Комплексный анализ правового механизма помещения товаров под таможенные режимы переработки

Комплексный анализ правового механизма помещения товаров под таможенные режимы переработки

Оглавление

  • Введение
  • 1. Вопросы таможенного дела, определяющие институт таможенных режимов
  • 1.1 Правовая регламентация перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
  • 1.2 Институт таможенных режимов: понятие, принципы, содержание
  • 2. Сравнительный анализ особенностей условий предоставления таможенных режимов переработки товаров и действий должностных лиц таможенных органов по контролю за их соблюдением
    • 2.1 Общие положения таможенных режимов переработки товаров
  • 2.2 Особенности применения таможенных режимов переработки товаров
  • 2.3 Контроль таможенных органов за соблюдением таможенных режимов переработки товаров
  • 3. Анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров участниками внешнеэкономической деятельности (Костромская таможня)
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Введение
  • Стремление России к присоединению к Всемирной торговой организации требует принятия определенных мер, направленных на создание правового таможенного законодательства, которое отвечало бы международным требованиям. С принятием Таможенного кодекса 2003 г. представляется возможным говорить о начале перехода от "таможни, которая обслуживает правительство", к "таможне для участников внешней торговли".
  • Особое значение для таможенных правоотношений представляет помещение товаров под определенный режим, поскольку ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его.
  • Поэтому понятие "таможенный режим" является одним из центральных и наиболее важных понятий таможенного права.
  • На практике "таможенный режим" является своеобразным "скелетом", на который опираются права и обязанности декларанта - лица, перемещающего товары (или таможенного брокера), а так же таможенного органа. Таможенный режим определяет меру допустимого и должного поведения в отношении перемещаемого через таможенную границу РФ товара, величину, сроки и порядок уплаты таможенных платежей, необходимость применения тех или иных мер нетарифного ограничения и т.п.
  • Либерализация внешнеэкономической деятельности существенно расширила круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. В связи с этим возрастают роль и значение правового регулирования экспортно-импортных отношений, неотъемлемой частью которых являются таможенные операции. Это, в свою очередь, потребовало разработки системы нормативных актов, центральное место среди которых в настоящее время занимает Таможенный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 01 января 2004 года.
  • Необходимо подчеркнуть, что знание особенностей применения таможенного режима со стороны таможенного органа позволяют способствовать развитию разнообразных форм экономической деятельности, наполнению федерального бюджета, пресекать нарушения в таможенной сфере и т.п. Эти познания позволяют участникам ВЭД наиболее полно и широко использовать предоставляемые им права, эффективно вести свою хозяйственную деятельность, осуществлять налоговое планирование, соблюдая при этом действующее законодательство. Очевидно, что всё упомянутое, способствует становлению и укреплению экономики государства и развитию цивилизованных рыночных отношений особенно в области внешней торговли. Кроме этого, как справедливо отмечает в своей статье "Таможенный режим: к проблеме определения и содержания понятия" А.М. Лушников, четкое определение таможенного режима, льгот и ограничений, связанных с применением того или иного режима, позволяет не путать эти понятия с иными таможенными процедурами, избегая при этом юридических ошибок.
  • Актуальность выбранной темы выражается в необходимости проанализировать ситуацию, складывающуюся при применении таможенных режимов переработки товаров. Как говорится "Не суди в три дня, а суди в три года". Поэтому для анализа сейчас наиболее подходящий момент по следующим причинам. Во-первых, новый Таможенный кодекс перестал быть новым в том смысле, что его положения уже апробированы на практике, во-вторых, сама практика внесла некоторые коррективы в кодекс, в-третьих, необходимо понять произошло ли развитие законодательства в части применения таможенных режимов, или же законодатель просто решил изменить его, не решая ранее существовавшие проблемы.
  • Необходимо проанализировать, что изменилось с принятием Таможенного кодекса 2003 г. и как это отразилось на полномочиях таможенных органов, лицах, применяющих таможенные режимы переработки товаров. Произошло ли упрощение процедуры получения разрешения на переработку, какие условия необходимо соблюсти, чтобы поместить товары под выбранный режим. Вот на все эти и другие вопросы необходимо найти ответы при анализе правового регулирования таможенных режимов переработки товаров. Анализ правового регулирования таможенных режимов позволит определить, отвечает ли действующая нормативная база требованиям современных внешнеэкономических отношений, выявить пробелы таможенного законодательства, и выработать предложения по их решению.
  • Разработанность исследуемого вопроса в научной литературе достаточна низка, поэтому основной упор сделан на изучении законодательной базы, хотя был изучен ряд учебной литературы, периодических изданий, комментариев законодательства.
  • Вопросы таможенного законодательства слабо освещены в периодической печати, за исключением журналов "Таможня", "Таможенное дело", "Право и экономика", "Современное право".
  • При написании выпускной квалификационной работы были использованы труды известных ученых, занимающихся вопросами финансовой деятельностью государства и таможенных органов. Системный подход к определению понятия "таможенный режим" использован А.Н. Козыриным. В частности, он предложил в системе таможенного режима "три составляющие части - подсистемы: 1) нормативно-регулятивную; 2) организационную; 3) материально-техническую. Сам таможенный режим А.Н. Козырин рассматривает в качестве основного института таможенного права". В.В. Егиазарова рассматривает таможенный режим в широком и узком смыслах.
  • М. Шестакова в статье "О таможенных режимах" определила общие требования, предъявляемые к таможенным режимам в соответствии с ТК РФ, определила и охарактеризовала группы таможенных режимов. В.Г. Свинухов в статье "Правовые основы помещения товаров под "основные" и "экономические" таможенные режимы" выделил условия помещения товаров под эти режимы и особенности таможенных режимов. О.Ю. Бакаева в статье "Институт таможенных льгот в таможенном праве (финансовый аспект)" приводит классификацию таможенных тарифно-налоговых преференций по различным основаниям, рассматривает и анализирует таможенные льготы относительно всех таможенных режимов, закрепленных в ТК РФ.
  • Методологическую базу исследования составляют методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой.
  • Работа основана на использовании общенаучных методов логического, нормативно-правового и сравнительно-правового анализа. При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов познания, в том числе статистический, систематический, структурно-функциональный.
  • Объект исследования - общественные отношения, связанные с применением таможенных режимов переработки, под которые помещаются товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
  • Предмет исследования - анализ правового регулирования таможенных режимов переработки товаров.
  • Цель выпускной квалификационной работы - изучение и комплексный анализ правового механизма помещения товаров под таможенные режимы переработки товаров, анализ действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего таможенные режимы переработки товаров, выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства; систематизация информации для возможности использования ее в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, должностных лиц таможенных органов, занимающихся непосредственно вопросами применения таможенных режимов переработки товаров.
  • Сформулированная цель достигается посредством последовательного решения следующих задач:
  • 1) изучить принципы перемещения товаров через таможенную границу РФ;
  • 2) проанализировать нормативно-правовую базу по вопросам применения таможенных режимов;
  • 3) провести сравнительный анализ таможенных режимов переработки товаров;
  • 4) провести анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров;
  • 5) выявить пробелы в законодательстве о таможенных режимах (как общих, так и частных);
  • 6) сформулировать практические предложения по совершенствованию законодательства.
  • Для решения поставленных задач была проведена работа, связанная с изучением обширного ряда законодательных и нормативно-правовых актов, в частности Таможенного кодекса РФ, Постановлений Правительства РФ, регулирующих вопросы, касающиеся таможенного дела. Также в качестве источников при написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной таможенной службы (а именно приказы и распоряжения).
  • Источником написания практической части работы послужило изучение работы отдела таможенных процедур и таможенного контроля Костромской таможни. Информация, предоставленная начальником отдела, должностными лицами позволила изучить и проанализировать практику применения таможенных режимов переработки товаров.
  • Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в качестве методического пособия при изучении курса таможенного права.
  • Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования выводов при решении проблемных вопросов, связанных с применением таможенных режимов переработки товаров.
  • Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, в котором определены актуальность выбранной темы, цели и задачи, подлежащие рассмотрению, главы "Вопросы таможенного дела, определяющие институт таможенных режимов", "Сравнительный анализ особенностей условий предоставления таможенных режимов переработки товаров и действий должностных лиц таможенных органов по контролю за их соблюдением", "Анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров участниками внешнеэкономической деятельности (Костромская таможня)" и заключение, состоящее из выводов по данной теме.
1. Вопросы таможенного дела, определяющие институт таможенных режимов

1.1 Правовая регламентация перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ закреплены в главе 2 Таможенного кодекса РФ 2003 г. (далее ТК РФ).

Перемещение товаров и транспортных средств во всех случаях связано с соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности определенных условий и требований, установленных законодательством. Статья 12 ТК РФ закрепляет основополагающий принцип, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из страны товаров и транспортных средств. При этом таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства в части, связанной с перемещением грузов через таможенную границу. Что же следует понимать под таким перемещением?

Под перемещением через таможенную границу Российской Федерации О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко понимают совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Под товарами в таможенном праве понимаются "любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства". Такое определение "товары" включает в себя валюту РФ, валютные ценности и некоторые другие товары, являющиеся предметами валютно-правовых отношений. Однако в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу должны соблюдаться запреты и ограничения, установленные законодательством РФ.

"Запреты и ограничения" по ТК РФ 2003 г. соответствуют понятию "меры экономической политики", которое использовалось в Таможенном кодексе РФ 1993 г. под мерами экономической политики понимались квотирование, лицензирование и установление минимальных и максимальных цен. В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" появляется понятие "меры нетарифного регулирования". Однако законодатель не дал четкого определения нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К их числу были отнесены меры экономической политики (квотирование, лицензирование), а также иные запреты и ограничения.

К запретам и ограничениям экономического характера относятся запреты на ввоз товаров из определенной страны (эмбарго), запреты на ввоз (вывоз) определенных видов товаров, лицензирование, квотирование, применение антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин.

Статья 13 ТК РФ говорит об обязанности перевозчика немедленно вывезти с таможенной территории Российской Федерации товары, запрещенные к ввозу. В случае невозможности вывоза эти товары помещаются на склад временного хранения на срок не более 3 суток, после чего ими распоряжаются в соответствии с гл. 41 ТК РФ.

Статья 13 ТК РФ определила положение, согласно которому расходы у декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию или их вывоз с этой территории таможенными органами не возмещается.

Применение запретов и ограничений экономического характера зависит от избранного таможенного режима. Эти запреты применяются в рамках таких таможенных режимов, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. Если товары заявляются под иные таможенные режимы, то к ним запреты и ограничения экономического характера не применяются.

Разумеется, ТК РФ определил не только права, но и обязанности участников ВЭД. Часть 1 ст. 14 ТК РФ утвердила положение, согласно которому все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и контролю, в порядке и на условиях, предусмотренных им. Но далее ст. 14 ТК РФ, защищая интересы участников ВЭД, специально подчеркнула положение, согласно которому таможенные органы и их должностные лица при осуществлении таможенного оформления и контроля не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. При этом требования таможенных органов не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Далее ст. 15 ТК РФ говорит об обязанности всех лиц проводить таможенное оформление в соответствии с требованием ТК РФ, а после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Вопросы пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, являющимися предметами таможенных правоотношений, играют ключевую роль в механизме таможенно-правового регулирования.

Как известно, пользование и распоряжение имуществом наряду с владением является правомочием собственника.

Правомочие пользования - это основанная на законе возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

Правомочие распоряжения - основанная на законе возможность изменения принадлежности, состояния или назначения имущества.

Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами определяет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом является составной частью права собственности, т.е. права по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Соответственно, право распоряжения означает право определять по своему усмотрению юридическую судьбу вещи, вплоть до ее уничтожения.

Следует различать право определять юридическую судьбу товаров и право совершать юридически значимые действия с товарами от собственного имени (например, выступать в качестве отправителя товаров, организовывать их перевозку, помещать товары на хранение и т.д.).

При оценке наличия у лица права распоряжения товарами для реализации правомочия выступать в качестве декларанта следует учитывать положение п. 1 ст. 15 ТК РФ, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными им. Таким образом, законодатель ограничил наделение третьего лица правом распоряжения на основании волеизъявления лица. Однако наделение таким правом возможно в силу закона.

Следует также учитывать особенности, связанные с применением различных таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. В качестве декларанта при применении таможенного режима переработки на таможенной территории может выступать российское лицо, непосредственно осуществляющее операции по переработке с товарами.

Конкретные обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет российское лицо, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена. Аналогичные обязанности при перемещении товаров через таможенную границу России без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом возлагаются на лицо, имеющее право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации (ст. 16 ТК РФ). В соответствии с положениями ст. 17 ТК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц представления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных Кодексом, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 Кодекса.

Через таможенную границу Российской Федерации товары перемещаются в соответствии с их таможенными режимами. Ввоз или вывоз имущества влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов. Правовые режимы, как правило, устанавливаются в сферах действия отраслей публичного права, так как отражают интересы государства в той или иной области или сфере. В таможенном праве применение режимов обусловлено целями и задачами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. На таможенные органы возлагаются обязанности по применению установленных мер для обеспечения соблюдения режимных правил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты