Комплексный анализ правового механизма помещения товаров под таможенные режимы переработки
b>

2.1 Общие положения таможенных режимов переработки товаров

На сегодняшний день законодательную и нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы применения режимов переработки товаров, составляют Таможенный кодекс РФ
2003 г., ведомственные приказы и распоряжения Государственного таможенного комитета РФ (далее ГТК РФ) и Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ). В ведомственных актах четко прописаны действия должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенных режимов переработки товаров.

По мнению Ю. Ф. Азаровой, Г.В. Баландиной, экономические таможенные режимы являются своеобразным результатом адаптации к разнообразным потребностям участников ВЭД, что создает дополнительные возможности не только для расширения, но и для развития других форм международной экономической интеграции. Экономические таможенные режимы являются ключевым звеном в системе международных отношений, поскольку с макроэкономической точки зрения и вне зависимости от номенклатуры помещаемых под них товаров данные режимы имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с осуществлением коммерческой деятельности. Выделение таможенных режимов с экономическим значением в отдельную группу имеет практическое значение для более четкого уяснения их правового регулирования.

В Таможенном кодексе выделено три режима переработки товаров: переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров для внутреннего потребления, переработка товаров вне таможенной территории.

Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ на определенный срок (ст. 173 ТК РФ).

Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срок переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 187 ТК РФ).

Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 197 ТК РФ).

Законодатель определил для режимов переработки товаров общими следующие критерии: условия помещения товаров под таможенный режим, операции по переработке товаров, срок переработки товаров, завершение таможенного режима.

К условиям помещения товаров под режимы переработки А.Н. Козырин относит:

1. Получение разрешения на переработку товаров;

2. Возможность идентификации товаров в продуктах их п6реработки;

3. Статус товаров, помещаемых под режим переработки.

По мнению М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили к условиям помещения товаров под режимы переработки следует относить также наличие запретов и ограничений, устанавливаемых Правительством РФ.

Подробнее рассмотрим каждое из них.

Таможенные режимы переработки товаров являются "разрешительными". Такой административно-правовой режим, как разрешение, имеет многообразие в применении, так как встречается почти во всех отраслях и сферах экономики. Чтобы обеспечить государственную и общественную безопасность, защитить права и законные интересы граждан, хозяйствующих субъектов, неограниченный круг лиц, которые могут пострадать в результате предпринимательской или иной экономической деятельности, государство с давних времен использует различного рода разрешения.

Термин "разрешение" означает право на совершение чего-либо, а также документ, удостоверяющий такое право.

Термин "разрешение" не имеет в российском законодательстве четко закрепленного толкования или определения, нет и перечня видов разрешений, применяемых в качестве административно-правовых режимов в экономических правоотношениях. Иногда такой административно-правовой режим в нормах так и называется - "разрешение". Однако чаще всего лишь из текста нормы можно определить, что предполагается получение того или иного вида разрешения.

Терещенко Л. К. разграничивает понятия "разрешение" и "лицензия". Термин "разрешение" в российском законодательстве часто используется как синоним термина "лицензия". В частности, ст. 49 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ установлено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В Таможенном кодексе РФ 1993 г. предусматривалась выдача лицензий для применения режимов переработки.

Как считает автор, разрешения имеют специфические свойства, принадлежащие только этому виду административно-правовых режимов, и отличаются от специальных разрешений (лицензий).

Во-первых, если лицензирование применяется, как правило, для получения права на осуществление определенного вида деятельности, то разрешение применяется для предоставления лицу права совершить то или иное действие.

Во-вторых, разрешение может использоваться, как промежуточный этап при получении права осуществлять определенный вид деятельности (в качестве согласования), а лицензирование - это всегда завершение процесса получения права осуществлять определенный вид деятельности.

В-третьих, цели лицензирования и цели выдачи разрешений различны. Если лицензированию подлежат виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам различных субъектов, здоровью граждан, обороне или безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, но при этом регулирование этих видов деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, то разрешения могут выдаваться на определенные действия, не связанные с обязанностями государства контролировать эти действия или с целью обеспечения безопасности, обороноспособности или защиты конституционных прав гражданина и т.п. При этом лицо, получившее разрешение на определенный вид действий, наделяется специальной правоспособностью, характеризующейся строго определенным перечнем конкретных дозволений и разовым осуществлением этих действий, требующих каждый раз принятия нового решения правомочного органа власти для совершения аналогичных действий данного лица.

По Таможенному кодексу 2003 г. помещение товаров под таможенный режим не требует получения лицензии, но осуществляется с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения необходимо соблюдение требований и условий, установленных Таможенным кодексом применительно к конкретному таможенному режиму, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и требований законодательства Российской Федерации, установленных в целях валютного контроля. При соблюдении лицом требований таможенного режима и других условий выпуска товаров таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим заинтересованное лицо должно представить в таможенный орган документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под заявленный таможенный режим. Таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения этого таможенного режима.

Разрешение на ввоз и вывоз - документ, без которого не допускается ввоз товаров в страну или вывоз из страны.

Разрешение на переработку товаров выдается таможенным органом и представляет собой документ, имеющий свою форму, напечатанный на бланке строгой отчетности. Для получения разрешения необходимо подать заявление, содержащее сведения, перечень которых определен ТК РФ и приказами ГТК РФ:

о заявителе;

о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;

о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;

об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;

о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;

о норме выхода продуктов переработки;

о способах идентификации товаров в продуктах переработки;

о сроке переработки товаров.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные сведения. В течение 30 дней таможенный орган проверяет соблюдение установленных требований и условий и принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.

Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены установленные требования и условия, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.

Законодателем определен порядок выдачи разрешения на переработку, и порядок внесения изменений в выданное разрешение. Однако имеют место следующие проблемные моменты. В условиях нестабильности и изменчивости коммерческих отношений этот вопрос нельзя упускать из вида. В течение срока переработки товара, в частности, когда речь идет о производстве нового товара количественные и качественные характеристики, которые предполагались изначально, могут измениться. В связи с этим возникает необходимость внесения изменений в выданное разрешение на переработку. На практике это выглядит так. Разрешение на переработку имеет свою форму, в которую вносятся необходимые сведения. При их изменении должностное лицо таможенного органа, выдавшего разрешение, перечеркивает предыдущие сведения, указывает новые, заверяет исправления своей подписью с проставлением личной номерной печати и указывает дату внесения изменений. Начальник таможенного органа также заверяет внесенные изменения своей подписью и гербовой печатью таможенного органа. В результате можно увидеть документ с множеством печатей, множеством изменений и не увидеть самого документа как такового.

Прелагаем решить этот вопрос следующим образом. Разрешение с внесенными изменениями распечатывается на новом бланке, срок его действия остается прежним, а выданное ранее разрешение на переработку аннулируется. В результате все измененные сведения печатаются, а не вносятся от руки, что исключает вероятность разночтений в виду особенностей почерка, большого количества печатей. Либо внесение изменений необходимо запретить, а в случае необходимости внесения изменений участник ВЭД должен обратиться в таможенный орган и получить новое разрешение на переработку.

Таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные для режима переработки товаров, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.

Следовательно, отказ таможенного органа в согласовании заявленных нормы выхода и срока переработки товаров влечет за собой отказ в выдаче разрешения на переработку товаров и помещении товаров под таможенный режим. Таким образом, можно говорить о том, что согласование норм выхода продуктов переработки и срока переработки товаров тоже является условием, но условием получения разрешения на переработку товаров.

Сведения о норме выхода продуктов переработки, должны быть указаны во всех разрешениях на переработку товаров на таможенной территории, и для внутреннего потребления и вне таможенной территории и это закреплено в законе - п. 3 ст. 179, п. 2 ст.192, п. 3 ст. 203 ТК РФ.

Норма выхода продуктов переработки необходима для окончательного определения описания, качества и количества продуктов переработки, образующихся в производственном процессе, и представляет собой количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки единицы ввезенных товаров. Количество продуктов переработки рассчитывается путем умножения количества товаров, являющихся предметом переработки, на норму выхода данного продукта переработки.

Статья 178 ТК РФ предусматривает установление компетентными органами Правительства РФ стандартных норм выхода продуктов переработки для таможенных целей в случаях, когда операции по переработке на таможенной территории:

- относятся к товарам, имеющим практически постоянные характеристики;

- обыкновенно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями;

- ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества.

Возникает вопрос, в каком значении употребляется понятие "стандартные нормы выхода продуктов переработки". По мнению ФТС РФ, при определении того, в каком именно значении употребляется то или иное понятие, используемое в ТК, важно учитывать следующие его нормы.

Статьей 11 ТК РФ установлены основные понятия, а также значения, в которых они используются. Вместе с тем указанная статья не содержит понятия "стандартные нормы выхода продуктов переработки". Данное понятие содержится в п. 3 ст. 178, п. 4 ст. 202 ТК РФ, при этом нормами указанных статей не раскрывается содержание этого понятия. Согласно пп. 4 п. 3 ст.6 ТК РФ исключительным правом устанавливать содержание понятий, определенных в ТК РФ, а также значения, в которых он используются, обладает только ТК РФ. Следовательно, в данном случае можно говорить о том, в каком значении используется в ТК РФ понятие "стандартные нормы выхода продуктов переработки".

В п. 3 ст. 178, п. 4 ст. 202 ТК РФ определены условия, при которых устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки. Исходя из них, можно сделать вывод о том, что понятие "стандартные нормы выхода продуктов переработки" используется в ТК РФ в значении типового вида, образца, которому должны удовлетворять продуты переработки, в отношении которых установлены указанные нормы, по свои признакам, свойствам, качествам, количествам.

Постановление Правительства РФ от 09.12.2003 № 744 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей" к органам, компетентным устанавливать стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей в зависимости от видов товаров относит: Министерство финансов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ.

Пунктом 2 ст. 178 ТК РФ предусмотрено, что при согласовании нормы выхода продуктов переработки таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки.

Остановимся на вопросе таможенных лабораторий. В настоящее время перечень таможенных лабораторий по стране насчитывает чуть более десятка, эти лаборатории распространены по принципу одна лаборатория на один федеральный округ. Достаточное ли это количество? Полагаем, что нет.

Посмотрим эту ситуацию глазами участника ВЭД. Как уже говорилось выше, нормы выхода продуктов переработки определяются заявителем по согласованию с таможенным органом. Но для того, чтобы ее согласовать их предварительно необходимо рассчитать выход для конкретного количества определенного товара. В Костромской области такими вопросами занимаются эксперты Торгово-промышленной палаты по Костромской области, Автономной Некоммерческой организации "Сертификация, инспекция, исследование продукции".

Значит, еще до момента подачи заявления на предоставление таможенного режима переработчику следует обращаться в одну из этих организаций, тратить время и деньги на экспертизу. После получения разрешения на переработку, совершив операции по переработке, для вывоза продуктов переработки заявителю необходимо идентифицировать товары для переработки в продуктах переработки, т.е. вновь обращаться к эксперту и нести временные и денежные затраты.

Полагаем, что таких затрат можно было избежать при наличии достаточного количества таможенных лабораторий. Сократилось бы количество времени, затрачиваемое организацией-переработчиком на оформление документов для получения разрешения на переработку. Расчет норм выхода продуктов переработки проводился бы в 30-дневный срок, в течение которого таможенный орган рассматривает заявление на предоставление таможенного режима.

Следующим важным вопросом является возможность идентификации таможенными органами товаров в продуктах переработки. Строго говоря, возможность идентификации является характеристикой не только товаров, являющихся предметом переработки, но также предполагаемой к получению товарной продукции. Этому условию таможенным законодательством уделено особое внимание.

Идентификация товаров, предназначенных для переработки, в продуктах их переработки применяется при использовании всех таможенных режимов переработки и преследует цель удостоверения факта, что продукты переработки образовались в результате проведения операций именно с товарами, помещенными под таможенный режим. Необходимость такой идентификации обусловлена предоставлением в отношении ввозимых на таможенную территории РФ товаров (продуктов переработки) льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

При этом могут использоваться следующие способы идентификации:

- наложение таможенных обеспечений в виде пломб на складские помещения, участки технологических линий, выполняющих определенные технологические операции, с целью недопущения использования в производственном процессе товаров, не указанных в лицензии на переработку;

- проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой и (или) другой маркировки на товары, являющиеся предметом переработки, и (или) вспомогательные товары;

- описание предметов переработки, их фотографирование, изображение в масштабе;

- сопоставление предварительно взятых проб и образцов предмета переработки с товарной продукцией;

- использование имеющейся маркировки в виде заводских номеров (двигателей, частей кузова и т.д.) товаров, являющихся предметом переработки;

- анализ документов, относящихся к предмету переработки, продуктам переработки, а также к произведенным операциям по переработке.

В случае невозможности использования изложенных выше способов идентификации заявитель вправе представлять заключения независимых экспертных организаций и таможенных лабораторий по определению возможного способа идентификации предмета переработки в товарной продукции. При этом окончательное подтверждение того, что полученные в результате переработки товары являются продуктами переработки товаров, ввезенных или вывезенных для переработки, дают таможенные лаборатории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты