информации. М., МГУ, 2008 С. 19-24.

46. Петренко В. Ф., Нистратов А. А., Хайруллаева Л. М. Исследование семантической структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала // Вестник Московского университета. Серия "Психология". 2. 1980. С. 27-36.

47. Петренко В. Ф., Сапсолева О. Н. Художественные конструкты как образующие смысла произведения искусства// Электронная культура и экранное творчество. М.: Изд РИК, 2006. С. 207- 229.

48. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки.– М.: Лабиринт, 2006.– 128 с.

49. Психология искусства. В трех томах. Самара: Изд. Самарский гос. пед. универ. Т. 1-3.

50. Решетников М. М. Элементарный психоанализ. – М.: МГУ, 2008 – 371 с..

51. Собкин В.С. К формированию представления о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.– Краснодар, 1975.– С. 55–57.

52. Собкин В.С. К определению понятия «идентификация» // Виды и функции речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева.– М.: Институт языкознания РАН, 1977.– С. 115–122.

53. Собкин В.С., Нистратов А.А., Грачева А.М. Персонажи фильма в пространстве социальных стереотипов // Вестник Моск. ун‑та. Сер. 14. Психология.– 1989.– № 1.– С. 38–44.

54. Собкин В.С., Шмелев А.Г. Психосемантические исследования актуализации социально-ролевых стереотипов // Вопросы психологии.– 1986.– № 1.– С. 124–136.

55. Соловьев В. Общий смысл искусства // Собрание сочинений. Вехи, 2001.

56. Титаренко А.И. Нравственный прогресс (основные исторические черты нравственного прогресса в докоммунистических общественно экономических формациях).– М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.– 176 с.

57. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств.– М.: Аргус, 1995.– 224 с.


Приложение 1


Анкета «Отношение к фильму «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и Волшебный шкаф»

1. Какой жанр кинематографа вы предпочитаете больше всего?

·        Боевик

·        Драма

·        Экшн

·        Фэнтези

·        Комедия

·        Фантастика

·        Я не люблю фильмы

·        Другое__________________________

2. Какие фильмы в стиле «фэнтези» из приведенных ниже вам нравятся?

·        Властелин колец

·        Сумерки

·        Чарли и шоколадная фабрика

·        Гремлины

·        Звездные войны

·        Другие__________________________

3. Выскажите ваше отношение к фильму «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

·        Фильм однозначно лучший в своем жанре

·        Интересный захватывающий фильм

·        Средний фильм

·        Ни хороший, ни плохой

·        Однозначно плохой фильм

·        Другое мнение________________________

4. Является ли фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» актуальным на сегодняшний день?

·        Фильм однозначно актуальный

·        Средней актуальности

·        Абсолютно неактуальный на сегодняшний день фильм

·        Другой ответ___________________________

5. Какие темы по-вашему раскрывает перед зрителем фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»?

·        Тема жестокости и насилия

·        Тема веры в себя

·        Тема преодоления препятствий не смотря ни на что

·        Тема борьбы со злом

·        Тема самопожертвования

·        Тема воспитания

·        Другой ответ__________________________

6. Отметьте, что вам особо понравилось в фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

·        Великолепные съемки

·        Отличная игра актеров

·        Красивые спецэффекты

·        Тематика и актуальность фильма

·        То, что он снят по моей любимой книге

Другое________________________________

7. Отметьте, что вам особо не понравилось в фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

·        Скудная и невыразительная игра актеров

·        Натянутость мотивации персонажей

·        Дешевые спецэффекты

·        Абсолютная расхожесть с книгой

·        Другое_________________________________

8. Отметьте ключевые на ваш взгляд эпизоды в фильме «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

·        Переезд в новый дом

·        Люси находит шкаф

·        Эдмунд идет за Люси в шкаф

·        Эдмунд и рахат-лукум

·        Дети попадают в Нарнию

·        Решение остаться в Нарнии и помочь Тумнусу

·        Погоня в лесу и битва с волками на реке

·        Беседа с Асланом

·        Самопожертвование Аслана

·        Битва за Нарнию

·        Воскрешение Аслана

·        Самопожертвование Эдмунда

·        Смерть колдуньи и победа нарнийцев

·        Излечение Эдмунда и оживление статуй

·        Возвращение в Лондон

·        Другие эпизоды____________________________

9. Какие эпизоды фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» вызвали у вас наибольшие переживания?

·        Эдмунд спасает из дома фотографию отца

·        Люси слушает музыку Тумнуса и смотрит в огонь

·        Эдмунд идет за Люси в шкаф

·        Эдмунд просит рахат-лукум у волшебницы

·        Дети вместе попадают в Нарнию

·        Решение остаться и помочь Тумнусу

·        Погоня в лесу и битва с волками на реке

·        Смерть Аслана

·        Воскрешение Аслана

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты