Курсовая: Государство и церковь

антирелигиозной работе, составители письма обращаются к характеристике

по­литических позиций религиозных организаций. При этом они, исходя из

постулата об обострении классовой борь­бы в ходе социалистического

строительства, зачисляют духовенство, активных рядовых верующих, органы

цер­ковного управления и религиозные организации в разряд противников

социализма. Им предъявляются обвинения в «мобилизации» реакционных и

малосознательных эле­ментов в целях «контрнаступления на мероприятия

советской власти и компартии».

Присутствует в письме и упоминание о недопустимости применения в отношении

религиозных организа­ций и верующих «административных мер», «поверхностной

клерикальной борьбы с попами», но это не более чем проформы ради. И в этом

достаточно убедиться, об­ратившись к тем конкретным задачам, которые ставятся

перед партийными, государственными, хозяйственными и общественными

организациями.

Спущенное на места письмо, по сути своей, развяза­ло руки местным работникам,

санкционируя «силовое» давление на религиозные организации. И все это под

аккомпанемент высказываний о контрреволюционном характере религии и смыкании

религиозных организа­ций с контрреволюционными организациями. И все это

утверждалось вопреки заявлениям руководителей рели­гиозных организаций о

лояльности к советской власти, которые теперь «подавались» общественному

мнению как «прикрытие» их подлинных антисоветских настрое­ний и действий.

Что касается верующих и их руководителей, то они мгновенно отреагировали на

изменившуюся ситуацию. К примеру, Всесоюзный совет евангельских христиан

(Ленинград) писал в феврале 1929 г. в ЦИК СССР: «Мы получаем с мест целый

поток писем, телеграмм и сообщений всякого рода, из которых видно, что на

наши общины и их членов предпринят определенный нажим административного

характера в различных на­правлениях».

Популярна стала и практика проведения сходов, собраний, митингов, на которых

простым большинством голосов, зачастую в отсутствие «заинтересованной

стороны», принимались решения, быть или не быть дейст­вующей церкви, мечети,

синагоги, молитвенному дому в населенном пункте. Вот типичная для тех лет

выписка из протокола рабочего собрания фабрики «Красный Октябрь»

(Средневолжская область), состоявшегося 15.03.29 г.: «Слушали: О закрытии

церкви. Постановили: ...Считаем, что церковь, как рассадник религиозного

дурмана, нам не нужна... Поручаем горсовету и прочим организациям немедленно

церковь закрыть, помещение же церковное использовать под школу.

6 апреля 1929 г. в справке НКВД о религиозной ситуации в стране,

представленной в ЦК ВКП(б), утверждалось, что «религиозники» организуют

антисоветские выступления масс, прежде всего крестьянства; оказывают

«давление» на низовые местные органы власти при перевыборах в Советы; создают

подпольные контр­революционные организации; распространяют антисо­ветские

листовки, терроризируют активистов-безбожни­ков и поддерживают движение за

открытие и построй­ку церквей.

Однако при знакомстве с фактическим обоснована ем как этого, так и других

документов бросается в гла­за случайность фактов, их «мелкость», заданность

выводов. Единичные примеры деятельности конкретных священников подаются как

явление организованного со­противления, законные требования верующих об

откры­тии и строительстве церквей, проведении религиозных шествий и т. п.

расценивается как антисоветская дея­тельность.

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТОВ

ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ВЦИК (1929-1934 гг.)

8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принимает по­становление «О религиозных

объединениях» , которое, хотя и подвергалось в дальнейшем уточнению,

редакти­рованию, дополнению, но в целом сохранялось как дей­ствующее вплоть

до 1990 г. Оно законодательно закре­пило ставшее к этому времени

господствующим мнение о том, что религиозные общества не вправе занимать­ся

какой-либо иной деятельностью, кроме как удовлет­ворением религиозных

потребностей верующих, и преи­мущественно в рамках молитвенного здания, что

сле­дует «вытеснить» религиозные объединения из всех сфер общества, где до

этого они имели право действовать, и запретить им какой-либо вообще «выход» в

общество. По сути, религиозные общества превращались в «ре­зервации» для

исповедующих те или иные религиозные убеждения граждан. Одновременно

деятельность их обставлялась множеством ограничительных и жестко

регламентирующих условий.

Справедливости ради надо отметить, что Постанов­ление несло в себе и

позитивное содержание, отвергая некоторые ошибочные предложения, заложенные в

про­ект союзного законодательства о культах, определяя условия образования и

функционирования религиозных об­ществ, совершения обрядов и треб и т. п. Но,

к сожа­лению, очень скоро выяснилось, что многие из этих позитивных статей в

условиях развертывающегося про­цесса «изгнания религии» из общества не

реализовыва­лись на практике.

Одновременно Президиум ВЦИК на заседании 8 ап­реля 1929 г. для рассмотрения

вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений, образовал

По­стоянную комиссию по вопросам культов под председа­тельством П. Г.

Смидовича и в составе представителей таких ведомств, как НКВД, Наркомюст,

Наркомпрос, ВЦСПС и уполномоченного ОГПУ при СНК РСФСР. На деятельности этой

комиссии мы еще подробно оста­новимся, а сейчас посмотрим, как установки

письма Л. Кагановича сказались на государственной политике в «религиозном

вопросе».

На состоявшемся в мае 1929 г. XIV Всероссийском съезде Советов наряду с

задачами социально-экономи­ческого и культурного развития страны много

внимания было уделено «религиозному вопросу». В докладах председателя

Совнаркома РСФСР А. И. Рыкова о пя­тилетнем плане развития РСФСР и Наркома по

про­свещению А. В. Луначарского о задачах культурного, строительства этой

теме уделялось особенно много ме­ста. Оба они исходили из посылки, что в

обострившей­ся классовой борьбе «религия и церковь» оказываются на стороне

антисоциалистических сил. А. И. Рыков го­ворил, характеризуя обстановку в

обществе: «Остатки капиталистических классов — кулаки в деревне, нэп­маны в

городе и представители старой идеологии, идеологии рели­гиозного дурмана и

частной собственности среди интеллигенции — оказывают и будут оказывать

всяческое сопротивление делу орга­низации нового общества. Отсюда то

обострение классовой борьбы, которое мы переживаем в настоящее время. Любое

затруднение, встречающееся на нашем пути, классовый враг, конечно,

исполь­зует для борьбы с диктатурой пролетариата и для того, чтобы создать

щель и разлад в союзе рабочего класса с крестьянством».

Еще более резко говорил о месте и роли религии и церкви А. В. Луначарский. По

его мнению, культурное строительство должно сопровождаться борьбой «с дву­мя

главными нашими культурными врагами, со всевозможными церквами и религиями, в

каких бы то ни бы­ло формах». И далее: «Это — враг социалистического

строительства, и он борется с нами на культурной поч­ве. Школа и все

культурные учреждения — батареи, которые обращены против религии со всеми ее

ужасами, пакостями, со всем позором узкого национализма, особенно

сказывающемся в антисемитизме». Луначарский видел «опасность» не столько со

стороны русского пра­вославия, сколько со стороны «реформированной рели­гии»—

сектантства, а потому требовал, чтобы «все на­ши культурные учреждения, от

школы до театра, от академии наук до изб-читален, должны рассматривать­ся

нами как работающие на фронте отражения рели­гиозной опасности и вместе с тем

как средство излече­ния масс от этой дурной болезни».

Но конечно, в выступлениях А. И. Рыкова и А. В. Луначарского была не только

дань «конъюнктуре» идео­логических установок. Они предупреждали от

поспешности в «антирелигиозной работе», от увлечения при­нудительными

административными мерами, настаивали на необходимости безусловного соблюдения

недавно принятого закона о культах.

Первая, обязательная, часть их выступлений нашла горячую поддержку, ибо

соответствовала настроениям делегатов, и они со своей стороны призывали:

усилить борьбу за закрытие церквей, изымать культовые здания под социально-

культурные нужды, бороться с престоль­ными праздниками, «поповским» и

«религиозным дурманом», сокращать тиражи религиозной литературы, поддерживать

коллективные обращения «активистов» о закрытии церквей, не позволять

ремонтировать культовые здания, не поддерживать просьбы верующих об

оставлении в их пользовании зданий, снимать колокола. Однако вторая часть —

защита прав и инте­ресов верующих и религиозных организаций — вызвала со

стороны некоторых участников съезда резкое неприятие.

К примеру, представитель Владимирской области Никитин заявил:

На съезде был совершен еще один шаг от демокра­тии к законодательному

закреплению административ­ного диктата в отношении религиозных организаций.

Съезд изменил статью 4 Конституции РСФСР. Вместо признания за гражданами

«свободы религиозной и ан­тирелигиозной пропаганды» отныне статья 4

гарантиро­вала лишь «свободу религиозных исповеданий и анти­религиозной

пропаганды». В стенограммах съезда не содержится какого-либо развернутого

объяснения при­чин, побудивших к этому изменению. Лишь указыва­лось, что

поправка «вносится в целях ограничения рас­пространения религиозных

предрассудков путем пропа­ганды, используемой весьма часто в

контрреволюцион­ных целях».

Стоит еще раз подчеркнуть, что данный тезис был намеренно неверен. Слов нет,

отдельные факты наруше­ний законов со стороны верующих и духовенства были, но

сами документальные материалы тех лет, сохранившиеся в архивных фондах НКВД,

не дают оснований говорить о наличии со стороны религиозных организаций

какого-либо организованного и целенаправленного политического противодействия

советской власти. Не было организации, ставящей задачу ее свержения.

На­оборот, практически религиозные организации всех кон­фессий делали

неоднократные заявления о политической лояльности. Под «контрреволюционные

деяния» были умышленно отнесены требования верующих обеспечить им условия

отправления религиозных потребностей.

В июне 1929 г состоялся II съезд Союза воинствующих безбожников, определивший

антирелигиозную борьбу как один из важнейших участков классовой борьбы, одну

из важнейших сторон социалистического наступления как в городе, так и в

деревне. Лозунгом антирелигиозного движения стал призыв: «Борьба с религией —

есть борьба за социализм». О содержательной стороне его можно судить, в

частности, по выступлению Н. И. Бухарина на этом съезде:

«Борьба с религией стоит в порядке дня, она актуальна. Она актуальна и с

точки зрения всего реконструктивного периода в це­лом. Но она является

актуальной и с точки той особой, специфической оригинальной полосы, в которой

мы живем, когда заострение классовой борьбы обрисовалось по всему фронту и

когда наши противники используют формы религиозного лозунга, религиозного

пароля, религиозной человеческой организации, начиная с церкви и кончая

различными видами сектантских организаций, для борьбы с социалистической

серединкой нашего хозяйства, для ожесточенно­го сопротивления повседневному

продвижению социалистических форм нашего хозяйства, для использования в

реакционных целях наших трудностей, наших прорех, наших болезней.

Особенность переживаемой полосы заключается, между прочим, и в том, что

всякий оттенок нашего классового противника хочет закрепиться в ряде

организаций религиозного типа. Антирелигиоз­ный фронт кричаще ясно виден, как

фронт классовой борьбы».

Летом 1929 г. ситуация резко изменилась. Наиболее нетерпеливые советские

работники, активисты «антире­лигиозного движения» осуществляли на местах

массо­вое закрытие церквей, игнорируя настроения и пожела­ния верующих, с

издевательством над их чувствами и надругательствами над предметами культа. И

все это подавалось как «проявление революционной активно­сти», как исполнение

желания масс «покончить со всем, что напоминает о религии». А право и желание

неве­рующего большинства рассматривалось как достаточ­ное основание для

проведения подобного курса. Ведь нельзя же в самом деле, утверждали

«активисты», при­нимать во внимание настроение меньшинства, да еще, как

правило, представляющего из себя «чуждый эле­мент», «врагов», лиц, не

желающих идти в колхоз.

Взрыв «антирелигиозной активности» серьезно отразился на социально-

политической ситуации в стране, особенно в деревне: недовольство и протест со

стороны верующей части населения, а в ряде районов — воору­женные

столкновения, перераставшие в локальные вос­стания. Стремясь выправить

ситуацию, ЦК ВКП(б) в июне — июле направляет в партийные органы на места

специальный циркуляр «О тактичном подходе в деле закрытия церквей» ;(подписан

В. М. Молотовым). И хо­тя в нем ЦК «категорически» предложил всем партийным

органам «повести решительную борьбу с извращениями в практике закрытия

церквей и других молит­венных домов», содержащиеся в нем правильные при­зывы,

указания и предложения существенно на улучше­ние обстановки в «религиозном

вопросе» не повлияли. На местах предпочитали быть подвергнутыми критике за

поспешное, с нарушением закона проведенное закры­тие молитвенных зданий, чем

быть уличенными в от­ступлении от «идеологических установок» партии на

«противоборство» с религией. Ведь это автоматически зачисляло «сомневающихся»

и «колеблющихся» в раз­ряд лиц, отвергающих «генеральную линию» партии,

грозило им зачислением в разряд «внутренних врагов» партии, проявляющих

«оппортунизм» и «примиренчест­во» в борьбе с «религиозной идеологией» —

«важнейшим препятствием на пути социалистического переустройст­ва и

преодоления буржуазного и мелкобуржуазного влияния на трудящиеся массы».

Да и как было «устоять» местным партийным работникам, если председатель

Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП(б) Е. М. Ярославский отстаивал и проводил в

жизнь «антирелигиозную политику», главным содер­жанием которой было суживание

круга деятельности религиозных организаций всех течений, сведение ее

исключительно к отправлению религиозной обрядности, максимальное сокращение

количества духовных учебных заведений и учащихся в них, монастырей и числа

монашествующих в них, сокращение тиража религиоз­ных изданий, а также

количества религиозных съездов и т. д. и т. п. Такие направленность и

содержание «церковной политики» партии и государства отстаивал Е. М.

Ярославский и в своих обращениях в Политбюро ЦК, и получал одобрение. В этих

условиях немногие от­важивались спорить с «главным антирелигиозником» Но

такие люди были. К примеру, П. Г Смидович, ко­торый в письме Е. М.

Ярославскому в связи с обсуждением итогов II съезда Союза воинствующих

безбожни­ков следующим образом выразил свое видение характе­ра

«антирелигиозной деятельности»:

«Приписать правому оппортунизму терпимость к религии и ре­лигиозным

пережиткам — значит вызвать целый ряд недоразуме­ний. Нетерпимостью к религии

определить курс партии — это дать возможность прийти к заключению, что курс

партии меняется, что начинается период открытого гонения на «религиозные

убеждения»

Этот курс «нетерпимости» будет проводить многомиллионная массовая организация

Союза Воинствующих Безбожников, которая должна «превратить антирелигиозную

работу в широкое массовое движение».

А между тем именно в антирелигиозной работе, прежде всего важно качество, а

между тем именно качество работы Союза Во­инствующих Безбожников подкузьмляет

нашу политику.

Выше описанные перспективы грозят такому понижению каче­ства, что политика в

этом деле полетит окончательно к черту, не говоря уже о тактике. Циркуляр ЦК

«О тактичном подходе от 5.06.29 г.», который безбожниками и теперь, до

осуществления вы­шеуказанных перспектив, в жизнь редко проводится. И теперь

уже движение Воинствующих Безбожников часто выливается в формы стихийные и не

считается с рамками революционной законности».

Очень скоро опасения и предвидения П. Г. Смидовича оправдались. Трудности,

выявившиеся осенью в ходе кампании по хлебозаготовкам и по мере

развер­тывания коллективизации, были отнесены на счет «ку­лацких элементов» и

«служителей культа». Организуя и проводя кампании массового закрытия и сноса

куль­товых зданий, прибегая к мерам административного ограничения

деятельности религиозных организаций и ду­ховенства, местные партийные и

советские органы стре­мились заручиться «поддержкой» центра. В адрес ВЦИК и

его Комиссии они направляют многочислен­ные обращения, в которых требуют

изменения Закона 1929 г., упрощения порядка закрытия культовых зда­ний и

снятия с регистрации религиозных обществ, предоставления обл(край)исполкомам

права окончатель­ного решения этих вопросов, особенно и прежде всего в

районах «массовой коллективизации». Об аргумента­ции и настроении тех лет мы

можем судить по письму административного отдела Дальневосточного краевого

исполнительного комитета в НКВД (12.10.29 г.):

«Несомненно, что между верующими и неверующими в период обсуждения вопроса о

здании церкви происходит борьба и, подчас, довольно значительная. Чаще всего

на общих собраниях она закан­чивается победой неверующих и дело направляется

дальше. Вот тут и особенно важно, чтобы дела разрешались возможно скорее и

тем создавалось и упрочивалось то положение в глазах трудя­щихся, что

Советская власть идет немедленно навстречу во всех их культурных начинаниях.

Отсюда видно, что затяжка в разре­шении дел создает как раз обратное

положение и дает возможность церковникам демонстрировать перед населением

свою якобы силу и значение в глазах органов власти. Насколько это выгодно,

оче­видно само собою...».

В своих обращениях в высшие инстанции местные органы власти, кроме упрощения

порядка закрытия церквей, требовали и введения таких мер, как ограни­чение

разъездов служителей культа, запрещение подворного обхода для сбора денег и

религиозных съездов и собраний вне молитвенных зданий, закрытие «церковных

библиотек» и изъятие лишней литературы в маку­латуру, ограничение

деятельности епархиальных (и им подобных) управлений и постепенное их

закрытие. Под­черкнем, что как эти, так и другие подобные предло­жения по

ограничению деятельности религиозных орга­низаций вносились в центральные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты