Таможенное оформление товаров и транспортных средств
p align="left">перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - пункт 4 ст. 151 ТК РФ).

4.Оформление действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТК РФ).

Кроме того, существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению.

Данные операции, в большинстве своем, производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

К числу таких операций можно отнести:

-предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ);

-получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (пункт 2 ст. 68 ТК РФ);

-получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (пункт 4 ст. 84 ТК РФ);

-получение разрешений на применение отдельных таможенных режимов (например, режимы переработки на таможенной территории - пункт 6 ст. 179 ТК РФ и переработки для внутреннего потребления - пункт 4 ст. 192 ТК РФ).

Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:

-видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ: товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

-вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередач);

-категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей, - глава 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц - глава 25 ТК РФ).

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ).

А вот такие факторы, как страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров, не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций (пункт 4 ст. 59 ТК РФ).

Начало и завершение таможенного оформления

В соответствии с пунктом 1 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление при ввозе товаров может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование - пункт 1 ст. 130 ТК РФ), так и после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаросопроводительных документов - ст. 72 ТК РФ).

Применительно к порядку перемещения товаров физическими лицами таможенное оформление начинается с подачи таможенной декларации (пункт 1 ст. 286 ТК РФ), устного заявления (не покидая транспортного средства - пункт 2 ст. 285, абзац 1 пункта 3 ст. 286 ТК РФ) либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме, то есть при выборе «зеленого коридора» - пункт 4 ст. 286 ТК РФ) Назаренко Н.С. Таможенное оформление внешнеэкономической деятльности. Практическое пособие. М., 2002. С. 43..

При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ:

-для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров в соответствии со специальной таможенной процедурой, например, перемещения товаров физическими лицами);

-для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом);

-для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный режим действует в течении определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);

-для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены, - пункт 6 ст. 323 ТК РФ).

Таким образом, таможенное оформление завершается после того, как будут выполнены все формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства , в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Однако в ряде случаев и после выпуска товаров требуется совершать действия, охваченные институтом таможенного оформления. Например, когда выпуск товаров возможен до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ).

Несмотря на то, что таможенное оформление начинается по инициативе заинтересованных лиц (перевозчики, декларанты), тем не менее, осуществление многих таможенных операций носит разрешительный характер.

Разрешение таможенного органа на совершение операций

Абзацем первым пункта 1 ст. 61 ТК РФ установлен предельный срок для выдачи необходимого разрешения, который приравнен к сроку проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров. То есть разрешение на проведение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом в течение трех дней со дня обращения заинтересованного лица в таможенный орган и представления необходимых (в соответствии с требованиями конкретной таможенной операции) документов.

Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций может быть получено как в письменной, так и в иных формах Халипов С.В. Таможенное право. 3-е изд. М., 2004. С. 49..

В письменной форме разрешение выдается только в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ. Например, разрешение на проведение таможенных операций в иных местах, не являющихся местами нахождения таможенных органов и их структурных подразделений (ст. 406 ТК РФ), разрешение на отзыв таможенной декларации (ст. 134 ТК РФ).

Иные формы разрешений в соответствии с пунктом 2 ст. 61 ТК РФ могут проявлять себя двояко.

1.Непринятием таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций. Представляется, что эта форма имеет место в тех случаях, когда по истечении установленного срока выдачи разрешения таможенный орган не высказал каких-либо возражений Отдельные документы ФТС РФ содержат признаки письменной формы разрешения таможенного органа (там, где ТК РФ о письменной форме ничего не говорится). Например, в соответствии с пунктом 25 Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров (утв. Приказом ГТК РФ от 3 сентября 2003 г. № 958) разрешение на проведение операций с товарами оформляется путем наложения уполномоченным должностным лицом подразделения таможенного органа резолюции на заявлении заинтересованного лица..

2.Совершением таможенным органом соответствующих действий. Например, при предоставлении декларанту возможности изменить или дополнить сведения, заявленные в принятой таможенной декларации (ст. 133 ТК РФ).

Появление ст. 61 в ТК РФ объясняется юридическим значением любого решения (разрешения), принимаемого таможенным органом. Такое разрешение может открывать для заинтересованного лица возможность реализации определенных, предусмотренных ТК РФ прав, а также может накладывать запрет на их реализацию.

Однако разрешительный порядок предусмотрен не только для совершения конкретных таможенных операций, но и для иных действий в соответствии с ТК РФ, например, для применения таможенных режимов переработки.

Для определения места ст. 61 в системе норм ТК РФ важно обратить внимание на следующие моменты:

- для чего выдаются разрешения;

-в рамках какого таможенно-правового института предусматривается выдача соответствующих разрешений.

Согласно ст. 61 ТК РФ разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (подпункт 20 пункта 1 ст. 11 ТК РФ). В свою очередь, временные пределы таможенного оформления установлены ст. 60 ТК РФ. Таким образом, разрешения на совершение иных действий, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке, установленном иными статьями ТК РФ. Например, разрешение на применение таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории выдается в порядке ст. 203, 204 ТК РФ в течение 30 дней со дня принятия заявления и документов, содержащих необходимые сведения.

Вместе с тем, если в качестве заявления на переработку товаров вне таможенной территории используется таможенная декларация (пункт 5 ст. 204 ТК РФ), то срок предоставления разрешения соответствует сроку, упомянутому в части 1 пункта 1 ст. 61 ТК РФ, поскольку подача таможенной декларации является таможенной операцией, охваченной институтом таможенного оформления.

Место и время таможенного оформления

В соответствии с пунктом 1 ст. 62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.

Местами нахождения таможенных органов являются прежде всего, пункты пропуска через Государственную границу РФ (пункт 1 ст. 405 ТК РФ). Такие таможенные органы имеют неофициальное название «пограничных». Наряду с пограничными таможенными органами создаются «внутренние» таможенные органы, не находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу РФ. Внутренние таможенные органы создаются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экпортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности Бастрыгин С.М. Институт декларирования в Таможенном кодексе РФ // Право и экономика. - 2005. - № 4. - С.63-68..

Кроме того, как пограничные, так и внутренние таможенные органы (таможенные посты), а также структурные подразделения таможенных органов (отделы таможенного оформления таможен) могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров (пункт 2 ст. 405 ТК РФ).

На основании пункта 1 ст. 407 ТК РФ время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством РФ. При этом время работы пограничных таможенных органов устанавливается с учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля - ст. 66 ТК РФ), осуществляющих свои функции в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Одновременно с этим время работы пограничных таможенных органов, по возможности, должно совпадать с временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами РФ.

В остальных случаях, в частности, для внутренних таможенных органов, время работы устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

Другими словами, возможен либо обычный, так называемый нормированный, рабочий день, например, с девяти до восемнадцати часов, либо круглосуточная работа, путем введения посменного графика работы оформительских и досмотровых групп.

Исключения из перечисленного могут составлять случаи, когда отдельные таможенные операции совершаются вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица (пункт 2 ст. 62, ст. 406, пункт 2 ст. 407 ТК РФ).

Причем для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия - экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного, и при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля. Для этих целей могут создаваться зоны таможенного контроля (пункт 2 ст. 362 ТК РФ).

Таможенные операции вне времени работы таможенного органа совершаются только при наличии соответствующей возможности у таможенного органа.

Так как таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, то необходимо иметь в виду, что ст. 62 ТК РФ «Место и время производства таможенного оформления товаров» распространяется равным образом как на таможенные операции, предшествующие таможенному декларированию, так и на таможенные операции по декларированию товаров. Например, прибытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, во время работы таможенных органов (пункт 1 ст. 69 ТК РФ). Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, если для таможенного декларирования отдельных видов товаров не установлены определенные таможенные органы (ст. 125 ТК РФ).

Цель представления таможенным органам в процессе таможенного оформления документов и сведений заключается в подтверждении соблюдения требований таможенного законодательства при совершении определенных таможенным операций и таможенных процедур. Отсюда и возможность разделения всех требуемых документов на отдельные группы, в зависимости от особенностей совершения конкретных таможенных операций. Например, документы, представляемые при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (ст. 72-76 ТК РФ), при оформлении внутреннего таможенного транзита (ст. 81 ТК РФ), при помещении товаров на склад временного хранения (ст. 102 ТК РФ), при декларировании товаров (ст. 124, 131 ТК РФ), при убытии товаров с таможенной территории РФ (ст. 120 ТК РФ).

Cроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, но только в случаях, если иное не установлено ТК РФ. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 129 ТК РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита. В соответствии с абзацем 4 пункта 2 ст. 279 ТК РФ въездная или выездная декларация на транспортные средства представляется перевозчиком в таможенный орган соответственно при въезде транспортного средства на таможенную территорию РФ или его выезде за пределы этой территории.

В соответствии с пунктом 11 Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров Утв. Приказом ГТК России от 3 сентября 2003 г. № 958 «Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров». документы и сведения, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются владельцем склада временного хранения, как правило:

а) в течении 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем склада временного хранения документов, необходимых для помещения товаров на склад временного хранения, - если место расположения склада временного хранения совпадает или находится в непосредственной близости с местом размещения подразделения таможенного органа;

б) в течение суток после прибытия транспортного средства на склад временного хранения - если место размещения склада временного хранения не совпадает с местом размещения подразделения таможенного органа.

Как правило, документы, необходимые для таможенных целей, заполняются на русском языке. Вместе с тем ТК РФ предусматривает возможность использования при таможенном оформлении документов, составленных на иностранных языках:

- если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, заключено соглашение с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей (пункт 5 ст. 63 ТК РФ);

- если документы и сведения представлены на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов (ст. 65 ТК РФ).

Статьей 64 ТК РФ «Присутствие заинтересованных лиц и их представителей при производстве таможенного оформления» предусматривается одновременно право и обязанность Свинухов В.Г. Правовое положение таможенного оформления // Право и экономика. - 2005. - № 11. - С.68-74..

1. Право таможенных органов требовать присутствия заинтересованных лиц при производстве таможенного оформления (что может рассматриваться в качестве детализации отдельных положений ст. 408 ТК РФ «Правомочия таможенных органов»).

2. Обязанность заинтересованных лиц или их представителей присутствовать (по требованию таможенных органов) при производстве таможенного оформления. Данная обязанность должна учитываться, например, декларантом в совокупности с иными обязанностями, предусмотренными пунктом 2 ст. 127 ТК РФ.

Так как ст. 64 ТК РФ имеет отношение к таможенному оформлению, соответственно можно говорить о производстве таможенными органами таких действий, как, например, таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ), таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ), осмотр помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ).

На основании ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. Поэтому для отдельных категорий товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ либо вывозимых с этой территории, таможенное оформление может быть завершено только после прохождения иных (отличных от таможенного) видов государственного контроля (ст. 66 ТК РФ). Например, в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1 перевозка животных, продуктов животноводства и кормов, пропуск военных транспортных средств через Государственную границу РФ допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты. В соответствии с пунктом 4 ст. 21 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию РФ, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию РФ. В соответствии с ч. 3 ФЗ «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ ввезенные в РФ партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты