Шпора: История экономических учений

хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

Одним из первых дошедших до нас политиков экономической мысли является

«Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает

внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата

управления, которое состоит между фараоном и населением. В сплоченности этого

слоя, автор видит залог успешного царствования.

Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий.

Основные течения общественной мысли. Др. Китая оформились в 4 – 3 веке до

н.э. Огромную роль в истории сыграли докапиталистического Китая сыграло

Конфуцианство. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом

страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись

в целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая.

Конфуций предложил программу тотального совершенствования человека. В 4 – 3

веке до н.э. у конфуцианских идеологов появилась оппоненты – пегисты. Пегизм

по-своему отражал новые тенденции хозяйственной развития Древнего Китая,

связанные с усилением экономической роли государства и формированием

императорско-бюрократической системы управления.

Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм.

Основоположник – Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию

приводит к управлению имущества. Социальная утопия даосов содержала элементы

реакционности. Она по-своему отражал проходит народных масс, когда достижение

цивилизации служили средствами их эксплуатации. Эти и многие другие идеи были

присущи экономической жизни Древнего Востока.

6. Особенности экономической мысли античного мира.

Особенности развития экономической мысли АМ можно проследить на примерах

развития таких государств, как Греция и Рим.

Экономическая политика этот периода ориентировалась на широкую эксплуатацию

рабов, развитие торговли и денежного хозяйства. В условиях кризиса

рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции

становиться более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное

хозяйство и на защиту аристократных форм государственного устройства. Эти

тенденции наиболее ярко проявлялись в экономической мысли Ксенофонта,

Платона, а также в меньшей степени в учении Аристотеля.

Ксенофонт рабство считал естественной формой эксплуатации, а рабов –

говорящими орудиями.

Однако он осознавал низкую производительность труда рабов и рекомендовал

рабовладельцам шире использовать материальные стимулы. Заслугой Ксенофонта

является то, что он , говоря о «ценности товара; рассматривал ценность как в

смысле потребителей стоимости , так и в смысле меновой. Он был первым, кто

поставил вопрос обо этих двух сторонах товара.

Интересные идеи были у Платона. Государство у него выступает как форма

разрешение противоречия между многообразием потребностей людей и

однообразием их способностей. Наиболее важной отрасли экономики Платон считал

зземледелиме, затем ремесло, а торговые объявлялись , вообще, занятием

непочитаемым.

Аристотель смог значительно больше других своих современников углубиться в

экономические проблемы. Он разработал проект идеального государства, в

котором он рассматривает и признает необходимость деление общества на

свободных и рабов. Экономика представляется им как важная и почетна

деятельность.

Говоря о древнем Риме можно сказать, что было государство, в котором

рабовладельческое производственные отношения были боле развиты, чем в Древнем

Греции территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к

порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходящих в

основном из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции.

Экономическая мысль Древне Рима решал в основном аграрные проблемы, прежде

всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства таким отражены

в трудах римских агрегатов Варрона и Колутелы.

Огромные вклад в развитие экономической мысли внесли такие идеологи, как

Гракхи, Цицерон, Сенека и др.

7. Экономическая мысль древнего Египта.

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической смыли является

«Поучение гераклеополь-ского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает

внимание на необходимость эффективного функциони-рования аппарата управления,

которые стоит между фараоном и населением. В сплоченности царствования.

Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо

заботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож,

чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем

доме, он владыка вещей и не нуждается. Награждай вельмож податными спискам,

жрецов – участками земли». Для добора людей в аппарат управления автор

советует приближать « к себе человека за дела его», не делая различия между

сыновьями из знати и простолюдинов. Это отражает еще не завершившийся процесс

класообразования в Древнем Египте.

Грамотность в Египте был монополией господствующих сословий. Чиновников

готовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновника

является «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьере

писца, автор описывает положение непосредственных производителей и заключает.

Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера».

Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и

ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера»

выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для

Ипусера – «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные

декларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины стали богатыми», «руководимые

стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими».

Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

Ипусер стремился прежнего всего к возрождению деспотически-бюрократического

механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по

мнению Ипусера, не должен было допускать междоусобий в стране, насилия,

экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все ложности,

наладит систему трудовых повинностей, посредством которой происходит

строитель-ство пирамид и устройство водохранилищ, укрепит боевую мощь страны.

8. Экономическая мысль Древней Вавилонии.

Наиболее известным ранним памятников древневосточной экономической мысли

является кодекс законов Вавилонии. Принятый царем Хамурапи. Этот период в

государстве Месопотамии, расположенной в междуречье Тигра и Ифрата возникал

реальная угроза сохранения его устоев. Быстрое развитие товароденежных

отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казны и

ослабление государственных структур и особенно армии.

Кодекс консолидировал общество и экономическую жизнь. Его законы были

направлены на то, чтобы сильный не притеснял слабого, в нем были закреплены

нормы жестко регламентируемых натурально-хозяйственных основ, так за

покушение на частную собственность, виновного могли обратить в рабство или

приговорить к смертной казни. Попытки увести чужого раба, который

приравнивался к имуществу сурово наказывали вплоть до сметной казни. Царские

войны и граждане по новым законам за невозвращение долга впредь не лишались

своих наделов, а отдавали в рабство членов семьи. По истечении 3-х лет, эти

члены освобождались, а долги аннулировались.

Масштабы расточительства были упорядочены так что предел денежной суммы не

должен был превышать 20%, а натуральной суммы – 33%. К числу памятников

экономической мысли Древнего Востока правомерно отнести разработки целостных

систем государственного регулирования натурального хозяйства в Древнем Китае

и Древней Индии.

9. Экономическая мысль Древнего Китая.

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он

является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях

обосновывается необходимость государственной защиты экономического

благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.

По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне

оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и

непотом-ственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа.

Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и

в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что

общество разделилось на сословия богом и природой.

Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству,

постигая естественные правила уважения к старшим.

Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать

при регламентированных нату-ральных отношениях.

Гуань-дзы

В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного

экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений,

заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не

рассматрива-лись как восхитительные богатства. Богатством признается

материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром,

служащим мерой исчисления ресурсов государства.

Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и

утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб

регулируются. Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомен-

дуют создавать государственные запасы хлеба, вести льгот-ные кредиты

земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.

В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые

производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым государство

путем более равномерного распределения национального богатства без поощрения

торговцев и ростовщиков.

Место в обществе богом избранных знатных четко опре-делено, а именно не будь

знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и

поэтому должны трудиться.

10. Экономическая мысль Древней Индии.

Древнеиндийская экономическая мысль 4-3 в.д.н.э. представлена трактатом

«Артхашстра», автор – Каутилья. В этом трактате выделена роль царя в

выработке и реализации правильной экономической политики. Рабство признается

естественным природным явлением для накопления богат-ства. Только для арийцев

должно быть рабства.

Автор трактата заявляется, то государственное богатство складывается из

результатов труда населения. Деятельность государства должно быть направлена

охрану оросительных сооружений, освоение источников руды, строительства

дорог, развитие промыслов, борьба с народными спекулян-тами.

Чтобы обосновать присвоение прибыли торговцами, Каутилья считает, что если

цена товара на рынке складывает-ся не только из издержек. То следует заранее

устанавливать долю прибыли торговой цене товара в размере 5% на мест-ные и

10% на иностранные товары.

Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государств. По

его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный

собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного

хозяйства. Причем подобный доходов государства складывается из собственной

«прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин.

Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства в на

развитие промышленности, и торговли, для проведения публичных работ. Чтобы

финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной

системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий

документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать

казнокрадство чиновников.

11. Экономическая мысль древней Греции.

Ксенофонт

Самыми известными представителями этого периода – философы. Платон,

Аристотель, Ксенофонт. Ксенофонт – автор трактата «Домострой», один из первых

в истории экономической мысли обращается к всестороннему изуче-нию проблеме

разделения труда в обществе. Не оспаривал старые разделения труд на

умственный и физический, от природы разделение людей на рабов и свободных. Он

углуб-ленно агломентировал новый по тем временам тезис о том, что наиболее

простая работа может выполняться более производительней, степень разделения

труда обусловлена размерами рынка.

В числе первых был Ксенофон в двух сторонах любого товара выражается его

полезные свойства: потребительная стоимость и меновая стоимость.

Будучи сторонником натурально-хозяйственных отноше-ний и противником

ростовщичества он признавал необходи-мость и полезность денег, указывал на

их функции средства обращения средства накопления.

Платон

Во многом похожи на суждения Ксенофона учения Платона. Оно направлено на

упрочение основ натурально-хозяйственных политики. Это учение нашло свое

место в 2-х его трактатах. У него был проект государственного устрой-ства, в

нем высоко оценивалась роль аристократии, как это сословие вместе с войнами

составляет аппарат управления государством и должно управлять всем обществом.

Не философы, не армия не должны быть обременены ни какой собственность. Их

материальным обеспечением должно было заниматься государство. Все

хозяйственные заботы возлагаются в проекте на третье сословие общества, куда

относятся земледельцы, купцы, ремесленники. Рабы же – это собственность и ни

к какому сословию не отнесены. В другом трактате «законы» Платон

рассматривает положения материально обеспечения граждан высших сословий. Они

должны находится на государственном довольствии. Все граждане могут получить

дом и земельный надел. Земельный надел выделяется лишь с представлением

правовладения, хотя и с возможностью последующей передачи одному из детей на

тех же условиях. Ценность общего имущества граж-дан не должна разниться

больше чем в 4 раза.

Оба проекта Платона одинаковы в том, что аппарат управления государством не

должен иметь золота и серебро и заниматься ростовщичеством. Важнейшей

отраслью эконо-мики он считал земледелие, ремесло и торговлю менее

престижными занятиями.

12.Эконмоическая мысль Древнего Рима.

В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную

точку приложения (сельское хозяйство).

Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего и Варрона.

В своем трактате «О земледелии» Катон обосновывает преимущества сельского

хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал

использование нерабского труда, но его идеалом было высокоинтенсивное

хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт

ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности.

Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда: он предлагал

применять метод «кнута и пряника».

Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей работе «О сельском

хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и

порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником

самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.

Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные

трибуны браться Тиберий и Гай Гракхи. В целях ограничения патрицианского

землевладения и решения аграрного вопроса Тиберий Гракх в 133 г до н.э.

предложил приинять закон, по которому римским гражданам разрешалось

арендовать не более 500 югеров государственной пахотной земли, причем одна

семья не могла занимать более 1000 югеров. Все излишки земли подлежали

возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров

условиях наследованного владения и уплаты небольшого налога. Определенные

надежды возлагались на наделение землей колонистов.

Луций Анней Сенека понимал политическую опасность рабства и призывал римлян

обращаться рабами более мягко, как с людьми, которые по природе равны

свободным.

12.Экономическая мысль Древнего Рима.

Экономическая мыль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в

Древнем Риме. Важнейшей проб-лемой древнеримской литературы оставалась

проблем рабства, его оправдания. Организации и методов ведения крупных

рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопроса выступали Катон

Старший, Варрон Колумелла.

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного

земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение»

Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского

рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное

хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась

торговля, призванная реализовать часть продукции приоб-ретать то, что не

могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона

занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам

эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал

содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально

эксплуатировать питание, одежда, жилище должны были соответствовать положению

говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального

ведения крупного рабовладельческого хозяйства.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I веке до н.э. продолжил

римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате «О сельском

хозяйстве».

В своем Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого

хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в

городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления

экономики.

13. Теория «совершенного государства» Платона.

Платон внес выдающийся вклад в историю политичной мысли. В области политики

его взгляды концентрировались научении о государстве, анализе форма

правления, последовательно сменяющих друг друга в силу внутренних

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты