Социально-психологические особенности переживания и понимания школьниками кинокартин стиля "фэнтези" на примере фильма "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф"

Как мы видим, на положительном полюсе фактора в единый комплекс объединились мотивировки, характеризующие особую направленность поведения, которое обусловлено переживаниями, связанными с необходимостью соблюдения моральных норм («чувство ответственности», «чувство долга», «стремление быть честным»). При этом характерно, что с этим комплексом мотивов коррелируют также и эмоциональные переживания, носящие в целом негативный характер («чувство раскаяния», «желание вызвать сочувствие»). Это позволяет сделать вывод о том, что данный полюс фактора фиксирует особый вектор мотивационной направленности поведения, в основе которого лежит необходимость совершения морального выбора. Заметим, что само переживание подобной ситуации носит негативный характер и требует в свою очередь поддержки, сочувствия. В этой связи положительный полюс фактора в целом можно рассматривать как полюс, определяющий переживания, связанные с механизмами эго-защиты, когда разрешаются конфликтные отношения между «сверх-Я» и «Я» в структуре Я-концепции.


2.4 Проведение факторного анализа с помощью программы SPSS


Факторный анализ – это статистический инструмент, довольно часто используемый в психологии. Многочисленные варианты его использования включают конструирование тестов, выявление основных параметров личности и способностей, установление того, сколько отдельных психологических характеристик (т.е. черт) измеряется набором тестов или заданиями теста.

Оценки по полным тестам (а не по его отдельным заданиям) также могут подвергаться факторному анализу – на самом деле именно так эта методика и используется.

Факторный анализ в этом случае может показать, действительно ли тесты, которые, предположительно, измеряют один и тот же конструкт (структуру мотивации). Факторный анализ оценок, полученных на основе полных тестов, может быть чрезвычайно полезен для установления того, что именно измеряется группой тестов, поскольку многозначность языка допускает, что одному и тому же конструкту разными исследователями могут быть даны различные наименования.

Число терминов, используемых в психологии индивидуальных различий, потенциально безгранично, и без факторного анализа нет надежного способа установить, действительно ли несколько шкал измеряют один и тот же базисный психологический феномен.

В своей работе мы применим факторный анализ исследуемых факторов для определения структурных компонентов Я-концепции и для формирования представлении о структуре мотивации героя фильма.

На первом шаге процедуры факторного анализа происходит стандартизация заданных значений переменных (z-преобразование); затем при помощи стандартизированных значений рассчитывают корреляционные коэффициенты Пирсона между рассматриваемыми переменными.

Исходным элементом для дальнейших расчётов является корреляционная матрица. Для построенной корреляционной матрицы определяются, так называемые, собственные значения и соответствующие им собственные векторы, для определения которых используются оценочные значения диагональных элементов матрицы (так называемые относительные дисперсии простых факторов).

Собственные значения сортируются в порядке убывания, для чего обычно отбирается столько факторов, сколько имеется собственных значений, превосходящих по величине единицу. Собственные векторы, соответствующие этим собственным значениям, образуют факторы; элементы собственных векторов получили название факторной нагрузки. Их можно понимать как коэффициенты корреляции между соответствующими переменными и факторами. Для решения такой задачи определения факторов были разработаны многочисленные методы, наиболее часто употребляемым из которых является метод определения главных факторов (компонентов).

Описанные выше шаги расчёта ещё не дают однозначного решения задачи определения факторов. Основываясь на геометрическом представлении рассматриваемой задачи, поиск однозначного решения называют задачей вращения факторов. И здесь имеется большое количество методов, наиболее часто употребляемым из которых является ортогональное вращение по так называемому методу Varimax. Факторные нагрузки повёрнутой матрицы могут рассматриваться как результат выполнения процедуры факторного анализа. Кроме того на основании значений этих нагрузок необходимо попытаться дать толкование отдельным факторам.

Если факторы найдены и истолкованы, то на последнем шаге факторного анализа, отдельным наблюдениям можно присвоить значения этих факторов, так называемые факторные значения. Таким образом для каждого наблюдения значения большого количества переменных можно перевести в значения небольшого количества факторов.

Перейдем к описанию проведенной нами в ходе работы процедуры факторного анализа. В качестве наглядного примера рассмотрим факторный анализ мотивации киноперсонажа.

Результаты опроса для 82 человек сохраняем в файл в переменных а1-а15. Открываем сохраненный файл с переменными, выбираем в меню Analyze (Анализ) Data Reduction (Сокращение объема данных) Factor... (Факторный анализ). Откроется диалоговое окно Factor Analysis (Факторный анализ) (рис. 6).


Рис. 6. Диалоговое окно Factor Analysis (Факторный анализ)

Переменные a1-a15 с результатами помещаем в поле тестируемых переменных и ознакомимся с возможностями, предлагаемыми различными кнопками этого диалогового меню.

 После щелчка по кнопке Descriptive Statistics (Дескриптивные статистики) оставим вывод первичных результатов, которые включают в себя первичные относительные дисперсии простых факторов, собственные значения и процентные доли объяснённой дисперсии. Довольно часто бывает необходим также вывод одномерных статистик и корреляционных коэффициентов.

С помощью кнопки Extraction... (Отбор) выбираем метод отбора; оставляем здесь анализ главных компонентов, установленный по умолчанию. Количество отобранных в этом случае факторов приравнивается к числу собственных значений, превосходящих единицу. Также есть возможность собственноручно указать это количество. Так как неповёрнутое факторное решение, предоставляет малозначимую информацию, предотвратим его вывод щелчком на соответствующей опции.

Выключатель Rotation... (Вращение) позволяет выбрать метод вращения. Активируем метод Varimax и оставляем активированным вывод повёрнутой матрицы факторов. Далее организовываем вывод факторных нагрузок в графическом виде, в котором первые три наиболее нагруженных фактора будут представлены в трёхмерном пространстве; в случае наличия только двух факторов в слое приводится только одно изображение, что соответствует нашему случаю.

Выключатель Options... (Опции) предназначен для обработки пропущенных значений. Здесь обеспечивается возможность заменить пропущенные значения средними значениями соответствующих переменных. Для проведения расчётов щёлкаем на ОК.

В окне обзора появятся результаты. Сначала приводятся первичные статистики (таблица 7).

Таблица 7. Extraction Method: Principal Component Analysis (Метод отбора: Анализ главных компонентов).

Объяснённая суммарная дисперсия

Component (Компоненты)

Initial Eigenvalues (Первичные собственные значения)

Rotation Sums of Squared Loadings (Повёрнутые суммы квадратов нагрузок)

Total (Сумма)                

% of Variance (% дисперсии)

Cumulative % (Совокупный %)

Total (Сумма)

% of Variance (% дисперсии)

Cumulative % (Совокупный %)

1

5,146

34,308

31,434

3,466

23,105

23,105

2

1,945

12,970

23,263

2,536

16,907

40,013

3

1,415

9,433

14,273

2,505

16,698

56,711

4

,990

6,601

63,312




5

,936

6,238

69,550




6

,760

5,068

74,617




7

,693

4,622

79,240




8

,612

4,083

83,323




9

,529

3,529

86,852




10

,473

3,151

90,004




11

,433

2,889

92,893




12

,339

2,262

95,1555




13

,301

2,007

97,161




14

,245

1,635

98,797




15

,181

1,203

100,000





По таблице можно увидеть, что три собственных фактора имеют значения, превосходящие единицу. Следовательно для анализа отобрано только три фактора. Первый фактор объясняет 31,4 % суммарной дисперсии, второй фактор 23,2% и третий фактор 14,2%. Так как мы запретили вывод неповернутой матрицы факторов, то далее приводится повёрнутая матрица (см. таблицу 8).


Таблица 8. Rotated Component Matrix

Повёрнутая матрица компонентов


Component (Компонент)

1

2

3

А1

.93

.92

.93

А2

.91

.90

.88

А3

.90

.84

.86

А4

.88

.83

.84

А5

.87

.81

.81

А6

.84

.79

.80

А7

.83

.78

.78

А8

.80

.76

.75

А9

.78

.73

.73

А10

.74

.72

.71

А11

.72

.70

.69

А12

.70

.69

.69

А13

.65

.67

.65

А14

.63

.65

.64

А15

.61

.64

.61


Таким образом, в структуре мотивации киноперсонажа преобладают три фактора: нонконформизм – конформизм, самоутверждение – самоотдача, переживание моральных норм – желание вызвать симпатию. Остальные данные приведены в приложениях.


2.5 Определение уровня эмоционального интеллекта у испытуемых


Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы».

«Исторически первой работой, посвященной проблеме эмоционального интеллекта, стала работа Салоуэя и Майера, включающая в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности».[24]

По мнению Салоувэя и Майера, эмоциональный интеллект, включает в себя 4 части:

·        способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);

·        способность направлять свои эмоции в помощь разуму;

·        способность понимать, что выражает та или иная эмоция;

·        способность управлять эмоциями.

В своей работе для определения структуры эмоционального интеллекта испытуемых мы применяли методику Холла.[24] В данной методике 30 вопросов, опросник приведен в приложениях, на которые испытуемыми выставляются баллы от -3 до 3:

·        Полностью не согласен (-3 балла).

·        В основном не согласен (-2 балла).

·        Отчасти не согласен (-1 балл).

·        Отчасти согласен (+1 балл).

·        В основном согласен (+2 балла).

·        Полностью согласен (+3 балла).

По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление. Выборка учеников составляла 82 человека, 34 мальчика и 48 девочек. Результаты подробнее приведены в приложениях.

Суммарные результаты группы по шкалам методики Н.Холла:


Таблица 9. Результаты определения эмоционального интеллекта испытуемых

Шкалы

Сумма баллов

Средний балл

Шкала «Эмоциональная осведомленность»

917

11,2

Шкала «Управление своими эмоциями»

946

11,6

Шкала «Самомотивация»

1015

12,4

Шкала «Эмпатия» (способность к сочувствию)

983

12,0

Шкала «Распознавание эмоций других людей»

1048

12,8

Интегративный (общий) уровень:

4909

59,9


Уровни эмоционального интеллекта в каждой шкале:

·  14 и более – высокий;

·  8-13 – средний;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты