Шпора: История экономических учений

Рикардо подверг научной критике ошибки своего великого предшественника по

школе Адама Смита. Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо

сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу

политической экономии. Основные научные достижения был критически

переработаны и использованы Марксом в его экономическом учении.

В своих исследованиях Рикардо отдавал приоритет производству и тем самым

сохранял методологические достижения Кенэ и Смита. Источник стоимости и

доходов он искал в сфере производства, а в теории распределения дела попытку

охватить движение всей экономики и развить отчасти точку зрения, характерную

для физиократов. Рикардо стремился показать динамику производства и доходов

в целом. При этом он широко пользовался методом абстракции, давал анализ

капитализма в чистом виде. Идею «экономического человека» он развил более

последовательно, чем Смит, который иногда ссылался на «моральные моменты».

Рикардо был последовательным сторонником трудовой стоимости и подчеркивал,

что источником стоимость может быть только труд, затраченный на производство

данного товара. К догме Смита, к сложению стоимости из доходов и разложению

ее на доходы, он относился неоднозначно. Он также как и Смит, считал

возможным из стоимости товара исключить постоянный капитал и разложить его

на доходы.

Закон стоимости трактовался им как внеисторическое явление, характерно для

всех эпох и форма хозяйства. Рикардо не делал даже попыток, в отличие от

Смита, определить предпосылки возникновения тварного хозяйства. Оно

принималось как данное, всегда существующие.

56. Идеи буржуазной политэкономии в трудах декабристов.

В своей борьбе против крепостничества они решили опираться на просвещенное

дворянства, выбрав его в качестве основной силы революционной борьбы. От

крестьянства но отшатнулись не жалея появления бунтарей и стихийной силы.

Отсюда противоречивость и ограниченность их революционных мер, они хотели

уничтожить крепостничество и содержание, но сохранить дворянство и помещичье

землевладение принцип экономической свободы декабристы П.И Пестель,

Н.А.Бестужев, Н.И. Тургенев совершенно верно толковали как принцип

невмешательства государств в хозяйственную жизнь, закладывая в это понятие

глубокое политическое содержание: уничтожение крепостничества и произвольного

вмешательство власти в экономическую жизнь. Им присущи наивная вера в

капитализм, как идеальный стой, обеспечивающий всем благоденствие и счастье.

Наиболее полные экономические взгляды декабристов представлены в

произведениях Н.И.Тургенева «Опыт теории налогов» и П.И.Пестеля «Русская

правда». Тургенев показал, что феодализм держится на неравенстве и угнетении,

на сословном разделение общества, на нищете непосредственного производителя,

на «упадающем состоянии» самого государств и помещичьего хозяйства.

Необходимым фактором процветания нации Н.И.Тургенев считал свободу внутренней

и международной торговли, налоги должны распределяться равномерно по

доходам, время взимания и размеры налогов определены заранее. Он выступал

противником бумажно-денежного обращения. Он уже в то время предвидел, что на

смену веку бумажных денег придет век кредита,

Пестель «Русская правда» написана им как посрамное произведение декабристов.

Антикрепостническая программа Пестеля строилась на основе теории

«естественного права» - народ должен пребывать в таком гражданском состоянии,

при котором его каждый его представитель защищен правом и обладая личный

свободой , живет в безопасности и благоденствии как и право свободы, право

собственности он относил к прирожденным и неотчуждаемым правам . Пестель вы

ступил против имущественного ценза, против всяких политических ограничений,

связанных богатством одних и бедностью других. Частная собственность должна

охраняться, он считал ее священной и неприкосновенной.

Идеи декабристов.

Декабристы пытались выяснить условия и причины бедности анодных масс, сделали

попытку проанализировать положение наемного рабочего, называя его обычным

поденщиком, наемником или просто бедняком. Пестель подчеркивал, что бедняка

добывает пропитание только своим трудом, а богач живет доходами от

собственности и капиталов. Рабочий не может жить не трудясь, поэтому он

вынужден соглашать на те условия, которые предлагает капиталист. Эту

экономическую зависимость рабочего от капиталиста Пестель и считал причиной

социального зла. Существование крупной буржуазии Пестель читал не менее

опасным и вредным, чем наличие дворянства. Поэтому он полагал, что необходимо

создать препятствие для ее возникновения и развития.

Он выдвинул положение о необходимости обеспечить благоденствие всего народа.

Критиковал распространенное среди буржуазных экономистов мнение, будут бы

крупные состояния, сосредоточенные в немногих руках, являются признаком

народного богатства.

Важнейшим препятствием на пути к достижению всеобщего благоденствия Пестель

объявляет самодержавие и само существование дворянского сословия с его

экономическим и политическими привилегиями.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли Пестель

рассматривал как мнимую свободу. Такое освобождение, оп его мнению, не только

не устраняло наемных труд и экономическую зависимость крестьянина от

помещиков, но неизбежно предполагало и то же отвергалась. Пестель хотел,

чтобы люди могли всегда найти применение своему труду и работать не для

обогащения других, для собственного благо состояний. Единственный пут для

создания таких условий н видел в том, чтобы предоставить право каждому

пользоваться землей путем создания общественного фонда, из которого земля

должен выделяться в необходимо для каждой семьи количестве и только

бесплатно.

57. Трудовая теория стоимости Д.Рикардо.

Рикардо поддерживал трудовую теорию стоимости Смита, дела вывод, что «труд

является основой всякой стоимости». Он писал, что оценка труд «различных

качеств» скоро устанавливается на рынке с его квалификации и

продолжительности. Он подчеркивал, что «на стоимости товаров влияет не только

труд, применяемый непосредственно к ним. Н и труд, а затраченный на орудия,

инструменты и здания, способствующие этому труду». Потому экономия в

приложении труда, писал он, всегда понизит относительную стоимость товара,

независимо от того, касается ли он труда. Необходимо для изготовления самого

товара или же для образования капитала, с помощью которого товар

производятся. Рикардо утверждал, что «никакое изменение в заработной плате

рабочих не вызывал бы какие-либо изменения в относительной стоимости»

товаров, но предлагал учитывать, какая доля капитала тратиться на «содержание

труда» и средства производства. Однако нужно иметь в виду, считал Рикардо,

что стоимость «видоизменяется вследствие неодинаковой долговечности капитала

и неодинаково скорости, с которой он возвращается к предпринимателю».

58. Экономические идеи А.Н.Радищева.

Главной причиной отсталости экономического развития страны, по глубокому

убеждению Александр Николаевича Радищева было крепостное право. Его

антикрепостнические настроения, воплотившиеся во многих произведения, в

частности, в книге «Путешествие из Петербурга в Москву», привели его к

заточению в Петропавловскую крепость и ссылке в Илимский острог.

Большое место в его работах занимали вопросы земельной собственности.

Допуская сохранение помещичьей собственности на землю в ограниченных

размерах. Радищев считал необходимым условие свободу крестьян от крепостной

зависимости и наделение из землей.

Он считал необходимым увеличение собственного производства промышленных

товаров и рост из внутреннего потребления, повышение народного

благосостояния. Радищев не исключал развитие инфраструктур, но не в виде

преимуществ крупного производства, и исходя из реальных условий России и

отдавал предпочтение мелкому производству, крестьянским промыслам, основанным

наличном труде свободных предпринимателей.

Радищев выступал за проведение в жизнь системы покровительственных мер. Если

для внутренней торговли он рекомендовал свободное развитие то для внешней

считал оградительной, протекционистской политики со стороны государства.

Такая экономическая политик явилась для того времени наиболее реалистичной и

экономически обоснованной.

Под богатством он понимал совокупность потребительных стоимостей, а его

источником считал труд, занятый в производстве, прежде всего в земледелии.

Радищев различал «истинную» и «прибавочную» стоимость товара. Большой

интерес представляют взгляды Радищева по вопросам теории денег, денежного

обращения, кредита, налогов он рассматривал деньги как товар и приближается к

пониманию их роли в качестве всеобщего эквивалента. По его словам, деньги –

это знаки всякого богатства, мерило «всех вещей, в торгу обращающихся»,

особый товар, на который любой другой «товар менять можно». Фундаментальной

монетой он считал серебро и золото, бумажные деньги назвал «сократительной

монетой», рассматривал в качестве знаков, представляющих золотые или

серебряные деньги. Выделялись также медные деньги как «раздробильная монета».

Радищев подверг резкой критике существующую в Росси налоговую систему. Требуя

отмены подушной подати и установления подоходно-имущественного налога.

Высказывался за широкое развитие кредита, он обосновал идею его

производительного использования.

59. Антикрепостнические идеи в трудах

экономистов-мыслителей России и Украины конца XVIII - первой половины XIX вв.

Со 2 половины 18 век русская экономическая мысль развивалась вместе с

борьбой народа против крепостничества, устои которой все боле подрывались.

После петровских реформ в России стали быстро развиваться промышленность и

товарное производств, развивался внутренний рынок, товарные отношения.

Рента продуктами, натуральный оброк, заменялась денной рентой, денежным оброком.

Крепостные не были заинтересованы в труде.

Возникла необходимость ликвидации крепостного строя. Крестьянство было

главной революционной силой на всех этапах антикрепостнической борьбы . Его

первые организованные выступления проявились в восстаниях под руководством

Степана Радина, Емельяна Пугачева. Народные массы надеялись получить землю

от «хорошего царя», требования восставших народных масс в войне которую

возглавил Е.Пугачев нашил выражение в «Прелестных грамотах» здесь писалось,

что «злодеи – дворяне обратили всю Россию, себе в подданство, а Пугачев

решил нард от и злодейского тиранства. Освободить и учинить во всей России

вольность».

Манифесты призывали к уничтожению помещиков – «разорителей крестьян,

провозглашали право крестьянства на помещичье имущество, поскольку оно

создано было трудом крестьян.

А.И.Герцен и Н.П.Огарев отдали всю жизнь делу освобождения русского народа,

начав политическую борьбу как дворянские революционеры, они стали затем

выдающимися деятелями русской революционной демократии. «Крещенная

собственность», «К старому товарищу», «Разбор нового крестьянское уложение»,

«Настоящее ожидание» –Огарев .

В качестве исходного начала своих экономических идей Герцен и Огарев

выдвигали критику крепостничества. Они ясно высказали, что экономическая

суть крепостничества заключена не только в собственности помещиков на землю,

но и в личной зависимости крепостных от помещиков. В системе

внеэкономического принуждения.

60. Основные идеи и вклад Сисмонди и в развитие мировой экономической мысли.

Сисмонди был основателем мелкобуржуазного направления в экономической мысли.

В развитии социально-экономических отношениях он выделял два периода в работе

«О коммерческом богатстве» он добросовестно пропагандировал идеи Смита,

выступал за свободу конкуренции и свободную игру личных интересов.

В основном труде «Новые начала политической экономии» он уже резко осуждает

режим свободной конкуренции, он же жале красок для описания противоречий

капитализма, он противопоставлял фабричному производству фермерскому

хозяйству цеховой строй ремесленников и патриархальное крестьянское

хозяйство.

В «Новых начал политической экономии» Сисмонди дает новое по сравнению со

Смитом и Рикардо определение этой науки. «Материальное благосостояние людей –

составляет предмет политэкономии».

Деньги Сисмонди правильно трактовал как необходимый продукт развития товарно-

денежных отношений. Являясь продуктов труда, деньги, как и другие товары,

имеют свою внутреннюю стоимость. Исходят из этого положения, он далее пришел

к выводу о том, что «деньги являются общей мерой стоимости». Существенный

вклад Сисмонди внес разработку теории прибыли, которую он более четко

определял как доход капиталиста, представляющий собой вычет из продукта труд

рабочего. Он прямо говорил об ограблении рабочего при капитализме,

подчеркивал эксплуататорскую природу прибыли.

Главным в учении Сисмонди о доходах был то, что он решительно подчеркивал

эксплуататорскую природу доходов собственников средств производства,

противопоставляя трудовые доходы нетрудовым.

Теория воспроизводства и кризисов Сисмонди являет тем зеркалом, в котором

отражается все его экономическое учение о производстве и потреблении,

капитале и доходе, противоречиях капитализма и т.п.

61. Сравнительная характеристика классической школы

политэкономии и мелкобуржуазной.

В отличие от английских классиков буржуазной политэкономии, которые

рассматривали хозяйственные процессы как естественные, мелкобуржуазные

классики считают эти процессы направляемыми государством. Он и смешивают

политическую экономию с экономической политикой, объявляя задачей

политэкономии изучение того, как государств должно направлять и руководить

производством, обращение и распределением богатства.

Они определяют по новому предмет политэкономии, предметом политэкономии они

считают материальное благосостояние людей. Исходя из этого, они выступают

против метода Смита и Рикардо, упрекая их в том, что они абстрагируют

богатство от человека, в то время как цель богатства – удовлетворять

потребности. Из этого они делают вывод, что английские классики

абстрагировали производство от потребления.

Исходя из мелкобуржуазной трактовки капитализма, разрабатывается новое учение

о реализации и кризисах, рассматривая эти две проблемы вместе. Они объявляют

себя противниками теории воспроизводства Смита и Рикардо, но опровергнуть

теоретические позиции названных противников они не могут, ибо за исходный

пункт в вопросах воспроизводства взята антинаучная предпосылка – догма Смита.

62. Экономические идеи Прудона.

Как и Сисмонди он критиковал капитализм, стремясь улучшить подправить

последний, но во времена Прудона история уже выявила настоятельность

мелкобуржуазного социализма.

Для метода Прудона характерен идеализм. Реальные производственные отношения

Прудон объявлял воплощением «абсолютного разума», а экономические категории –

извечно существующими идеями, оторванными от производственных отношений.

По Прудону, диалектическое движение сводится к выделению хорошего и дурного.

а категория представляет собой механическое соединение хорошего и дурного.

Задача – сохранить хорошую сторону и устранить дурную. Он считал, что

устраняя отрицательные стороны разделения труда, собственности, стоимости

т.д., можно «улучшить» капиталистическое товарное хозяйство. Так, в

разделение труда нужно ликвидировать дурную сторону, которая ведет к росту

бедности, безработицы, а сохранить хорошую, которая способствует росту

богатства. В частной собственности ликвидировать сторону. Которая ведет ее

неравенству, и сохранить хорошую сторону, обеспечивающую свободу и

независимость, - это, по существу, чистое реформистская и реакционно-

утопическая идея «очищения» капитализма путем возврата к мелкотоварному

производству.

Абсурдность такой трактовки проявилась в теории стоимости Прудона. С одной

стороны он заявлял, что стоимость является вечного и абстрактной категорией.

Он претендовал на «открытие конституированной стоимости». Теория

«конституированной» стоимости является краеугольным камнем экономической

концепции Прудона. Стоимость он объявил носителем двух противоположных идей:

идеи потребительной стоимости и идеи меновой стоимости. Товар исключался как

объект исследования.

63. Экономические идеи А.И.Герцена и Н.П.Огарева.

Герцен и Николай Платоновичи Огарев оставили обширное литературно наследие,

внеся большой вклад в отечете стенную экономическую мысль. Центральное место

в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством.

Крепостное право явилось, по словам Герцена, «ошейникам рабства» на шее

народа, позором русского быта. Герцен и Огарев с возмущением разоблачали

алчность и паразитизм крепостников.

Критикуя крепостническую систему, Герцен и Огарев выдвинул и обосновали

требование ее уничтожения. Борьбе с крепостничеством они подчинили все свои

интересы, на это направили все усилия.

Существенные изменения претерпела аграрная программа Герцена и Огарева. В

дальнейшем, особенно после реформы 1861 г., аграрная программа Герцена и

Огарева включала требования полной ликвидации помещичьей собственности за

землю и передачи всей земли в собственность крестьян.

Герцен выстудил как основоположник теории «русского крестьянского

социализма». Ее разделял и Огарев. Их идеалом стал социализм.

64. Экономические идеи Н.Г.Чернышевского.

Особое место среди произведений экономистов XIX в.в. Росси занимают труды

Николая Гавриловича Чернышевского. Его научно творчество наиболее плодотворно

проткало в 50-е – начале 60-х годов 18 в., в период подъема общественного

движения в России.

Чернышевский являлся идеологом трудящихся , в первую очередь крепостного

крестьянства.

Экономические произведения Чернышевского содержали глубокие анализ и критику

крепостничества, обоснование экономической программы крестьянской революции,

критику капитализма и западной политэкономии. В них создавалась нова

экономическая теория – «политическая экономия трудящихся», развивалось и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты