Курсовая: Государство и церковь

постепенно». А с другой — необходимо последовательное обновление и

развитие юридических норм, касающихся прав, обязанностей, характера

деятельности религиозных обществ.

Выясняется и еще одно обстоятельство, заключающееся в том, что на местах

«церковная политика» сосредоточивалась в руках административных

органов. А потому НКВД предлагал «сосредоточить все дело по отделению

церкви от государства» в рамках этого наркомата. Однако решение об этом не

состоялось и VIII отдел оставался «ведущим» в реализации «церковной

политики», хотя нельзя не отметить и того, что он, все более отделяясь от

разрешения практических вопро­сов деятельности религиозных обществ и местных

органов власти, превращался в своеобразный экспертно-консультативный орган в

отношении государственных ведомств и учреждений, имевших то или иное

касатель­ство к деятельности религиозных организаций. Так же как нельзя было

не замечать, что и НКВД и ВЧКТПУ сохраняли собственное видение содержания и

способов проведения «церковной политики» и всяческим образом защищали свою

«самостоятельность».

Трудности перехода к новой экономической полити­ке, когда требовалось

совместить резкий поворот поли­тического курса с умонастроениями в партии, с

массовой психологией рабочих и беднейшего крестьянства, сказались и на

выработке нового курса в «церковной политике». Трудно было отказаться сразу

от ставших привычными военно-административных мер ее проведе­ния, так же как

и трудно было отказаться от видения в религиозно-церковных организациях

«политических Противников». В ноябре 1920 г. некоторые «сектант­ские»

объединения обращались в Совнарком с прось­бами об изменении декрета об

отделении церкви от го­сударства, в частности — предоставлении религиозным

обществам прав юридического лица, разрешении веде­ния благотворительной и

иной социальной деятельно­сти, приобретении в собственность зданий и другого

имущества. Все эти предложения были признаны преж­девременными. Груз военно-

коммунистического прошло­го, психологии политической борьбы с церковью,

ска­зался и при проведении кампании по вскрытию «свя­тых мощей» и особенно

трагически при изъятии церков­ных ценностей в 1922 г.

В конце 1922 г. Малый Совнарком, ссылаясь на параллелизм в работе НКВД и

«ликвидационного» (V) отдела Наркомюста, ставит вопрос об упразднении

по­следнего. И тогда лишь обращение П. А. Красикова к В. И. Ленину

предотвратило это решение. И все же логика в предложении Малого Совнаркома

была. По существу, лучшие годы V отдела миновали, ибо основ­ная возложенная

на него задача отделения церкви от государства и школы от церкви была

выполнена. Об­становка требовала поиска новых подходов к разви­тию

государственно-церковных отношений, и реализовы­вать эту задачу требовалось

не усилиями какого-либо одного ведомства, а высшего государственного органа.

Именно об этом в ноябре 1922 г. говорил на заседании коллегии Наркомюста Н.

Крыленко (зам. наркома юс­тиции), когда обсуждалась судьба отдела. Обратимся

к его словам:

«Полагал бы 5-й отдел в составе НКЮ упразднить, предло­жить ВЦИК организовать

у себя особую комиссию по церковным делам в качестве руководящего органа

советской церковной поли­тики, придав ли в качестве технического аппарата

нынешний аппа­рат 5-го отдела с непременным включением в состав комиссии т.

Красикова в качестве постоянного представителя НКЮ».

Реализовано это предложение тогда не было. Согласно Положению о Наркомюсте V

отдел сохранялся, на него возлагалось общее руководство и наблюдение за

проведением в жизнь отделения церкви от государст­ва. И в частности: 1)

разработка проектов, издание инструкций и циркуляров в области советской

полити­ки по отношению к церковным и культовым объедине­ниям; 2) общее

наблюдение за правильным применени­ем декретов об отделении церкви от

государства (§ 13 и 65 Конституции), а также закона от 21 декабря 1920 г. об

освобождении от службы в войсках по рели­гиозным убеждениям; 3) разработка

материалов и дан­ных всех ведомств, имеющих отношение к культам и религиозным

объединениям всех направлений.

Однако тогда же, в 1923 г., на местах упраздняются губернские отделы юстиции

и действовавшие при них подотделы и комиссии по введению в жизнь декрета об

отделении церкви от государства, а функции, им при­надлежавшие, переходят в

ведение местных органов НКВД. Тем самым V отдел терял возможность влиять на

практическое проведение «церковной политики» на местах. В августе 1924 г. V

отдел Наркомюста упразд­няется, а его функции передаются Секретариату ВЦИКа.

Так завершилась деятельность «ликвидационного» отдела, который, несмотря на

многие свои недостатки, внес существенный вклад в дело проведения «церковной

политики» Советского государства.

1924—1929гг.

Середина 20-х гг. была переломным временем для страны. Завершилось

восстановление разрушенного в годы гражданской войны и интервенции народного

хо­зяйства. Шел поиск путей и методов строительства со­циализма в одной

отдельно взятой стране. Определи­лись первостепенные практические и

перспективные ша­ги на этом пути. Отлаживался механизм взаимодейст­вия

союзных республик, накапливался опыт работы об­щесоюзных органов управления.

Существенные изме­нения происходят и в духовной сфере, где бурно разви­ваются

различного рода инициативы: возникают рес­публиканские и союзные общества,

союзы, организации, движения культурно-просветительного, спортивно-

оздо­ровительного и научно-технического характера.

Во всех республиках Союза произошли качествен­ные изменения в государственно-

церковных отношени­ях. Во-первых, в основном была выполнена буржуазно-

демократическая программа в части решения «религи­озного вопроса». Во-вторых,

наиболее крупные и влия­тельные религиозные организации провозгласили и

реа­лизовывали в своей деятельности курс политической ло­яльности к советской

власти. В-третьих, накоплен был теоретический и практический опыт

регулирования са­мых различных сторон жизнедеятельности религиозных

объединений, их отношений с государственными, об­щественными, хозяйственными

и иными организа­циями.

Таким образом, объективные условия сложившейся в стране социально-

экономической и политико-идеоло­гической ситуации вызывали потребность и,

более того, необходимость во внесении в «церковную политику» со­юзного

государства определенных изменений. Нужно было отказаться от того, что не

выдержало испытание временем, и, прежде всего, от обусловленных политикой

«военного коммунизма» ограничений деятельности ре­лигиозных организаций;

выработать новые формы и при­емы взаимоотношений государства и церкви. Для

продвижения на этом пути напрашивалось: во-первых, формирование органа,

ведавшего «церковной полити­кой» в общесоюзном масштабе, и во-вторых,

выработ­ка общесоюзного законодательства о религиозных ор­ганизациях.

Но, видимо, в руководстве партии и государства не была в полной мере осознана

необходимость придания государственно-церковным отношениям качественно

но­вого характера, да к тому же эти проблемы были от­теснены на

второстепенный план обостряющимися со­циально-экономическими проблемами в

стране, взаимо­отношениями внутри партийно-государственной «вер­хушки». А

потому потенциальные возможности по конструктивному развитию государственно-

церковных отношений реализованы не были.

Не был сформирован общесоюзный орган, ведавший «церковной политикой». Хотя

Президиуму ЦИКа СССР и было предоставлено право принимать обязательные для

республик решения по принципиальным вопросам деятельности религиозных

объединений и духовенства, но на практике оно реализовывалось очень редко.

Отсутствие союзного закона о религиозных органи­зациях приводило к тому, что

одни и те же вопросы — о порядке и условиях регистрации обществ и групп,

за­крытии культовых зданий, налогообложении духовенст­ва, совершении

богослужений, обрядов и церемоний, осуществлении религиозной пропаганды и т.

д.— разре­шались в республиках не только различными ведомст­вами, но и по-

разному. Отсутствовал и общесоюзный учет религиозных объединений, что не

позволяло пра­вительству объективно оценивать масштабы и значи­мость

процессов среди верующих и духовенства, за­трудняло выработку долговременной

«церковной поли­тики».

В РСФСР, после упразднения V (ранее VIII) отде­ла Народного комиссариата

юстиции, государственную политику в «церковном вопросе» определяли ВЦИК

(прежде всего его Президиум и Секретариат) и Сов­нарком (в лице Объединенного

государственного политического управления и Наркомата внутренних дел).

ВЦИК разрабатывал и принимал законодательные акты, инструкции и циркуляры,

бывшие руководством к действию для местных органов власти, выносил

окон­чательные решения по таким вопросам, как регистра­ция и снятие с

регистрации обществ и групп, закрытие и дальнейшее использование молитвенных

зданий и культового имущества, и некоторым другим.

На НКВД в отношении религиозных организаций возлагались обязанности: общий

надзор за их деятель­ностью, регистрация (в том числе и уставов) и учет;

контроль за исполнением декрета об отделении церкви от государства; выдача

разрешений на проведение съездов; пресечение нарушений законодательства о

ре­лигиозных культах. ОГПУ контролировало политиче­скую сторону деятельности

духовенства и органов цер­ковного управления. Следует добавить, что в

осуществле­нии решений ВЦИКа важную роль играли и другие наркоматы: юстиции,

финансов, просвещения.

Содержание и характер «церковной политики» впря­мую зависели от соотношения

основных сил — ВЦИК, НКВД и ОГПУ. Для 1924—1927 гг. характерно пример­ное

равновесие между этими организациями и степень их влияния на «церковную

политику».

Но постепенно практическое осуществление «церков­ной политики»

сосредоточивалось в руках ОГПУ и НКВД Одновременно вначале происходит едва

замет­ная, а затем все более очевидная переориентация в об­ласти

регулирования жизнедеятельности религиозных организаций в обществе

«строящегося социализма» на меры административно-командные, направленные на

ограничение их деятельности и вытеснение на перифе­рию общественной жизни,

замыкание рамками отправ­ления богослужения, обрядов и церемоний

Инструк­циями ВЦИКа «воспрещалось» на молитвенных собра­ниях «сектантов»

обсуждение экономических, политиче­ских и культурно-просветительных вопросов,

а также «учреждение» детских, юношеских и женских кружков при религиозных

организациях. Устанавливались огра­ничения, а затем и полный запрет на

хозяйственную, благотворительную деятельность.

В начале 1927 г. НКВД предлагает в развитие дек­рета об отделении церкви от

государства разработать новую инструкцию по его применению. Но вскоре это­го

показалось недостаточно, и принимается решение выработать законопроект,

регулирующий деятельность религиозных организаций в РСФСР, но который, будучи

принят ЦИКом и СНК СССР, послужил бы образ­цом для других республик и лег бы

в основу общесо­юзной «церковной политики». В работе над ним, про­должавшейся

до 1929 г., приняли участие Антирелигиоз­ная Комиссия ЦК РКП (б), НКВД, НКЮ,

ОГПУ.

Проект получил название «Положение о культах и культовом имуществе», включая

в себя 33 статьи, оп­ределявшие порядок организации «групп верующих» и их

права, правила пользования культовыми зданиями и имуществом, проведения

религиозных шествий, цере­моний и обрядов; условия строительства новых

молит­венных зданий и проведения церковных сборов.

В статьях первой части проекта закона — «Общие положения» — были изложены

основные идеи ленин­ского декрета об отделении церкви от государства: о праве

граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, о равенстве

граждан независи­мо от их отношения к религии, о праве свободного ис­полнения

религиозных обрядов, о недопустимости ук­лонения от исполнения гражданских

обязанностей в свя­зи с религиозными убеждениями и «возможности» изъя­тия

этого положения по решению суда, о национализа­ции церковного имущества и т.

п.

Однако присутствовали и отклонения от декрета. Например, в статье 6,

касающейся «преподавания ре­лигиозных верований», из ленинской формулировки

бы­ла снята заключительная ее часть, гласившая, что «граждане могут обучать и

обучаться религии частным образом». Тем самым предполагалось ввести запрет на

религиозное обучение (и для взрослых и для детей) в частной, семейной жизни

граждан. Кроме того, проект предусматривал возможность существования

религиоз­ных организаций лишь в одной форме — в виде групп верующих, чья

деятельность связывалась исключитель­но с культовым зданием и совершением в

нем религиозных треб и обрядов. Отныне не допускалась деятель­ность

«церковных и религиозных обществ», ранее дей­ствовавших наравне с частными

(культурно-просвети­тельными, научными и т. п.) обществами, рамки

дея­тельности которых не ограничивались культовым зда­нием.

Вводилось и ограничение на отправление культа и произнесение проповедей,

которые отныне были «свобод­ны» лишь в том случае, если имели «исключительно

ре­лигиозный характер», «не нарушали распоряжения вла­стей» и не были

«направлены против основы диктату­ры пролетариата».

Проект обсуждался в различных центральных ве­домствах, и было признано

«нецелесообразным» выно­сить его на утверждение. В частности, объяснялось это

тем, что «рассматриваемый проект не вносит чего-либо нового в основной закон

от 23.01.18 г. и не выявляет каких-либо особых положений, требующих своего

раз­решения в законодательном порядке». Правда, отмечая слабости проекта,

НКВД не внес конкретных предло­жений по его качественному обновлению, а вновь

пред­ложил ограничиться принятием ведомственной инструк­ции в качестве

«единого руководства по применению и проведению в жизнь закона (декрета) об

отде­лении церкви от государства и школы от церкви». Общая направленность

этой инструкции — введение множества дополнительных, к ранее существовавшим,

ограничений, ужесточение контроля за деятельностью религиозных организаций,

расширение зоны запретов и вместе с тем сужение поля самостоятельности в

действиях верующих и религиозных общин.

Трудно сказать, намеренно или нет, не было замечено тех отступлений от

ленинского декрета, о которых говорилось выше и которые уже содержали в себе

потенциальную возможность «ограничительного уклона» в законодательстве о

культах. Так же как и трудно сейчас определить, почему, подвергая критике

данный про­ект, не было указано на его основную, по моему мне­нию, слабость,

на то, что он не мог стать документом, плодотворно развивающим декрет.

Составители проек­та не смогли (или не захотели) попытаться с учетом новых

общественно-политических условий преодолеть ограниченность декрета, связанную

с конкретно-исто­рическими условиями, в которых он принимался, и по-новому

решить насущные проблемы: о предоставлении религиозным организациям прав

юридического лица, формах и пределах религиозной пропаганды и обучения

религии, о церковной собственности, о месте религиоз­ных организаций в

структуре общества.

Можно предполагать, что неприемлемой казалась сама попытка принятия закона,

ибо к этому времени сформировалось убеждение, что религиозную сферу

предпочтительнее регулировать не через закон, а с по­мощью ведомственных

инструкций и циркуляров.

Обсуждение проекта союзного закона происходило на фоне развернувшейся в

обществе оживленной дис­куссии о перспективах существования религии, о

функ­циях религиозных организации в социалистическом об­ществе, формах и

предназначении «антирелигиозной ра­боты», ее соотношении с общей

идеологической работой, партии и воздействии на процессы секуляризации.

Пред­лагаемые решения этих и подобных вопросов несли на себе отпечаток

сложной общественно-политической си­туации в стране, когда все более

отчетливо проявля­лись отход от ленинской концепции строительства

со­циализма, забвение марксистско-ленинских принципов государственно-

правового регулирования деятельности религиозных организаций.

Ситуация усугубляется, когда в общественное со­знание привносится «теория» об

обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма,

размеже­вавшая советское общество на два непримиримых лагеря — пролетариат и

крестьянство, с одной стороны, и «буржуазно-капиталистические слои» - с

другой. Религиозные организации объявляются проводниками бур­жуазного

влияния, агентами «кулацко-нэпманской агентуры». Все чаще звучат утверждения,

что деятели рели­гиозных организации принимают активное участие в

антисоветской работе кулачества, агитируют против сда­чи хлеба государству и

мероприятий по коллективиза­ции и социалистическому переустройству сельского

хо­зяйства. Раздаются призывы бороться с религией не как с «отвлеченной идеей

о Боге», а как с «контрреволюционной силой».

В этих условиях в начале 1929 г в директивных органах сформулировалось мнение

о необходимости вы­работки специального партийного постановления по

«религиозному вопросу», которое одновременно было бы «руководящим документом»

и для государственных органов. Такой подход, по существу, отвергал, делал

не­нужным союзное законодательство о религиозных культах, хотя и сохранял за

республиками право на при­нятие республиканских законов «о религии и церкви».

В феврале 1929г. за подписью секретаря ЦК ВКП (б) Л. Кагановича в

республиканские, краевые, областные, губернские и окружные партийные комитеты

рассылается письмо ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению анти­религиозной работы»

(принято 24.01.29 г.). В нем была предпринята попытка проанализировать

ситуацию, сло­жившуюся в стране в религиозной сфере, выявить успехи и неудачи

антирелигиозной работы; наметить ближ­ние и перспективные цели и задачи в

данной области партийных, государственных, хозяйственных и общест­венных

организаций.

В письме констатируется, что в стране активно раз­вивается «процесс изживания

религиозности», который, однако, «тормозится», во-первых, недостаточным

внима­нием к этой работе со стороны «партийцев, комсомоль­цев, членов

профсоюза и др. советских организаций», а во-вторых, оживлением деятельности

религиозных орга­низаций, их стремлением приспособиться к новым со­циальным

условиям. Обосновывая необходимость пре­одоления этих «тормозов» в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты