Психологическое исследование политической культуры молодежи Крыма

Эмоционально-психологический компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению побудительные мотивы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое», «прекрасное» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной деятельности людей и опираются на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке.

4. Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Политическую установку можно охарактеризовать, как отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые сте­реотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.

Современные ученые, в частности Д.В. Ольшанский [17], выделяют следующие компоненты политической культуры:

1) компонент познавательной ориентации, включающей зна­ния о политической системе, составляющих ее ролях, носителях этих ролей и особенностях функционирования системы;

2) компонент эмоциональной ориентации, отражающей чув­ства по отношению к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности;

3) компонент оценочной ориентации, выражающей личное отношение человека к политической системе и ее составляющим.

Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов по­ведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту общезначимых политических знаний, которые скла­дываются из теоретических, т.е. научных знаний, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации.

Важнейшей характеристикой политической куль­туры конкретного общества является степень ее гомо­генности. Неоднородность допускает существование ряда субкультур и даже контркультур в рамках (или наряду) с господствующей политической культурой. Однородность категорически препятствует этому, слу­жа основой для тоталитаризма.

Политическая культура — динамичный и, одно­временно достаточно инерционный феномен. Она раз­вивается вместе со своими носителями, индивидами и политическими общностями, Политический опыт при передаче от поколения к поколению подвергается внешним воздействиям, которые либо укрепляют ос­новы сложившейся политической культуры, либо ви­доизменяют ее. К таким воздействиям относятся ряд моментов. Во-первых, это динамика отношений в сфе­ре производства и потребления, что ведет к пере­стройке социальной структуры, потребностей и инте­ресов социальных групп. Во-вторых, обретение нового исторического опыта. Опыт передается следующим поколениям не в чистом, а превращенном виде. Транс­формация первичного опыта происходит через закре­пляющие его идеологические представления, нормы и ценности, а также за счет личных особенностей тех, кто передает этот опыт. Важнейшим средством кон­сервации устоявшихся элементов политической куль­туры являются традиции.

Межпоколенческую передачу политической куль­туры можно представить как процесс закрепления в сознании граждан определенной системы ориентации на соответствующие ценности, нормы и образцы по­литического поведения, в рамках которой существует более устойчивое ядро, обеспечивающее преемственность политической культуры, и менее устойчивые, изменяющиеся ориентации. Необходимым условием существенных преобразований политической культуры является накопление в обществе мощных изменений, воздействие которых на сознание людей способно пре­одолеть их сопротивление внедрению новых образцов и норм политического поведения. Политическое созна­ние является одной из форм реализации политической культуры, наряду с неосознанными реакциями ориен­тировочного порядка и импульсивными поведенчески­ми актами.

Типология политической культуры является одним из самых удобных инструментов для объяснения и прогноза поведения политических субъектов. Для понимания различных типов культуры выделяются различные основания или критерии. Г.Алмонд, С.Верба выделяли три основных типа культуры и три производных.

1. Провинциалистский, патриархальный или традиционалистский тип политической культуры

Формируется в период дополитических (потестарных) отношений. Общественные ориентации на вождя, лидера. Регламентация отношений на основе обычая, традиций. Жесткое исполнение норм, правил, консервативность. Объединение людей и групповая идентификация по родовым или клановым признакам. Легитимизация власти на основе обычая (традиционные, племенные, общинные отношения, монархии). Подданные к власти индифферентны. Собственное участие во власти подавлено и дифференцируется только исходя из установленного статуса (кланы, касты, семьи, династии и т.д.).

2.Подданический или субъективный тип ПК

Сильная ориентация на политическую систему в целом, на государство. Они воспринимаются как что-то заданное и стабильное, могущественное и несокрушимое. Позиция индивида: систему изменить невозможно (или мало возможно), поэтому лучше ей подчиниться и соблюдать ее правила. Отношение к власти в основном пассивное, лояльно-конформистское. Хотя чувства по отношению к власти могут быть разнообразны: и признания, и неприязни.

Отношение к разным частям политсистемы может быть разное, но в основном они воспринимаются интегрировано.

3.Партиципаторный или активистский тип ПК

Ориентация на активное участие и влияние как на политсистему в целом, так и на отдельные ее части. Отношение к политике сознательное, нейтральное, зависит от конкретных политических сил и методов осуществления власти. Позиция индивида: систему можно менять и совершенствовать.

Производные типы смешанной культуры:

1.Патриархально-подданический

Характерна для периода перехода от традиционных обществ к политическим, собирания, централизации государства, установления основных его институтов. Утрачиваются ориентации на племенную, феодальную, либо местную знать (земляческие, клановые структуры), формируются основные ориентации в пользу специализированных институтов.

2.Подданически-активистский

Доминируют авторитарно-лояльные конформистские ориентации на политическую систему. Наряду с ними существую ориентации участия, критики, претензий на влияние (на”вход” в политическую систему).

3.Патриархально-активистский

Характерен для обществ, осуществляющих переход от клановых, патриархальных отношений к демократическим, минуя жесткие, авторитарные отношения. Ориентации: на фоне клановых, земляческих установок активные установки на участие в политике.

Кроме названных типов Алмонд и Верба описали тип культуры, который они считают наиболее распространенным в демократических странах, это некий средний тип подданически-активистский, который они назвали гражданской культурой.

Под гражданской культурой они понимали культуру “умеренности”, которая является продуктом длительного закрепления либерально-демократических ценностей, участия гражданина в управлении обществом, принятии политических решений. Она результат укрепления доверия между гражданами и властью, рассредоточения власти между многими секторами принятия решений, существования взаимной ответственности и сотрудничества. Смысл ее в том, что граждане не нуждаются в постоянном активном участии во власти и выдают ей некоторый кредит доверия, который представляет власти относительную свободу на определенный период (от выборов до выборов). Отсюда сочетание лояльности граждан к политической системе и ее конкретным институтам с пониманием своей способности влиять на нее. Уровень готовности участвовать во власти и реальное участие не совпадают, что создает резерв влиятельности граждан, который всегда держит власть в ситуации повышенной ответственности. Тем не менее в целом степень участия граждан в принятии решений весьма высока, что достигается за счет значительного числа ролей, выполняемых гражданами в гражданском обществе и структурах самоуправления.

Основная функция политической культуры - обеспечивать генерализацию ценностей, преемственность — тем самым гарантируя эволюционный ход развития истории. Политическая культура является механизмом поддержания целостности всей политической системы. И чем сложнее и многограннее политическая культура, тем большими адаптационными ресурсами обладает политическая система.

Рассмотрим другие функции политической культуры.

Интегрирующая функция помогает людям в обществе осознавать себя как народ, помнить свою историю, понимать свое место в мире, передавать из поколения в поколение ценный политический опыт. В истории существует немало примеров, когда политическая культура помогала целым народам выжить и сохранить свое достоинство даже во времена тяжелейших кризисов.

Коммуникaтивная функция помогает выражать интересы и воли , жизненные цели народа цивилизованными способами, способствует проявлению законных политических устремлений.

Регулятивная функция заключается в том чтобы взаимодействие различных, часто противоречащих друг другу интересов не привело к катастрофе, необходимы правила, признаваемые всеми политическими силами. Выработка этих правил и контроль за их выполнением составляют суть регулятивной функции. Значит, важнейшее действие политической культуры состоит в установлении и укреплении конституционного строя.

Ценностная функция дает возможность выявить, осознать ту систему ценностей, которая более всего отвечает его взглядам и интересам.

Одной из важнейших функций, которую выполняет поли­тическая культура, является осуществление ею политической социализации личности.

Анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что политическая культура является сложным психолого-политическим феноменом, на природу которого существует множество взглядов. В данной работе мы опираемся на понятие, приводимое  Д.В. Ольшанским: политическая культура – исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориента­ции, навыки, влияющие на политическое поведение. Следуя из этого, отметим, что субъектом политической культуры может быть индивид, группа, партия, регион, население страны в целом и т.д. Среди объектов, на которые направлена установка, принято выделять политическую систему в целом, текущий политический процесс, политический режим, отдельные партии, политических лидеров, по­литические ценности, наконец, самого субъекта.

Ценность понятия «политическая культура» состо­ит в том, что оно позволяет выявить глубинные причи­ны специфики политического поведения различных социальных общностей и индивидов при близких условиях их существования.




1.2 Политическая социализация, как процесс формирования политической культуры



Процесс политической социализации личности рассматривается одновременно и как составляющая, и как одна из главных функций политической культуры. В психологии и социологии процесс социализации (от латинского socialis — общественный) описывается как включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленным в культуре. Этот процесс с одной стороны решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой стороны обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.

Прежде всего социализация может пониматься как социальное созревание личности. Это предполагает перевод требований общества внутрь самой личности, или интериоризацию.

Суть социализации вообще состоит в усвоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного и полноправного члена общества. Адаптацию и развитие личности обеспечивают такие психологические механизмы, как интериоризация опыта общества и экстериоризация опыта индивида [20].

Процесс социализации имеет стадиальный характер. Среди ученых нет единства в представлении о длительности каждого этапа и всего процесса в целом. Так, одни авторы [25] считают, что социализация ограничена детским и юношеским возрастом, после чего можно говорить о ресоциализации. Другие [4] считают, что социализация длится всю жизнь, а стадии ее соответствуют не только этапам взросления организма, но и вхождению человека в новые социальные группы.

Каждая стадия данного процесса проходит под влиянием определенных социальных институтов. Под институтами социализации принято понимать те элементы социальной структуры, которые призваны передавать индивиду образцы поведения, нормы, ценности культуры. Кроме институтов можно говорить о более широком понятии — факторах социализации, под которыми понимаются условия определяющие этот процесс: микро- и макросреда, образ жизни, уровень развития общественного сознания и т.п. Эти обобщенные социальные факторы действуют на личность и непосредственно. Но чаще всего факторы выступают в виде персонифицированных носителей общественного влияния, которые получили название агентов социализации. К их числу относятся родители, члены семьи, сверстники, учителя, молодежный кумир и другие, значение которых не равнозначно для личности, но каждый из которых по-своему вводит ее в социум.
Среди социологов и психологов можно встретить различные трактовки
Проблеме социальной и политической адаптации человека, восприятия им традиций и ценностей начало уделяться повышенное внимание в 20-х гг. XX века. Однако единого подхода к пониманию процесса политической социализации выработано не было. Так, классическая теория политической социализации, разработанная под руководством Д. Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию ученых (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс), естественно, акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами.

Другое направление в политической науке (М. Хабермас, К. Луман) рассматривает политическую социализацию как аккультурацию (т. е. основание человеком новых для себя ценностей), выдвигая, таким образом, на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека. Ученые, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.

Учеными марксистского или диалектико-критического направления [1] рассматриваются процессы социализации в большой мере с точки зрения индивида или группы, чьи проблемы должны быть реализованы вопреки претензиям на властвование со стороны политической системы. Они отбрасывают разницу между общей и политической социализацией, поскольку за этим скрывается искусственное отделение индивида от государства и общества. Исходя из общественной обусловленности человека, марксистская наука концентрирует внимание на процессе отчуждения личности как важнейшей проблемы индустриального общества.

Несмотря на различия в подходах, большинство ученых все же сходятся в том, что важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции. В этом смысле политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, а с другой – демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. А из этого в свою очередь следует, что влияние общества на политические качества личности, а также контроль за ходом политической социализации в решающей степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека.

При этом существует узкое и широкое понимание политической социализации. В узком понимании – это сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений, навыков и т. д.  Данную задачу выполняют в основном официальные и полуофициальные учреждения, институты, организации. Они имеют целью создание благоприятных условий для принятия людьми господствующего социального порядка. В широком смысле политическая социализация – это вся система политического обучения, – формального и неформального, целенаправленного и непредусмотренного, – на всех этапах жизненного цикла. Такая система включает в себя не только сугубо политическое, но и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках людей.

Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения), а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.

Политическая социализация рассматривается по аналогии с общим процессом социализации как процесс включения человека в политическую систему. С точки зрения системы в процессе политической социализации происходит воспроизводство ее институтов, осуществляется преемственность важнейших политических ценностей. Необходимость этого процесса для сохранения системы связана прежде всего с приходом в политику новых поколений. Но со сменой политического ландшафта, даже в рамках одного жизненного цикла, возникает необходимость рекрутировать новых участников, снабдить их официальными ценностями и, тем самым, укрепить систему. Эта же задача стоит и перед отдельными политическими организациями и партиями применительно к своим членам и сторонникам.
Для становления человека в качестве гражданина ему необходимо освоить систему политических ценностей, идей, в которые он может верить и ориентации в политической среде, которые позволят ему адаптироваться к ней. Политическая социализация на уровне индивида представляет собой перевод требований системы в структуру личности, интериоризацию ее ключевых политико-культурных элементов.
В современных обществах большую актуальность представляют собой две проблемы. Первая состоит в том, как происходит включение личности в политику в рамках всей политической системы, то есть на макроуровне. Анализ политической социализации, очевидно, следует начинать с того, чтобы представить себе, под влиянием каких социальных условий происходит становление типичных форм политического поведения и сознания, как разные политические партии и организации мобилизуют новых членов, какие идеологические веяния определяют климат в данный момент. Каждое поколение несет на себе отпечаток специфических исторических условий, в которых происходило их становление.
Вторая проблема связана с тем, что политическая социализация имеет особенности и на микроуровне — уровне малых групп и личности. Здесь нельзя не учитывать локальные условия созревания человеческой личности в конкретной семье, ближайшем окружении. Именно через них идет процесс усвоения политических ролей, образцов поведения.
Так же как и общий процесс социализации, — политическая социализация проходит поэтапно, по стадиям, что обусловлено возрастными изменениями личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты