Билеты: Билеты по истории для студентов

террористическую машину, и, несомненно, претендовал на высшую должность.

Против него был составлен заговор. Берию и его ближайших сторонников

арестовали, и как злейших "врагов Коммунистической партии и советского

народа" судили и расстреляли. Это было превентивной мерой, Берия стал

своеобразным громоотводом, ему приписали все грехи прошлого режима.

Устранение Берии способствовало росту роли партаппарата в руководстве страны,

теперь органы государственной безопасности были поставлены под партийный

контроль. Тоталитарный строй сохранялся, но прекращались массовые репрессии,

начался процесс реабилитации жертв сталинского террора, освобождение

политзаключенных. По некоторым источникам к моменту смерти Сталина в

концлагерях и ссылке находилось около 10 млн. человек. Постепенно от власти был

отстранен Маленков. Политическое руководство возглавил Н.С. Хрущев, избранный в

сентябре 1953 г. Первым Секретарем ЦК КПСС. Началась десятилетняя

хрущевская "оттепель" - процесс либерализации в политике, экономике,

идеологии, духовной сфере, внешней политике.

Поворотным пунктом в истории страны стал XX съезд партии (1956 г.). На

его закрытом заседании Н.С.Хрущев зачитал свой знаменитый "секретный" доклад, в

котором подверг резкой критике явление, названное "культом личности" Сталина

. Хрущев обвинил Сталина в нарушениях социалистической законности, истреблении

невинных людей, показал ею, как тирана и диктатора, далекого от народа,

развенчал миф о Сталине, как о "наследнике" и "гениальном продолжателе" дела

Ленина. Харизматический ореол вокруг Сталина стал медленно разрушаться,

началась политика десталинизапии.

Это было необычайно смелым шагом, проявлением большого гражданского мужества

Хрущевым. Но вскоре резкость доклада Хрущева была "скорректирована" в

постановлении ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий” (1956

г.), где подчеркивались заслуги Сталина в деле строительства социализма,

разгроме оппозиции, победе над фашизмом, послевоенном восстановлении

народного хозяйства.

Радикальная реформаторская деятельность Хрущева столкнулась с сопротивлением

консервативного крыла партии (Молотов, Маленков, Каганович), предпринявшего в

1957 г. попытку свергнуть Первого секретаря. Однако Хрущева поддержали

партаппарат, КГБ, армия. В результате дело обернулось против заговорщиков: их

осудили как "фракционную антипартийную группу", вывели из ЦК, освободили от

всех постов.

После этого Хрущев настоял, чтобы гроб с телом Сталина был вынесен из

Мавзолея и захоронен у Кремлевской стены (с 1961 г.). Вопрос о культе

личности посчитали закрытым, разоблачения прекращались, поскольку

утверждалось, что "партия сказала всю правду о злоупотреблениях сталинского

периода”.

Курс на демократизацию общественной жизни должен был найти свое адекватное

отражение и в экономике. Решено было начать с деревни. Вопрос о

развитии сельского хозяйства обсуждался на Пленуме ЦК КПСС в 1953г. Повышаются

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, уменьшаются объемы

обязательных поставок колхозов государству, списываются их долги, т.е. вводится

принцип материальной заинтересованности. Начинается освоение целинных и

залежных земель в Казахстане, Сибири.

Быстро развивалась промышленность, прежде всего тяжелая и военная, в том

числе атомная, авиационная, электронная, аэрокосмическая, результатом чего

был запуск первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957) и

космический полет первого человека - Ю. Гагарина (12 апреля 1961).

Повышалось благосостояние народа: в городах сократилась рабочая неделя,

выросли зарплата, пенсии, стипендии, был снижен пенсионный возраст, отменена

плата за обучение, увеличилось потребление основных продуктов питания,

товаров массового спроса, развернулось огромное (панельное и блочное)

жилищное строительство, прекратился выпуск Государственных займов. В деревне

увеличилась выплата на трудодни, были снижены налоги на приусадебные

хозяйства, введены паспорта, право свободного передвижения.

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране

партийно-государственное руководство посчитало возможным перенести

стратегическую задачу партии - построение коммунизма - в область

практической политики. Это нашло свое отражение и в формулировке главной

экономической задачи спешно придуманной семилетки (1959-19б5гг.), и в принятии

XXII съездом КПСС в 1961г. Программы построения коммунизма.

Однако экстрополяция темпов роста, достигнутых на подъеме второй половины 50-

х годов на десять-двадцать лет вперед оказалась ошибочной. С конца 50-х -

начала 60-х годов темпы экономического роста стали заметно падать. В

промышленности это выразилось в замедлении темпов роста производства, падении

фондоотдачи и производительности труда.

Хрущев предпринимает целый рад попыток разрешить экономические проблемы путем

организационно-хозяйственных перестроек.

В 1957 г. началась децентрализация руководства промышленностью и

строительством. Все министерства, кроме оборонных, были заменены новыми -

территориальными органами управления - Совнархозами (всего 105). Монополизм

отраслевых ведомств был ликвидирован, но его сменила региональная

ограниченность, постепенно нарушавшая естественные традиционные связи между

регионами. Новые структуры оказались замкнутыми и громоздкими.

В 1962г. было принято решение о разделении партийных организаций, партийных и

советских органов по производственному принципу. Очень скоро жизнь показала

сложность новых структур.

Серьезные трудности переживало сельское хозяйство. Выдвинутый руководством

страны лозунг "Догнать и перегнать Америку!" по производству продукции на

душу населения не изменил положения.

Трудности в решении проблем сельскохозяйственного производства не убывали:

росли цены на мясо и масло, происходили перебои со снабжением, пустели

прилавки магазинов. Начались митинги, демонстрации (события в Новочеркасске в

1962г).

Но Хрущев продолжал действовать методом "проб и ошибок", пытаясь вывести из

кризиса социалистическое хозяйство. Невзирая на различия в климатических

условиях, Хрущев рекомендовал сеять повсюду кукурузу, урожаи которой были

мизерными. Все это обернулось катастрофическим неурожаем. Во многих городах

начались перебои с хлебом. Правительство во избежание голода впервые в

истории России стало закупать зерно за границей, импорт которого стал потом

традиционным.

Экономические трудности вынуждали искать виноватых. Развернулась кампания по

борьбе с хищениями, взяточничеством, спекуляцией, тунеядством, незаконными

валютными операциями.

Внешнеполитическая деятельность Хрущева началась с попыток ослабить

международную напряженность: была прекращена война в Корее, восстановлены

отношения с Югославией, выведены войска из Австрии, восстановлены

дипломатические отношения с ФРГ, сокращена численность Советской Армии,

приподнялся "железный занавес", налаживались информационный обмен, сближение с

Западом.

Однако после XX съезда мировое коммунистическое движение переживает кризис:

происходят волнения в Польше, антисоветское восстание в Венгрии (1956),

названное "кровавой венгерской драмой", разрыв отношений с Китаем, Албанией.

Все это угрожало единству социалистической системы.

Вновь обострился берлинский вопрос, на границе Западного и Восточного Берлина

по инициативе СССР была сооружена железобетонная стена, ставшая символом

раскола Европы (1961 г.).

Усиливалось советско-американское противостояние, пиком которого стал

Карибский ("ракетный") кризис (октябрь 1962 г.).

Однако неудачи и ошибки Хрущева во внутренней и внешней политике все более

накапливались. Все это вызывало недовольство и раздражение правящей партийно-

советской бюрократии, разочарование и усталость других слоев населения.

Смирившись с необходимостью официального чествования и насаждения Хрущева в

связи с его 70-летием (апрель 1964 г.), политическая и военная элита вскоре

организовала против Хрущева "тихий", верхушечный заговор, и в октябре 1964 г.

на Пленуме ЦК избавилось от беспокойного лидера - заставили его уйти в

отставку на "законных" основаниях - в связи с преклонным возрастом и

ухудшением состояния здоровья.

Преобразования этого периода явились первой попыткой реформирования

советского общества. Но, проводившиеся по инициативе сверху, они были

непоследовательны и противоречивы, и не принесли ожидаемого эффекта,

поскольку представляли собой различные комбинации одних и тех же компонентов

действующего управленческого механизма.

Начавшаяся же десталинизация не означала ликвидации административно-командной

системы, поскольку общество в целом еще не было к этому готово. В результате

- созданный при Сталине тоталитарный режим лишь дал трещину, но продолжал

свое существование.

Билет 38

Кризис советской индустриальной системы (70-е - 80-е гг. XX века) (ж. 69).

Октябрьский Пленум ЦК (1964г.) знаменовал собой начало нового витка советской

истории. После Сталина и Хрущева правящая бюрократия не жаждала ни репрессий,

ни реорганизаций, но не стремилась и к демократизации социализма. Это и

обусловило политический консерватизм долгого, застойного периода правления

Брежнева.

Все хрущевские новшества были ликвидированы: территориальное управление

свернуто, совнархозы снова заменены министерствами, промышленные и сельские

райкомы объединены. Однако новое руководство страны вынуждено было искать

пути повышения темпов экономического развития. А эта задача не могла быть

решена без проведения экономических реформ. В 1965 г. началась экономическая

("косыгинская") реформа, предполагавшая расширение материального

стимулирования и самостоятельности государственных предприятий и колхозов.

Представлявшая собой набор разрозненных и противоречивых мер, реформа в конце

60-х гг. была "успешно" сведена на нет.

От пятилетки к пятилетке шло падение объемов производства, национального

дохода, производительности труда, валового общественного продукта, реальных

доходов и покупательной способности населения.

Сужение экстенсивных источников развития властно требовало перехода к новому

типу экономического развития. Однако провозглашенный курс на интенсификацию

производства остался лишь благим пожеланием.

Пытаясь затормозить ухудшение экономического положения руководство страны

широко использовало экспортную продажу сырьевых ресурсов - нефти и газа. На

вырученные "нефтедоллары" закупали на Западе оборудование, изделия и предметы

легкой промышленности, продовольствие.

С каждым годом увеличивалось отставание советской экономики от экономики

развитых стран, вступивших в стадию постиндустриального развития. В СССР

производительность труда в промышленности была в два раза, а в сельском

хозяйстве - в пять раз ниже, чем в США. Однако была одна приоритетная отрасль

- военно-промышленный комплекс (ВПК), так называемая "оборонка", позволившая

достичь военно-стратегического паритета с США по ракетно-ядерным вооружениям

(начало 70-х гг.).

Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство, но эффективность их

отдачи приближалась к нулю. Из постоянного донора деревня постепенно

превращалась в непосильное бремя для государства. Повседневным явлением,

яркими приметами эпохи были острый дефицит и длинные очереди.

Консерватизм брежневского режима обусловил прекращение критики культа

личности Сталина - возникла угроза реанимации сталинизма и реабилитации

Сталина.

В ответ на это возникает феномен инакомыслия, "неучастия во лжи" –

диссиденство - движение, означавшее увеличение пропасти между властью и

обществом, становившееся все более массовым и открытым. Это было правовое и

нравственное противостояние режиму.

Состоялись демонстрации правозащитников на Красной площади, протестовавших

против советской оккупации Чехословакии (1968 г.), вторжения в Афганистан

(1979 г.). Виднейшими фигурами диссидентского движения были Нобелевские

лауреаты: участник войны писатель Солженицын и физик, академик Сахаров.

Диссиденты настаивали на выполнении демократических положений Конституции, на

соблюдении "прав человека", разоблачали сталинский тоталитаризм, протестовали

против советского военного вмешательства во внутренние дела других

государств, гонки вооружений.

КГБ организовал против духовной оппозиции широкую систему репрессий:

увольнения с работы, отправка в тюрьму, вынужденная эмиграция, ссылка,

"карательная психиатрия". Диссидентское движение было подавлено.

На этом фоне процветала лишь самодовольная партийная элита - номенклатура,

партократия, сплотившаяся вокруг своего дряхлеющего Генсека. Своему окружению

Брежнев был очень удобен. Партноменклатуру очень устраивал не грозный

"хозяин", а безобидный и безликий "лидер". Главным делом и страстью Брежнева

стало не управление государством, а коллекционирование" наград и титулов.

Невооруженным глазом стало видно, что появляется и расцветает культ нового

вождя.

Во внешней политике Брежнев продолжил линию своего предшественника, но

более "целеустремленно". Стратегическая цель советского руководства -

установление мировой гегемонии - не изменилась. СССР помог победить коммунистам

Вьетнама в их многолетней войне за объединение и независимость (1966-1972);

силами ОВД в августе 1968 г. задушена была "пражская весна" - процесс

демократизации в Чехословакии; с помощью СССР руководство Польши ввело в стране

военное положение (1981 г.) и подавило оппозиционное движение "Солидарность".

Параллельно курсу на разрядку СССР всячески старался расширять свое

присутствие в "третьем мире", подрывая там влияние Запада.

Смертельный удар по им же провозглашенной политике "разрядки" СССР наносит в

декабре 1979, введя свои войска в Афганистан для защиты там просоветского

режима. Мировое общественное мнение резко осудило эту акцию. Обострилась,

усилилась конфронтация между СССР и Западом.

Многолетняя иллюзорная стабильность, благополучие 70-х - начала 80-х годов

имели по существу тупиковый, стагнационный характер, брежневщина оказала на

развитие советского общества негативное влияние: в экономике - развал и

застой, в политике – ложь, двуличие, коррупция, монополизм КПСС, в душах -

цинизм, отчаяние, социальная апатия.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС

был избран Андропов, ранее возглавлявший КГБ. Он признавал наличие многих

нерешенных проблем и необходимость перемен, но видел пути их осуществления, с

помощью жестких административных мер, и вряд ли смог бы провести радикальные

шаги по демократизации общества. Он скончался в феврале 1984 г.

Приход к власти старого и больного Черненко вызвал всеобщее уныние - трудно

было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. Это означало

возврат к брежневской партократической системе, дальнейшей пропаганде идей

"развитого социализма".

Однако в этот период происходит "дозревание" общественного сознания,

укрепление в нем понимания необходимости радикальных перемен.

Билет 39,40

Поиск новой концепции развития страны. Основные этапы перестройки. (ж. 73)

В стареющей правящей элите постепенно складывалась группа относительно

молодых руководителей, которая не только боролась за власть, но и готова была

к обновлению системы.

Начало ожидавшимся переменам было положено 11 марта 1985 г., когда

(после кончины Черненко) новым Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается самый

молодой (54 г.) член Политбюро - М.С. Горбачев.

Начало деятельности нового руководства связано с попыткой модернизировать

социализм, придать его облику "человеческое лицо", ликвидировать

катастрофическое отставание СССР в области новейших технологий.

В апреле 1985 г. провозглашается "курс на ускорение социально-экономического

развития СССР", ликвидацию предшествующих негативных явлений - "механизма

торможения", "застоя". И одновременно подтверждается "генеральная линия на

совершенствование общества развитого социализма". Эта идея находит отражение

и в новой редакции Программы КПСС (1986). Однако традиционная модель не

оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Экономика страны продолжала функционировать по старой схеме: активно

использовались методы приказа, нажима, корректировка планов.

Авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), подтолкнула к выводу о

необходимости более глубоких изменений ранее существовавших и казавшихся

незыблемыми порядков.

Не оправдавшая себя концепция "ускорения" была заменена в 1987г.

концепцией "перестройки", в основе которой лежала идея перевода жестко

централизованного планово-государственного хозяйства на рыночную

товарно-денежную основу (в рамках социализма). В 1987 г. на первый план

выдвигается задача "обновления идеологии", демократизации общественной жизни,

дальнейшего развития гласности. Предпринимается попытка сделать

достоянием людей информацию, которая раньше строго дозировалась или скрывалась

вообще; начинается вторая волна критики сталинизма; осуществляются

первые попытки "нового прочтения", осмысления и оценки своего исторического

прошлого.

Летом того же года была начата "радикальная" экономическая реформа,

целью которой являлся переход от административных к экономическим методам

руководства. Но механизм ее реализации был явно незавершен, поскольку не

затрагивал основ административно-командной системы в экономике.

В 1988 г. начинается реформа политической системы СССР, которая

предполагала соединение ''социалистических ценностей" с элементами буржуазного

либерализма, создание правового государства. В марте 1989 г. состоялись первые

в истории советской власти действительно свободные выборы народных

депутатов на альтернативной основе. На I съезде народных депутатов СССР

(июнь 1989 г.) развернулась яростная борьба между сторонниками различных

подходов к перспективам и вариантам развития страны. Председателем Верховного

Совета был избран Горбачев. В марте 1990 г., на III внеочередном съезде

народных депутатов СССР он же становится первым (и последним) Президентом

СССР - главой исполнительной власти.

Начинают появляться многочисленные партии, движения, объединения с весьма

широким идеологическим спектром - от анархизма до монархизма. Страна сделала

реальный шаг к многопартийности.

Попытки перестройки экономической и политической системы дали неожиданные

результаты. Экономическая реформа "пробуксовывала". Возникла ситуация,

когда демократизация и политическое реформирование стали как бы самоцелью.

Экономика же топталась на месте.

Руководство страны предложило отказаться от идеи блокового противостояния. Оно

выдвинуло принцип "нового политического мышления" - признание приоритета

общечеловеческих ценностей над любыми другими. Было подписано соглашение с США

об уничтожении ядерных ракет средней дальности и сокращении стратегических

наступательных вооружений; улучшены советско-китайские отношения, выведены

советские войска из Афганистана.

Демократические процессы в СССР, его отказ от применения силы в международных

отношениях привели к быстрому крушению "социалистических", просоветских

режимов в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, к

объединению Германии. Начался вывод советских войск из Восточной Европы.

В обмен на односторонние уступки администрация Горбачева рассчитывала на

помощь стран Запада. Однако Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу

его политические и экономические потери.

В конце 1989 г. и в 1990 г. реформирование экономической системы принимает

более широкие масштабы. Это дало толчок созданию в стране первых частных

фирм, банков, бирж, АО, стали появляться и свои отечественные предприниматели

- "средний класс", "новые русские".

На рубеже 1990-91 гг. в стране сложилась противоречивая, нестабильная

обстановка: центр во главе с Горбачевым продолжал курс постепенного,

эволюционного пути демократизации: либерал-демократы все более активно

выступали за радикальные реформы общества, считали Горбачева слишком

умеренным; одновременно нарастала опасность "справа", со стороны

консервативных сил.

Вопрос о сохранении обновляющегося СССР был положительно решен на Всесоюзном

референдуме 17 марта 1991 г. (- 76% проголосовали за его сохранение). Поэтому в

апреле 1991 г. Президент СССР Горбачев и руководители 9-ти республик

договорились в Ново-Огареве о необходимости разработки нового Союзного

Договора. Проект его был составлен и подписание намечалось на 20 августа.

Он предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с

ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской

власти.

Однако консервативные силы были напуганы перспективой потери власти, и решили

осуществить нечто вроде "бархатной контрреволюции". С этой целью они

изолируют Президента Горбачева на его крымской даче в Форосе, объявляют

больным, и в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. создают ГКЧП во

главе с вице-президентом Янаевым и представителями силовых структур, требуя от

Горбачева сложения его полномочий. Рано утром 19 августа в Москву стягивается

военная техника, перекрываются въезды и выезды из столипы, захватываются

телевидение и радио.

Сопротивление путчистам возглавил первый Президент РСФСР Б.Н.Ельцин,

избранный на эту должность всенародным голосованием еще 12 июня 1991 г.

Ельцин издал несколько указов против ГКЧП, квалифицировав его действия как

преступление и государственный переворот.

Нерешительность и раскол в войсках, растерянность путчистов, не ожидавших

такого сопротивления, поддержка Ельцина большинством правительств стран мира

- все это обусловило быстрое поражение ГКЧП, арест заговорщиков, освобождение

Горбачева.

В декабре 1991 г. политические лидеры "славянских республик" - России,

Белоруссии и Украины, собравшись в Беловежской Пуще (под Минском),

заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 г., констатировали, что "

Советский Союз более не существует", и провозгласили образование СНГ

.

В создавшихся условиях Горбачеву пришлось объявить о сложении им своих

полномочий Президента СССР в связи с отсутствием самого государства (25

декабря 1991 г.), а 26 декабря Верховный Совет официально признал роспуск

СССР.

Итак, попытка радикально изменить советское общество с помощью перестройки

привела к развалу СССР, глубочайшему затяжному кризису, краху

партийно-государственного монополизма и плановой регулируемой экономики,

крушению социалистического идеала, всеобщему разброду и шатанию, взрыву хаоса,

социальных и национальных конфликтов.

Билет 40

Современная посткоммунистическая Россия. Трудности переходного периода.

Законной правопреемницей распавшейся громадной страны становится Российская

Федерация. Ее руководство приняло решение о невозможности структурных реформ

при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимости

реформационных изменений. С начала 1992 г. Правительство во главе с

Гайдаром начинает решительно осуществлять радикальную программу рыночных

реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию

государственной собственности, акционирование производства, а в итоге -

формирование новой системы собственности. Политика Гайдара преследовала

цель стабилизации финансового положения, уменьшения дефицита государственного

бюджета, открытия России дороги в международные финансовые и экономические

организации, как условие экономического подъема.

Однако правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения,

урезать социальные программы. Непопулярные жесткие экономические меры вызвали

снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряженность в

различных слоях российского общества, протест против "шоковой терапии".

В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостряются

противоречия между законодательной и исполнительной властями.

Разногласия возникли и в высшем российском руководстве.

Летом 1992 г. правительство прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к

резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических

преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более усиливали

противостояние двух ветвей власти. Был найден компромисс - новым главой

правительства стал Черномырдин, попытка в начале 1993 г. сместить

Президента через процедуру импичмента не прошла. Прошедший в апреле 1993 г

. всероссийский референдум показал, что около 60% участвовавших в нем

граждан, одобряют политику Президента и Правительства, одновременно доверяют и

Съезду народных депутатов. В стране фактически установилось двоевластие.

Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распущенный

Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить

его от должности, избрав и.о. Президента вице-президента Руцкого. Безусловно,

наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта. К

осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического

кризиса.

Оппозиция предпринимает 3-4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить

свержение законной власти. Сосредоточившись в "Белом доме", оппозиционеры

осуществляют захват мэрии, пытаются взять Останкинский телецентр. Верные

Президенту правительственные войска штурмуют "Белый дом", арестовывают

засевших там депутатов. Политическая авантюра противников радикальных

преобразований стоила жизни 150 человек. Принятая 12 дек. 1993г. новая

Конституции означала переход к президентской республике. Двухпалатный

парламент (Федеральное собрание) получил весьма ограниченные права.

Неудачи второй "октябрьской революции" не завершили политической "смуты". Это

показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г,

Государственную Думу в декабре 1995 г., выборы президента летом 1996 г.,

которые продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает

колебаться между коммунистическими и либерально-демократической идеями.

Свидетельством нестабильности является очередной политический кризис весной

1998г., в ходе которого последовала отставка В.Черномырдина и трудная процедура

утверждения нового главы Правительства С.Кириенко Государственной

Думой; затем отставка С.Кириенко летом 1998г. и еше более трудный поиск

компромисса между всеми ветвями власти.

Затянувшийся переходный период связан с тем, что к началу 90-х гг. наше

Отечество столкнулось с рядом таких исторических проблем, которые

одновременно не приходилось решать ни одной стране мира: переход от

унитарного государства к сообществу национальных государств; переход от

системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства к рыночной

экономике, основанной на частной собственности; переход от однопартийной

тоталитарной системы к демократическому обществу, основанному на свободных

выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты