Диплом: Дворянская усадьба

говорится о Мокве. Неизвестны документы и о времени строительства усадьбы,

хотя предполагается, что она создавалась на рубеже XVIII-XIX веков. Возможно

Моква была куплена Аркадием Ивановичем во времена опалы, так как она

расположена в одном из красивейших мест, к тому же недалеко от города, что

также не маловажно.

В Мокве произрастает чудесная дубрава. Дабы приукрасить природное творение

был разбит английский парк. Реку Мокву запрудили восточнее дворца, таким

образом получилась система трех прудов. “Дворец, сливаясь с окружающим

ландшафтом, создавал неповторимый и загадочный мир “русского” рыцарского

замка” [19, 542].

-11-

Был построен кирпичный одно-трех-этажный дворец. Использовались более сорока

помещений различного назначения. На первом этаже центральной части

располагались вестибюль, гостинная, столовая, комната для музыкантов, бальный

зал и другие приемные покои. Их интерьеры отличались обилием декоративных

украшений: картины, скульптуры и другие ценности. Верхние этажи занимали

библиотека, кабинеты и многочисленные жилые комнаты. В цокольном уровне жили

слуги, находились хозяйственные помещения, кухня, кладовые, а также топочные.

После смерти А.И.Нелидова в 1834 году усадьба переходит его сыну Аркадию

Аркадьевичу Нелидову (1804-конец 1860-х) отставному штаб-ротмистру. Нелидов

А.А. известен тем, что с1849 по 1852 год был Курским губернским предводителем

дворянства. С его именем связан самый плодотворный период развития усадьбы в

Мокве.

Южнее дворца в 1848 году была построена кирпичная двухэтажная церковь

Спасская, со склепом-усыпальницей в нижнем этаже. Этот небольшой семейный

храм был выстроен с элементами русского стиля.

Рядом с церковью был сформирован хозяйственный двор с многочисленными

постройками: скотным двором, конюшней, каретным сараем, ригой, ледниками,

кузницей и другими постройками.

В северной части усадьбы было разбито большое оранжерейное хозяйство - две

теплицы, оранжерея, дом садовника, сторожка.

При А.А.Нелидове были продолжены работы по благоустройству парка: сооружены

парковые павильоны, мостики через овраги, фонтаны, беседки, гроты, скамьи и

другие малые формы.

Современник так описывает Мокву: “Но самая привлекательная из окрестностей

Курска, это Моква-имение камергера А.А.Нелидова в пяти верстах от города.

Местность эта окружена лесом, а издали бросающийся дом владельца на

возвышенном месте напоминает собой итальянские виллы. В наружнем и внутреннем

его устройстве заметен изящный вкус, выражающий. в более свободной

архитектуре.

При въезде в Мокву, направо виден обширный пруд с множеством яликов, налево

красуется двухэтажная каменная церковь. В нижней части здания устроена зимняя

церковь. Налево от церкви, через дорогу, рисуется прелестный сад и роща,

обращенная в роскошный парк, с широкими аллеями, живописно извивающимися

дорожками и красивыми павильонами. К этому парку восточной стороною примыкает

упомянутый нами дом. Вы выходите в кра

-12-

сивую комнату, где на одной из стен помещена большая семейная картина работы

академика Ершова. Далее одна дверь ведет в столовую с двойным светом, а

другая в прекрасную меблированную гостинную, в стенах которой выставлены

фамильные портреты. Но чаще всего хозяин дома и его гости проводят время в.

галерее, где из боковой, имеющей с ней сообщение, музыкальной комнаты

слышатся звуки оркестра, выполняющие лучшие современные произведения с

безукоризненной отчетливостью и артистическим знанием дела.

Из галереи вы выходите на обширную полукруглую террасу, с которой открывается

очаровательный вид. Терраса эта примыкает к западной стороне дома, и поэтому

гулянья по ней в теплые дни имеет особую прелесть при захождении солнца.

Гуляя и наслаждаясь приятными беседами, вы едва заметите, как луна взойдет и

серебрит пруд, дышащие ароматом цветники, погруженный в тишину парк, золотой

крест на куполе церкви и вершины леса, окружающие всю эту картину, которая

невольно манит вас остаться как можно далее на прекрасной террасе.

В верхнем этаже помещается библиотека и благотворительные заведения

(заведение это называется “Семья Елисаветы”), где шесть девиц беднейшего

дворянства, иждивением владельца, воспитываются с родительскою о них

попечительностью.

Вообще Моква есть самая любимая жителями Курска местность, а радушное

гостеприимство хозяина, при условиях утонченного вкуса, привлекает сюда в

известные дни значительное число посетителей. Если Знаменская роща по своему

пустынному характеру представляет одну природу, то Моква, соединяя в себе

природу и искусство, тешит посетителя не только красотами естественными, но и

счастливо выполненными вдохновениями изящного. ” [31, 141-144].

В 50-х годах XIX века от туберкулеза умерли жена А.А.Нелидова и шестеро его

детей. Их похоронили в Мокве в склепе-усыпальнице (цокольный этаж церкви

Спасской). Современники отмечали, что Аркадий Аркадьевич настолько сильно

переживал горечь утраты, что не смог далее оставаться на Родине. Нелидов

уехал за границу, где и скончался. В соответствии с завещанием его похоронили

в семейном склепе в Мокве.

С конца XIX века и по 1917 год усадьба принадлежала племяннику А.А.Нелидова –

Петру Петровичу Волкову, шталмейстеру императорского дворца (сын сестры

А.А.Нелидова Любови Аркадьевны, в замужестве Волковой).

-13-

В Мокве на содержании Волкова размещалась одноклассная земская школа (рядом с

церковью). В ней обучалось около восьмидесяти детей [1, 1-10].

Церковь Спасская из домашней превратилась в приходскую, где Петр Петрович

тридцать лет был старостой (1886-1917) и оказывал храму постоянную

материальную поддержку. В начале XX века приход церкви составлял более тысячи

человек (жители деревень Моква и Духовец).

За это время были продолжены работы по благоустройству парка: появился

северный въезд в усадьбу, камнем вымостили дорогу от ворот ко дворцу; на

поляне восточного партера высажены различные деревья-ель, клен, два сибирских

кедра.

После 1917 года усадьба претерпела значительные изменения. Имущество дворца в

основном было разграблено, пропал семейный архив. Пруды были спущены. Самая

малая часть мебели и художественных ценностей были вывезены музейными

работниками и сейчас хранятся в краеведческом музее и картинной галереи

города Курска.

“Усадьба “Моква” – памятник истории и архитектуры республиканского значения,

один из наиболее интересных объектов не только в окрестностях Курска, но и во

всей лесостепной зоне России” [46, 33].

Усадьба “Марьино” возникла в начале XIX века на землях старинного села

Ивановского.

Переход курских владений гетмана Мазепы к роду князей Барятинских имеет свою

историю, весьма интересную.

После Полтавской битвы (1709 год) изменник Мазепа бежал за границу. Петр

Великий конфисковал все поместья, принадлежавшие гетману, и пожаловал их

своему ближайшему сподвижнику светлейшему князю Александру Даниловичу

Меншикову. Впрочем после смерти Петра I (в 1727 г.) Меншиков оказался в опале

и был сослан в Сибирь. Вновь владения оказались конфискованными, затем были

приписаны к поместьям первой жены ПетраI царицы Евдокии Федоровны

(Лопухиной). Хотя вскоре последняя, как и сестра Петра I Софья, были

погребены под сводами Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Владения

снова оказались в казне.

По воле царицы Анны Иоановны они были пожалованы сенатору, вице-адмиралу

флота графу Николаю Федоровичу Голо

-14-

вину. Внучка этого видного придворного вельможи Екатерина Петровна вышла

замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла в качестве

приданого все курские имения, принадлежавшие когда-то Мазепе.

“Иван Сергеевич Барятинский, с которого начинается предыстория усадьбы

“Марьино”, был внуком московского главнокомандующего, а зятем правителя

Малороссии Ивана Федоровича Барятинского – одного из виднейших деятелей

Петровской эпохи” [44, 23-24].

Во времена правления Екатерины П.И.С. Барятинский становится крупнейшим

вельможей. Дело в том, что Иван Сергеевич участвовал в дворцовом перевороте

1762 года, когда группа офицеров, возглавляемая графом А.Г.Орловым, помогала

занять престол Екатерине П. Поэтому императрица осыпала милостями князя И.С.

Барятинского, а потом назначила его послом во Францию.

Так курские поместья Мазепы перешли во владения князьям Барятинским, что

привело позднее к созданию их новой усадьбы "Марьино”.

Служба в Париже требовала немалого ума, знания тонкостей и хитростей, а также

больших средств. Князь И.С.Барятинский с честью справляется с возложенными на

него обязанностями. В1767 году у него родился сын - Иван, выбравший дорогу

отца – дипломатию. В царствование Павла I Иван Иванович «. употреблен был по

дипломатической части при посольстве в Лондоне, где, занявшись изучением

сельского хозяйства и промышленности, пристрастился особенно к первому» [32,

114].

Постепенно И.И. Барятинский усвоил английский образ жизни и даже женился на

англичанке Марии Деттон, дочери лорда Шербана. Изучив местные обычаи и

порядки, он решил усовершенствовать по английскому образцу сельское хозяйство

в своих курских имениях.

“Мысль о постройке там (в Ивановском) роскошного дворца, вероятно, возникла у

Ивана Ивановича Барятинского после смерти в 1807 году его первой жены и

накануне нового брака с графиней М.Келлер” [44, 24].

В 1811 году после смерти родителей все курские поместья перешли по наследству

Ивану Ивановичу Барятинскому. Он оставляет дипломатическую службу и ненадолго

возвращается в Россию и приступает к строительству имения южнее палат Мазепы,

пришедшим в упадок. Князь задумал создать себе усадьбу, которая

-14-

бы ни в чем не уступала подобным дворцово-парковым комплексам в Москве и

Петербурге. Выбирая место строительства своей резиденции, И.И.Барятинский,

конечно, учитывая не только живописнейший природный ландшафт, но и то, что

здесь издавна земля давала высокие урожаи. Плодородные земли из года в год

обеспечивали высокий доход. В своих обширных владениях И.И.Барятинский

использовал передовой по тому времени опыт сельского хозяйства английских и

немецких крупных помещичьих латифундий. Во владении князя находилось “34515

душ крепостных крестьян и 49621 десятина земли, вместе же с крестьянской

землей – 100 000 десятины” [44, 25].

“Для строительства великолепного дворца был выбран высокий северный берег

речки Избицы” [43, 56]. Поэтому первоначально дворец назывался “Избицкий дом”

и лишь впоследствии (1817г.) Барятинский переименовал усадьбу в “Марьино”.

Дело в том, что князь был женат дважды, и обе его жены именовались Мариями

(Мария Франциска Деттон и Мария Федоровна, урожденная Келлер).

Марьинский ансамбль был построен в течение очень короткого срока в 1815-1816

годах по проекту малоизвестного в России архитектора Карла Ивановича Гофмана.

“В строительстве ансамбля принимали участие и крепостные мастера-самоучки”

[47, 63]. Каждый крестьянин поучаствовал в строительстве. Одни пересаживали

из леса в парк деревья, другие копали пруд, третьи ловили певчих птах и

выпускали их рядос с дворцом. До нас дошли лишь имена некоторых талантливых

мастеров: архитекторский ученик Шатихин, чертежник Казьма Шобрехин, кирпичных

дел мастер Лаврентий Наседкин с сыновьями, механик Василий Лебедев, садовник

Броун, мелиоратор Гулерт и другие.

По мере строительства дворца и хозяйственных служб, создавались парк и пруд,

а в последующие годы XIX-начала XX века в Марьино поступали редчайшие

произведения искусства отечественных и зарубежных художников и скульптуров.

“Во время основания усадьбы И.И.Барятинский жил за границей, но внимательно

следил за ходом ее строительства. Об этом свидетельствует его переписка с

архитектором К.Гофманом и управляющим Ф.Резниковым, где князь давал подробные

советы по ведению строительных и хозяйственных работ в имении, изучая

заграничный опыт различных систем хозяйства и последние достижения

строительного дела” [46, 10-11].

-15-

Впрочем необходимо отметить, что “знатоком и ценителем архитектуры он

(И.И.Барятинский) не был, чем решительно отличался от других именитых людей

такого же ранга” [47, 63].

По тому времени владения Барятинских слыли образцовыми, так как широко

привлекались из Англии специалисты по разным отраслям сельского хозяйства и

мануфактурного производства. Например, по проекту англичанина-мелиоратора

были осушены обширные заболоченные земли, в знак чего был установлен обелиск

с такой надписью:”Князь Иван Иванович Барятинский, отдавая признательность

свою англичанину Ивану Гулерту за осушение ”Иван-болота” до 2900 десятин,

создал в честь ему сей памятник. 1822 года, ноября 15-го дня” [17, 88].

Для той поры увлечения аристократии всем иностранным было обычным явлением,

даже своего рода модой. Скорее всего поэтому И.И.Барятинский остановил свой

выбор на неизвестном в России архитекторе иностранце К.Гофмане.

И все же Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей

архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также

своеобразной атмосферой праздничности, открытости, художественной

утонченности.

Желанием князя, умением его помощников и трудами крепостных “был создан

замечательный памятник экономического, сельскохозяйственного,

землеустроительного, архитектурного искусства ” [46, 11].

Князь Иван Иванович Барятинский умер 13 июня 1825 года и был погребен в

фамильном склепе церкви Покровской села Ивановского.

После смерти мужа Мария Федоровна прожила в “Марьино” шесть лет, воспитывая

детей. Затем семья Барятинских уехала в Петербург.

Владельцем усадьбы стал старший сын И.И.Барятинского – Александр Иванович

(1815-1870), будущий наместник Кавказа.

В 1850 году А.И.Барятинский отказался от своих наследственных прав в пользу

брата генерал-адъютанта Владимира Ивановича (1817-1875). Новый хозяин редко

посещал свое имение, хотя уделял ему немало внимания. В 1869-1873 годах по

проекту известного петербургского архитектора И.А.Монигетти дворец в

“Марьино” был кардинально перестроен. Строительными работами

-16-

руководил курский архитектор К.Ф.Штольц. Проект реконструкции был выполнен

под влиянием новых художественных вкусов – в неоклассическом стиле, очень

популярном в 70-е годы XIX века.

В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным

отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в

главном корпусе был установлен лифт. “Перестройка дворца в “Марьине” – редкий

случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период

классицизма, когда перестройка пошла на пользу” [46, 12].

В отличии от большого числа дворянских гнезд, “Марьино” оставалось во

владении обной семьи вплоть до 1917 года. Во время войны и разрухи работникам

Музейной комиссии при Наркомпросе удалось сохранить ценнейшую коллекцию и

переправить ее в Москву в музейный фонд. Сейчас сокровища и картины из

“Марьино” украшают Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский

музей и библиотеку, Библиотеку иностранной литературы, музеи Петербурга,

Махачкалы, Нальчика, Дагестана, Ульяновска, Краснодара, Рязани, Воронежа,

Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада,

Ташкента, Ростова. Кое-что из мебели, картин, предметов интерьера попало в

Рыльский и Курский краеведческий музеи.

Недалеко от Коренной пустыни в живописном месте расположено село Воробьевка,

более известное как имение русского лирика Афанасия Афанасьевича Фета (1820-

1892), в котором поэт провел немалую часть своей творческой жизни.

До конца XVIII века Воробьевка принадлежала князю Кантемиру, от наследников

которого, перешла помещику М.С.Кодрину.

В то время в Воробьевке находились лишь крестьянское поселение, да господская

мельница.

Позднее Воробьевка была приобретена у М.С.Кодрина Ртищевым. В начале XIX века

она принадлежала колежскому асессору Петру Михайловичу Ртищеву. В селе

появляется небольшой конный завод. После смерти владельца имение переходит к

сыну Захару Петровичу Ртищеву, а затем к его сестре Настасье Петровне, в

замужестве Ширковой. У наследников Ширковых в 1877 году имение было

приобретено А.А.Фетом и записано на имя его жены Шеншиной-Фет.

-17-

К приобретаемому имению Фет предъявлял следующие требования: “Имение должно

быть в черноземной полосе, с лесом, рекою, каменной усадьбой и возможной

близости от железной дороги” [46, 18]. Фет продает свое имение Степановку в

Орловской губернии и приобретает Воробьевку, отвечавшую всем его требованиям.

Так описывает имение племянник поэта С.Д.Боткин: “Старинный помещичий дом с

двумя флигелями и другими усадебными постройками стоял на крутом берегу речки

Тускари, проходящей затем и через Курск. От усадьбы вела к речке многолетняя

дубовая аллея, прерываемая изредка серебристыми тополями в несколько

обхватов, таких серебристых тополей я вообще нигде не видел. По другую

сторону речки были заливные луга, а вдоль нее, на пригорке, тянулся 20-

десятинный старинный парк, кончающийся пшеничными и другими полями” [8, 343].

В строительстве усадьбы можно выделить два периода: Ртищевский и Фетовский.

Сведения о первом периоде можно почерпнуть из воспоминаний Фета и плана 1838

года.

Из “Воспоминаний” Фета о приобретении Воробьевки можно узнать сведения об

усадьбе времен Ртищевых. Например, поэт говорит ”о прекрасных каменных

амбарах, тридцать лет не засыпавшихся зерном” [45, 342]. На плане 1838 года

показаны также кухня и флигель ртищевской усадьбы.

После приобретения усадьбы Фет сразу же начал приспосабливать ее для жилья в

соответствии со своими вкусами.

Помогал А.А.Фету управляющий имением Александр Иванович Иост, весьма ценимый

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты