Схема эксперимента:
01 х 02
03 04
Где х – реализация программы акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов.
В работе был использован квазиэкспериментальный план (с отступлением от схемы истинного эксперимента) для двух неэквивалентных групп с тестированием «до» и «после» воздействия.
Независимая переменная: программа акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития студентов-психологов НФИ КемГУ.
Зависимая переменная: самосознание студентов-психологов.
Методы исследования
- теоретический анализ литературы;
- эмпирические: психодиагностическое тестирование, эксперимент;
- методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности отличий).
Методики исследования
Для комплексного исследования развития самосознания студентов-психологов, применялись следующие методики.
1. Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии»
Цель исследования: исследовать причины выбора профессии студентами-психологами.
Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.
Методику С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии» см. в Приложении №3.
2. Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний»
Цель исследования: определить характеристики учебной мотивации студентов:
² познавательный мотив – характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности;
² мотив избегания – свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия;
² мотив к смене текущей деятельности – раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент;
² мотив самоуважения – выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности;
² придание личностной значимости результатам деятельности;
² проявление волевого усилия – выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием;
² оценка своего потенциала;
² намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности;
² ожидаемый уровень результатов деятельности;
² закономерность результатов – выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.
Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.
Методику В.К.Гербачевского «Определение уровня притязаний» см. в Приложении №4.
3. Методика М.Рокича «Определение ценностных ориентаций»
Цель исследования: определить содержание системы ценностей личности (этические, индивидуалистические, ценности принятия других людей и т.п.).
Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.
Методику М.Рокича для определения ценностных ориентаций см. в Приложении №5.
4. Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработана в НИИ им. Бехтерева
Цель исследования: оценка сформированности уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.
Методику исследования уровня субъективного контроля см. в Приложении №6.
5. Методика исследования степени развития рефлексивных способностей личности
Цель исследования: оценка степени развития рефлексивных способностей.
Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.
Методику исследования рефлексивных способностей личности см. в Приложении №7.
6. Проективная методика Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»
Цель исследования: изучение Образа Я.
Материал и оборудование: бумага, простой карандаш.
7. Методика В.В. Синявской, Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские способности»
Цель исследования: оценка степени развития коммуникативных и организаторских способностей человека.
Материал и оборудование: бланк для ответов, ручка.
Методику исследования коммуникативных и организаторских способностей личности см. в Приложении №8.
2.2 Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов в НФИ КемГУ
Применительно к личностно-профессиональному развитию психолога в процессе его подготовки в вузе наиболее продуктивными являются принципы акмеологии, поэтому с целью содействия личностно-профессиональному развитию студентов-психологов в НФИ КемГУ заместителем декана по воспитательной работе гуманитарного факультета Е.С. Манюковой была разработана программа воспитательной работы: «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ».
Методологической основой данной программы является акмеологическая концепция развития профессионала (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.).
Задачи программы:
1. Развитие профессионального самосознания студентов-психологов 1–2 курсов.
2. Формирование у студентов позиции «субъекта учебно-профессиональной деятельности».
3. Развитие личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
4. Создание благоприятного социально-психологического климата студенческой группы как условия полноценной самореализации студентов.
5. Создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Субъектом реализации программы является куратор студенческой группы, помощником – куратор-студент.
Средства реализации программы:
² создание акмеограммы студента – как документа, отражающего наличный и потенциальный уровень личностно-профессионального развития студента-психолога;
² кураторские часы;
² тренинг профессионального самоопределения;
² тренинг целеполагания;
² тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств;
² занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы.
Тематический план программы «Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов 1–2 курсов НФИ КемГУ» представлен в Приложении №1.
Содержание программы.
1 семестр
² Создание акмеограммы студента. Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Содержательно ее можно представить как индивидуальный срез потенциального субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма в первую очередь высвечивает то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь большего профессионализма (см. в Приложении №2).
² Кураторские часы:
№1: Знакомство с НФИ КемГУ.
№2: Социально-организационная специфика обучения в вузе.
№3: Рекомендации студентам по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения: правила поведения на учебных занятиях, правила конспектирования на лекциях, правила самостоятельной работы с литературой, правила написания научных текстов, правила подготовки к зачетам и экзаменам.
№4: Рекомендации студентам по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения: как планировать свою деятельность, как развивать ум и решать мыслительные задачи, как совершенствовать свои способности, как развивать память.
№5: Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента.
№6: Особенности построения взаимоотношений студента с преподавателями и администрацией вуза.
№7: Особенности построения отношений студентов друг с другом.
№8: Преодоление затруднений в ходе учебно-профессиональной деятельности.
№9. Анализ состояния учебно-профессиональной деятельности студентов за 1 семестр.
² Тренинг профессионального самоопределения. Осмысление восприятия специальности, по которой обучается студент. Рефлексия и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов. Факторы будущей профессиональной деятельности. Рефлексия образа профессионала. Возможности реализации профессиональных целей.
² Тренинг целеполагания. Соотношение мотивов и целей деятельности. Эффективное целеобразование. Внешние и внутренние цели. Фиксация промежуточных результатов деятельности. Анализ препятствий и возможных трудностей на пути достижения цели. Перспективы, связанные с достижением цели. Регламентация во времени (установление срока достижения цели).
² Оптимизация социально-психологического климата группы. Принадлежность к группе. Умение вступать в контакт. Дружелюбие. Самооценка.
2 семестр
² Кураторские часы:
№1: Планирование деятельности группы на 2 семестр.
№2: Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов учебно-профессиональной деятельности.
№3: Меры и способы предотвращения учебно-профессиональных затруднений.
№4: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства.
№5: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства.
№6: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 1 курс.
² Тренинг профессионального самоопределения. Правила составления профессионального резюме. События и люди, повлиявшие на профессиональный выбор. Развитие навыков биографического мышления.
² Тренинг уверенности в себе. Типы межличностного поведения: уверенное, агрессивное и неуверенное. Ситуационная проблема неуверенности. Основные категории уверенного поведения.
² Оптимизация социально-психологического климата группы. Развитие новых взглядов друг на друга, формирование лучшего взаимопонимания. Умение слушать других. Доверие к людям. Развитие внутренней компетентности.
3 семестр
² Кураторские часы:
№1: Планирование деятельности группы на 3 семестр.
№2: Решение текущих задач жизни группы.
№3: Экскурсия в учреждения возможного будущего трудоустройства.
№4: Решение текущих задач жизни группы.
№5: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 3 семестр.
² Коммуникативный тренинг. Вербальное и невербальное общение. Пространство и его организация в межличностном общении. Доверие и общение. Особенности восприятия и выражения эмоций. Способы эмоциональной саморегуляции. Осознание и вербализация чувств.
² Оптимизация социально-психологического климата группы. Сотрудничество. Повышение самоуважения. Решение проблем и конфликтов.
4 семестр
² Кураторские часы:
№1: Планирование деятельности группы на 4 семестр.
№2: Решение текущих задач жизни группы.
№3: Решение текущих задач жизни группы.
№4: Анализ учебно-профессиональной деятельности студентов за 2 курс.
² Тренинг лидерских качеств. Базовые техники личной и командной эффективности. Проработка элементов имиджа. Технологии принятия решений. Способность быть влиятельным человеком.
² Оптимизация социально-психологического климата группы. Техники работы с коммуникативными проблемами. Приемы аргументации собеседника. Техники снятия напряжения.
² Акмеограмма студента: анализ личностно-профессионального развития студента в течение 1-2 курсов обучения.
Таким образом, сопровождение личностно-профессионального развития студентов-психологов осуществляется следующими акмеологическими технологиями:
ﻼ создание акмеограммы студента;
ﻼ акмеологическое информирование, осуществляемое посредством кураторских часов;
ﻼ тренинг профессионального самоопределения;
ﻼ тренинг целеполагания;
ﻼ тренинги личностного развития: тренинг уверенности в себе, коммуникативный тренинг, тренинг лидерских качеств;
ﻼ занятия по оптимизации социально-психологического климата студенческой группы.
Вышеперечисленные технологии направлены на развитие у студентов-психологов следующих характеристик:
² уровень субъективного контроля;
² коммуникативные способности;
² организаторские способности;
² рефлексивные способности;
² ценностные ориентации;
² учебная мотивация;
² Образ Я.
2.3 Анализ развития самосознания студентов-психологов
Результаты экспериментальной группы
Уровень субъективного контроля
Первичные статистические данные, полученные при исследовании уровня субъективного контроля (УСК) в экспериментальной группе, приведены в таблице 2.
Таблица 2 Анализ первичных статистик по характеристике: уровень субъективного контроля (срзнач±стандотклон)
Общий УСК |
УСК в области достижений |
УСК в области неудач |
УСК в области производственных отношений |
УСК в отношении здоровья и болезни |
|
Сентябрь |
27,4±5,96 |
7,2±2,01 |
7,07±1,58 |
5,07±1,39 |
3,47±0,83 |
Март |
26,6±3,79 |
7,07±2,2 |
6,6±1,35 |
4,8±1,78 |
3,13±0,74 |
Качественный анализ результатов показал, что до эксперимента такие характеристики как: общая интернальность, интернальность в области достижений (Ид), в области производственных отношений (Ип), в отношении здоровья и болезни (Из) находились на высоком уровне развития; интернальность в области неудач (Ин) – на среднем. После эксперимента, позитивной динамики не наблюдается (см. Рис. 5). Проверка результатов на достоверность различий средних значений двух групп (до и после эксперимента) по t-критерию Стьюдента, значимых различий не показала.
Рис. 5 Уровень субъективного контроля студентов экспериментальной группы
Коммуникативные и организаторские способности
Первичные статистические данные, полученные при исследовании коммуникативных и организаторских способностей, приведены в таблице 3.
Таблица 3 Анализ первичных статистик по характеристике:
коммуникативные и организаторские способности (срзнач±стандотклон)
Коммуникативные способности |
Организаторские способности |
|
Сентябрь |
0,60±0,21 |
0,61±0,18 |
Март |
0,62±0,23 |
0,60±0,14 |
Баллы по параметру «коммуникативные способности» в диапазоне от 0,56 – 0,65 указывают на средний уровень развития данных способностей, который выражается в том, что студенты охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают своё мнение, однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью.
Баллы по параметру «организаторские способности» в диапазоне от 0,56 – 0,65, указывают, на то, что уровень проявления вышеназванных способностей – ниже среднего (слабое проявление инициативы и общественной активности, избегание принятия решений).
Можно заметить, что качественных изменений в ходе эксперимента не произошло, коммуникативные и организаторские способности остались на том же уровне развития (см. Рис. 6). Значимых различий между средними значениями двух групп по t-критерию Стьюдента не обнаружено.
Рис. 6 Коммуникативные и организаторские способности
студентов экспериментальной группы
Рефлексивные способности
Первичные статистические данные, полученные при исследовании рефлексивных способностей, приведены в таблице 4.
Таблица 4 Анализ первичных статистик по характеристике:
рефлексивные способности (срзнач±стандотклон)
Рефлексивные способности |
|
Сентябрь |
14,07±4,15 |
Март |
17,73±4,42 |