Диплом: Дворянская усадьба

му еще до десяти лет дети имели свои обязанности в семье и серьезно

относились к ним.

Младенцам же сильно доставалось. Их опекуны « в летах» сами не так давно

находились в аналогичном возрасте. Нередко няни 4-5 лет роняли детей.

Конечно, до хорошего и правильного обращения было далеко, что, впрочем,

отчасти компенсировалось «няньки» не решались, но во время своих забав

забывали о своих младших и те оставались без присмотра.

«Первые годы жизни – продолжает Ильинский,- крестьянский ребенок мало бывал

на свежем воздухе: его больше держали в избе, особенно зимой, из-за

недостатка теплой одежды. Так как крестьянские избы были тесны, в них была

одна комната, то врывавшийся через открытую дверь холодный воздух зимой

быстро доходил до всех ее углов. Поэтому дети обычно ютились на печи. Там

они играли, и там же спали.

Одежды и обуви крестьянским детям на зимнее время совсем не заготовлялось: В

глубокую осень и даже зимой они нередко бегали на дворе и по улице босыми. От

недостатка ухода, вследствии худого питания, сырости, недостатка свежего

воздуха в избах часто болели. Болезнь обычно объяснялось «дурным глазом».

Забота о больном ребенке целиком ложилась на мать, которая чаще всего

обращалась к знахаркам.

В отношении к больным детям крестьяне держались фаталистической точки зрения:

если суждено жить, то больной ребенок выздоровит, а если суждено ему умереть,

то ничто ему не поможет»,- пишет В.Ильинский [18, 89].

Итак, ребенок первые годы проводит в мирке ограниченном маленькой

крестьянской избенкой, в которой кроме него располагаются другие дети,

родители, бабушки и дедушки и, нередко, домашние животные. Ни о какой

гигиене не может быть и речи. Крестьяне вместо того, чтобы создать ребенку

благоприятные условия для существования относились к ребенку как к животному.

Даже хуже. Если умирал ребенок- это еще полбеды. У крестьяника их много, а

здоровья еще больше. Умирает корова – вот настоящая беда. Скотина

представляется подлинной кормилицей.

Мать, всегда занятая хозяйством, не могла уделять много времени уходу за

ребенком, поэтому она всячески стремится ускорить

-52-

физическое развитие детей. « Так лишь только мать замечала, что ребенок может

самостоятельно переворачиваться с одного бока на другой, она начинала

приучать его к сидению: когда начинал ползать его и заставляли стоять и

ходить » ,- отмечает В.Ильинский.

Понятно, что такого рода «эксперименты» оканчивались плачевно. Достаточно

вспомнить любую картину, на которой озображен русский мужик. Он обычно

коренастый, сутулый, кривоногий. В прочем при всем при этом русский мужик

повсеместно известен своей выносливостью, силой, работоспособностью, так как

такие условия жизни либо убивали, либо укрепляли тело и дух, готовя ребенка к

еще более тяжелым испытаниям.

Как только ребенок научился ходить мать отправлена его гулять во двор. «С

корочкой хлеба в руке расхаживая он под окном избы в руке расхаживая он под

окном избы, около которого сидела мать, издали на него поглядывая. Ребенок

был спокойно занят своей игрой, иногда он силился отворять ворота, забавляясь

их скрипом, не пугался встретить корову, а подняв какую-нибудь тоненькую

хворостинку, даже старался прогнать ее. Крестьянский ребенок рано развивался

физически, предоставленный самому себе»,- рассказывает П.И.Симуш [35, 65].

В этом и есть главная особенность народного воспитания – это включение

ребенка в жизнь, подготовка его по всем ее тяготам и лишениям. Период детства

сокращен до нельзя. Уж таковы условия существования крепостных: не могут они

содержать «лишний рот». Поэтому приходится всем и «старым», и «малым»

добывать трудом хлеб насущный. Если старики скоро найдут долгожданный покой,

то детей работа будет сопровождать всю жизнь. В детях родители видели прежде

всего твердую гарантию в новых рабочих руках.

В семье происходило единение интересов старых и молодых членов семьи.

Родители не только передавали детям свой производственный опыт, но и готовили

их к тому, чтобы дети были способны прокормить их в старости.

В семейном воспитании большое место занимало формирование таких духовных

качеств, как осознание сыновьего долга и уважение старости, великодушие к

людям престарелого возраста.

-53-

Так как мать и отец были заняты тяжелым трудом, то старики последние годы

своей жизни посвящали внукам. Они и были главными воспитателями детей,

передовая им нравственные нормы.

Общаясь с дедушками и бабушками, дети узнавали важные истины: нельзя делать

того, что не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся, нельзя

требовать от родителей того, что они дать не могут.

Осуждение плохих поступков внуков бабушками и дедушками имело

высоконравственный смысл, оно предостерегало детей мудрыми поступками.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Природные русские педагоги –

бабушка . дед понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции

принесут больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в

самой жизни семьи, в охвате ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно

проникает в его душу» [41, 177].

В свою очередь, отец и мать воспитывали у детей чувство перед их

воспитателями, учили быть благородными за те затраченные усилия и пережитые

тревоги в процессе воспитания детей. Ребенок был обязан научиться выражать

родителям свою благодарность хорошим поведением и послушанием.

Таким образом, роль дедушки и бабушки в воспитании детей сопоставима со

значением родителей, если не выше. После того, как мать начинает уделять

ребенку меньше внимания, в связи с постоянной занятостью по хозяйству,

ребенок переходил на «попечение» дедушки и бабушки, весьма и весьма

«искушенных» воспитателей с огромным жизненным опытом.

Народная педагогика знает и использует целей ряд средств воздействия:

колыбельные песни, пословицы, сказки, игрушки.

Колыбельные песни- первые поэтические произведения, обращенные к ребенку. Под

их влиянием малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращение к

нему матери. Особую сердечность предает колыбельной то, что она предназначена

для двоих и не рассчитана на постороннего слушателя. В песне раскрывается

внутренний мир матери, проявляется различные чувства, надежды и

-54-

мечты о грядущих удачах и благополучии ребенка, тревога о его дальнейшей судьбе.

В комментариях и «Антологии педагогической мысли» отмечено что: «Исполнение

колыбельных песен имеет свои, присущие только их содержанию особенности: не

громкость, нежность, эмоциональность, ритмичность. Глубокий нравственный

смысл колыбельных песен является фундаментом, на котором строится

эстетический мир ребенка.» [5, 68].

В народной педагогике практически незаметен переход от одного к другим

средствам. Переход с помощью пословиц воспитывалось почитание земли и хлеба.

Пословицы о хлебе такие же древние, как земледелие. Они изменялись на

протяжении веков, но суть их оставалась прежней.

Первые шаги сознательной жизни ребенка наши предки связывали с воспитанием у

него бережного отношения к хлебу и земле, как источников жизни человека.

По древнейшей традиции детей приучили не говорить о земле плохого слова. «

Ранней весной нельзя было бить по земле палкой, - отмечает С.А.Токарев,-

потому что она находится в состоянии беременности, то есть рождается хлеб и

дает жизнь всем растениям» [39, 63].

Не менее почитался хлеб. Ему придавалось столь важное значение, что появление

на свет ребенка сопровождалось различными обрядовыми действиями и ритуалами,

связанными с хлебом. Худое слово о хлебе считалось проявлением велишайшей

безнравственности. Под влиянием таких наставлений у детей складывалось

представление о хлебе не только как о материальной, но и моральной ценности:

«Бьют хлеб палками, Режут ножом.

Жмут камнями, За то хлеб губят,

Жгут огнем, Что все его любят» [11, 64].

На двух простых истинах были основаны принципы народной педагогики: 1) нельзя

воспитывать трудолюбие у детей лишь одним словом, без серьезных умных дел;

2)чем раньше дети будут привлечены к труду на земле, тем лучше они будут

воспитаны. «Сынок –сосунок, не век сосун, через год –стригун, через два –

бегун, через три – игрун, а там и в хомут» [11, 132].

Сказки важную часть народной педагогической культуры. Издревне они

использовались как средство воспитания детей. Сказка обладает иносказательным

смыслом, тем не менее хорошо памятным даже детям. В ней изображается

красивый, таинственный мир, где свет, правда и справедливость всегда

побеждает зло. Если в условиях семейной жизни нарушение детьми правил

поведения влекут за собой порицания, то в сказке за это угрожают серьезными

опасностями, даже смерть, но при помощи внешних сил сложная ситуация

заканчивается благополучно. Сказки стали своеобразным сводом нравственных

поучений с живыми примерами о том, какая может постигнуть детей беда, если

они не слушаются старших, принебрегают их советами, наставлениями,

предупреждениями.

В сказках маленького, неопытного персонажа всегда выручают звери, птицы и

другие силы. Но они добры лишь при условии ласкового отношения к ним.

Итак, элементарные нормы поведения, требования старших в сказке изложены без

окриков, наказаний, к которым часто прибегают родители, и непринужденно

входят в сознание и душу растущего человека, становятся его внутренним

приображением. Это назначение сказок подметил К.Д.Ушинский, назвав их

проявлением педагогического гения народа.

С раннего детства у ребенка есть верные друзья-игрушки. В живой,

увлекательной форме они преследовали цели умственного, физического,

эстетического воспитания, развивали фантазию ребенка, помогали освоиться с

привлекательным для него миром взрослых и в игре подражать им. К сожалению,

это сильнейшее воспитательное средство крестьяне, из-за постоянной

материальной стесненности использовали мало. В.Ильинский пишет: ”Маленьким

детям крестьянки вешали над их колыбельками цветные платки, которыми

забавлялся ребенок. Девочки играли в куклы, а мальчики – в лошади. Если

девочка хотела играть в лошадки, ей не давали, считая это предосудительным.

Как и везде, крестьянские дети в своих играх подражали взрослым и копировали

окружающую жизнь: обрабатывали хлеб, ухаживали за скотом, ездили на базар,

пили водку и т.п.” [18, 352].

Итак, уже после пяти лет ребенок считался чуть ли не взрослым. До этого

времени, да и дальше до 10-11 лет дети получают в основном “физическое”

воспитание. Период детства крайне мал, его почти нет. Особенность воспитания

крестьянских

-56-

детей состоит в том, что с самых ранних лет начинается трудовая деятельность.

Вначале в форме игры, а затем труд становится жизнью крестьянина.

Религиозное чувство у ребенка пробуждали очень рано. Первые впечатления о

Боге больше связаны с запугиванием. Если ребенок начинал шалить, мать

грозила: ”Боженька накажет”, показывая на икону.

Ребенка рано приучали молиться. Вначале он просто подражал старшим,

становился рядом с ними на колени, клал руку на лоб, человал пол. “Но так как

содержание молитвы, - пишет Ильинский, - не было понятно ребенку, чтение их

было механическим. Если ребенок не хотел становиться на молитву, его

принуждали. Например, когда ребенок делал последний поклон, ему сзади бросали

какой-нибудь гостинец и говорили, что это ему послал за его труды Бог.

Когда ребенку исполнялось 7-8 лет, его начинали водить в церковь” [18, 145].

Храмы часто находились в усадьбах. Поэтому с этого времени можно говорить о

том, что ребенок начинает систематически посещать дворянскую усадьбу. Причем

почти все знания, связанные с образованием, дитя будет получать здесь же.

Крестьянским детям внушалось определенная сумма религиозно-нравственных

понятий. Условно их можно разделить на две группы: основанных на “страхе

божьем” и на традициях. Внушалась необходимость молиться, соблюдать посты и

праздники. ”Не помолившись Богу, нельзя было садиться за стол, а равно и

выходить из-за стола.К трудовому хлебу – за столом или вообще при еде – детям

внушалось благоговейное чувство, а поэтому бросаться хлебом, даже небрежное

обращение с крошками считалось просто преступлением. За столом нужно было

быть серьезным и не болтать.Нищим отказывать считалось грехом, и за скупость

Бог мог лишить благосостояния или наказать болезнью”,- пишет Д.И.Латышина

[24, 223].

Существовали в семье и традиции, непреложные правила. Почтение к родителям,

старшим и всякого рода начальникам постоянно внушались детям. Обязательно, в

хорошей семье жена должна была слушаться мужа, не поступать наперекор ему.

Такие же отношения были и между родителями и детьми. Почтение к родителям

считалось залогом здоровой, долгой и счастливой жизни. Д.И.Латышина отмечает:

“Покорность детей часто была рабской, а

-57-

власть родителей над ними переходила иногда в слепой деспотизм, лишенный

нравственных оснований. Встречались такие родители, которые лишали детей

всякой свободы, наказывали их за игры, шум, подвижность, требовали, чтобы

дети были серьезны, как взрослые” [24, 224].

Самым важным в народной педагогике было трудовое воспитание.

В этот замкнутый круг всеобщей набожности, неграмотности, патриархальности

вмешивались дворяне-помещики. Они начинают испытывать нужду в наличие

опытных, образованных мастерах-ремесленниках, способных выполнять любую

нужную в хозяйстве работу. Поэтому в усадьбе организуются различные школы, в

которых крепостные получают элементарные знания: обучаются чтению, счету,

письму, “закону божию” и “конечно” ремеслу.

Так помещик Анненков заботился о появлении в поместье собственных

квалифицированных мастеров. Крепостной М.Романов посылается на 2 года для

обеспечения “столярному художеству”, И.Трубилин и А.Домашев – в “науку

поваренную”, И.Васильев и П.Тимофеев – для обучения “портретному мастерству”

и т.д.

Крепостные Анненкова отправляются изучать науки не только в Курск, но и в

Воронеж, и в Москву. Помощник был заинтересован в получении ими лучших

ремесленных навыков и денег на обучение не жалел.

В усадьбах петербургских вельмож получило распространение музыкальное

творчество. В Борисовке, принадлежавшей Шереметьевым, была создана прекрасная

хоровая капелла, гастролировавшая в Москве и Петербурге. Хор состоял из

крепостных. Каждые 3-4 года из курских имений выписывались малолетние певчие

для обучения в Петербурге. Прошедшие столичную музыкальную школу, многие из

них, возвратившись домой, оставались верны музыке, укрепляя и расширяя

музыкальные традиции родных мест.

“Некоторые из мальчиков-певчих, - отмечает М.М.Звягинцева, - сделали

впоследствии артистические карьеры, как, например, Беликов, Маренич, Усатов,

Алабышев, Коноплев, Кившенко, Барышев и др. Можно сказать, что судьба одного

из них, Г.Я.Ломакина, уникальна и типична одновременно. Ему повезло больше

других: он становится одним из лучших скрипачей-виртуозов, основателем

Бесплатной музыкальной школы в Петербурге” [15, 134].

-58-

Итак, крестьянин мог покинуть замкнутый круг жизни в деревне, лишь через

обучение, через получение знаний в дворянских усадьбах. Своеобразную карьеру

могли сделать лишь те, чей талант и работоспособность заметили дворяне-

помещики.

Таким образом, крестьянский ребенок формировался под влиянием среды со всеми

ее противоречиями: угнетенностью и беспечностью, состраданием и жестокостью,

искренней религиозной настроенностью и бедностью. Дети впитывали эту

атмосферу с ее темными и светлыми сторонами. Поскольку среда была цельной и

замкнутой, дети лично усваивали влияние и уклад жизни старших поколений.

-59-

Заключение.

Как показало исследование, в царствование ПетраI усиливается процесс

образования крупноземельной собственности и родовых недвижимых имений. Эта

тенденция получила развитие и в Курском крае. Сподвижники Петра I, такие как

Б.П.Шереметьев, Г.И.Головкин, И.С.Мазепа, получили вотчины, ставшие

подлинными культурными центрами, положившими начало усадебному строительству

в нашем регионе.

Строительство усадебных комплексов усиливается после Манифеста Петра III от

1762 года и дарование вольности дворянству Екатериной II. Усадьбыстановятся

уделом не только крупных землевладельцев, но и средних, и даже мелких.

Формируются два типа усадеб – принадлежавшим петербургским вельможам и

стремившимся подражать им среднепоместным дворянам.

На конец XVIII - начало XIX века приходится “золотой век” курской усадьбы. В

это время создаются подлинные шедевры усадебного зодчества – “Марьино” и

”Моква”, ничуть не уступающие по великолепию подмосковным дворцам.

Усадьбы становятся подлинными культурными центрами. Они размещаются в

красивейших природных ландшафтах, идеально гармонизируя с ними. Их

строительством занимались талантливые архитекторы. В усадьбах

сосредотачиваются великолепные библиотеки, огромное количество картин

западноевропейских и отечественных художников, скульптуры. Известны 5

провинциальных театров, располагавшихся в имениях Анненковых, Валькенштейна,

Голицыных, Хорвата и Ширковых. Практически все крупные усадьбы являлись

музыкальными центрами Курского края, в них открывались школы для крепостных.

Почти в каждой усадьбе был свой храм, где велись службы. Все это позволяет

сделать вывод о том, что вклад, внесенный дворянскими усадьбами в культурное

наследие Курского края, чрезвычайно велик.

Такое средоточие культурных ценностей дает право говорить о воздействии на

эстетическую, духовную, нравственную и другие сферы человека. Речь идет о

воспитательных возможностях усадьбы – влиянии совокупности различных сред,

оказывающих развивающее, воспитующее воздействие на человека.

Воспитующее воздействие оказывают такие факторы как:

-60-

- культурно-эстетические ценности (архитектура, садово-парковая

культура, библиотека, картинная галерея и т.д.);

- уровень воспитания и образования дворян, проживавших в усадьбе;

- соприкосновение с крепостными крестьянами, обретение дворянами

национальной, народной культуры;

- формирование особого мира ценностей, присущих дворянам, особое

содержание воспитания (физическое, нравственно-религиозное, эстетическое).

Средствами дворянского воспитания выступают пример, традиция, саморазвитие.

Усадьба способствует единству с природой, уединению в особой атмосфере, в

окружении близких людей. Поэтому домашнее, семейное воспитание становится

главной формой воспитания. Усадьба становится своего рода колыбелью, где нет

различий на начальных этапах между детьми, будь они дворянскими или

крестьянскими. Общее существование многое делает совместным. Но постепенно

между детьми растет пропасть. Результат воспитания разводит детей по разным

ступеням социальной лестницы. Дворяне развиваются, “внешне” готовятся к

светской жизни. Получив знание этикета, энциклопедическое образование, в них

развивается созерцательное восприятие действительности. Они видят красивое и

восторгаются им, обращают внимание на безобразное и морщатся, но ничего не

пытаются изменить.

Народная педагогика включает с измальства ребенка в тяжелую жизнь

крестьянина. Главным средством воспитания становится труд. Внутреннее

развитие происходит через постижение законов нравственности. Крестьянский

ребенок воспитывается для рабочего существования. Труд обеспечивает

существование, он залог жизни. Поэтому взгляд крестьянина на окружающий мир

более рационален, более утилитарен.

Средствами воспитания наряду с трудом выступают обычаи, традиции, сказки,

пословицы, поговорки, песни.

-61-

Библиография.

Архивные материалы.

1. ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2137.

2. ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 45.

3. ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 158.

4. ГБЛ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 128/274. Б.

Список литературы.

5. Антология педагогической мысли XVlll века. –М.: Знание, 1991.- 435 с.

6. Благой М.Т. Архитектурные памятники.-М.: Наука, 1989.- 230 с.

7. Болотов А.Т. Памятник прошедших времен.-М., 1898.

8. Боткин С.Д. Воробьевка // Изучение жизни и творчества А.А. Фета. –

Курск: 1994. – 325 с.

9. Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении

культурного ландшафта России // Русская усадьба. – Вып. 1(17). – М. : 1994. –

240 с.

10. Готье Т. Путешествие в Россию. – М. : Мысль, 1990. – 400 с.

11. Гуленьки: русские народные прибаутки, заклички, поговорки. –М. : Дет.

Лит., 1995.-458 с.

12. Дынник Т.А. Крепостной театр. – М. : Академия, 1993. –327 с.

13. Евангулова О.Е. Город и усадьба второй половины восемнадцатого века в

сознании современников // Русский город. Вып. 7. – М. : 1989.

14. Жизнь в свете и дома. –М. :ТЕРРА; 1997.- 368 с.

15. Звягинцева М.М. Русская усадьба как культурно – исторический феномен.

Автореферат дисс. . канд. культурологии. – СПб, 1997. – 175 с.

16. Злочевский Г.С. Памятники отечества. Мир русской усадьбы. – М. :

Образование, 1995.

17. Известия Курского губернского общества краеведения. Вып. 6. – Курск. –

1928.

18. Ильинский В. Как ведется воспитание детей в деревенской Руси. – М. :

Госиздат, 1923.

19. История и современность Курского края. – Курск, 1993. – 598 с.

20. Каждан Т.П. К вопросу о изучении русской усадьбы // Русская усадьба. –

Вып. 1(17). – М. – 1994. – 240 с.

21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М. : Академия. 2000. – 250 с.

22. Ключевский В.О. Сочинения. Т.1. – М., 1918.

23. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского

народа.- М.: Экономика; 1993.- 399 с.

24. Латышина Д.И. История педагогики. – М. : Наука. – 1995.

25. Лихачев Д.С. Сад и культура России. – М.: Наука, 1982.

26. Лотарева Д.Д. Марьино: усадьба русского аристократа // Мир русской

усадьбы. – М. :Наука, 1995.- 294 с.

27. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – М.: Наука,1998.

28. Милюков Н.В. Очерки истории русской культуры.- М.: Знание, 1989.

29. Мир русской усадьбы. – СПб. – 1998.

30. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – СПб. : “Летний сад”,

1998. – 224 с.

31. Описание Курского наместничества вообще и порознь: всякого города и

уезда. – Курск. – 1785.

32. Памятная книжка Курской губерни на 1860 год. – Курск. –1860.

33. Пыляев М.И. Полубарские затеи // Исторический вестник. – 1886. –

Сентябрь. – С. 532-548.

34. Рябцев Б.Г. Очерки истории культуры XVlll века. – М.:Наука, 1994.

35. Симуш П.И. Мир таинственный. М. : Политиздат, 1991. – 255 с.

36. Смирнов Л. Усадебный ландшафт России // Наше наследие. – 1994.

37. Соловьёв С.М. Избранные произведения. Т. 3.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-

576 с.

38. Стернин Ю.Г. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба. Вып.

1(17). М. – 1994.

39. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов: XlX-

начало XX веков. –М.: Наука, 1987.

40. Турчин В.С. Усадьба и судьба классицизма в России // Русская усадьба.

Вып. 1(17). М. – 1994.

41. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 1. – М., 1948.

42. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 2. - М., 1948.

43. Федоров С.И. Марьино. – Воронеж, 1988.

44. Федоров С.И. Архитектурные очерки Курского края. – Курск, 1968.

45. Фет А.А. Воспоминания. – М.: Дет. Лит., 1988.

46. Холодова Е.В. Усадьбы Курской губерни. – Курск, 1997.

47. Цапенко М.П. По западным землям курским и белгородским. – Белгород, 1981.

48. Шалинов К.П. Путешествие в Малоросию. – М. – 1882.

49. Щепкин М.С. Записки. – М. , 1864.

50. Щербатов М. О повреждении нравов в России. – М. – 1887.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты