система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения,
ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим
метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от
военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Таким образом
благодаря неоколониалистской политике бывшие метрополии сохраняют сильные
рычаги воздействия на освободившиеся страны: технико-экономические,
финансовые, торговые, военно-политические.
Не меньшее, а может быть большее значение для судьбы и благосостояния бывших
колоний и других государств, развившихся по восточному типу цивилизации имеют
внутренние преобразования, модернизацию всех сфер их жизнедеятельности. Эта
модернизация направлена на достижение четырех основных целей; 1) ускорение
развития; 2) индустриализацию; 3) освоение культуры западного типа; 4)
сохранение собственной культурной традиции, своей культурной идентичности.
Историки выделяют три наиболее часто встречающихся типа модернизации. Первый тип
— это внедрение в полном объеме и приспособление элементов западной
цивилизации к собственным условиям. Речь идет о полномасштабном переходе
на систему рыночных отношений, создание развитых институтов демократии и
правового государства. Наиболее яркими примерами осуществления этого варианта
модернизации называют Японию и Индию. Следуя курсом модернизации, эти страны
добились впечатляющих успехов. Наибольших результатов добилась Япония, выйдя
на второе место в мире по валовому национальному продукту. Не случайна
публицисты в 80-90-х гг. заговорили о «японском чуде».
Японский и индийский опыт свидетельствует, что их успех обусловлен тем, что
перенос элементов западного типа цивилизации осуществлялся в этих странах не
механически. Они умело приспосабливались к особенностям восточных обществ. В
частности, в Японии была сохранена значительная роль общинных отношений. В
результате японский капитал приобрел коллективистский, корпоративный
характер. Японская компания — это корпоративная община, где рабочий,
служащий, управленец и акционер руководствуются не только своими личными
интересами, но прежде всего интересами фирмы. В политической сфере
существенную роль играет клановое начало. Политические партии более жестко
организованы, в них господствует строгая партийная дисциплина.
Второй тип связан с преимущественным внедрением
организационно-технологических элементов индустриального общества при
сохранении важнейших элементов восточной системы общественных отношений.
Наиболее ярким примером такого типа модернизации являются Саудовская Аравия,
Кувейт, Объединенные арабские эмираты. Экономической основой для осуществления
модернизации в этих странах послужил резкий скачок цен на нефть, произошедший
вследствие Арабо-Израильской войны 1973 года. В нефтедобывающие страны
Персидского залива хлынул поток нефтедолларов. За счет этих средств была
создана современная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность,
развита транспортная инфраструктура, построены университеты, библиотеки, школы,
больницы. Однако неизменными остались ценности арабо-исламской цивилизации,
включая монархическую форму правления и исламское судопроизводство, шариат как
основа регулирования общественных и личных отношений.
Третий тип характеризуется стремлением освоить
организационно-технологические структуры индустриального общества при
отрицании экономических и политических механизмом западного типа цивилизации:
рынка, демократии, правового государства. При таком варианте создается
индустриальная база, научный потенциал, слой квалифицированных специалистов.
Однако политическая система остается классического восточного типа. В этой
системе процветает культ личности вождя, засилие бюрократии, ограничение прав
и свобод человека, жесткий общественный контроль над поведением индивидов.
Третий вариант является самым распространенным вариантом модернизации, по
которому пошли большинство азиатских и африканских стран. В политологической
литературе этот вариант назывался социалистическим и некапиталистическим
путями развития. Социалистический путь реализовали Китай эпохи Мао Цзэдуна и
Северная Корея. Некапиталистический путь — Ливия, Сирия, Ирак, Гана и др.
Однако, как показывает опыт этот вариант не решает насущных проблем стран.
Рынок необходимо требует демократии. В некоторых странах из этой группы в
80-90-х годах началась демократизация общественной жизни. Таким образом
существование различных типов цивилизации показывает, что этот процесс
сталкивается со значительными трудностями, но вместе с тем, он все же идет.
Поэтому можно утверждать, что постепенно человечество переходит на новый
более высокий уровень цивилизационного развития.
Билет 29
Первая русская революция как результат издержек догоняющеймодернизации.
Итоги, уроки и значение революции 1905 – 1907 гг. (ж.31).
Политика консервативного охранительства, проводимая в конце XIX столетия
Александром III, тормозила процесс модернизации. От Николая II (1894-1917
гг.) ждали возобновления линии 60-х годов, проведения необходимых стране
реформ "сверху". Однако новый российский царь не имел четкою представления о
путях дальнейшего развития страны. Убежденный сторонник неограниченной
самодержавной власти, сохранения помещичьего землевладения, Николай II
продолжил политический курс отца. Полумеры и палиативные решения, принимаемые
в начале его царствования, не снимали внутриполитической напряженности,
глубины которой правящий режим не осознавал.
Во внешней политике царского правительства, центром которой с середины 90-х
годов XIX в. на ближайшие 10 лет стал Дальний Восток. Недооценив силы Японии,
царское правительство решило покончить с "политикой уступок" и занять жесткую
позицию, что сделало войну Японии с Россией неотвратимой. Война обернулась
для самодержавия поражением и оказалась могучим ускорителем революции.
Причины революции:
1. Издержки догоняющей модернизации;
2. совмещенность противоречий, порожденных сохранением пережитков
крепостничества в экономике и политическом строе страны с противоречиями,
порожденными индустриальной эпохой
3. великодержавная русификаторская политика в национальных районах;
4. разительный контраст в уровне жизни "верхов" и "низов" общества
обусловили глубинный общенациональный кризис, остроту которого лишь усилили
военные неудачи. Назревал социальный взрыв.
Революция в России началась 9 января 1905 г. расстрелом мирного шествия
рабочих, идущих с петицией к Зимнему дворцу ("Кровавое воскресенье").
Революция в России имела общую с западноевропейскими революциями ХУШ-Х1Х вв.
буржуазно-демократическую направленность. Развернувшаяся революция
представляла собой широкое демократическое движение, попытку народа снизу
разрешить накопившиеся противоречия; для нее характерно переплетение трех
основных революционных сил - рабочего движения, крестьянской аграрной
революции и национально-освободительного движения; острота классовых
антагонизмов, степень зрелости российского пролетариата были выше, чем в
странах Западной Европы накануне их первых буржуазных революций.
В фокусе требований находились перемены политического характера, решение
агарного, рабочего, национального вопросов. Стержневой осью революционного
движения стала забастовочная активность рабочего класса. Требования рабочих о
введении политических свобод, созыве Учредительного собрания отражали
демократические интересы всего народа. Революционные выступления побудили
самодержавие пойти на формальное ограничение своей власти путем созыва
совещательной Думы (6 августа 1905г. был опубликован Манифест о выборах в
Думу, названную по имени министра внутренних дел "булыгинской").
Однако радикализировавшееся общество не удовлетворилось "уступкой" властей.
Во второй половине сентября выступлением московских рабочих начался новый
подъем стачечной борьбы, вылившийся в грандиозную октябрьскую политическую
стачку. 17 октября 1905г. был подписан Манифест, предусматривающий введение
гражданских свобод, расширение круга избирателей в Думу за счет тех групп
населения, которые были лишены избирательных прав по булыгинскому
закону; предоставление Думе законодательных прав. Октябрьская стачка
переросла в вооруженное восстание, которое вслед за Москвой прокатилось по
ряду городов страны. После поражения декабрьского вооруженного восстания
революция вступила в полосу спада. Революция шла к концу. 3 июня 1907г.
(роспуск II Государственной думы и изменение закона о выборах в пользу
помещиков и крупной буржуазии) считается окончанием революции. Таким образом,
в продолжавшейся 2.5 года революции выделяется 3 этапа: подъема, кульминации,
спада.
В период революции в России образовались три политических направления:
К консервативно-охранительному направлению относились монархические,
черносотенные организации, требовавшие беспощадного подавления революции.
Монархисты воспевали патриархальную старину, противопоставляли ее наступающему
капитализму и системе западных ценностей, блокировали любые попытки проведения
реформ. Общим для организаций этого направления была поддержка уваровской
формулы "православие, самодержавие, народность!".
Революция ускорила организационное оформление либеральных сил. Среди
ряда партий либерального направления основными стали оформившиеся: на правом
фланге "Союз 17 октября" (октябристы) и на левом -
конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты).
Исходной посылкой в программах октябристов и кадетов была идея постепенного
реформирования старой государственной власти и эволюционного развития
общества. Октябристы представляли себе будущее государственное
устройство в виде наследственной конституционной монархии с представительным
органом. Политическим идеалом кадетов была конституционная монархия с
полноправным парламентом, правовое государство, способное обеспечить развитие
страны по западному пуги. В программах обеих либеральных партий большое
внимание уделялось проведению экономических реформ, решению социальных
вопросов.
Интересы революционно-демократических сил представляли партии
социалистической ориентации. Эсеры полагали, что начавшаяся революция
происходит в интересах трудового народа и является "социальной", переходной
между буржуазной и социалистической. Главную цель революции они видели в
подрыве основ буржуазного строя путем "социализации" земли. Залогом успеха
революции эсеры считали союз крестьянства. Однако в партии эсеров не было
единства. Идейные и теоретические разногласия привели партию к расколу.
Наличие двух фракций в РСДРП предопределило появление двух точек зрения на
развитие революции.
Свою задачу большевики видели в форсировании революции; в
подготовке вооруженного восстания и массового террора против властей; в
установлении революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства
в случае ее успеха. Перспективы революции большевики связывали с перерастанием
буржуазно-демократической революции в социалистическую. При этом теоретики
большевизма не задумывались о цене революционного опыта.
Меньшевизм был в большей мере ориентирован на общность революционного
процесса в России и в Европе, на образцы западной демократии. При сохранении
ряда кардинальных установок революционного марксизма меньшевики тем не менее
тяготели к поиску менее радикальных путей общественного развития, негативно
относились к болылевисткому максимализму и абсолютизации насилия.
В период первой российской революции возникли новые формы организации общества:
Советов рабочих депутатов, бравших на себя руководство революционными
действиями. Возникшая в форме советов демократия была близка и понятна народу,
в ее основе лежали традиционные для России принципы общинной демократии.
С 1905г. начинается история российского парламентаризма. I Государственная
дума, начавшая работу в апреле 1906г., продемонстрировала зрелость
оппозиционной мысли (Выразителем "левых" умонастроений стали депутаты от партии
кадетов). Требования создания кабинета министров, ответственного перед Думой;
расширения законодательных прав Думы; политической амнистии; радикальною
решения аграрного вопроса путем отчуждения за выкуп части помещичьей земли
привели к конфликту с правительством и царем и роспуску Думы; последовавшему 8
июля 1906г. (В тот же день на пост Председателя Совета министров был назначен
П.А. Столыпин). Попытка создать более сговорчивую Думу успехом не увенчалась.
II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907г., оказалась более "левой" по составу, чем
первая; политические группировки в ней определились гораздо резче. Требование
предсгавятелей левого блока об отмене столыпинских законов, принятых в период с
8 июля 1906г. по 20 февраля 1907г., свидетельстовало о невозможности
сотрудничества правительства и Думы, что в конечном итоге и предопределило ее
роспуск,
Революция 1905-1907 гг. вызвала глубокие изменения в политической и
интеллектуальной жизни страны; заставила царский режим внести коррективы в
ход модернизации. Изменился государственный строй страны. Сделала шаг по пути
к правовому государству. Реальностью стала многопартийность. Правительство
вынуждено было принять ряд мер, направленных на повышение жизненного уровня
рабочих и крестьян. Началось осуществление столыпинской аграрной реформы.
Революция сыграла важную роль в социокультурной модернизации России.
Однако изменения 1905-1907 гг. явились результатом не заранее рассчитанной
государственной деятельности, а вызванных революцией уступок. Царизм пошел на
обновление во имя сохранения империи и старых порядков.
Билет 30
Объективная необходимость модернизации аграрного сектора России в начале XX
века. Цель и сущность аграрной реформы П.А. Столыпина.(ж.35)
Третьеиюньский государственный переворот 1907г. (Манифест о роспуске II Думы и
новый избирательный закон) ознаменовал вступление России в новый период
развития, который отличался как от пореформенной эпохи, так и от времени
революции 1905-1907гг. и получил название третьеиюньской монархии.
Новый политический курс правящих кругов связан с именем П.А. Столыпина,
подготовившего Третьеиюньский государственный переворот и создавшего
третьеиюньскую политическую систему (в 1906г. он был назначен сначала министром
внутренних дел, а затем и председателем Совета министров с сохранением
министерского портфеля).
П.А. Столыпин был консерватором, стремившимся защитить монархию и права
дворянства. Однако он был и реформатором, ибо понимал, что для борьбы с
революционным движением необходимы не только репрессивные меры, но и реформы
по обновлению старого строя. Не покушаясь на интересы помещиков, он пытался
расширить социальную базу государственного строя за счет буржуазии и
зажиточного крестьянства. С этой целью и была сформирована третьеиюньская
политическая система.
До переворота избирательный закон делал ставку на крестьянство. Правящий
режим рассчитывал, что консервативное крестьянство изберет правую Думу,
поддерживающую царя, и нейтрализует либералов и революционеров. Однако и I, и
II Думы оказались левыми по составу, а трудовики - представители крестьян -
требовали в Думе конфискации помещичьих земель в пользу крестьянства.
Недовольное такой постановкой аграрного вопроса в Думе самодержавие
распустило сначала I, а затем и II Думу. Новый избирательный закон коренным
образом перераспределил квоты выборщиков в пользу помещиков и буржуазии за
счет крестьян, рабочих, народов национальных окраин.
Благодаря новой избирательной системе, в III Государственной Думе (1907-
1912гг.) было создано 2 большинства: правооктябристское и октябристко-
кадетское. Первое большинство выполняло охранительную роль, голосуя за
проекты реакционного характера. Второе осуществляло либеральные
реформы, выработанные Столыпиным. Октябристский "центр", таким образом,
поддерживал премьера и выполнял волю правительства. Это был запланированный
результат. Благодаря ему, Столыпин лавировал между теряющим свои позиции
дворянством и растущей буржуазией. Такая политика лавирования получила
название бонапартизма.
Создав послушную Думу, правительство мало с ней считалось. Столыпин активно
пользовался 87 статьей Основных законов, по которой император мог провести
любой закон своим указом без одобрения Думы и Государственного совета. В
результате важнейшие вопросы правительство решало без согласия
законодательных органов.
Характеризуя третьеиюньскую политическую систему в целом, следует иметь в
виду, что она могла успешно функционировать лишь в условиях социальной
стабильности. Между тем с 1910г. в стране начался революционный подъем.
Правые были недовольны излишним реформаторством Столыпина и тем, что он не
смог предотвратить усиление революционного движения. В 1911-1914гг. шел
процесс разложения третьеиюньской политической системы, которая фактически
прекратила свое существование во время первой мировой войны, когда в IV
Государственной Думе (1912-1917гг.) сформировалось одно большинство -
"Прогрессивный блок" (лето 1915г.), потребовавший от царя создать
правительство "общественного доверия".
В принципе Столыпин предполагал осуществить целый ряд реформ: аграрную,
местного самоуправления, судебную, просвещения, по рабочему вопросу. Однако
большую часть реформ осуществить не удалось из-за сопротивления дворянско-
монархического лагеря. Главной реформой Столыпина стала аграрная реформа.
Реформа выразилась в серии законодательных актов, главным из которых был Указ
от 9 ноября 1906 года. В соответствии с ним крестьяне получили право выйти из
общины и закрепить свой индивидуальный надел в частную собственность в виде
отруба (предоставление полевого надела в одном месте в пределах села) или
хутора (обособленной усадьбы с хозяйственными постройками и земельным
участком). Реформа также включала активную деятельность крестьянского банка,
который служил посредником между помещиками, желающими продать свои земли, и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8