больницами, богадельнями, фабриками. было.благодатным центром всей Курской
губернии. Каждый, кому нужно было заказать хороший экипаж, прочную мебель,
кто отделывал дом, имел надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других
мастерах, каждый, кто желал украсить свои комнаты ценными деревьями и кому
нужно было приобрести какого-нибудь теленка или барана возвышенной породы –
ехал в Ивановское с уверенностью найти там желаемое. при дворце состояли
сотни
-26-
обойщиков, слесарей, каретников, штукатуров, лепщиков, живописцев, столяров и
тому подобных мастеров” (В.А.Инсарский).
“В доме был театр, в котором игрались пьесы на русском и французском
языках.был оркестр, из 40 или 60 музыкантов, составленный из крепостных
людей. Давались концерты, в которых принимали участие жившие тогда в
соседстве известные меломаны”. (Зиссерман А.А.)
Влияние усадеб проявлялось не только в жизни дворянства, оно самым
существенным образом внедрялось и в крестьянскую культуру. Об этом
свидетельствует и использование новых технологий в крестьянских хозяйствах и
распространение художественных принципов и стилей, выработанных в
профессиональном искусстве, в народном творчестве, включение современных форм
декора в убранство фасадов деревенских крестьянских домов и т. д.
“Роль усадьбы не ограничивалась внедрением инноваций в культуру провинции,
она сыграла огромную роль в возрождении народного искусства, в формировании
современной народной культуры”,- продолжает Веденин Ю.А. [8, 32].
Большинство русских художников, композиторов, писателей впервые познакомилось
с народной культурой через усадьбу. Об этом чаще всего писали в связи с
творчеством Пушкона, Мусоргского и Толстого. Но такой список мог бы быть
бесконечным. В конце XIX века, когда в среде русской интеллигенции была
весьма популярной идея о необходимости сохранения и возрождения народного
искусства, именно усадьба оказалась наиболее подготовленной к тому, чтобы
взять на себя роль лидера в этом благородном деле.
“Наличие уже действовавших художественных мастерских, тесная связь с
крестьянами, концентрация именно около усадьбы людей одаренных и творческих,
представляющие самые разные слои общества, - вот причина того, что в самых
разнообразных районах России появились свои Абрамцева и Талашкины”,- пишет
Ю.А.Веденин [8, 32].
В отличие от монастырей, поддерживающих свет религиозно-духовной культуры
России, усадьбы играли ведущую роль в сохранении и распространении светской
культуры. Однако место церкви в усадьбе было также значительным: ведь усадьба
– это комплекс, состоящий из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка,
сельскохозяйственных и лесных угодий. Усадебная церковь являлась тем
связующим звеном, которое духовно объединяло господ, дворовых людей и жителей
примыкающих к усадьбе деревень, делало их контакты более тесными и более
человечными.
-27-
При этом хозяева усадьбы имели возможность лучше узнать крестьян, а крестьяне
приобщались к более высоким духовным и культурным ценностям. Так, например,
можно предположить, что требования к проведению религиозных обрядов, к уровню
образованности самих священнослужителей в усадебных церквях были более
высокими, чем в обычных сельских храмах.
Взаимодействие светской и духовной культуры, тесное переплетение всех видов и
форм культуры – бытовой, хозяйственной, художественной, политической с
религиозными нравственными категориями поддерживало усадьбу на передовых
рубежах культурной жизни страны.
-28-
Глава 2. Дворянская усадьба как центр воспитания.
1. Воспитательные возможности дворянской усадьбы.
До второй половины XVIII века в России было два типа поселений – это город и
деревня. После этого временного рубежа начинается невиданный ранее рост
количества усадеб. Строительный бум охватил всю империю. Последствием
появления большого количества загородных резиденций стало образование
третьего типа поселения – усадьбы.
Отправной точкой этого явления можно считать 1762 г., когда Петр III издал
указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех пор
дворянин волен был выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и
заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. ”Очевидцы
утверждают, что после обнородования указа все дороги из Москвы и Петербурга
были запружены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со своим
скарбом покидали обе столицы и уезжали на жительство в родовые имения. С тех
пор на протяжении многих десятилетий дворяне перебирались на лето в свои
сельские жилища, а осенью возвращались в город ”,- пишет Ю.С. Рябцев [34,
180].
А.С.Пушкин так описывает картину переезда:
”Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенье в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну много всякого добра.”
Таким образом, необходимо отметить, что формируются две особые,чередующиеся
среды жизнедеятельности в “существовании” каждого дворянина – город и
усадьба, причем нас интересуют именно воспитательные возможности последней.
Учитывая, что завершенного определения воспитательных возможностей
современные педагогические издания не содержат,
-29-
под ними предлагали понимать влияние совокупности различных сред, оказывающих
развивающее, воспитующие воздействие на человека.
Возникает вопрос: как много времени проводил дворянин в усадьбе? Возможно
этого времени недостаточно для того, чтобы говорить о каком-либо воздействии?
“Жизненный путь дворянина, особенно, когда в семье уже были старшие дети, как
правило, начинался в усадьбе. Место успокоения предков служило колыбелью
потомкам. За краткой полосой детства следовало отрочество, знаменовавшее
расстование с домом – родными, домашними, дворовыми. Начиналась полоса учения
в городе. После того наступала полоса службы.” [13, 174-175]. Получив
отставку, пожилой дворянин возвращался в свою усадьбу, чтобы полностью
посвятить себя любимому делу. Кстати, попавшего в опалу помещика ссылали в
имение.
Итак, пребывание дворянина в усадьбе можно разделить на три периода:
1. Детство. От рождения до отрочества ребенок находился в
усадьбе на попечении родителей и дворни.
2. Зрелость. Обучение происходило обычно в закрытых учреждениях,
а в период службы дворянин лишь время от времени навещал ”родное гнездо”.
3. Старость. После окончания службы дворянин возвращался в
усадьбу, где прошло его детство, чтобы в лоне природы достойно встретить
успокоение.
Изучение жизни и быта дворянских усадеб Курской губернии XIX века позволяет
сделать вывод о том, что внутри каждой усадьбы была создана своя особая
микрокультура. Здесь присутствовала оригинальная среда, существующая по своим
законам, хотя и было нечто общее, объединяющее такие разные имения: образ
жизни и воспитания. Домашнее воспитание складывалось на протяжении
длительного времени, впитав в себя народные черты, приобщившись к русской
национальной духовной культуре.
Сложившаяся система домашнего воспитания характеризуется образом жизни,
образованными людьми, элементами высшей эстетики, архитектурой, садово-
парковой культурой, библиотеками, а также соприкосновением сословий дворян и
крепостных. Остановимся по-подробнее на характеристике этих элементов.
Обратимся к вопросу: кто проживал в усадьбе? Во-первых, это, конечно, хозяин
и его семья. Во-вторых, отдельно можно выделить знакомых и друзей владельца,
которые проживали
-30-
довольно длительное время. В-третьих, это дворовые люди, обслуживавшие дворян
и все окружающее великолепие.
Покупка загородной резиденции обходилась очень недешево. К примеру, А.А.Фет
купил имение Воробьевку (650 десятин) за 100 тысяч рублей. Нередко владельцы
занимали высокие государственные посты. Так, А.И.Нелидов долгое время был
губернским предводителем дворянства и губернатором, Иван Сергеевич
Барятинский и его сын Иван Иванович были дипломатами, Г.А.Новосильцев
находился в должности главы Курского городского самоуправления.
Дворянин-владелец был человеком весьма образованным. Он обязательно учился ”в
закрытом или военном заведении, затем, иногда, в западноевропейских
университетах” [13, 175]. Тоже можно сказать о женщинах. Они получали
прекрасное домашнее образование, обучались в пансионе, нередко в Смольном
институте. Например, выпускницей этого заведения была мать А.И.Нелидова
Наталья Александровна.
Можно отметить, что владельцы усадеб были людьми по тем временам
образованными, интеллигентными, а также высоко ценили произведения искусства.
“Еще в конце прошлого века российское общество не представляло, какие
огромные художественные ценности хранят усадьбы” ,- пишет Г.Злочевский [16,
77].
К сожалению, только национализация имущества и открытый грабеж дворянских
усадеб показали малую толику этих ценностей. Попробуем воссоздать ту
атмосферу гармонии и красоты, которая присутствовала в имении, окружала всех
тех, кто в нем проживал.
“Усадьба – это особый организм, модель культуры, которая выстраивается в
пространстве как архитектурная модель мира. В этом ее всеобъемлюещее
воздействие на душу человеческую. От хозяйского дома начинается “движение в
природу”, которое ”обеспечивается” построением садово-паркового комплекса
согласно классицистическому принципу трехслойного пространства. На переднем
плане, перед домом размещался регулярный партер, служащий для постепенного
перехода от форм архитектуры к ее природному окружению. На втором плане
находились река или пруд, а третий план раскрывался как живописное полотно,
представлявшее широкую панораму естественного окружения усадьбы. В ней
находилось место и усадебной церкви, расположенной чаще всего на оси
перспективы, и близлежащим
-31-
деревням, и лугам, и рощам”,- пишет М.Звягинцева [15, 19-20]. Таким образом,
создавалась непосредственная связь архитектуры построек, садово-паркового
ансамбля и окрестностей.
Все планы в усадебном ландшафте были тщательно продуманы. Они составлялись
талантливыми архитекторами с учетом природных особенностей, а также
мировоззрения заказчика, его склонностей и вкуса.
Есть мнение, что увлечение садами и парками породила мода на философию Руссо,
его призыв “назад к природе”. Хотя В.О.Ключевский видит корни этого увлечения
еще глубже: ” Лес, степь и река – это, можно сказать, основные стихии русской
природы по своему историческому значению. Каждая из них в отдельности сама по
себе приняла живое и соеобразное участие в строении жизни и понятий русского
человека” [22, 66].
Сад в сознании русского человека ассоциировался с представлением о рае, о
саде Эдемском. Поэтому на русских землях издревле получила развитие садовая
традиция, связанная с монастырскими и княжескими садами. Образы, относящиеся
к саду: деревья, кусты, цветы, птицы ”принадлежали к первому ряду в иерархии
эстетических и духовных ценностей Древней Руси”,- замечает Д.С.Лихачев [25,
39].
К дошедшим из глубины веков садовым традициям добавляется нечто новое –
искусственные вкрапления из отдельных построек и скульптур, которое впрочем
находятся в гармонии с окружающей средой и лишь подчеркивают естественную
красоту последней, ее эстетическую ценность. Любая скульптура или сооружение
в парке наделяются особым смыслом, одухотворяются, приобретают некое особое
содержание.
Отдельного упоминания заслуживает любовь к античности, времени просторных и
светлых храмов, ионических колонн, когда процветала богатейшая культура,
давшая развитие всей Европе. Скульптуры и павильоны посвящали Аполлону,
Венере, Флоре и другим мифологическим персонажам. “Часть сооружений посвящали
нежным чувствам (храм Дружбы или Любви, Дом Амура и т.п.). Некоторые служат
местами для размышлений и поэтического вдохновения (Приют муз, Хижина
отшельника и т.п.). Иногда устраиваются “географические” остановки (Китайская
беседка, Венецианский мост), различные лабиринты. Многие уголки парка носят
имена близких или друзей хозяина, пробуждая милые сердцу воспоминания” [15,
51-52].
-32-
Таким образом, создавалась миниатюрная “модель мира” в усадьбе, и каждый
гуляющий по парку любовался красотами природы и зодчества, слитыми воедино, и
проникался всепоглащающим чувством приятия к окружающей обстановке. Посещая
“романтические”постройки, человек пропитывался их эстетикой, приобщался к
мировой сокровищнице культуры.
Но не только внешними атрибутами примечательны усадьбы. В ней находились
богатейшие коллекции предметов искусства и книг, причем некоторые из них
изготовлялись прямо тут, в усадьбе.
Вообще, само имение мыслилось каждым помещиком, как приют спокойствия и
вдохновения. Поэтому непременными элементами каждого усадебного дома
становятся библиотеки, заставленные шкафами с книгами, картинные галереи,
кабинеты, отражающие личные пристрастия владельца. Что касается последних,
то, например, у А.А.Фета был даже не один кабинет, а целых два, на каждом
этаже усадьбы. Примечательно, что вид из окна у кабинетов разный.
Исследователи отмечают, что почти все “великие люди” творили за пределами
городов. Творческая деятельность переносится из столиц в усадьбу, которая
превращается в “кабинет” России.
“Занятие ”изящными искусствами”, наличие эстетических взглядов
рассматриваются современниками как важный показатель общего культурного
уровня. Бывая за границей, дворяне не только знакомятся с художественными
ценностями Европы, но и начинают создавать собственные коллекции” [15, 57].
Само присутствие в усадьбах большого числа произведений русского и
европейского искусства составляет определенный эстетический фон. Создающиеся
повсеместно картинные галереи являются своеобразным взаимопроникновением
западноевропейской и русской культур. Они открываются для обозрения друзей и
соседей, знакомя с последними европейскими находками в области
изобразительного искусства.
Но эти явления больше относятся к крупным и средним усадьбам. В небольших
имениях чаще всего единственным жанром, представлявшим живопись, был портрет.
Увлечение им в провинциальных усадьбах неслучайно. Изображения предков хозяев
дома, самих владельцев и их ближайших родственников должны были давать
наглядное представление о семье в целом и способствовать созданию в усадьбе
атмосферы ”родового гнезда”.
-33-
Картины и другие предметы искусства практически не поддаются атрибуции.
Весьма распространенным явлением была анонимность провинциальных мастеров.
“Усадебное искусство – это искусство произведений, а не имен. В нем есть
уникальные художественные вещи, но почти нет крупных художников”,- пишет
Л.Смирнов [36, 64].
Художественная жизнь представителей петербургского “высшего света” отличалась
особой насыщенностью. У высокородных господ было достаточно материальных
возможностей для удовлетворения своих эстетических потребностей. В своих
усадьбах они собирали художественные коллекции, способные соперничать с
царскими.
Примером тому может послужить коллекция Барятинских в усадьбе Марьино. Начало
коллекции положил И.С.Барятинский, служивший посланником России во Франции.
Его сын Иван Иванович, получивший высокое даже по европейским меркам
образование, продолжил дело отца, имея достаточно средств и связей для
приобретения понравившихся ему картин. “Его фамильная портретная галерея
включала портреты Чернышевых, Келлеров, Нарышкиных, Гольштейн-Беков,
Воронцовых – предков и ближайших родственных князя.
Позднее к картинной галерее Марьино прибавятся реликвии, связанные с
Кавказской войной.несколько картин, написанных Т.Горшельтом, находившемся при
русском штабе, вазы с изображением Георгиевского ордена и фамильного герба
Барятинских, личные вещи фельдмаршала.”,- описывает М.Звягинцева [15, 135-
136].
В картинной галереи Марьино находились также произведения западноевропейского
искусства, приобретенные князем в Италии. Несколько картин написали по заказу
Барятинского Антонио и Федор Бруни. Они имели историческую тематику. Кроме
того, зримо были привезены пейзажи и натюрморты.
Всего в собрании И.И.Барятинского находилось около 20 тысяч гравюр и
рисунков, выполненных русскими и иностранными мастерами (в том числе
Рембрандтом, Тицианом, Гвидо, Рени, Гольбейном).
Кроме произведений живописи, князь привез из Рима бюсты античных философов
для украшения Марьинского дворца, а также статуи античных богов Аполлона и
Венеры. В духе античности был выполнен скульптурный портрет Марии Федоровны
Барятинской. Вообще, скульптурные портреты были редкостью в провинциальных
-34-
усадьбах Курской губернии, и свидетельство их присутствии в других усадебных
домах не обнаружено.
Следующий владелец Марьино, Александр Иванович Барятинский, внес свою лепту в
дело деда и отца. Для картинной галереи приобретаются четырнадцать копий
фресок Ватикана. Позднее появляются работы И.К.Айвазовского, акварели
Е.Д.Поляковой, А.Я.Степанова, анималистические картины Н.Е.Сверчкова и другие
работы русских художников.
Художественную ценность Марьинской коллекции трудно переоценить. Эстетическое
воздействие собранных произведений искусства несомненно. Вряд ли можно
объяснить, продолжавшуюся три поколения традицию сбора картин, книг и других