Диплом: Афганистан в конце XX в

до 1000 ракет «Стингер». Если верить этому докладу, партизаны сбили 260

самолетов и вертолетов в результате 340 запусков.

Вооруженная борьба с оппозицией отнимала много сил и требовала материальных

затрат. Наши войска несли потери.

В Советском руководстве росло понимание того, что военным путем проблему в

Афганистане не решить. Коренные изменения начались с октября 1985 г., после

первой встречи М.С.Горбачева с руководством ДРА.

СССР заявил о твердом намерении вывести свои войска из Афганистана. Но этому

противился Б.Кармаль, поэтому Советский союз использовал свое влияние, чтобы

заменить его на посту Генсека НДПА Наджибуллой. Надджибула был избран Генсеком

НДПА в мае 1986 года. В октябре 1986 года из состава ОКСВ на Родину были

возвращены первые шесть полков. С января 1987 года руководством НДПА стала

осуществляться политика национального примирения (ПНП). В это время Советские

войска пытались прекратить активные боевые действия, перенести акцент на службу

прикрытия, охрану коммуникаций, оборону важнейших пунктов. Не смотря на

проведение ПНП лидеры оппозиции отказывались идти на контакт с властью.

Количество мятежников, перешедших на сторону правительства около 5% от общего

числа. В тоже время росло число дезертиров из афганской армии. Так, по

официальным данным, из ВС ДРА дезертировало в 1987 г.: в январе – 2350, в

феврале – 2600, в марте – 2900, в апреле свыше 3000 военнослужащих. Многие

подразделения ВС ДРА заметно снизили интенсивность борьбы с контрреволюцией. Во

многих случаях начали занимать выжидательную позицию, перекладывая всю тяжесть

борьбы на Советские войска.[6]

Командование 40-й армии также столкнулось с проблемой авиационной поддержкой

войск, в связи с количественным и качественным ростом средств ПВО у

моджахедов.

14 февраля 1988 года в Женеве было подписано соглашение, согласно которому

СССР должен был вывести свои войска из Афганистана в период с 15 мая 1988

года по 15 февраля 1989 года. На завершающем этапе вывода Советских войск

руководители Афганистана не хотели привлекать свои вооруженные силы в борьбе

с «непримиримой оппозицией». Они пытались задействовать для этих целей в

основном части 40-й армии, надеясь вовлечь их в широкомасштабные длительные

боевые действия.

Были неоднократные обращения к Советскому правительству прекратить вывод,

оставить добровольцев из состава советских войск для обеспечения безопасности

Кабульского международного аэропорта и магистрали Кабул-Хайратон.

И все же вывод войск произошел в установленный срок. Девятилетнее пребывание

Советских войск в Афганистане завершилось.

Таким образом, Советские войска вошли в Афганистан для поддержки кабульского

режима и разгрома банд мятежников, и на первом этапе войны поставленные

задачи решались успешно, то на последующих этапах возникли осложнения. Война

против мятежников переросла в войну против афганского народа.

1.3 Причины вывода советских войск из Афганистана.

Впервые Горбачев предложил обсудить вопрос с Афганистаном 17 октября 1985

г. на заседании Политбюро. Но, к сожалению, никакого решения принято не было.

Главная проблема, мешавшая решению этой наболевшей проблемы, заключалась в

том, что в Политбюро не было единого мнения каким СССР хотел оставить

Афганистан после вывода войск.

При довольно большому разбросе мнений по конкретным деталям вопроса о будущем

Афганистана существовали две принципиально различные точки зрения в подходе к

этому вопросу.

Одну точку зрения отстаивали на заседаниях Комиссии Политбюро по Афганистану

и в самом Политбюро маршал С.Ф.Ахромеев и Г.М.Корниенко. Они считали, что

рассчитывать на то, что НДПА сможет остаться у власти после вывода советских

войск из страны --- не реально. Максимум, на что можно было надеяться так это

на то, чтобы НДПА заняла законное, но весьма скромное место в новом режиме.

Для этого она должна была еще до вывода советских войск добровольно уступить

большую часть своей власти другим группировкам, создав коалиционное

правительство.

Противоположную точку зрения представляли прежде всего Э.А.Шеварнадзе и

первый заместитель председателя КГБ В.А. Крючков. Они исходили из убеждения в

том, что и после вывода советских войск НДПА сможет если и не сохранить всю

полноту власти, то, во всяком случае, играть определяющую роль новом режиме.

На практике они пытались создать “запас прочности” для НДПА, прежде чем будут

выведены советские войска.

Горбачев же со своей стороны в этом кардинальном вопросе пытался лавировать

между двумя группами при этом давая полную свободу действия тандему

Шеварнадзе - Крючков.

Постепенно, с трудом, но советское правительство продвигалось по пути развязки

афганского узла. На ХХVII съезде все-таки прозвучали слова Горбачева о выводе

советских войск из Афганистана: “Мы хотели бы, чтобы уже в самом близком

будущем вернулись на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по

просьбе его правительства”.[7]

В конце мая 1986 г. проходило закрытое совещание ответственных работников МИДа с

участием послов. 28 мая на нем выступил Горбачев. В своей речи он коснулся и

афганского вопроса: “Это очень наболевший вопрос. Среди наших

внешнеполитических приоритетов он стоит среди первых”.

[8] Далее он продолжил, что советские войска долго оставаться там не могут

и необходимо добиваться прекращения военной помощи душманам, прежде всего с

территории Пакистана.

В выступлении во Владивостоке в июле 1986 г. М.С. Горбачев сообщил, что

советское руководство приняло решение о выводе из Афганистана 6 полков до конца

1986 г. При этом было заявлено: “...если интервенция против ДРА будет

продолжаться, Советский Союз не оставит соседа в беде”.

[9]

Итак, наступил конец 1987 г., прошло уже два с половиной года после прихода к

власти Горбачева, прошел год с декабря 1986 г., когда было решено (и сказал

об этом Наджибулле) вывести войска в течении максимум полутра-двух лет. А их

вывод еще и не начинался --- во многом по указанным выше причинам. Но была

здесь еще одна причина. Продвижение на афгано-пакистанских переговорах в

Женеве периодически останавливались усилиями Вашингтона. Однако, после

состоявшейся в декабре 1987 г. в Вашингтоне советско- американской встречи в

верхах там наконец возобладала точка зрения в пользу подписания Соединенными

Штатами женевских соглашений по Афганистану, с тем чтобы позволить СССР уйти

из этой страны без потери лица.

Во второй половине января 1987 г. первый заместитель министра иностранных дел

СССР А.Г. Ковалев посетил Пакистан в качестве личного представителя

Горбачева. В беседах с пакистанским президентом была изложена позиция

Советского Союза, выступившего в поддержку программы национального примирения

в ДРА. Была достигнута договоренность о том, что контакты в целях скорейшего

достижения урегулирования вокруг Афганистана политическими средствами будут

продолжены.

Вскоре, в феврале 1987 г., дважды (в начале месяца и в конце) состоялись

переговоры министра иностранных дел Э.А. Шеварнадзе с министром иностранных

дел Пакистана М. Якуб-ханом. Шеварнадзе подтвердил позицию Советской стороны

о скорейшем выводе советских войск, как только будет достигнуто

урегулирование. Стороны выразили поддержку усилиям личного представителя

генерального секретаря ООН Д. Кордоаеса, через которого велись афгано-

пакистанские переговоры в Женеве, и отметили их важность.

Большое значение имело обсуждение обстановки вокруг Афганистана во время визита

в Москву в Середине февраля 1987 г. министра иностранных дел Исламской

Республики Иран А.А. Велаяти. Председатель Президиума Верховного Совета

СССР А.А. Громыко обратил внимание иранского министра на то, что с территории

Ирана осуществляется засылка отряда оппозиции, ведущих вооруженную борьбу

против афганского народа. “Иранское руководство сделало бы доброе дело, ---

отметил А.А. Громыко, --- если бы оно содействовало решению вопроса об

обстановке вокруг Афганистана политическими средствами и использовало свое

влияние для того, чтобы донести до афганцев, находящихся на территории Ирана,

правду о решении правительства ДАР по вопросу о национальном примирении”.

[10]

После долгих дебатов в Политбюро между сторонниками различных путей решения

афганской проблемы, 8 февраля 1988 г. Горбачев выступил с заявлением, которое

гласило, что правительства СССР и Республики Афганистан договорились

установить конкретную дату начала вывода советских войск --- 15 мая 1988 г.

14 апреля 1988 г. в Женеве были подписаны пять основополагающих документов по

вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. Данные документы

не касались внутренних проблем Афганистана, которые были вправе решать лишь

сам афганский народ.

Значение Женевских соглашений заключается а том, что они поставили преграду

внешнему вмешательству в дела Афганистана, дали шанс самим афганцам установить

мир и согласие в своей стране. Вступив в силу 15 мая 1988 г., эти соглашения

регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные

гарантии о невмешательстве, обязательства по которым приняли на себя СССР и

США. 15 февраля 1989 г., как предусматривалось Женевскими соглашениями, из

Афганистана были выведены последние советские войска.

[11]

Таким образом, была подведена черта под этой затяжной войной, хотя следует

отметить, что и после вывода войск афганская тема не сходила с повестки дня

внешней политики СССР, т.к. решался вопрос о том, что делать с этой страной

после вывода от туда войск Советского Союза.

После вывода советских войск из Афганистана было устранено одно из самых

важных препятствий на пути нормализации советско-афганских отношений.

Советские войска не смогли решить свою основную задачу – разгромить

вооруженную оппозицию. Военного разгрома формирований непримиримой оппозиции

наши войска, взаимодействуя, разумеется, с афганской правительственной

армией, могли бы добиться, но при двух условиях:

-во первых, пришлось бы, по мнению иностранных специалистов, довести

численность ОКСВ до 500-700 тыс. человек, чтобы полностью перекрыть тропы из

Пакистана и Ирана,

-во вторых, нанести воздушные, а может быть, и наземные удары по базам

оппозиции, размещенных в приграничной полосе Пакистана.

Разумеется, имеющимися силами сороковая армия не могла решить задачи

разгрома оппозиции. Так на пример, на 1 июля 1986 г. в составе армии всего

имелось 133 батальона и дивизиона, из них 82 выполняли охранные функции:

23 батальона охраняли коммуникации,

14 аэродромы,

23 различные военные и экономические объекты,

22 местные органы власти.

К ведению же активных боевых действий по всей территории страны можно было

привлечь только 51 батальон.

Но и этими силами нанесен огромный ущерб стране, где за годы войны погибло около

миллиона афганцев.[12]

Всего в состав ОВК советских войск входили:

- управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий - 4,

- отдельных бригад - 5,

-отдельных полков - 4,

-полков боевой авиации - 4,

-вертолетных полков - 3,

-трубопроводная бригада - 1,

-бригада материального обеспечения - 1 и некоторые другие части и учреждения.

Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках,

находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тыс.

военнослужащих, из них:

-в соединениях и частях Советской Армии - 525,2 тыс. чел. (в том числе 62,9

тыс. офицеров),

-в пограничных и других подразделениях КГБ СССР - 90 тыс. чел,

-в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР - 5 тыс. чел.

Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот

период находилась 21 тыс. чел.

Ежегодная среднестатистическая численность войск Советской Армии составляла

80-104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. чел. гражданского персонала.

Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезни, погибли в результате

катастроф, происшествий и несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил

(вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 чел. При

этом:

-органы управления, соединения и части Советской Армии потеряли 14 427 чел,

-подразделения КГБ - 576 чел.,

-формирования МВД - 28 чел.,

-другие министерства и ведомства (Госкино, Гостелерадио,

Министерство строительства и др.) - 20 чел.

За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417

военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были

освобождены и вернулись на Родину 130 чел.

По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена и не

разысканных оставалось 287 чел.[13]

2. Афганистан после вывода советских войск

1989-1992г.

2.1 Сильные и слабые стороны

режима наджибуллы.

Вывод войск 15 февраля 1989 года не вызвал, как ожидалось, начала процесса

умиротворения в Афганистане, а, наоборот, побудил оппозицию к активизации

военных действий. Непосредственно за этим событием последовали крупнейшие

наступательные операции моджахедов под Джелалабадом, Хостом, Кандагаром,

Кабулом, Салангом. Однако, правительственные войска успешно отразили эти

наступления и в ряде районов перешли в котрнаступление, в результате чего

восстановили свое оперативное положение и смогли его удерживать еще три года.

Оппозиция была ослабленна, и в этом сыграли роль несколько факторов: во-

первых, с уходом подразделений советских оккупационных войск она была лишена

своей идеологической базы, побуждавшей афганцев к борьбе против завоевателей

и неверных; во-вторых, агрессивные тенденции Пакистана вызвали некоторые

патриотические настроения и оттолкнули часть повстанцев от борьбы с

правительством; в-третьих, СССР продолжал поставку оружия, хотя и в

сокращенном размере (что, между прочим, не противоречило Женевским

соглашениям и международному праву). С определенной степенью точности можно

говорить о том, что марксистский режим в Афганистане держался не только на

иностранных штыках, но и, по крайней мере, получил за время присутствия

контингента советских войск определенную опору внутри страны - на одном

только этом он не продержался бы три года.

Правительству НДПА в Кабуле были лояльны те социальные слои, которые так или

иначе, были вовлечены в интенсивные процессы модернизации. Это в первую

очередь имело отношение к аппарату государственного управления, армии,

системе безопасности, населению крупнейших городов страны. Аппарат

государственного управления в условиях специфики процессов модернизации,

проводимой НДПА при поддержке СССР, а также в связи с многолетней войной в

стране, стал своего рода доминирующей силой в афганском обществе. В этом

заключалась одновременно как сила, так и слабость сторонников светской

модернизации в Афганистане. Концентрированная мощь государственной системы

позволяла относительно успешно противостоять попыткам моджахедов вернуть

страну к исходному патриархальному состоянию. В то же время, внутренние

ресурсы Афганистана не позволяли поддерживать мощь государственной системы в

существовавшем на тот момент состоянии без поддержки со стороны СССР.

Соответственно, судьба процессов модернизации и связанных с ней слоев

афганского общества, равно как и судьба правительства Наджибуллы, зависели

исключительно от развития ситуации в Советском Союзе.

Организации афганских моджахедов были заметно менее организованы, нежели

афганская государственная система управления, созданная при поддержке СССР за

годы советского присутствия. Самостоятельно формирования моджахедов не могли

добиться успеха в борьбе против правительства Наджибуллы. Это наглядно

продемонстрировала неудача штурма отрядами Пешаварского альянса южного города

Джелалабада сразу после вывода советских войск в 1989 году. Штурм укрепленных

городов, которые в основном и контролировало правительство Наджибуллы,

полупартизанскими нерегулярными отрядами моджахедов не мог иметь успех без

наличия тяжелых вооружений и войсковой организации. Стабильность власти

режима Наджибуллы зависела от его способности поддерживать коммуникации между

контролируемыми правительством городами. Пока кабульское правительство имело

достаточно ресурсов, прежде всего не военных, а материальных, поступающих из

СССР, оно уверенно контролировало положение в стране. В этих условиях

ключевое положение для стабиль ности режима в Кабуле имели северные провинции

Афганистана, расположенные к северу от горного хребта Гиндукуш.

На Севере Афганистана проходила стратегически важная для снабжения остальной

страны дорога от города Хайратон на советско-афганской границе через город

Мазари-Шариф, перевал Саланг к столице страны Кабулу. Далее уже кабульское

правительство обеспечивало снабжение городов на юге и западе, Джелалабада,

Герата и Кандагара. Стабильность на Севере страны поддерживали

преимущественно национальные формирования.

Именно необходимость поддержания стабильности в этом стратегически важном

регионе страны вынудила правительство в Кабуле допустить возможность усиления

позиций национальных меньшинств. В первую очередь это касалось узбекской

общины, лидером которой был командир 53 “узбекской” дивизии правительственной

армии Афганистана генерал Дустум, а также общины афганских исмаилитов,

возглавляемой Надери.

Правительство в Кабуле, в котором доминировали представители пуштунской элиты,

пошло на это непопулярное среди этнических пуштунов решение ради сохранения

стабильности системы в целом. В результате выборов в апреле 1988 года в

Народную Джиргу (нижнюю палату Национального Совета - законодательного органа

Демократической Республики Афганистан) было избрано 184 депутата (из них 9.9 %

узбеков), а в Сенат - 115 (из них - 9% узбеков).

[14]

Уже в июне 1988 года на первой сессии вновь избранного Национального Совета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты