Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе — цветок,

Его листья повисли.

Грустит он...

О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем,

Галопом сестренка

Помчалась на нем!

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы-заботы:

«Вернусь —

Хорошо бы пошить, почитать...

Да надо

С уборкой возиться опять».

И ты совершаешь

Веселое чудо -

Ковер засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!»

(С. Погореловский)


- А вы делаете добрые дела родным? Расскажите о своем добром деле. (Каждому ребенку предлагается взять лепесток из корзины и рассказать о своем поступке. Фея собирает лепестки в цветок.)

— Вот какой красивый цветок вежливости получился у нас.

- Дети, ваша семья — это самое дорогое, что есть у вас на свете. Ее надо любить и беречь. Семьи бывают разные — большие и маленькие. (Фея с детьми рассматривают на стенде фотографии и рисунки.) Главное, в ней живут любящие, заботящиеся друг о друге люди.

- Какие вы молодцы, помогаете своим родным. Ну просто волшебники!

- Дети, часто бывает так, что мама уставшая приходит после работы домой? Замечаете ли вы это? Замечаете ли вы, что у мамы грустные глаза? Что можно сделать приятного для мамы? Как вы сможете утешить, успокоить свою маму? (Фея предлагает лекарство от грусти и слез.)


Если в доме кто-то плачет,

Вы ему скажите, что

Ходит ежик по лесу,

Барабулька на носу!

Ежик ей ладошкой машет,

А она поет и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою

Завтра тоже в лес пойдем

И такую барабульку

Обязательно найдем.


—Вы настоящие помощники у мамы. А вот есть такие дети, которые не замечают, что маме тяжело, что она устала, что ей надо помочь.

- Вот эти дети. Узнаете их? (Фея обращает внимание детей на иллюстрации к сказке «Кукушка».)

Беседа по иллюстрации:

- Какое настроение у детей? Что они делают? Чем занята мама? Что же произошло?

- Дети, посмотрите внимательно на иллюстрации. Они черно-белые. Давайте сделаем их цветными, подберем нужный цвет фона. Необходимо учесть, что желтый, голубой, зеленый означают радость; красный — опасность; серый, черный — печаль. (Дети называют цвета красок, которыми можно раскрасить фон иллюстраций.)

- А теперь, волшебники, вы должны показать свое волшебство. Представьте, что мы с вами находимся в одной семье. (Распределение ролей: мама и дочка.)

- Уставшая мама пришла с работы, дочке необходимо поднять настроение: рассказать веселое стихотворение, обнять маму, сказать теплые слова...

- Вы прекрасно справились с заданием. А есть такие дети, которые огорчают маму. Послушайте, какая история произошла с одним из таких детей:


Я маму мою обидел,

Теперь никогда-никогда

Из дому вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

Я тоже не помашу,

Она ничего не расскажет,

Я тоже не расскажу...

Возьму я мешок за плечи.

Я хлеба кусок найду,

Найду я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,

В страшный-страшный мороз.

И через бурную реку

Буду я строить мост.

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдет много лет,

И вот в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья

Тот самолет прилетит,

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит!

(Э. Мошковская)


- Как вы думаете, чем так сильно мальчик обидел маму? Жалеет ли он, что так поступил? На что он надеется? Давайте попробуем с помощью мимики изобразить эту историю. (Стихотворение читается еще раз.)

Фея:

- Вы сегодня много добрых дел совершили. Спасибо вам. Теперь настало время отдохнуть. (Предлагает детям игру «Насос и мяч». Распределяют роли: Фея - «насос», дети - «мячи». Сначала «мячи» стоят, обмякнув телом на полусогнутых ногах, корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать «мячи», дети начинают распрямляться.)

ЗАНЯТИЕ № 11


Цель: закрепить у детей доброжелательное отношение к близким (сочувствие и сопереживание к маленьким детям).

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»; лепестки волшебного цветка.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», рассказа Л. Стрелковой «Данила и малыш».

Методы и приемы: игра, направленная на создание психологического микроклимата; рассматривание иллюстраций; проигрывание ситуации; ТРИЗ (сказка-перевертыш); игра, направленная на расслабление.

Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Снежный ком». Цель: воспитать гуманное отношение детей друг к другу посредством осознанного использования имен.

Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий имя второго, первого и свое и т.д. Можно прибавить какое-то качество (Коля — веселый, нежадный...).

Появляется Фея, Она обращается к детям:

- Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую, сейчас вы узнаете. (Внимание детей обращается на стенд с иллюстрациями.)

- Как называется сказка? Какие главные герои здесь изображены? Кто украл братика у сестрицы Аленушки? Легко ли было ей спасти братца? С кем она встретилась на своем пути? Какой была девочка? Как она вела себя, как отвечала печке, яблоньке, реченьке? Как нужно было поступить девочке, чтобы быстрее найти братца? Правильно: если бы девочка была вежливой, приветливой, то она быстро нашла бы своего брата.

- Дети, мы нашли волшебное зеркало. С его помощью в сказке произошла путаница: добрые герои ее стали злыми, а злые, наоборот, добрыми. Интересно, что же произойдет? (Дети сочиняют сказку-перевертыш.)

- А теперь надо оживить наши иллюстрации, давайте подберем каждой из них определенный цвет. Какое чувство каждая иллюстрация у вас вызывает? (Дети подбирают цвет к иллюстрациям в соответствии с чувствами.)

- В любой сказке добро всегда побеждает зло. А вы, добрые волшебники, тоже можете сделать чудо для своих младших братьев и сестер.

— Как зовут их, как вы заботитесь о них? Как вы утешаете их, когда они чем-либо расстроены? А хотите ли вы узнать, как Карлсон успокоил малышку?

«Вдруг где-то поблизости раздался громкий плач грудного младенца. Малыш еще раньше слышал, что кто-то плакал, но потом плач прекратился. Видимо, ребенок на время успокоился, а сейчас снова принялся кричать. Крик доносился из ближайшей мансарды и звучал жалостно и одиноко.

- Бедная малютка! - сказал Малыш. - Может быть, у нее болит живот.

— Это мы сейчас выясним, - отозвался Карлсон... Он подошел к кроватке, в которой лежал ребенок, и пощекотал его под подбородком своим толстеньким указательным пальцем.

— плюти-плкуги-плют! — сказал он шаловливо, затем, обернувшись к Малышу, объяснил: -- Так всегда говорят грудным детям, когда они плачут.

Младенец от изумления на мгновение затих, но тут же разревелся с новой силой.

- Плюти-нлюти-нлют! — повторил Карлсон... Но закончить ему не удалюсь, так как ребенок опять заплакал.

- Плюти-плюти-шпот! — раздраженно прорычал Карлсон и стал трясти девочку. - Слышишь, что я тебе говорю? Плюти-плюти-шпот! Понятно?

Но девочка орала во- всю глотку, и Малыш протянул к ней руки.

- Дай-ка я ее возьму, — сказал он...

- Не плачь, маленькая! —-сказал Малыш. -- Ты ведь такая милая...

Девочка затихла, посмотрела на Малыша серьезными блестящими глазами, затем снова улыбнулась своей беззубой улыбкой и что-то тихонько залепетала».

- Какие же слова утешения использовал Карлсон?

- Вспомните, как утешал малыша Данилка? (Он стал вместе с ребенком петь песню, для того чтобы его отвлечь.)

- А у вас есть любимая песня?

- Успокоить можно не только песней, но и при помощи рисунка. Дети, попробуйте после нашей встречи нарисовать такой рисунок, глядя на который было бы весело не только вам, но и вашим родным.

Фея :

- Вот и подошла к концу наша встреча. Давайте с вами отдохнем. (Предлагает игру «Каждый спит».)

Фея произносит:

На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный сидит, Тот не двигаясь идет, Тот стоит, раскрывши рот.

(В.А. Жуковский)

Фея подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Она пытается их разбудить, беря за руки,

Фея прощается с детьми.

ЗАНЯТИЕ № 12


Цель: обучить детей адекватному поведению- в конфликтной ситуации; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу — не унижать достоинство другого.

Материал и оборудование: шапочки врача на каждого ребенка; изображения-иллюстрации детей («Якалка», «Плакса», «Замарашка», «Злюка»); волшебная палочка; иллюстрации с изображениями буквы «я», слез, хаотичных пятен; иллюстрация черного цвета.

Предварительная работа: чтение рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».

Методы и приемы: игра на создание благоприятного психологического микроклимата; прием ТРИЗ (цепочка слов); проигрывание ситуации; игровое упражнение, направленное на воспитание гуманного отношения друг к другу.

Ход занятия: воспитатель предлагает игру «Комплимент». Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми.

Дети становятся в круг. Воспитатель:

— Дети, каждый из вас должен сейчас обратиться к другому со словами: «Мне нравится в тебе...», — а дальше скажите, что вам нравится в вашем товарище (особенности внешнего вида, характера).

Появляется Фея. Она обращается к детям:

- Здравствуйте, дети! Помогите сегодня мне вылечить больных. Я сейчас вас превращу в докторов. (Взмахнула волшебной палочкой.) Вы знаете, что доктора лечат больных, выписывая им определенные лекарства. Вот и вам нужно будет потрудиться: установить, что беспокоит пациентов и выписать им рецепты. А «больные» у нас необычные. Они боятся прийти на прием. Но у нас есть телевизор, и на его экране будут появляться опознавательные знаки, при помощи которых можно узнать диагноз больных. (Выставляет на экран большую букву «Я».)

— Вот и первый пациент. Его зовут Сережа. Больной жалуется на то, что дети с ним не играют, его не любят, а постоянно дразнят вот так:

«Наша утка — крякалка, А Сережа — Якалка».

Всем все время говорит: «Я сумею, я смогу, Я быстрее пробегу».

Фея :

- Доктора, вы догадались, что это за больной? Посмотрите, что появилось на экране? (Буква: «Я» означает, что этот мальчик постоянно хвастается,) Давайте поможем ему, ведь он и не догадывается, почему с ним дети не дружат. Давайте выпишем ему рецепт на лекарство. Как оно у нас будет называться? Назовите слово, противоположное слову «хвастовство», — «скромность».

- Вот стучится следующий больной, кто же он? (На экране телевизора лист бумаги, на котором изображены кляксы.)

- Это замарашка Кирилл. Он так же, как и Сереж^ («Якал-ка>>), жалуется на то, что ребята его дразнят, а почему, он не знает. А дразнят его вот как:

Замарашка Кирилл Месяц в баню не ходил, Столько грязи, столько ссадин! Мы на шее лук посадим.

— Давайте и ему выпишем рецепт. Какое лекарство вы ему пропишите? Назовите слово, противоположное по значению слову «неряшливость», - «аккуратность». (Снимает лист бумаги с экрана.)

- Больные идут друг за другом. Вот следующий больной. (На листе бумаги изображены капельки слез.) Он только и знает: чуть что, сразу плачет. С ним так же, как и с предыдущими больными, не хотят играть дети и его постоянно дразнят:


Плакса, вакса, гуталин

Проглотил горелый блин.


- Это, наверное, очень тяжелый больной. Давайте поскорее выпишем ему рецепт. Как будет называться лекарство? Подберите слово, противоположное слову «печаль», -- «радость».

- Доктора, посмотрите на экран телевизора, он ничего не показывает. Странно, на нем только лишь один черный цвет. Наверное, это говорит о тяжелой степени болезни.

- Оказывается, этого больного зовут «Злюка». У него постоянно плохое настроение, и он всегда говорит другим только плохие слова.

- Дети, а вы знаете, что «черные» слова пачкают нашу речь, портят настроение и здоровье. И хуже становится тому, кто ругается. Вот какой тяжелый случай. Нам необходимо найти лекарство и для него, и для тех, кого он обижает, ведь они тоже страдают.

- Сначала давайте представим этого «Злюку», какой он? (некрасивый, без улыбки...; ему кажется, что и вокруг люди становятся драчливыми и злыми). Давайте попытаемся изобразить мимикой это лицо.

- Теперь пропишите ему лекарство. Что нужно предпринять в первую очередь? (Улыбнуться, извиниться.)

- Всегда ли мы умеем вовремя извиниться? Вы знаете историю про индуса и слона. Как поступил хозяин? Каким образом слон спас хозяина? Понял ли хозяин, что был не прав по отношению к слону? Что он сделал? Правильно, ребята, хозяин понял, что был не прав, и извинился — он отдал хлеб слону.

- А вы, мои помощники, всегда ли во время извиняетесь?

- Что вы посоветуете тем людям, которые страдают от «Злюки», расстраиваются, плачут или жалуются на него другим?

- Я думаю, что им нужно достойно ему ответить, вот так: «Кто как обзывается, тот так и называется». Получается, что плохие, черные слова возвращаются ему обратно.

- Уважаемые доктора, наверное, и с вами бывает такое, что вы обзываете кого-то, дразните. Часто это бывает тогда, когда у вас плохое настроение. Пока вы в таком настроении, то дружбы и радости не может быть, так как все вокруг будут восприниматься как враги. Чтобы снять это настроение, выполняйте игровые упражнения, которые вы уже знаете: «Факиры», «Шалтай-Болтай».

- А с вами бывает такое, когда вам хочется кого-нибудь обидеть, нашкодничать (отобрать игрушку, толкнуть)? Но вы это делаете как бы понарошку. Чтобы так себя не вести, выполняйте упражнение «Выдержанный человек». (Дети встают и выполняют упражнение.)

- Встаньте широко расставив ноги, сильно обхватите себя руками, в таком положении, попробуйте не сходить с места и приговаривайте: «Я — выдержанный человек».

- К нам обращаются за советом больные, которые не могут вести себя хорошо по отношению к другим: они дерутся, оскорбляют...

— Как им помочь?

- Сейчас мы проиграем с вами такую ситуацию. Один ребенок должен изобразить, что он играет с игрушкой, другой ребенок должен подойти к нему и начать мешать ему, отбирать игрушку. (Дети проигрывают ситуацию.)

- Как вы думаете, как поступит ребенок, у которого отнимают игрушку? В этом случае все дети поступают по-разному. Хотите узнать как? Мы предложим ему пилюли «Буратино», «Папа Карло», «Карабас-Барабас»; после того как он их примет, он будет вести себя как эти сказочные персонажи. Хотите узнать, как они действуют?

— Как вы думаете, как будет вести себя ребенок после пилюли «Буратино»? (Расплачется, обидится, побежит жаловаться взрослым.)

- А после пилюли «Папа Карло» как поведет себя ребенок? (Он будет вести себя как справедливый и добрый Папа Карло. Он. скажет, что сначала нужно не отнимать игрушку, а попросить ее.)

— После пилюли «Карабас-Барабас» как поведет себя ребенок? (Он может нагрубить, затеять драку.)

— А вы, мои помощники, как ведете себя в таких ситуациях? Назовите сказочного героя.

- Вы сегодня славно потрудились. Всем выписали нужные лекарства, и теперь наши больные быстро поправятся. Мне очень хочется, чтобы вы — мои помощники — всегда доброжелательно относились друг к другу (не обижали, не оскорбляли).

Фея предлагает игру «Волны».

- Вы любите, наверное, купаться в речке, в пруду, в море. Почему? Наверное, в море обычно бывают большие волны, они ласково омывают людей. Если бы они умели говорить, то они, возможно, произнесли бы слова: «Мы любим вас...». Давайте превратимся в морские волны, попробуем, как они, надвигаться и шуршать, когда они накатываются на прибрежные камешки. Теперь по очереди можно искупаться в море. Купающийся становится в центр, «волны» - дети по одному подбегают к нему, поглаживают его, проговаривая слова.

Фея прощается с детьми.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Цель: закрепить в речи детей употребление этикетных формул (приветствия, прощания, благодарности); совершенствовать умение использовать неречевые средства общения (мимику, жесты, пантомимику); воспитать дружеские отношения в группе детей.

Дети заходят, осматриваясь по сторонам, в зал и останавливаются в центре, звучит музыка. В самом центре стоит Фея.

Фея :

- Здравствуйте, дети! Вы, наверное, очень хотите узнать, куда вы попали. Вы находитесь в волшебной стране, Стране Вежливости. А я здесь хозяйка, зовут меня Фея-Здравствуйте. А вы кто такие? А какие добрые слова вы знаете? (Каждый из детей читает по две строчки стихотворения О. Дриз «Добрые слова».)

Дети:

Добрые слова не лень

Повторять нам трижды в день,

Только выйдем за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу:

«С добрым утром!» — мы кричим.

«Добрый день!» — кричим мы вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» — так встречаем

Всех домой спешащих к чаю.

Фея:

— Вот какие вы молодцы! А в группе вы дружно живете? Вы, наверное, и друг с другом вежливо разговариваете? (Дети поют «Песенку друзей».)

Фея :

— Вы мне очень понравились. Дружно и весело вы живете. А теперь располагайтесь так, чтобы вам было удобно. (Дети садятся на стульчики.)

Фея :

- Дети, у нас беда! Злой волшебник Группи-Группи Ян замуровал добрые слова, веселые песни, смех, музыкальные звуки в стены; заколдовал животных и детей. Теперь у нас все хмурые, грубые, обижаются друг на друга. А помочь нам сможет только тот, кому пошел шестой уж год. Ребята, помогите нам! Вы согласны? Тогда начнем с самого главного. Нам необходимо вернуть все волшебные слова на свои места, вот на эти волшебные страницы. (Фея читает «волшебные строчки», дети хором называют пропущенное слово.)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо),

Мальчик вежливый и грамотный

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

 А во Франции и в Дании

На прощание говорят (до свидания).

Фея :

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Опять волшебные слова появились на своем месте. А теперь вам необходимо расколдовать наших животных. Злой волшебник превратил их в картинки, вот такие. (Показывает и раздает их детям.) Вам нужно их оживить, а я вам подскажу особенности каждого из них (грустного пингвина, встревоженного кота, радостного кролика, хмурого орла, разгневанного поросенка).

(Дети изображают мимикой и пантомимикой животных.)

Фея :

- Вы и с этим заданием хорошо справились. Звери ожили. Ребята, слышите? Что это за странные звуки? Да ведь это сам Группи-Грушш Ян пришел к нам. Наверное, ему не нравится то, что вы снимаете его страшные заклятия.

Злой волшебник:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты