Курсовая: Государство и церковь

органы зачастую со ссылкой на измененную ст. 4 Конституции РСФСР. По их

мнению, если гарантированная ранее конституцией «свобода религиозной

пропаганды» включала в себя признание за ними подобного рода деятельности, то

«свобода исповеданий» ее уже не допускала. К приме­ру, административный отдел

НКВД Крымской АССР, ставя вопрос о запрещении религиозных съездов, прямо

писал, что «статья 4 Конституции имеет в виду уничтожение религии», а

«свободу исповеданий» нужно рас­сматривать лишь как «терпимость» к культовой

дея­тельности, ограниченной церковным зданием.

НКВД поддерживал подобные настроения, и в своих инструкциях местным органам

НКВД и советским работникам указывал на необходимость активизации работы на

«религиозном фронте». В циркуляре председа­телям исполкомов Советов всех

ступеней (16.11.1929г.) отмечалось:

«При намечающейся активизации религиозных объединений, за­частую

сращивающихся с контрреволюционными элементами и ис­пользующими в этих целях

свое влияние на известные прослойки трудящихся, надзору за деятельностью этих

объединений должно быть уделено серьезное внимание. Между тем в адморганах

это дело находится часто в руках технических сотрудников, недоста­точно

ориентирующихся в тех важнейших политических задачах, ко­торые преследуются

этой работой. В результате адморганы допус­кают положение, при котором

религиозные объединения в своей деятельности выходят за пределы,

установленные для них законом, предъявляя тенденцию участвовать в

общественной жизни, иногда прикрывая нарушение закона «желанием содействовать

мероприя­тиям советской власти». Каждая ошибка, допущенная адморганами в этом

вопросе, широко используется церквами для усиления своего влияния на массы и

подрыва авторитета советской власти».

Так заканчивался 1929 год, похоронивший идею де­мократизации и

усовершенствования законодательства о культах.

Начавшийся 1930 год характеризовался продолже­нием «натиска» на религию и

церковь. На местах пар­тийные и советские работники, стремясь ускорить

про­цесс «изживания религии», прибегали повсеместно к не­законным

административным мерам: закрывали церк­ви, изымали культовое и иное

имущество, арестовыва­ли служителей культа и не допускали их на «свою»

территорию, снимали колокола и изымали у верующих иконы из домов, запугивая

введением специального на­логи на них.

Комиссия не могла долго «игнорировать» требова­ния местных партийных и

советских органов, которым даже закон 1929 г, показался недостаточно жестким.

Под давлением сложившихся обстоятельств она на за­седании 6 февраля 1930 г.

принимает решение: «При­знать, что в связи с развертыванием кампании по

за­крытию молитвенных зданий закон об отделении церкви от государства от 8

апреля 1929 г. подлежит пере­смотру в сторону упрощения процесса закрытия и

уве­личения радиуса прихода». Тогда же право окончатель­ного решения вопроса

о закрытии культовых зданий бы­ло передано краевым и областным Советам, что,

ко­нечно, развязывало «местную инициативу» и вместе с тем в значительной

степени ограничивало возможности Комиссии по контролю за соблюдением законов,

пре­вращало ее в «регистратора» и «свидетеля» процесса «изживания

религиозности».

Еще одним откликом на «злобу дня» стало поста­новление ЦИКа и СНК СССР «О

борьбе с контррево­люционными элементами в руководящих органах рели­гиозных

объединений» (11.02.30 г.), принятое, как ут­верждалось в документе, в «целях

борьбы с попытками враждебных элементов использовать религиозные объединения

для ведения контрреволюционной работы» Правительствам союзных республик было

предложено при регистрации органов церковного управления исключать из них

«кулаков, лишенцев и иных враждебных советской власти лиц» и отказывать в

регистрации тем религиозным объединениям, где не соблюдено данное условие.

К весне 1930 г. ситуация в «религиозном вопросе» была критической. Уже нельзя

было «не замечать», что коллективизации повсеместно сопутствовало

«раскула­чивание» служителей культа, неправомерное закрытие церквей и

молитвенных домов. На духовенство и наиболее активных верующих обрушились

судебные и вне­судебные расправы. Это вызвало в ряде районов страны волну

недовольства и возмущения и верующих и неверующих. Как отмечалось в

информациях работников НКВД с мест, нередко они носили «характер массовых

выступлений», в которых принимали участие «середня­ки, бедняки, женщины,

демобилизованные красноармейцы и даже представители сельских властей».

О нарастании в обществе настроений в поддержку и защиту попираемых религии и

церкви НКВД сооб­щал в высшие государственно-партийные инстанции:

«Поступившие от административных управлений краев и обла­стей сведения о

подъеме антирелигиозного настроения, связанные с сообщением о чрезвычайно

быстром темпе коллективизации сель­ского хозяйства, прекратились одновременно

с прекращением пре­увеличенных сведений о все ускоряющемся темпе устремления

ши­роких середняцких масс в колхозы, под очевидным влиянием начавшейся

ликвидации перегибов. Если осенью 1929 г, и прошлой зимой сводки пестрели

донесениями об огромном количестве постановле­ний общих собраний граждан о

ликвидации религиозных обществ, закрытии зданий культа, запрещении

колокольного звона, то с фев­раля—марта текущего года мы имеем совершенно

обратное поло­жение- донесения из ряда мест говорят об отливе середняков из

колхозов, сопровождающемся серьезным движением за открытие церквей,

возвращение снятых колоколов, освобождение высланных служителей культа. Если

до этого в административные отделы по­ступило большое количество ходатайств

об оформлении закрытия церквей, то теперь усилилось поступление заявлений с

просьбой об открытии церквей, о разрешении религиозных шествий и т. п.».

Из всего этого становится понятным, почему в из­вестном постановлении ЦК

ВКП(б) «О борьбе с иск­ривлениями партийной линии в колхозном движении»

(14.03.30 г.) содержится требование «решительно пре­кратить практику закрытия

церквей в административ­ном порядке». Не остался в стороне и ВЦИК,

напра­вивший в адрес местных органов власти секретный циркуляр с осуждением

административных перегибов. Сколь ни широко была распространена практика

административного давления на религиозные организа­ции, все же нельзя не

видеть, что и тогда, в чрезвычай­но сложных обстоятельствах, в партии и

государствен­ном аппарате были силы, выступавшие против дефор­мации

ленинского учения о социализме, делались по­пытки привлечь внимание

руководства партий и стра­ны к неблагополучной обстановке в государственно-

церковных отношениях, к ошибкам антирелигиозного дви­жения. И роль Комиссии

здесь была очень заметна, После того как в 1930 г. были упразднены союзные,

республиканские (в том числе и автономные) Наркома­ты внутренних дел,

Комиссия оставалась единственным государственным органом, на который

возлагалась «обязанность общего руководства и наблюдения за правильным

проведением в жизнь политики партии и правительства в области применения

законов о куль­тах на всей территории РСФСР». Аналогичные Комис­сии

образовывались при Президиумах ЦИКов АССР, краевых и областных -исполкомов,

горсоветов, а при необходимости — районных исполкомов. Как правило, их

возглавлял один из членов Президиума, а в состав входили представители

прокуратуры, органов просвещения и отделов народного образования, других

заинтересованных ведомств и организаций. В практической деятельности

центральная и местные комиссии по вопросам культов руководствовались

инструкцией «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах», в

которой были определены их права и обязанности. В частности, им

предоставлялось право давать разъяснения советским и иным органам по

«религиозным вопросам», рассматривать жалобы верующих и вести общий учет

религиозных объединений и одновременно требовать от них предоставления

статистических, финансово-хозяйственных и иных необходимых сведений, отменять

постановления местных и центральных органов власти и заслушивать их на

Комиссии по вопросам культов. Ведомства и организации республики к тому же

обязывались предварительно согласовывать с Комиссиями все планируемые

мероприятия, так или иначе связанные с деятельностью религиозных объединений,

а постановления и требования Комиссий были обязательны для них. Но, как мы

уже показали выше, реализовывать свои права и обязанности Комиссии

приходилось в очень сложных обстоятельствах, сталкиваясь с противодействием и

в центре и на местах, да и просто с игнорированием со стороны партийно-

советского аппарата. И все же Комиссия боролась. Можно в подтверждение этого

охарактеризовать некоторые из направлений ее деятельности.

Соприкасаясь с реальной религиозной обстановкой в стране, анализируя

информацию с мест о практике проведения в жизнь положений и норм

постановления «О религиозных объединениях», Комиссия оперативно информировала

центр о выявляемых нарушениях, вносила предложения по урегулированию

конфликтных ситуаций. Так было, когда в районах «сплошной коллекти­визации» в

отношении служителей культа применялись такие противозаконные меры, как

«раскулачивание», выселение с места жительства, посылка на лесозаготовки и

другие трудовые повинности, чрезмерное налогообложение. Комиссия настояла на

принятии специаль­ного циркуляра в адрес местных советских органов, в котором

осуждалась подобная практика и предписывалось не принимать «вопреки законам

никаких мер, специально направленных против служителей культа, и чтобы не

допускалось действий, связанных с оскорблением чувств верующих».

И действительно, на какое-то время процесс закры­тия церквей и молитвенных

зданий несколько приостановился. Комиссия отменяла несправедливые решения.

Только в Московской области к июню 1930 г. верующим было возвращено 545

культовых зданий, так было и в ряде городов: Вятке, Чите, Ленинграде,

Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, Свердловске и т. д. Нередко Комиссия

обязывала местные власти привлекать к уголовной или административной

ответственности должностных лиц, нарушивших закон.

Комиссия, как никакой другой орган, могла опера­тивно оценить, какие из

принимаемых законов, инст­рукций и циркуляров, регулирующих сферу

деятельности религиозных организаций и духовенства, требуют срочной

корректировки или даже отмены. И об этом она вносила свои предложения в

центральные органы.

Специальным циркуляром Наркомфина, устранял волюнтаризм и «местное

творчество», в действовавший ранее порядок налогообложения были внесены

изменения: определен точный перечень обязательных платежей и их размеры;

возвращались религиозным обществам ранее излишне начисленные суммы платежей;

не допускалось до особого решения исполкома местного Совета опечатывание

молитвенных домов и наложение штрафов и ареста на имущество членов

религиозного общества за неуплату налогов в срок.

Комиссия была органом, куда стекались многочисленные жалобы и обращения

верующих и духовенства в связи с нарушениями законодательства о культах

Собранные все вместе, они свидетельствовали о том, что речь идет не о частных

фактах нарушения законов, в установившейся практике беззакония в отношении

верующих и религиозных организаций. Многие из жалоб Комиссия направляла для

проверки и реагирования в центральные партийные и советские инстанции, в

пра­воохранительные органы. По многим она вела многолетнюю переписку с

местными властями, пресекая или предотвращая их незаконные действия. Немало

из них П. Г. Смидович, многие годы работавший бок о бок с М. И. Калининым -

председателем ВЦИКа, передавал ему их, что называется, напрямую, ища

поддержки и соучастия в разрешении. Отличительная черта письменных обращений

П. Г. Смидовича - правдивость информации, отсутствие какого-либо стремления

«смазать» ситуацию, приукрасить реальность. В мае 1930 г. П. Г. Смидович

принимал председателя Центрального духовного управления мусульман в Уфе

муфтия Р. Фахретдинова, который представил доклад о ситуации, сложившейся в

мусульманском культе. В нем сообщается о закрытии мечетей, о наложении

непосильного налога, штрафах и арестах за их неуплату, о «раскулачивании»

служителей культа, их высылке на принудительные работы, арестах, конфискации

личного имущества, об изъятии у верующих Корана и других религиозных книг,

запрещении молитвенных собраний и т. д.

И хотя властных полномочий для положительного разрешения подобных обращений у

«всесоюзного ста­росты» к тому времени явно не хватало, а авторитет

«партийных установок» был несравненно выше законов государства, все же М. И.

Калинин как в этом, так и в других эпизодах вступался за верующих. Вполне

со­глашаясь со П. Г. Смидовичем о необходимости «опираться» на партийные

органы, М. И. Калинин сам об­ращается «по инстанциям», с просьбой в

«партийном порядке» рассмотреть ситуацию в «религиозном вопросе».

Комиссия информировала директивные органы о манипуляциях со статистикой,

получивших широкое хождение в краях и областях республики в целях со­крытия

фактов администрирования. Убедившись, что доставшаяся от НКВД в 1930 г.

религиозная статисти­ка не отражает реального положения, она стремилась

провести полный учет всех действовавших религиозных объединений, потребовав

от республиканских (автоном­ных), краевых и областных комиссий предоставления

отчетов. Однако Комиссия столкнулась с рядом трудно­стей. Местные органы под

всяческими предлогами не да­вали такой отчетности, или представленная ими

стати­стика вызывала серьезные сомнения в ее достоверно­сти, чаще всего в ней

не указывались те культовые здания, которые были закрыты административным

путем, в обход существующего порядка. Информируя о создавшейся ситуации ЦК

ВКП(б) (декабрь 1933 г.), Комис­сия привела следующий пример. В 1931 г. в

Ленинградской области было учтено 2343 общества, а в 1932 г. их оставалось

уже 1988, т. е. уменьшение составило 355 единиц, тогда как за этот период

ВЦКом было утверждено закрытие лишь 32 церквей. Таким образом, только за год

в области, по существу, беззаконно за­крыли 323 молитвенных здания.

К сожалению, такое соотношение «законной» и «незаконной» практики характерно

было и для многих других регионов РСФСР. Пыталась Комиссия и непосредственно

воздействовать на республиканские (авто­номные), краевые и областные Советы и

их комиссии по культам. В этих целях ввела практику заслушивания на своих

заседаниях наиболее «отличившихся». В декабре 1932 г., к примеру, отчитывался

Горьковский крайисполком, который за 1930—1932 гг. закрыл 305 молитвенных

зданий, из которых, по рассмотрению жалоб верующих, ВЦИК постановил вернуть

как неза­конно закрытые — 119.

И все же, как ни стремилась Комиссия выправить ситуацию в религиозной сфере,

ей этого не удавалось. Начиная с 1933 г. ее правозащитные усилия все чаще

становятся лишь эпизодами, которые тут же «перекры­вались» все новыми и

новыми отступлениями (зачастую вынужденными) перед теми силами в

государственно-партийном аппарате, что ориентировались в решении

«религиозного вопроса» на административный диктат. К примеру, в феврале 1933

г. Комиссия по настоянию представителя ГПУ приняла постановление «О

состоя­нии религиозных организаций». В нем утверждалось, что перед лицом

«консолидирующегося контрреволюци­онного актива в рамках религиозных

организаций» не­обходимо «удвоить бдительность», «провести решитель­ную линию

по сокращению возможности влияния слу­жителей культа в массах трудящихся».

Подобные при­зывы «переводились» органами власти на местах в дей­ствия по

сокращению числа религиозных обществ и групп, монастырей, духовных учебных

заведений, по ограничению деятельности служителей культа. Одно­временно все

они в большей степени оправдывали на­саждавшиеся в обществе подозрительность

и враждеб­ность в отношении духовенства. В этих условиях деятельность местных

Комиссий все более свертывается, они превращаются в бюрократическую

инстанцию, лишь «проштамповывающую» решения местных властей по закрытию

культовых зданий, придавая видимость за­конности этим решениям.

Единственно возможным выходом из создавшегося положения было, по мнению П. Г.

Смидовича, создание общесоюзного органа, ответственного за «церков­ную

политику», принятие общесоюзного акта по регу­лированию деятельности

религиозных организаций. В январе 1934 г. в записке в Президиум ЦИК СССР он

отмечает ненормальность сложившегося положения, ког­да в республиках не было

единства в решении одних и тех же вопросов, связанных с законодательством о

религиозных культах, как не было и единой системы органов, отвечающих за

проведение этого направления советской работы. И предлагает «расширить

деятель­ность постоянной культовой комиссии при Президиуме ВЦИК, развернув ее

в орган союзного значения при Президиуме ЦИК Союза ССР».

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО КУЛЬТОВЫМ ВОПРОСАМ

ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ЦИК СССР (1934—1938 гг.)

В апреле 1934 г. на объединенном заседании секретариатов ЦИК СССР и ВЦИК

принимается решение об образовании при Президиуме ЦИК СССР Постоянной

комиссии по культовым вопросам, и уже в мае под председательством П. Г.

Смидовича она приступила к своей деятельности. В состав союзной Комиссии

вошли представители союзных республик, Верховного Суда и Прокуратуры СССР,

НКВД, ВЦСПС, ЦК ВКП(б), Института философии Комакадемии, Центрального совета

Союза воинствующих безбожников. В круг дел Комис­сии включалось: разработка

проектов постановлений по вопросам, связанным с деятельностью религиозных

ор­ганизаций, рассмотрение жалоб и заявлений верующих и религиозных

организаций, учет религиозных обществ, групп и духовенства, разъяснения и

толкование норм законодательства о культах, координация и контроль за

деятельностью республиканских и иных комиссий по культовым вопросам и т. д.

Аналогичным образом формировались и определялись права и обязанности

ко­миссий по культовым вопросам при Президиумах союз­ных ЦИКов.

Уже на первом своем заседании Комиссия определи­ла в качестве основных

задачи: 1) признать необходи­мым введение единой практики и единых методов в

работе культовых комиссий союзных республик, учтя при этом опыт работы

Постоянной культовой комиссии при Президиуме ВЦИК; 2) разработать единый для

всего СССР закон о религиозных объединениях...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты