Развитие самосознания студентов-психологов

Ступень индивидуализации связана с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой является нахождение человеком индивидуального, подлинно свободного собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени.

С началом ступени индивидуализации связана рефлексия всех своих способностей как действительно своих способностей. Юноша должен быть не только носителем своих способностей, не просто актуализировать их, но и стать их субъектом. На данной ступени впервые начинается авторство в становлении своих способностей, сознательно и целенаправленное саморазвитие. Мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование, и позволяет квалифицировать этот период как критический и назвать – кризисом юности.

Кризис юности как всякий критический период в психическом развитии имеет свои негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с людьми, способов и форм учебной деятельности и т.п.; с вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

В кризисе юности происходит изменение формы со-бытийности молодых людей с другими. Впервые партнером для молодого человека становится все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных идеалов и ценностей. Это – отношения в производственном и студенческом коллективе, с преподавателями, с родителями, с самим собой.

Кризис юности знаменуется существенными личностными перестройками, которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к крупным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы. Это возраст реализации потребности в конкретном жизненном самоопределении. С формированием жизненных планов, соответствующих уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным особенностям, кризис юности преодолевается.

Начало молодости (стадия принятия), возрастные границы которой 19-28 лет приходится как раз на студенческие годы. Молодые годы – это время овладения профессией, приобретения экономической ответственности, полное включение во все виды социальной и общественной жизни страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится свой образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе развиваются профессиональны роли и позиции, продолжается профессиональная подготовка, в первую очередь через самообразование.

В этот период ведущей становится профессиональная деятельность, на первый план выходи развитие профессионального самосознания. В ситуации, когда выбор уже сделан, профессиональная деятельность ставит перед каждым молодым человеком задачу движения и специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В некоторых случаях, молодой человек, попробовав себя в практической деятельности, может принять решение изменить жизненный выбор и поменять профессию.

Первое место работы, вступление в профессию являются большим творческим достижением в общественной сфере. То обстоятельство, что молодые люди с опозданием включаются в сферу реальной профессиональной и социальной деятельности, связано с тем, что фаза юности искусственно продлевается за счет длительных сроков обучения. Впоследствии это может привести к замедлению темпов профессионального, социального и психологического развития.

Большую помощь молодому человеку может оказать наставник, он способен вселить в него уверенность, разделяя или одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель-ребенок» к отношениям в мире взрослых сверстников. Наставник должен в достаточной степени обладать родительскими качествами, олицетворяя высокий уровень достижений, но в то же время проявлять к ученику сочувствие и симпатию, чтобы суметь преодолеть разрыв между поколениями и установить отношения на «равных».

Б. Ливехуд указывает, что в молодые годы внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы – возникает собственный уникальный внутренний мир. Появляется знание о собственной жизни как особой задаче, о добровольно выбираемой ответственности в отношении людей и общественных институтов. Ощущение себя личностью, находящейся в стадии становления, вначале является неустойчивым, что проявляется в сильном колебании чувств и стремлении испытать собственные способности в более близких человеческих отношениях и  профессиональной жизни.

Самооценка человека в этой фазе еще зависит от реакции на его действия и деятельность. Молодой человек стремиться проявить себя в различных ситуациях, чтобы понять и познать себя и свои способности, найти свое признание, стремится к самостоятельности, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным.

Подводя итог, можно заметить, что в студенческие годы происходит активное развитие самосознания человека: в юности формируются такие аспекты самосознания, как: самоотношение, самоинтерес, самопознание, Я-образ и т.п.; в молодости преимущественно – профессиональное самосознание.

Обратимся теперь к тем возможностям, которые предоставляет высшее учебное заведение для развития самосознания студентов-психологов.

1.3. Возможности развития самосознания студентов-психологов

1.3.1 Требования профессии к развитию уровня самосознания

Профессия психолога относится к тем профессиям, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность психолога обуславливает результат его взаимодействия с другими людьми. Поэтому формирование у студентов-психологов не только знаний, умений и навыков, необходимых для работы, но также и определенных личностных качеств, будет способствовать достижению наибольшего результата в обучении, а это в свою очередь будет способствовать достижению высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.

Современная система высшего образования приобретает характер личностно-ориентированного обучения, при котором на первый план выходит личностное развитие, а не обучение, т.е. качественное преобразование всех психических сфер сознания (физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной, духовной), а не формирование знаний, умений и навыков.

И.В. Вачков отмечает, что истинное развитие личности – это, прежде всего саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека. В.И. Слободчиков, Л.М. Митина указывают на тот факт, что становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия – повышения уровня самосознания. Поэтому реализация любых образовательных программ, ставящих своей целью личностно-профессиональное развитие, подразумевает специальную работу по развитию самосознания.

Развитие самосознания происходит в результате преодоления разнообразных трудностей, поисков выхода из проблемных ситуаций, разрешения жизненных противоречий, совершения смыслоопределяющих выборов. Таким образом, среди важнейших источников развития самосознания студентов в первую очередь следует назвать формирование у них субъектной позиции, в процессе которой происходит становление Я, обретение личностных смыслов и самопознание.


Сформированная субъектная позиция позволяет студентам стать активными участниками планирования и реализации своих образовательных траекторий, как в содержательном плане, так и во временном аспекте. Это означает освоение студентами важнейших компонентов самосознания личности: умения целеполагания, проектирования и конструирования, выбора индивидуального стиля своей деятельности (сначала учебной, затем – трудовой, профессиональной), становление мировоззрения, саморефлексии, самооценки и самоконтроля. При этом студенты должны стать активными участниками процессов управления качеством процесса образования и оценки получаемых результатов.

Критерии, которые позволяют фиксировать и анализировать субъектную позицию студента:

²   осознанный выбор профессии;

²   стремление к личностной и профессиональной самореализации;

²   отношение к себе как к субъекту собственной жизнедеятельности, субъектные связи между студентами и преподавателями, между студентом и учебной группой,

²   умение самостоятельно ставить цели, планировать и прогнозировать свою  жизнедеятельность;

²   умение контролировать, анализировать и оценивать себя, свою деятельность и поведение;

²   умение осуществлять коррекцию своей жизнедеятельности в интересах стремления к самообразованию и самовоспитанию.

И.И. Пчелин выделяет следующие характеристики субъектной позиции:

²   самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего «Образа Я», самопознанием и самоконтролем;

²   самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным основаниям;

²   самоопределение, которое связано с обозначением границ своего «Я»;

²   самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в «Я» человека;

²   самодеятельность, которую осуществляет субъект;

²   самостроительство, которое связано с развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности;

²   самоидентификация, связанная с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом.

Стимулирование и поддержка субъектной позиции студента осуществляется через: проведение самодиагностики (опросники, тестирование, интервью), методы самоанализа, самооценки; разработку студентами мероприятий, направленных на становление жизненной субъектности.

Этапы становления субъектной позиции будущего специалиста:

1.     нулевая (объектная) стадия, на которой формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания;

2.     объектно-субъектная стадия, предполагает овладение основами субъектного жизнетворчества, методологией субъектного обучения, субъектной позиции, создается информационно-субъектный фон, овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной деятельности, усиливается работоспособность в личностной и профессиональной самореализации;

3.     субъектно-объектная стадия, предполагает готовность к самостоятельному решению задач, преобразующему отношения к учебному труду и жизни, развитие регулятивных механизмов поведения и общения, индивидуальных способов творческого выражения, расширяющих поиск своеобразного почерка профессиональной деятельности;

4.     субъектная стадия - практическая реализация индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, осуществляется необходимая коррекция самоанализа учебно-профессиональных и жизненных достижений, точек роста, актуализация потребности в самосовершенствовании.

Государственный образовательный стандарт указывает на то, что выпускник вуза должен обладать такими характеристиками, как высокий уровень профессиональной образованности, высокоразвитый интеллект, творческий потенциал, знание новейших методов и технологий в соответствующей сфере деятельности, стремление к самообразованию, навыки самостоятельной работы, высокая адаптивность. Все эти качества формируются успешнее, если студент занимает при обучении субъектную позицию, т.е. является активным участником процесса образования. Сформировавшаяся субъектная позиция студентов позволяет оптимально организовывать учебный процесс, грамотно управлять им и добиваться успехов. Еще раз отметим, что формирование субъектной позиции студентов играет важную роль в развитии самосознания человека.


1.3.2 Возможности развития самосознания в учебно-профессиональном процессе

Одним из способов развития самосознания в учебно-профессиональном процессе является сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов.

Личностно-профессиональное развитие будущего психолога может быть исследовано в рамках акмеологической науки, которая, занимаясь изучением специалистов системы «человек-человек», выявляет важнейшие факторы достижения вершин в профессиональной деятельности.

С акмеологических позиций личность студента-психолога рассматривается как субъект познания, развития, профессиональной деятельности и общения и анализируется как многомерное, многоуровневое, целостное образование, гетерохронное по признакам развития и функционирования. Л.В. Темнова предлагает рассматривать личность студента-психолога в качестве открытой системы, функционирование которой возможно при наличии обратной связи между системой и средой, под средой в данном случае понимается: весь образовательный процесса в вузе, межличностные отношения (в вузе, семье), отношения в обществе в целом и др.

Л.В. Темнова указывает на то, что личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования - это поэтапный и динамичный процесс вхождения студента в профессию. Он включает в себя следующие личностные циклы:

²   адаптация к системе образования, профессиональному образу мыслей и образу действий;

²   идентификация обучающегося с требованиями и нормами профессиональной деятельности;

²   творческое саморазвитие и самореализация в осуществлении своих профессиональных ролей и функций.

Рассмотрим личностно-профессиональное развитие с точки зрения двух аспектов: организационного и содержательного.

В организационном аспекте личностно-профессиональное развитие:

²   происходит в процессе обучения, воспитания, деятельности, общения, познания и самопознания студентом-психологом функциональных задач профессии при осознании своего места в ней;

²   связано с совершенствованием умственных и физических возможностей, формированием способностей и психических структур, которые позволяют психологу осуществлять разнообразные виды деятельности, определяемые избранной профессией.

Процесс личностно-профессионального развития становится наиболее эффективным при условии, если он переходит в самоформирование качеств будущего специалиста и если обеспечиваются взаимосвязи с внешними организационными воздействиями на него. Следовательно, личностно-профессиональное развитие психолога в вузе преломляет в себе, с одной стороны, процессы целенаправленного его формирования в системе высшего образования, с другой стороны, - процессы само-созидания личностно-профессиональных свойств.

В содержательном аспекте личностно-профессиональное развитие психолога можно представить как процесс формирования профессионального самосознания и профессиональной готовности к профессиональной деятельности:

²   профессиональное самосознание рассматривается как процесс осознания студентом своих личностных задач в системе профессионального образования, тех требований, которые предъявляются избранной профессией к его личностным качествам, необходимым знаниям, умениям, навыкам и способностям;

²   профессиональная готовность выступает как направленность на профессиональную деятельность, включает в себя определенный уровень овладения специальными знаниями, умениями, навыками, профессиональными позициями и акмеологическими инвариантами, а также уровень саморазвития тех способностей, которые позволяют эффективно осуществлять профессиональные функции.

Система личностно-профессионального развития психолога в условиях вуза представляет собой совокупность взаимодействующих образовательных программ, моделей, алгоритмов и технологий, а также реализующих их субъектов и органов управления (см. Рис.4); эта система предполагает совокупность взаимосвязанных структур и функций, обеспечивающих выполнение социального заказа на подготовку психологов-профессионалов.

Рис.4 Составляющие системы личностно-профессионального

развития психолога в вузе

 


Л.В. Темнова выделяет основные требования, которым должна удовлетворять система личностно-профессионального развития психолога в вузе:

²   эффективность овладения системообразующим компонентом личностно-профессионального развития, в качестве которого выступает модельно-предметное присутствие цели труда психолога;

²   использование педагогических принципов разработки содержания личностно-профессионального развития психолога, оптимальной модели, алгоритма и технологии достижения его целей;

²   системность и органическая взаимосвязь личностно-профессионального развития психолога со всеми компонентами его труда;

²   оптимизация информационного, социально-психологического и организационного обеспечения изучаемого процесса.

Таким образом, личностно-профессиональное развитие психолога можно определить как непрерывный процесс индивидных, личностных, деятельностных изменений, происходящих под влиянием обучения, воспитания, социализации и самосовершенствования, обеспечивающих не только усвоение знаний, специальных технологий, но, прежде всего, формирование профессионально важных качеств.

В процессе обучения в вузе закладываются и развиваются основы личностных ценностей, профессионального самосознания и те личностно-профессиональные качества, которые обеспечивают компетентное выполнение профессиональной деятельности.

Личностно-профессиональное развитие психолога в высшей школе зависит от социальных условий обучения, воспитания, образования, особенностей организации педагогического процесса в высшей школе (его программно-целевой направленности, субъектно-деятельностных образовательных технологий, особенностей образовательной развивающей среды), личностного потенциала (мотивационных, ценностных и профессиональных компонентов личности) студента.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости создания научно обоснованной программы личностно-профессионального развития психолога и внедрения ее в вузовскую практику. Целью создания такой программы могло бы быть содействие личностно-профессиональному развитию студентов-психологов.

Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию

развития самосознания студентов-психологов

2.1.Методы и методики исследования развития самосознания студентов-психологов

В целях проверки эффективности программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ посредством 4 этапов (4 семестра) планируется провести формирующий эксперимент.

1 этап эксперимента: сентябрь-март 2006-2007 уч. года.

В эксперименте приняло участие 30 студентов-психологов:

²   экспериментальная группа: 15 человек.

²   контрольная группа: 15 человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты