Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств, при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень его самосознания.
Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «Образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различаться и по направленности на свое Я: у одних «Образ Я» в центре сознания, у других на периферии; и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие – социальным, третьи – духовным.
В-третьих, это степень внутренней цельности, последовательности образа Я. Он может отличаться внутренней согласованностью, либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом себе. Противоречивость и непоследовательность образа Я вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.
В-четвертых, это степень устойчивости образа Я во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.
В содержании «Образа Я» выделяют следующие составляющие:
² «Я» настоящее – то, каким видит себя человек в данный момент, эта составляющая является центром самосознания;
² «Я» динамическое – то, каким человек планирует стать в будущем, эта составляющая имеет большое значение для самосовершенствования и личностного роста;
² «Я» идеальное – то, каким человек хочет быть, исходя из моральных норм и ценностей, это внутренний эталон, по которому человек оценивает себя и других;
² «Я» ретроспективное – представления о себе в прошлом, необходимый компонент для осмысления и оценки своей жизни;
² Функционально-ролевое «Я» – представление о себе в контексте той или иной социальной роли, необходимо для оценки и коррекции своего поведения в разных ситуациях;
² Изображаемое «Я» – то, каким человек демонстрирует себя перед другими, это «маска» человека;
² «Я» социальное – то, каким, по мнению человека, его видят окружающие;
² «Я» физическое – то, каким человек воспринимает свою внешность. Эта составляющая играет важную роль в межполовых отношениях, особенно важна в подростковом возрасте;
² «Я» духовное – то, как человек представляет себя со стороны высших духовных ценностей, выступает как духовный центр личности.
Интегральным измерением «Образа Я» выступает:
² самопринятие: благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей;
² самоуважение личности: соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности, У. Джемс вывел «формулу самоуважения»: самоуважение = успех/ притязания, чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь успех в деятельности повышает самоуважение человека.
Особую роль в развитии человека, как субъекта труда играет становление профессионального самосознания. С.А. Дружилов рассматривает профессиональное самосознание как процесс и результат осознания себя в профессиональной сфере, целенаправленного регулирования на этой основе своего поведения, деятельности и отношений. В структуру профессионального самосознания по А.К. Марковой входят:
² осознание норм, правил выполняемой профессиональной деятельности;
² формирование профессионального кредо;
² соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном;
² оценка себя другими, профессионально референтными людьми;
² самооценка, в которой выделяются когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности и эмоциональный аспект.
Таким образом, самосознание – процесс осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый структурный компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Самосознание имеет социальное происхождение и возникает в ситуациях совместной деятельности. Содержанием самосознания являются всевозможные качества человека, как индивида, субъекта, индивидуальности, таким образом, туда входят черты характера, способности, особенности внешности, поступки и др. Субъективно самосознание переживается как чувство «Я». Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания.
1.2. Развитие самосознания в студенческом возрасте
Студенчество – важный период в жизни человека, когда завершается подготовка к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности, происходит формирование ценностей, мировоззрения. Возрастные границы студенчества условны: от 16/17 до 21/22 лет.
Для понимания особенностей студенческого возраста, обратимся к периодизации психического развития человека, предложенной В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым. Специфика данной периодизации заключается в том, что она представляет собой: карту человеческих общностей (ступеней развития), внутри которых могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, тех способностей, которые необходимы для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.
В построении новой общности выделяют две фазы:
² период становления со-бытийности, когда образуются способности, позволяющие индивиду входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры;
² период становления само-бытийности, что позволяет человеку выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы.
Вхождение в новую общность подобно рождению и сопровождается сдвигом, преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и с собой, поэтому период вхождения в новую общность назван «кризисом рождения». Разрыв, противоречие между сложившейся формой совместного бытия и деятельности и возможностью нового, более высокого уровня со-бытия и создает явление кризиса. Кризис рождения, таким образом, это всегда поиск новых форм со-бытийности.
На фазе со-бытийности человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявленные ему ожидания и старается им соответствовать. Поскольку в любой общности участвуют, по крайней мере, двое, то задача партнера – включить в общность другого со всей его индивидуальностью, что можно сделать, изменяя себя и свои способы соединения с людьми. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств назван стадией принятия («Мы – вместе!»). Когда ребенок становится достаточно инициативным в поддержании и построении общности, когда его самостоятельность по построению совместного действия становится вполне очевидной, взрослый начинает работать «на разрыв» уже сложившегося типа совместности.
Если на стадии принятия усилия ребенка и взрослого были направлены на общее дело – на созидание новой общности, то в момент кризиса развития образуется разрыв и разнонаправленность инициатив партнеров. Так, усилия взрослого направлены на ориентирование ребенка на поиск новых способов самоопределения, на освоение нового слоя своей самости. И хотя усилия ребенка все так же направлены на продолжение совместного status quo, однако незаметно для себя, он восстанавливает и осуществляет прежнюю систему отношения на новой предметности – им самим для себя открытой.
Именно с восстановления совместности на новой, ребенком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности – стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности («Мы вместе, но ты – свое, а я свое!»). Само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но уже в другом пространстве, в новой форме со-бытийной общности. В таблице 1 обозначены базисные общности или ступени развития человека.
Таблица 1 Периодизация психического развития человека
Ступени развития |
Период становления со-бытийности |
Период становления само-бытийности |
||
Кризисы рождения |
Стадии принятия |
Кризисы развития |
Стадии освоения |
|
Оживление |
Родовой кризис 2 мес. – +3 нед. |
Новорожденность 0,5 – 0,4 мес. |
Кризис новорожденности 3,5 – 7 мес. |
Младенчество 6 – 12 мес. |
Одушевление |
Кризис младенчества 11 – 18 мес. |
Раннее детство 1,5 – 3 года |
Кризис раннего детства 2,5 – 3,5 года |
Дошкольное детство 3 – 6,5 лет |
Персонализация |
Кризис детства 5,5 – 7,5 лет |
Отрочество 6,5 – 11,5 лет |
Кризис отрочества 11 – 14 лет |
Юность 13 – 18 лет |
Индивидуализация |
Кризис юности 17 – 21 год |
Молодость 19 – 28 лет |
Кризис молодости 27 – 33 года |
Взрослость 32 – 42 года |
Универсализация |
Кризис взрослости 39 – 45 лет |
Зрелость 44 – 60 лет |
Кризис зрелости 55 – 60 лет |
Старость 62 – … |
Можно заметить, что период студенчества (от 16/17 до 21/22 лет) приходится на пору юности, начало молодости. Остановимся более подробно на данных возрастных периодах развития человека.
Юность (стадия освоения) располагается на третьей ступени развития, которая называется персонализация. Данное слово, соединяющее в себе значение «личины» (роли, маски) и духовного «лика», акцентирует, с одной стороны важнейший момент личностного развития – появление способности к самоопределению и саморазвитию, с другой – ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигнувшей внутренней свободы от ближайшего социального окружения.
На ступени персонализации, в юности – реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется лично и по-своему, становится общественный взрослый – Учитель, Мастер, Наставник. Взрослый ценен и значим, прежде всего, своей реальной взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила, понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного бытия – в ремесле, науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно через приобщение к деятельным формам взрослости человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы своей самотождественности внутри совместного бытия с другими (см. Рис. 2).
Рис.2 Стадия персонализации
Юность – завершающая стадия ступени персонализации. Основные результаты развития на этой стадии:
² саморефлексия;
² окончательное формирование образа своего Я, осознание собственной индивидуальности, само-бытийности;
² становление мировоззрения;
² появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.
Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия своего Я к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности. В качестве главного результата развития на этой стадии выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Одно из достижений ступени – новый уровень самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Отсюда желания утвердиться среди окружающих людей – тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, произведений литературы и искусства; в особых выражениях; в неприятии некоторых общепринятых положений.
Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Отсюда – само-рефлексия, способность замечать проявления характера, свойств воли, особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений.
Центральный психологический процесс в самосознании – формирование личной идентичности, индивидуальной самотождественности, единства. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны и многие жизненные планы юноши.
Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать свои недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается.
Важный компонент самосознания – самоуважение. В юности молодой человек принимает сам себя, он учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие – важнейший признак становления личностного способа бытия.
Юность – период окончательного формирования образа своего Я, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания в кризисе отрочества. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юношам и девушкам свойственно повышенное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица, поведения и движений. Они склонны находить у себя физические отклонения даже в тех случаях, когда все показатели соответствуют норме. Эта повышенная чувствительность может вызвать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера. Однако общее эмоциональное самочувствие юношей и девушек становится более ровным, нет резких аффективных вспышек, которые возникали в подростковом возрасте из-за общей повышенной возбудимости.
Период юности – период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовное – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социально и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связано с формированием мировоззрения. Юность – решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни у человека появляется потребность построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в мире. Юноша ищет формулу, которая осветила бы ему и смысл собственного бытия, и перспективы всего человечества.
Характерное приобретение юности – формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере социального продвижения и материального благополучия, их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно конкретны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. В этом проявляется недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что юность является стадией консолидации сил для выхода в самостоятельную жизнь, для формирования психологической установки на взрослую, серьезную жизнь.
Начало ступени индивидуализации (см. Рис. 3) связано с кризисом юности (кризис рождения): 17 – 21 год, который охватывает практически весь период обучения в вузе. Исходные условия развития кризиса – выход в самостоятельную жизнь и реализация личных планов.
Рис.3 Стадия индивидуализации
Основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждения профессионально выбора. Юноши и девушки начинают действовать, реализуют жизненные планы, утверждают выбранный образ жизни, осваивая профессию или включаясь в трудовую деятельность.
Нередки разочарования в профессиональном и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. Среди тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза.
В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом – кризисом смыла жизни. Отсутствие внутренних и внешних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм, крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду.
Важное место в развитии самосознания молодых людей занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь вычленяются вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения и самопознания.