Комплексный анализ правового механизма помещения товаров под таможенные режимы переработки
b>2.3 Контроль таможенных органов за соблюдением таможенных режимов переработки товаров

Таможенный контроль - один из ключевых институтов таможенного права.

Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (ст.11 ТК РФ).

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Важным источником информации для проведения таможенного контроля является отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых или используемых товарах, которые вызывают интерес у таможенных органов.

В статье 358 ТК РФ закреплены принципы проведения таможенного контроля. Особое внимание законодатель уделил принципу выборочности таможенного контроля, в соответствии с которым при проведении таможенного контроля российские таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, иного законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

В статье 366 ТК РФ приведен исчерпывающий перечень тех форм таможенного контроля, которые могут применяться при таможенных операциях:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

В соответствии с приказами ФТС РФ от 15.09.2005 № 867, от 23.09.2005 № 887 должностные лица таможенных органов, в должностные обязанности которых входят функции, права и обязанности по производству таможенного оформления и таможенного контроля товаров осуществляют:

а) контроль соблюдения условий помещения товаров под таможенные режимы переработки;

б) принятие решения о применении гарантий надлежащего исполнения обязанностей по использованию таможенных режимов переработки (ст. 160 ТК РФ);

в) контроль за товарами для переработки, продуктами переработки, отходами и остатками.

Уполномоченные должностные лица при выполнении таможенных операций, предусмотренных ТК РФ, в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенные режимы переработки вправе применять формы таможенного контроля, установленные разделом IV ТК РФ с учетом положений вышеназванных приказов ФТС РФ. К ним можно отнести следующие формы таможенного контроля: проверку документов и сведений;

устный опрос; получение пояснений; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенную ревизию.

Контроль таможенных органов за применением таможенных режимов переработки товаров можно условно разделить на документальный и фактический.

Документальный контроль начинается на этапе проверки сведений, указанных в заявлении на переработку, и документов, приложенных к заявлению. Затем в целях таможенного контроля за использованием таможенного режима переработки по каждому выданному разрешению формируется дело в соответствии с Инструкциями об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенных режимов переработки, в котором должно быть: заявление на переработку, а также документы, приложенные к нему; второй экземпляр выданного разрешения на переработку; копии четвертых экземпляров ГТД, по которым производилось таможенное оформление товаров и продуктов переработки, в том числе полученных из других таможенных органов; копии четвертых экземпляров ГТД по товарам для переработки, если заявитель изменял таможенный режим в отношении этих товаров; копии заключений о прекращении применения обеспечения уплаты таможенных платежей; все другие, представленные в таможню либо составленные (изданные) таможенными органами документы по этому разрешению на переработку.

Проверка сведений, содержащихся в документах, осуществляется посредством их сопоставления с информацией, получаемой из других источников (аналитически, данные специальной таможенной статистики, таможенные ревизии).

Также могут подлежать проверке иные документы и содержащиеся в них сведения, необходимые для таможенного контроля: учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью, сертификаты качества, соответствия, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами, воинские пропуска и др.

Проверка документов и сведений заключается в их изучении с точки зрения соответствия действующим нормам таможенного законодательства, полноты и достоверности сведений для таможенных целей.

К таможенному контролю в виде документального контроля можно отнести проверку отчетности. В статье 364 ТК РФ определен круг лиц, обязанных представлять таможенным органам такую отчетность:

- таможенные брокеры;

- владельцы складов временного хранения;

- владельцы таможенных складов;

- таможенные перевозчики;

- лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (ст. 68 ТК РФ);

- лица, пользующиеся или владеющие условно выпущенными товарами (например, товарами, заявленными под таможенные режимы временного ввоза, переработки на таможенной территории и т.д.).

Формы отчетности определяются ГТК России и ФТС России.

Непредставление или несвоевременное представление отчетности мешают нормальной работе таможенных органов, существенно снижают эффективность проводимого ими таможенного контроля. Виновные в совершении такого правонарушения привлекаются к административно-правовой ответственности. В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

К фактическому контролю относятся такие формы таможенного контроля: досмотр товаров и продуктов переработки, устный опрос, получение пояснений, осмотр помещений и территорий, таможенная ревизия.

Подробнее рассмотрим каждый из них.

Досмотр товаров и продуктов переработки проводится, в том числе, на основании профилей рисков в целях идентификации вывезенных товаров в продуктах переработки, проверки соответствия фактического количества товаров и продуктов переработки нормам выхода, указанным в разрешении на переработку. При проведении досмотра товаров могут осуществляться указанные в разрешении на переработку действия, необходимые для последующей идентификации товаров в продуктах переработки (фиксация серийных номеров, взятие проб и образцов и т.п.). досмотр товаров и продуктов переработки оформляется актом установленной формы.

Устный опрос как форма таможенного контроля также проводится при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

Устный опрос производится без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Получение пояснений - данная форма таможенного контроля отличается от устного опроса тем, что в ходе ее осуществления должностное лицо таможенного органа получает сведения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Более того, таможенные органы вправе получать объяснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др.). Получение пояснений оформляется в письменной форме.

Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля представляет собой визуальное исследование должностными лицами таможенных органов мест, где находятся или могут находиться товары и (или) транспортные средства.

Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем: условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также в целях проверки на соответствие условиям таможенных режимов и процедур.

Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации:

- об утрате товаров и транспортных средств;

- их отчуждении;

- о распоряжении ими иными способами;

- об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК.

Осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации.

Основанием для проведения осмотра помещений и территорий является предписание, подписанное начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим.

Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.

По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Таможенная ревизия - проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц. Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы вправе использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.

Основными целями проведения таможенной ревизии являются:

- проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- выявление фактов уклонения от уплаты таможенных платежей;

- выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение.

Таможенная ревизия может проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в общей и специальной формах.

Общая таможенная ревизия проводится у декларантов, а также иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но не выступающих в качестве декларантов (при перемещении товаров - ст. 16 ТК РФ).

Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего), копия которого вручается проверяемому лицу, посредством отбора декларации для детальной проверки классификации товаров для тарифных целей, товаров и лиц, освобожденных от уплаты пошлин, налогов, проверки документов по отдельным сделкам и проведения расследования.

При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защите информации.

Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица.

Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Основанием для назначения специальной таможенной ревизии являются:

а) для декларантов и лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ и не выступающих в качестве декларанта, - данные, полученные по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании или распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;

б) для таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков - данные, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ;

в) для лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, - данные, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе данные, содержащиеся в материалах (информации), полученных от структурных подразделений таможенного органа, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов.

В отличие от общей таможенной ревизии, специальная таможенная ревизия может быть назначена только по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего) с уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения также вручается проверяемому лицу.

Специальная таможенная ревизия должна проводиться в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе:

- требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ, и знакомиться с ней;

- осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с настоящим Кодексом в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых;

- проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

- проводить изъятие товаров либо налагать на них арест в соответствии со ст. 377 ТК.

Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом , который составляется:

в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии;

в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии.

Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.

Необходимо отметить, что фактически на этапе декларирования товаров в режиме переработки контроль со стороны должностных лиц таможенного органа отсутствует. Следуя строгому исполнению Инструкции должностное лицо должно проверить:

1) в надлежащий ли таможенный орган подана таможенная декларация;

2) правильность заполнения ГТД;

3) наличие декларации таможенной стоимости.

Применение таможенного контроля таким образом приемлемо, когда весь товар для переработки или все продукты переработки заявляются полностью в одной ГТД. Но в случае, когда товары для переработки (продукты переработки) ввозятся (вывозятся) отдельными партиями такой таможенный контроль кажется недостаточным.

Не представляется возможным отследить какое количество товаров (продуктов) для переработки ввезено (вывезено). Фиксировать количество товаров необходимо при оформлении каждой партии товаров. Иначе у участника ВЭД появляется возможность под видом продуктов переработки вывозить аналогичные товары и тем самым избежать уплаты таможенных пошлин и налогов.

Таким образом, таможенный контроль в системе таможенных административных процедур представляет собой совокупность производств контрольно-надзорного типа, включающих меры принудительно-пресекательного характера, которые осуществляются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, а также законодательства и международных договоров Российской Федерации. Контроль над их исполнением возложен на таможенные органы путем определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц, пресечения нарушений таможенных правил и реализации ответственности в сфере таможенного дела.

3. Анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров участниками внешнеэкономической деятельности (Костромская таможня)

Проведем анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров участниками ВЭД, зарегистрированных в регионе деятельности Костромской таможни за период 2005-2006 годах.

В 2005 г. переработку товаров на таможенной территории осуществляло 3 предприятия, Костромской таможней было выдано 11 разрешений на переработку товаров на таможенной территории. В 2006 г. переработку товаров на таможенной территории осуществляло 2 предприятия, Костромской таможней было выдано 3 разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

Переработкой товаров на таможенной территории занимаются в основном предприятия текстильной промышленности, производящие ткани из ввозимого льняного сырья. Состав участников внешнеэкономической деятельности стабилен на протяжении порядка 10 лет.

Таможенный режим переработки вне таможенной территории заявило в 2005 г. 3 предприятия, Костромской таможней было выдано 6 разрешений на переработку товаров вне таможенной территории. В 2006 г. таможенный режим переработки вне таможенной территории заявило 2 предприятия, Костромской таможней было выдано 2 разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты