противоречий и противоположных идеальному, совершенному государству.
Он считал, что государство обуславливают человеческие потребности, «когда
каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих.
Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать
сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает
у нас название государства».
Идеальным, совершенным государством руководят немногие, способные в силу
природных задатков или следствии воспитания, предварительной длительной
подготовки люди. Граждане разделены на специальные разряды, при гармоническом
сочетании которых они выполняют необходимые для общества виды работ. При этом
Платон считает основным принципом идеального государства справедливость,
которая вместе с мудростью. Мужеством, сдерживающей мерой составляет главные
доблести государства. Труд в таком государстве специализирован.
Идеальное государство портится в связи с появлением частной собственности,
превращением свободных граждан в рабов. В результате возникает тимократия –
власть, основанная на господстве честолюбцев, богатстве частных лиц, что
ведет к войнам и постоянным раздорам.
Наихудшей формой государственного устройства, противоположную демократии,
Платон считает тиранию. Тирания – власть одного над всеми.
14. Экономические воззрения Аристотеля.
Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира
является Аристотель. Он смог значительно больше своих современников углу-
биться в конкретный экономические проблемы. Свои произведения «Никамахова
этика» он разработал проект идеального государства, в которых он рассматривал
и приз-нает необходимость деления общества на свободных и рабов и разделение
труда на умственный и физический. Он пренеб-режительно относится к ремеслу и
считает, что ремеслами занимаются низко для людей.
Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторон их деятельности к
естественной сфере экономики и другую сторону к неестественной сфере –
хрематистике.
Экономика в рассуждении Аристотеля представлена важнейшей и почетной
деятельности, людей земледелия тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей.
Его цель удовлет-ворить насущные жизненные потребности человека и поэтому она
должна быть объектом государственного управ-ления.
Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние
посредством крупных тор-говых сделок и ростовщических операций, его цель
беспре-дельна так как главное в этой сфере обладание деньгами.
В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля,
как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя модель рабовладель-ческого
государственного устройства, он искусственно упро-щает важнейшие элементы
хозяйственной жизни.
К издержкам аристотелевской концепции следует отнести двойственную
характеристику обмена. В одном случае обмен расценивается как акт
удовлетворения потреб-ностей и позволяет трактовать потребительную стоимость
товара как категорию сфер экономики. А в другом случае обмен символизирует
акт наживы и дает основание меновую стоимость считать категорией
хрематистики.
С позиций этой концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие к крупной
торговле и ссудным операциям.
Такие формы торговли как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег
он относит к сфере хрема-тистики.
По словам Аристотеля ростовщичество полным основание м вызывает ненависть и
является противоприрод-ный, оно делает денежные знаки предметом
собственности, они утачивают то свое назначение, ради которого они были
созданы. Они возникли ради мировой взимали проценты денег ведет к росту
денег.
15. Экономические идеи Конфуция.
Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он
является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях
обосновывается необходимость государственной защиты экономического
благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.
По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне
оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и
непотом-ственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа.
Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и
в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что
общество разделилось на сословия богом и природой.
Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству,
постигая естественные правила уважения к старшим.
Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать
при регламентированных нату-ральных отношениях.
!!! 16. Что порицала и в пользу чего выступала экономическая мысль Древнего
Мира.
17. Общая характеристика и особенности экономической мысли эпохи Средневековья.
Экономические воззрения средневековья носит ярко выраженный богословский
характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи переполняет
схоластика.
В крупных восточных странах феодальный тип натурально-хозяйственных отношений
стал формироваться в 3-6 веках, а в западных странах – в 5-7 веках.
Этот период отличает усилением сословного характера и иерархической структуры
общества. Рост концентрации политической власти и экономического могущества у
светских и церковных доктрин.
Известная хозяйственная самостоятельность крестьянина в сравнении с
положением раба при рабовладельческом строе вызвала заинтересованность
крестьянина, вела повышению производительности его труда, развитию
производительных сил общества. В этом состояла историческая прогрессивность
феодализма по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным строем. В
тоже время данному способу было присуще крайне низкое и рутинное состояние
техники.
Экономические взгляды охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования
законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и
кончая усилением внимания к проблемам таварно-денежных отношений. При этом,
как правило, поддерживая развитие тварно-денежных отношений, кроме
ростовщических, идеологии того времени стремились сохранить феодальный строй.
18. Сравнительная характеристика экономической мысли и
Древнего Мира и Средневековья.
становление экономической мысли совпадает со становление человеческого
общества. Особенностью экономической мысли Древней Мысли была ее
недеференцированность от политико-правовой, религиозной идеологии
экономических трактатов найти практически невозможно. Это объясняется тем,
что господствующие классы – носители письменной культуры – лишь в небольшой
степени вмешивались в ход натурального производства. Их экономические
интересы заклались лишь в устойчивом поступлении прибавочного продукта.
Несмотря на незрелость свих положений, экономическая мысль древности
добилась ряда ценных теоретических результатов, вошедших в сокровищницу
экономической мысли человечества. Это произведения прежде всего Платона и
Аристотеля.
На смену рабовладельческому строю приходит феодальный способ производства,
основанный на частной феодальной собственности за землю.
Феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной
собственности класса феодалов и мелкого хозяйства непосредственных
производителей – крестьян. Известная хозяйствования самостоятельности
крестьян в сравнении с положением рабов при рабовладельческом строе, вызвала
заинтересованность крестьянина, вело к повышению производительность труда.
Этими отличились Древний Мир и Средневековье.
Экономические взгляды охватывали широкий круг проблем, начиная обоснования
законности владения феодальной земли, вечности деления классов и кончая
усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений.
19. Экономическая мысль эпохи раннего феодализма.
На смену рабовладельческому строю приходит феодальный способ производства,
основанный на частной феодальной собственности на землю и внеэкономическом
принуждении непосредственных производителей – крестьян.
Феодальное общество имело сословный характер, характеризовалось иерархической
структурой господствующего класса, широким развитие отношений корпоративного
типа.
В крупных странах Востока Феодальные отношения стали формировать в 3-4в н.э.
Происходит дальнейшее смягчение рабовладельческих отношений. Важной
предпосылкою процесса феодализма стали мероприятия государственной власти по
раздаче земель частное владение и пользование.
Однако при широком развитии разных форма условного частного земледелия
государство продолжало полностью распоряжаться относительно большим фондов
плодородных земель, собирая с них поземельные налоги. Это позволяло ему
постоянно вмешивать в развитие частных хозяйств, владельческий статус которых
было в основном не полным. Это и определило развитие в странах Востока
различных форм «государственного феодализма», рад основных элементов которого
был унаследован из древности. Ли Гоу написал трактат «План обогащения
государства, план усиления армии, план успокоении народа». Он рассматривал
«финансы государства» в качестве главного звена обогащении государства. Они –
основное средство для достижения идеального порядка, чтобы вести мизерны
подсчеты, доискиваться до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем
самым его недовольство, а в том, чтобы усилить основное и создать меру в
расходах и потреблении, с тем, чтобы в низах не испытывали нужды, в верхах
был бы достаток.
20. Особенности экономической мысли классического феодализма.
Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и
«Сума теологии
Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен
происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем
должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена
товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда,
затраченного на его производство».Справедливая цена, как считал Аквинат,
должна вырабатываться н только с вещью, что продается, а и с убытком,
которого мог бы потерпеть продавец от продажи. В током случае «позволено по
праву продавать вещ дороже, чем она стоит сама по себе, хоть она не должна
продаваться до роже, чем стоить ее качества».
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая
деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут
нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены
для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их
употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих
денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинат
соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск
потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов,
которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в
собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию
не только в вопросе торгового дохода, а и процента.
Никола Орем в своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании
и изменении денег» он высказывал мысль о том, что деньги представляют собой
инструмент, созданной людьми и для облегчения обмена товаров. Он пиал, что
благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих
естественных свойств стали выступать в роли денег. Т.р. Орему принадлежит
одна из первых попыток обоснования металлитической теории денег. Исходя из
своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты,
справедливо оказывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к
обесцениванию фиксированных доходов. Он подошел к пониманию существования
объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не
удалось.
21. Общая характеристика раннего утопического социализма.
В 16 – 17 вв, в период разложения феодализма и генезиса капитализма в
Западной Европе, появляются утопические проекты будущего коммунистического
общества, явившиеся важными вехами в развитии социалистической мысли. Эти
социальные утопи несли на себе отпечаток проектов государственного устройства
Платона, общественно-экономической социалистической мысли в позднее
средневековье явились разорение крестьянства, появление предпролеториата,
усиление революционной борьбы народных масс против феодалов, Реформация.
Томас Мюнцер выступал первоначально вместе с М.Лютер против засилья
католической церкви, но вскоре отошел от лтенанста и в годы Крестьянской
войны в Германии стал вождем плебейско-революцинного направления Реформации.
Он резко критиковал феодальный строй и объявлял господствующий класс
виновником всех зол и пороков в обществе. Угнетателей народа он называл
«сподвижниками дьявола» и призывал к их решению революционным путем.
Социальным идеалом было бесклассовое общество, основанное на принципах
полного равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации.
22. Сравнительная характеристика утопических идей Т.Мора и Т.Кампанелы.
Начало литературы утопического социализма было положено книгой «Утопия»,
опубликованной в 1516 г. английским писателем-гуманистом и государственным
деятелем Томасом Мором. Резко критикуя огораживания, которыми сопровождался
аграрный переворот в Англии, он с возмущением писал, что овцы «пожирают даже
людей, опустошают и разоряю поля, дома, города». Корнем всех общественных
неустройств, по мысли Т.Мора, являются частная собственность и деньги.
Основоположник утопического социализма подчеркивал, что «повсюду, где есть
частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь
будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».
Мор проповедовал грубоуровнительный коммунизм, не ставил проблему развития
производительных сил, читал основой будущего общества ремесленное и
сельскохозяйственное производство и не исключал существования рабства.
Основные идеи утопического социализма Т.Мора были восприняты видным
итальянским философом, монахом-доминиканцем Томасом Кампанеллой. Как и Т.Мор,
он осуждал частную собственность и праздную жизнь эксплуататоров. В книге
«Город Солнца» Т.Кампанелла описал коммунистическое устройство будущего
коммунистического общества на примере государства саляриев, будто бы
существовавшего на острове Тапробана. Гордо Солнца управляется
первосвященника, тремя соправителями и сменяемыми по воле на рода
должностными лицами. Солярии живут общиной, у них нет никакой частной
собственности и классов, распределение материальных благ является
уравнительным и безденежным, монета чеканится лишь для послов и разведчиков.
Кампанелла не предусматривал существование в будущем обществе рабов. Солярии
работают с использованием усовершенствованных средств производства, из чего
следует, что Кампанелла придавал большое значение прогрессу техники. Однако,
как и Мор, он видел условий и путем перехода к коммунизму и тех социальных
сил, которые смогли бы осуществить преобразование общества. Коммунизм
Кампанеллы был грубоуравнительным и содержал элемент примитивизма. В Городе
Солнца не находилось места для инициативы личности, поскольку последняя
полностью растворялась в общине.
23. Экономическая мысль феодальной России и Украины.
Общественная мысль России уходит своими корнями ив историю Киевской Руси. Ее
народы в 9 веке уже образовали феодальное государство. Хозяйство Киевской
Руси носило натуральный характер. Экономическая мыль еще на стала
самостоятельной ветвью идеологии, а был составной частью общественной мысли.
Об этом свидетельствуют договоры князей, грамоты. Летописи, «Русская правда»,
церковная литература и устное народное творчество их них летописи дают
наиболее полное представление б экономической жизни, быт и экономической
политике киевских князей – налоговой, торговой. Характер землевладения и
социального статуса населения. Выдающимся памятником является «Русская
правда». Она представляет собой свод юридических законов, касающихся
имущественных отношений и защиты прав собственности феодальной знати на
крепостных крестьян, на землю. На право взимать налоги, натуральные
повинности.
Важное значение в формировании феодальных отношений в Киевской Руси имело
христианство, введенное в период княжения Владимира.
Феодальная раздробленность ослабила мощь Русского государства. В 13 в.
русский народ оказался под игом татаро-монгольских завоевателей. Стране был
нанесен большой материальный и моральный ущерб. Это усилило тенденцию к
политической централизации. Центром объединения стало Московское княжеств при
княжении Ивана Калиты. Экономическая мысль период образования Русского
централизированного государств отражал процесс дальнейшего закрепощения
крестьян и стремление московских князей подчинить себе как можно больше
светских феодалов, монастыре и церковных уделов.
24. Экономическая мысль арабских стран эпохи феодализма.
Экономические идеи рабов в период возникновения раннефеодального государства
определенным образом отражал Коран, ранние списки которого относятся а концу
12 – началу 13 в. в проповедях Мухаммеда санкционируется божественное
происхождение социального и имущественного неравенства в обществе. «Аллах дал
преимущество одних людей перед другими, и они не вернут своей доли тем, кем
владела их десница, чтобы они оказались в этом равными». Основное требование
к верующим арабам – повиноваться «обладателям власти среди вас». Порицая
скупость и жадность, Мухаммед тем не менее утверждал принцип
неприкосновенности частной собственности и имущества, выступал против
расточительства. Разрешение торговли приписывалось Аллаху, Коран требовал
строгого создания мер и весов при торговых операциях.
24. Экономическая мысль арабских стран эпохи феодализма.
Экономические идеи арабов раннего феодального государства отражал Коран (7-8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13