Развитие самосознания студентов-психологов

Схема эксперимента:

01      х      02

                 03     04

Где х – реализация программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов.

В работе был использован квазиэкспериментальный план (с отступлением от схемы истинного эксперимента) для двух неэквивалентных групп с тестированием «до» и «после» воздействия.

Независимая переменная: программа акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ.

Зависимая переменная: самосознание студентов-психологов.

Методы исследования

-       теоретический анализ литературы;

-       эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент;

-       методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности отличий).

Методики исследования

Для комплексного исследования развития самосознания студентов-психологов, применялись следующие методики.

1.                 Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии»

Цель исследования: исследовать причины выбора профессии студентами-психологами.

Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.

Методику С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» см. в Приложении №3.

2.                 Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний»

Цель исследования: определить характеристики учебной мотивации студентов:

²                познавательный мотив – характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности;

²                мотив избегания – свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия;

²                мотив к смене текущей деятельности – раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент;

²                мотив самоуважения – выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности;

²                придание личностной значимости результатам деятельности;

²                проявление волевого усилия – выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием;

²                оценка своего потенциала;

²                намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности;

²                ожидаемый уровень результатов деятельности;

²                закономерность результатов – выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.

Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.

Методику В.К.Гербачевского «Определение уровня притязаний» см. в Приложении №4.

3.                 Методика М.Рокича «Определение ценностных ориентаций»

Цель исследования: определить содержание системы ценностей личности (этические, индивидуалистические, ценности принятия других людей и т.п.).

Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.

Методику М.Рокича для определения ценностных ориентаций см. в Приложении №5.

4.                 Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработана в НИИ им. Бехтерева

Цель исследования: оценка сформированности уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.

Методику исследования уровня субъективного контроля см. в Приложении №6.

5.                 Методика исследования степени развития рефлексивных способностей личности

Цель исследования: оценка степени развития рефлексивных способностей.

Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.

Методику исследования рефлексивных способностей личности см. в Приложении №7.

6.                 Проективная методика Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»

Цель исследования: изучение Образа Я.

Материал и оборудование: бумага, простой карандаш.

7.                 Методика В.В. Синявской, Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские способности»

Цель исследования: оценка степени развития коммуникативных и организаторских способностей человека.

Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.

Методику исследования коммуникативных и организаторских способностей личности см. в Приложении №8.

2.2 Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов в НФИ КемГУ

Применительно к личностно-профессиональному развитию психолога в процессе его подготовки в вузе наиболее продуктивными являются принципы акмеологии, поэтому с целью содействия личностно-профессиональному развитию студентов-психологов в НФИ КемГУ заместителем декана по воспитательной работе гуманитарного факультета Е.С. Манюковой была разработана программа воспитательной работы: «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ».

Методологической основой данной программы является акмеологическая концепция развития профессионала (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.).

Задачи программы:

1.     Развитие профессионального самосознания студентов-психологов 1–2 курсов.

2.     Формирование у студентов позиции «субъекта учебно-профессиональной деятельности».

3.     Развитие личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

4.     Создание благоприятного социально-психологического климата студенческой группы как условия полноценной самореализации студентов.

5.     Создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Субъектом реализации программы является куратор студенческой группы, помощником  – куратор-студент.

Средства реализации программы:

²   создание акмеограммы студента – как документа, отражающего наличный и потенциальный уровень личностно-профессионального развития студента-психолога;

²   кураторские часы;

²   тренинг профессионального самоопределения;

²   тренинг целеполагания;

²   тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств;

²   занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы.

Тематический план программы «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ» представлен в Приложении №1.

Содержание программы.

1 семестр

²   Создание акмеограммы студента. Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Содержательно ее можно представить как индивидуальный срез потенциального субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма в первую очередь высвечивает то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь большего профессионализма (см. в Приложении №2).

²   Кураторские часы:

№1: Знакомство с НФИ КемГУ.

№2: Социально-организационная специфика обучения в вузе.

№3: Рекомендации студентам по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения: правила поведения на учебных занятиях, правила конспектирования на лекциях, правила самостоятельной работы с литературой, правила написания научных текстов, правила подготовки к зачетам и экзаменам.

№4: Рекомендации студентам по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения: как планировать свою деятельность, как развивать ум и решать мыслительные задачи, как совершенствовать свои способности, как развивать память.

№5: Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента.

№6: Особенности построения взаимоотношений студента с преподавателями и администрацией вуза.

№7: Особенности построения отношений студентов друг с другом.

№8: Преодоление затруднений в ходе учебно-профессиональной деятельности.

№9. Анализ состояния учебно-профессиональной деятельности студентов за 1 семестр.

²    Тренинг профессионального самоопределения. Осмысление восприятия специальности, по которой обучается студент. Рефлексия и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов. Факторы будущей профессиональной деятельности. Рефлексия образа профессионала. Возможности реализации профессиональных целей.

²   Тренинг целеполагания. Соотношение мотивов и целей деятельности. Эффективное целеобразование. Внешние и внутренние цели. Фиксация промежуточных результатов деятельности. Анализ препятствий и возможных трудностей на пути достижения цели. Перспективы, связанные с достижением цели. Регламентация во времени (установление срока достижения цели).

²   Оптимизация социально-психологического климата группы. Принадлежность к группе. Умение вступать в контакт. Дружелюбие. Самооценка.

2 семестр

²   Кураторские часы:

№1: Планирование деятельности группы на 2 семестр.

№2: Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов учебно-профессиональной деятельности.

№3: Меры и способы предотвращения учебно-профессиональных затруднений.

№4: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства.

№5: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства.

№6: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 1 курс.

²   Тренинг профессионального самоопределения. Правила составления профессионального резюме. События и люди, повлиявшие на профессиональный выбор. Развитие навыков биографического мышления.

²   Тренинг уверенности в себе. Типы межличностного поведения: уверенное, агрессивное и неуверенное. Ситуационная проблема неуверенности. Основные категории уверенного поведения.

²   Оптимизация социально-психологического климата группы. Развитие новых взглядов друг на друга, формирование лучшего взаимопонимания. Умение слушать других. Доверие к людям. Развитие внутренней компетентности.

3 семестр

²   Кураторские часы:

№1: Планирование деятельности группы на 3 семестр.

№2: Решение текущих задач жизни группы.

№3: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства.

№4:  Решение текущих задач жизни группы.

№5: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 3 семестр.

²   Коммуникативный тренинг. Вербальное и невербальное общение. Пространство и его организация  в межличностном общении. Доверие и общение. Особенности восприятия и выражения эмоций. Способы эмоциональной саморегуляции. Осознание и вербализация чувств.

²   Оптимизация социально-психологического климата группы. Сотрудничество. Повышение самоуважения. Решение проблем и конфликтов.

4 семестр

²   Кураторские часы:

№1: Планирование деятельности группы на 4 семестр.

№2: Решение текущих задач жизни группы.

№3: Решение текущих задач жизни группы.

№4: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 2 курс.

²   Тренинг лидерских качеств. Базовые техники личной и командной эффективности. Проработка элементов имиджа. Технологии принятия решений. Способность быть влиятельным человеком.

²   Оптимизация социально-психологического климата группы. Техники работы с коммуникативными проблемами. Приемы аргументации собеседника. Техники снятия напряжения.

²   Акмеограмма студента: анализ личностно-профессионального развития студента в течение 1-2 курсов обучения.

Таким образом, сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов осуществляется следующими акмеологическими технологиями:

ﻼ      создание акмеограммы студента;

ﻼ      акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов;

ﻼ      тренинг профессионального самоопределения;

ﻼ      тренинг целеполагания;

ﻼ      тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств;

ﻼ      занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы.

Вышеперечисленные технологии направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик:

²   уровень субъективного контроля;

²   коммуникативные способности;

²   организаторские способности;

²   рефлексивные способности;

²   ценностные ориентации;

²   учебная мотивация;

²   Образ Я.

2.3 Анализ развития самосознания студентов-психологов

Результаты экспериментальной группы

Уровень субъективного контроля

Первичные статистические данные, полученные при исследовании уровня субъективного контроля (УСК) в экспериментальной группе, приведены в таблице 2.

Таблица 2 Анализ первичных статистик по характеристике: уровень субъективного контроля (срзнач±стандотклон)


Общий УСК

УСК в области достижений

УСК в области неудач

УСК в области производственных отношений

УСК в отношении здоровья и болезни

Сентябрь

27,4±5,96

7,2±2,01

7,07±1,58

5,07±1,39

3,47±0,83

Март

26,6±3,79

7,07±2,2

6,6±1,35

4,8±1,78

3,13±0,74


Качественный анализ результатов показал, что до эксперимента такие характеристики как: общая интернальность, интернальность в области достижений (Ид), в области производственных отношений (Ип), в отношении здоровья и болезни (Из) находились на высоком уровне развития; интернальность в области неудач (Ин) – на среднем. После эксперимента, позитивной динамики не наблюдается (см. Рис. 5). Проверка результатов на достоверность различий средних значений двух групп (до и после эксперимента) по t-критерию Стьюдента, значимых различий не показала.

Рис. 5 Уровень субъективного контроля студентов экспериментальной группы

Коммуникативные и организаторские способности

Первичные статистические данные, полученные при исследовании коммуникативных и организаторских способностей, приведены в таблице 3.

Таблица 3 Анализ первичных статистик по характеристике:

коммуникативные и организаторские способности  (срзнач±стандотклон)


Коммуникативные способности

Организаторские способности

Сентябрь

0,60±0,21

0,61±0,18

Март

0,62±0,23

0,60±0,14


Баллы по параметру «коммуникативные способности» в диапазоне от 0,56 – 0,65 указывают на средний уровень развития данных способностей, который выражается в том, что студенты охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают своё мнение, однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью.

Баллы по параметру «организаторские способности» в диапазоне от 0,56 – 0,65, указывают, на то, что уровень проявления вышеназванных способностей – ниже среднего (слабое проявление инициативы и общественной активности, избегание принятия решений).

Можно заметить, что качественных изменений в ходе эксперимента не произошло, коммуникативные и организаторские способности остались на том же уровне развития (см. Рис. 6). Значимых различий между средними значениями двух групп по t-критерию Стьюдента не обнаружено.

Рис. 6 Коммуникативные и организаторские способности

студентов экспериментальной группы

Рефлексивные способности

Первичные статистические данные, полученные при исследовании рефлексивных способностей, приведены в таблице 4.

Таблица 4 Анализ первичных статистик по характеристике:

рефлексивные способности  (срзнач±стандотклон)


Рефлексивные способности

Сентябрь

14,07±4,15

Март

17,73±4,42

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты