Билеты: Билеты по истории для студентов

были намерены реализовать большевики.

Весной 1918г. большевики определили общую стратегическую линию в области

советской государственности: "... Диктатура над слоями буржуазии должна быть

также диктатурой над теми слоями пролетариата и крестьянства, которые

действуют не в интересах государства". В результате в политической системе

произошло снижение роли Советов за счет расширения аппарата, появление

военных и чрезвычайных органов, неконтролировавшихся местной властью, а также

проявилась тенденция сращивания исполнительной власти с партийными органами.

Принятая в июле 1918г. Конституция РСФСР объективно создавала предпосылки для

совершенствования государственного строительства. Однако развернувшаяся

гражданская война, правовой нигилизм широких масс и самих большевиков,

которые ставили революционную целесообразность выше закона, резко

снижали роль конституционного регулирования.

Помимо создания пролетарской государственности большевики после прихода к

власти стали проводить в стране социально-экономические преобразования, в

первую очередь, буржуазно-демократические. Были уничтожены сословные

привилегии и ограничения, отделены церковь от государства и школа от церкви,

женщина получила равные права с мужчиной, были сформированы основные

принципы Советской власти в национальном вопросе (равноправие наций, право на

самоопределение и пр.).

С конца 1917г. радикально-демократические преобразования начинают уступать

место "красногвардейской атаке на капитал", которая выразилась в переходе от

рабочего контроля к ускоренной национализации банков, железных дорог, водного

транспорта, промышленных предприятий. Поставленная на II съезде Советов

задача введения рабочего контроля за производством и распределением продуктов

начала реализовываться в ноябре 1917г., когда ВЦИК принял "Положение о

рабочем контроле". Подразумевалось, что предприниматели и технический

персонал будут управлять предприятиями под контролем специальных органов

рабочих.

На практике же склонность рабочих вмешиваться в управление предприятиями,

которая проявилась еще с Февральской революции 1917г., вылилась в "стихийную"

национализацию. Фабзавкомы брали власть на предприятиях в свои руки, а

местные советы и совнархозы (государственные органы территориального

управления промышленностью) просто выпускали декреты о национализации,

санкционировавшие действия рабочих. ВСНХ, СНК проводили "карательную"

национализацию за отказ подчиниться рабочему контролю, из-за финансового

краха и локаутов.

Ускоренная национализация способствовала не улучшению, а ухудшению

производства, снижению производительности труда. Рабочее самоуправление не

смогло остановить падение производства, начавшееся в ходе первой мировой

войны, и обнаружило свою некомпетентность в управлении производственными

процессами. К весне 1918г. социально-экономическое положение страны резко

ухудшилось. Это обстоятельство, а также заключение в марте 1918г.

унизительного, грабительского Брестского мира, с помощью которого Россия

вышла из первой мировой войны, выдвинули на первый план вопрос о недостатке в

России материальных и культурных предпосылок для социализма. При отсутствии

мировой революции этот недостаток можно было восполнить с помощью

госкапитализма. Поэтому В.И. Ленин счел необходимым приостановить

форсированное продвижение к социализму - "красногвардейскую атаку на

капитал".

Приостановка "красногвардейской атаки на капитал" в городе сопровождалась

наступлением на деревню. Весной 1918 г. в стране разразился продовольственный

кризис. Чрезвычайная ситуация, а также верность марксистской доктрине

(бестоварный социализм) способствовали тому, что в мае 1918 г. большевики

ввели продовольственную диктатуру. Крестьяне были обязаны сверх установленных

минимальных норм сдавать государству по твердым (т.е. низким) ценам все

излишки хлеба. Для изъятия хлеба Наркомпрод получал чрезвычайные полномочия и

специальную продовольственную армию.

Таким образом, проводя первые политические и социально-экономические

преобразования, большевики руководствовались марксистской доктриной, и в то

же время, исходя из конкретных исторических условий, корректировали модель

нового общества. В конечном итоге двойственный характер мероприятий Советской

власти выразился в политике "военного коммунизма".

Политика "военного коммунизма"

Таким образом, осенью 1918 г. большевики приступили к созданию

милитаризованной системы управления страной - системы военного

"тоталитаризма". Милитаризация общества в полной мере проявилась в политике

"военного коммунизма", которая осуществлялась с 1918 г. по весну 1921 г.

"Военный коммунизм" включал в себя следующие меры: продразверстка, введенная

в январе 1919 г., представлявшая собой развитие принципа продовольственной

диктатуры и распространившаяся не только на зерно, но и почти на все виды

сельскохозяйственной продукции; ускоренная национализация крупной, средней,

мелкой промышленности и транспорта; ликвидация товарно-денежных отношений и

переход к прямому товарообмену, регулируемому государством; создание

уравнительной системы распределения; введение всеобщей трудовой повинности и

трудовых мобилизации как основной формы привлечения к труду.

Политика "военного коммунизма" - это государственное регулирование

экономики в условиях войны. Аналогичные меры использовали во время первой

мировой войны воюющие страны. Однако большевики рассматривали "военный

коммунизм" не только как вынужденные, чрезвычайные меры, но и как

непосредственный переход к коммунистическим общественным отношениям, как

продолжение "красногвардейской атаки на капитал".

Главной причиной победы большевиков стало то, что они сумели создать такую

систему организации общественной жизни, которая более или менее навела

порядок, поставила действия органов власти в рамки законности и в конечном

счете получила поддержку большей части населения страны - крестьянства.

Благодаря системе военного "тоталитаризма", большевики сумели создать

боеспособную красную армию и обеспечить прочность собственного тыла.

Билет 33

Россия НЭПовская.(ж.51)

Первая мировая и гражданская войны обескровили и разорили Россию. Погибло

более 25 миллионов человек. Объем промышленного производства составил в 1920

г. всего лишь 12% от уровня 1913 г. Продукция сельского хозяйства уменьшилась

почти вдвое. Большевистское руководство продолжало политику "военного

коммунизма" уже в мирных условиях. Однако продолжение этой политики не только

усиливало экономическую разруху, но и предопределяло глубочайшую

напряженность внутриполитической обстановки.

Режим "военного коммунизма" в мирных условиях пришел в вопиющее противоречие

с интересами крестьянства, которое от экономических форм протеста (сокращение

посевных площадей) переходило к вооруженным формам борьбы. Вооруженное

сопротивление крестьян тамбовской губернии, начатое летом 1920 г.

("антоновщина"), послужило катализатором массового крестьянского протеста.

Крестьянские формирования действовали на Украине, Урале, в Сибири, Поволжье.

Не менее сложным было положение в городе. Хозяйственная разруха, остановка

предприятий сопровождались "аграризацией" (уход в деревню), процессом

деклассирования значительных отрядов пролетариата. На закрытие заводов,

сокращение хлебной нормы, угрозу голода рабочие отвечали демонстрациями, а

затем и забастовками. Антибольшевистские выступления в городах, вооруженная

борьба крестьянства не могли не повлиять на настроения в армии. 1 марта 1921

г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого военные моряки выдвинули

лозунги "Власть Советам, а не партиям!", "Советы без коммунистов!". Налицо

был глубокий общественно-политический кризис. Угроза потери власти заставила

руководство страны отказаться от идеи продвижения вперед в рамках военно-

коммунистической модели и осуществить поворот в политике.

Х съезд РКП(6) (март 1921 г.) принял решение о замене продразверстки

продовольственным налогом. Был сделан первый шаг к новой экономической

политике, (в дальнейшем в целях восстановления и развития сельского хозяйства

был снят запрет на аренду земли и наем рабочей силы на селе). Правительство

вынуждено было допустить свободную торговлю и раскрепостить товарно-денежные

отношения. Допуск торговли и денежного обращения повлек за собой ряд мер по

стабилизации и укреплению финансовой системы. Государство сохранило в своих

руках наиболее крупные и технические оборудованные предприятия, оставив их в

непосредственном подчинении ВСНХ и сведя в тресты, деятельность которых отныне

строилась на хозрасчетных принципах, самофинансировании и самоокупаемости.

Остальные предприятия (главным образом легкой, пищевой и, частично, добывающей

промышленности) сдавались в аренду кооперативам, товариществам и другим

объединениям. Допускалась концессия, т.е. договора с частными

предпринимателями, в том числе с иностранными фирмами, на эксплуатацию

промышленных предприятий, допускались смешанные общества.

Таким образом, начавшись с замены продразверстки продналогом система

экономических мер нового курса расширялась. Концепция продвижения к

социализму экономическими методами (через государственный капитализм)

породила острые споры в большевистском руководстве по вопросу

жизнеспособности политики. Однако Ленин был убежден в возможности разрешения

этого противоречия путем установления строжайшего государственного контроля

за средствами, их разумной дозировки. Такой замысел требовал укрепления

политическою режима. Отдельные шаги по смягчению политического устройства

перекрывались шагами противоположного характера, усилением борьбы против

инакомыслия, пресечением попыток "либеральной" трактовки НЭПа.

Правящая партия не была монолитной в своем отношении к НЭПу. Многие рядовые

члены партии восприняли новый курс как измену идеалам Октябрьской революции.

Таким образом, новая экономическая политика с первых минут существования

встретила серьезное противодействие.

Вопрос о развитии страны на путях НЭПа вызывает острые споры среди историков.

Одни из них идеализируют и НЭП, и степень успехов, достигнутой страной в

результате его осуществления. Другие (среди них есть и "рыночники" и

"антирыночники") концентрирую внимание на критике НЭПа, на анализе его

"кризисов", которые, по их мнению, вследствие неразрешимости привели эту

политику к свертыванию.

За четыре года экономические показатели приблизились к показателям 1913 г., с

помощью внутренних источников накопления страна смогла перейти к расширенному

воспроизводству, приступить к ускоренному развитию промышленности, накормить

население, провести успешную финансовую реформу и обеспечить развитие

товарно-денежных отношений. Упрочивалось и внешнеполитическое положение

Советского Союза. Введение в оборот червонца, имевшего твердое золотое

обеспечение, заметно увеличило внешнеторговый оборот. В 1925 г. Советский

Союз торговал почти со всеми крупными странами Запада и Востока и мог ставить

перед своими торговыми партнерами вопрос о кредитах для покупки промышленного

оборудования.

Однако тот факт, что к середине 20-х годов промышленность и сельское

хозяйство приблизились к уровню 1913 г., не смог скрыть целого ряда

экономических и социальных проблем, ставящих под угрозу будущее новой

экономической политики. По уровню развития промышленности страна значительно

отставала от большинства развитых западных государств, по-прежнему оставалась

преимущественно аграрной. К началу 1926 г. перед промышленностью встала

значительно более сложная задача, чем в восстановительный период. Однако НЭП

в том виде, как он осуществлялся, не обеспечивал необходимых накоплений для

дальнейшего индустриального развития.

Не менее сложным было положение и в сельском хозяйстве. Восстановление

посевных площадей и валового объема сельскохозяйственной продукции до уровня

1913 г. сопровождалось сокращением товарности крестьянских хозяйств. Падение

товарности крестьянских хозяйств вело к сокращению экспорта

сельскохозяйственной продукции и импорта промышленного оборудования, в

котором так остро нуждалась страна, приступившая к решению задач

модернизации. Таким образом, НЭП не избавил страну от проблем, масштабы

которых возрастали.

В середине 20-х годов в стране происходит ряд "кризисов". Кризис сбыта

промышленности 1923 г., связанный с расхождением цен на промышленные и

сельскохозяйственные товары. Кризис в области торговли в 1924 г., вызванный

преждевременным наступлением на частный капитал, расстроил рыночный оборот.

Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг. ("хлебная стачка").

Внеэкономические чрезвычайные меры выхода из него разрушили каналы рыночных

связей обмена между промышленностью и сельским хозяйством, что и означало

ломку новой экономической политики. Возрождение командно-административных

методов управления повлекло за собой ликвидацию НЭПа.

Таким образом, нэповская линия в развитии страны была прервана, на смену ей

шла стратегия формированного развития, шел сталинский тоталитаризм. Была ли

альтернатива таком варианту развития? Одни историки считают, что альтернативы

не было; другие утверждают, что трансформация НЭПа в рыночную модель была

вполне возможна. Однако условием такой трансформации мог быть только

пересмотр всей концепции новой экономической политики, отказ от представления

о НЭПе как временном отступлении к капитализму и признание его магистральным

путем развития страны и движения к социализму. Пересмотр концепции НЭПа

требовал изменения представлений о социализме, о степени его совместимости с

рыночными отношениями.

Билет 34

Стратегия форсированного развития (форсированный вариант модернизации). Итоги

и цена форсированного рывка 30-х годов.

Серьезные трудности, с которыми в конце 20-х годов столкнулась страна,

привели Сталина и его окружение к выводу, что неэквивалентный обмен и рынок

несовместимы, что НЭП исчерпал себя и нужны новые решения, выходящие за рамки

нэповской системы. На вооружение берется программа форсированного развития

(форсированный вариант модернизации), в основе которой лежат выбор одного

приоритетного направления в развитии экономики (тяжелой индустрии) и

концентрапия всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путем

максимального напряжения всей хозяйственной системы. Усиленная перекачка

средств из сельскохозяйственного сектора в индустриальный становится, в

представлении сталинского руководства, не только оправданной, но и

необходимой. Механизм же перекачки видится в крупных хозяйствах - колхозах и

совхозах, которые одновременно решат и проблему снабжения страны хлебом. Эта

концепция строится на признании обострения классовой борьбы по мере

продвижения к социализму, на признании возможности использования

административного насилия как главного средства решения противоречий

общественного развития.

Концентрация всех усилий страны на создании тяжелой индустрии сулила, по

мнению правящего руководства, возможность в короткий срок создать мощный

индустриальный потенциал (индустриальное общество). Он должен был обеспечить

реорганизацию всех отраслей экономики, преобразование социальной структуры

общества, быта людей, что и обеспечило бы построение социализма, прорыв к

более высокому уровню цивилизации.

Отказ от НЭПа, смена стратегии развития практически означали возврат к старой

военно-коммунистической модели построения социализма, модели, для которой

характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества-

использование административно-командных рычагов управления. государственное

принуждение.

Выбрав индустриальный сектор в качестве приоритетного направления народного

хозяйства и сосредоточив все усилия страны на его развитии, сталинское

руководство без должного экономического обоснования начало осуществлять

политику "подхлестывания" страны. В результате: начали значительно повышаться

важнейшие плановые показатели уже принятого первого пятилетнего плана

развития народного хозяйства (1928/29-1932/33 гг.); годовые планы приобретали

ярко выраженный форсированный характер; перед трудящимися выдвигалась задача

любой пеной перекрывать и так уже чрезмерно завышенные плановые задания:

центральное место в прессе заняли призывы досрочного выполнения заданий

пятилетки. Для реализации политики форсированного развития любой ценой

складывался и соответствующий хозяйственный механизм, опирающийся не на

экономические, а на административно-приказные методы хозяйствования.

Усилилось централизованное планирование, ужесточился контроль за выполнением

заданий, была резко ограничена сфера действия товарно-денежных отношений,

жестко осуществлялось распределение ресурсов и продукции, предприятия

практически лишались всякой самостоятельности. Ориентация уже на

апробированные методы стимулирования трудовых усилий с упором на массовое

соревнование, ударничество, внедрение передового опыта, насаждение новых

починов оказалось недостаточным. Форсированная индустриализация

осуществлялась в основном путем штурмовщины, администрирования, ужесточения

трудового законодательства, использования принудительного труда. Однако

попытки достичь предельно высоких темпов оборачивались дезорганизацией

производства. Убедившись в том, что возможности стратегии форсированного

развития далеко не безграничны, а эффективность администрирования далеко не

универсальна, руководство страны вынуждено было несколько уменьшить гонку за

темном в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)

Форсированная индустриализация сопровождалась усилением темпов

коллективизации. В соответствии с провозглашенным летом 1929 г. курсом на

сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств целых округов, руководством

страны принимаются решения: о полном завершении коллективизации в зерновых

районах страны не позднее весны 1932 г.; об осуществлении политики ликвидации

кулачества как класса в этих районах. Эти решения ориентировали местные

власти на безудержное развязывание насилия над крестьянами. В результате -

принудительное объединение в колхозы, конфискация средств производства у

зажиточных крестьян, трагедия миллионов раскулаченных, оказавшихся в тюрьмах,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты