Курсовая: Государство и церковь

Курсовая: Государство и церковь

ПЛАН

1. Введение стр.2

2. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

VIII отдел Наркомюста Совнаркома РСФСР 1917-1924г. стр.4

3. 1924 –1929г. стр.11

4. Постоянная комиссия по вопросам культов

при Президиуме ВЦИК (1929-1934гг) стр.15

5. Постоянная комиссия по вопросам культов

при Президиуме ВЦИК (1934-1938гг) стр.21

6. Заключение стр.25

7. Список литературы. стр.26

ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XIX столетия к «проклятым» вопросам, над которыми

мучительно размышляло рос­сийское общество, добавился еще один — о свободе

ве­роисповеданий. Каковы же должны быть взаимоотноше­ния государства и

церкви? — спорили представители различных социальных слоев, движений и групп,

по­лагая, что ответ на этот главный вопрос и определял свободу и несвободу

личности в выборе религии, права верующих и неверующих, место и роль

религиозных ор­ганизаций в обществе и т. д. Царское правительство и

государственная церковь — Российская православная — выступали за сохранение

союза государства и церкви. Либеральная буржуазия ратовала за определенные

ре­формы в государственно-церковных отношениях, изгна­ние из общественной

жизни наиболее вопиющих фео­дально-крепостнических пережитков в религиозной

по­литике государства, хотя и не считала возможным под­держивать полное

отделение церкви от государства, В социалистическом движении России, и прежде

всего со стороны большевиков, выдвигался и отстаивался те­зис «отделения

церкви от государства и школы от церк­ви»

История распорядилась так, что каждая из сил, сто­явших на перечисленных выше

позициях, имела шанс осуществлять свое видение государственной церковной

политики.

Самодержавие располагало наибольшим историче­ским временем, но к началу XX

столетия все свидетель­ствовало о банкротстве его «религиозной политики». Об

этом же говорят и уступки, на которые в годы революции 1905—1907 гг.

вынуждено было пойти пра­вительство. Указы о веротерпимости, о порядке

устрой­ства старообрядческих общин привносят в общество элементы религиозной

свободы. Либералы теперь по­лучили возможность реально повлиять на изменение

церковного курса. В Государственную думу вносится на рассмотрение ряд

вероисповедных законопроектов, с принятием которых связывалось расширение

религиоз­ных свобод. Однако наступившая после поражения ре­волюции полоса

реакции не позволила этим надеждам сбыться. Но одновременно неразрешенность

религиоз­ного вопроса становилась существенным элементом складывающейся в

России революционной ситуации.,

Февральская революция снимает Многие препоны в утверждении свободы

вероисповеданий. Временное пра­вительство своими постановлениями «Об отмене

вероисповедных и национальных ограничений» (20.03.17), «О свободе совести»

(14.07.17) и рядом других про­возглашает равенство граждан в экономической,

со­циальной и политической областях вне зависимости от их отношения к

религии, свободу вероисповеданий, со­здает нормальные условия для

жизнедеятельности на­циональных церквей: грузинской православной, армя­но-

григорианской, греко-католической и католической... Но Февраль не только дал

свободу действий либе­рально-буржуазным кругам, но одновременно обрек их и на

открытое соревнование идей по церковному воп­росу с социал-демократической

рабочей партией, кото­рая боролась и агитировала за отделение церкви от

го­сударства и школы от церкви.

Следует признать, что Временное правительство постепенно теряет инициативу в

разрешении религиозного вопроса. Его обещания остаются зачастую

нереализованными, а принятые решения пробуксовывают в аппаратных

хитросплетениях. Оно недооценивает напора народных масс (и это особенно стало

явным к лету — осени 1917 г.), которые все чаще высказываются за

радикализацию «вероисповедной политики, т. е. за отделение церкви от

государства, равенство (на практике) религий, национализацию церковной и

монастырской собственности, признание права на вневероисповедное состояние,

освобождение верующих от опеки «церковного аппарата», отделение школы от

церкви, бесплатное светское образование и т. д.

Идея отделения церкви от государства все оживленнее обсуждается среди

верующих. И находит сочувст­вие у представителей ранее «гонимых» и «терпимых»

религий — старообрядцев, мусульман, католиков, бап­тистов. Показательно, что

в постановлении епархиального съезда (собора) греко-католической церкви,

со­стоявшегося в мае 1917 г. в Петрограде, было записано: «Считаем для нас в

настоящее время необходимым пол­ную независимость церкви от государства». Да

и среди членов православной церкви находились те, кто высту­пал за отделение.

Но абсолютное большинство приход­ского духовенства и иерархии было на стороне

иных взглядов, таких, какие, например, высказывал князь Е. Н. Трубецкой на

Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве (июнь 1917 г.):

«Лозунг отделения церкви от государства выдвигается против церкви людьми, ей

враждебными или к ней равнодушными. И в наших рядах, и на епархиальных

съездах он может быть постав­лен только по недоразумению. Отделение церкви от

государства есть полное упразднение церкви, коего мы допустить не можем и не

должны».

И даже в бурный 1917 год Российская церковь не спешила освободиться от

сковывающих ее «золотых це­пей», не могла «бросить» своего давнего

исторического союзника. Не случайно в информациях с мест в адрес новой власти

отмечалось:

«Священники даже в пригородах Петрограда продолжали по­минать царя и держали

себя так, как будто ничего не случилось... Наибольшие симпатии к старой

власти и наименьшую активность в возвещении начали нового строя проявило,

между прочим, повсе­местно духовенство. Нет почти ни одного делегатского

отчета, в ко­тором не было бы указаний на это».

Октябрь 17-го предоставил исторический шанс те­перь уже большевикам

реализовать свою «церковную программу». Они «доделывали» решительно и

настой­чиво буржуазные реформы, благо, предшественники их больше

провозглашали эти реформы, чем реализовы­вали на практике. Казалось, у партии

есть не только политическая власть, но и понимание и уверенность в том, что

делать и как делать для окончательного разре­шения «религиозного вопроса».

Как же распорядилась .она своим историческим шансом?

Проблема государственно-церковных отношений мно­гоаспектна, и многообразны

подходы к ее освещению. Автор остановился только на одном аспекте этой

проб­лемы, стремясь воссоздать малоизвестную историю го­сударственных органов

— VIII отдела Наркомюста Сов­наркома РСФСР, Постоянной комиссии по вопросам

культов при Президиуме ВЦИКа (1929—1934 гг.) и П6-стоянной комиссии по

культовым вопросам при Прези­диуме ЦИКа СССР (1934—1938 гг.), которые

непос­редственно проводили государственную политику в цер­ковном вопросе в

первые два десятилетия после побе­ды Октября.

ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ.

VIII ОТДЕЛ НАРКОМЮСТА СОВНАРКОМА РСФСР

1917—1924гг.

После победы Октябрьской революции в течение октября — декабря 1917 г.

Совнарком принял ряд декре­тов, обращений и постановлений («О земле»,

«Деклара­ция прав народов России», «Ко всем трудящимся му­сульманам России и

Востока», «О расторжении брака» и т. д.), касавшихся национально-

государственного, со­циально-экономического и культурного строительства. В

них одновременно разрешались и некоторые из воп­росов деятельности

религиозных организаций. Предполагалось более подробно рассмотреть

государственно-церковные проблемы в специальном декрете. С целью подготовки

его проекта в декабре 1917 г. создается осо­бая комиссия. «Новые начала»,

вводимые в государст­венную и общественную жизнь страны, уже меняли

по­ложение верующих различных конфессий, религий и религиозных обществ: одни

теряли былое экономиче­ское могущество, первенствующее положение и

приви­легии, другие приобретали «свободы и права». Но все они с пристальным

вниманием следили за действиями советского правительства, ожидая его

дальнейших ша­гов, затрагивавших сферу их интересов. Во многом ха­рактер

формирующихся новых государственно-церковных отношений зависел от того, как

сложатся отноше­ния между советским государством и бывшей государственной

церковью — Российской православной.

2 декабря 1917 г. на заседании Поместного собора был принят специальный акт —

«О правовом положе­нии Российской православной церкви». Он явился од­ним из

основных итогов первой сессии Поместного со­бора, заседавшего в Москве еще с

августа. Хотя в цент­ре внимания собора были вопросы собственно «церков­ного

обновления», но по мере обострения ситуации в стране его деятельность

приобретала все более поли­тизированный характер. С лета и особенно осенью

1917 г. на страницах церковной прессы, в проповедях духовенства нарастает

волна «обличения» и «опровержения» социализма; большевиков обвиняют во

«вреди­тельстве», «предательстве Родины» и т. п.

Приступая к обсуждению законопроекта «О право­вом положении Российской

православной церкви», чле­ны Собора исходили из предположения, что «нынешние

власти» не продержатся более одного-двух месяцев. А потому предлагали

сохранить «первенствующее поло­жение» православной церкви среди других

религиозных объединений; объявить церковный календарь государ­ственным, а

церковные праздники выходными днями; установить порядок, при котором «глава

государства», министры просвещения и исповедания должны быть в обязательном

порядке православного исповедания; вве­сти во всех учебных заведениях

преподавание закона божьего; отчислять ежегодно на нужды православной церкви

средства из государственного бюджета. Иными словами, ориентир был на

сохранение «союзнических отношений» православной церкви с государством и ее

«особого» положения в обществе, на расширение, преж­де всего для нее,

«свободы действий».

О желательности установления именно таких церковно-государственных отношений

говорил, к примеру, на Соборе С. Н. Булгаков: «Законопроект вырабатывался

именно в сознании того, что дол­жно быть, в сознании нормального и достойного

положения церкви в России. Наши требования обращены к русскому народу через

го­ловы теперешних властей. Конечно, возможно наступление такого момента, когда

церковь должна анафемствовать государство. Но, без сомнения, этот момент еще не

наступил».

31 декабря эсеровская газета «Дело народа» сооб­щает о намерении

правительства в ближайшее время рассмотреть проект декрета об отделении

церкви от государства, и здесь же излагается его содержание: религия

объявляется «частным делом гражданина», при­знается право каждого

исповедовать или не исповедо­вать религию, запрещается какое-либо ограничение

«свободы совести», не допускаются церковные обряды и преподавание

«религиозных предметов» в государст­венных учреждениях и учебных заведениях,

«церковные и религиозные общества» лишались прав владения соб­ственностью и

прав юридического лица, а имущество их поступает в собственность

государства», как иму­щество приходов, так и церковные здания передавались в

ведение «волостных, земских и городских самоуправлений», отменялись и

религиозные клятвы и присяги, а «духовные лица» отстранялись от записей актов

гражданского состояния.

Полностью или в изложении проект декрета опубли­ковала и церковная пресса.

Таким образом, верующие и неверующие, религиозные организации получили

пред­ставление о направленности государственной «церков­ной политики» и

возможность высказать свое мнение о ней.

Среди иерархии и духовенства православной церкви превалировало отрицательное

отношение к проекту, ко­торый рассматривался как акт, узаконивающий

«гоне­ние» на религию и церковь, как «угроза» всякому сво­бодному

волеизъявлению в вопросах религии. Именно поэтому первое же заседание второй

сессии Поместно­го собора, открывшейся 20 января 1918 г., было посвя­щено

выработке мер «противоборства» действиям вла­стей и защиты «церкви Божией».

Тогда же было огла­шено на Соборе и патриаршее послание к духовенству и

верующим. В нем через библейские аллегории и эзо­пов язык проглядывает

откровенный призыв к непри­знанию и неподчинению советской власти, отвержению

всех ее актов, касающихся церкви. Тихон анафемствовал (проклинал) и власть, и

тех, кто проводил и ис­полнял ее постановления или хотя бы сочувствовал ей. И

на Соборе и вне его послание было воспринято как антибольшевистское,

антиправительственное.

Известие о патриаршей анафеме «врагов церкви и государства» сообщается

верующим через посланников Собора. Они зачитывали его в храмах, толковали

смысл аллегорий, призывали к сплочению «воедино» ради под­держки патриарха и

защиты церкви. К вечеру о посла­нии Тихона стало известно в Петрограде. Ближе

к ночи созывается заседание Совнаркома. На нем нарком юстиции И. 3. Штёйнберг

(левый эсер) и заведующий от­делом Наркомюста М. Рейснер представили проект

дек­рета «О свободе совести, церковных и религиозных об­ществах». С учетом

ряда ленинских поправок и допол­нений декрет принимается, а наутро, 21

января, текст его публикуется в газетах «Правда» и «Известия».

Принятый декрет подтверждал верность принципи­альным положениям «церковной

политики» Советского государства, проводимой с Октября 1917 г., и вместе с

тем он становился «инструментом», с помощью которого общество «очищалось» от

сохранявшихся еще феодально-буржуазных ограничений свободы совести, ког­да,

по словам В. И. Ленина, «церковь была в крепост­ной зависимости от

государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у

государственной церк­ви, когда существовали и применялись средневековые,

инквизиторские законы, преследование за веру или за неверие, насиловавшие

совесть человека...».

Декрет отменял всякую дискриминацию граждан в связи с их отношением к

религии, провозглашал свет­скость государства и школы; устранял ранее

существо­вавшее деление религиозных организаций на «господ­ствующие»,

«терпимые» и «гонимые» — все они стано­вились равноправными «частными

обществами», кото­рые образуются на добровольных началах и содержат­ся за

счет верующих; создавал правовые, организаци­онные и материальные условия,

когда каждый гражданин мог свободно определить свое отношение к рели­гии и

поступать сообразно своим убеждениям. Можно сказать, что в январе 1918 г.

Россия встала вровень с наиболее передовыми буржуазными государствами того

времени, которые в своих конституционных актах закрепляли принцип свободы

совести. Но не только. Она сделала еще один и очень принципиальный шаг

вперед, гарантируя не только право на веру, но и пра­во не иметь религиозных

убеждений, быть атеистом.

Обращаясь сегодня к осмыслению декрета как ча­сти ленинского наследия,

следует учитывать конкретно-исторические условия, в которых он был принят. В.

И. Ленин считал, что необходимость декретов этого периода вызывалась

потребностью наметить пути социа­листического строительства, причем он

допускал, что что-то в них может оказаться невыполнимым, ошибоч­ным, не

выдержит испытания временем. Соответствен­но н декрет об отделении церкви от

государства не ста­вил задачи разрешить все проблемы, связанные с пра­вовым

положением религиозных организаций в социа­листическом обществе. И это

понимали, и об этом говорили те государственные деятели, которые имели

непосредственное отношение к реализации декрета в жизнь, и в те годы никто не

помышлял о его «непогре­шимости» и «незыблемости».

Конкретно-историческая обстановка определяла не­обходимость введения

некоторых временных' ограниче­ний в деятельности религиозных объединений. Это

в первую очередь относится к вопросу о церковной собст­венности и

предоставлении религиозным обществам прав юридического лица. Однако

последующие собы­тия в стране отодвинули надолго процесс демократиза­ции норм

и положений декрета, «снятия» его жестко ограничительного характера.

И послание патриарха Тихона, и декрет «О свободе совести, церковных и

религиозных обществах» сразу же оказались в центре внимания Поместного

собора. На заседании одного из отделов Собора прозвучал сле­дующий диалог:

«А. В. Васильев — ...Нужно призвать народ на защиту церкви... человек одарен

не только словом, но и мускульною силой.

И, А. Артоболевский — ...Следует предупредить возможное по­дозрение о том,

что церковь анафемствует только потому, что кос­нулись ее собственности...

П. И. Астров — ...Ввиду того, что перед нами развернулась картина полной

гибели и России и церкви, на первом плане должны быть меры духовного меча —

анафема.. Я прошу, молю и требую не отступать от этой меры.

Н. Д. Кузнецов — ...В акте отлучения от церкви должно быть выражено, что

собор трепещет не за достояние церковное, а за то, что Русь православная

превращается в Русь поганую.

С. Н. Булгаков — ...Перед нами два положения: объявить на­родных комиссаров

врагами церкви и народа, и нужно самые дей­ствия объявить

противохристианскимн, сознательные исполнители коих подлежат отлучению. Пункт

же о неповиновении декрету тре­бует змеиной мудрости: некоторые пункты

декрета (свобода сове­сти, светская регистрация) приемлемы и с ними можно

согласить­ся».

В постановлении Собора декрет был расценен как «злостное покушение на весь

строй жизни православ­ной церкви и акт открытого против нее гонения». Под

страхом отлучения от церкви запрещалось верующим какое-либо участие в

проведении этого декрета в жизнь. В воззвании же к «православному народу»

верующие призывались объединяться вокруг храмов, «составлять» союзы для

защиты «заветных святынь», и если придется, то и «кровь свою пролить и

удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на

поругание».

Послание патриарха, постановление и воззвание Собора широко распространялись

по стране. Выраженные в них идеи пропагандировались к тому же в различ­ных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты