Формы собственности и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка (Word'97)
p> При выборе той или иной формы предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо отдать предпочтение определенному режиму налогообложения, сопутствующему этой форме предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что действующее законодательство еще не отказалось от абстрактного понятия — предприятие, каждой организационно- правовой форме предприятия соответствует определенный режим налогообложения. Так, пунктом 9 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. Создание резервного фонда предусмотрено законодательством для акционерных обществ и кооперативов. Право создавать резервный фонд в какой- то степени относится и к товариществам с ограниченной ответственностью. Что касается остальных организационно-правовых форм, то право создавать резервные фонды законодательство для них не предусмотрело.

Эти обстоятельства, помимо всех прочих, следует учитывать при выборе той или иной организационно-правовой формы предприятий. Если предприятие ставит перед собой цель — создание нового коммерческого юридического лица либо сети юридических лиц и получение части прибыли от деятельности этих предприятий, то более благоприятный налоговый режим при достижении этой цели будет в том случае, когда учредителем (участником) вновь созданного предприятия будут физические лица. Это объясняется тем, что Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не относит физических лиц к плательщикам налога на прибыль и налога на отдельные виды доходов предприятий (ст. 10 Закона), в том числе такие, как доходы от дивидендов и от долевого участия в других предприятиях. Поэтому, несмотря на то, что налог на указанные виды отдельных доходов взимается у источника выплат, предприятия, являющиеся этим источником, не начисляют этот налог (ставка
15%) при выплате дохода физическим лицам. В итоге, с точки зрения собственника, наиболее привлекательными организационно-правовыми формами являются акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью, учредителями и участниками которых являются физические лица. По статистике именно этим формам предприятий принадлежит лидирующее место в российском бизнесе.

Особое место среди организационно-правовых форм занимает полное товарищество. Полная неопределенность его статуса в законодательстве предоставляет возможность использовать эту форму и для минимизации налоговых выплат. Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" полное товарищество не представлено в качестве плательщика этого налога. Полное товарищество является плательщиком НДС, но в связи с тем, что реализация товаров (работ, услуг) производится от имени одного из членов товарищества, никто не имеет никакого представления о том, как его исчислять.

Используя все преимущества, данные предприятиям, и избегая отрицательных сторон статуса юридического лица, форма полного товарищества с успехом может быть использована в российском бизнесе.
Одной из форм предприятий могут быть полные товарищества, которые не являются юридическими лицами, но имеют свое наименование (печать) и подлежат регистрации в установленном порядке. Пункт 3 ст. 2 и ст. 26 этого
Закона предусматривают право предприятий привлекать наемный труд.
Следовательно, данная категория предприятий вправе выплачивать своим работникам заработную плату в иностранной валюте.

После выхода в свет Указа Президента от 22.12.93 г. № 2270 и без того привлекательная форма предпринимательской деятельности — индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) — оказалась просто в налоговом раю. Видимо, из- за того, что гражданин-предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, эта форма не привлекла предпринимателей первой волны. Большинство из них были очень рискованные.
Другой же части предпринимателей просто необходимо было спрятаться за статус юридического лица. Несмотря на то, что такая форма предпринимательской деятельности, как ИТД, возникла раньше других организационно-правовых форм предприятий, основанных на праве частной собственности, для многих статус гражданина-предпринимателя остается неопределенным. Объясняется эта неопределенность тем, что государство, в котором живет и работает гражданин-предприниматель, все еще бюрократическое и до правового ему еще далеко.

Основные постулаты бюрократического государства живы и поныне: запрещено все, что не предусмотрено нормативным актом; основное право гражданина — иметь обязанности. Законодательство развитых зарубежных стран не предусматривало и не предусматривает какой-либо специальной регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью от своего имени. Российское законодательство о предпринимательской деятельности обязывает физических лиц — предпринимателей зарегистрироваться в местных органах власти. С момента регистрации гражданин обретает особый статус предпринимателя, позволяющий ему на равных правах с предприятиями, учреждениями и организациями участвовать в хозяйственной деятельности.

Важным аспектом деятельности акционерных предприятий является создание дочерних предприятий и холдингов.

Понятие "дочерняя организация" отражает фактическую подчиненность, подконтрольность одного хозяйствующего субъекта другому (материнской организации). Дочерняя организация, как правило, действует в интересах материнской, поскольку последняя имеет возможность направлять и контролировать ее деятельность. Однако в отношениях с другими хозяйствующими субъектами дочерняя организация выступает формально самостоятельно. Законодательство закрепляет два различных вида дочерних организаций — "дочернее предприятие" и "дочернее общество". Термин
"предприятие" в данном случае используется в значении самостоятельной организационно-правовой формы — унитарного предприятия, т.е. предприятия- несобственника, имущество которого не делится на вклады (доли, паи) участников и принадлежит предприятию на особом ограниченном вещном праве
(по терминологии действующего законодательства — праве полного хозяйственного ведения). Чаще всего в этом качестве выступают государственные муниципальные предприятия общественных организаций
(объединений) и индивидуальные частные предприятия.

Дочерним предприятием признается то, которое создано другим предприятием-несобственником путем передачи ему своего имущества в полное хозяйственное ведение. Иначе говоря, в этом случае одно предприятие- несобственник создает другое предприятие-несобственника, передавая ему часть своего имущества.

Иное дело — правовое положение дочернего общества. По действующему российскому законодательству в этом качестве выступает только такое акционерное общество, в котором другое акционерное общество имеет 50% плюс одну акцию, т.е. заведомо контрольный пакет (п. 149, 150 "Положения об акционерных обществах"). В качестве дочернего может выступать и акционерное общество закрытого типа, и товарищество (общество) с ограниченной ответственностью. Поэтому-то и следует говорить о дочерних обществах вообще, а не только о дочерних акционерных обществах. К сожалению, даже из такого далеко не безупречного определения дочернего общества действующее российское законодательство не делает никаких выводов, признавая дочернее общество абсолютно самостоятельной коммерческой организацией (п. 151
Положения). Тем самым понятие дочернего общества лишается какого-либо юридического смысла. Хуже того, для материнского общества сохраняются все давно известные предпринимательской практике возможности злоупотребления своим господствующим положением.

Различный опыт регулирования положения дочерних обществ имеется за рубежом. При этом, однако, следует учесть, что категория "дочернее предприятие" в отечественном понимании неизвестна зарубежному законодательству. Это неизбежное порождение особого развития и организации российской экономики. Поэтому ее следует отличать от понятия дочернего общества и наряду с ним сохранить в новом российском законодательстве.

16 ноября 1992 г. Указом Президента РФ № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" было утверждено "Временное положение о холдинговых компаниях", создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. В соответствии с этим Положением "холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий".
Последние в дальнейшем именуются "дочерними". Холдинговые компании могут быть созданы:
- при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
- при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
- при учреждении новых акционерных обществ.

Установлено, что холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговой компании предоставлено право осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении. Одна из главных задач холдинговой компании — содействовать кооперации предприятий-смежников и осуществлению ими согласованной инвестиционной политики.

Холдинговые компании — весьма эффективные системы управления в условиях рыночной экономики. Они способны объединять разнопрофильные предприятия в единую организацию, что формирует хозяйственные связи и обеспечивает мобильность капиталов, маневренность мощностями и персоналом. Холдинги способны учесть и отраслевую специфику. Несмотря на то, что холдингово- трастовая система является общепринятой в мире, в большинстве стран специального "холдингового законодательства", регулирующего создание холдинговых компаний, не существует, и деятельность холдингов и трастов регламентируется более общими документами, например законом "Об акционерных обществах".

В России создание холдингов идет своеобразным путем: недоверие или неприязнь к такого рода компаниям, несовершенство экономического законодательства и, наконец, отсутствие единого понятийного аппарата, обусловленного тем, что наряду с "министерскими" холдингами (бывшее отраслевое министерство, объединившее подчиненные ему предприятия) существует масса компаний, созданных в ходе приватизации и также именующих себя холдинговыми, но по организационным принципам не являющимися таковыми
(этот статус получен из-за амбиций создателей компаний). В концепции управления экономикой в условиях российского рынка ориентация идет на создание государственных холдингов и крупных государственных финансово- хозяйственных групп, которые будут находиться под жестким административным контролем. Речь идет о возрождении государственного контроля над собственностью — промышленными предприятиями — и формировании в структуре национальной экономики мощного государственного сектора. Организационная структура управления собственностью склоняется к итальянской схеме. В рамках этой схемы органы приватизации логично трансформируются в холдинговые структуры государственного и областного уровня с функциями контроля и управления экономикой отраслей и регионов. Подобному разрешению проблемы управления будет способствовать ускорение процесса создания холдинговых копаний и финансово-промышленных групп государством в сочетании с корректировкой процесса приватизации.

При всех преимуществах и положительных чертах переход на акционерные формы хозяйствования порождает ряд проблем, выдвигает ряд условий успешной их деятельности. Главное — это квалифицированно, компетентно подготовить и вести дела. Необходимо грамотно, заинтересованно провести широкую разъяснительную работу в коллективе, дойти до каждого работника, каждого потенциального акционера с тем, чтобы вовлечь в общество как можно больше работников предприятия. Распространять акции надо при максимально возможном соблюдении принципов социальной справедливости. После создания акционерного общества следует постоянно информировать пайщиков о состоянии дел, тщательно контролировать расходование акционерного капитала.

Для осуществления всего перечисленного нужны грамотные специалисты, которые, обладая в достаточной степени необходимой подготовкой, могли бы возглавить и организовать работу всех подразделений акционерного общества — как производственных, так и функциональных. Прежде всего, это бухгалтеры, экономисты, финансисты, юристы, организаторы производства. Каждый из них должен обладать предпринимательскими навыками. Подготовить всех таких специалистов, организовать их стажировку не только на предприятиях нашей страны, идущих в авангарде внедрения новых форм хозяйствования, но и за рубежом — главная задача успешного овладения основами предпринимательства, маркетинга и менеджмента, юриспруденции и другими науками, столь необходимыми в условиях перехода к рыночным отношениям.

Другой проблемой и важнейшим условием успешного овладения акционерной формой хозяйствования является перестройка психологии людей, участвующих в этом процессе. Необходимо создать условия для широкой демократизации процесса управления производством и реализацией продукции, преодолеть консервативную инерцию коллективов. Каждый работник должен усвоить, что он может реально оказывать влияние на деятельность акционерного предприятия и несет ответственность за результаты этой деятельности.

Следует обратить внимание на неправильное представление об акционерной форме хозяйствования как наиболее важном источнике финансирования текущей и перспективной деятельности предприятия. Во-первых, не только этот аспект служит преимуществом акционерной формы хозяйствования. Во-вторых, даже в условиях акционерной формы нельзя рассчитывать только на привлечение источников финансирования со стороны. Амортизационные отчисления, нераспределенную часть прибыли и в условиях акционерной формы следует широко использовать в качестве инвестиций для обновления и расширения производственного аппарата.
Следует воздержаться от массового акционирования государственных предприятий. Практика и зарубежный опыт учат, что единого правила, единого подхода здесь нет и быть не может. В каждом отдельном случае необходимо продумать форму приватизации, учесть специфику предприятия, выпускаемой им продукции, характеристику региона, в котором оно функционирует, состав работников, их реальные финансовые возможности и другие факторы.

Применяемые на многих акционированных предприятиях акции в полном смысле этого слова акциями не являются. Отсутствие развитой инфраструктуры акционерного дела не позволяет свободно оперировать ценными бумагами, в том числе и акциями. Необходимо широкое развитие банковской системы, фондовых бирж и других финансовых составляющих акционерного дела. Широкое участие банков позволит гарантировать соблюдение важного принципа функционирования акционерных обществ — публичной отчетности об операциях и доходах. С помощью банков можно будет наладить эффективный финансовый контроль за процессом учреждения, избежать создания "липовых" акционерных фирм. Когда масса ценных бумаг, их оборот достигнут достаточно широких масштабов, возникнет необходимость создания фондовых бирж, которые явятся органическим завершением, итогом развития акционерного дела. Не следует преувеличивать или, наоборот, упрощать значение роли акционеров в управлении предприятием.
Бесспорно то, что юридическое лицо или отдельный гражданин, купивший значительное число акций, сможет определенным образом влиять на решение важнейших вопросов функционирования акционерного предприятия. Вместе с тем, как показывает опыт западных стран, крупные акционеры в отличие от владельцев частных предприятий тщательно контролируются с помощью норм гласности и государственного надзора. В результате контроль акционеров над производством уравновешивается контролем общества над акционерами.

Очень остро стоит проблема взаимосвязи между развитием акционирования и антимонопольной политики. Важную роль акционерные формы хозяйствования должны сыграть и в преодолении монополизма, широком развитии конкуренции.
Оптимальной формой реорганизации государственной промышленности в условиях перехода к рыночной экономике могут явиться концерны, ассоциации, основанные на акционерной форме организации производства. Широкий обмен акциями между предприятиями внутри концерна, ассоциации, переплетение акционерной собственности позволит заинтересовать в эффективном развитии производства продукции все предприятия, вошедшие в их состав. Таким образом, предприятия — участники такого объединения, оставаясь юридически свободными в выборе партнеров по хозяйственной деятельности, будут осуществлять координацию этой деятельности внутри объединения, а также координировать инвестиционно-техническую и маркетинговую стратегию. Важную роль в развитии конкуренции сыграет также политика всемерной поддержки малого бизнеса.

Конечно, переход государственных предприятий на акционерную форму хозяйствования не является панацеей от всех бед нашей экономики.
Акционерная форма принесет наибольший эффект лишь в том случае, если параллельно совершенствуются общая и производственная структуры предприятия, ликвидируются излишние звенья, улучшается организация производства и труда, перепрофилируется производство, проводится правильная инвестиционная политика, улучшаются социальные условия коллектива.

Важную роль в развитии акционерных форм хозяйствования в России должен сыграть Союз акционерных обществ. В соответствии с Уставом Союза — это независимая самоуправляемая общественная (неправительственная) организация, в которую на добровольных началах входят предприятия, организации, различного рода союзы и ассоциации, отдельные граждане. Цели Союза — содействие становлению и развитию в стране акционерных форм хозяйствования, оказание организационной, правовой, финансовой и других видов помощи членам
Союза. Большое внимание Союз намерен уделять вопросам преобразования в акционерные общества государственных предприятий. Представляется, что это наиболее сложный вопрос в развитии акционерных форм хозяйствования в стране. Союз должен защищать права и законные интересы акционеров, способствовать росту эффективности производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности акционерных предприятий внутри страны и за рубежом, координации их взаимодействия с органами власти в решении вопросов социального развития коллективов акционеров. Важными аспектами работы должны стать подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов акционерных предприятий, систематический обмен опытом акционерного предпринимательства, подготовка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию действующего законодательства в области акционерной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономике большинства постсоциалистических стран до реформы доминировала государственная собственность. В современных условиях оптимальной является та система, где существует многообразие форм собственности. Отсюда логично, что в проводящих экономические реформы странах взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности.

Трансформация собственности – процесс сложный и социально острый. На нынешнем этапе экономической реформы в России первоочередной задачей является приватизация объектов собственности. Особое значение приобрело использование форм приватизации, в наибольшей степени способствующих повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Центральной проблемой совершенствования системы собственности является формирование таких форм реализации прав собственности, которые бы отвечали принципам социальной справедливости и в то же время максимально способствовали развитию экономики.

Приватизация в России, пройдя ваучерный этап, перешла к денежному этапу. В результате приватизации на частных и смешанных предприятиях работает около 2/3 от общей численности занятого населения в стране.

Подводя итоги проделанной работы, следует подчеркнуть, что наиболее предпочтительной формой хозяйствования в условиях рыночных отношений является акционерная.

Её преимущества: централизация капитала акционеров, слияние личных и коллективных интересов трудящихся, участие каждого работника в управлении делами предприятия, возможность получения акционерами дополнительных материальных стимулов, и др.

В постприватизационный период перед функционирующими акционерными обществами стоит ряд проблем. В их числе: замена типовых учредительных документов в соответствии со специфическими устремлениями акционеров; регламентация трудовых отношений на основе принятия комплекса трудовых контрактов с работниками; порядок движения акций в акционерном обществе; выплата доходов по акциям; права акционеров по распоряжению акциями; бухгалтерский учёт в акционерных обществах; создание дочерних предприятий и холдингов.

Основные условия успешной деятельности акционерных форм: квалифицированно, компетентно готовить и вести дела, вовлечение в активную деятельность каждого работника предприятия, соблюдение принципа социальной справедливости при распространении акций, своевременное и достаточное информирование пайщиков о состоянии дел.

Не следует умалять и роль малого предпринимательства. Как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, малые предприятия нуждаются в разносторонней поддержке. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная сфера, идёт насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места.

Государство регулирует функционирование организационно-правовых форм с помощью финансовых стимулов и государственных капиталовложений, проведении антимонопольной политики, притормаживая чрезмерную концентрацию производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению

/под ред. Г.П. Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1994
2) Указ правительства Р.Ф. «Об организационных мерах по преобразованию

Государственных предприятий, добровольных объединений Государственных предприятий в государственные общества» от 1/07/1992 №721
3) «Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».//«Финансовая газета», /1994.-29
4) Финансы предприятий: Учеб. пособие / колл. авт. под рук. Е.И. Бородиной.

– М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
5) Экономика и бизнес / Под.ред. В.В.Кашаева. – М.: МГТУ им. Баумана, 1993
6) Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента . М., Финансы и статистика

- 1996.
7) Белоусов М.С., Овчинников И.К. Экономика предприятия и отрасли промышленности М.,1998
8) Виленский А. А. Финансовая поддержка малых предприятий //Экономист /1991

- №9
9) Ворст И., Ревентлод П. Экономика фирмы: Учебник – М.: Высшая школа, 1994
10) Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И., Курс предпринимательства

–М., 1997
11) Горфинкель В.Я. Экономика предприятия, М.: Банки и биржи Юнити. -

1996.
12) Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 – М., 1995
13) Гражданский кодекс Р.Ф.
14) Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства – М.: СОФИТ,

1994
15) Кохно П.А., Микрюков П.А. «Менеджмент». М.: «Финансы и статистика»,

1993(+)
16) Крейнина М.П. «Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности А.О. в промышленности, строительстве и торговле.-М.:

А.О. «ДИС», «МВ-ЦЕНТР», 1994
17) Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции – М.:

Высшая школа, 1993
18) Кэмпбелл Р., Макконелл, Стэнли Л. Брю, “Экономикс”, т.1,2., М.-1992.
19) Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., «Малое предпринимательство», Москва:

ИНФРА – М, 1997
20) Макконнелл К.Р, Брю С.Л. «Экономика: принципы, проблемы и политика: пер с англ. т. 1,2.» - М.: Республика 1992
21) Маркетинг: учебник/Колл. авт. под ред. А.Н. Романова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
22) Организационно-экономические проблемы приватизации/Колл. авт. под ред.

В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара – М.: экономическое образование, 1993
23) Остапенко В.В. «Акционерное дело и ценные бумаги». Справочное пособие.

– М.:Экономика, 1992 (+)
24) Подвинская Е.С., Жиляева Н.И. «Всё об акционерных обществах» М.:

Машиностроение, 1993
25) Российский статистический ежегодник. 1994: Стат. сборник/Госкомстат

России. – М., 1994
26) Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. «Курс рыночной экономики». – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
27) Самуэльсон П. «Экономика» Т.1,2, М.-1992
28) Сергеев В.И. М., «Финансы и статистика» , 1998
29) Суханов Е.С. «Гражданский кодекс о коммерческих организациях» –

“Экономика и жизнь”, №45,46 1994
30) Тимашина Т.М. «Экономическая история России» Уч. Пособие под ред.

Чепурина М.Н., М., «Филинъ» 1999.
31) Федеральный Закон РФ «Об акционерных обществах»
32) Холт Роберт Н. «Основы финансового менеджмента»/ Пер. с англ. – М.: Изд- во «Дело», 1993

Выполнил: Киринович А.М.
____________
-----------------------

Отношения присвоения

Отношения хозяйственного использования имущества

Отношения экономической реализации собственности

Система отношения собственности

Право собственности

Владение

Пользование

Распоряжение



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты