Диплом: Дворянская усадьба

ценностей, простой жаждой наживы. Здесь скорее имеет место страсть ко всему

гармоничному, красивому, стремление окружить себя эстетическими сокровищами.

Кстати, в состав картинных галерей в знатных домах обязательно входили

царские портреты. Например, в описи имения помещика Волжина в деревне Луговой

упоминается: ”. портретов государя императора, императрица большой помоложе,

в раме позлаченных два поменьше поблекче за стеклом в золотых рамах два.” [3,

76]. Обычно такие портреты подчеркивали знатность происхождения владельцев и

заслуги семьи перед государством.

Не только в богатых домах, но и в усадьбах средней руки береглись также

военные реликвии, такие как холодное и огнестрельное оружие, награды за

военные компании. В описи имения А.Фонвизиной упоминаются “.3 шпаги в том

числе одна ветхая две серебряные ружье три пистолета.” [2, 12],

свидетельствующие о военной карьере кого-то из предков владельцы. Такие

предметы боевой славы в дополнение к портретным и картинным галереям в

усадьбах были типичными. ”Своеобразные минимузеи, рассказывающие о заслугах

какого-то представителя семьи, способствовали сохранению родовой памяти,

“культа предков”, характерного для конца XVIII-начала XIX века” [15, 110].

В усадьбах Курской губернии были собраны коллекции ценнейших произведений

искусства, составляющих сокровищницу русской культуры.

Уединенности усадебной жизни способствовало религиозное воспитание. Оно “хотя

иногда делало одних суеверными, но влагало страх закона божия, который

утверждался в сердцах их ежедневною

-35-

домашнею божественною службою”,- пишет М.Щербатов [50, 66]. Книг для чтения

было не много – Священное писание да Молитвослов.

Роль религиозного мировоззрения в системе духовных ценностей того времени

значительна. В Курских поместьях в конце XVII- начале XVIII века начинается

активное строительство усадебных храмов, которое не прекращалось до начала XX

века. Сейчас сложно судить об их общем количестве и внешнем оформлении, так

как абсолютное их большинство было деревянными, и большая часть их

разрушилась или стала жертвой многочисленных пожаров. Не редко на месте

старой разрушенной деревянной церквушки ставили каменный храм. Так было в

“Лебяжьем”, где в 1654 и в конце 1770-х годов строились деревянные

Михайловские церкви, а уже на их месте в 1856 году поставили кирпичную

церковь Святой троицы.

Несмотря на популярность тезиса о том, что церковь это сосредоточие

невежества и лжи есть и прямо противоположное мнение. Церковь много значила в

общем повышении грамотности среди помещиков. ”Сознание необходимости дать

своим детям образование начинало пробуждаться в среде дворянства. В деревнях

учителей не было вовсе. Помещикам приходилось прибегать к сельскому дьячку

или причетнику.” [15, 86].

Приходилось дворянским недорослям познавать азы грамотности по псалтырю и

часослову. Исходя из этого можно считать усадебную церковь местным центром

духовного просвящения в конце XVIII века.

С этого времени складывается типовая структура усадебного комплекса с

делением всего пространства усадьбы на несколько функциональных зон: жилую,

парковую, хозяйственную и непременно – культовую.

Возможно корни этой традиции следует искать в патриархальном укладе, всеобщей

набожности, ведь в любой избе,хате найдется уголок, где висят иконы и

лампадка. Дворяне же воплотили этот обычай на долее высоком уровне, строя в

своих имениях целые храмы. И это явление захватило не только богатейших

дворян, почти в каждом имении была своя небольшая церковь.

В пространстве усадьбы можно выделить две архитектурные и смысловые

доминанты. Воплощением светскости, столичности, “средоточием жизни” и порядка

был господский дом. “Второй доминантой, выражением духовной сути усадьбы,

являлась церковь.

-36-

Трудно переоценить значение усадебных храмов в формировании культуры русской

усадьбы”,- пишет М.Звягинцева [15, 18].

Без церкви трудно представить саму усадебную композицию. Например, в усадьбе

Шварца “Белый колодезь” сохранилась церковь-мавзолей. В Мокве “в 1848 году

была построена кирпичная двухэтажная церковь Спасская, со склепом-

усыпальницей в нижнем этаже” [46, 27].

Примечательно, что в Марьино И.И.Барятинский велел построить “кирху для Марии

Федоровны (его жены), которая была лютеранкою”,- отмечает Д.Лотарева [26,

164].

В “Воробьевке”, имении А.А.Фета не было усадебного храма. И дело здесь не в

каких-либо атеистических убеждениях владельца. Просто в нескольких километрах

от усадебного дома находится весьма известный в Курске храмовый комплекс: ”С

опушки виднелась вдали колокольня Знаменского Коренной пустыни

Монастыря.Чудотворный Образ Знаменья Пресвятой Богородицы, вывезенный из

России, особенно нам дорог.мы все благоговейно приветствовали святую Икону.”

– так описывает свой визит в усадьбу А.А.Фета, его племянник С.Д.Боткин [8,

344].

Особое место занимала церковь в усадьбе. Именно в ней получила развитие идея

равенства, равенства людей перед Богом. В поместье все занимали разное

социальное положение. Понятно, что главенствовал хозяин дома, члены его

семьи. Крепостные должны были подчиняться и молча сносить унижения. Однако

же, “во время службы в церковь собирались все жители поместья – и обитатели

господского дома и крестьяне. Постулируемое христианством равенство всех

перед Богом находило подтверждение в самом укладе уединенной усадебной жизни.

Создавалась атмосфера духовного единения всех, находящихся в храме,

подкреплявшаяся определенной простотой взаимоотношений, характерной для

деревенских условий.” ,- пишет М.Звягинцева [15, 15].

Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно объединяло

господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень, делало их

контакты более тесными, более человечными. При этом хозяева усадьбы могли

лучше узнать своих крепостных, а крестьяне приобщались к более высоким

духовным и культурным ценностям, проповедовавшимся в “высшем обществе”. Из-за

высокого образовательного и культурного уровня владельцев усадебных храмов в

начале XIX века, приходилось и “святым отцам” не отдавть. ”Так. можно

предположить, что требования к проведению религиозных обрядов,

-37-

к уровню образованности самих священнослужителей в усадебных церквях были

более высокими, чем в обычных сельских храмах”,-пишет Ю.А.Веденин [9, 32-

33].

Итак, церковь являлась демократичным институтом, в котором пусть хоть и

формально, но провозглашалось равенство людей независимо от их социального

происхождения.

Существовала еще одна немаловажная связь между помещиками и крепостными. В

каждой дворянской семье были дети. Матери-дворянки часто не могли или не

хотели кормить и воспитывать своих детей. На эту “должность” назначали

женщин-крепостных. Кормилицы ухаживали за младенцами и кормили их грудью.

Можно сказать, что младенцы-дворяне с молоком “впитывали народный дух”.

Обязанности няни были гораздо шире и сопровождала она своего воспитанника

почти всю жизнь. Классический пример нежных чувств в отношениях между няней и

воспитанником, который сразу приходит на ум, это конечно же Арина Родионовна

и Александр Сергеевич. Количество произведений посвященных няне лишний раз

доказывают сыновью привязанность к ней А.С.Пушкина. Няня – это олицетворение

народной культуры воплоти. Она безболезненно вливается в дворянский уклад

жизни и ненавязчиво вносит свое мировоззрение,мироощущение. Нередко к няне

воспитанники испытывают больше любви, нежности, чем к “биологическим”, но

таким далеким матерям. Впрочем положение несколько изменилось с

распространением “натурфилософии” Жан Жака Руссо. Вначале в Европе, а затем и

в России в моду входит кормление грудью. Достаточно вспомнить Наташу Ростову,

которая сама кормила и воспитывала своих детей.

Несмотря на моду, няни оставались везде, где были дети. К сожалению, связь

между ними и воспитанниками терялась, когда последние отправлялись на учебу.

Впрочем даже такое кратковременное влияние, оказывало сильное воздействие,

результатом чего было большое количество дворян, неравнодушных к тяжелому

положению крепостных, стремящихся, в меру своих сил, улучшить жизнь своих

крестьян.

Домашние обряды составляли важную часть жизни семьи. Необходимо отметить, что

обряды по своему содержанию были одинаковыми как в дворянской, так и в

крестьянской семьях, различаясь лишь помпезностью, богатством и

организованностью. К числу домашних обрядов Н.И.Костомаров относит: родины,

крестины, брак, новоселье, смерть, погребение. Пиры и пьянства

-38-

сопровождали семейные события. Рождение младенца ознаменовывалось всигда

домашним торжеством. Зажиточные люди, в том числе и дворяне, организовывали

родинные столы,

“а крестьяне приготовляли особое пивцо и брали для того разрешение от

начальства. Родильницы получали лт гостей подарки, обыкновенно деньгами.

Крещение происходило у всех сословий в церквах и допускалось в домах только в

крайнем случае. При крещении на младенца надевали крест., который оставался

на нем во всю жизнь как символ его принадлижности к христианскому обществу.”-

пишет Н.И.Костомаров [23, 206]. Духовное рождение считалось значительнее

телесного, потому что перед богом и церковью все равны, и безземельный

крепостной, и богатейший дворянин.

Брак сопровождался самыми затейливыми обрядами, так как для русского человека

это самые торжественное событие в жизни.

Н.И.Костомаров отмечает, что: “ Смерть человека сопровождалась заветными

обычаями. По понятию русских, умирать среди семейства в полной памяти

считалось благодатью небесной для человека” [23, 230]. Чувствуя приближение

смерти, дворянин составлял завещание, так же поступали грамотные крестьяне,

неграмотные объявляли свою волю вовсеуслышание. Около умиравшего собиралось

все семейство, слуги и близкие знакомые и он каждого особым образом

благославлял.

Заметим, что без обрядов невозможно представить быт крестьян и дворян, что

делает их неким общим элементом в жизни двух таких далёких “близких”

классов.

Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в первой

половине XIX века усадьбы Курской губернии были центрами домашнего

воспитания. По своим воспитательным и образовательным возможностям усадьбы

ничем не уступали другим педагогическим учреждениям. О том, как осуществлялся

процесс воспитания речь пойдет в следующем параграфе.

-39-

§2. Воспитание юного дворянина.

Центром дворянского воспитания была семья. Основной формой было домашнее

воспитание. Дворянам вполне хватало средств и возможностей для обеспечения

своим чадам всех условий для роста и развития. Распространившаяся в конце

XVIII-начале XIX веков мода на философию Руссо внесла свою лепту в дело

воспитания. Французский просветитель настаивал на ограждении ребенка от

дурного влияния города, воспитание его на фоне природы.

Домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты. Они позволяли

дворя нским отрокам без особого труда поступать в различные военные и учебные

заведения. Например, получив домашнее образование и воспитание

И.И.Барятинский служил в Екатерининском гусарском полку и считался одним из

самых блестящих представителей “золотой молодежи”. Прекрасное домашнее

образование получил знаменитый художник В.Г.Шварц: еще до поступления в Лицей

он знал три языка.

Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой обстановке. Он

одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и в кабинете

чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это даже было его

святой обязанностью – представитель господствующего сословия должен вести

себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он “голубой крови”.

Дворянство дало России как большое количество образованнейших,

интеллигентнейших деятелей науки и культуры, политиков и военных,

заботившихся о благе родины, так и много лишних людей.

Конечно нельзя подводить под один шаблон все дворянские семьи, отношения

внутри каждой из них определялись, естественно, личными качествами ее членов.

Но, как отмечает О.С.Муравьева: ”Во всем многообразии дворянского семейного

быта просматриваются некоторые общие черты. С одной стороны, воспитание

ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры, родители, бабушки и

дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, постоянные

друзья дома – все воспитывают его по своему усмотрению и по мере желания. С

другой стороны, он вынужден подчиняться единым и достаточно жестким правилам

поведения, которым, сознательно или неосознанно, учат его все понемногу.

Такая ситуация могла сложиться лишь внутри сословного

-40-

и традиционного общества. Беспорядочность различных влияний на ребнка

нейтрализовалась, во-первых, принадлежностью всех “воспитателей” к одному и

тому же кругу общества, придерживающемуся одной культурной традиции; во-

вторых, заметной патриархальностью быта,тяготеющего к воспроизводству в

каждом следующем поколении прежней, опробованной системы отношений ” [30,

146-147].

Результатом такого воздействия было как бы впитывание окружающей атмосферы,

перенятие молодым воспитанником в свой внутренний мир этой суммы влияний,

приобщение к дворянским ценностям. Уже с “младых ногтей” дворянин сознавал

важнейшее правило-честь превыше жизни. Это знание крепнет в нем из года в

год, именно оно делает из него дворянина. Первыми воспитателями и примерами,

каким должен быть дворянин становятся конечно же родители, прежде всего мать.

Рассмотрим по-подробнее функции родителей.

Забота о ребенке начиналась задолго до его рождения. Беременную женщину

отправляли из города в усадьбу, подальше от светской суеты. Будущую мать

огораживали от всяческих волнений, ничто не должно было тревожить ее душу.

Дворянку опекали заботой супруг и многочисленные слуги. Она совершала

прогулки по парку, музицировала, занималась рукоделием, читала.

В то время дворянкам прививалась мысль о том, что рождение и воспитание детей

является основной целью ее жизни и первейшим долгом. Поэтому ради этого акта

женщины расставались с ”высшим светом” чтобы уединиться в деревне, надолго

забыв о балах и раутах. “Женщина, готовящаяся сделаться матерью, перестает

выезжать и является только в дом своих ближайших родственников. Как во

избежание какой-нибудь случайности, так и ради соблюдения приличий она не

показывается ни в театре, ни на общественных гуляньях и не ездит с визитами”

[14, 105].

Отцы не оставались в стороне. Они выбирали еще не родившимся детям род

занятий, обычно это была военная служба. Еще не родившегося ребенка

записывали в какой-либо полк солдатом, чтобы по достижению совершеннолетия у

него было военное звание. Если рождалась девочка, в полковых документах

отмечали, что солдат такой-то умер.

Начинается поиск учителей. Обычно на должность гувернера (гувернантки)

приглашали иностранцев, чаще французов, но были и англичане и швейцарцы. Это

объясняется как отсутствием

-41-

большого количества хороших педагогов в России, так и желанием привить

ребенку с детства европейские манеры, языки, культуру.

Таким образом, в дворянских семьях задолго до появления ребенка начинается

подготовка к его рождению, воспитанию и образованию и, даже, забота о его

карьере.

В предшествующие рождению ребенка дни за матерью был постоянный присмотр.

Часто пациентку навещал доктор, он же обычно и принимал роды в подготовленной

обстановке (горячая вода, чистые вещи, опытные служанки).

К новорожденному приставляли кормилицу и няню. Впрочем в XIX веке дворянки

чаще сами кормили грудью, но если по каким-либо причинам это было невозможно,

нанималась кормилица.

Младенца не оставляли ни минуты. Постоянно за ним кто-то присматривал: днем с

ребенком находилась мать, ночью - няня, часто осматривал ребенка доктор.

Многочисленные родственники и знакомые семьи стремились засвидетельствовать

свое почтение.

В раннем возрасте ребенку несколько ограничивали свободу передвижения,

физическое развитие. Постоянно следили, чтобы ребенок много не ходил, не

бегал, не кувыркался и т.д.

Надо отметить, что в XIX веке начали “ценить ребенка, ценить детство” [27, 53].

Ю.М.Лотман отмечает, что: ”Постепенно в культуру входит представление о том,

что ребенок – это и есть нормальный человек. Появляется детская одежда,

детская комната, возникает представление о том, что играть – это хорошо.

Нетолько ребенка, но и взрослого надо учить, играя. Учение с помощью розги

противоречит природе” [27, 55].

Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. И это –

заслуга в основном женщины.[27, 54]. Кстати, о прекрасном поле.

Путешевствовавший по России в середине XlX века француз Теофиль Готье писал:

''Женщины очень развиты. С лёгкостью. они читают и говорят на разных языках.

Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне.'' [10, 111].

Детям не только стали шить одежду и разрешили играть – дети очень рано

начинали читать. “Чтение вслух, а затем и самостоятельная детская

библиотека,- продолжает Ю.М.Лотман,- таков путь, по которому пройдут будущие

литераторы, воины и политики” [27, 60].

Ворвавшись в жизнь ребенка в 1780-х годах, книга стала к началу следующего

столетия обязательным спутником детства. У ребенка были очень интересные

книги, - конечно, прежде всего романы: ведь дети читали то, что читали

женщины. Женская биб

-42-

лиотека, женский книжный шкаф формировали мир чтения и вкусы ребенка. Романы

кружили голову: в них героические рыцари.служат добродетели и никогда не

склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты