Диплом: Дворянская усадьба

больницами, богадельнями, фабриками. было.благодатным центром всей Курской

губернии. Каждый, кому нужно было заказать хороший экипаж, прочную мебель,

кто отделывал дом, имел надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других

мастерах, каждый, кто желал украсить свои комнаты ценными деревьями и кому

нужно было приобрести какого-нибудь теленка или барана возвышенной породы –

ехал в Ивановское с уверенностью найти там желаемое. при дворце состояли

сотни

-26-

обойщиков, слесарей, каретников, штукатуров, лепщиков, живописцев, столяров и

тому подобных мастеров” (В.А.Инсарский).

“В доме был театр, в котором игрались пьесы на русском и французском

языках.был оркестр, из 40 или 60 музыкантов, составленный из крепостных

людей. Давались концерты, в которых принимали участие жившие тогда в

соседстве известные меломаны”. (Зиссерман А.А.)

Влияние усадеб проявлялось не только в жизни дворянства, оно самым

существенным образом внедрялось и в крестьянскую культуру. Об этом

свидетельствует и использование новых технологий в крестьянских хозяйствах и

распространение художественных принципов и стилей, выработанных в

профессиональном искусстве, в народном творчестве, включение современных форм

декора в убранство фасадов деревенских крестьянских домов и т. д.

“Роль усадьбы не ограничивалась внедрением инноваций в культуру провинции,

она сыграла огромную роль в возрождении народного искусства, в формировании

современной народной культуры”,- продолжает Веденин Ю.А. [8, 32].

Большинство русских художников, композиторов, писателей впервые познакомилось

с народной культурой через усадьбу. Об этом чаще всего писали в связи с

творчеством Пушкона, Мусоргского и Толстого. Но такой список мог бы быть

бесконечным. В конце XIX века, когда в среде русской интеллигенции была

весьма популярной идея о необходимости сохранения и возрождения народного

искусства, именно усадьба оказалась наиболее подготовленной к тому, чтобы

взять на себя роль лидера в этом благородном деле.

“Наличие уже действовавших художественных мастерских, тесная связь с

крестьянами, концентрация именно около усадьбы людей одаренных и творческих,

представляющие самые разные слои общества, - вот причина того, что в самых

разнообразных районах России появились свои Абрамцева и Талашкины”,- пишет

Ю.А.Веденин [8, 32].

В отличие от монастырей, поддерживающих свет религиозно-духовной культуры

России, усадьбы играли ведущую роль в сохранении и распространении светской

культуры. Однако место церкви в усадьбе было также значительным: ведь усадьба

– это комплекс, состоящий из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка,

сельскохозяйственных и лесных угодий. Усадебная церковь являлась тем

связующим звеном, которое духовно объединяло господ, дворовых людей и жителей

примыкающих к усадьбе деревень, делало их контакты более тесными и более

человечными.

-27-

При этом хозяева усадьбы имели возможность лучше узнать крестьян, а крестьяне

приобщались к более высоким духовным и культурным ценностям. Так, например,

можно предположить, что требования к проведению религиозных обрядов, к уровню

образованности самих священнослужителей в усадебных церквях были более

высокими, чем в обычных сельских храмах.

Взаимодействие светской и духовной культуры, тесное переплетение всех видов и

форм культуры – бытовой, хозяйственной, художественной, политической с

религиозными нравственными категориями поддерживало усадьбу на передовых

рубежах культурной жизни страны.

-28-

Глава 2. Дворянская усадьба как центр воспитания.

1. Воспитательные возможности дворянской усадьбы.

До второй половины XVIII века в России было два типа поселений – это город и

деревня. После этого временного рубежа начинается невиданный ранее рост

количества усадеб. Строительный бум охватил всю империю. Последствием

появления большого количества загородных резиденций стало образование

третьего типа поселения – усадьбы.

Отправной точкой этого явления можно считать 1762 г., когда Петр III издал

указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех пор

дворянин волен был выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и

заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. ”Очевидцы

утверждают, что после обнородования указа все дороги из Москвы и Петербурга

были запружены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со своим

скарбом покидали обе столицы и уезжали на жительство в родовые имения. С тех

пор на протяжении многих десятилетий дворяне перебирались на лето в свои

сельские жилища, а осенью возвращались в город ”,- пишет Ю.С. Рябцев [34,

180].

А.С.Пушкин так описывает картину переезда:

”Обоз обычный, три кибитки

Везут домашние пожитки,

Кастрюльки, стулья, сундуки,

Варенье в банках, тюфяки,

Перины, клетки с петухами,

Горшки, тазы et cetera,

Ну много всякого добра.”

Таким образом, необходимо отметить, что формируются две особые,чередующиеся

среды жизнедеятельности в “существовании” каждого дворянина – город и

усадьба, причем нас интересуют именно воспитательные возможности последней.

Учитывая, что завершенного определения воспитательных возможностей

современные педагогические издания не содержат,

-29-

под ними предлагали понимать влияние совокупности различных сред, оказывающих

развивающее, воспитующие воздействие на человека.

Возникает вопрос: как много времени проводил дворянин в усадьбе? Возможно

этого времени недостаточно для того, чтобы говорить о каком-либо воздействии?

“Жизненный путь дворянина, особенно, когда в семье уже были старшие дети, как

правило, начинался в усадьбе. Место успокоения предков служило колыбелью

потомкам. За краткой полосой детства следовало отрочество, знаменовавшее

расстование с домом – родными, домашними, дворовыми. Начиналась полоса учения

в городе. После того наступала полоса службы.” [13, 174-175]. Получив

отставку, пожилой дворянин возвращался в свою усадьбу, чтобы полностью

посвятить себя любимому делу. Кстати, попавшего в опалу помещика ссылали в

имение.

Итак, пребывание дворянина в усадьбе можно разделить на три периода:

1. Детство. От рождения до отрочества ребенок находился в

усадьбе на попечении родителей и дворни.

2. Зрелость. Обучение происходило обычно в закрытых учреждениях,

а в период службы дворянин лишь время от времени навещал ”родное гнездо”.

3. Старость. После окончания службы дворянин возвращался в

усадьбу, где прошло его детство, чтобы в лоне природы достойно встретить

успокоение.

Изучение жизни и быта дворянских усадеб Курской губернии XIX века позволяет

сделать вывод о том, что внутри каждой усадьбы была создана своя особая

микрокультура. Здесь присутствовала оригинальная среда, существующая по своим

законам, хотя и было нечто общее, объединяющее такие разные имения: образ

жизни и воспитания. Домашнее воспитание складывалось на протяжении

длительного времени, впитав в себя народные черты, приобщившись к русской

национальной духовной культуре.

Сложившаяся система домашнего воспитания характеризуется образом жизни,

образованными людьми, элементами высшей эстетики, архитектурой, садово-

парковой культурой, библиотеками, а также соприкосновением сословий дворян и

крепостных. Остановимся по-подробнее на характеристике этих элементов.

Обратимся к вопросу: кто проживал в усадьбе? Во-первых, это, конечно, хозяин

и его семья. Во-вторых, отдельно можно выделить знакомых и друзей владельца,

которые проживали

-30-

довольно длительное время. В-третьих, это дворовые люди, обслуживавшие дворян

и все окружающее великолепие.

Покупка загородной резиденции обходилась очень недешево. К примеру, А.А.Фет

купил имение Воробьевку (650 десятин) за 100 тысяч рублей. Нередко владельцы

занимали высокие государственные посты. Так, А.И.Нелидов долгое время был

губернским предводителем дворянства и губернатором, Иван Сергеевич

Барятинский и его сын Иван Иванович были дипломатами, Г.А.Новосильцев

находился в должности главы Курского городского самоуправления.

Дворянин-владелец был человеком весьма образованным. Он обязательно учился ”в

закрытом или военном заведении, затем, иногда, в западноевропейских

университетах” [13, 175]. Тоже можно сказать о женщинах. Они получали

прекрасное домашнее образование, обучались в пансионе, нередко в Смольном

институте. Например, выпускницей этого заведения была мать А.И.Нелидова

Наталья Александровна.

Можно отметить, что владельцы усадеб были людьми по тем временам

образованными, интеллигентными, а также высоко ценили произведения искусства.

“Еще в конце прошлого века российское общество не представляло, какие

огромные художественные ценности хранят усадьбы” ,- пишет Г.Злочевский [16,

77].

К сожалению, только национализация имущества и открытый грабеж дворянских

усадеб показали малую толику этих ценностей. Попробуем воссоздать ту

атмосферу гармонии и красоты, которая присутствовала в имении, окружала всех

тех, кто в нем проживал.

“Усадьба – это особый организм, модель культуры, которая выстраивается в

пространстве как архитектурная модель мира. В этом ее всеобъемлюещее

воздействие на душу человеческую. От хозяйского дома начинается “движение в

природу”, которое ”обеспечивается” построением садово-паркового комплекса

согласно классицистическому принципу трехслойного пространства. На переднем

плане, перед домом размещался регулярный партер, служащий для постепенного

перехода от форм архитектуры к ее природному окружению. На втором плане

находились река или пруд, а третий план раскрывался как живописное полотно,

представлявшее широкую панораму естественного окружения усадьбы. В ней

находилось место и усадебной церкви, расположенной чаще всего на оси

перспективы, и близлежащим

-31-

деревням, и лугам, и рощам”,- пишет М.Звягинцева [15, 19-20]. Таким образом,

создавалась непосредственная связь архитектуры построек, садово-паркового

ансамбля и окрестностей.

Все планы в усадебном ландшафте были тщательно продуманы. Они составлялись

талантливыми архитекторами с учетом природных особенностей, а также

мировоззрения заказчика, его склонностей и вкуса.

Есть мнение, что увлечение садами и парками породила мода на философию Руссо,

его призыв “назад к природе”. Хотя В.О.Ключевский видит корни этого увлечения

еще глубже: ” Лес, степь и река – это, можно сказать, основные стихии русской

природы по своему историческому значению. Каждая из них в отдельности сама по

себе приняла живое и соеобразное участие в строении жизни и понятий русского

человека” [22, 66].

Сад в сознании русского человека ассоциировался с представлением о рае, о

саде Эдемском. Поэтому на русских землях издревле получила развитие садовая

традиция, связанная с монастырскими и княжескими садами. Образы, относящиеся

к саду: деревья, кусты, цветы, птицы ”принадлежали к первому ряду в иерархии

эстетических и духовных ценностей Древней Руси”,- замечает Д.С.Лихачев [25,

39].

К дошедшим из глубины веков садовым традициям добавляется нечто новое –

искусственные вкрапления из отдельных построек и скульптур, которое впрочем

находятся в гармонии с окружающей средой и лишь подчеркивают естественную

красоту последней, ее эстетическую ценность. Любая скульптура или сооружение

в парке наделяются особым смыслом, одухотворяются, приобретают некое особое

содержание.

Отдельного упоминания заслуживает любовь к античности, времени просторных и

светлых храмов, ионических колонн, когда процветала богатейшая культура,

давшая развитие всей Европе. Скульптуры и павильоны посвящали Аполлону,

Венере, Флоре и другим мифологическим персонажам. “Часть сооружений посвящали

нежным чувствам (храм Дружбы или Любви, Дом Амура и т.п.). Некоторые служат

местами для размышлений и поэтического вдохновения (Приют муз, Хижина

отшельника и т.п.). Иногда устраиваются “географические” остановки (Китайская

беседка, Венецианский мост), различные лабиринты. Многие уголки парка носят

имена близких или друзей хозяина, пробуждая милые сердцу воспоминания” [15,

51-52].

-32-

Таким образом, создавалась миниатюрная “модель мира” в усадьбе, и каждый

гуляющий по парку любовался красотами природы и зодчества, слитыми воедино, и

проникался всепоглащающим чувством приятия к окружающей обстановке. Посещая

“романтические”постройки, человек пропитывался их эстетикой, приобщался к

мировой сокровищнице культуры.

Но не только внешними атрибутами примечательны усадьбы. В ней находились

богатейшие коллекции предметов искусства и книг, причем некоторые из них

изготовлялись прямо тут, в усадьбе.

Вообще, само имение мыслилось каждым помещиком, как приют спокойствия и

вдохновения. Поэтому непременными элементами каждого усадебного дома

становятся библиотеки, заставленные шкафами с книгами, картинные галереи,

кабинеты, отражающие личные пристрастия владельца. Что касается последних,

то, например, у А.А.Фета был даже не один кабинет, а целых два, на каждом

этаже усадьбы. Примечательно, что вид из окна у кабинетов разный.

Исследователи отмечают, что почти все “великие люди” творили за пределами

городов. Творческая деятельность переносится из столиц в усадьбу, которая

превращается в “кабинет” России.

“Занятие ”изящными искусствами”, наличие эстетических взглядов

рассматриваются современниками как важный показатель общего культурного

уровня. Бывая за границей, дворяне не только знакомятся с художественными

ценностями Европы, но и начинают создавать собственные коллекции” [15, 57].

Само присутствие в усадьбах большого числа произведений русского и

европейского искусства составляет определенный эстетический фон. Создающиеся

повсеместно картинные галереи являются своеобразным взаимопроникновением

западноевропейской и русской культур. Они открываются для обозрения друзей и

соседей, знакомя с последними европейскими находками в области

изобразительного искусства.

Но эти явления больше относятся к крупным и средним усадьбам. В небольших

имениях чаще всего единственным жанром, представлявшим живопись, был портрет.

Увлечение им в провинциальных усадьбах неслучайно. Изображения предков хозяев

дома, самих владельцев и их ближайших родственников должны были давать

наглядное представление о семье в целом и способствовать созданию в усадьбе

атмосферы ”родового гнезда”.

-33-

Картины и другие предметы искусства практически не поддаются атрибуции.

Весьма распространенным явлением была анонимность провинциальных мастеров.

“Усадебное искусство – это искусство произведений, а не имен. В нем есть

уникальные художественные вещи, но почти нет крупных художников”,- пишет

Л.Смирнов [36, 64].

Художественная жизнь представителей петербургского “высшего света” отличалась

особой насыщенностью. У высокородных господ было достаточно материальных

возможностей для удовлетворения своих эстетических потребностей. В своих

усадьбах они собирали художественные коллекции, способные соперничать с

царскими.

Примером тому может послужить коллекция Барятинских в усадьбе Марьино. Начало

коллекции положил И.С.Барятинский, служивший посланником России во Франции.

Его сын Иван Иванович, получивший высокое даже по европейским меркам

образование, продолжил дело отца, имея достаточно средств и связей для

приобретения понравившихся ему картин. “Его фамильная портретная галерея

включала портреты Чернышевых, Келлеров, Нарышкиных, Гольштейн-Беков,

Воронцовых – предков и ближайших родственных князя.

Позднее к картинной галерее Марьино прибавятся реликвии, связанные с

Кавказской войной.несколько картин, написанных Т.Горшельтом, находившемся при

русском штабе, вазы с изображением Георгиевского ордена и фамильного герба

Барятинских, личные вещи фельдмаршала.”,- описывает М.Звягинцева [15, 135-

136].

В картинной галереи Марьино находились также произведения западноевропейского

искусства, приобретенные князем в Италии. Несколько картин написали по заказу

Барятинского Антонио и Федор Бруни. Они имели историческую тематику. Кроме

того, зримо были привезены пейзажи и натюрморты.

Всего в собрании И.И.Барятинского находилось около 20 тысяч гравюр и

рисунков, выполненных русскими и иностранными мастерами (в том числе

Рембрандтом, Тицианом, Гвидо, Рени, Гольбейном).

Кроме произведений живописи, князь привез из Рима бюсты античных философов

для украшения Марьинского дворца, а также статуи античных богов Аполлона и

Венеры. В духе античности был выполнен скульптурный портрет Марии Федоровны

Барятинской. Вообще, скульптурные портреты были редкостью в провинциальных

-34-

усадьбах Курской губернии, и свидетельство их присутствии в других усадебных

домах не обнаружено.

Следующий владелец Марьино, Александр Иванович Барятинский, внес свою лепту в

дело деда и отца. Для картинной галереи приобретаются четырнадцать копий

фресок Ватикана. Позднее появляются работы И.К.Айвазовского, акварели

Е.Д.Поляковой, А.Я.Степанова, анималистические картины Н.Е.Сверчкова и другие

работы русских художников.

Художественную ценность Марьинской коллекции трудно переоценить. Эстетическое

воздействие собранных произведений искусства несомненно. Вряд ли можно

объяснить, продолжавшуюся три поколения традицию сбора картин, книг и других

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты