Развитие самосознания студентов-психологов

Качественный анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что для студентов в обеих группах ведущим мотивом выбора профессии был мотив делового характера, суть которого состоит в стремлении к самосовершенствованию и развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности, сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной. Наименее значимым мотивом является – получение престижной профессии (см. Рис. 19). Проверка результатов на достоверность различий средних значений двух групп по t-критерию Стьюдента, значимых различий не показала.

Рис 19 Мотивы выбора студентами-психологами профессии

Сравнительные результаты

экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

По всем изученным параметрам полученные результаты были проверены на достоверность различий средних значений по t-критерию Стьюдента.

До эксперимента (см. Рис. 20)

Имеется различие средних значений в экспериментальной и контрольной группах:

1.     по параметру «Волевое усилие» (мотивационная сфера) (t (st) = 2,34, p = 0,05). В контрольной группе студенты на начало эксперимента показывали более высокий уровень проявления волевого усилия в ходе учебы;

2.     по параметру: «Рефлексивные способности» (t (st) = 2,45, p = 0,05). У студентов контрольной группы уровень развития рефлексивных способностей был выше, чем у студентов первой группы.

Стоит отметить, что после эксперимента значимых различий между группами по данным параметрам не установлено, это указывает на то, что в экспериментальной группе произошло изменение таких параметров как «Волевое усилие» и «Рефлексивные способности», причем по последнему параметру наблюдаются статистически значимые различия (см. Рис. 7).

Рис. 20 Различия экспериментальной и контрольной групп до эксперимента

После эксперимента (см. Рис. 21)

Имеется различие средних значений в экспериментальной и контрольной группах:

1.     по параметру «Оценка уровня достигнутых результатов» (мотивационная сфера) (t (st) = 2,68, p = 0,05). У студентов-психологов экспериментальной группы наблюдается более высокая оценка результатов своей учебной деятельности.

Рис. 21 Различия экспериментальной и контрольной групп после эксперимента

Выводы

Проведенный эксперимент (1 этап) позволил выявить эффективность акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ.

На данном этапе эксперимента были проведены занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы, акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов, тренинг профессионального самоопределения. Применяемые акмеологические технологии были направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик:

²   уровень субъективного контроля;

²   коммуникативные способности;

²   организаторские способности;

²   рефлексивные способности;

²   ценностные ориентации;

²   учебная мотивация;

²   Образ Я.

По параметрам: «уровень субъективного контроля», «коммуникативные и организаторские способности», «учебная мотивация» у студентов экспериментальной группы позитивной динамики не наблюдается, это может быть следствием того, что не все акмеологические технологии были реализованы или свидетельствовать, о необходимости введения дополнительных средств и способов акмеологического сопровождения.

В контрольной группе произошло снижение показателей по параметру «закономерность результатов» - студенты стали меньше понимать пути решения поставленных задач, снижение показателей по этой шкале подтверждается на уровне статистической значимости (t (st) = 2,65, p = 0,05).

В контрольной группе студенты на начало эксперимента показывали более высокий по сравнению со студентами экспериментальной группы уровень проявления волевого усилия в ходе учебы, после эксперимента это различие не обнаруживается, у студентов контрольной группы снизились показатели по данному параметру.

У студентов-психологов экспериментальной группы после эксперимента наблюдается более высокая оценка результатов своей учебной деятельности (параметр «Оценка уровня достигнутых результатов», t (st) = 2,68, p = 0,05).

Имеется статистически значимое различие (t (st) = 2,34, p = 0,05) по параметру: «рефлексивные способности», после эксперимента наблюдается повышение уровня развития рефлексии у студентов экспериментальной группы. Причем, если до эксперимента уровень развития рефлексивных способностей у студентов экспериментальной группы был ниже, чем у студентов контрольной группы, то теперь статистически значимых различий не обнаружено. Следует отметить, что в контрольной группе не произошло изменения уровня развития рефлексивных способностей

В ценностной структуре студентов-психологов экспериментальной группы так же наблюдаются изменения, для студентов становятся более значимыми ценности дела (связаны с развитием таких качеств личности как аккуратность, исполнительность, ответственность, самоконтроль и др.), наблюдается появление в структуре ценностей такого компонента самосознания, как «уверенность в себе». У студентов контрольной группы существенно снижается значимость этических ценностей (воспитанность, образованность), несколько повышается значимость ценности дела, других людей.

Кроме того, у студентов-психологов экспериментальной группы положительная динамика наблюдается в изменении Образа своего Я, у большинства студентов-психологов контрольной группы отсутствуют изменения Образа своего Я.

Мотив выбора профессии в данной работе рассматривался как дополнительная переменная, которая оказывает существенное влияние на развитие профессионального самосознания студентов-психологов, проанализировав полученные данные, можно сказать, что по этому параметру экспериментальная и контрольная группы, были эквивалентными, в обеих группах ведущим мотивом выбора профессии был мотив делового характера, менее значимым – мотив престижности профессии.

Заключение

Целью данной работы являлось изучение развития самосознания студентов-психологов в процессе высшего профессионального образования средствами акмеологического сопровождения.

Самосознание – процесс осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания. Студенчество является важным периодом в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей. Возрастные границы студенчества условны: от 16/17 до 21/22 лет: это конец юности, начало молодости. В связи с возрастными особенностями данных периодов, можно сказать, что в студенческие годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я-образ и т.п.; в молодости преимущественно – профессиональное самосознание.

Одним из способов развития самосознания в учебно-профессиональном процессе является сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов, которое может быть исследовано в рамках акмеологической науки. С акмеологических позиций личность студента-психолога рассматривается как субъект познания, развития, профессиональной деятельности и общения, а личностно-профессиональное развитие психолога зависит от социальных условий обучения, воспитания, особенностей организации педагогического процесса в высшей школе.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания научно обоснованной программы личностно-профессионального развития психолога и внедрения ее в вузовскую практику. Поэтому с целью содействия личностно-профессиональному развитию студентов-психологов в НФИ КемГУ была разработана программа воспитательной работы: «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ». Средства реализации программы: создание акмеограммы студента; акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов; тренинг профессионального самоопределения; тренинг целеполагания; тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств; занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы. Все вышеперечисленные технологии направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик: уровень субъективного контроля; коммуникативные и организаторские способности; рефлексивные способности; ценностные ориентации; учебная мотивация; Образ Я.

С целью проверки эффективности программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ посредством 4 этапов (4 семестра) планируется провести формирующий эксперимент.

После 1 этапа эксперимента, у студентов-психологов экспериментальной группы наблюдаются позитивные изменения по параметрам: рефлексивные способности; ценностные ориентации; Образ Я, отдельным характеристикам мотивации к обучению. По параметрам: уровень субъективного контроля, коммуникативные и организаторские способности, характеристики учебной мотивации, у студентов позитивной динамики не наблюдается, это может быть следствием того, что не все акмеологические технологии были реализованы или свидетельствовать, о необходимости введения дополнительных средств и способов акмеологического сопровождения.

Таким образом, гипотеза о том, что акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития, будет способствовать развитию самосознания студентов-психологов, частично подтверждена. Результатом первого этапа стало развитие такой характеристики самосознания как рефлексивность, отсутствие положительной динамики других характеристик самосознания объясняется проведением только одного этапа из четырех. Кроме того, по результатам исследования могут быть внесены изменения в программу, направленные на развитие этих характеристик.

Список литературы

1.     Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: Педагогика. Т.1.

2.     Альбуханова К.А. Психология и сознание личности – М.: Логос, 1999.

3.     Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

4.     Зеер Э.Ф. Психология профессий – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5.     Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология – М.: Логос, 1996.

6.     Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования – М.: ИЦПКС, 2001.

7.     Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Знание, 1996.

8.     Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства – М.: «Академия», 2001.

9.     Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека – М.: Школьная пресса, 2000.

10. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Монография – М., 2000.

11. Темнова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки практического психолога в вузе – М.: МОСУ, 2000.

12. Темнова Л.В. Основы личностно-профессионального формирования будущих практических психологов в вузе –  М.: МОСУ, 2000.

13. Темнова Л.В. Субъектный подход как способ построения структуры личности практического психолога – М.: МОСУ, 1999.

14. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.

Приложение

Приложение №1

Тематический план программы

«Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ»

1 СЕМЕСТР

Темы

Объем часов

Количество занятий

1

Создание акмеограммы студента

6 часов на одного студента

2

Кураторские часы

18

9

3

Тренинг профессионального самоопределения

10

5

4

Тренинг целеполагания

9

3

5

Оптимизация социально-психологического климата группы

18

6

6

Мониторинг личностно-профессионального развития студентов (акмеограмма)

6 часов на одного студента

7

Индивидуальное консультирование

по запросу студентов

2 СЕМЕСТР

Темы

Объем часов

Количество занятий

1

Мониторинг личностно-профессионального развития студентов (акмеограмма)

6 часов на одного студента

2

Кураторские часы

12

6

3

Тренинг профессионального самоопределения

9

3

4

Тренинг уверенности в себе

15

5

5

Оптимизация социально-психологического климата группы

18

6

6

Индивидуальное консультирование

по запросу студентов


3 СЕМЕСТР

1

Мониторинг личностно-профессионального развития студентов (акмеограмма)

6 часов на одного студента

2

Кураторские часы

10

5

3

Коммуникативный тренинг

12

4

4

Оптимизация социально-психологического климата группы

12

4

5

Индивидуальное консультирование

по запросу студентов

4 СЕМЕСТР

1

Мониторинг личностно-профессионального развития студентов (акмеограмма)

6 часов на одного студента

2

Кураторские часы

8

4

3

Тренинг лидерских качеств

15

5

4

Оптимизация социально-психологического климата группы

12

4

4

Индивидуальное консультирование

по запросу студентов

Приложение №2

Акмеограмма

№_______________________

«_____»____________200__г.

Ф.И.О.__________________________________________________________________________

Пол_______________

Возраст____________

Специальность________________________________Группа_____________________________

Переподготовка и повышение квалификации (в том числе за счет самообразования)________

Дополнительная информация_______________________________________________________

1.      Подструктура способностей и потенциала:

  • сложные частные;
  • наличие одаренности или таланта;
  • оценка потенциала личности;
  • дополнительная информация.

Примечание: в данном разделе даются описания, основанные на результатах психологического тестирования с выделением уровней развития.

2.      Подструктура индивидуальности:

  • характеристики образа «Я»;
  • особенности мотивации и потребности в достижениях;
  • характеристик самооценки;
  • характеристики ценностных ориентаций, интересы;
  • оценки самореализации;
  • дополнительная информация.

3.      Подструктура направленности:

  • характеристики направленности;
  • содержание направленности;
  • отношение к профессиональной деятельности;
  • направленность на взаимодействия;
  • дополнительная информация.

4.      Подструктура характерологических особенностей и нравственных качеств:

·        целеустремленность;

  • инициативность;
  • воля;
  • организованность;
  • ответственность;
  • отсутствие зависти к успехам других;
  • гуманистическая направленность в отношениях;
  • честность;
  • порядочность;
  • принципиальность;
  • объективность и др.

5.      Подструктура профессиональных характеристик:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты