Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Материал и оборудование: аудиокассета с записью голосов птиц; изображения-иллюстрации: ребенок и взрослый, мальчик и девочка, сердитый мальчик Никита, игрушка ослик; иллюстрации (изображения пещерных людей, рыцарей, мушкетеров, принцесс, туркменов, эстонцев, африканцев, индийцев, японцев).

Методы и приемы: игра, направленная на создание эмоционального настроя; беседа с детьми; проигрывание ситуации; игра, направленная на снятие напряжения.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Паровозик». Цель: помочь замкнутым детям вступать в контакт со сверстниками.

- Дети, встаньте в круг. Каждый из вас сейчас побудет в роли паровозика, а остальные дети в роли вагонов. «Паровозик» должен кого-нибудь изобразить (человека, животного, птицу), а «вагоны» - повторить за ним и отгадать, кого они изобразили.

Появляется Фея:

- Здравствуйте, дети! Сегодня утром я пролетала над лесом, в котором первыми проснулись птицы, и они весело щебетали, приветствуя начало дня. Послушайте их. (Запись аудиокассеты с голосами птиц.)

- Доброе утро! — птицы запели.

-Добрые люди, вставайте с постели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

(А. Кондратьев)

— С каких слов начали утро птицы? А вы какими словами встречаете новый день? А что говорят вам родители, когда вы проснулись?

- Давайте разыграем с вами такую ситуацию. Необходимо изобразить, как будят и что говорят вам ваши родные: бабушка, дедушка, мама, папа, старшая сестра. Давайте определим, кто какую роль будет выполнять. (Распределяют роли, и проигрывается ситуация.)

- Какие еще слова приветствия вы знаете?

- Какими словами приветствуют других людей ваши бабушки, мамы, папы, старшие братья?..

- Дети, посмотрите на эти иллюстрации, как вы думаете, кто первым должен поздороваться? (Иллюстрации с изображением мальчика и девочки, взрослого человека и ребенка.)

- Конечно, первыми должны поздороваться мальчик с девочкой, ребенок со взрослым. А вы всегда так поступаете?

- Какие слова могут звучать при обращении к знакомым и незнакомым взрослым, к ровесникам? («Доброе утро», «Добрый день», «Здравствуйте».)

- Какие адресованы ровесникам? («Привет», «Салют».) Фея :

— Дети, а я знаю вот какого мальчика (показывает иллюстрацию). Может, и среди ваших знакомых есть такой мальчик или девочка?


То ли праздник, то ли будни,

Повелось с давнишних лет,

Что друг другу молвят люди:

- Добрый день!

- Салют!

- Привет! -

Скажет так один другому,

И обоим веселей.

А Никита возле дома

Бродит, словно Бармалей.

И надутый, и сердитый

Наш «приветливый» Никита.

От него привета нет,

Он припрятал свой привет.

Что в дремучих джунглях слон

Головой слону кивает, —

Отдает и слон поклон.

А как звонко утром летним Берестянка:

«Цвинь-цвинь-цвень!»

- «Добрый день!» — щегол ответит.

Правда, пень молчит как пень.

И надутый, и сердитый

Наш «приветливый» Никита.

(Э. Огнецвет)


Фея:

- Есть ли среди ваших знакомых дети, которые похожи на Никиту? Давайте поможем Никите. Как вы считаете, каким тоном мы должны произносить слова приветствия? (Доброжелательным, ласковым.) А почему? Когда произносим слово «здравствуйте», мы желаем здоровья другим. Когда произносим другие слова приветствия, мы должны показать, что мы рады видеть друг друга, поэтому необходимо улыбнуться, приветливо посмотреть в глаза, так приветствуют друг друга русские люди.

У каждого народа существуют свои традиции приветствия: так, туркмены, когда здороваются, то наклоняются вперед друг к другу, руки при этом свисают как плети; некоторые племена Африки трутся носами; индийцы наклоняются друг к другу вперед, при этом правую руку прижимают к груди и к сердцу; японцы делают поклон, при этом руки держат шпилеобразно.

И у русского народа были разные традиции: наши предки -первобытные пещерные люди — обнимали друг друга; рыцари, мушкетеры правой рукой поднимали забрало шлема; принцессы делали реверанс — полуприседали и наклоняли голову.

- Дети, а теперь каждый из вас будет заходить по очереди в группу и приветствовать нас. (Проигрывание ситуации.)

- А теперь представьте, что вы превратились в сказочных героев. Вам нужно будет произнести слово «Здравствуйте» так, как бы это сказали хитрая лиса, Кощей Бессмертный, Папа Карло, Дюймовочка, Бармалей...

- Как вы думаете, всегда ли тот, кто здоровается, приветливо улыбается, считается вежливым? Послушайте историю про одного ослика. (Показывает куклу и читает стихотворение.)


«ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»

Был ослик

Очень вежлив,

Воспитанный он был.

Всем улыбался,

Кланялся

И «Здравствуй»

Говорил.

Потом

Он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень — тюфяк,

А заяц — трус,

А лев — дурак,

А слон — обжора

И толстяк...

Ни разу доброго

Словца

Он не сказал

Ни про кого, -

И я прошу тебя,

Дружок,

Не будь похожим

На него.

(И. Пивоваров)


- Дети, вежливый ли был ослик? (Нет.) А почему? Ведь ослик улыбался, кланялся, говорил -- «Здравствуй».

- Правильно, ребята, воспитанным и вежливым считается тот, кто всегда к своим знакомым или незнакомым остается доброжелательным.

Фея:

- Сейчас я вам расскажу необычную историю про одного мальчика. (Дж. Родари. «Розовое слово «привет».)

«Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: "Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки". Потом велел мальчику поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел слово "у-у-у-ф", тоже нехорошее слово, затем слово "отстань", тоже плохое. Наконец он обнаружил розовое слово "привет". Положил его в карман и отнес домой, после этого научился говорить хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком».

Фея :

- Вот какую интересную историю вы услышали. Какое же слово помогло стать мальчику добрым? Ребята, а с вами происходило такое?

- Дети, какие слова приветствия вы сегодня произносили? Как их необходимо говорить при встрече с другими людьми?

- А теперь настало время для отдыха. Давайте поиграем в игру «Пылесос и пылинки».

- Дети, как у нас пыльно в комнате. Представьте, что пылинки это вы, они летают. (Дети бегают по комнате.) Я буду убирать комнату пылесосом. (Фея имитирует движение включения пылесоса. Дети, кружась, приближаются к Фее и медленно опускаются на пол.)

Фея прощается с детьми до новой встречи.

ЗАНЯТИЕ №4

Цель: познакомиться с различными формами прощания; показать, как соединены добрые чувства и слова, которые необходимо произносить при расставании.

Материал и оборудование: изображения-иллюстрации (Малыш и Карлсон; Винни-Пух и Кролик).

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; слушание отрывков из произведений; проигрывание ситуации; игра, направленная на расслабление.

Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Дружная семья». Цель: развивать у детей неречевые средства общения.

Воспитатель:

- Дети, встаньте в круг. Каждый из вас должен выбрать определенную роль (мамы, папы, бабушки, дедушки...), а при помощи движений рук и тела покажите, кто чем занимается дома в вашей семье (мама стирает, папа читает газету, бабушка вяжет...).

Воспитатель:

- Дети, сегодня Фея не сможет к нам прилететь, поэтому мы сами отправимся к ней в гости. Сядем на волшебный ковер-самолет и полетим в Страну Вежливости (Дети садятся на ковер.)

— Вот мы и на месте. А это замок Феи.

Появляется Фея, она обращается к детям:

— Здравствуйте, дети! Проходите, располагайтесь поудобнее, будьте как дома. На прошлой нашей встрече вы познакомились с разными словами приветствия. Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно прощаться друг с другом и какие слова при этом необходимо произносить. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы сможем увидеть и услышать знакомых вам героев Винни-Пуха и его друга Кролика. (Показывает иллюстрации.) Интересно, о чем же они говорят? Давайте послушаем.

«Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

— Уже пора? — вежливо спросил Кролик. Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся. Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик. Вслух он спросил:

— Уже пора?

- Ну, — замялся Пух, — я мог бы побыть еще немного, если бы ты... если бы у тебя... — запинался он и при этом почему-то не сводил глаз с буфета.

— По правде говоря, - сказал Кролик, - я сам собирался пойти погулять.

— А-а, ну хорошо, тогда и я пойду. Всего хорошего.

- Ну, всего хорошего...»

(А. Милн)


Фея:

— Как прощаются Пух и Кролик? Какие слова они произносят при этом? (Всего хорошего.) Как вы думаете, можно так прощаться? А какие слова вы произносите, когда уходите из гостей? Что можно пожелать гостеприимным хозяевам?

— Дети, сейчас вы услышите, как прощаются Малыш и Карлсон.

«Привет! — крикнул Карлсон. -- Теперь вам волей-неволей придется некоторое время обойтись без меня. Я тороплюсь.

— Привет, Карлсон! — крикнул Малыш. -- Тебе в самом деле пора улетать?

— Так скоро? — печально добавила фрекен Бок.

— Да, мне надо поторопиться! — крикнул Карлсон. — А то я опоздаю к ужину. Привет! - И он улетел».

(А, Лиидгрен)

— Какое слово употребил при прощании Карлсон? (Привет.) Как вы думаете, он ничего не перепутал? Можно ли при прощании с незнакомыми взрослыми сказать «привет»?

— Что вы говорите при расставании с родителями, со своими друзьями?

— Давайте разыграем с вами такие ситуации. Кто-то из вас будет исполнять роль ребенка, а кто-то роль взрослых.

1. Представьте, что на вокзале взрослые (мама, папа) провожают своих детей отдыхать к бабушке и дедушке. Подумайте, что и как вы будете говорить друг другу.

2. Представьте, что уже поздно, и вы ложитесь спать. Какие слова вы скажете друг другу? Покажите, как это делают ваши родители.

Фея:

- Дети, вот и настало время расставания. Какие слова прощания вы сегодня произносили?

- Давайте по русскому обычаю присядем перед дальней дорогой и хорошенько подумаем, что ожидает каждого из нас.

Воспитатель:

- Давайте Фею поблагодарим и попрощаемся с ней до следующей встречи. Подумайте, какие слова мы для этого употребим? А можно ли сказать слово «прощайте»? Когда мы произносим это слово, то уверены в том, что уже не встретимся с ней никогда. А вы хотите еще встретиться с Феей?

- Теперь каждый из вас должен подумать и пожелать Фее что-то доброе и приятное. (Дети произносят свои пожелания.)

Дети:

- До свидания, Фея! Воспитатель:

- А теперь нам пора отправиться в путь. (Дети садятся на ковер.)

Нам желают:

— Доброго пути!

Будет легче.

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему-нибудь.

(А. Кондратьев)

Воспитатель:

- Дорога нас сильно утомила, давайте немного отдохнем. Поиграем в игру «Факиры». Сядьте в позу лотоса, закройте глаза и медленно опустите голову себе на грудь.

ЗАНЯТИЕ № 5


Цель: обучить детей уместному использованию слов благодарности.

Материалы и оборудование: изображения-иллюстрации: мальчик, девочка, слоненок.

Предварительная работа: нарисовать рисунок на тему «Подарок другу».

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; прием ТРИЗ «Что было бы, если...»; проигрывание ситуации; игра, направленная на двигательное раскрепощение.

Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Любимый сказочный герой». Цель: развивать умение изображать любой сказочный образ при помощи жестов и мимики.

— Вспомните своих любимых сказочных героев, на которых вам хотелось быть похожими. По очереди представьтесь от имени героя, например «Я — Золушка» и подвигайтесь, как ваш герой, изобразите, что он любит делать.

(Появляется Фея. Она приветствует детей.)

Фея :

- Дети, я сейчас вам прочитаю стихотворение-загадку, послушайте.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

(И. Токмакова)

— Ребята, кто догадался, что это за слово? (Спасибо.) Что это слово означает? Когда мы его произносим? (Когда благодарим другого за что-то.)

- Кого вы благодарите и за что?

Когда это слово можно услышать в транспорте? (Когда человеку уступили место.) В магазине? (Когда продавец отдает покупку.) В парикмахерской? (Когда подстригли или сделали прическу.)

- Кто знает, как еще можно поблагодарить человека? Назовите слова. (Благодарю, большое спасибо.)

- А теперь послушайте, как благодарят дети своих родителей.

После обеда

Мать сына спросила:

— Что нужно сказать? —

Сын ответил: — Спасибо! —

Спроси у знакомого и у соседа,

Что говорят они после обеда?

Каждый вам скажет, что не красиво

После обеда Забыть про спасибо.

А Лидочка наша

Иначе воспитана.

После обеда

Всегда говорит она:

- Я не бу-ду

Мы-ть по-су-ду!

(В. Татаринов)

— Как вы думаете, почему мама напоминает сыну о том, что нужно сказать слово «спасибо»?

- А вы всегда говорите это слово вашим родным после приема пищи (после завтрака, обеда, ужина)!

- Можно ли Лидочку считать воспитанной девочкой?

- Есть ли среди ваших знакомых такие дети, которые так отвечают родителям?

- Как вы думаете, как можно поблагодарить другого, не произнося слово «спасибо»? (При помощи, жеста.)

- Дети, вы, наверное, любите получать подарки. Сейчас вы поучитесь принимать их. Вы, я знаю, дома нарисовали подарок друг другу. Теперь каждый из вас будет преподносить другу свой подарок. Продумайте, как можно поблагодарить (употребляя слова и без слов). (Проигрывается ситуация.)

- Дети, вы были очень приветливы, и каждый по своему поблагодарил за подарок. Воспитатель дарит Фее рисунок с изображением маленького слона. Фея благодарит воспитателя и показывает подарок детям.

— Послушайте, какая история произошла со слоненком.


«СЛОНЕНОК — МАЛЮТКА»

В лесу заблудился слоненок-малютка,

Слоненку в лесу одиноко и жутко.

Спустилась, сгустилась вечерняя мгла...

Спасибо, знакомая утка

Малютку домой привела.

Слониха от радости громко трубила

И даже слоненка отшлепать забыла.

(В. Татаринов)


— Что же случилось со слоненком? Кто помог ему выбраться из лесной чащи? Как вы думаете, какие слова скажет мама-слониха знакомой утке?

— Дети, когда же мы произносим слова благодарности? (Когда нам что-то подарили, когда нам сделали что-то приятное, когда благодарим кого-то за его труд, когда нам оказали помощь. В магазине — когда что-то купили, в парикмахерской — когда нас подстригли; в транспорте — когда нам уступают место...)

- Ребята, как вы думаете, что было бы, если бы люди перестали благодарить друг друга? Какими бы стали люди?

Фея :

- Сегодня вы узнали много интересного про слова благодарности. Я думаю, что после нашей встречи вы никогда не будете забывать говорить их. (Предлагает детям игру «Походки».)

- Изобразите походки различных людей и животных, походите, как старик, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как котенок, как лев, как медведь.

Фея прощается с детьми до новой встречи.

ЗАНЯТИЕ № 6


Цель: обучить детей умению выражать свое настроение и чувствовать эмоциональное состояние другого.

Материалы и оборудование: иллюстрации-изображения людей с разным выражением лица (грусти, радости, страха, удивления); пиктограммы — схематичное изображение лица с выражением грусти, радости, страха, удивления; аудиокассета с записью музыки; раздаточный материал: листы бумаги и краски.

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; слушание музыки; рисование пиктограмм; игра, направленная на двигательное раскрепощение.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Пошли письмо».

Цель: воспитывать гуманные отношения друг к другу.

Выбирается ведущий. Дети становятся в круг и берутся за руки. Водящий становится в центр круга. Он говорит (например): «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Ребенок начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше. Почтальон должен «перехватить» письмо.

Появляется Фея. Она здоровается с детьми.

Фея :

- Я сегодня приглашаю вас в путешествие по волшебным странам с необычными названиями. Название страны соответствует настроению тех людей, которые живут в них. (Показывает иллюстрации, в которых изображены люди с разным выражением лица: удивления, страха, гнева, печали, радости.) Для этого мне нужно взмахнуть волшебной палочкой.

- Вот мы с вами попали в первую страну. Вы слышите, здесь звучит мелодия. (Запись музыки таинственного характера.)

~ Дети, какой характер у музыки? (Таинственный.) Кажется, что сейчас что-то произойдет, и мы с вами удивимся. Как вы думаете, какие люди здесь живут? Какое выражение лица у них? (Удивления.) Подойдите ко мне и выберите иллюстрацию, на которой изображен человек с этим настроением. А теперь попробуйте это настроение изобразить. Какое выражение глаз, рта, бровей при этом? (Показывает пиктограмму.)

~ Правильно, ребята, когда мы удивляемся, то брови у нас приподняты, рот приоткрыт, глаза широко раскрыты.

- Дети, что вас удивило совсем недавно? Чему удивляются ваши родители?

- Так как же называется эта страна? (Удивление.)

- Сейчас мы с вами попадем в другую страну. Послушайте, какая музыка звучит здесь. Назовите ее характер. (Веселая, жизнерадостная, светлая, праздничная.) С каким настроением живут здесь люди? (С настроением радости.) Выберите иллюстрацию, на которой изображен человек с этим настроением. Попробуйте изобразить, как люди радуются. (Показывает пиктограмму.) Уголки рта приподняты, глаза немножко прищурены. Как вы думаете, какие цветы в этой стране растут, какие животные обитают (в соответствии с этим настроением), какое здесь время года?

- Дети, чему вы радуетесь? Как вы думаете: «Радость — это когда...» (Дети продолжают.)

- Ребята, если бы вы стали рисовать эту страну, то какого цвета краски вы использовали?

- Мы прощаемся со страной «Радость» и попадаем в другую страну. Послушайте, какая музыка здесь звучит. Какой характер у нее? (Печальный, грустный.) С каким настроением здесь живут люди? Выберите нужную иллюстрацию. А если бы вы стали рисовать такое настроение, то какого цвета краски вы взяли бы? Попробуйте изобразить печальное лицо. (Показывает пиктограмму.) Уголки рта, брови опущены, глаза выражают тоску.

- Ребята, а у вас бывает такое настроение? Пытаетесь ли вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?

- На какое время года похоже это настроение, на какую погоду, на какой цвет?

- Как же эта страна называется? (Печаль.)

- Вот и последняя страна, которую мы сегодня посетим. Слышите, ребята? (Звучит музыка.) Вам страшно? Попытайтесь изобразить это чувство — страх. (Показывает пиктограмму.) Рот немножко приоткрыт, глаза широко раскрыты, брови приподняты. Выберите нужную иллюстрацию. Как вы думаете, чего боятся люди этой страны? Одежду, какого цвета они любят носить?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты