Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

В рамках внеситуативно-делового общения дошкольники используют все три категории средств, но ведущее место принадлежит речи. Беседы детей теряют приуроченность к сиюминутным делам. Налаживание внеситуативно-деловых контактов детей составляет важную часть их подготовки к школе и облегчает грядущие трудности подросткового возраста, когда положение в группе сверстников приобретает доминирующее значение для самочувствия ребенка. Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками – становление субъективного отношения к ним, т.е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями, и постоянная готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь.


Глава 2 Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста


2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе


С целью исследования зависимости общения от статусного положения в группе была использована методика «Секрет».

В эксперименте участвовали 15 дошкольников старшего возраста (6-7 лет) детского сада «Хрустальный». Исследование включало в себя 3 тапа (констатирующий, формирующий, контрольный).

В констатирующем эксперименте ставилась задача:

- определить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Объективными показателями, характеризующими уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста, были выделены два ряда умений:

1 ряд умений – использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность), установление контакта (при помощи речевых и неречевых средств); выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, размещение партнеров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции);

2 ряд умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

В ходе игры каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки».

Далее даем ребенку 3 картинки и говорим: «Ты можешь подарить их детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».

Обработка данных:

Подсчитываем число общих и взаимных выборов. Выбор обозначаем «+»; взаимный выбор Å. Данные заносим в таблицу.

На основании данных определяем статусное положение каждого ребенка.

1 «предпочитаемые» - 6-7 выборов;

2 «принятые» - 3-5 выборов;

3 «непринятые» - 1-2 выбора;

4 «изолированные» - не получившие ни одного выбора.

(см.Приложение №1).

Из приведенной таблицы мы видим, что наибольшее количество выборов получила Конакбиева, Батура, Бихмацкая: - это 1 группа «Звезды»;

От 3 до 4 баллов – это «принятые» - составляют 2 группу;

3 группа «непрнятые» - 1-2 балла;

0 – «изолированные» - составляют 4 группу.

Исходя из этого эксперимента, мы можем составить следующую таблицу «Количество разных по содержанию обращений дошкольников 6-7 лет к сверстникам с разным положением в группе» (см. Приложение №2).

Здесь представлены данные о частоте обращений дошкольников к детям с разным положением в группе. Старшие дошкольники требуют сотрудничества и признания от всех ровесников, невзирая на их популярность. Но к популярным детям они обращались в связи с этим в 3 и 9 раз чаще, чем к непопулярным. За доброжелательностью чаще обращались к популярным, чем к остальным сверстникам, а своими чувствами и переживаниями делились почти только с детьми популярными. Так же отсюда можно сделать вывод, что популярных в группе отличает высокая чувствительность к обращениям сверстников. Они откликались почти на все обращения, независимо от их характера. Малопопулярным и непопулярным детям свойственны в этом отношении более низкие показатели. Они далеко не всегда отвечали сверстникам и что особенно важно, чаще всего оставляли без внимания те обращения, которые наиболее важны для партнера.

Изучение процесса:

Сформированность первого и второго ряда умений межличностного общения (см. Приложение №3, №4).

Цель: перед воспитателем была поставлена задача количественно оценить межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.

Были предложены ряды: 1 – использование этикетных речевых формул; 2 – установления контакта; 3 – выражение своего настроения; 4 – поведение в разговоре; 5 – умение общаться. (см. Приложение №3, №4)

В ходе исследования были определены критерии оценки сформированности общения у детей: эффективное общение возможно в том случае, если будет успешными:

1) передача информации, устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; используя доброжелательный тон; в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитивных слов; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого);

2) восприятие информации: когда ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться, умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.

Перечисленные выше умения общения оцениваются по пятибалльной системе. Общение ребенка в соответствии с принятой нормой оценивается как «5 баллов». Одно отклонение от норм оценивается как «4 балла», два отклонения как «3 балла», три и более – «2 балла». Несоответствие средств общения разработанным нормативным показателем в каждом коммуникативном действии оценивается как «1 балл».

На основании данных, полученных выявлением сформированности умения межличностного общения была составлена следующая таблица (см. Приложение, табл. №3, №4).

В таблицах был оценен каждый ребенок экспериментальной группы. Средний показатель сформированности умения межличностного общения по экспериментальной группе 78,7б.

Средний показатель сформированности умения межличностного общения на каждого ребенка индивидуально составил 3,7 баллов.

С этими данными мы приступили к формирующему эксперименту.


2.2 Формирующий эксперимент


На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем ставилась задача проследить изменения умения общаться в процессе разработанного комплекса занятий.

Ведущей формой работы с детьми явились занятия этического характера. Для обучения детей умению межличностного общения предлагается цикл из 12 занятий (см. приложение № 5).

Продолжительность занятий 35-40 минут. Проводились они во второй половине дня.

Каждое занятие ставит своей целью обучить:

-        умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике (занятие №1);

-        умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент) (№2);

-        умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности (№3-5);

-        умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов (№6);

-        умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу (№7);

-        умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение (№8);

-        умению внимательно выслушивать собеседника (№9);

-        умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать) (№10-11);

-        умению вести себя в конфликтной ситуации.

Формы работы при формировании эксперимента.

Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми, структура занятий и используемые педагогические приемы.

Поэтому благодаря и постоянному персонажу – Феи из страны Вежливости – между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения.

«взрослый» - «дитя», используя этот стиль, педагог выступает в роли Феи, которая делится с детьми своим опытом, обучая их;

«взрослый» - «»взрослый», с помощью этого стиля дети выступает в роли «взрослых» - помощников Феи, ее защитников. Они превращаются в волшебников, художников, докторов.

Структура бесед состояла из четырех этапов:

-              ритуал начала занятия,

-              постановка проблемы,

-              своевременный поиск путей решения проблемы,

-              ритуал прощания.

В содержании занятий включены игры и игровые упражнения, которые широко используются в психо-коррекционной и психопрофилактической работе с детьми. разработаны М.И. Чистяковой и О.В. Хухпаевой. Ритуал начала занятия представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на:

-              закрепление умений невербального общения: «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика», «Скульптура», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;

-              развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;

-              развитие умений, направленных на распознавании чувств: «Море волнуется».

Все перечисленные игровые упражнения использованы с целью двигательного раскрепления детей, преодоления их пассивности, скованности.

В основной части занятий мы использовали следующие приемы:

1. Игровые упражнения, направленные на:

-        развитие умения общаться без слов: «Через стекло»;

-        гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;

-        своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;

-        развитие умения соблюдать дистанцию в общении «Стоящие и сидящие»;

-        развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;

-        развитие умения слушать собеседника: «Испорченный телефон»;

-        регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».

2. Беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси – лебеди», «Царевна-лягушка», немецкой сказке «Кукушка», «Волшебное слово» В. Осевой; «Как слон спас хозяйку от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Вини-Пух» А. Миллер.

3. Использованные художественные слова: стихотворений, дразнилок, пословиц.

4. Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказывать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее.

Ситуации направлены на:

-        закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);

-        закрепление употребления речевых этикетных формул(утренние приветствия, прощание и др.);

-        передачу характера, изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;

-        усвоение манеры поведения в общении по методу Э.Берна;

-        выражение сочувствия и сопереживания взрослым (маме), маленьким детям.

5. Прием ТРИЗ (теория решения изобретательных задач):

-        «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;

-        «Цепочка слов»: «Вежливость – это …», «Радость – это …», «Печаль – это …»;

-        «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь и т.п.);

-        «Сказки – перевертыши»: сочинение сказки, в содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;

-        «Салат из сказок»: рассказ детьми сказки из нескольких предложений.

6. Продуктивный вид деятельности – рисование:

-        на темы: «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Мое имя»;

-        пиктограмма (схематически выраженные лица с разным настроением).

7. Вспомогательный прием – слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.

В заключительной части занятий используются игровые упражнения и этюды, направленные на:

-        мышечное расслабление: «Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай – Болтай», «Факиры», «Фея сна», «Каждый спит»;

-        двигательное раскрепощение: «Путаница», «Походки», «Зеркало»;

-        воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны».

Таким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение межличностного общения.


2.3 Методика контрольного эксперимента


На заключительном этапе исследования нами был проведен контрольный срез по определению умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Нами были использованы те же тесты, что и в констатирующем эксперименте, проводились тесты по сформированности 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения (см. приложение №6, №7).

При сравнении показателей констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что в экспериментальной группе произошли изменения по средним показателям, этот показатель составил 4,7 баллов индивидуально на каждого ребенка и сформированности умения общения составила 90 баллов.

Как мы видим результаты улучшились. Улучшение показателей экспериментальной группы, причем в более значительной степени, чем в констатирующем эксперименте – дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале работы, подтвердившейся и конкретные методические приемы по развитию общения старших дошкольников со сверстниками, заслуживающими внимания.

Мы не считаем наш результат конечным. Необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать методические приемы и методику их использования. Много будет зависеть также от воспитателя, от родителей.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что, если комплекс занятий включает в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, то можно развить общение со сверстниками старшего дошкольника.

Выводы


Изучение развития общения показало.

1. Комплекс занятий включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения.

2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярными детьми охотнее общаться.

3. Анализ литературных источников, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранной материал наиболее логическим и приемлемым способом, в соответствии с целью исследования.

4. Экспериментальные занятия в подготовительной группе были достаточно продуктивны. Подобранный и модифицированный игровой комплекс занятий, способствует развитию общения старших дошкольников со сверстниками.

5. Комплекс занятий позволяет дать следующие рекомендации для воспитателей, направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми.

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности) то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)».

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения:

- «Как можно нас назвать по-разному? Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это – его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

- «Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

- «Комплимент» - дети становятся в круг, и по очереди, гладя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение:

 – предложите детям завести «Дневник настроений», в нем ребенок может изобразить явление природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение.

В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой – хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

- предложите детям игры и упражнения из цикла:

- «Я и мои эмоции»;

- «Лица» - дети рисуют на листе бумаги лицо с различными выражениями настроения: веселое, хмурое…;

- «Мимическая гимнастика» - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

- «Маски» - один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

- «Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить»;

- «Как ты себя сегодня чувствуешь?» - ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...

4. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

- «Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты