говорится о Мокве. Неизвестны документы и о времени строительства усадьбы,
хотя предполагается, что она создавалась на рубеже XVIII-XIX веков. Возможно
Моква была куплена Аркадием Ивановичем во времена опалы, так как она
расположена в одном из красивейших мест, к тому же недалеко от города, что
также не маловажно.
В Мокве произрастает чудесная дубрава. Дабы приукрасить природное творение
был разбит английский парк. Реку Мокву запрудили восточнее дворца, таким
образом получилась система трех прудов. “Дворец, сливаясь с окружающим
ландшафтом, создавал неповторимый и загадочный мир “русского” рыцарского
замка” [19, 542].
-11-
Был построен кирпичный одно-трех-этажный дворец. Использовались более сорока
помещений различного назначения. На первом этаже центральной части
располагались вестибюль, гостинная, столовая, комната для музыкантов, бальный
зал и другие приемные покои. Их интерьеры отличались обилием декоративных
украшений: картины, скульптуры и другие ценности. Верхние этажи занимали
библиотека, кабинеты и многочисленные жилые комнаты. В цокольном уровне жили
слуги, находились хозяйственные помещения, кухня, кладовые, а также топочные.
После смерти А.И.Нелидова в 1834 году усадьба переходит его сыну Аркадию
Аркадьевичу Нелидову (1804-конец 1860-х) отставному штаб-ротмистру. Нелидов
А.А. известен тем, что с1849 по 1852 год был Курским губернским предводителем
дворянства. С его именем связан самый плодотворный период развития усадьбы в
Мокве.
Южнее дворца в 1848 году была построена кирпичная двухэтажная церковь
Спасская, со склепом-усыпальницей в нижнем этаже. Этот небольшой семейный
храм был выстроен с элементами русского стиля.
Рядом с церковью был сформирован хозяйственный двор с многочисленными
постройками: скотным двором, конюшней, каретным сараем, ригой, ледниками,
кузницей и другими постройками.
В северной части усадьбы было разбито большое оранжерейное хозяйство - две
теплицы, оранжерея, дом садовника, сторожка.
При А.А.Нелидове были продолжены работы по благоустройству парка: сооружены
парковые павильоны, мостики через овраги, фонтаны, беседки, гроты, скамьи и
другие малые формы.
Современник так описывает Мокву: “Но самая привлекательная из окрестностей
Курска, это Моква-имение камергера А.А.Нелидова в пяти верстах от города.
Местность эта окружена лесом, а издали бросающийся дом владельца на
возвышенном месте напоминает собой итальянские виллы. В наружнем и внутреннем
его устройстве заметен изящный вкус, выражающий. в более свободной
архитектуре.
При въезде в Мокву, направо виден обширный пруд с множеством яликов, налево
красуется двухэтажная каменная церковь. В нижней части здания устроена зимняя
церковь. Налево от церкви, через дорогу, рисуется прелестный сад и роща,
обращенная в роскошный парк, с широкими аллеями, живописно извивающимися
дорожками и красивыми павильонами. К этому парку восточной стороною примыкает
упомянутый нами дом. Вы выходите в кра
-12-
сивую комнату, где на одной из стен помещена большая семейная картина работы
академика Ершова. Далее одна дверь ведет в столовую с двойным светом, а
другая в прекрасную меблированную гостинную, в стенах которой выставлены
фамильные портреты. Но чаще всего хозяин дома и его гости проводят время в.
галерее, где из боковой, имеющей с ней сообщение, музыкальной комнаты
слышатся звуки оркестра, выполняющие лучшие современные произведения с
безукоризненной отчетливостью и артистическим знанием дела.
Из галереи вы выходите на обширную полукруглую террасу, с которой открывается
очаровательный вид. Терраса эта примыкает к западной стороне дома, и поэтому
гулянья по ней в теплые дни имеет особую прелесть при захождении солнца.
Гуляя и наслаждаясь приятными беседами, вы едва заметите, как луна взойдет и
серебрит пруд, дышащие ароматом цветники, погруженный в тишину парк, золотой
крест на куполе церкви и вершины леса, окружающие всю эту картину, которая
невольно манит вас остаться как можно далее на прекрасной террасе.
В верхнем этаже помещается библиотека и благотворительные заведения
(заведение это называется “Семья Елисаветы”), где шесть девиц беднейшего
дворянства, иждивением владельца, воспитываются с родительскою о них
попечительностью.
Вообще Моква есть самая любимая жителями Курска местность, а радушное
гостеприимство хозяина, при условиях утонченного вкуса, привлекает сюда в
известные дни значительное число посетителей. Если Знаменская роща по своему
пустынному характеру представляет одну природу, то Моква, соединяя в себе
природу и искусство, тешит посетителя не только красотами естественными, но и
счастливо выполненными вдохновениями изящного. ” [31, 141-144].
В 50-х годах XIX века от туберкулеза умерли жена А.А.Нелидова и шестеро его
детей. Их похоронили в Мокве в склепе-усыпальнице (цокольный этаж церкви
Спасской). Современники отмечали, что Аркадий Аркадьевич настолько сильно
переживал горечь утраты, что не смог далее оставаться на Родине. Нелидов
уехал за границу, где и скончался. В соответствии с завещанием его похоронили
в семейном склепе в Мокве.
С конца XIX века и по 1917 год усадьба принадлежала племяннику А.А.Нелидова –
Петру Петровичу Волкову, шталмейстеру императорского дворца (сын сестры
А.А.Нелидова Любови Аркадьевны, в замужестве Волковой).
-13-
В Мокве на содержании Волкова размещалась одноклассная земская школа (рядом с
церковью). В ней обучалось около восьмидесяти детей [1, 1-10].
Церковь Спасская из домашней превратилась в приходскую, где Петр Петрович
тридцать лет был старостой (1886-1917) и оказывал храму постоянную
материальную поддержку. В начале XX века приход церкви составлял более тысячи
человек (жители деревень Моква и Духовец).
За это время были продолжены работы по благоустройству парка: появился
северный въезд в усадьбу, камнем вымостили дорогу от ворот ко дворцу; на
поляне восточного партера высажены различные деревья-ель, клен, два сибирских
кедра.
После 1917 года усадьба претерпела значительные изменения. Имущество дворца в
основном было разграблено, пропал семейный архив. Пруды были спущены. Самая
малая часть мебели и художественных ценностей были вывезены музейными
работниками и сейчас хранятся в краеведческом музее и картинной галереи
города Курска.
“Усадьба “Моква” – памятник истории и архитектуры республиканского значения,
один из наиболее интересных объектов не только в окрестностях Курска, но и во
всей лесостепной зоне России” [46, 33].
Усадьба “Марьино” возникла в начале XIX века на землях старинного села
Ивановского.
Переход курских владений гетмана Мазепы к роду князей Барятинских имеет свою
историю, весьма интересную.
После Полтавской битвы (1709 год) изменник Мазепа бежал за границу. Петр
Великий конфисковал все поместья, принадлежавшие гетману, и пожаловал их
своему ближайшему сподвижнику светлейшему князю Александру Даниловичу
Меншикову. Впрочем после смерти Петра I (в 1727 г.) Меншиков оказался в опале
и был сослан в Сибирь. Вновь владения оказались конфискованными, затем были
приписаны к поместьям первой жены ПетраI царицы Евдокии Федоровны
(Лопухиной). Хотя вскоре последняя, как и сестра Петра I Софья, были
погребены под сводами Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Владения
снова оказались в казне.
По воле царицы Анны Иоановны они были пожалованы сенатору, вице-адмиралу
флота графу Николаю Федоровичу Голо
-14-
вину. Внучка этого видного придворного вельможи Екатерина Петровна вышла
замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла в качестве
приданого все курские имения, принадлежавшие когда-то Мазепе.
“Иван Сергеевич Барятинский, с которого начинается предыстория усадьбы
“Марьино”, был внуком московского главнокомандующего, а зятем правителя
Малороссии Ивана Федоровича Барятинского – одного из виднейших деятелей
Петровской эпохи” [44, 23-24].
Во времена правления Екатерины П.И.С. Барятинский становится крупнейшим
вельможей. Дело в том, что Иван Сергеевич участвовал в дворцовом перевороте
1762 года, когда группа офицеров, возглавляемая графом А.Г.Орловым, помогала
занять престол Екатерине П. Поэтому императрица осыпала милостями князя И.С.
Барятинского, а потом назначила его послом во Францию.
Так курские поместья Мазепы перешли во владения князьям Барятинским, что
привело позднее к созданию их новой усадьбы "Марьино”.
Служба в Париже требовала немалого ума, знания тонкостей и хитростей, а также
больших средств. Князь И.С.Барятинский с честью справляется с возложенными на
него обязанностями. В1767 году у него родился сын - Иван, выбравший дорогу
отца – дипломатию. В царствование Павла I Иван Иванович «. употреблен был по
дипломатической части при посольстве в Лондоне, где, занявшись изучением
сельского хозяйства и промышленности, пристрастился особенно к первому» [32,
114].
Постепенно И.И. Барятинский усвоил английский образ жизни и даже женился на
англичанке Марии Деттон, дочери лорда Шербана. Изучив местные обычаи и
порядки, он решил усовершенствовать по английскому образцу сельское хозяйство
в своих курских имениях.
“Мысль о постройке там (в Ивановском) роскошного дворца, вероятно, возникла у
Ивана Ивановича Барятинского после смерти в 1807 году его первой жены и
накануне нового брака с графиней М.Келлер” [44, 24].
В 1811 году после смерти родителей все курские поместья перешли по наследству
Ивану Ивановичу Барятинскому. Он оставляет дипломатическую службу и ненадолго
возвращается в Россию и приступает к строительству имения южнее палат Мазепы,
пришедшим в упадок. Князь задумал создать себе усадьбу, которая
-14-
бы ни в чем не уступала подобным дворцово-парковым комплексам в Москве и
Петербурге. Выбирая место строительства своей резиденции, И.И.Барятинский,
конечно, учитывая не только живописнейший природный ландшафт, но и то, что
здесь издавна земля давала высокие урожаи. Плодородные земли из года в год
обеспечивали высокий доход. В своих обширных владениях И.И.Барятинский
использовал передовой по тому времени опыт сельского хозяйства английских и
немецких крупных помещичьих латифундий. Во владении князя находилось “34515
душ крепостных крестьян и 49621 десятина земли, вместе же с крестьянской
землей – 100 000 десятины” [44, 25].
“Для строительства великолепного дворца был выбран высокий северный берег
речки Избицы” [43, 56]. Поэтому первоначально дворец назывался “Избицкий дом”
и лишь впоследствии (1817г.) Барятинский переименовал усадьбу в “Марьино”.
Дело в том, что князь был женат дважды, и обе его жены именовались Мариями
(Мария Франциска Деттон и Мария Федоровна, урожденная Келлер).
Марьинский ансамбль был построен в течение очень короткого срока в 1815-1816
годах по проекту малоизвестного в России архитектора Карла Ивановича Гофмана.
“В строительстве ансамбля принимали участие и крепостные мастера-самоучки”
[47, 63]. Каждый крестьянин поучаствовал в строительстве. Одни пересаживали
из леса в парк деревья, другие копали пруд, третьи ловили певчих птах и
выпускали их рядос с дворцом. До нас дошли лишь имена некоторых талантливых
мастеров: архитекторский ученик Шатихин, чертежник Казьма Шобрехин, кирпичных
дел мастер Лаврентий Наседкин с сыновьями, механик Василий Лебедев, садовник
Броун, мелиоратор Гулерт и другие.
По мере строительства дворца и хозяйственных служб, создавались парк и пруд,
а в последующие годы XIX-начала XX века в Марьино поступали редчайшие
произведения искусства отечественных и зарубежных художников и скульптуров.
“Во время основания усадьбы И.И.Барятинский жил за границей, но внимательно
следил за ходом ее строительства. Об этом свидетельствует его переписка с
архитектором К.Гофманом и управляющим Ф.Резниковым, где князь давал подробные
советы по ведению строительных и хозяйственных работ в имении, изучая
заграничный опыт различных систем хозяйства и последние достижения
строительного дела” [46, 10-11].
-15-
Впрочем необходимо отметить, что “знатоком и ценителем архитектуры он
(И.И.Барятинский) не был, чем решительно отличался от других именитых людей
такого же ранга” [47, 63].
По тому времени владения Барятинских слыли образцовыми, так как широко
привлекались из Англии специалисты по разным отраслям сельского хозяйства и
мануфактурного производства. Например, по проекту англичанина-мелиоратора
были осушены обширные заболоченные земли, в знак чего был установлен обелиск
с такой надписью:”Князь Иван Иванович Барятинский, отдавая признательность
свою англичанину Ивану Гулерту за осушение ”Иван-болота” до 2900 десятин,
создал в честь ему сей памятник. 1822 года, ноября 15-го дня” [17, 88].
Для той поры увлечения аристократии всем иностранным было обычным явлением,
даже своего рода модой. Скорее всего поэтому И.И.Барятинский остановил свой
выбор на неизвестном в России архитекторе иностранце К.Гофмане.
И все же Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей
архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также
своеобразной атмосферой праздничности, открытости, художественной
утонченности.
Желанием князя, умением его помощников и трудами крепостных “был создан
замечательный памятник экономического, сельскохозяйственного,
землеустроительного, архитектурного искусства ” [46, 11].
Князь Иван Иванович Барятинский умер 13 июня 1825 года и был погребен в
фамильном склепе церкви Покровской села Ивановского.
После смерти мужа Мария Федоровна прожила в “Марьино” шесть лет, воспитывая
детей. Затем семья Барятинских уехала в Петербург.
Владельцем усадьбы стал старший сын И.И.Барятинского – Александр Иванович
(1815-1870), будущий наместник Кавказа.
В 1850 году А.И.Барятинский отказался от своих наследственных прав в пользу
брата генерал-адъютанта Владимира Ивановича (1817-1875). Новый хозяин редко
посещал свое имение, хотя уделял ему немало внимания. В 1869-1873 годах по
проекту известного петербургского архитектора И.А.Монигетти дворец в
“Марьино” был кардинально перестроен. Строительными работами
-16-
руководил курский архитектор К.Ф.Штольц. Проект реконструкции был выполнен
под влиянием новых художественных вкусов – в неоклассическом стиле, очень
популярном в 70-е годы XIX века.
В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным
отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в
главном корпусе был установлен лифт. “Перестройка дворца в “Марьине” – редкий
случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период
классицизма, когда перестройка пошла на пользу” [46, 12].
В отличии от большого числа дворянских гнезд, “Марьино” оставалось во
владении обной семьи вплоть до 1917 года. Во время войны и разрухи работникам
Музейной комиссии при Наркомпросе удалось сохранить ценнейшую коллекцию и
переправить ее в Москву в музейный фонд. Сейчас сокровища и картины из
“Марьино” украшают Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский
музей и библиотеку, Библиотеку иностранной литературы, музеи Петербурга,
Махачкалы, Нальчика, Дагестана, Ульяновска, Краснодара, Рязани, Воронежа,
Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада,
Ташкента, Ростова. Кое-что из мебели, картин, предметов интерьера попало в
Рыльский и Курский краеведческий музеи.
Недалеко от Коренной пустыни в живописном месте расположено село Воробьевка,
более известное как имение русского лирика Афанасия Афанасьевича Фета (1820-
1892), в котором поэт провел немалую часть своей творческой жизни.
До конца XVIII века Воробьевка принадлежала князю Кантемиру, от наследников
которого, перешла помещику М.С.Кодрину.
В то время в Воробьевке находились лишь крестьянское поселение, да господская
мельница.
Позднее Воробьевка была приобретена у М.С.Кодрина Ртищевым. В начале XIX века
она принадлежала колежскому асессору Петру Михайловичу Ртищеву. В селе
появляется небольшой конный завод. После смерти владельца имение переходит к
сыну Захару Петровичу Ртищеву, а затем к его сестре Настасье Петровне, в
замужестве Ширковой. У наследников Ширковых в 1877 году имение было
приобретено А.А.Фетом и записано на имя его жены Шеншиной-Фет.
-17-
К приобретаемому имению Фет предъявлял следующие требования: “Имение должно
быть в черноземной полосе, с лесом, рекою, каменной усадьбой и возможной
близости от железной дороги” [46, 18]. Фет продает свое имение Степановку в
Орловской губернии и приобретает Воробьевку, отвечавшую всем его требованиям.
Так описывает имение племянник поэта С.Д.Боткин: “Старинный помещичий дом с
двумя флигелями и другими усадебными постройками стоял на крутом берегу речки
Тускари, проходящей затем и через Курск. От усадьбы вела к речке многолетняя
дубовая аллея, прерываемая изредка серебристыми тополями в несколько
обхватов, таких серебристых тополей я вообще нигде не видел. По другую
сторону речки были заливные луга, а вдоль нее, на пригорке, тянулся 20-
десятинный старинный парк, кончающийся пшеничными и другими полями” [8, 343].
В строительстве усадьбы можно выделить два периода: Ртищевский и Фетовский.
Сведения о первом периоде можно почерпнуть из воспоминаний Фета и плана 1838
года.
Из “Воспоминаний” Фета о приобретении Воробьевки можно узнать сведения об
усадьбе времен Ртищевых. Например, поэт говорит ”о прекрасных каменных
амбарах, тридцать лет не засыпавшихся зерном” [45, 342]. На плане 1838 года
показаны также кухня и флигель ртищевской усадьбы.
После приобретения усадьбы Фет сразу же начал приспосабливать ее для жилья в
соответствии со своими вкусами.
Помогал А.А.Фету управляющий имением Александр Иванович Иост, весьма ценимый