Диплом: Дворянская усадьба

поэтом.

Господский дом был несколько увеличен за счет поднятия крыши (проект придумал

сам Фет) [46, 44]. Изменения, затронувшие дом, были скорее крупным ремонтом,

чем коренной реконструкцией. “Конечно, при переделке и поправке запущенных

построек надо было по возможности пользоваться старинным материалом.Так,

превосходные полы парадных комнат следовало перестлать.а в парадные комнаты

следовало положить паркет. Дом по очистке от пыли, грязи и плесени предстояло

переклеить новыми обоями; из заброшенных кухни и флигеля вывезти целые горы

грязи, кирпича и битой посуды, а затем переделать разрушенные печи и

прогнившие полы” [45, 446].

Обстановка для дома была перевезена из бывшей усадьбы поэта: ”Прибывшая из

Степановки мебель разместилась в прекрасных и пустых каменных амбарах...”

[45, 447].

-18-

С наступлением весны в дом переносили растение из оранжереи. Вьющиеся

растения распределялись по стене таким образом, чтобы над окнами

образовывались просветы в виде овалов.

“Из описаний складывается образ дома, построенного помещиком средней руки.

При перестройке здания Фет воспользовался сложившимся для него рациональным

распределением комнат по назначению. Как правило, планировка всех господских

домов в усадьбе основывалось на той разумной схеме, по которой жилые комнаты

с кабинетом хозяина были обращены во двор, а парадные – для отдыха и приема

гостей открывались в парк, дабы отрешившись от хозяйственных работ, можно

было отдыхать и любоваться красотами природы ”,- пишет Е.Холодова [46, 21].

В своем имении Афанасий Афанасьевич занимался коневодством. Так, в 1880 году,

он приобрел двадцать шесть лошадей, а через восемь лет еще четырнадцать

рысистых жеребцов.

Вообще, Фет считал “Воробьевку” второстепенным хозяйством, в отличии от

“Грайворонки”, которой отводилось первоочередное внимание, но все же в ней

были представлены все основные хозяйственные отрасли.

В регулярной части воробьевского парка располагался фонтан. Он упоминается в

стихах Фета:

”Ночь и я мы оба дышим,

Цветом липы воздух пьян,

И безмолвные мы слышим,

Что струей своей колышим,

Напевает нам фонтан. ”

Источник был создан, уже упоминавшимся выше, управляющим Иостом. Этот участок

парка был излюбленным местом увесилений, где часто отмечали различные

памятные даты.

В Воробьевом парке было несколько прудов, один из которых, в центральной

части, сохранился. Его еще называют рыбной сажалкой. На круглом острове

когда-то располагалось обеденная родонта, на манер Марьинской, которая, к

сожалению, не сохранилась.

“Парк усадьбы, сформированный на основе естественной дубравы, обладал всеми

признаками пейзажного парка: партер в нем сменился полянами и лужайками,

геометрические по форме фонтан и пруд-рекой, прямые алеи – вьющимися

дорожками. В то же время ему присущи традиционное для русских усадебных

-19-

парков сочетание декоративных качеств с утилитарными, вспомним – “плодовый

сад”, “рыбный пруд”, “покосный луг”.[46, 24].

Воробьевский период творчества поэта был весьма плодотворным. В 1891 году Фет

писал: “С 1860 по 1877 год во всю мою бытность мировым судьей и сельским

труженником, я не написал и трех стихотворений, а когда освободился от того и

от другого в Воробьевке, то Муза пробудилась от долголетнего сна и стала

посещать меня так же часто, как на заре моей жизни” [6,48].

В эти годы, главным образом, Фет занимался переводами на русский язык

латинских классиков: Овидия, Тибул, Марцеал, Катул; немецких: Шопенгауэр (Мир

как воля), Гете (Фауст); написано много личных стихотворений. Что касается

выпусков “Вечерних огней”, то их было не три как указывает Е.Холодова, а

четыре и готовился пятый.

В Воробьевке часто бывали гости: “За эти годы много не только литераторов

побывало на берегах Тускари, бывали там и композиторы, как Чайковский, очень

ценивший Фета. В Воробьевке побывал и Великий Князь Константин Константиныч.

Постоянно чередовались в Воробьевке и разные филологи, с которыми Фет сверял

свои переводы. Укажу между прочим, на известного латиниста Е.Ф.Корша. Обращаю

особое внимание на графа А.В.Олсуфьева.”[8, 342].

Гордость Курской земли, гордрсть России, усадьба “Воробьевка” заслуживает

внимания не только как мемориал, связанный с именем А.А.Фета, но и как

памятник русской усадебной культуры последней четверти XIX века.

Итак, вышеприведенное описание усадеб, относящихся к разным десятилетиям

XVIII-XIX века, показывает, что усадебная культура Курского края по своему

развитию не уступала столичным образцам архитектурно-парковых комплексов.

Курская усадьба – яркий образец бытования русской культуры, дающий достаточно

полное представление о развитии усадебной культуры в России.

-20-

2. Усадьба как феномен культуры.

Русская дворянская усадьба в качестве явления художественной культуры изучена

мало, хотя существует литература, посвященная усадебным культурным центрам

этого времени.

Художественный мир русской дворянской усадьбы слагался из сочетания различных

видов искусства, художественной и общественной жизни, культурного,

хозяйственного и повседневного быта, комфортабельной и одновременно

изысканной архитектурной средой гармонично вписывавшейся в живую природу. Это

компилятивное сочетание не только было тесно связано с процессами,

происходившими в русской художественной культуре XIX века, но и оказывало на

эти процессы значительное влияние.

Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была

своеобразным феноменом культуры. Усадьба являлась составной частью

провинциальной культуры и в то же время принадлежала и культуре городской,

таким образом участвуя во взаимном обмене этих двух полюсов культуры,

способствуя их обогащению и укреплению.

В изучении русской усадьбы исследователь Т.П.Каждан выделяет два аспекта:

“Первый из них заключается в анализе связей, возникавших в процессе создания

ансамбля усадьбы между естественной природой, садово-парковым формированием,

архитектурой и пластическими искусствами. Второй аспект связан с сложением в

архитектурно-парковой среде усадьбы специфической творческой атмосферы,

способствовавшей развитию и процветанию различных видов искусства. в

особенности литературы, музыки, зрелищных искусств.” [20, 62]. Поэтому

русская усадьба была не только приятным местом сезонного обитания владельцев

поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени и

обладала условиями, упрощавшими отношения с простым народом.

А.А.Фет задавался вопросом: ”Что такое русская дворянская усадьба с точки

зрения нравственно-эстетической?” И сам отвечал: ”Это “дом” и ”сад”,

устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с ”природным” в

глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится

-21-

облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной

природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей

усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене

деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания”

[45, 477].

В XIX в. в усадебном строительстве доминирует классицизм. Этот стиль

“способствовал сохранению цельности человеческой породы, утверждая, что все

противоречия могут быть преодолены” [40, 25]. Именно гармония “дома”, ”сада”

и ”природы”, о которой говорит Фет и нашла свое отражение в классицизме.

Отсюда стремление обособить, отделить и сгармонизировать островок усадьбы.

Она давала ощущение независимости и свободы (культ античности). Усадьба

укрепляла веру человека в свое благополучие. Она была родиной дворянину

(человеку), здесь проходило его детство, сюда он возвращался, чтобы смерть

избавила от старости.

Вообще, художественный облик усадьбы был настроен на то, чтобы вся ее среда

источала историю. Классицизм связывал прошлое и настоящее, античность и

современность. Об элладе напоминали:1) коллоны главного дома, 2) росписи,

подражающие помпейским, 3) “антикизированная” мебель и утварь. Скульптурные

изваяния в доме, мраморные статуи перед домом и в саду представляли героев

древности и мифологические аллегории.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить богатейшую коллекцию

статуй “Марьино”: “Венера Марьинская”, ”Богиня медицины”, ”Юлий Цезарь”,

”Сократ” или ”Моква”: ”Три грации” и т.д.

Попадая в господский дом можно увидеть как изделия художников-самоучек, так и

произведения лучших портретистов и пейзажистов Западной Европы и России.

Нередко художники изображали саму усадьбу. Например, в “Избицком доме”

находится картина неизвестного художника “Дворец в Марьино”.

В общественной жизни XIX в. было две стороны городская и деревенская. И

потому усадьба стала неким символом российской жизни, что она была тесно

связана с обоими полюсами общественного бытия. «Усадебный уклад,- пишет

Ю.Г.Стернин,- мог бы быть ближе то к сельской свободе, то к столичной

регламентации, он мог ассоциироварться, то с «философической пустыней», то с

«надменной Москвой» [38, 47].

-22-

Не только статуями богаты усадебные коллекции. Каждая усадьба представляет

собой картинную галлерею. Причем чаще всего они являются не отрибутом

богатства и знатности, а подобраны с большим вкусом и идеально вписываются в

интерьер.

Почти обязательная принадлежность усадьбы это фамильные портреты. Портретная

галерея предков своим размахом напоминали крупные дворцовые собрания прежних

русских вельмож. Так в Мокве представлен целый ряд прямых потомков Нелидовых.

Гениалогия дома – история усадьбы в лицах.

Отдельную категорию живописцев составляют сами помещики. Причем можно

выделить две художественные группы: ”профессионалы” и ”дилетанты”.

В конце XVIII- начале XIX века художественный дилетантизм занимал в жизни

усадьбы немаловажное место. Почти каждый помещик пробовал себя в живописи. В

имение приглашали учителей рисования, обучавших начальным знаниям по рисунку,

композиции, живописи не только детей, но и взрослых. Выпускались специальные

учебники для домашнего обучения рисунку. Среди них: “Руководство” М.Некрасова

(1760), “Способ, как в три часа неумеющий может стать живописцем” Л.Басина

(1798) и др.

“Главными темами художников-дилетантов были изображения самих усадеб,

романтических пейзажей, усадебной повседневности и праздников”, - отмечает

исследователь М.Звягинцева [15, 23].

Профессионально занимался живописью Вячеслав Григорьевич Шварц. Когда ему

исполнилось восемь лет он со своей матерью переезжает в имение “Белый

Колодезь”, где начинает много рисовать тушью и серпией, копирует картины,

которые украшали стены родительского дома.

За свою недолгую жизнь художник создал ряд произведений, принесших ему

прижизненную славу. Его жизнь и творчество были тесно связаны с родным краем.

Так, свою последнюю работу “Вешний царский поезд на богомолье” В.Г.Шварц

закончил в Белом Колодезе, изобразив на ней пейзаж своей родной усадьбы.

В Нескучном проживала целая семья художников. Глава семьи профессор

архитектуры Н.Л.Бенда и его сыновья-архитекторы Альберт Николаевич, более

известный как акварелист, и Леонтий Николаевич, художник и историк искусства

Александр

-23-

Николаевич – внесли большой вклад в развитие русской худржественой культуры.

Примечательно, что из внуков Николая Леонтьевича – Евгений и Зинаида (в

замужестве Серебрякова) – стали известными живописцами.

Как известно, расцвет дворянских помещичьих усадеб приходился на конец ХVIII

– первую половину XIX века. Именно в эти годы сеть усадеб охватила буквально

всю европейскую часть России. Как правило в одном и том же уезде можно было

встретить жителей Санкт-Петербурга, Москвы, Курска (Барятинские, Юсуповы,

Голицины и т.д.). Обмен новостями, модами, знаниями из самых разных областей

науки и искусства делали усадьбу одним из ведущих центров распространения

новой информации, охватывающей буквально все сферы жизни русского

провинциального общества.

Для обучения детей помещиков в усадьбы приглашались учителя – это были прежде

всего студенты, молодые люди, только что окончившие учебные заведения, а

также иностранные преподавтели – французы, немцы. Некоторые литературные

произведения того времени дают некий образ учителя, хотя и искаженный. Образы

создают Фонвизин в “Недоросле”, или Пушкин в “Евгении Онегине” (“француз

убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя”). Для исправления этого

стереотипа достаточно вспомнить, что многие замечательные отечественные

писатели и ученые в молодости занимались репититорством (Чехов и др.) и

работали учителями в усадьбах.

Во многих даже самых заурядных усадьбах собирались прекрасные библиотеки, в

которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и

Петербурга, но и из-за границы. Среди книг встречались не только

художественные произведения, но и разнообразные руководства по ведению

хозяйства, по строительству. Такие книги стали для многих помещиков тем

источником, который определил их художественные вкусы и знания в области

строительства, в сельском хозяйстве, позволил расширить многообразие форм

природопользования.

В одном из популярных в начале XIX века многочисленных “путешествий” читаем:

”В деревне, в счастливой тишине ее, всякое удовольствие живее. Сидя (около

вечера) у открытого окна, под ясным небом, перед зелеными деревами сада,

читаю с таким удовольствием, которого в шумном городе заманить в сердце почти

-24-

никак не возможно. Свежесть чувств и мыслей моих подобна свежести ничем не

заряженного воздуха; несколько раз повторяю одну фразу, одно слово – чтоб не

вдруг выпить божественный нектар, но понемногу, но прихлебывая. ох!

Сластолюбие ума во сто раз тоньше всякого сластолюбия на свете! Ум, талант,

книги! Что может сравниться с вами.” [48, 237].

Несмотря на излишнюю восторженность и некоторую жеманность стиля, приведенное

высказывание отражает взгляды и вкусы большинства представителей

провинциального дворянства.

Остановимся по-подробнее на том, какого рода литература интересовала помещиков.

Среди книг значительную группу составляли издания прикладного характера,

ориентированные, в первую очередь, на усадебного потребителя. Они содержали

сведения, касающиеся ведения хозяйства, что способствовало развитию

земледелия. Эти книги должны были распространять “общеполезные сведения”,

помогавшие улучшению хозяйства. Подобная литература пользовалась большой

популярностью у курских помещиков.

Немало было произведений художественной литературы. Культуролог

М.М.Звягинцева пишет: “В усадебных библиотеках имелись произведения

М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, И.Ф.Богдановича, пьесы А.П.Сумарокова и

Д.И.Фонвизина. На книжных полках соседствовали торжественные оды и

сентиментальные повести, книги военной и сельскохозяйственной тематики,

мемуары и религиозная литература” [15, 123].

Курская усадьба была не только потребителем, но и объектом литературного

творчества. Так в одном из наиболее популярном романе начала XIX века –

“Российский Жилбаз, или Похождения князя Гаврилы Симеоновича Чистякова”

В.Т.Набережного – судьбы героев тесно связаны с Курской губернией.

Таким образом, следует отметить, что в связи с увеличением количества

библиотек и содержащихся в них книг, улучшается культурный уровень

дворянства.

Практически все крупные дворянские усадьбы являлись музыкальными центрами.

Особое качество и масштабы принимало музыкальное творчество в усадьбах

некоторых петербургских вельмож. В Борисовке, принадлежавшей Шереметьевым,

была создана прекрасная хоровая капелла, гастролировавшая даже в Москве и

Петербурге.

Особое значение имели журналы или периодические издания. Об этом

свидетельствует высокая популярность “Экономического

-25-

магазина”, журнала, выходившего в Москве с 1720 по 1789 г. Этот журнал

издавал Н.Н.Новиков, а одним из основных авторов был А.Т.Болотов, известный

русский агроном, лесовод, паркостроитель.

Использование последних достижений ландшафтной архитектуры в конце XVIII-XIX

веке привело к тому,что вокруг усадьб не только устраивались пейзажные парки,

но и как бы заново создавался весь окружающий ландшафт.

Так, например, в имении Нелидовых существующая дубрава была переформирована в

английский парк, а запруды на реке Мокве образовали систему из трех прудов.

Даже посмотрев план любой, без исключения, усадьбы, можно невооруженным

взглядом увидеть четкие, словно по линейке вычерченные геометрические фигуры.

Особую роль играли усадьбы – родовые имения наиболее знаменитых дворянских

фамилий или богатых и знатных людей. Для них был открыт доступ к самым

последним достижениям в области сельского хозяйства, промышленности, к новым

технологиям они знакомились с наиболее передовыми идеями в искусстве,

политике, нуаке.

”Эти усадьбы оказывали влияние на развитие не только уезда, но и всей

губернии”, - пишет Ю.А.Веденин [9, 31].

В них соседские помещики могли познакомиться со всеми новинками культуры. Это

и здания, в строительстве которых нередко принимали участие столичные

архитекторы; это и устроенные по последней моде парк, домашний театр и

оркестр, где игрались первые отечественные пьесы и музыкальные произведения;

картинные галереи,где висели полотна крупнейших зарубежных и отечественных

художников, в штате усадьбы почти всегда были домашние художники, нередко

кончавшие курс у известных столичных мастеров и множество ремесленников,

выполнявших самые разнообразные заказы со всей губернии.

В качестве примера можно привести рассказ об одной, весьма известной когда-то

усадьбе. “Ивановское, столица имений Барятинских, с церковью, училищами,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты