Развитие самосознания студентов-психологов

Проверим полученные результаты на достоверность различий средних значений по t-критерию Стьюдента.

Имеется различие средних значений (t (st) = 2,34, p = 0,05), следовательно, уровень развития рефлексивных способностей студентов экспериментальной группы, повысился (см. Рис. 7).

Следует отметить, что до эксперимента уровень развития рефлексивных способностей был средним (14,07), после эксперимента отмечается высокий уровень (17,73).

Рис. 7 Рефлексивные способности

студентов экспериментальной группы

 

Ценностные ориентации

Проанализировав ценностные ориентации студентов-психологов, было выделено 4 группы инструментальных ценностей:

²                этические: воспитанность, образованность;

²                ценности дела: аккуратность, исполнительность, ответственность, рационализм, самоконтроль, эффективность в делах;

²                ценность других людей: чуткость, честность, терпимость, широта взглядов;

²                индивидуалистические: твердая воля, смелость в отставании своего мнения, независимость и др.

В структуре ценностей студентов экспериментальной группы за период эксперимента произошли следующие изменения:

²                до эксперимента лишь для 31% студентов ценность дела (а именно ценность таких качеств личности как аккуратность, исполнительность, ответственность, рационализм, самоконтроль, эффективность в делах) была значимой, после эксперимента таких студентов становится на 18% больше;

²                уменьшается значимость для студентов индивидуалистических ценностей: независимость, отстаивание своего мнения и др. (см. Рис. 8).

Рис. 8 Ценностные ориентации студентов экспериментальной группы

Анализ терминальных ценностей показывает, что доминирующей ценностью у студентов экспериментальной группы на сентябрь месяц (до эксперимента) были - «любовь», «наличие хороших и верных друзей», в марте (после эксперимента), наблюдается появление в структуре ценностей такого компонента самосознания, как «уверенность в себе», по прежнему значимой ценностью остается «любовь» (см. Таблицу 5).

Таблица 5 Терминальные ценности студентов  экспериментальной группы

Ценности

Сентябрь

Март

Любовь

22%

18%

Наличие хороших и верных друзей

16%

9%

Здоровье, семейная жизнь

13%

13%

Уверенность в  себе

4%

18%

Учебная мотивация

Первичные статистические данные, полученные при исследовании компонентов учебной мотивации, приведены в таблице 6.

Таблица 6 Анализ первичных статистик по характеристике:

учебная мотивация (срзнач±стандотклон)


Познавательный мотив

Мотив избегания

Мотив смены деятельности

Мотив самоуважения

Значимость результатов

Волевое усилие

Оценка своего потенциала

Намеченный уровень мобилизации усилий

Ожидаемый уровень результатов

Закономерность результатов

Сентябрь

17,9±2,6

14,2±2,9

10,1±3,9

15,7±2,5

14,3±2,4

10,5±3,6

16,5±2,9

16,6±2,95

11,3±1,6

12,8±2,9

Март

16,6±2,9

13,2±2,4

9,2±2,9

16,3±3,0

14,5±2,4

10,8±4,3

16,8±2,24

17,2±2,54

11,5±1,7

14±2,75


Значимых различий между средними значениями двух групп по t-критерию Стьюдента не обнаружено. Наблюдается тенденция к повышению уровня различных компонентов мотивации (см. Рис.9).

Рис.9 Учебная мотивация студентов экспериментальной группы

Образ Я («Дом. Дерево. Человек»)

Результаты, полученные до и после эксперимента, были сопоставлены и условно разделены на три группы: «Положительная динамика изменения» Образа Я, «Отсутствие динамики», «Отрицательная динамика» (см. Рис. 10).

Рис. 10 Динамика изменения Образа Я студентов экспериментальной группы

 

У большинства (60%) студентов-психологов произошли позитивные изменения Образа своего Я, в рисунках это проявилось следующим образом:

²                появление «дороги» - нахождение пути в деятельности (средств и способов реализации цели);

²                 увеличение числа окон, дверей, которые символизируют открытость для социальных контактов;

²                появление (акцентирование) солнца – символ авторитетной фигуры, тепла и силы;

²                изменение расположения дома (символ безопасности, надежности) – вблизи (открытость, доступность);

²                появление на дереве плодов, что говорит о желании человека быть продуктивным;

²                уменьшение числа острых углов, которые свидетельствуют о плохой адаптации, агрессивности;

²                более четкая прорисовка туловища человека: руки (степень контактности с окружающим миром), ноги (основа, стабильность);

²                появление ушей – готовность принимать критику, выслушивать общественное мнение;

²                размещение рисунка в правой части листа, что говорит о планах человека на будущее, перспективность и т.д.

У 20% студентов наблюдаются негативные изменения Образа Я, которые проявляются в появлении закрытых дверей – отчуждение, скрытность; дыма – тревожность; уменьшении числа окон; уменьшении фигуры человека – снижение уверенности в себе, чувство отверженности, отчужденности; появлении деталей, которые указывают на повышение агрессивности человека.

У 20% студентов-психологов не произошло никаких изменений, т.е. в их рисунках не наблюдалось каких-либо элементов, которые указывали бы на изменение Образа Я.

На рис.11 приведен рисунок студента из экспериментальной группы, чья динамика развития Образа Я оказалась положительной.

Рис.11  Рисунок «Дом. Дерево. Человек»

СЕНТЯБРЬ

 

МАРТ

 

Результаты контрольной группы

Уровень субъективного контроля

Первичные статистические данные, полученные при исследовании уровня субъективного контроля приведены в таблице 7.

Таблица 7 Анализ первичных статистик по характеристике: уровень субъективного контроля (срзнач±стандотклон)


Общий УСК

УСК в области достижений

УСК в области неудач

УСК в области производственных отношений

УСК в отношении здоровья и болезни

Сентябрь

26,87±5,57

7,47±1,7

7±2,04

5,13±1,55

2,8±1,15

Март

29,2±6,32

8,53±2,3

7,47±2,7

5±1,69

3,07±0,7


Качественный анализ результатов показал, что до эксперимента такие характеристики как: общая интернальность, интернальность в области достижений (Ид), в области производственных отношений (Ип), в отношении здоровья и болезни (Из) находились на высоком уровне развития; интернальность в области неудач (Ин) – на среднем (см. Рис. 12). Проверка результатов на достоверность различий средних значений двух групп (до и после эксперимента) по t-критерию Стьюдента, значимых различий не показала.

Рис. 12 УСК студентов контрольной группы


Коммуникативные и организаторские способности

Первичные статистические данные, полученные при исследовании коммуникативных и организаторских способностей, приведены в таблице 8.

Таблица 8 Анализ первичных статистик по характеристике:

коммуникативные и организаторские способности  (срзнач±стандотклон)


Коммуникативные способности

Организаторские способности

Сентябрь

0,60±0,26

0,68±0,18

Март

0,67±0,21

0,62±0,24


Можно заметить, что уровень развития коммуникативных способностей студентов контрольной группы повышается: в сентябре – средний, в марте – высокий, а уровень развития организаторских способностей понижается: в сентябре – средний, в марте – ниже среднего, однако значимых различий по t-критерию Стьюдента не обнаружено (см. Рис. 13).

Рис. 13 Коммуникативные и организаторские способности

студентов контрольной группы

Рефлексивные способности

Первичные статистические данные, полученные при исследовании рефлексивных способностей, приведены в таблице 9.

Таблица 9 Анализ первичных статистик по характеристике:

рефлексивные способности  (срзнач±стандотклон)



Рефлексивные способности

Сентябрь

18,13±4,90

Март

17,33±4,13


Уровень развития рефлексивных способностей студентов контрольной группы, как в сентябре, так и в марте – высокий (см. Рис. 14), значимых различий между средними значениями двух групп по t-критерию Стьюдента не обнаружено.

Рис. 14 Рефлексивные способности студентов контрольной группы

Ценностные ориентации

На рис. 15 показаны инструментальные ценностные ориентации студентов-психологов контрольной группы.

Рис. 15 Ценностные ориентации студентов контрольной группы

Можно заметить, что в период с сентября по март 2006-2007 уч. года у студентов контрольной группы существенно снижается значимость этических ценностей (воспитанность, образованность), несколько повышается значимость ценности дела, других людей.

Анализ терминальных ценностей показывает, что значимых изменений за период эксперимента не произошло  (см. Таблицу 10).

Таблица 10 Терминальные ценности студентов контрольной группы

Ценности

Сентябрь

Март

Здоровье

20%

20%

Уверенность в  себе

13%

11%

Любовь

13%

11%

Семейная жизнь

9%

13%


Учебная мотивация

Первичные статистические данные, полученные при исследовании компонентов учебной мотивации, приведены в таблице 11.

Таблица 11 Анализ первичных статистик по характеристике:

учебная мотивация (срзнач±стандотклон)


Познавательный мотив

Мотив избегания

Мотив смены деятельности

Мотив самоуважения

Значимость результатов

Волевое усилие

Оценка своего потенциала

Намеченный уровень мобилизации усилий

Ожидаемый уровень результатов

Закономерность результатов

Сентябрь

18,4±3,07

14,6±2,7

11±3,9

17,1±2,7

14,4±1,24

13,9±4,32

16,3±3,35

16,8±3,75

10,3±3,1

16,5±2,8

Март

17,2±3,1

13,5±2,4

10,5±4,6

15,5±3,2

14,1±1,4

11,2±3,45

15,4±3,16

16,7±2,99

10,6±3,1

13,5±3,4


Проверим полученные результаты на достоверность различий средних значений по t-критерию Стьюдента.

Имеется различие средних значений по параметру «закономерность результатов» (t (st) = 2,65, p = 0,05), это означает, что снижение показателей по этой шкале подтверждается на уровне статистической значимости (см. Рис.16). Закономерность результатов выражает понимание студентами собственных возможностей в достижении поставленных целей, снижение данного показателя означает, что студенты стали меньше понимать пути решения поставленных задач.

Рис.16 Учебная мотивация студентов контрольной группы

Образ Я («Дом. Дерево. Человек»)

На рисунке 17 приведены результаты исследования динамики изменения Образа Я студентов контрольной группы.

Рис. 17 Динамика изменения Образа Я студентов контрольной группы

 

У большинства (47%) студентов-психологов контрольной группы отсутствуют изменения Образа своего, у 33% студентов наблюдаются позитивные изменения Образа Я, и, наконец, у 20% студентов-психологов – негативные изменения. На рис.18 приведен рисунок студента из контрольной группы, где динамика развития Образа Я отсутствует.

Рис.18  Рисунок «Дом. Дерево. Человек»

СЕНТЯБРЬ

 

МАРТ

 

Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп

Мотивы выбора профессии

Первичные статистические данные, полученные при исследовании мотивов выбора профессии в экспериментальной и контрольной группе, приведены в таблице 12.

Таблица 12 Анализ первичных статистик по характеристике: уровень субъективного контроля (срзнач±стандотклон)


Мотивы

Престижности

Материального благополучия

Делового характера

Творческой реализации в труде

Эксперим-я группа

8,33±4,92

14,2±7,15

23,27±3,75

20,6±5,28

Контрольная группа

10,2±4,48

17,8±6,6

25,33±4,88

20,53±6,71

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты