Курсовая: Государство и церковь

брошюрах, журналах, газетах, листовках и иных изданиях Поместного собора,

епархиальных и церковных советов, в проповедях приходского духовенства. Вот

одна из листовок, которая и название-то носит однозначное, не допускающее

произвольных толкований,— «Анафема патриарха Тихона большевикам». Уже ее

первые слова говорят:

«Патриарх Московский и всея России в послании... обнажил меч духовный против

извергов рода человеческого — большевиков и предал их анафеме. Глава

православной церкви Российской за­клинает всех верных чад ее не вступать с

этими извергами в ка­кое-либо общение».

А далее прямые установки: «Родители! Если дети ваши — большевики, требуйте

властью, чтобы отреклись они от заблужде­ний своих, чтобы принесли покаяние в

великом грехе, а если не послушают вас, отрекайтесь от них.

Жены, если мужья ваши — большевики и упорствуют в слу­жении сатане, уйдите от

мужей ваших, спасите себя и детей от заразы, губящей душу.

Церковь Христова призывает вас на защиту православной веры... Покайтесь,

горячей молитвой призовите помощь Господа Сил и стряхните с себя «руки чужих»

— исконных врагов веры Хри­стовой, объявивших себя самозванно «народной

властью».

В январе — апреле 1918 г. по России прокатилась волна сопротивления попыткам

ввести декрет в жизнь. Организовывались массовые крестные ходы и

богослу­жения на площадях и в общественных местах в поддержку церкви. Кое-где

совершались акты насилия в отношении представителей органов власти. В адрес

правительства направлялись коллективные петиции с требованием отказаться от

отделения церкви от госу­дарства и школы от церкви, с угрозами «народного

со­противления» при его реализации. В марте 1918 г. делегация Поместного

собора посетила Совнарком и от лица «ста миллионов русского населения»

потребовала, по сути в ультимативной форме, отмены декрета и иных

распоряжений, касающихся деятельности религи­озных обществ. Российская

православная церковь демонстрировала политическое неповиновение и

отказывалась исполнять требования государства. Ситуация усугублялась и тем,

что церковь заняла откровенно не­гативную позицию не только в отношении

«церковной политики» государства, но и в отношении всей его внутренней и

внешней политики. К примеру, патриарх осудил стремление правительства выйти

из мировой бойни, заключить мирный договор с Германией. И не­случайно ЦК РКП

(б), рассматривая 19 мая 1918 г. на своем заседании вопрос об «агитации

духовенства», отмечал:

«Выясняется, что в последнее время усилилась агитация ду­ховенства против

Советской власти. Решено повести против духо­венства усиленную письменную

агитацию. Поручить ее ведение тт. Сосновскому, Ем. Ярославскому и Демьяну

Бедному, ассигновав необходимую сумму из кассы ЦК. Одновременно поручить тт.

из президиума Московского Совета принять меры по вселению город­ской бедноты

в монастырские и иные духовные дома. Сообщить об этом решении ЦК партийным

работникам, едущим на места для проведения его в жизнь».

Но не все церковно- и священнослужители придер­живались подобных позиций. Вот

характерный пример из письма священника, опубликованного в газете «Зна­мя

Христа», свидетельствовавший о поляризации мне­ний:

«Наш долг, наша обязанность не возбуждать темные массы, не творить тех

бунтов, которых в России и так немало, а выяс­нить всем и каждому, что

отделение церкви от государства и дру­гие декреты в связи с этим нисколько не

унижают христианства... Когда всмотришься внимательно во все происходящее, то

невольно поднимается вопрос: от кого и от чего наши иерархи призывают спасать

Христову веру?».

И все же события зимы — весны 1918 г. были в опре­деленной мере неожиданными

для большевиков, рас­считывавших на быстрое и относительно безболезнен­ное

введение декрета. Залогом тому были уверенность в полной дискредитации

«политического лица» духовен­ства и органов церковного управления, рост

антиклерикальных настроений в массах, в том числе и в деревне, во времена

правления Временного правительства и широкая поддержка ею требований РСДРП

(б) провести решительно отделение церкви от государства и школы от церкви.

Но провести в жизнь декрет, что называется, с ходу оказалось невозможным. К

политическому противодействию органов церковного управления и руководителей

религиозных организаций присоединялось прикровенное, а где и откровенное

недовольство со стороны многомиллионного крестьянства. Если оно в целом

поддерживало меры экспроприации церковно-монастырской собственности,

провозглашение равенства граждан вне зависимости от их отношения к религии,

расторжение «союза» церкви и государства, то в отношении введения гражданской

метрикации, лишения прихода собст­венности, устранения из школы Закона

Божьего и некоторых других подобных мер его позиция была не столь

однозначной. И было бы упрощением утверждать, что на сторону церковного

руководства встали лишь представители «свергнутых классов» да отдельные

«верующие-фанатики». Крестьянство выступило против, как ему казалось,

«обмирщения» своего традиционного уклада жизни, против ломки «незыблемых», в

том числе и в силу «освящения» их православными канонами и догматами, устоев

«жизни по вере» в российской деревне.

Мешало проведению декрета и отсутствие на местах подготовленных работников и

специальных государст­венных органов, занимавшихся «церковной политикой»,

непоследовательность местных властей, «уклоны» в сто­рону «революционного

нажима»; неясности и противоре­чивость некоторых норм декрета; различное их

понима­ние и даже тривиальное незнание.

Жизнь настойчиво требовала образования специаль­ного органа государственного

управления, который бы взял на себя проведение в жизнь декрета. Первоначально

им стала Междуведомственная комиссия, образованная при Наркомюсте из

представителей комисса­риатов: внутренних дел, просвещения, призрения и др.

Для участия в ее работе приглашены были представи­тели православной,

старообрядческой, римско-католиче­ской, греко-католической и других церквей.

Однако быстро выяснилось, что в таком виде комиссия не мо­жет быть

дееспособной, оперативно откликаться на нужды дня, оставался неясным вопрос о

ее статусе и полномочиях, месте в системе центральных органов.

8 мая 1918 г. по предложению Наркомюста Совнарком распускает

Междуведомственную комиссию и по­ручает проведение в жизнь декрета «особому

отделу Наркомюста». Этот отдел получил порядковый номер VIII (с 1922 г.—V), н

за ним закрепилось наименование «ликвидационный». Планировалось при отделе

сохранить консультативную комиссию из представителей ре­лигиозных

организаций. Во главе отдела встал член коллегии НКЮ П. А. Красиков.

Вновь созданный VIII отдел сразу же активно вклю­чился в деятельность по

проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства. Его сотрудники

выезжают на места, выступают на многочисленных митингах и собраниях,

встречаются с духовенством и ве­рующими, разбирают жалобы и конфликтные

ситуации, ведут обширную переписку с провинцией. Формируют­ся и местные

органы отдела — при губисполкомах обра­зуются отделы или подотделы по

проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства, а в неко­торых

губерниях — комиссариаты по церковным делам. Разъяснения и указания отдела

вплоть до сентября 1918 г. были единственными правовыми документами,

регламентирующими порядок разрешения практических вопросов.

В июле 1918 г. накануне V Всероссийского съезда Советов, который должен был

принять Конституцию РСФСР, центральные газеты публикуют ее проект. Пятая,

статья в нем была посвящена свободе совести и гласила:

«В целях обеспечения за трудящимися свободы совести цер­ковь отделяется от

государства, религия объявляется делом сове­сти каждого отдельного

гражданина, на содержание церкви и ее служителей не отпускается средств из

государственной казны. Пра­во полной свободы религиозной пропаганды

признается за всеми гражданами»

При обсуждении этой статьи столкнулись различ­ные точки зрения относительно

содержания «свободы совести» и мер ее обеспечения Некоторые, например нарком

юстиции П. И. Стучка, указывали, что предложенная редакция, по существу, есть

слепое копирова­ние программ европейских социал-демократических пар­тий, не

идущих в данном вопросе дальше провозглаше­ния свободы совести в ее

буржуазном понимании. А потому предлагалось исключить из проекта такие

по­ложения, как религия — «дело совести» гражданина, а также признание

«полной свободы религиозной пропа­ганды» «В самом деле,— рассуждал в связи с

послед­ним положением П. И. Стучка,— советским юристам придется

призадуматься, как соединить некоторые статьи декрета об отделении церкви от

государства с этой полной свободой религиозной пропаганды. Мне мерещится, что

действительная свобода совести, как ее понимает Маркс, обеспечивается одной

свободой антирелигиозной пропаганды, да и только».

В результате обсуждения статья о свободе совести была принята в следующей

редакции:

«В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь

отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и

антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»

В принятой съездом конституции были и другие статьи, касающиеся «религиозного

вопроса». Так, пре­дусматривалась возможность предоставлять «убежище»

иностранным гражданам, преследуемым за религиоз­ные убеждения, вводились

ограничения политических прав в отношении монашествующих и служителей культа.

С принятием конституции основные положения дек­рета об отделении церкви от

государства стали нор­мой конституционного права, а VIII отдел призван был

теперь, наряду с проведением декрета в жизнь, обес­печивать и контролировать

соблюдение статьи 13 Кон­ституции РСФСР о свободе совести.

О сложной и противоречивой обстановке, в которой приходилось действовать

отделу, дают представление отчеты членов отдела о командировках на места.

На­пример, один из самых активных его сотрудников М. В. Галкин, совершив

поездку в Северную область осенью 1918 г., сообщал, что «проведение в жизнь

дек­рета об отделении церкви от государства происходило здесь или путем

собственного усмотрения или же на основании телеграфных распоряжений

центральных ор­ганов» Касаясь религиозной ситуации он отмечал: «Хотя

монастыри благоденствуют по-прежнему, духо­венство, как каста и как известная

политическая сила, в настоящее время раздавлено. Крупных контррево­люционных

выступлений, вдохновляемых служителями культа, не было... Посещаемость храмов

сократилась до минимума, духовенство теряет свое влияние на народ, тем более

что алчные действия некоторых его представителей дают богатую пищу для

агитации и окончательно роняют духовенство в глазах народа». Галкин подмечал

и огрехи в действиях представителей местных властей (небрежность в обращении

с архивами, документа­цией церковных органов при выселении их из занимае­мых

помещений, конфискация предметов культа без составления описей, расстрелы и

аресты без санкции вы­шестоящих органов и т. п.), которые всячески затем

гиперболизировались духовенством, отождествлялись с политикой государства

в «церковном вопросе».

Многочисленные запросы с мест, практическая дея­тельность отдела и

аналогичных органов на местах настоятельно требовали выработки документа,

определяв­шего единообразие в действиях центральных и местных органов власти

при реализации государственной «цер­ковной политики». Таким документом стала

инструкция «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от

государства и школы от церкви», опублико­ванная 30 августа 1918 г. в газете

«Известия». Инструк­ция состояла из шести разделов: 1. О церковных и

ре­лигиозных обществах. 2. Об имуществах, предназна­ченных для совершения

религиозных обрядов. 3. О про­чих имуществах. 4. О метрических книгах. 5. О

религи­озных церемониях и обрядах. 6. О преподавании рели­гиозных вероучений.

Инструкция затрагивала практически все возникав­шие перед органами власти на

местах вопросы по проведению в жизнь декрета, давала необходимый материал для

их разрешения. Казалось, что созданы все ус­ловия для планомерного и

повсеместного проведения в жизнь всех положений декрета. Но реализовать

сло­жившиеся благоприятные предпосылки не удалось. Про­цесс отделения церкви

от государства и нормализация отношений между религиозными центрами и

советской властью затянулся на несколько лет. Причинами тому были, с одной

стороны, разразившаяся гражданская война и интервенция, ас другой — курс

органов цер­ковного управления на конфронтацию с государствен­ной властью.

Общее обострение политической ситуации в стране летом 1918 г.— мятежи,

заговоры, восстания, белый террор в отношении «вождей революции» — вызвало со

стороны Совета Народных Комиссаров ответные меры Согласно Постановлению о

«красном терроре» расстре­лу подлежали «все лица, прикосновенные к

белогвар­дейским организациям, заговорам и мятежам». Полити­зация же все в

большей мере действий и решений По­местного собора, органов церковного

управления и духовенства с неизбежностью «зачисляла» и церковь в разряд

таковых организаций, что неотвратимо вело к столкновению с властью.

Уже на следующий день после опубликования ин­струкции на совещании епископов

с участием наиболее влиятельных лиц из мирян обсуждаются возможные меры по

противодействию данному акту Выдвигается идея введения по всей стране

интердикта, т. е. закры­тия всех церквей, прекращения совершения всех

рели­гиозных обрядов и треб; проведения массовых крестных ходов, общественных

богослужений и всероссийского общенародного «моления о спасении родины». В

специальном послании Совнаркому Собор потребовал от «безбожной политической

власти» отменить инструкцию, наносящую «смертельный удар» церкви и служащую

«средством духовного угнетения и застращивания православного народа».

Итак, политический выбор руководством церкви был сделан. Открытое

столкновение с властью стало неиз­бежным. Это стало закономерным следствием

политиче­ской линии церкви, всегда бывшей на правом фланге по­литических сил

в России до февраля 17-го г. и остав­шейся на этой позиции и после

Октябрьской революции.

В конце сентября церковный Собор был распущен. Епархиальный дом, где в

течение года он заседал,— опе­чатан. Хранившиеся там документы и материалы

изъя­ты. Меры судебного преследования распространены на патриарха и близких

его помощников. Аресты, обыски, конфискация, тюремные заключения коснулись

многих епископов, приходских священников, активных мирян... Но до отрезвления

было еще далеко. Зато набирал силу другой и, как оказалось в дальнейшем,

определяю­щий процесс: в сознании рядовых верующих все более раздваивалось

отношение к патриарху и церкви в це­лом. И если как религиозно-духовные

авторитеты они по-прежнему оставались непререкаемы и неподсудны, то их

политическая «физиономия» становилась неприемлема и более осуждалась. И

спустя несколько лет для Патриарха станет ясным, что без изменения

политиче­ского курса церкви он обречен на одиночество но это будет в будущем,

а сейчас... пропасть между ним и его сторонниками, с одной стороны, и

многомиллионной паствой, с другой, только разверзлась...

К осени 1918 г. многие из членов Собора примкнули к «белому движению».

Созданные на «белой» террито­рии церковные структуры выполняли роль

политических организаций, воспитывая паству в «нужном» духе. Здесь же декрет

об отделении церкви от государства был отменен, возвращаются старые порядки —

церковь служит власть имущим, а те, в свою очередь, покрови­тельствуют ей. К

примеру, генерал А. Деникин обязы­вал созданное по его инициативе Высшее

временное церковное управление на Юго-Востоке бороться с теми, кто

«безучастен к строительству Русского государства», и одновременно

«воодушевлять» и «объединять» духо­венство для «живой пастырской работы».

Откликаясь на призыв, духовенство «проповедовало» и «осведомля­ло» население

об идеях и целях Русской армий, рас­крывало перед верующими «греховность»

большевизма и необходимость борьбы с ним, поминая за каждым бо­гослужением

«благоверных вождей и правителей».

О настроениях в годы гражданской войны служите­лей культа (и не только

православной церкви) на тер­ритории Советской России дают представление

ежене­дельные сводки ВЧК о политической ситуации в стране. В них был

предусмотрен специальный раздел «духовен­ство», в котором отражалось его

настроение, отношение к декрету об отделении церкви от государства, к дру­гим

актам советской власти.

В годы гражданской войны и интервенции «религи­озный вопрос» для государства

отодвинулся на третье­степенное место, и если оно и обращалось к каким-ли­бо

его аспектам, то к тем из них, которые имели чисто практическое (военное или

политическое) значение. К примеру, так было, когда решался вопрос о замене

во­инской службы в связи с религиозными убеждениями граждан или при

освобождении от воинской и трудо­вой повинности служителей культа. С

завершением этого периода активизируется и ранее прерванный про­цесс введения

декрета об отделении церкви от государ­ства в полном его объеме. Политическая

стабилизация в обществе, настроения верующей его части, в большин­стве своем

высказавшейся за советскую власть, опре­делили эволюцию политических взглядов

руководите­лей различных религиозных центров: от открытого и активного

неприятия к курсу аполитичности и нейтраль­ности. Так, патриарх Тихон в

обращениях к В. И. Ле­нину и М. И. Калинину (август 1920 г.) признает, что

декрет и Конституция РСФСР провозглашают и обеспе­чивают полную свободу

совести. Не вызывает у него возражений и сам принцип отделения церкви от

госу­дарства, на котором отныне должны строиться отноше­ния этих сторон. Не

возражает он и против существования отдела, ведавшего «церковными

проблемами», хо­тя и оставляет за собой право критиковать деятель­ность

последнего.

Об определенных изменениях в «религиозном вопросе» свидетельствовали

и итоги проведенного НКВД в 1920—1921 гг. анкетирования губисполкомов.

Они по казали, что, с одной стороны, население в целом поддерживает

«церковную политику» Совнаркома; в отчете Карельской трудовой коммуны об

этом, к примеру так говорилось: «Случаев отрицательного отношения

населения к проведению декрета не было, ибо и самый декрет вводится

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты