Диплом: Дворянская усадьба

сказкой, которую ребенок слышал от няни” [27, 62].

Итак, отметим, что дворянские дети рано начинали приобщаться к мировой

литературе. Для этого были все условия. В усадьбах существовали прекрасные

библиотеки, о чем говорилось выше. Дворяне с измальства готовятся ни к

карьере или службе, а к подвигам. Совершить недостойныйпоступок хуже смерти.

“Смерть не страшит подростков и юношей этого поколения. Люди живут для того,

чтобы их имена записали в историю, а не для того, чтобы выпросить у царя

лишнюю сотню душ. Так в детской комнате создается новый психологический тип”

[27, 64].

В моду входят так называемые ”Записки о воспитании”, которые писали отцы для

своих сыновей. Ива Иванович Барятинский написал ”Мысли о воспитании моего

сына”, посвятив сочинение своему старшему сыну Александру. В записке

отразились взгляды князя на предназначение человека в обществе.

Согласно записке малолетний Александр до пятилетнего возраста оставался под

присмотром женщин, а затем должен был перейти на попечение гувернеров. Два

года посвящались развитию физических навыков: силы, гибкости, ловкости. Это

достигалось с помощью различных упражнений: гимнастических занятий, езды на

неоседланной лошади, холодных купаний. С семи лет отрок должен был приступить

к изучению языков - русского, славянского, латинского и греческого. Основное

внимание уделялось родному языку. В то же время начиналось обучение рисрванию

и арифметике. С двенадцати лет надлежало приступить к изучению основ механики

и прикладной математики. Эти науки должны были подготовить юношу к занятиям

земледелием по мнению Ивана Ивановича очень важной науки. Для агрономических

опытов князю Александру предполагалось отвести отдельный участок и

предоставить земледельческие орудия. Он должен был основательно изучить

многопольное хозяйство и устройство машин, освоить искусство межевания. Много

внимания уделялось овладению столярными инструментами.

Такое практическое воспитание имело назначение выработать в князе

самостоятельность, деловитость, сознательное отношение к окружающей жизни.

-43-

В программу воспитания также входило развитие памяти путем заучивания

наизусть поэтических произведений. Красноречие вырабатывалось произнесением

вслух речей, написанных самим учеником.

В записке шесть лет отводилось на путешествия: четыре года на европейскую

часть России и два года на азиатскую. Во время странствий князя Александра

должны были сопровождать: врач; химик; ботаник; механик; немец; знакомый с

латинским и греческим языками; русский наставник, хорошо знающий Россию, ее

историю и законы; и главный педагог, на котором лежало руководство всем

воспитанием. Вышеобозначенные учителя должны были ознакомить учащегося со

своими предметами, а также с историей и статистикой посещаемых мест.

По окончании путешествия князь Александр должен был поступить на службу в

министерство внутренних дел или финансов. Иван Иванович особо настаивал чтобы

сын ни в коем случае не поступил на военную или дипломатическую службу: “Я

прошу как милости, со стороны своей жены, не делать ни военного, ни

придворного, ни дипломата. У нас и без того много героев, декорированных

хвастунов, куртизанов” [29, 161].

После выхода в отставку, князь Александр должен был поселиться в усадьбе,

чтобы “позаботиться о просвещении и благополучии своих крестьян и приучить их

к занятию искусствами и ремеслами, которые увеличат его доходы и дадут вместе

с тем занятия толпе праздной челяди” [29, 164].

В этих наставлениях явно ощущается влияние педагогических идей Руссо, ноеще

больше отразился англдийский идеал богатого, родовитого, образованного

землевладельца, осевшего в своем родовом поместье, который занимается

окультивированием хозяйства и просвещением темного народа, находящегося в

зависимости. Эти взгляды князя Иван Ивановича Барятинского сказались и в его

духоаном завещании, по которому для князя Александра определялась образование

майората в восемь тысяч душ. Остальное имущество распределялась между

княгиней Марией Федоровной, тремя сыновьями и тремя дочерями.

Образование обширного майората в пользу старшего сына имелось в виду

поддержание рода, поэтому на князе Александре сосредотачивались сель блеск и

роскошь княжеского рода Барятинских.

-44-

Надежды Иван Ивановича относительно будующей деятельности его сына не

осуществились. После смерти отца в 1825 году Александр Ивановича отказался

учиться в Московском университете. Поступив в школу гвардейцев и прапорщиков,

он был знаком с М.Ю.Лермонтовым и И.Висельгорским. В последствии он станет

генералом-фельдмаршалом, наместником Кавказа, закончившим войну в этом

регионе. Пленного имама Шамиля он привезет в Марьино.

Таким образом, записку И.И.Барятинского можно назвать “манифестом

правительства, в полной мере отражающим идеалы эпохи”.

Заметим, что большое влияние на дворянскую культуру оказывала крестьянская

культура. Огромное значение для дворян имела общая с народом религия. Даже на

тех, кто был равнодушен к церкви, оказывали влияние церковные праздники,

соблюдение обрядов и постов, в которых вместе, как бы на равных, принимали

участие и помещики, и крестьяне. Исследователь темы воспитания дворянства

О.С.Муравьева пишет: ”Сам патриархальный семейный быт дворянской, в

особенности провинциальной, семьи перекликался с патриархальными традициями

крестьянской жизни” [30, 164].

В отдельных дворянских семьях уважали крепостных крестьян и их труд.

Например, князь И.И.Барятинский пишет из далекого Парижа в письме архитектору

К.Гофману, что сожалеет по поводу разорения своих крестьян из-за постройки

дворца.

Почитание труда крепостных крестьян, да и самих мужиков подчеркивалось и

прививалось детям. Последние ежедневно сталкивались в усадьбе с крепостными,

занятыми делом, которых трудно было не заметить. Иногда сами помещики

пробовали поработать как крестьяне. Подобные примеры встречаются в разной по

своим идеологическим воззрениям среде. Сергей Аксаков в детстве считал за

счастье поехать вместе с отцом в поле, понаблюдать за работой крестьян. Лев

Толстой внушал своим детям особенное уважение к крестьянам, которых неизменно

называл “кормильцами”.

Нельзя говорить о том, что дворяне понимали каково жить “в шкуре”

крепостного, но все же, несмотря на “созерцательное” знание труда дворян,

осознавали общность исторической и национальной среды.

-45-

Любопытно, что из-за такой общности крестьян и дворян последние легко

находили общий язык с крепостными. Ю.М.Лотман справедливо называл эту

способность без наигрыша, естественно быть “своим” и в светском салоне, и с

крестьянами на базаре, одним из “вершинных проявлений русской культуры”. “У

русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым народом,

которые вставали перед разночинной интеллигенцией, искренне желающей этот

народ осчастливить”, - подмечает О.С.Муравьева [30, 56]. В отличии от

разночинцев, дворяне народ знали очень хорошо – они среди него жили. Так

помещики волей – неволей должны были хоть как-то разбираться в сельском

хозяйстве и крестьянской жизни. Военные, естественно, постоянно общались со

своими солдатами, в сущности, теми же крестьянами. Наконец, у каждого

дворянского ребенка были друзья-товарищи по играм среди крепостных.

Насколько можно судить по мемуарам и художественной литературе, дворянство

сумело сохранить часть своих семейных традиций вплоть до последних лет

существования царской России. Однако в наиболее чистом виде они представлены

в первой половине XIX века.

Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из

основных элементов патриархального иерархического общества. В почитающей

традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не подлежащим

обсуждению.

К примеру, вспомним, как И.И.Барятинский настаивал, чтобы его сын не был

военным, либо дипломатом. И князь Александр подчинился отцовской воле. Лишь

смерть Ивана Ивановича освободила его в выборе карьеры.

О.С.Муравьева пишет: “Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних

позиций может показаться строгим, даже жестоким. Но эту строгость не нужно

принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому

ребенку определялся тем, что его воспитание было строго ориентированно на

норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах

хорошего тона” [30, 154].

В то же время “отцы семейств” стремились как бы то ни было разнообразить

досуг своих чад. В ход шли весьма громоздкие прожекты. Большое

распространение получили так называемые “провинциальные театры”. Помещики

занимались не только их

-46-

устройством и подбором репертуара, они на равных с крепостными участвовали в

постановках.

“Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не

пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых и

приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные артисты. Эти затеи

бар, как ни были они иногда смешны и неудачны, но все-таки развивали в

крепостных людях, обреченных жить в невежестве, грамотность и понятия об

изящном”,- пишет Пыляев [33, 532].

Итак, театр был в то время не только данью моде и способом удовлетворения

личных нужд помещика, но и способствовал некоторому просвещению

“невежественных” крепостных. Встает вопрос: сколько же театров было в Курской

губернии? В целом по Российской империи “из существовавших во второй половине

XVIII и начале XIX века 173 театра.установлено местонахождение 155.103

относятся к городскому типу, и 52 были устроены в усадьбах в 23 губерниях”,-

приводит данные Т.Д.Дынник [12, 327].

Любопытно, что в Курской губернии другое соотношение: ”на один городской

театр приходится 5 усадебных: в имениях Анненковых, Валькенштейна, Голицыных,

Хорвата и Ширковых” [15, 115]. Это только не театры, репертуар и

местонахождение которых точно известны.

На представлениях присутствовали соседи-помещики, друзья хозяина, “чада и

домочадцы”, а также крепостные окрестных деревень.

О создании театра Валькенштейна повествует М.С.Щепкин: ”Так как граф имел

хороший оркестр музыкантов и порядочный хор певчих, то для разнообразия

удовольствий основал домашний театр, чем забавлял детей, которым было от

десяти до двенадцати лет: равно и все дворовые люди утешались этою забавою, а

вместе с тем и сам граф вдвойне наслаждался своею выдумкой. Он так рассуждал,

что доставит детям забаву, музыкантам занятие, а дворовым людям, которых,

разумеется, было очень много, случай провести время полезнее, нежели за

картами или в питейном доме.” [49, 380].

Таким образом можно отметить еще одну функцию театра – замена “вредного”

досуга на полезное времяпровождение.

Итак, главной отличительной чертой дворянского воспитания была нормативность.

С ранних лет дворянина готовили к светской жизни, прививали ему знания правил

поведения и этикета, приобщали к дворянским ценностным ориентирам, важнейшим

из которых была честь. Именно усвоение мира ценностей создавало дворянина.

Быть дворянином – это не результат воспитания, это образ жизни.

-48-

§3. Воспитание детей крепостных крестьян.

Воспитание крепостных детей в крестьянских семьях на протяжении веков

менялось незначительно, сохраняя присущие ему особенности и в XVIII, и в XIX,

и в начале XX в. Сразу необходимо отметить, что крестьянское воспитание было

во многом схоже во всех центральных регионах Российской империи.

Так описывает семейное воспитание в русской деревне В.Ильинский:

« Вся северная и средняя Россия была покрыта деревьями с маленькими избами

под почерневшими крышами, с амбарами около изб и овинами позади деревень.

В крестьянской избе в правом переднем, или «красном» углу стояли на полочках

или в киоте образа. Так заведено было у русского крестьянина исстари. чем

крестьянин зажиточнее, тем больше образов у него было в доме.

В этом же углу находился стол, за которым ели и пили. Он потому ставился там,

что крестьяне не только садился за еду и вставал из=за нее с молитвой, но и

во все продолжение обеда не позволял себе ни пустых, ни шутливых разговоров,

считая это грехом. Правый угол около двери принадлежал хозяину: там висели

его армяк и шапка, сбруя. и т.п. Если он принимал у себя гостей, которые

оставались ночевать, место для ночлега отводилось ему в этом же углу. Левая

сторона избы считалась собственностью хозяйки. Левый задний угол был занят

печкой; на полках у печи была расставлена посуда. В этом углу хозяйка в

зимнее время занималась своими домашними работами: ткала, пряла, шила и пр.

На ночь семья располагалась на лавках вдоль стен, на печи, на полатях -

широких нарах над печкой, под самым потолком.

Крестьяне, как зажиточные, так и простые, вставали рано: Летом с восходом

солнца, а осенью и зимой за несколько часов до света. Вставая ото сна,

русский тотчас искал глазами образа, чтобы взглянуть на них и

перекреститься.

Характер крестьянина формировался под сильным влиянием всей окружающей его с

детства жизни. Жизни суровой и трудовой.

В крестьянском быту женщина, как и другие члены семьи, выполняла много

тяжелых работ: очень часто на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что

было потруднее. Немного больше уважения от окружающих выпадало лишь вдове, у

которой были дети.

Суровая трудовая крестьянская жизнь выработала и суровую этику.

Весь склад крестьянской жизни был таков, что содержание неработающего члена

семьи тяжелым бременем ложилось на всех его членов. Поэтому беременная

женщина была для семьи в тягость, и в этом положении в крестьянских семьях ей

не уделялось особого внимания. Обычным было в семье то, что женщина не имела

никаких преимуществ, ни в труду, ни в пище, ни в отдыхе. Она трудилась

наравне с другими членами семьи, и ей приходилось выполнять и во время

беременности очень тяжелую работу. Еще меньше в крестьянской среде считались

с душевным состоянием такой женщины и редко думали о сохранении ее душевного

состояния. Тогда не понимали, что забота о здоровье ребенка должна начинаться

еще до рождения его.'' [18, 64].

В крестьянской среде не существовало особой гигиены для женщины, готовящейся

стать матерью. Беременная женщина освобождалась от работы за несколько дней,

а нередко даже и часов до наступления родовю Нередко роды заставали женщину

за работой, так, случай родов в поле при уборке хлеба были частыми.

Такое отношение к ней в семье имело печальные последствия: смертность

крестьянских детей была высокой.

Но вот ребенок появлялся на свет. Нередко он нес в себе все скрытые и явные

следы материальных дородовых переживаний – и физических и моральных. Но

матери предстояло еще одно испытание: увидеть, довольны ли ее родные полом

ребенка. Хорошо, если родился мальчик. Женщина могла быть спокойной. А если

девочка?. Матери открыто, иногда в грубой форме, давали понять, что она

родила не того, кого от нее ждали. Для благополучия ребенка в первый день

ничего не делалось, считалось, что новорожденный может от этой заботы

умереть.

Уход за ребенком в первое время ложился на бабку-повитуху, обычно пожилую

женщину, не имевшую никакой специальной подготовки и только хорошо

осведомленной о разных приметах и поверьях. Сколько из-за невежества этих

бабок гибло молодых жизней – это хорошо знали сельские священники.

П.И.Симуш пишет: ''Рождение ребенка сопровождается праздничным торжеством...

Крещение ребенка – праздник для всей семьи. Совершалось оно чаще всего в тот

же день, когда ребенок родился, - главным образом по экономическим

соображениям. Дело в том, что в комнате, где находился новорожденный, до

крещения всю ночь должен был гореть огонь; иначе его может унести «нечистая

сила» и заменить другим. После крещения ребенка можно было оставлять в

-50-

комнате и можно класть в люльку, тогда как до этого времени он лежал или на

скамье, или на полу. С этого времени ребенок переходил на руки матери, и она

заботилась о нем сама'' [35, 186].

В старину считали, что судьба ребенка зависела и от того, какие предметы

находились в комнате в момент его появления на свет: если, например, рабочие

инструменты, то это означало, что новорожденный будет хорошим мастером: имело

значение и то, тихо или шумно было в то время, когда рождался ребенок: если

кругом тишина, то ребенок будет кротким и послушным.

Чтобы ребенок вышел хорошим человеком, старались устроить благоприятную

обстановку в момент его рождения: под подушку новорожденного клали хлеб и

соль, считалось, что они привлекут впоследствии к нему богатство.

«Новорожденному ребенку мать отдавала всю свою любовь, делала для своего

дитяти все, что подсказывала ее любовь и слабые знания. Мать теперь кормила

его, купала и пеленала. Кормилица не допускалась ни в коем случае. Если мать

почему-либо не могла сама кормить грудью, то ребенку давалось коровье или

козье молоко» [18, 76].

Кормление было беспорядочным. Неправильно питались дети как бедных

крестьянок, так и зажиточны, особенно в страду. Матери грудных детей

трудились наравне со всеми другими членами семьи. Обычно, детей забирали с

собой в поле. В лучшем случае младенцев укладывали в люльки, в худшем

оставляли прямо на траве. Распространены были случаи, когда детей

травмировали косари.

С раннего возраста у детей появляются свои обязанности: у мальчиков они

сводились к помощи отцу. Вспомним Некрасова: «Отец, слышишь рубит, а я

отвожу. и т.д.». У девочек иные обязанности- помощь по дому и ухаживание за

«младшими». Надзором за младенцами занимались с 8-10 лет, хотя не редко и с

четырех лет.

Таким образом, уже в раннем возрасте дети получали некоторый опыт в обращении

со своими младшими братьями и сестрами, у них развивалось чувство

ответственности за судьбу маленького. Поэто

-51-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты