Формы собственности и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка (Word'97)
p> В программе приватизации на 1992 год были установлены большие ограничения: не подлежали приватизации природные ресурсы, объекты культурного наследия, и.т.п.

Между тем, в течение первой половины 1992 года в стране продолжались напряжённые споры по вопросу о сущности и путях проведения приватизации, несмотря на то, что Закон и программа приватизации были уже приняты. В этот момент было важно установить наиболее точное соотношение акций при их распределении между государством и трудовыми коллективами. Но сложность решения этой проблемы заключалась ещё и в том, что на свою долю претендовали директора предприятий (часто за спиной трудовых коллективов), чиновники отраслевых министерств, представители региональных властей,
“новые” предприниматели, и, на конец, всё население в целом.

Правительство считало, что работники предприятий должны получить бесплатно 25% привилегированных акций без права голоса. Дополнительно они могли бы выкупить ещё 10% выпущенных в обращение обыкновенных акций с правом голоса за 70% их номинальной (очень низкой) стоимости. После этого директорам предоставлялось право купить 5% акций по номинальной стоимости.

Некоторые экономисты во главе с Л.Пияшевой выступали против такого пути. Они полагали, что правительство должно передать бесплатно всю собственность трудовым коллективам и осуществить быструю приватизацию. При этом как бы возвращалась собственность народу, и провозглашался принцип всеобщей справедливости. Собственность, по их мнению, должна была перейти в коллективное владение трудящихся. Но представители правительства возражали им: в таком случае работники бюджетной сферы, пенсионеры, военнослужащие и другие слои общества оказывались вне процесса приватизации. На это группа Пияшевой реагировала так: данные граждане должны получить приватизационные чеки бесплатно, на которые они смогут выкупить любые акции. По этой схеме была объявлена приватизация некоторых магазинов в Москве, но проходила она весьма неудачно.

С этими вариантами не были согласны директора и рабочие многих предприятий, требовавшие выделения им большей доли собственности. В результате их представителями был разработан второй вариант программы приватизации на 1992 год, по которому всем работникам данного предприятия гарантировалось право выкупа обыкновенных акций, составляющих 51% уставного капитала, по цене, в 1.7 раза превышающей балансовую стоимость. Это давало работникам предприятия возможность иметь большинство голосов.

Такой вариант не вполне устраивал А.Чубайса, но он был вынужден считаться с давлением директорской фракции в Верховном Совете под названием
«Промышленный Союз». В конце концов, на основе компромисса появился третий вариант программы, в соответствии с которым было решено сначала проводить приватизацию лишь на средних предприятиях с численностью занятых более 200 человек и фиксированными активами от 1 до 50 млрд. рублей. Директора могли выкупить 20% обыкновенных по номиналу, если 2/3 служащих не возражают против этого. Позже им предоставили право купить ещё 20% акций со скидкой
30% от номинальной стоимости.
Процесс приватизации в России проходил в два этапа:

- Первый - этап ваучерной приватизации (1992-94), в течение которого были созданы важные законодательные и нормативные документы, закрепляющие основные права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

- Второй этап начался в 1995 году. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. С самого начала этого этапа правительство рассчитывало на то, что среди потенциальных инвесторов 34% будет приходится на иностранные компании, 25% - на российские банки, 25% - на население, 10%
- на инвестиционные компании.

ИТОГИ: В первом квартале 1993 года около 75% средств чековых фондов были направлены в краткосрочные и среднесрочные спекуляции ваучерами и лишь 15%
- непосредственно в акции приватизированных предприятий.
Это объяснялось тем, что в ЧИФах были сосредоточены акции средних и мелких предприятий, на которых не было спроса.

В конце 1993 года из 290 опрошенных руководителей предприятий 70% заявили, что они могут выплачивать дивиденды, отчего ваучерные фонды оказались в незавидном положении. По распоряжению Госкомимущества на 1994 год повышалась доля акций Чекового Инвестиционного Фонда в одной компании с 10 до 25 процентов.

В результате первого этапа в России началось создание институциональных основ рыночной экономики на базе развития негосударственного сектора. Так, по данным Госкомимущества на 1 января 1995 года насчитывалось более 25 тысяч акционерных обществ. Именно на первом этапе приватизации началось формирование биржевого и внебиржевого рынка корпоративных ценных бумаг, а капитализация наиболее ликвидных из них в
1996 году составила около 20 млрд. долларов.

За эти годы были созданы тысячи крупных инвестиционных, страховых, пенсионных компаний, множество коммерческих и инвестиционных банков.
Появился новый социальный строй – акционеры (около 40 млн. человек), пайщики, новые частные собственники. В целом в середине 1995 года количество приватизированных предприятий превысило число неприватизированных. Доля тех и других в общем числе предприятий составила, соответственно 50,5% и 49,5%. В 1995 году весь негосударственный сектор произвел 70% ВНП.

2. Анализ основных форм предпринимательской деятельности в России.

2.1. Предпринимательский потенциал России.

Одним из важнейших факторов производства является предпринимательская способность. В ее состав включаются предприниматели, к которым относятся владельцы компаний, менеджеры, организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

Помимо предпринимателей в состав данного ресурса включается вся предпринимательская способность страны, а именно действующие институты рыночной экономики, т.е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы. Наконец, сюда относятся предпринимательская экономика и культура, а так же предпринимательский дух общества. В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанной на существующей модели рыночной экономики.

В странах с высоким предпринимательским потенциалом важнейшую роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В
США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку.

Специфика формирующегося российского предпринимательского класса состоит в том, что 0,1% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.

Довольно пестрым является и «неноменклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах, и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например в области управления программного обеспечения. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего, «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства.

Предпринимательский сектор экономики насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенны признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
С 1 января 1995 г. вступил в силу новый Гражданский кодекс Российской
Федерации (первая часть), закладывающий правовые основы хозяйствования для субъектов рыночной экономики, которые более четкие, продуманные, устраняющие многие противоречия, имевшие место в действующем законодательстве, а также учитывающие традиции отечественного правопорядка и современный мировой опыт.
В этом документе по-иному классифицируются юридические лица по организационно-правовым формам хозяйствования и другим признакам, чем в
Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Поэтому в связи с введением в действие Гражданского кодекса (ГК) утрачивает свою силу
Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а многие нормативные акты, особенно касающиеся организационно-правовых форм хозяйствования, требуют существенной корректировки на предмет их приведения в соответствие с ГК.

В ГК по-иному трактуются и многие важнейшие понятия. Ранее в законодательстве понятие «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, а объектом гражданских прав. Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли- продажи, залога, аренды, других сделок. В ГК дано следующее определение понятия юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.
48).

Из этого определения следует, что всякая организация, чтобы, быть признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (например, обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в совокупности четырьмя характерными признаками:
• наличие обособленного имущества;
• способность отвечать по обязательствам своим имуществом;
• способность выступать в имущественном обороте от своего имени;
• возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.

В экономике функционируют самые различные юридические лица, которые отличаются друг от друга по целому ряду признаков: отраслевой их принадлежности; размерам; степени специализации и масштабам производства однотипной продукции; методам организации производства и степени его механизации и автоматизации; организационно-правовым формам и др. Признаками отраслевой принадлежности предприятия служат: характер сырья, потребляемого при изготовлении продукции; назначение и характер готового продукта; техническая и технологическая общность производства; время работы в течение года.

По характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.
По назначению готовой продукции все предприятия делятся на две большие группы: производящие средства производства и производящие предметы потребления.

По признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства.

По времени работы в течение года различают предприятия круглогодового и сезонного действия.

По признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие.

По специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

По методам организации производственного процесса предприятия делятся на предприятия, в которых преобладает поточный, партионный и единичный методы организации производственного процесса.

По признаку деятельности различают предприятия: промышленные, торговые, инвестиционные, транспортные, в сфере услуг и т.д.
В ГК классификация юридических лиц основана на трех основных критериях:
1) на праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или имущества;
2) на цели экономической деятельности юридических лиц;
3) на организационно-правовой форме юридических лиц. В зависимости от того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества, юридические лица могут быть разделены на три группы:
• юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. К их числу относятся:
• хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
• юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности, или, иначе, вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения;
• юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещные, ни обязательственные): общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Приведенная классификация юридических лиц имеет большое практическое значение, особенно в части выделения первой группы юридических лиц, в отношении которых их участники и учредители имеют лишь обязательственные права.

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий:
• коммерческие организации;
• некоммерческие организации.
Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Коммерческие организации могут создаваться в форме товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.
Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

По организационно-правовой форме юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, в соответствии с ГК РФ классифицированы следующим образом

Рис.3. Виды хозяйствующих субъектов и их место в экономике Российской
Федерации
[pic]
• хозяйственные товарищества — полное товарищество, товарищество на вере
(коммандитные товарищества);
• хозяйственные общества — общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типа);
• унитарные предприятия — основанные на праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления;
• производственные кооперативы (артели).

В ГК РФ предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, поскольку это политэкономическая категория, лишенная юридического смысла. Поэтому, если в тексте ГК упоминаются государственные и муниципальные предприятия, упор делается на их унитарный характер, т.е. на то, что их уставный фонд является неделимым и полностью принадлежит на праве собственности учредителю — государству или муниципальному образованию.

Не упоминается в ГК и такая организационн о-правовая форма, как смешанное товарищество, которое заменено традиционно российским товариществом на вере (коммандитным товариществом).

В Законе РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса
РФ» предусмотрен механизм плавного перехода к новым формам хозяйствования, что вполне правомерно, так как в противном случае это могло вызвать серьезные негативные последствия. Полный переход на новые формы хозяйствования должен завершиться до 1 июля 1999 г.

2.2. Анализ исследования ОПФ предпринимательской деятельности.

Пока еще рано утверждать, что в России основные макроэкономические показатели в настоящее время стали выше, чем они были в условиях административно-командной системы. В связи с падением производства, применении принудительных отпусков на большинстве предприятий промышленности снизилась производительность труда. Сокращение загрузки основных фондов привело к падению фондоотдачи. Крайне неравномерным стал уровень рентабельности. Хотя прибыль в текущих ценах значительно выросла, но каждое третье предприятие считается убыточным. Медленно развивается инвестиционный процесс, обновление оборудования ведется на крайне низком уровне.

Тем не менее, анализ воздействия конкретных форм собственности на эффективность не потеряла своего значения. Полезным является сопоставление тех параметров эффективности, которые характерны для различных форм собственности (см. табл. в приложении).

Далее рассмотрим собственность в экономической системе России. Вышла в свет весьма примечательная научная работа, посвященная проблеме собственности. Несмотря на обилие публикаций по вопросам приватизации, акционирования, предпринимательства, о моделях преобразования собственности, в научной литературе крайне редко (как в количественном, так и в качественном отношениях) представлены работы общетеоретического, политико-экономического характера. Проблема собственности, которая еще десять лет назад занимала заметное место в теоретических дискуссиях, почти сошла со страниц научной печати (приятным исключением явилось обсуждение данной проблемы, проведенное журналом «Экономист»). О монографических исследованиях не приходится и говорить.

Рецензируемая работа во многом восполняет этот пробел. Коллективная монография является результатом исследований и размышлений научных работников и преподавателей экономического факультета МГУ, а также сотрудников Института экономики РАН, Государственной Думы, Министерства экономики РФ. Это единственная в своем роде монографическая работа 90-х гг. специально посвященная комплексному исследованию собственности.

В книге анализируются различные аспекты собственности. Во-первых, - теоретические и методологические, с учетом новейших исследований отечественной и мировой науки. Проводится разграничение юридической
(правовой), экономико-юридической (институциональной) и социально- экономической (политико-экономической) сторон собственности; выявляются различия континентальной и англосаксонской традиций исследования собственности; дается сопоставление двух основных подходов в экономической теории - марксистского и неинституционального (в трактовке теории прав собственности Р. Кроуза). Все это обеспечивает строгость и ясность анализа собственности. Более того, в работе предложен оригинальный подход относительно системного представления собственности, согласно которому последняя выступает как единство трех ее аспектов: типа социально- экономического присвоения, форм собственности и прав собственности. А поскольку современная рыночная экономика есть, как доказывают авторы, смешанная экономика, то присущая ей «смешанная собственность» предстает одновременно как смешанность отношений присвоения, форм и прав собственности. Такой подход представляется интересным и перспективным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты